Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Специализация и типизация магазинов

  • 👀 2256 просмотров
  • 📌 2238 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Специализация и типизация магазинов
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Специализация и типизация магазинов» docx
Лекция №11 «Специализация и типизация магазинов» Завершение процесса обращения товаров происходит в розничной торговой сети, которая представляет собой совокупность розничных торговых предприятий, т. е. предприятий торговли, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг торговли покупателям для их личного, семейного, домашнего использования. К предприятиям розничной торговли относят магазины и объекты мелкорозничной торговой сети. Магазин — специально оборудованное стационарное здание или его часть, предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям. Магазины располагают комплексом торговых и неторговых помещений, необходимых для осуществления различных торгово-технологических операций. Это позволяет применять в них средства механизации трудоемких операций, создает благоприятные условия труда торговых работников, способствует повышению качества торгового обслуживания покупателей, предоставлению им дополнительных услуг. Поэтому желательно, чтобы в общей численности предприятий розничной торговли преобладали именно магазины. Мелкорозничная торговая сеть осуществляет розничную торговлю через павильоны, киоски, палатки, а также передвижные средства развозной и разносной торговли. Павильон представляет собой оборудованное строение, имеющее торговый зал и помещения для хранения товарного запаса, рассчитанное на одно или несколько рабочих мест. Киоск — оснащенное торговым оборудованием строение без торгового зала. Киоск рассчитан на одно рабочее место продавца, на площади которого размещается товарный запас. Палатка — легко возводимая сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанная на одно или несколько рабочих мест продавца, на площади которых размещен товарный запас на один день торговли. Развозная торговля осуществляется с использованием специализированных или специально оборудованных для торговли транспортных средств, а также мобильного оборудования, применяемого только в комплекте с транспортным средством. Развозная торговля включает в себя автомагазины, автоцистены, сельские автолавки, магазины-вагоны, магазины-суда и др. Разносная торговля товарами — это торговля товарами на транспорте, на улице, на дому, по месту работы и учебы покупателей, осуществляемая с лотков, прилавков, тележек, корзин и с помощью иных специальных приспособлений. Лоток — передвижной торговый объект, осуществляющий разносную торговлю, не имеющий торгового зала и помещений для хранения товаров, представляющий собой легко возводимую сборно-разборную конструкцию, оснащенную прилавком, рассчитанную на одно рабочее место продавца, на площади которой размещен товарный запас на один день. Тележка — передвижной торговый объект, осуществляющий разносную торговлю, оснащенный колесным механизмом для перемещения товаров и используемый для продажи штучных товаров. Торговый автомат — стационарный некапитальный торговый объект, представляющий собой автоматическое устройство, предназначенное для продажи штучных товаров без участия продавца. Автомагазин, автолавка, автофургон — передвижные торговые объекты, осуществляющие развозную торговлю, представляющие собой автотранспортные средства (автомобили, автоприцепы, полуприцепы), рассчитанные на одно рабочее место продавца, на площади которых размещен товарный запас на один день реализации. Автоцистерна — передвижной торговый объект, осуществляющий развозную торговлю, представляющий собой изотермическую емкость, установленную на базе автотранспортного средства и предназначенную для продажи живой рыбы и жидких продовольственных товаров в розлив (молоко, квас, пиво и др.). В соответствии с ГОСТ Р 51773-2009 “Услуги торговли. Классификация предприятий торговли” предприятия розничной торговли классифицируют по следующим основным признакам: ◦ вид торгового объекта; ◦ особенности объемно-планировочного решения здания; ◦ специализация торговой деятельности; ◦ тип предприятия; ◦ размер торговой площади; ◦ применяемые методы продажи; ◦ способ организации торговой деятельности; ◦ организационно-правовые формы. По виду торгового объекта розничные торговые предприятия делятся на стационарные и нестационарные. Стационарное предприятие розничной торговли представляет собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом с землей и присоединенные к сетям инженерно-технического обеспечения. Нестационарное предприятие розничной торговли — это временное сооружение или временная конструкция, не связанные прочно с земельным участком, вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное (мобильное) сооружение. К нестационарным торговым объектам относят павильоны, киоски, платки, торговые автоматы и иные временные торговые объекты. К нестационарным передвижным торговым объектам относят лотки, атомагазины, автофургоны, автолавки, автоцистерны, тележки и т. п. С учетом типа здания и особенностей его объемно-планировочного решения предприятия розничной торговли можно подразделить на отдельно стоящие, встроенные, встроенно-при- строенные, пристроенные и торговые центры. Кроме того, различают магазины одноэтажные и многоэтажные, с подвальными помещениями или без них. Отдельно стоящие магазины размещают в обособленных зданиях, построенных, как правило, по специально разработанным для них проектам. Все помещения встроенного магазина располагаются в габаритах жилого здания или здания иного назначения. Помещения встроенно-пристроенного магазина размещают не только в габаритах жилого здания, но и в объемах, вынесенных за эти габариты. Пристроенным называется магазин, ограждающая стена или стены которого являются общими или смежными со стенами жилого дома. Торговый центр представляет собой совокупность торговых предприятий и предприятий по оказанию услуг (общественного питания и бытового обслуживания), размещенных на одной територии. Предприятия, входящие в его состав, спланированы, построены и управляются как единое целое. В границах торгового центра должна быть расположена стоянка для автомашин. По специализации торговой деятельности розничные торговые предприятия принято подразделять на универсальные, специализированные и неспециализированные (в том числе комбинированные и смешанные). Предприятия розничной торговли классифицируют на типы в зависимости от размера торговой площади, предлагаемого ассортимента товаров и применяемых методов их продажи. По размеру торговой площади можно выделить магазины мелкие — от 18 до 250 м2, средние — от 251 до 1000, крупные — от 1001 до 4000 и особо крупные — свыше 4000 м2. По методам продажи товаров различают предприятия с индивидуальным обслуживанием покупателей (через прилавок обслуживания), торгующие посредством самообслуживания, по образцам и др. С учетом способа организации торговой деятельности розничные торговые предприятия бывают сетевые (входящие в со- став торговых сетей), автономные, фирменные и др. В зависимости от формы собственности предприятия розничной торговли подразделяются на частные, государственные, муниципальные, кооперативные и др. На предприятиях розничной торговли производятся операции, связанные с доведением товаров непосредственно до населения. Торгово-технологический процесс в магазине состоит из целого комплекса взаимосвязанных торговых (коммерческих) и технологических операций. Содержание и последовательность выполнения этих операций зависят от типа и величины магазина, его технической оснащенности, степени подготовленности к продаже поступивших в магазин товаров и других факторов. К основным торговым функциям предприятий розничной торговли следует отнести: ◦ изучение покупательского спроса на товары; ◦ формирование ассортимента товаров; ◦ управление товарными запасами; ◦ составление заявок на завоз товаров; ◦ рекламирование товаров и услуг. Основными технологическими функциями являются: ◦ приемка поступивших товаров по количеству и качеству; ◦ хранение товаров; ◦ выполнение операций, связанных с производственной доработкой товаров (фасовка, упаковка, маркировка и др.); ◦ внутримагазинное перемещение, размещение и выкладка товаров на торговом оборудовании в торговом зале; ◦ продажа товаров (предложение их покупателям, помощь в выборе и др.); ◦ выполнение расчетов с покупателями. Наряду с перечисленными розничные торговые предприятия выполняют также функции, связанные с оказанием покупателям дополнительных услуг. Специализация и типизация магазинов Специализация и типизация магазинов являются одним из основных направлений упорядочения розничной торговой сети. Они позволяют эффективнее использовать материально-техническую базу торговли, рационально организовать товароснабжение, улучшить изучение спроса, повысить качество обслуживания населения. Специализация розничных торговых предприятий предусматривает их разделение по ряду признаков, основным из которых является ассортимент реализуемых товаров. По этому признаку все магазины можно разделить на три группы: 1) универсальные; 2) специализированные; 3) неспециализированные. Товарный ассортимент универсальных магазинов включает большое число различных групп продовольственных и (или) непродовольственных товаров. Специализированные магазины предлагают покупателям товары какой-либо одной товарной группы (одежда, ткани, безалкогольные напитки) или в них может быть представлена часть какой-либо товарной группы (мужские костюмы, льняные ткани, минеральные воды). Неспециализированные магазины занимают промежуточное место между универсальными и специализированными, поскольку их ассортимент не столь широк, как у первых, и не столь узок, как у вторых. Кроме того, к неспециализированным относят магазины, предлагающие покупателям комбинированный и смешанный ассортимент товаров. В магазинах с комбинированным ассортиментом товаров представлено несколько товарных групп, объединенных по потребительским комплексам (товары для детей, женщин, муж- чин, молодежи, ветеранов) или по однородности спроса (диетические продукты, детское питание, предметы домашнего хозяйства, подарки). К комбинированным магазинам можно также отнести и те, которые осуществляют торговлю товарами нескольких (двух-трех) групп, связанных общностью спроса (галантерея – парфюмерия – трикотаж, часы – ювелирные изделия, мясо – рыба). В магазинах со смешанным ассортиментом товаров представлены как продовольственные, так и непродовольственные товары отдельных видов. Следует отметить, что наиболее широкое применение специализация получила в городах, где уровень концентрации пред- приятий розничной торговли выше, чем в сельской местности. На распространение специализации оказывает влияние и периодичность покупок продовольственных и непродовольственных товаров. Так, большинство продовольственных товаров относятся к товарам повседневного спроса. Посещая продовольственные магазины, покупатели, как правило, совершают комплексную покупку (хлеб, молоко, мясо, овощи и др.). Поэтому важно, чтобы такие магазины размещались в непосредствен- ной близости от потребителей и в них были представлены все группы товаров частого спроса. Специализация же магазинов приводит к раздробленности торговой сети, т. е. к их удаленности от потребителей, ведет к уменьшению торговой площади, создает неудобства для покупателей из-за необходимости посещать несколько магазинов для совершения комплексной покупки. В меньшей степени эти недостатки проявляются при специализации непродовольственных магазинов. Это связано прежде всего с тем, что большинство непродовольственных товаров приобретаются с периодичностью от нескольких недель до нескольких лет. Поэтому территориальная удаленность таких магазинов не играет большой роли. Однако в небольших населенных пунктах целесообразно размещать универсальные непродовольственные магазины или магазины, специализирующиеся на продаже потребительских комплексов, позволяя тем самым покупателям сокращать время на совершение покупок. Со специализацией розничной торговой сети тесно связана ее типизация, цель которой состоит в устранении излишнего многообразия типов магазинов. Типизация представляет собой систему мероприятий, направленных на отбор рациональных типов магазинов, которые являются экономически эффективными и обеспечивают высокое качество обслуживания населения. При этом наряду с отбором из числа уже действующих типов магазинов ведется разработка новых технически совершенных типов. Применение типизации снижает затраты и сокращает сроки строительства и реконструкции магазинов за счет использования типовых проектов. Она также способствует более рациональному управлению розничной торговой сетью, поскольку позволяет применять типовые решения по организации товароснабжения, формированию ассортимента, подбору торгового оборудования, рациональной организации труда. При определении типа предприятия учитываются следующие признаки: ◦ ассортимент реализуемых товаров; ◦ размер торговой площади; ◦ применяемые методы продажи товаров. Типы торговых предприятий постоянно изменяются и совершенствуются под влиянием процессов, происходящих в экономике страны, научно-технического прогресса, социальных и других факторов.
«Специализация и типизация магазинов» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 31 лекция
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot