Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Создание и использование программных средств учебного назначения и электронных образовательных ресурсов

  • 👀 1103 просмотра
  • 📌 1028 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Создание и использование программных средств учебного назначения и электронных образовательных ресурсов» docx
Конспект лекций к разделу № 2 Раздел 2. Создание и использование программных средств учебного назначения и электронных образовательных ресурсов 2.1. Современные подходы к проектированию и разработке программных средств учебного назначения На данном этапе информатизации общества педагогами создано большое количество разнообразных программных продуктов и образовательных ресурсов на базе средств информационных и коммуникационных технологий. Чаще всего они используются для усиления наглядности изложения учебного материала; улучшения планирования, организации и оценки различных видов деятельности на занятии; поддержки профессиональной деятельности педагога (например, статистическая обработка результатов тестирования). Педагогу необходимо знать о том, каким образом можно создать программные средства учебного и образовательного назначения, как осуществить анализ и оценку этих средств. Выделим важнейшие подходы к созданию информационных образовательных ресурсов: • на основе использования языков программирования; • универсальных прикладных программных средств; • специализированных инструментальных систем для создания педагогических приложений; • на основе использования образовательных платформ. Рассмотрим возможности использования этих подходов при создании информационных образовательных ресурсов и программных средств учебного назначения. Первый подход — использование языков программирования. Программная реализация таких сложных программных продуктов, как электронные средства учебного или образовательного назначения, электронные учебники, экспертные и интеллектуальные обучающие системы, осуществляется с помощью языков программирования высокого уровня. С появлением объектно-ориентированных средств разработки Borland Delphi и С++ Builder процесс создания обучающих программ существенно упрощается. Этот метод, называемый также методом прямого программирования, предоставляет наибольшую свободу разработчикам, однако делать всё приходится буквально с нуля. Стоит отметить, что среди всех школьных педагогов в более привилегированном положении находятся учителя информатики, так как они умеют в той или иной степени программировать. Тем не менее, даже им не всегда хватает знаний в области программирования, а главное — времени, чтобы создать мультимедийное, интерактивное электронное средство учебного назначения. Многие учителя ограничиваются разработкой на языках программирования несложных обучающих программ. Такие программы могут осуществлять вывод графиков и векторных диаграмм, ввод и проверку ответов обучаемого, в том числе ввод и проверку формул в общем виде, моделировать реальные объекты и процессы, имитировать работу компьютера, принтера и т.д. Однако многие учителя предпочитают прибегать к помощи профессиональных программистов, чтобы довести свои идеи до стадии пригодного к эксплуатации программного продукта. Более подробно вопросы программирования рассматриваются в специализированных учебных пособиях. Второй подход — использование универсальных прикладных программных средств. Рассматривая вопросы использования универсальных прикладных программных средств, отметим, что к настоящему времени разработано большое количество подобных систем. Мы остановимся только на тех, которые широко используются в современной школе на различных уроках ( в том числе интегрированных). Дело в том, что интегрированный урок (как правило в нашем случае это предметный урок и урок информатики) предполагает использование возможностей информационных компьютерных технологий. Такие интегрированные уроки проводятся совместно учителем информатики, поддерживающим технологическую линию и контролирующим использование на уроке средств ИКТ, и учителем-предметником, обеспечивающим содержательное наполнение. В ходе проведения интегрированных уроков решаются междисциплинарные проблемы с позиций разных учебных предметов, наблюдается усиление межпредметных связей. В качестве примера рассмотрим, какие средства информационных ИКТ можно использовать на уроках по различным дисциплинам: • использование баз данных и распределённых информационных ресурсов Интернет позволяет осуществлять поиск и изучение разнообразных информационных источников, что используется для организации научно-исследовательских проектов, проведения дистанционных ролевых игр с применением средств телекоммуникаций; позволяет получать доступ к музыкальным файлам, представленным в разнообразных форматах, что применяется для иллюстрации изучаемых музыкальных понятий, музыкальных произведений и т.д.; позволяет осуществить доступ к богатству и разнообразию текстовой информации, аудиоинформации, анимационных роликов, видеоклипов для изучения иностранных языков; • использование виртуальных синтезаторов, звуковых и музыкальных программ позволяет записывать звук с различных источников, осуществлять аранжировку музыки, создавать танцевальные миксы, записывать и воспроизводить аудиотреки; • модели и специальные моделирующие программы могут быть творческим инструментом, который позволяет изучать и исследовать объекты, их отношения, различные процессы и явления − как реальные, так и виртуальных (представление на экране математической, информационно-описательной, наглядной модели адекватно оригиналу); • использование текстового редактора позволяет ученику грамотно составить письменное резюме или сообщение, отсортировать информацию, расположить информацию по приоритетам и т. д. • универсальные математические пакеты могут использоваться не только при изучении математики в школе. В настоящее время при изучении математики в школе используются профессиональные математические пакеты, основными целями применения которых являются: визуализация процесса решения задач, построения графиков различных функций и геометрических фигур; осуществление информационно-поисковой и вычислительной деятельности с использованием средств ИТ; исследование математических моделей с возможностью изменения их параметров. Педагогу нужно иметь в виду, что в ходе интегрированных уроков предполагается реализация разнообразных видов информационной деятельности, поисковых возможностей ИКТ, использование распределённых информационных ресурсов сети Интернет, написание сочинений в текстовом редакторе, изучение широкого спектра специализированных программных систем и многое другое. Осуществлением поиска, копирования и представления информации в базе данных могут заниматься учителя и ученики на уроке и при подготовке к занятиям. Учителя используют информационные ресурсы в сети Интернет для усиления наглядности изложения учебного материала (рисунки, фотографии, видеоматериалы, аудиоматериалы и многое другое), в том числе найденный материал в презентации. В процессе разработки методики проведения интегрированных уроков у учителей появляется возможность реализации своих творческих способностей, самых смелых идей и замыслов. Достоинством универсальных пакетов является то, что они предоставляют учителю большой набор специальных функций. Широкий спектр возможностей, в свою очередь, требует больших затрат времени на освоение пакетов, что создает дополнительные проблемы для ученика и учителя в условиях дефицита учебного времени. Руководство пользователя таким пакетом представляет собой книгу объемом 300...800 страниц. Освоение этих пакетов может быть оправдано тем, что их применение в школе при изучении истории, иностранных языков, математики, геометрии, музыки, планиметрии, черчения позволяет уменьшить время на выполнение рутинных операций, существенно повысить наглядность изложения учебного материала. Третий подход — использование инструментальных систем для создания педагогических приложений. В настоящее время расширяется применение учителями программных пакетов, построенных на базе идеологии «программирование без программирования». Эти пакеты (или оболочки, системы, комплексы, среды) позволяют учителю создавать несложные электронные средства учебного или образовательного назначения без написания программ на языке программирования. Инструментальные программные средства предназначены для конструирования программных средств (систем) учебного назначения, подготовки и генерации учебно-методических и организационных материалов, создания разнообразных графических, музыкальных включений, сервисных надстроек программы, тестов, разного рода Web-приложений, анимационных роликов и моделирующих программ. Большая часть учителей использует в работе самый простой и распространённый инструмент для создания презентаций — MS Power Point. Перечислим основные функциональные возможности инструментальных систем для создания педагогических приложений: • реализация технологий мультимедиа, гипертекста, звука и видео, всех возможных типов графических данных, интерактивных приложений; • создание различных типов вопросов для тестирования знаний. Именно эти возможности интерактивного мультимедиа-конструктора стали для современных инструментальных систем стандартом де-факто. Изучение и использование подобных систем не представляют особой сложности для учителя информатики и позволяют достаточно быстро разрабатывать электронные средства учебного назначения. Вместе с тем уже появились и распространяются так называемые системы управления учебным содержанием (контентом) (Learning Content Management System — LCMS). Эти системы являются, как правило, приложениями «клиент-сервер», основанными на базах данных. Они объединяют инструменты для разработки педагогических приложений для администрирования, коммуникации и оценки знаний. В них есть встроенные средства совместной разработки программы, средства представления данных в формате XML что делает их востребованными в тех учебных заведениях, которым необходимо разрабатывать большое количество электронных средств учебного и образовательного назначения и управлять ими, размещая их не только на CD-ROM, но и (в виде электронной публикации) на сайте школы. В настоящее время существует большое число систем для создания тестов, которые выполнены в виде систем или оболочек для генерации текстов или встроены в специализированные инструментальные системы для создания педагогических приложений. Учителями используются самые разные программы для контроля знаний. Выделим основные требования, которым должен отвечать современный комплекс для проведения тестирования: • создание разного рода вопросов; • открытость (возможность внесения изменений в вопросы и ответы, добавление новых вопросов и ответов); • шифрование тестов; • разграничение прав доступа администратора, тестируемого и тестирующего; • поддержка графических форматов, аудио-, видеоформатов, формул; • защита от фальсификации результатов; • поддержка форматирования текста вопросов и ответов; • система подготовки тестовых заданий и предварительного просмотра теста; • ведение протокола тестирования по каждому ученику, классу; • система накопления и отображения статистики; • работа в локальной сети учебного заведения, управление рассылкой заданий по сети. Системы для создания тестов постоянно совершенствуются, появляются новые системы, обладающие более широкими возможностями. Рассмотрим в качестве примера одну из оболочек для генерации тестов. SunRav TestOfficePro — пакет программ для создания различных тестов, проведения тестирования и обработки результатов. Данный пакет программ создан компанией Invention Pilot, Inc (США) и представляет собой комплексное решение для проведения полноценного тестирования в рамках образовательных учреждений. С помощью пакета программ можно создавать тесты по любым предметам школьной программы. В тексте теста можно использовать различные шрифты, формулы, схемы, таблицы, аудио- и видеофайлы, HTML-документы и любые OLE-документы. Можно организовать тестирование посредством сети Интернет. Интерфейс программы многоязычный, имеется возможность перевести его на английский, немецкий, русский и другие языки. Основные возможности пакета программ SunRav TestOfficePro: • созданные тесты могут быть интегрированы в различные электронные учебники и электронные пособия; • система позволяет создавать тесты двух типов: тест достижений и психологический тест, которые отличаются системой оценки (в психологическом тесте каждый вариант ответа имеет вес, а в тесте достижений вес имеется только у верного ответа); • система позволяет создавать тесты с различными типами ответов на вопрос (одиночный выбор, множественный выбор, ввод ответа с клавиатуры, установление соответствия); • в рамках одного теста может быть несколько разделов или тем, что облегчает труд учителя по доработке уже созданного теста; • вопросы могут сопровождаться аудиофайлами, видеофайлами, изображениями, HTML-документами; • каждый вопрос может сопровождаться кратким или расширенным комментарием; • экзаменационный режим (случайная выборка определенного числа вопросов из теста); • ведение протокола тестирования по каждому ученику (количество правильных ответов, затраченное время); • тестирование может быть ограничено по времени как для теста в целом, так и для любого вопроса в отдельности; • для каждого теста можно задать вступительное слово, которое может содержать информацию о целях и задачах тестирования или же любую другую информацию; • тест может быть закрыт паролями; • публикация тестов в сети Интернет/Интранет, что делает тестирование доступным независимо от месторасположения тестируемого и операционной системы, установленной на его компьютере, так как для прохождения подобного теста необходим только браузер; • создание и печать бумажных вариантов теста. Рассмотрим наиболее известные отечественные и зарубежные инструментальные средства (системы) для разработки электронных средств учебного назначения. Программный пакет eLearning Office 3000 компании HuperMethod Company (Россия) предназначен для создания электронных учебных пособий, дистанционных мультимедийных курсов, систем для тестирования знаний. В пакете заложены новые возможности управления интерактивными лекциями, семинарами, конференциями в сети Интернет. Кроме того компоненты системы обеспечивают • управление электронным, дистанционным и смешанным обучением; • регистрация учебных курсов, слушателей, преподавателей, ведение личных дел; • подготовка и публикация электронных учебных материалов; • развитие, отработка, тестирование знаний и умений; • оценка и анализ результатов обучения, генерацию отчетов; • формирование ролей для гибкого распределения функций каждого пользователя; • поддержка кредитно-модульной системы обучения и системы менеджмента качества; • планирование и ведение учебного расписания, помещений и оборудования. • средства организации offline-обучения («кейс»); • функции информационного портала, вебинары, форумы, чаты, новости. Платформа 1C:Образование разработана фирмой «1С». Это универсальное средство, которое позволяет учителю создавать несложные обучающие программы и тесты. Универсальный редактор обучающих курсов («УРОК») — разработка научно-производственной фирмы «ДиСофт» (Россия). Этот программный комплекс обеспечивает создание учителями электронных средств учебного и образовательного назначения, тестов и контрольных заданий, презентаций, демонстрационных комплексов и проектов. Система Hyper Studio разработана фирмой Roger Wagner (Великобритания) и предназначена для самостоятельной разработки учителем не очень сложных обучающих программ, электронных средств учебного или образовательного назначения. Данная система позволяет реализовать в программных продуктах текст (в том числе гипертекст), графические изображения, звук, анимацию и видеофрагменты. В процессе разработки мультимедиа-приложений для создания более сложных программ можно использовать встроенный язык HyperLogo, расширяющий возможности системы. Однако изучение встроенного языка потребует от учителя дополнительного времени. Система ToolBook разработана компанией Click2Learn (США) и предназначена для опытных пользователей. Она позволяет разрабатывать сложные интерактивные гипертекстовые мультимедиа-приложения, программировать базы данных и базы знаний, размещать их в локальной сети, в Интернете или на CD-ROM. В готовых программных продуктах используются гипертекстовая технология, активные слова и кнопки. Данная система позволяет поддерживать цифровые, текстовые, графические, аудио- и видеоформаты. В системе ToolBook присутствует специальный компонент для имитации работы приложений с обратной связью. Эта возможность позволяет оценивать знания непосредственно в ходе обучения, направляя действия пользователей сообщениями обратной связи. Однако в представлении структуры курса системе ToolBook не хватает наглядности, отсутствует блок-схема, что не позволяет реализовать достаточно сложные траектории обучения. Система ToolBook содержит встроенный язык программирования, что позволяет называть этот пакет объектно-ориентированной средой программирования. Программная обучающая среда Learning Space компании Lotus/IBM реализует современные Web-технологии. Основным достоинством среды является то, что учитель может создавать содержание курса в любых приложениях и затем размещать этот материал в Learning Space. Программа позволяет не только редактировать созданные обучающие приложения, но и администрировать курс, следить за текущими результатами работы учащихся. Отличительная особенность перечисленных ранее инструментальных систем — возможность использования шаблонов, готовых объектов каталога и встроенного языка объектно-ориентированного программирования в целях создания мультимедийных, интерактивных обучающих приложений. Специализированные инструментальные системы для создания несложных информационных образовательных ресурсов (педагогических приложений, электронных средств учебного назначения и т.д.) предназначены для учителей, которые имеют только навыки пользователя. Поэтому создание гипертекстовых обучающих программ, презентаций, демонстраций не представляет особой сложности для учителя информатики. Однако инструментальные системы, основанные на идеологии «программирование без программирования», предоставляют учителю ограниченные возможности для создания педагогических приложений. В одних системах невозможны анализ и моделирование сложных объектов, в других системах возникают серьезные проблемы с диагностикой уровня знаний учащихся. Эти системы справляются с каким-либо узким классом задач и не в состоянии удовлетворить запросы учителей, стремящихся к созданию более сложных педагогических приложений, экспертных и интеллектуальных обучающих систем. К тому же педагогические приложения, как правило, разрабатываются небольшими коллективами учителей и не могут конкурировать по качеству с программными продуктами известных фирм. Создание более сложных обучающих, тестирующих программ, гипермедийной информационно-справочной системы потребует от учителя знания языков программирования или использования инструментальных систем, обладающих большими функциональными возможностями. Мы рассмотрели лишь малую часть программных пакетов, которые может использовать учитель для создания авторских электронных средств учебного или образовательного назначения. Каждый год на рынке появляются все новые и более совершенные инструментальные системы для создания обучающих приложений. Совсем недавно появились такие понятия, как «виртуальная образовательная среда» (virtual learning environment — VLE), «управляемая образовательная среда» (managed learning environment — MLE), «образовательная платформа» (Learning Platform), которые всё активнее используются специалистами в области информатизации образования. Рассмотрим возможности этих комплексов в плане создания электронных средств учебного назначения, педагогических приложений и тестов. Комплекс программных продуктов виртуальная (электронная) образовательная среда больше ориентирован на процесс обучения, организацию информационно-образовательного пространства учебного заведения. Данный комплекс совмещает средства для создания учебного плана, расписания, системы тестирования, средства информационного взаимодействия между учеником, учителем и средой, а также систему управления образовательным процессом. Комплекс программных продуктов управляемая образовательная среда больше ориентирован на процесс автоматизации документооборота и управления учебным заведением, однако в данный программный комплекс помимо многофункциональной системы организации и управления образовательным процессом входят и электронные средства учебного назначения, информационные образовательные ресурсы, средства рассылки заданий, проведения тестирования, обработки результатов учебной деятельности. Современное понятие образовательная платформа интегрирует широкий диапазон самых разных возможностей. Своим названием это понятие обязано тем, что на образовательную платформу устанавливаются самые разнообразные программные продукты, системы и комплексы. Поэтому образовательная платформа — интегрированное понятие; так называют разнообразные многофункциональные системы для автоматизации управления учебным заведением, виртуальные и управляемые образовательные среды. Основными задачами использования образовательной платформы в учебном заведении являются организация образовательного процесса на базе средств ИКТ; реализация интерактивного информационного взаимодействия между учеником, учителем и системой на локальном и глобальном уровнях; автоматизация документооборота и образовательной деятельности учебного учреждения. Практическая реализация образовательных платформ в учебном заведении позволяет: • разрабатывать принципиально новые педагогические подходы к организации учебного процесса; • упрощать процесс разработки и адаптации педагогических приложении (за счет имеющейся на платформе базы знаний, электронных средств учебного назначения со ссылками на образовательные порталы и сайты, а также встроенных инструментальных систем); • использовать в учебном процессе тестирующие и диагностирующие системы, которые содержат банк вопросов, заданий и упражнений по всем школьным предметам с возможностью внесения изменений и дополнений в вопросы и задания; • отслеживать динамику развития творческих способностей ребенка и профессионализма учителей с помощью e-portfolio; • осуществлять обмен документами с вышестоящими органами управления образованием. Реализация образовательных платформ упрощает процесс создания учителями собственных учебных материалов, тестовых заданий и использование уже имеющихся в системе готовых электронных средств учебного назначения, моделирующих программ. Эти программные продукты размещаются на сервере школы и могут быть доступны для учащихся и учителей в синхронном или асинхронном режиме работы независимо от места их нахождения. Завершая рассмотрение современных подходов к созданию электронных средств учебного и образовательного назначения, информационных ресурсов и прочих программных продуктов для образования, отметим их роль в повышении эффективности обучения за счёт реализации различных способов представления содержания образования, развития творческого мышления ребенка, создания образовательной среды вне классной комнаты, обеспечения учеников доступом к образовательным ресурсам сети Интернет и др. 2.2. Основные требования, предъявляемые к электронным средствам учебного назначения Разрабатываемые программные средства должны соответствовать основным требованиям, предъявляемым к электронным средствам учебного назначения: • психолого-педагогическим требованиям; • техническим требованиям; • эргономическим требованиям; • эстетическим требованиям; • требованиям к оформлению документации. Обучение с использованием средств информационных и коммуникационных технологий должно быть основано, прежде всего, на реализации психолого-педагогических требований. Психолого-педагогические требования включают в себя дидактические и методические требования, обоснование выбора тематики, проверку эффективности применения. Выделим основные из них: • направленность обучения на решение задач образования, воспитания и развития обучаемого предполагает всестороннее развитие личности и индивидуальности обучаемого, формирование его нравственных и эстетических качеств; • научность содержания электронного средства учебного назначения, предъявление научно-достоверных сведений, объективных научных фактов, теорий, законов; • доступность предъявляемого учебного материала контингенту обучаемых; соответствие ранее приобретенным учениками умениям и навыкам в целях предотвращения их интеллектуальных и физических перегрузок; • систематичность и последовательность обучения основаны на таком построении содержания учебного материала, когда существует определенная логическая связь между системами понятий, фактов и способов деятельности в целях обеспечения последовательности и преемственности в овладении знаниями, умениями и навыками; • информационная упорядоченность теоретического материала предполагает, что содержание учебного материала, входящего в электронное средство учебного назначения, должно быть рационально распределено по кадрам в подсказках и методических указаниях; • проблемность обучения, реализуемая за счёт создания таких учебных ситуаций, попадая в которые ученик вынужден искать выход из затруднительного положения, принимать самостоятельные решения, что позволит ему не только открыть новые истины, но и усвоить их творчески; • обеспечение сознательности, самостоятельности и активности обучаемых предполагает создание условий для проявления познавательной активности обучаемых, выраженной в их умении самостоятельно ставить цели учения, планировать и организовывать учебную деятельность, индивидуально выбирать режим работы на занятии; • осуществление индивидуализации обучения в условиях коллективного усвоения знаний (возможность выбора индивидуального темпа работы, траектории обучения и уровня сложности); • учет субъективного опыта каждого ученика, накопление и анализ данных о его знаниях и умениях, генерация заданий в зависимости от этих данных; • наличие средств активизации познавательной деятельности обучаемого, развития его мышления за счет повышения наглядности учебного материала, формирования умения принимать оптимальные решения в сложных ситуациях за счет постановки проблемных задач в ходе занятия; • обеспечение прочности усвоения результатов обучения и развития интеллектуального потенциала обучаемого предполагает, что знание становится частью сознания обучаемых в том случае, когда сформировано положительное отношение к учению и изучаемому материалу, обеспечен контроль за результатами обучения; • организация интерактивного взаимодействия пользователя с системой, обеспечение суггестивной связи (от англ.suggest — предполагать, советовать) в ходе работы на занятии, что предполагает обеспечение реакции программы на незапланированное действие пользователя, возможность получить совет, подсказку, рекомендацию; • неразрывная связь практических задач с теоретическим материалом за счет реализации деятельностной технологии обучения; • соблюдение адекватности функций средств ИКТ функциям учителя. Технические требования содержат условия обеспечения устойчивой работы системы, компьютера, всего комплекса программных и программно-аппаратных средств, защиты от несанкционированных действий. Эргономические требования учитывают возрастные особенности обучаемых, обеспечивают повышение уровня мотивации обучения, определяют требования к изображению информации и режимам работы. Эстетические требования устанавливают соответствие эстетического оформления функциональному назначению электронных средств учебного назначения; упорядоченность и выразительность графических и изобразительных элементов учебной среды. Требования к оформлению документации обосновывают необходимость грамотного и подробного оформления методических указаний и инструкций пользователя. В процессе разработки, модернизации и адаптации электронных средств учебного назначения учителю необходимо ориентироваться не на отдельные требования, а на их систему, что обеспечивает научно обоснованный выбор целей, содержания и методов организации учебной деятельности. 2.3. Этапы разработки электронных образовательных ресурсов В настоящее время осуществляется активный поиск путей и способов повышения качества образовательного процесса на основе информатизации. Особого внимания заслуживает вопрос создания и использования современных технологий и средств обучения, обладающих свойствами мультимедийности и интерактивности. Создание электронного образовательного ресурса – это сложный процесс интеграции представления изучаемой предметной области со специальными дидактическими приемами и информационными технологиями. Все три составляющие тесно связаны друг с другом. При создании ЭОР имеет место технологическая цепочка: ◦ методическое звено (разработка концепции, проектирование, подготовка исходных материалов); ◦ организационное звено (формирование коллектива разработчиков); ◦ инженерно-эргономическое звено – разработка интерфейса ЭОР; ◦ производственное звено – наполнение оболочки, тестирование и отладка работы; ◦ организационно-методическое звено – внедрение ЭОР в учебный процесс, взаимодействие педагога и обучаемого с помощью ЭОР в рамках информационной среды. При реализации современного подхода к созданию компьютерных средств обучения имеют место тенденции универсализации. Конструктивным решением здесь, как показывает практика выполненных коллективных разработок, является разделение дидактических, технических (общесистемных, компьютерных, инструментальных) и специализированных возможностей, определяемых спецификой предметной области применения компьютерных средств обучения. Прежде чем приступить к созданию самого продукта, необходимо четко представить этапы его создания с помощью информационных технологий. Условно этапы можно выделить следующим образом: • планирование (цель создания, целевая аудитория, примерное содержание, взаимосвязи между темами, концепция интерфейса, разработка критериев оценки продукта); • сбор информации (поиск, анализ и отбор релевантной информации, новая интерпретация содержания, решение о способах представления информации); • создание образовательного ресурса (выбор средства, подготовка мультимедийных фрагментов); • оценка созданного продукта (оценка созданного продукта в соответствии с разработанными критериями, экспертная оценка, пилотное тестирование); внедрение ЭОР в образовательный процесс. Предварительный план работ составляется для общей оценки масштабов проекта, его продолжительности, необходимого состава исполнителей и оборудования и сравнения всего этого с предоставленными условиями и ресурсами. В основу предварительного плана закладываются этапы разработки ЭОР (их также называют этапами жизненного цикла проекта): • разработка концепции, • проектирование (разработка структуры), • подготовка исходных материалов, • сбор материалов в компьютерную оболочку (учебный курс), • тестирование и отладка работы, • внедрение в учебный процесс. Методическое звено (разработка концепции, проектирование (разработка структуры), подготовка исходных материалов). Педагогический сценарий. Педагогическое проектирование – предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов. Под проектированием как видом профессиональной деятельности педагога следует понимать разработку им соответствующего проекта технологии обучения – дидактического описания педагогической системы, реализация которой предполагается в рамках учебного процесса. Технология педагогического проектирования – это способ освоения и преобразования информационно-образовательной среды в условиях неполноты информации, выбора альтернативных способов деятельности, системного рассмотрения объектов и процессов, перманентных проблемных ситуаций, ролевого поведения, коллективной творческой деятельности. Разработчики при подготовке материалов для ЭОР должны учитывать концептуальные аспекты их планируемой реализации (принципы структуризации информации, схемы программного интерфейса, способы контроля и критерии оценивания знаний и умений, средства обеспечения интерактивности и т. д.). Кроме того, эти материалы должны содержать указания по воплощению в ЭОР тех или иных дидактических приемов, обеспечивающих их новые качества по сравнению с традиционными средствами. Выполнение данных условий требует от разработчиков ЭОР владения новой, компьютерной дидактикой. ЭОР предполагают ориентацию на определенный уровень образовательных потребностей. Этим определяется принцип отбора материала, его структурирование, выбор мультимедиа-приложений и разработка педагогического сценария в целом. Так, образовательные потребности вузовского курса предполагают ориентацию на государственный стандарт высшего профессионального образования по соответствующей специальности, таким образом, предполагается академичная форма подачи материала, строгость дизайна и т.д. Образовательные потребности, на которые ориентированы курсы для преподавания дисциплин в вузе могут включать большое количество интерактивных мультимедиа-приложений, видеоклипов, программ для моделирования процессов и т п. Авторское представление об электронном ресурсе отражает и пользовательский интерфейс – визуальное представление материала и приемы организации доступа к информации разного уровня. ЭОР целесообразно разрабатывать, во-первых, в рамках личностно- ориентированной модели обучения, во-вторых, с ориентацией на приоритетное формирование у обучаемых исследовательских и проектных умений и способностей – только в этом случае компьютер, как важнейшее средство этой технологии, сможет проявить свои специфические свойства и тем самым принципиально (по целевому основанию) преобразовать деятельность, в которую он включается. Прежде чем приступить к этапу планирования, необходимо разработать педагогический сценарий разрабатываемого компьютерного средства обучения. Педагогический сценарий – это целенаправленная, личностно-ориентированная, методически выстроенная последовательность педагогических методов и технологий для достижения педагогических целей и приемов. Педагогический сценарий: • подобен режиссерскому или съемочному сценарию, который создается по литературному сценарию и представляет собой детальный план постановки фильма, предусматривающий точную разбивку на кадры с указанием планов и их метража, съемочных цветов, музыкального и изобразительного решения; • дает представление о содержании и структуре учебного материала, о педагогических и информационных технологиях организации учебного диалога, о методических принципах и приемах построения как учебного материала, так и системы его сопровождения; • включает не только описание связей между отдельными частями курса, но и отражает последовательность изучения курса. Важно, чтобы сценарий предусматривал весь диапазон возможных действий обучающихся на каждом этапе работы с курсом; • отражает специфику учебного материала и с ее учетом осуществляет его последующее структурирование и дозирование, разнообразные виды подачи и объяснения материала, а также учитывает размещение материала на экране, время его появления, цветовую композицию материала, физиологические свойства организма — особенности восприятия компоновки, цветовых соотношений с наименьшим зрительным и психологическим утомлением; • намечает наиболее эффективные траектории изучения курса, определяет организацию учебного материала с учетом индивидуальных особенностей его восприятия в зависимости от образовательного уровня и наличия базовых знаний в предметной области. Сценарий может быть представлен графически, что значительно облегчает организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Педагогический сценарий курса дает представление: 1. о содержании и структуре учебного материала, 2. о педагогических и информационных технологиях, используемых для организации учебного диалога, 3. о методических принципах и приемах, на которых построен как учебный материал, так и система его сопровождения. Планирование педагогического сценария предполагает четкое видение автором образовательного пространства учебной дисциплины, его умение определить педагогические технологии в соответствии с особенностями целевых учебных групп, тщательное проектирование содержания учебной деятельности. Для решения этих задач на этапе проектирования преподаватель должен подготовить развернутую программу учебной дисциплины, подобрать учебный материал, составить электронный текст, который станет основой построения электронного учебно-методического комплекса (ЭУМК), и разработать методическое пособие по изучению курса. Четкая постановка целей каждого ЭОР и его задач позволяют пользователю осознать их назначение, определить соответствие курса познавательным интересам, потребностям и возможностям. Степень этого соответствия определяет уровень мотивации познавательной деятельности, которая выполняет побудительную и смыслообразующую функцию в дальнейшем использовании учебного приложения. Структура курса дает общее представление о нем, делая материал «обозримым», что позволяет воспринимать как отдельные его части, так и все содержание в целом. Последнее десятилетие ознаменовано появлением нового термина «педагогический дизайн» (англ. instructional design). Данное понятие широко распространено за рубежом и стало активно распространяться в России. Оно обозначает научную дисциплину, занимающуюся разработкой наиболее эффективных, рациональных и комфортных способов, методов и систем обучения, которые могут быть использованы в сфере профессиональной педагогической практики. Данный подход использует принципы педагогики, психологии, социологии и эргономики. Одной из приоритетных задач педагогического дизайна является разработка качественных и эффективных методик обучения на основе информационных технологий. Разработка педагогического дизайна как этап проектирования ЭОР включает в себя последовательное выполнение ряда процедур1: 1) определение потребностей и целей; 2) сбор материалов; 3) знакомство с содержанием учебного курса; 4) выдвижение идей по эффективной организации учебного процесса; 5) построение диаграмм прохождения материала; 6) подготовка экранов; 7) разработка (программирование уроков); 8) подготовка дополнительных материалов (указания, инструкции и т. п.); 9) оценка (в т. ч. экспериментальная) и доработка учебных материалов. Концептуальный уровень проектирования ЭОР включает следующие ступени2: 1) определение целей учебной деятельности; 2) создание модели обучения; 3) описание основных компонентов учебной деятельности и того уровня, который должен быть сформирован в процессе обучения; 4) описание психологических механизмов и принципов обучения, которые должны быть сформулированы в виде конкретных предписаний; 5) определение уровней познавательной активности обучающихся; 6) определение способа управления, вида обратной связи, степени самостоятельности обучающихся и т. д.3 Четкая постановка целей разрабатываемого ЭОР и его задач позволят пользователю осознать их назначение, определить соответствие курса познавательным интересам, потребностям и возможностям. Степень этого соответствия определяет уровень мотивации познавательной деятельности, которая выполняет побудительную и смыслообразующую функцию в дальнейшем использовании учебного приложения. Структура курса дает общее представление о нем, делая материал обозримым, что позволяет воспринимать как отдельные его части, так и все содержание в целом. Организационное звено. Коллектив разработчиков Для планирования работ проекта по созданию ЭОР предлагаем один из пакетов, предназначенных для планирования несложных проектов пользователями- непрофессионалами и новичками. При составлении подобного плана работы над реализацией ЭОР удобно использовать специальное компьютерное приложение – Microsoft Project. Эту систему управления проектами отличают простота, доступная цена и средства помощи для быстрого включения в работу начинающего. Данная система планирования обеспечивает функциональность, достаточную для планирования работ по созданию компьютерной обучающей системы. Итак, ориентировочный срок разработки ЭОР средней сложности и среднего масштаба командой из четырех-пяти человек примерно составляет около трех месяцев. Скорее всего, на первый проект будет потрачено гораздо больше времени, так как участникам потребуется дополнительное время на получение навыков, освоение технологии разработки и изучение специфики используемого программного средства. Несомненно, условия проведения проекта могут либо существенно сократить его (например, в случае привлечения дополнительного персонала), либо увеличить (к примеру, при недостатке техники). Роль творческих групп при разработке ЭОР: Создание ЭОР требует более широкой и глубокой компетентности его разработчиков. Проблема разграничения компетенций разработчиков ЭОР была сформулирована вскоре после отнесения ЭОР к классу программных продуктов, имеющих коммерческую ценность, и решалась по-разному. Одна из крайних точек зрения заключается в том, что разработчик ЭОР должен быть универсалом, т.е. сочетать в одном лице автора, методиста и компьютерщика. Такой подход предъявляет сверхвысокие требования к квалификации кадров, участвующих в создании ЭОР. Специалистов, отвечающих им, очень мало. Другое следствие неоправданного расширения компетенций - значительное повышение трудозатрат, поскольку на практике универсальные разработчики способны с высокой производительностью решать задачи все же какого-то определенного класса, а при решении прочих задач действуют значительно менее эффективно, проявляя производительность, как правило, ниже среднего уровня. Очевидно, что с ростом сложности информационных технологий данный подход становится бесперспективным. Другое дело, когда для разработки электронных образовательных ресурсов по определенному курсу дисциплин создаются творческие группы, состоящие из опытных преподавателей-предметников данных дисциплин, программистов, дизайнеров, из числа студентов обучающихся на факультете и принимающих активное участие в инновационной работе. В нашем понимании деятельности по разработке ЭОР большое значение придавалось созданию творческого коллектива, его составу, принципам взаимодействия. А. Башмаков в книге «Разработка компьютерных учебников и обучающих систем» выделяет четыре базовые категории разработчиков ЭОР: • авторы учебного материала; • компьютерные методисты; • системотехник (в нашем случае функции системотехника выполняет технический руководитель ЭОР); • специалисты по реализации ЭОР [2]. Авторы учебного материала (он же, как правило, и автор идеи) – преподаватели или учителя в той или иной предметной области, по которой разрабатывается компьютерная обучающая система. Они несут ответственность за содержание ЭОР. На наш взгляд, вся инициатива по разработке ЭОР должна исходить от преподавателя, так как разработанный ресурс будет служить ему для преподавания своей же дисциплины. И от того, как преподаватель «пропустил через себя» предполагаемый проект, будет зависеть более половины доли успеха разработки. Обоснование эргономичности решения создания ЭОР автором идей важно еще и потому, что разработка любого программного продукта – очень трудоемкая задача и, порой, на реализацию одного проекта может уходить от нескольких месяцев до нескольких лет. Компьютерный методист — это специалист, владеющий определенными знаниями компьютерной дидактики, ориентирующийся в технических возможностях компьютера и программном обеспечении, которое может быть использовано при разработке ЭОР. В круг его задач входят формирование структуры ЭОР, создание педагогического сценария ЭОР, выбор психолого-педагогической стратегии и проработка используемых дидактических приемов, определение видов и форм контроля, а также критериев оценивания знаний и умений, оказание методической поддержки авторам в структуризации учебного материала, предоставление рекомендаций по стилю и формам его изложения и т.д. Рис. 1. Функциональное взаимодействие между участниками процесса при проектировании ЭОР После того, как произошла встреча с автором, методист должен сделать свое заключение о разработке ЭОР по данному курсу и передать свой вердикт в виде разработанных рекомендаций и педагогического сценария техническому руководителю проекта. Технический руководитель — это специалист по образовательным информационным технологиям, руководящий реализацией ЭОР и владеющий основами компьютерной дидактики. Он формирует информационно-логическую модель учебного материала и архитектуру ЭОР, формализует дидактические приемы, определяет классы применяемых моделей и алгоритмов, участвует в создании схемы пользовательского интерфейса, а также координирует деятельность специалистов, реализующих ЭОР. Роль технического руководителя обусловлена тем, что выбор воплощаемых в ЭОР возможностей и внешних (т.е. ориентированных на конечных пользователей) характеристик должен производиться совместно с определением программно-технических особенностей планируемой реализации. Вторая задача не входит в компетенцию авторов и методиста. Специалисты по реализации ЭОР – программисты и дизайнеры-программисты - вырабатывают базовые программно-технические решения (выбирают инструментальные средства, форматы данных, программные интерфейсы и т.д.), разрабатывают дизайн ЭОР, пользовательский интерфейс, осуществляют фото- и видеосъемку, видеомонтажные работы, работу со звуком. При проектировании ЭОР имеет место четкое разграничение компетенций авторов и специалистов, обеспечивающих техническую сторону выпуска издания. В связи с разделением дидактических, технических и специализированных возможностей в разработке ЭОР появляется разделение ролей и функционального назначения участников процесса создания ЭОР. Компьютерный методист и технический руководитель ЭОР играют ключевую роль при концептуальном проектировании ЭОР, представляющим собой стадию разработки, на которой формируются облик и концепция продукта, определяется его содержательная направленность, специфицируются основные функции и важнейшие характеристики, вырабатываются принципиальные дидактические и программно-технические решения [2]. Концептуальный уровень проектирования ЭОР включает следующие ступени: 1. Определение ближайших и отдаленных целей учебной деятельности. 2. Задание модели обучения, включающей две составляющие: обучающая модель и модель учебной деятельности. 3. Описание основных компонентов учебной деятельности и того уровня, который должен быть сформирован в процессе обучения. 4. Описание психологических механизмов и принципов обучения, которые должны быть сформулированы в виде конкретных предписаний. 5. Определение уровней познавательной активности обучаемых. 6. Определение способа управления, вида обратной связи, степени самостоятельности обучаемых, меры помощи. В некоторых коллективах разработчиков ключевую роль в создании ЭОР могут выполнять педагогические дизайнеры. Их работа сочетает в себе обязанности авторов учебных материалов и компьютерных методистов, а также дополняется другими специфичными задачами. Вот несколько основных задач, за которые в команде разработчиков должен отвечать педагогический дизайнер: • анализ целевой аудитории; • анализ компетенций и ожидаемых результатов учения; • анализ и структурирование учебных материалов; • отбор средств учения и обучения; • определение используемых методов учебной работы; • разработка методов оценки; • разработка стиля оформления учебного материала; • оказание методической помощи авторам учебных материалов; • методическое редактирование подготовленных материалов; • оценка методической эффективности разработки. Приведенная последовательность задает естественный порядок выполнения работы дизайнера в проекте. Однако, как уже сказано выше, некоторые работы по тем или иным причинам могут быть отсрочены, а другие – выполняться параллельно. Заметим, что педагогический дизайнер выполняет эти работы в тесном сотрудничестве с другими членами проектной группы. При проектировании ЭОР имеет место четкое разграничение компетенций авторов и специалистов, обеспечивающих техническую сторону выпуска издания. В связи с разделением дидактических, технических и специализированных возможностей в разработке ЭОР появляется разделение ролей и функционального назначения участников процесса создания ЭОР. Инженерно-эргономическое звено (разработка интерфейса). Технологический сценарий Следующим этапом является создание технологического сценария, который представляет собой описание информационных технологий и инструментальных средств, используемых для реализации педагогического сценария. К таким информационным технологиям, обеспечивающим создание ЭОР, относятся технологии гипертекста и мультимедиа-технологии. Они позволяют создавать разнообразные информационные продукты, к которым, в частности, относятся: • анимации, динамичные схемы, мультипликационные фрагменты, усиливающие визуальное восприятие текста и активизирующие познавательную деятельность; • аудиоприложения, озвучивающие подачу материала и позволяющие создать эффект присутствия преподавателя во время самостоятельной работы; • видеоматериалы, сопровождаемые объяснением преподавателя. В технологическом сценарии, как и в педагогическом, реализуются авторский замысел содержания и структуры курса, его методические принципы и приемы организации. При разработке ЭОР необходимо учитывать, что текст является наиболее традиционной формой подачи учебной информации. Однако восприятие человеком текстовой информации с экрана монитора существенно отличается от восприятия той же информации на листе бумаги. Это отличие обусловлено, прежде всего, разными физическими принципами создания изображения, поскольку в одном случае человек воспринимает излученный свет, а в другом – отраженный. Кроме того, человек, читающий книгу, более свободен в выборе позы, чем человек, читающий текст с экрана. К тому же при работе с компьютером необходимо дополнительно манипулировать клавиатурой или мышью. Все это приводит к более быстрому возникновению утомления и делает необходимым вывод текста на экран небольшими фрагментами и с возможностью увеличения размера шрифта. Дополнительный психологический дискомфорт может вызвать неправильный выбор цветовой гаммы или злоупотребление оформительскими элементами. Важность включения в ЭОР иллюстраций обусловлена, прежде всего, их методической ценностью. Обучаемый лучше усваивает содержание иллюстрированного текста, поскольку его логическое восприятие подкрепляется образным, надолго оставаясь в памяти. В этом заключается единство мысли, слова и образа. ЭОР позволяют усилить роль наглядных материалов в учебном процессе. Так, в отличие от книги, где иллюстрации присутствуют на странице одновременно с текстом, в компьютерном варианте подачи информации иллюстрации вызываются по мере необходимости с помощью соответствующих элементов интерфейса и каждый раз могут меняться (обновляться). Интерактивные изображения позволяют осуществлять различные действия: отмечать отдельные элементы в структуре, перемещать, менять их местами, дополнять и изменять информацию без ущерба оригиналу и т. д. На заключительных этапах работы следует подготовить документацию по курсу: аннотации, выходные данные, руководство пользователя. Как правило, эти документы представляются в печатном виде и распространяются вместе с приложением, записанным на цифровой носитель. Аннотация содержит информацию об академическом (соответствие государственному образовательному стандарту) или прикладном статусе курса, его месте в системе учебных дисциплин и о том, кому он адресован. Аннотация также может включать сведения о структурной организации курса, о его исходных теоретических установках, об особенностях работы над курсом, о базовых знаниях, необходимых для усвоения материала курса. Выходные данные размещаются как в печатном издании комплекта документации, так и на титульном экране, который соответствует титульному листу печатного издания. Титульный экран может представлять информацию в виде гиперссылок или иных интерактивных элементов. Титульный экран и титульный лист содержат обязательные и дополнительные элементы: • сведения об авторах и других физических и юридических лицах, участвовавших в создании издания (обязательно дублируются на упаковке); • название (обязательно дублируется на упаковке); • выходные данные (обязательно дублируются на упаковке); • знаки охраны авторского права; • надзаголовочные и подзаголовочные данные (обязательно размещаются на упаковке); • минимальные системные требования (обязательно размещаются на упаковке); • классификационные индексы, номер государственной регистрации; • номера международной стандартизации; • штрих-код; • библиографическое описание (обязательно размещается на упаковке); • аннотация (обязательно размещается на упаковке)4. Руководство пользователя является обязательным компонентом любого программного продукта. Оно содержит краткое описание системы внутренней навигации, позволяющее пользователям ориентироваться в структуре и способах работы с программой, а также информацию о приложениях к теоретическому и практическому материалу. Руководство пользователя к ЭОР создается с учетом методических рекомендаций автора курса. Технические возможности в разработке ЭОР: Вопросу выбора и использования требуемого набора стандартных программных продуктов при построении каждого конкретного предметно-ориентированного ЭОР уделяется достаточное внимание, так как этот процесс требует больших затрат времени, высокой квалификации и опыта разработчиков. При подготовке ЭОР (электронных учебников, электронных учебных пособий, тренажерных комплексов и т.д.) используются авторские системы и среды программирования – ToolBook II Instructor, Macromedia Director, Authorware, VB, Delphi, Borland C++. Среди мультимедийных средств используются Macromedia (FireWorks, Flash etc.), Adobe (Photoshop, Premiere, After Effects), Corel (Core) Draw) etc. В последнее время начато использование языков Internet- программирования: HTML, DHTML, Perl, PHP, JavaScript, ASP. Разработчики могут воспользоваться для создания ЭОР специальными программными пакетами – инструментальными средами, такими как CambridgeSoft ChemDraw; CambridgeSoft CHEM3D; ChemPen 3D; ISISDraw; MoluCAD; ACD/ChemSketch; ChemLab; Hypercube HyperChem; ChemCAD; Statistica и др. Организационно-производственное звено (участники процесса, наполнение оболочки, тестирование и отладка работы) На данном этапе производится компоновка материалов в единый программный комплекс: все материалы курса, представленные в электронной форме, с помощью специальных инструментальных средств объединяются в единое целое. При компоновке материалов в готовое приложение важно продумать участие автора, которое возможно в трех вариантах: • в качестве консультанта (анализ, обсуждение с программистом структуры учебных кадров, при этом от автора не требуется умение работать с какими-либо программными средствами, однако знание возможностей используемых компьютерных технологий необходимо ему для понимания того, что можно сделать с их помощью и с какими трудозатратами); • личное участие в компоновке кадров (авторское участие может быть реализовано с помощью средств автоматизации программирования, которые генерируют программный код автоматически, при этом автору необходимо освоить работу с авторскими средами); • совмещение в одном лице автора и программиста (этот вариант предполагает знание автором языков программирования). Следующий шаг в разработке ЭОР – тестирование. Это важный этап технологического цикла, позволяющий скорректировать и улучшить разработанный программный продукт. Альфа-тестирование осуществляется разработчиками ЭОР для выявления ошибок в программе. Такое тестирование подразумевает также и проверку реализации педагогического и технологического сценариев. Бета-тестирование осуществляется группой реальных пользователей, которые также обнаруживают ошибки и дают их описание, кроме того, они готовят общие замечания и рекомендации по курсу. Апробация ЭОР в реальном учебном процессе может являться частью бета-тестирования. Результаты такой апробации направлены на совершенствование разработанных электронных учебных материалов. 2.4. Оценка качества электронных образовательных ресурсов Основными методами оценки качества средств ИКТ являются апробация и экспертиза. Образовательные электронные издания и ресурсы подлежат апробации посредством их реального использования в учебном процессе, демонстрации и обсуждения основных качественных характеристик разработанных средств информатизации образования на конференциях, семинарах, выставках, презентациях и других общественных мероприятиях. По результатам комплексной апробации формируется система корректив, подлежащих к учету в ходе совершенствования созданных средств ИКТ. Процесс апробации и последующего совершенствования образовательных электронных изданий и ресурсов носит итеративный циклический характер и должен продолжаться до полного достижения средством информатизации соответствия требованиям качества. Для проведения апробации образовательных электронных изданий и ресурсов в учебном процессе формируют экспериментальную группу. Группа должна состоять из обучаемых с разной успеваемостью. В зависимости от специфики образовательных электронных изданий и ресурсов для более точной оценки в апробации может принимать участие несколько экспериментальных групп. Перед непосредственным использованием ОЭР в учебном процессе следует провести подготовку школьников – ознакомить их с темой учебного предмета, в преподавании которого используется ресурс, провести необходимый инструктаж, ознакомить с раздаточным материалом. Затем проводится учебное занятие с использованием образовательного электронного издания или ресурса в строгом соответствии с методическими указаниями и рекомендациями, сопровождающими конкретное средство ИКТ. В процессе работы школьников с изданием или ресурсом прослеживается ход и эффективность усвоения учебного материала, фиксируются вопросы учащихся, сбои в работе, проблемы взаимодействия с другими средствами информатизации образования. После окончания занятия ответы, положительные и отрицательные характеристики средства информатизации уточняются в ходе коллективного обсуждения. Как правило, апробационные занятия проходят в присутствии учителей, разработчиков, экспертов и специалистов, занимающихся разработкой данного класса средств информатизации образования. На завершающем этапе апробации эксперты должны проанализировать все вопросы и жалобы обучаемых, которые возникали в процессе их работы с образовательным электронным изданием или ресурсом. Результаты анализа хода апробации и выявленной специфики функционирования средства информатизации в условиях реального учебного процесса направляются специалистам предприятия-разработчика для принятия мер по совершенствованию электронного издания или ресурса. Аналитические методы оценки Аналитика (греч.) – часть логики, рассматривающая учение об анализе. Аналитические методы настолько распространены в науке, что термин «анализ» часто служит синонимом исследования вообще. В понятии аналитика его основная составная – «анализ» – употребляется именно в таком широком контексте. Понимание предмета аналитики обогащается изучением его функций. В этом контексте функции аналитики, следующие: • оценочная (дает оценку тем или иным актуальным событиям), • исследовательская (проводит анализ каких-либо проблем, процессов), • прогнозная (дает прогнозы развития ситуации, общие перспективные тренды), • рекомендательная (дает рекомендации по поведению в возникшей или перспективной ситуации), • предупреждающая (предостерегает от возникновения каких-либо угроз, проблем), • направляющая (задает общий вектор для действий, размышлений), • информирующая (подспудно информирует о тех или иных событиях). Рассмотрим в общих параметрах, как правильно организовать аналитическую работу и как готовятся аналитические отчеты. Можно условно выделить несколько этапов в аналитической работе: 1. сбор информации; 2. обработка информации; 3. осмысление ситуации, выявление факторов, тенденций; 4. написание отчета; 5. передача отчета и реакция на него. Сбор информации. Здесь могут возникнуть две трудности: отсутствие необходимой информации или ее избыток. Уровень аналитика демонстрируется, когда материал пишется на минимуме информации. Отсутствие информации подстегивает воображение, а это бывает очень важным для нахождения причинно-следственных связей, прогнозирования ситуации, подготовки рекомендаций и т. д. Но для этого аналитик должен изначально быть глубоко погруженным в тематику. Важно получить информацию из нескольких источников. При этом аналитику часто не нужны детали. Он выявляет общие тенденции, крупные содержательные блоки исследуемого объекта. А для этого большинство необходимой информации сегодня имеется в открытых источниках. Нужна информация СМИ, то есть подписка на все требующиеся издания, на информационные агентства, Интернет, необходим доступ к редким книгам и т. д. Для анализа мировой ситуации нужно перерабатывать большой массив иностранных источников. Со временем приходит опыт, знание, где находится необходимая информация по конкретной теме, что, естественно, сильно экономит время. Обработка информации начинается с того, что всю информацию нужно пересортировать, просмотреть и одновременно делать выборку необходимой. Одной из важных задач является перепроверка информации. В целом должна быть поставлена система перепроверки информации, основывающаяся на тщательном сопоставлении информации и дедуктивных методах. Но многое определяет опыт и интуиция аналитика. Нужно отсекать второстепенную информацию, выбирать наиболее важное. Для этого необходимо научиться вычленять главное. На первый взгляд, это кажется простым и очевидным, но на практике многие начинающие аналитики не могут выделить наиболее важное, ценное. Под главным мы подразумеваем системообразующее, детерминирующее, наиболее актуальное или в некоторых случаях до сих пор неизвестное. Можно составлять таблицы типа «известно – неизвестно». Не обязательно ее оформлять, это можно проделывать мысленно. Таблица помогает сделать добор необходимой информации. На этом уровне совершается достаточно трудоемкая работа. И в этой работе мало творчества. Но в конечном итоге качество проделанной на данном этапе работы напрямую отразится на уровне аналитического отчета. Осмысление ситуации. С этого этапа начинается непосредственно творческая работа. Нужно анализировать, фантазировать, стараться смотреть на ситуацию нестандартно. Некоторым помогают различные игры – разновидности «мозговой атаки». На этой стадии можно сделать набросок первоначальной структуры материала. При этом структура не должна быть жестко зафиксированной, так как это на последующих этапах может сузить поле для творческих новаций в работе. Очень важное значение имеет комплексное, системное видение ситуации. Этому часто помогает схематическое изложение проблемы. Схема может быть примитивной, но она помогает увидеть внутреннее содержание проблемы. Схема как бы сканирует изучаемую проблему, выявляет несущие конструкции. С помощью схем можно обнажить внутреннюю сущность проблемы, увидеть то, что скрыто, не проглядывается при первоначальном анализе. Написание отчета. Прежде всего, нужно помнить, что аналитический материал в большинстве случаев не передает информацию, не описывает ситуацию. Он должен давать оценку, комментарий каким-либо событиям, должен помочь их правильно понять, показать, как нужно действовать. Есть несколько требований к материалам. Прежде всего, должен быть простой и ясный язык. Не следует усложнять, перегружать стиль. Можно писать просто, ясно, но глубоко. В материале не должно быть двусмысленности. Материал должен быть законченным, читабельным, ярким, обладающим новизной. Примерная структура аналитического документа (имеет условный характер и описывает нашу собственную, иногда используемую методику может выглядеть следующим образом. Начинать следует с информативного описания проблемы. Своеобразное первое знакомство, несколько фактов, немного информативности. Это вводная часть, своеобразная разминка, на ней не стоит долго останавливаться. Она подготавливает читателя к аналитике. Далее идет оценочная часть: расчленение проблемы на составляющие, анализ составляющих, раскрытие проблемы. Здесь важно уловить существенные моменты. Следующий этап – анализ причин и факторов, их четкая структуризация: психолого- педагогические, социальные, гендерные и т. д. факторы; динамика, сравнение. Для иллюстраций к этой части материала можно использовать диаграммы, таблицы. Дальше – выход на тенденции и прогнозы. В некоторых случаях целесообразно предложить несколько сценариев развития ситуации. Это даст вариативность, снизит степень ошибки. Затем – формулировка рекомендаций. Они должны быть конкретными и по существу. Следует избегать деталей, нереальных предложений, затратных рекомендаций. Рекомендации должны давать новые мысли читателю аналитического материала. Нами предложена примерная структура. Для каждого аналитика она может иметь индивидуальный характер. Кроме того, аналитическое исследование представляет собой творческий процесс, который в целом с трудом поддается формализованному описанию. Есть несколько прикладных аналитических приемов, которые часто применяются при подготовке материала. Передача отчета. Правильное оформление аналитического документа имеет важное значение. Эту сторону обычно мало оценивают. Но, как показывает практика, хорошо оформленный материал дает где-то около 10 процентов успеха аналитики. Фотографии, выделение цветом, схемы, графики делают материал более читабельным и презентабельным. Нужно чувствовать потребителя, учитывать его эстетические вкусы. В целом можно условно вывести следующую формулу успеха аналитического материала: Успех аналитики = 50% информации + 40% анализ ситуации + 10% оформление результатов Таким образом, обобщая сказанное, требования к аналитическому отчету можно свести к следующему: ◦ оценка ситуации (а не описание проблемы); ◦ лаконичность; ◦ простой, ясный язык; ◦ глубина, разносторонность; ◦ прикладной характер; ◦ реалистичность; ◦ законченность. Сроки подготовки аналитических материалов напрямую зависят от профессионализма и подготовленности аналитика и целей подготовки материала. Так, например, быстрый, «горячий» материал может быть подготовлен за 1–2 дня, ситуационный анализ – за 10–15 дней, комплексная аналитика – от 1 до 3 месяцев. Экспертные методы оценки Основой системы оценки качества образовательных электронных ресурсов является технология экспертизы. Целью проведения независимой компетентной экспертизы является установление соответствия показателей качества средства информатизации образования заранее определенным требованиям международных, государственных и отраслевых стандартов, нормативно-технических документов и др., а также обеспечение качества и эффективности процесса обучения на основе применения данного ОЭР. Метод экспертных оценок – специфический социологический метод получения информации об объекте с помощью специалистов (экспертов) в определенной области. Экспертные оценки широко используются в прогнозировании, при определении целей социального развития или принятии плановых решений, помогают оценить значимость показателей и проверить качество методик, применяемых для сбора данных, повысить обоснованность практических рекомендаций и т. д. Повышение объективности результатов оценок экспертов достигается целым рядом логических и статистических процедур подбора специалистов, организации их опроса, обработки результатов экспертизы. Совокупность этих процедур и называют методом экспертных оценок. Для подготовки экспертизы обычно формируется группа специалистов. В ее задачи входят: • постановка проблемы, определение целей и задач экспертизы, ее границ, основных этапов; • разработка процедуры экспертизы; • отбор экспертов, проверка их компетентности и формирование групп экспертов; • проведение опроса и согласование оценок; • формализация полученной информации, ее обработка, анализ и интерпретация. В состав группы входят специалисты определенной области знания, а также специалисты по экспертным методам (социологи, психологи, математики), всего может быть 5–7 чел. В основе экспертизы обычно лежит вопросник, с помощью которого и осуществляется сбор требуемой информации. В своем классическом варианте вопросник отсутствует при свободном интервью, аналитических экспертных оценках и т. п. Вопросник, или анкета, – это структурно организованный набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей экспертизы. Вопросы анкеты в зависимости от их содержания делятся на три группы: 1. данные о самом эксперте – его возрасте, стаже работы, образовании, научном звании, узкой специальности; 2. вопросы по существу исследуемой проблемы; 3. вопросы, позволяющие оценить мотивы, которых придерживался эксперт в своем анализе. По форме вопросы могут быть открытыми, закрытыми и полузакрытыми, прямыми и косвенными. Для обеспечения поступления надежной и достоверной информации обычно сочетают все типы вопросов. Кроме того, для обеспечения равновероятной возможности для каждой альтернативы вопроса попасть в поле зрения эксперта рекомендуется в ходе опроса менять последовательность альтернатив. При использовании оценочных шкал положительные и отрицательные стороны уравновешивают. Вопросы по одной подпроблеме устанавливаются в порядке постепенного перехода от более общих ко все более специфическим, конкретным. Вопросник должен отвечать требованиям целостности, логичности, последовательности и завершенности. Существует широкий диапазон конкретных методик опроса экспертов. В зависимости от основания классификации их можно разделить на следующие группы: 1. по характеру взаимосвязи экспертов между собой – методы очного и заочного опроса экспертов; 2. по процедуре согласования оценок – одноразовые и итеративные (многоразовые); 3. по численности экспертов – индивидуальные методы и групповые. Очные методы опроса экспертов направлены на интенсификацию начального этапа исследования. Привлечение специалистов, представляющих различные области знания и точки зрения, позволяет расширить подход к изучаемой проблеме, учесть все возможные связи и опосредования. Эти методы дают весьма надежные результаты. Однако проведение очной экспертизы представляет собой довольно трудоемкий процесс. Кроме того, существенным недостатком этих методов является вероятность нежелательных искажений информации из-за психологического влияния организаторов опроса или авторитета признанных специалистов на участников экспертизы. Для исключения действия этого фактора обычно применяются специальные организационные меры. Свободное интервью – индивидуальный метод проведения экспертизы, когда исследователь лично обращается к известным ему специалистам за консультацией без какого-либо заранее составленного жесткого плана беседы. Интервью помогает более полно представить проблему, уточнить некоторые теоретические моменты, более четко интерпретировать употребляемые понятия и наметить основные направления исследования. Большое значение имеет подбор опрашиваемых экспертов. Желательно, чтобы они представляли различные в научном отношении точки зрения. Комплексная экспертиза включает экспертизу технико-технологических, психолого-педагогических и дизайн-эргономических аспектов создания и использования ЭОР. В ходе технико-технологической экспертизы выявляются: • возможность нормального функционирования ЭОР в требуемых средах, в сетевом режиме, в сочетании с другими средствами ИКТ; • корректность использования современных средств мультимедиа и телекоммуникационных технологий; • надежность, устойчивость в работоспособности, гетерогенность, устойчивость к дефектам; • наличие и качество защиты от несанкционированных действий; • простота, надежность и полнота инсталляции и деинсталляции; • объем требуемой памяти; • достаточность технического комплекта, сопровождающего средство (наличие необходимых системных программ, шрифтов и пр.); • работоспособность всех заявленных функций и возможностей ЭОР; • наличие подсистем диагностики, предупреждений, продолжения работы при восстановлении работоспособности системы; • корректность функционирования ЭОР одновременно с другими средствами; • скорость отклика на запросы пользователей. В ходе психолого-педагогической экспертизы проводится позиционирование ЭОР и его компонент по уровню образования, типу и форме образовательного процесса, осуществляется оценка содержания и сценария ЭОР, соответствия дидактическим, методическим и психологическим требованиям, использования специально разработанных педагогических методик применения и методической поддержки. В ходе проверки выявляются: • цели и область применения ЭОР; • педагогическая целесообразность использования ЭОР в рамках выбранной модели осуществления учебного взаимодействия; • методическая состоятельность; • степень соответствия аналогичным средствам ИКТ. В процессе экспертизы специалисты должны оценить степень соответствия ЭОР сформулированным ниже дидактическим и методическим требованиям: • научности • доступности • индивидуализации • интерактивности • наглядности и компьютерной визуализации информации • систематичности и последовательности обучения • адаптивности • системности и структурно-функциональной связанности • обеспечения проблемности обучения • обеспечения сознательности обучения, самостоятельности и активизации деятельности • прочности усвоения знаний • связи информации, предъявляемой в ЭОР, с практикой В ходе дизайн-эргономической экспертизы оцениваются качества интерфейсных компонент ЭОР, их соответствия единым эргономическим, эстетическим и здоровье-сберегающим требованиям. В ходе проверки выявляются: • временные режимы работы ЭОР, соответствие его компонентов здоровье-сберегающим требованиям; • характеристики используемого подхода к визуализации информации на экране монитора, цветовые характеристики, характеристики пространственного размещения информации, степень соответствия использованных подходов к визуализации подходам, общепринятым для данного класса средств ИКТ; • характеристики организации буквенно-цифровой символики и знаков на экране монитора; • характеристики организации диалога (доступность для обучаемых, время реакции на ответ или управляющее воздействие, число вариантов и правдоподобность ответов в вопросах типа «меню», наличие инструкции или подсказки); • характеристики звукового сопровождения (комфортность восприятия звуковой информации, удобство настройки звуковых характеристик, степень засоренности и оптимальность темпа звукового сопровождения); • степень эстетичности компонент ЭОР Кроме того, в процессе дизайн-эргономической экспертизы специалисты оценивают следующие основные параметры ЭОР: • целесообразность, корректность и удобство использования клавиатуры, манипулятора • «мышь», микрофона, сканера, принтера и других устройств; • наличие и качество видеофрагментов, анимации, статических графических и фотографических изображений, шрифтового и рисованного текста; • дружественность интерфейса (удобство использования клавиатуры, подсказок, надписей, системы справки и пр.); • наличие однообразной, но контекстно зависимой корректирующей реакции на смысловые ошибки; • удобство и постоянство принципов навигации по содержательному наполнению ЭОР; • возможность и качество имитационного моделирования; • эффективность и стабильность работы поисковой и справочной подсистем. По показателям эксперт выставляет свои оценки по двухбалльной шкале: 2 балла – полное соответствие; 1 балл – частичное соответствие; 0 баллов – отсутствует. Совокупная оценка качества ЭОР определяется как среднеарифметическая величина оценок по выбранным показателям. Дополнительные материалы 1. Арбузов Ю. В., Воронов В. Н., Кузнецов Ю. М., Маслов С. И. Принципы создания и особенности применения лабораторного оборудования в системе открытого технического образования // Индустрия образования / под ред. А. А. Полякова и др. М.: МГИУ, 2001. Вып. 1. 2. Ашимбаев М. С. Аналитические методы в системе государственного управления. URL: http://www.kisi.kz. 3. Башмаков А. И., Башмаков И. А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2003. 616 с. 4. ГОСТ 7.83–2001 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения». URL: http://protect.gost.ru 5. Григорьев С. Г., Гриншкун В. В. Информатизация образования. Фундаментальные основы. Учебник для педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогов. М: 2005. 231 с. 6. Гриншкун В. В. Разработка электронных ресурсов педагогами: проблемы и подходы // Вестник МГПУ. Серия информатика и информатизация образования. №2 (13). 2008. 7. Зенкина С. В. Методика разработки и оценивания электронных образовательных ресурсов: учеб.-метод. пособие для слушателей системы повышения квалификации, работников образования и студ. пед. вузов. М.: Изд-во «Известия», 2010. 114 с. 8. Зенкина С. В., Суворова Т. Н. Пересмотр учителем подходов к использованию и разработке электронного методического обеспечения урока // Мир науки, культуры, образования. – 2016. № 1(56). С. 24–25. 9. Кузнецов А. А., Суворова Т. Н. Подготовка учителей к разработке, оценке качества и применению электронных образовательных ресурсов // Педагогика. – 2016. № 1, С. 94–101. 10.Лапёнок М. В. Теоретические подходы и практическая оценка качества информационной среды дистанционного обучения // педагогическое образование в России. г. Екатеринбург, 2012. № 3. 11.Суворова Т. Н. О необходимости подготовки учителей к разработке, оценке качества и применению электронных образовательных ресурсов на основе системно-деятельностного подхода // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2015. № 4. – С. 51–57. 10. Суворова Т. Н. Подготовка учителей к разработке, оценке качества и применению электронных образовательных ресурсов в условиях внедрения новых стандартов // Информатика и образование. – 2015. № 9. С. 47–53. 11. Суворова Т. Н. Применение системно-деятельностного подхода к разработке требований, предъявляемых к электронным образовательным ресурсам // Информатика и образование. – 2015. – № 5 (264). – С. 67–70. 12. Суворова Т. Н. Применение системно-деятельностного подхода к решению проблем разработки электронных образовательных ресурсов// Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Научный журнал. – 2015. – № 7. – С. 100-103.
«Создание и использование программных средств учебного назначения и электронных образовательных ресурсов» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 493 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot