Создание рекламного продукта
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 5 Создание рекламного продукта
Реклама представляет собой триединый экономический инструмент,
соединяющий в себе практику, науку и искусство. Настоящая лекция посвящена
рекламе как творческому процессу, в основе которого лежит искусство
дизайнеров, составителей текстов, фотографов, режиссеров и многих других
представителей творческих профессий.
Содержание
1. Этапы создания рекламы
2. Пути творческого решения рекламной задачи
3. Некоторые психологические аспекты рекламы
4. Особенности создания рекламных продуктов в зависимости от канала
распространения рекламы
5. Производство рекламного продукта
1. Этапы создания рекламы
Процесс создания рекламного сообщения делится на несколько
последовательных этапов, которые рассмотрим на примере разработки
рекламного объявления для прессы:
1) поиск идеи — творческое начало создания рекламного сообщения;
2) разработка рекламного текста — работа над основной частью рекламы;
3) разработка изобразительного решения и подготовка оригинал-макета —
создание окончательной версии рекламы.
Аналогичные этапы, которые учитывают специфику канала распространения
рекламы, существуют для разработки других видов рекламы.
Первый этап: поиск идеи
Творческий процесс начинается со знакомства с четко сформулированными
предложениями, которые обычно разрабатываются на основе маркетинговых
исследований и технических описаний товара. Вся информация используется
при рассмотрении различных идей с целью найти единственную, которая
полностью будет отвечать задачам. То есть творческий процесс начинается
только после окончания предварительных исследований, которые включают в
себя определение цели рекламы, анализ целевой группы и т.д.
Творческая команда должна иметь как можно больше достоверной
информации по следующим направлениям: о компании и ее продукции, о
конкурентах, а также о целевой аудитории (ее мотивация, желания, специфика
ее языка — например, это важно знать, если работа ведется на молодежную
целевую аудиторию).
На этом этапе творческая команда стремится сформулировать так называемое
уникальное торговое предложение (УТП). Понятие УТП было введено в
практику американским рекламистом Россером Ривсом в 1960 г. и изложено в
его книге «Реальность в рекламе». Смысл УТП состоит в том, что рекламное
обращение должно содержать интересное, аргументированное предложение,
адресованное потребителю. Такое предложение подчеркивает преимущества
товара и по своему содержанию и форме ни в коем случае не должно быть
похожим на рекламу конкурентов. Эти черты и придают рекламе ту
уникальность, которая привлекает потребителя. Считается, что для более
точного формулирования УТП требуется тщательное изучение товара и
мнения потребителя о нем. Когда найдена суть УТП, то создание рекламного
обращения становится достаточно несложным делом, так как разработка УТП
является, по существу, тем же самым, что и поиск самой рекламной идеи.
Практически в каждой рекламе мы сможем найти такое предложение,
выраженное в словах и усиленное визуальным и звуковым рядом (если речь
идет о рекламном ролике).
В процессе выяснения фактов появляется основа для подробного обсуждения
задач, стоящих перед рекламой. То есть факты являются отправной точкой
всего творческого процесса.
После
осмысления
информации
творческий
процесс
переходит
непосредственно в стадию разработки идей. На этом этапе важно:
• сформулировать окончательную идею после обсуждения как можно
большего числа возможных вариантов;
• развить выбранную идею путем ее совершенствования с помощью
модификаций, комбинаций и т.д.
При формулировании рекламной идеи, в процессе ее поиска, в творческой
команде обсуждаются различные вопросы, которые помогают разработке
идей.
Эти вопросы позволяют творческим работникам погрузиться в атмосферу
товара», над рекламой которого идет работа. В табл. 5.1 приведены примеры
таких вопросов.
Организация работы рекламистов по решению творческих задач может быть
построена по различным методическим схемам. Вот три из них.
1. Метод эвристического мышления предполагает определение нескольких
наиболее важных параметров товара в границах поставленной задачи.
Например, для быстрорастворимого супа (весьма популярного сегодня)
задается ситуация, в которой он используется. При этом указывается, какая
будет польза от его употребления, также иногда определяются
характеристики героев, Участвующих в рекламном обращении.
2. Мозговой штурм характеризует процесс разработки идей в творческом
коллективе. Для этого обычно формируется группа из нескольких человек.
Основное требование этого метода — отсутствие критики поступающих
предложений во время обсуждения. До определенного времени не даются
оценки предлагаемым идеям. Главная цель — получить как можно больше
идей.
3. Технология синектики, в отличие от метода мозгового штурма, наоборот,
стимулирует дискуссию вокруг одной основной идеи, которая отвечает
требованиям первоначально определенной задачи.
Второй этап: общие принципы разработки рекламного текста
Текстовая основа рекламного обращения — письменное изложение наиболее
важных аргументов и призывов, которые должны помочь решить
поставленные задачи. На радио и телевидении составитель текста является
автором сценария. Написание рекламного объявления с длинным текстом не
всегда бывает сложнее, чем с коротким, но броским. Размер текста в рекламном
объявлении определяется прежде всего тем товаром, который рекламируется,
и целями рекламы. Например, длинные тексты обычно применяются для
рекламы технически сложных товаров, перед покупкой которых потребитель
долго раздумывает. Чтобы написать текст, который будет полностью отвечать
всем требованиям, рекламисты следуют некоторым принципам, а именно:
• изучают рекламируемый товар и его предыдущую рекламу, а также рекламу
конкурента;
• анализируют отзывы потребителей этого товара.
Кроме этого, известно, что независимо от средств распространения
информации реклама эффективнее, если она:
• проста по содержанию (содержит одну или две ключевые идеи);
• конкретна (использует факты, важные детали);
• указывает на преимущества или уникальность рекламируемого товара;
• может быть представлена в различных вариантах на протяжении всей
рекламной кампании (т.е. является эластичной).
В рекламном объявлении всегда присутствует название марки и указывается
основная выгода для потребителя, а текст заканчивается обычно
настойчивыми призывами к действию. Сообщение должно быть
существенным по содержанию, а стиль реклам ноге объявления не должен
радикально меняться в течение жизненного цикла рекламируемого товара.
Третий этап: подготовка окончательного оригинал-макета рекламного объявления
Этот этап является одним из самых важных в работе над рекламой, поскольку
в единое целое собираются все элементы рекламного объявления — текст и
графика в виде фотоиллюстраций или рисунков, подбираются шрифты,
цветовая гамма. Определяется окончательный вид рекламного объявления. В
результате создается оригинал-макет, который идет в производство.
В рекламном обращении иллюстрации зачастую имеют решающее значение. В
качестве иллюстративного материала используют рисунки или фотографии, а
также важную роль играют цветовое, композиционное и шрифтовое решения.
Процесс подготовки иллюстраций равнозначен процессу составления текста,
особенно, если цель рекламы — привлечь внимание к самому товару. Как при
составлении текста, так и при выборе изобразительного решения творческие
сотрудники всегда помнят, что реклама должна быть интересной и понятной
аудитории.
Другое правило — рекламное объявление обязательно должно включать
изображения товаров данной марки. При использовании стратегии
родственных товаров главную роль в объявлении играет название компаниипроизводителя, например «Sony», «Panasonic» или «Рубин». В других случаях
компания-производитель в рекламе может даже не упоминаться, например, во
многих рекламах продовольственных продуктов фирмы «Вимм Билль Данн»
даются только торговые марки продуктов, например соки «J7» или молоко
«Милая Мила».
Решение относительно использования в рекламе товарных знаков, знаков
обслуживания, опознавательных символов, таких как «Веселый молочник»,
«Бабушка» или «Сам Самыч» и др., принимаются заблаговременно до
фактического составления рекламы.
Использование цветной или черно-белой рекламы диктуется только общими
задачами изобразительного решения, так как их воздействие на потребителя
примерно одинаково.
После окончания этой работы утверждается оригинал-макет, и на этом
завершается творческий период работы над рекламой.
5.2. Пути творческого решения рекламной задачи
Творческая работа, о которой мы говорили выше, может развиться двумя
основными путями, которые и определяют характер создаваемой рекламы.
Для воплощения рекламной идеи существует рациональный и эмоциональный
подходы. Графически схема подходов изображена на рис 5.1.
Опровергающая
Рекомендательная
Разработка рекламы
Рациональны
й подход
Сравнительная
Прививающая
Внушающая
Жесткая
Драматичная
Эмоциональн
ый подход
Мягкая
Трансформирующая
Юмористическая
Рис. 5.1. Воплощение рекламной идеи (два подхода)
Рациональный творческий подход
Этот подход рождает следующие виды рациональной рекламы:
• внушающая реклама;
• рекомендательная (персонифицированная) реклама;
• сравнительная реклама;
• прививающая реклама;
• опровергающая реклама.
Рациональная реклама информирует потребителя, воздействуя на разум. Она
прибегает к аргументам с целью убеждения. В ней больше внимания уделяется
тексту, а для усиления его воздействия используются чертежи, схемы,
изображения внешнего вида товара. Приведем характеристики рациональных
видов рекламы.
Внушающая реклама. Создается на основе использования одной из
разработанных теоретических моделей воздействия рекламы на потребителя.
Таких разработок, начиная с 1855 г., было сделано более десяти.
Внушающая реклама строится на основе теоретических разработок, которые
соединяют в единую последовательность события, следующие после первого
получения потребителем рекламного обращения. Она работает таким образом,
что потенциальный потребитель на первом этапе либо просто получает
информацию о товаре, либо начинает узнавать марку товара, либо реклама
просто определяет, каковы потребности и желания потребителя, а на
заключительном этапе (после очередного просмотра рекламы) потребитель
предпринимает конкретные действия, а именно — совершает покупку. То есть
он, благодаря воздействию рекламы, проходит определенные этапы в
формировании своего решения о покупке.
Самой известной моделью воздействия, иными словами рекламной формулой,
является АИДА (A1DA, 1896) — аббревиатура английских слов: attention —
interest — desire — action; внимание, интерес, желание, действие.
Формирование рекламного обращения на основании модели ДАГМАР
(DAGMAR), созданной в середине прошлого века, предусматривает
прохождение также четырех фаз, но иных в сравнении с формулой АИДА:
узнавание марки, осведомление о качестве убеждение, действие. Написание
модели также построено на аббревиатуре английских слов: defining advertising
goals — measuring advertising results; определение рекламных целей —
измерение рекламных результатов. Несмотря на различную схему каждой и i
моделей, все они ориентируют потребителя на совершение покупки, как бы
«внушают» ему необходимость покупки рекламируемого то¬вара. По всей
видимости, из-за создания и распространения лих моделей воздействия на
потребителя и возник миф о «внушающей способности рекламы», о ее
«колдовских чарах». А это всего-навсего научное с точки зрения психологии
объяснение процессов принятия решений, которое позволяет рекламистам
правильно расставлять акценты в рекламном обращении, проводить
эффективные рекламные кампании.
Рекомендательная реклама. Использует сторонников реклами¬руемой
марки и является примером рекламы, ориентированной на источник
обращения. В этом случае сторонники рекламируемой марки, снимающиеся в
рекламе, должны иметь вполне определен¬ные качества, например
физическую привлекательность, престиж¬ный вид и др. Например, актер
Вахтанг Кикабидзе рекомендует но¬сить циркониевые браслеты или другой
актер Николай Фоменко рекламирует высококачественное масло для
автомобиля.
Сравнительная реклама. Такая реклама, в которой сравниваются два или
более конкретных товаров по своим параметрам. (В отдельных странах
существуют ограничения на такой вид рекламы. Так. в США ее узаконили лишь
в 1971 г.) С точки зрения стратегии такая реклама больше подходит для
товаров, которые являются товарами так называемого второго плана, чем для
марок-лидеров. Используемое в рекламе сравнение может быть явным или
скрытым; вербальным или визуальным; сравнение может свидетельствовать
о полном или частичном превосходстве по некоторым параметрам.
Эффективнее ли сравнительная реклама, чем другие виды рекламы?
Сравнительная реклама обычно привлекает больше внимания и получает
больший отклик. Ее эффективность иногда заключается в повышении уровня
предпочтения рекламируемого товара, а в снижении предпочтения
сравниваемых с ней марок. Больший объем информации в сравнительной
рекламе выгоден потребителям, поскольку повышает вероятность принятия
ими оптимального решения Однако такая реклама, где указаны имена
конкурентов, может вызвать недоумение потребителя. Ему становится
непонятно, товар какой фирмы рекламируется. Это одна из причин, по которой
компании предпочитают проводить косвенный вид сравнительной рекламы,
когда не называются сравниваемые марки непосредственно, но потребитель
может легко их опознать. Опять же вспомним сравнительную рекламу сока
«Любимый сад».
Для торговых марок «второго плана» (с незначительной рыночной долей)
использование явной сравнительной рекламы эффективно. Дело в том, что она
вряд ли повысит информированность о марке-лидере, так как она уже хорошо
известна на рынке, но серьезно поможет убедить потребителей в том, что
рекламируемая и сравниваемая марки равноценны путем повышения степени
их сходства в глазах потребителей. Лидеры же рынка не используют такой вид
рекламы, чтобы за свой счет не информировать потребителя о менее
известной марке.
Этот вид
рекламы является превосходным
позиционирования новых марок на рынке.
инструментом
для
Существуют две разновидности сравнительной рекламы. Сравнительная
реклама считается односторонней, если в ней присутствует только
положительная аргументация; двусторонней, если она содержит как
положительные, так и отрицательные моменты. Как правило, минусы товара
относятся к второстепенным его характеристикам. Двусторонняя
сравнительная реклама выглядит более правдивой, так как она признает, что
рекламируемые марки имеют некоторые недостатки. Двусторонние
обращения имеют преимущества по сравнению с другими видами рекламы
среди образованной аудитории потребителей. Примером односторонней
сравнительной рекламы может служить рекламный ролик чистящего порошка
«AOS», в котором герой, который снимается в рекламном Ролике о
неназванном порошке, сразу же после съемки в ответ на вопрос, почему он не
использует именно этот порошок у себя дома, отвечает, что «AOS — это жизнь!
А то — просто реклама!»
Прививающая реклама. Это реклама, которая стремится выработать у
потребителя иммунитет против аргументов, приводимых в рекламных
объявлениях фирмы-конкурента. Ее задача — снизить
восприимчивость потребителя по отношению к аргументам конкурента, когда
он в дальнейшем развернет свою рекламную кампанию. Убедить потребителя,
в настоящее время отдающего предпочтения одной торговой марке, как можно
дольше сохранять такое отношение. Для достижения этих целей существует
один рецепт — необходимо создавать рекламные предложения более
привлекательными, чем у конкурентов, с использованием «мягких»
контраргументов.
Опровергающая реклама. Предназначается для борьбы с «выпадами»
конкурентов. Такое рекламное обращение обеспечивает высокую
устойчивость против воздействия конкурентов по сравнению с обычной
поддерживающей рекламой. Она обращается к явно высказанным или
скрытым утверждениям сравнительной рекламы конкурентов с целью их
опровергнуть, вместо того, чтобы только описывать преимущества марки.
Опровергающая реклама оказывается действенной, потому что она:
1) стимулирует потребителей к действию больше, чем поддерживающая
реклама;
2) своими контраргументами опровергает встречные претензии конкурентов
и, следовательно, резко снижает эффективность их воздействия;
3) в то же время содержит и некоторую поддерживающую информацию,
правда, в меньшем объеме, являясь тем самым одним из видов комплексной
рекламы.
Одним из недостатков опровергающей рекламы является то. что она
расширяет знакомство с товарами конкурентов и таким образом может
повысить их популярность. Тем не менее это более предпочтительный подход
к поведению рекламодателя на рынке, позволяющий создать условия, которые
усилили бы приверженность потребителя к своему товару, и защитить его от
конкурентного воздействия.
Эмоциональный творческий подход
Этот подход создает различные виды эмоциональной рекламы.
Такая реклама обращается к чувствам и эмоциям потребителя использует
скрытые мотивы, намеки и подсказки. Она воздействует благодаря
ассоциативному решению творческих задач, демонстрации определенных
ситуаций, в которых участвует рекламируемый товар.
По характеру воздействия на потребителя эмоциональное рекламное
обращение может быть жестким или мягким.
Жесткая реклама преследует краткосрочные цели, а именно: убедить
потребителя немедленно совершить покупку при помощи настойчивых
обращений, таких как: «Головокружительно низкие цены!» или «Не пропусти
ценопад!». По способу выражения она близка к мероприятиям стимулирования
сбыта (например, распродажа по сниженным ценам) и часто их сопровождает.
Мягкая реклама создает благоприятное представление о товаре или торговой
марке. Перед ней стоят среднесрочные цели: благодаря использованию
ассоциаций в рекламном обращении вызвать у определенной целевой
аудитории положительные эмоции по отношению к рекламируемому товару с
тем, чтобы в дальнейшем у потребителя возникло ощущение выгоды в его
приобретении и привело к мысли о необходимости покупки.
Эмоциональная реклама должна вызывать чувства сопереживания и быть
правдоподобной. Только в этих случаях она достигнет ожидаемого эффекта.
Правдоподобная убедительность увеличивает эмоциональную реакцию
потребителя. Чем выше удается в рекламе поднять степень сопереживания,
тем больше вероятность появления эмоциональной реакции и, как следствие,
одобрения рекламируемого товара. Для этого используется драматичная
реклама. Такой подход помогает вовлечь потребителя в происходящее
действие. Однако не следует «перебарщивать» со стремлением ввести
Потребителя как можно дальше в процесс сопереживания. Надо быть
осторожным, иначе получится обратный эффект.
Ностальгические воспоминания в рекламе часто играют весьма
положительную роль в отношении потребителя к товару. Этот аспект в
настоящее время сильно проявляется в нашей рекламе. Рекламодатель
стремится заставить потребителя вспомнить прошлое, предлагая ему
ответить на вопрос: «А вы помните?». Например, конфеты рекламируются под
слоганом: «Знакомый с детства вкус!» или реклама самого популярного в СССР
сорта индийского чая, упакованного в коробки с изображением слона, имеет
обращение к потребителю: «Тот самый чай!».
Сильную эмоциональную реакцию вызывает у потребителя юмористическая
форма подачи рекламы.
Психологи выявили закономерность, что люди, относящиеся с оптимизмом к
окружающему миру и с юмором к себе, гораздо более привлекательны и
принимают больше правильных решений, чем те, кто этими качествами не
обладает.
Как правило, люди с удовольствием смеются над шуткой или анекдотом. И
юмористический подход там, где это возможно, обязательно привлекает
внимание потребителя к товару.
Но юмор — дело тонкое и деликатное. Легко можно все испортить и вместо
планируемого смеха вызвать у потребителя резкое негодование. А в итоге
получить антирезультат: потребитель отвернется от товара. Но если все
удачно продумано и исполнено, то успех гарантирован!
Трансформирующая реклама развивает ассоциации в том направлении,
когда пользование рекламируемым товаром трансформируется для
потребителя в новое своеобразное ощущение. Так. если ты отдаешь
предпочтение водке «Флагман», значит ты — мужественный и сильный духом
человек, очень похожий на тех, кто изображен в серии рекламных плакатов.
Этот вид рекламы зачастую идеализирует товар до такой степени, что он
окружается ореолом романтики. В такой ситуации потребитель непременно
вспоминает образы, показанные ему в рекламе.
Теперь поговорим о роли персонажей в эмоциональной рекламе. Именно они
создают тот эмоциональный настрой у потребителя, который необходим
рекламисту. Своим появлением персонажи могут вызывать положительное
изменение у потребителей по отношению к компании и ее товарам, и это
изменение будет тем больше, чем убедительнее выглядят выбранные
персонажи; личные качества персонажей потребители ассоциируют с образом
торговой марки.
Существуют два подхода к оценке характеристик используемых персонажей.
Традиционный, когда персонаж рассматривается только как обычный
источник информации. И потребитель доверяет этой информации лишь
благодаря заслуженному доверию и обаянию этого персонажа — источника.
Второй подход представляет персонажа как обладателя некоторых
символических качеств, которые передаются от него к поддерживаемой им
марке, а затем от марки и к самому ее потребителю через приобретение товара.
Понимая, что такие подходы к оценке используемых персонажей наиболее
важны для создания качественной рекламы, говорят об их познавательных и
эмоциональных
параметрах.
Персонажи
должны
демонстрировать
потребителю свой престиж и компетентность в данном товаре; твердость и
беспристрастность суждения о преимуществах товара; свои внешние данные,
которые отличаются привлекательностью и динамизмом. Иногда компании,
стремясь добиться максимального правдоподобия и схожести своих
персонажей с потребителями, используют своих же сотрудников в качестве
персонажей, полагая, что потребители очень похожи на них.
В табл. 5.2 представлены краткие характеристики таких персонажей, которые
чаше всего используются в рекламах, и результаты и* возможного воздействия
на потребителя.
Таблица 5.2. Характеристики персонажей, чаще всего используемых в
рекламных роликах.
Тип персонажа
Эксперт
Типичный потребитель - фанат
Характеристики персонажа
Чаще всего такой персонаж является
лучшим выбором для рекламистов.
Особенно это выгодно делать когда
рекламируется технически сложный
товар или если необходимо убедить
потребителя
в
безопасности
употребления какого-либо продукта:
лекарства
пищевых
добавок,
витаминов. Такой персонаж может
уменьшить опасения потребителя в
отношении
товара,
например
влияние
побочных
эффектов
медикаментов на здоровье. К
рекламе
привлекаются
врачи
юристы, инженеры и представители
других профессии. Примером может
служить
использование
специалистов Института питания РАН в
рекламе детского питания или
ученых-биологов
в
рекламе
косметики Чистая Линия»
Обычно это наилучший выбор для
тех случаев, когда создаваемая
реклама будет стремиться, чтобы
потребитель отождествлял себя с
персонажем. Подкупает искренность
Знаменитость
высказываний и надежность образа
такoro
типичного
потребителя,
влюбленного в товар о котором он
говорит. Это ощущение можно
усилить, используя в рекламе метод
«скрытой камеры». В качестве таких
персонажей могут выступать как
актеры, так и рядовые граждане
(очень часто привлекают детей).
Например, в рекламном ролике соков
«Моя семья» девочка задает вопрос
папе: «А ты можешь выпить всю
пачку сока?»
Эта категория имеет преимущества
известной
личности,
которые
используются
для
усиления
привлечения
внимания
к
рекламируемым
достоинствам
продукта. Для достижения лучшего
эффекта
на
локальном
или
региональном рынке к рекламе
привлекают местных знаменитостей.
Двусторонняя реклама (т.е. реклама,
где
безоговорочная
поддержка
товара
дополняется
мягкой
критикой отдельных сторон товара)
с использованием знаменитости
работает лучше, чем односторонняя.
Когда реклама использует такую
модель воздействия на потребителя,
в которой решение о покупке
основано на осведомленности о
товаре,
присутствие
в
ней
знаменитостей
всегда
звучит
убедительно.
Использование
знаменитостей
полезно,
когда
целевая аудитория стремится к
такому же стилю жизни, какую ведут
они.
Например,
знаменитый
кинорежиссер Андрей Кончаловский
долгое
время
рекламировал
витаминный препарат «Витрум С»,
пропагандируя
здоровый
образ
жизни. Возможна ситуация, когда
потребитель посчитает рекламу со
знаменитостью просто маленьким
представлением,
и
тогда
рекламируемая
марка
получает
Популярный ведущий телепередачи
преимущество по сравнению с
конкурирующими. В случаях уже
существующей
значительной
поддержки рекламируемого товара
со
стороны
потребителей
знаменитый
персонаж
может
достичь меньшего убеждения, чем
«приземленный», но похожий на
потребителя
персонаж.
Отрицательный
момент
использования
знаменитости
состоит в том, что они, как правило,
не являются экспертами. Правда, из
этого правила иногда можно найти
исключение: например, Марат Сафин,
рекламируя журнал о теннисе,
выступает как в роли знаменитости,
так и в роли эксперта по теннису
Такие рекламные персонажи больше
похожи на знаменитостей, чем на
экспертов. Но они все равно могут
достигать
несомненной
убедительности, рекламируя товары.
Все зависит от их артистического
умения. К положительным примерам
использования таких персонажей
следует отнести участие популярной
ведущей
канала
НТВ
Юлии
Бордовских в рекламе «Пепси 0
калорий» и тренажерных аппаратов,
а также ведущего популярной
передачи
«Инструкции
по
применению» Владимира Тишко в
серии
рекламных
роликов
стирального порошка «Тайд»
Важным моментом для рекламиста является вопрос: а не отвлекает ли
потребителя присутствие в рекламе персонажа от самого товара. Ведь
личность самого персонажа, благодаря своей популярности, может отвлекать
потребителя от главных пунктов рекламного послания. Исследования
показали, что такое происходит довольно часто. Однако можно привести
пример с обратным эффектом. Так, в серии рекламы пива «Толстяк» снимался
очень колоритный актер Александр Семчев, ввиду чего реклама запоминалась
и надолго оставалась в памяти. Но через некоторое время из-за боязни
большей запоминаемости актера, а не марки пина, рекламодатель решил
изменить рекламу, исключив из нее полюбившегося персонажа. В результате
рекламные ролики стали похожими на многие другие, потеряли свою
индивидуальность, продажи начали сокращаться. Проанализировав ситуацию,
рекламодатель вернул в рекламу популярного актера.
5.3. Некоторые психологические аспекты рекламы
Рассмотрим,
каким
образом
рекламисты
учитывают
известные
психологические аспекты при создании рекламы, как используют
психологические особенности взаимоотношения рекламы и потребителя.
Цель рекламы — не просто создание таких рекламных обращений, которые
пробуждали и активизировали бы внимание, но также обеспечивали бы
адекватный уровень ее восприятия. Понимание сути рекламы, ее толкование
напрямую связано с получением на нее отклика. Убедительность рекламы
строится на понимании характеристик, по которым различаются торговые
марки. Важно, чтобы рекламные обращения создавались не только для того,
чтобы завоевать внимание потребителя, но также для передачи сути
рекламного послания.
Понять процесс толкования (сути) рекламы помогает гештальт-психология, ее
две концепции познавательной активности.
1. Восприятие индивидуумом стимула как целого. Применительно к процессу
создания рекламы учет этой концепции состоит в том, что при толковании
потребителем рекламного обращения важно, какое у него создается общее
впечатление от узнанного и насколько оно запоминается.
2. Направленность познавательного процесса индивидуума на заполнение
правильной, полной системы познания. Заполнение — это пример
познавательной активности, ведущий к привычному и содержательному
складу психики, присущему большинству индивидуумов. Этот процесс
выражается в том, что если субъект осознает, что что-либо пропущено в
изобразительном ряде, то он мысленно его воссоздает. Другим примером
такого познавательного механизма является процесс уподобления или
контраста, используемый для исключения неясности из рекламного стимула.
В частности, изменение условий, в которых находится индивидуум, может
повлиять на толкование информации. Данная концепция также самым
серьезным образом влияет на процесс создания рекламы. Ее использование
позволяет найти взаимосвязь между рекламой на радио и телевизионным
роликом или пойти на сознательное сокращение длительности показа
роликов, которое не будет отрицательно сказываться на восприятии рекламы:
вместо 60 секунд демонстрировать Ю—30. В обоих случаях потребитель сам
будет мысленно восстанавливать недостающую информацию в сокращенном
рекламном ролике или под воздействием радиорекламы вспоминать
виденную им по телевидению рекламу. Благодаря этой концепции,
рекламисты знают, что изменение внешних условий может существенно
повлиять на восприятие потребителем получаемой им рекламной
информации. К таким изменениям прежде всего относятся: изменение
потребностей, социальной обстановки, предпочтения определенных марок
товаров и т.д.
Гештальт-психология позволяет рекламистам глубже вникнуть в суть
процесса понимания потребителем рекламы, предназначенной для него. Для
рекламистов всегда остаются важными вопросы - понял ли потребитель
рекламу так, как задумывалось, и углубляется ли в ее содержание. Дать ответы
на эти вопросы помогают существующие в гештальт-психологии понятия цели
понимания и степени субъективности понимания. Например, чем глубже
уровень субъективного понимания рекламы потребителем, тем больше она
будет нравиться ему, казаться убедительнее, и ее легче будет вспомнить. Этот
уровень измеряется при тестировании рекламы.
Принципы гештальт-психологии полезны при создании рек-ламы, так как они
объясняют рекламистам, как потребители интерпретируют рекламу, и если не
так как планировалось, то почему.
Напрямую с методами рекламирования товара связано, например, такое
понятие психологии, как организованное целое. Это понятие говорит о том, что
ограниченный набор характеристик товара со своими внутренними связями
позволяют утверждать, что торговая марка, под которой товар представлен на
рынке, является организованным целым, а не просто суммой независимых
параметров.
Стимулы проявляются во взаимодействиях — еще один принцип психологии,
используемый в рекламе. На основе этого принципа рекламисты делают
важный вывод: воздействие комплексной рекламной кампании всегда
значительно сильнее, чем самой лучшей отдельно созданной рекламной акции,
например реклама в прессе или на радио. Серьезные рекламодатели идут на
проведение рекламных кампаний, несмотря на то, что они требуют больших
расходов, поскольку знают, что их результат будет значительно эффективнее,
нежели использование одного из видов рекламы.
Психология учит, что несколько первых характерных черт субъекта образуют
множество, внутри которого проводится интерпретация. Это значит, что при
создании рекламного обращения рекламисту необходимо уделять особое
внимание первому произведенному на потребителя впечатлению от рекламы.
5.4. Особенности создания рекламных продуктов в зависимости от канала
распространения рекламы
Каналы распространения рекламы настолько сильно отличаются друг от
друга, что это неизбежно сказывается на создании рекламных продуктов для
каждого из них, при этом сохраняется единый общий подход. В настоящем
разделе остановимся на некоторых таких особенностях.
Особенности телевизионной рекламы
Основой как телевизионного ролика, так и кинорекламы является сценарий.
Он полностью учитывает возможности, предоставляемые телевидением или
кино для демонстрации товаров в действии, подробного показа товара
крупным планом, использования спецэффектов. Рекламное обращение длится
очень короткий промежуток времени, поэтому в нем невозможно передать
много информации, но частое упоминание названия марки позволяет
потребителю лучше ее запомнить.
Реклама принимается более благосклонно, если товар снят так, что выглядит
крупнее, мощнее, убедительнее.
Демонстрация преимуществ рекламируемого товара — это аргумент в пользу
убедительности телевизионной рекламы. Несмотря на широкие визуальные
возможности этого канала распространения рекламы, текст также играет
чрезвычайно важную роль.
В табл. 5.3 приведены некоторые возможные стилистические варианты
сценариев рекламных роликов.
Таблица 5.3. Примеры сценариев рекламных роликов
Особенности рекламы в прессе
Одним из ключевых элементов рекламного объявления в прессе является
заголовок, который должен привлекать читателя к основному тексту рекламы.
Это наилучшее, что может быть достигнуто с помощью заголовка, нацеленного
на личную заинтересованность читателя. Привлечению внимания читателя
способствует, например, высказывание нового взгляда на известные ему вещи.
В большинстве случаев при чтении печатной рекламы читатели редко идут
дальше заголовка, что ставит сложные дополнительные задачи перед
рекламистами. Рекламное объявление следует разработать так, чтобы его
дизайн позволял бы читателю быстро и без труда понять идею рекламного
сообщения.
Текст самого рекламного сообщения должен соответствовать теме заголовка,
быть читабельным, конкретным и интересным, так как ничто не ограничивает
читателя во времени.
Объем текста диктуется необходимостью полного раскрытия заложенной
рекламной идеи. Для этого часто используются подзаголовки и оригинальные
подписи под иллюстрациями. Эффективный прием рекламного объявления —
сюжетное обращение. благодаря такому приему у читателя возникает
ощущение участия в Рекламном сюжете.
Рекламная информация лучше запоминается, если используются как
вербальные, так и визуальные средства, а также, если в со ставных частях
рекламного объявления обыгрывается одна и та же идея.
В табл. 5.4 сформулированы основные (обобщенные) требования к разработке
рекламы для прессы.
Таблица 5.4. Основные требования к разработке рекламного объявления
Особенности некоторых других видов рекламы
Радиореклама
Основная задача для рекламиста, создающего рекламное сообщение для
передачи по радио, — написание текста, который заставляет работать
воображение
слушателя.
Особенностью
радиорекламы
является
использование речи при отсутствии изображения. Учитывая это, для более
легкого восприятия рекламы слушателями при ее подготовке стремятся к
тому, чтобы текст был сжатым, обоснованным, остроумным, фразы короткими.
Важно завладеть вниманием слушателей уже в начале обращения.
Реклама стремится вовлечь слушателя в повествование, чем бы ни был занят
во время трансляции. Это достигается с помощью голосов диктора или
актеров, музыки, звуковых эффектов и, конечно, самого характера текста.
Создание звуковых эффектов — второй по важности элемент для
радиорекламы после текста, оно усиливает влияние мысленных образов,
вызывает у слушателя чувства, о которых ничего не говорилось в тексте. Такие
эффекты увеличивают привлекательность рекламы, облегчают запоминание и
узнавание рекламных утверждений. В радиорекламе чаще, чем где-либо,
называют марку товара и основные выгоды от его приобретения.
Наружная реклама
Отличительной чертой этих разработок является то, что рекламное обращение
должно быть предельно лаконичным, коротким и броским, поскольку
воспринимается рекламополучателем из окна автомобиля или городского
общественного транспорта во время движения по улице в течение всего 5—6
секунд.
Реклама, размещенная на щитах, хорошо запоминается, если она состоит всего
из нескольких слов, написана крупным шрифтом, использует яркие краски и
располагается на правой стороне улицы по ходу движения автотранспорта.
Крупная графика обладает особым психологическим эффектом воздействия,
работает 24 часа в сутки. Также немаловажную роль для восприятия играют
такие параметры, как угол зрения, точка обзора, высота размещения, сектор
охвата, освещение.
В последнее время большую популярность среди разработчиков приобрели
нетрадиционные творческие решения с использованием современных
технологий. Такие нововведения позволяют достичь более высоких
результатов по усилению зрелищное и как следствие запоминаемости марки.
Примерами такого творческого подхода в наружной рекламе могут служить
сложные рекламные щиты, которые использовались для рекламы
противоугонных устройств, с «дыркой» в щите, силуэтом напоминающей
автомобиль, и вопросом — «украли?»; изменяющиеся по конфигурации щиты
с рекламой батончиков «Сникерс» и вопросом — «Разгорелся аппетит?», а
также звуковые сити-форматы с рекламой «Вискас» для кошек: «Мяу-мяу».
Интернет-реклама
В последние годы стал быстро развиваться совершенно новый вил рекламы —
реклама в Интернете, который уже отнесен к основным видам рекламы.
Специфика этого вида рекламы кроется в ее размещении: небольшой размер
«рекламного» окна, т.е. поля, где воспроизводится само рекламное обращение.
Это требует от рекламистов совершенно иных, чем в других каналах
распространения, подходов. Рекламные баннеры, расположенные на серверах,
как правило, яркие, броские и привлекательные. Они бывают как статичными,
так и динамичными, сопровождаются звуковыми эффектами. Поскольку
пользователь Интернета (потенциальный потребитель товара) практически
не ограничен во времени, то в такой рекламе часто дается подробное описание
товара.
Интернет-магазины продают огромный ассортимент товаров и становятся все
более популярны у российского населения, поэтому возрастает и роль
Интернета для рекламных целей.
5.5. Производство рекламного продукта
На рис. 5.2 представлена обобщенная формула рекламного продукта, исходя из
этой формулы, остается рассмотреть лишь один вопрос - вопрос его
производства.
Рис. 5.2. Формула рекламного продукта
Общая схема производства рекламного продукта выглядит следующим
образом. Конечный результат первого, творческого этапа создания
рекламного продукта, как мы видим, состоит в утверждении оригинал-макета
для печатной рекламы либо кино- или аудио-сценария. После этого рекламное
агентство начинает новый этап, этап изготовления разработанной рекламы.
Как правило, этот этап происходит вне рекламного агентства.
Рекламные агентства выбирают себе поставщиков (или подрядчиков):
типографию для изготовления печатной рекламы и крупноформатных
плакатов для наружной рекламы, фотостудию, модельное агентство или
кинокомпанию по производству рекламных роликов (продакшн компанию),
фирмы, изготавливающие OS-материалы и сувениры.
Теперь коротко разберем процессы изготовления рекламы для основных
каналов распространения.
Печатная реклама
Для
производства
печатной
рекламы
используются
типографии
высококвалифицированными
специалистами
таких
профессий
как
наборщики, печатники, изготовители печатных форм, и современным
полиграфическим оборудованием. В процессе работы могут потребоваться и
другие специалисты, например гравировщики.
В типографии изготавливается сигнальный экземпляр реклам-ной продукции
по оригинал-макету, выполненному рекламным агентством. Этот экземпляр
после внесения последних, необходимых изменений со стороны агентства и
клиента является исходным материалом для дальнейшего тиражирования. В
типографии про-исходит процесс изготовления печатных форм и
цветоделения Клиент утверждает цветопробу.
Иллюстративный материал и тексты получают соответствующее юридическое
одобрение.
Телевидение и радио
Процесс изготовления телевизионной рекламы включает: подбор актеров,
сочинение и запись музыкального сопровождения, киносъемку (с
привлечением режиссера и других специалистов), монтаж и микширование
аудио- и видеозаписей. Всю эту работу выполняют специализированные
кинокомпании. Рекламные агентства разрабатывают сценарий, идею ролика,
пишут тексты, художник-дизайнер делает наброски основных сцен.
Киносценарий сопровождается подробным описанием съемки, где
указываются ракурсы, постановка, реквизит и т.д. Например, 30-секунд-ный
ролик требует 12 зарисовок, так как ключевые сцены длятся как правило, 5—
6 с. Черновой вариант может быть представлен клиенту как анимационный —
с голосом, читающим текст. В конечном итоге сценарий — это то, что
используется компанией кинопроизводства для съемки заключительного
варианта рекламы.
В России кинокомпании сосредоточены в основном в Москве СанктПетербурге, где есть хорошо оборудованные киноплощадки. Назначение
режиссера проходит при полном одобрении клиента. Поиск натуры, график
съемок — все это входит в предварительный этап производства фильма.
Озвучивание отснятого материала как правило, проводится отдельно. Полный
процесс, от сценарии до монтажной копии, занимает семь-восемь недель. С
этой копии снимается необходимое число тиражных копий.
В период производства рекламы существует опасность, что клиент будет
вовлечен в творческий процесс и начнет оценивать рекламу субъективно.
Когда это случается, возникает творческий спор, который решается путем
компромисса.
Многие моменты производства радиорекламы аналогичны производству
телевизионной. Для производства аудиороликов существуют специальные
студии, которые часто входят в структуру радиостанций. Изготовление
радиорекламы не такой сложный процесс, как теле- или кинореклама.
Если бывают сложные тексты звуковых рекламных роликов, где по сценарию
предусмотрен розыгрыш сценок, тогда привлекают профессиональных
актеров. Но чаще подготовленный текст рекламы просто передается ди-джею
или ведущему программы, который ее зачитывает в определенное эфирное
время.
Вопросы для самопроверки
1.
Расскажите о трех этапах творческого процесса.
2.
Что такое уникальное торговое предложение?
3.
Каковы пути творческого решения рекламной задачи?
4.
Какие виды рекламы создаются при рациональном творческом подходе?
5.
Расскажите о теоретических моделях воздействия на потребителей,
которые лежат в основе разработок внушающей рекламы.
6.
В чем различия между моделями АИДА и ДАГМАР?
7.
Чем характеризуется эмоциональный творческий подход в создании
рекламы?
8.
Какова роль персонажей в эмоциональной рекламе? Приведите
примеры.
9.
Какие концепции гештальт-психологии помогают выяснить, каким
образом потребитель приходит к пониманию сути рекламы?
10.
Расскажите об особенностях разработки телевизионной рекламы.
11. Приведите
роликов.
примеры
двух-трех
вариантов сценариев рекламных
12. Как формулируются основные требования к разработке рекламы для
прессы?
13.
С чем связаны особенности наружной рекламы?
14.
Какова формула рекламного продукта?
15.
Расскажите о производстве печатной и телевизионной рекламы.