Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 5.
Тема «Создание безбарьерной и безопасной среды при обучении инвалидов по слуху в образовательных организациях высшего образования»
Тема образовательной среды и проблемы ее влияния на качество и эффективность высшего образования занимает одно из центральных мест в современной педагогической науке и практике, сурдопедагогике. В широком смысле понятие среда определяется в педагогике как совокупность условий, влияющих на развитие и формирование способностей, потребностей, интересов, сознания личности. При этом основным критерием выделения среды является факт взаимодействия: средой является та часть окружающего мира, с которой субъект взаимодействует.
В настоящее время одним из важнейших направлений развития российского образования является обеспечение доступности качественного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья. В «Федеральной целевой программе развития образования на 2016–2020 годы» поставлена цель увеличения доли образовательных организаций высшего профессионального образования, в которых обеспечены условия для получения высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей в Федеральном законе «Об образовании в РФ» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012) обозначается термином «инклюзивное образование» (п. 27 ст. 2 гл. I). Законом регламентируется право на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья, которое обеспечивается созданием необходимых условий: «…для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья» (п. 5.1 ст. 5 гл. I).
Безбарьерная среда - комплекс мер для обеспечения доступности и создания равных возможностей для лиц с особенностями психофизического развития во всех сферах жизни общества. Безбарьерная образовательная среда - доступная среда для инвалидов, обеспечивающая доступ к образовательным ресурсам и совместный процесс их обучения в обычных вузах. Она направлена на развитие инклюзивного образования, основная идея которого заключается в исключении любой дискриминации учащихся и создании специальных условий для студентов, имеющих особые образовательные потребности. Все студенты, независимо от степени их совершенства и отличительных особенностей, достойны уважения и могут учиться.
Ю.Н. Кулюткин и С.В. Тарасов определяют образовательную среду как совокупность условий реализации образовательной деятельности в образовательной организации. Более детальное определение дает В.А. Ясвин, согласно которому образовательная среда рассматривается как совокупность влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в ее окружении. При этом возможность понимается как особое единство свойств образовательной среды и самого обучающегося, она является в равной мере как фактом образовательной среды, так и поведенческим фактом личности.
В основе современного понятия «образовательная среда» лежит положение Л.С. Выготского о социальной среде как источнике возникновения специфически человеческих свойств личности, источнике социального развития ребенка. Существующие научные взгляды на структуру и функции образовательной среды отличаются. Единым для всех исследований в данной научной области является представление о взаимодействии обучающегося с окружающей образовательной средой как сути образовательного процесса.
В образовательной среде принято выделять три основных компонента:
1. Социальный (социальное окружение, социальная среда).
2.Материальный (пространственно-предметный, материально-технический, пространственно-предметное окружение).
3. Содержательный (информационный, психодидактический).
Данные компоненты взаимосвязаны, они дополняют друг друга и влияют на каждого субъекта образовательной среды. В свою очередь и люди, как субъекты данной среды, оказывают на нее определенное воздействие, структурируя и видоизменяя ее компоненты.
Предлагая различные подходы к вопросу проектирования, оценки образовательной среды, исследователи чаще всего имеют в виду конкретную образовательную организацию (Г.Ю. Беляев, И.В. Ермакова, Ю. Кулюткин, В.В. Рубцов и др.). Важно, что образовательная среда, выступая не только как условие, но и как средство обучения, оказывает непосредственное влияние на социокультурное развитие обучающегося, его адаптацию к миру. Создание безбарьерной и безопасной среды в зданиях образовательных организаций высшего образования для студентов – инвалидов по слуху регламентируются Сводом правил СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 (утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 27 декабря 2011 г. № 605) (с изменениями и дополнениями) и Сводом правил 138.13330.2012 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения. Правила проектирования».
В соответствии с нормативными документами здания образовательных организаций высшего образования, доступные для студентов-инвалидов по слуху, должны обеспечивать:
- полноценную среду, позволяющую наравне с общим контингентом учащихся получить образование в соответствии с объемом и качеством, определяемыми программами обучения;
- возможность максимально полной социальной адаптации без ущемления прав и свобод учащихся-инвалидов в общей среде со здоровыми учащимися;
- меры, не нарушающие общие нормативные требования и уровень комфорта здоровых учащихся, а также архитектурное качество здания образовательного учреждения.
Студенты-инвалиды по слуху могут обучаться в образовательных организациях высшего образования, за исключением образовательных учреждений или их отделений, факультетов, имеющих ограничения по приему на обучение по ряду специальностей со стороны органов образования, здравоохранения или соответствующих отраслевых ведомств.
Требования доступности для инвалидов распространяются также на Центры профессиональной ориентации и переподготовки.
Здания образовательных учреждений рекомендуется делать доступными для всех категорий обучаемых с нарушениями здоровья. Исключение составляют специальные реабилитационно-образовательные учреждения, сочетающие обучение с коррекцией и компенсацией недостатков развития по определенному виду заболевания. Если в задании на проектирование не установлены ограничения, следует обеспечить возможность студенту-инвалиду по слуху учиться в составе любой учебной группы. Поэтому требованиям доступности должны отвечать все учебные помещения. Категории студентов-инвалидов по слуху и количество мест следует устанавливать заданием на проектирование в соответствии со спецификой учебного заведения. При отсутствии этих требований в каждом учебном помещении на одну группу учащихся следует в среднем предусматривать возможность оборудовать по 1-2 места для учащихся-инвалидов с нарушением слуха.
По отдельным предметам, в случае несовместимости педагогических программ с ограниченными возможностями студентов-инвалидов по слуху (военная подготовка и т.п.) места для инвалидов в учебных кабинетах не предусматриваются. Требования доступности при проектировании для обучающихся с нарушениями слуха относятся к дополнительному инженерному оборудованию и возможности управления им (системы информации и связи и системы видеоинформирования).
В образовательных организациях высшего образования, осуществляющих обучение лиц с нарушениями слуха, в составе медицинских помещений, кроме медицинского и процедурного кабинетов, рекомендуется предусматривать: кабинет отоларинголога, залы или комнаты лечебной физкультуры, а также физиотерапевтический кабинет, кабинет массажа (гидромассажа), кабинет механотерапии.
Необходимо обеспечить наличие специальных мест в аудиториях для студентов-инвалидов по слуху. В каждом учебном помещении (в лекционных аудиториях, кабинетах для практических занятий, учебных мастерских, библиотеке и пр.) необходимо предусматривать возможность оборудования по 1 - 2 места для студентовинвалидов и студентов с ОВЗ по слуху. В общем случае в стандартной аудитории необходимо первые столы в ряду у окна и в среднем ряду предусмотреть для обучаемых с нарушениями слуха. Особое внимание необходимо уделить обеспечению визуальной, звуковой и тактильной информацией для сигнализации об опасности и других важных мероприятиях.
Таким образом, организация безбарьерной среды позволяет создать специальные условия для получения высшего образования лицами с ограниченными возможностями здоровья. Под специальными условиями для получения высшего образования по образовательным программам обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Важным фактором, требующим учета при конструировании образовательной среды образовательной организации высшего образования, является ее безопасность.
Безопасность образовательной среды образовательной организации высшего образования, в которой обучаются инвалиды по слуху, выступает как система социально-педагогических мер и мероприятий, направленных на защиту и удовлетворение образовательных потребностей обучающихся, социума и государства, при условии гарантии психолого-гигиенической безопасности учебновоспитательного процесса для субъектов образования.
В данном случае понятие «безопасная образовательная среда» объединяет содержательные характеристики образования как сферы социальной жизни и среды как фактора образования, а также является подсистемой социокультурной среды. Безопасная образовательная среда образовательной организации высшего образования – это среда прогнозирования, обнаружения, регуляции и ликвидации опасностей и рисков достижения качества образования.
Данный контекст проблемы раскрывают:
- исследования В. А. Ясвина по моделированию образовательной среды с заданными свойствами, Г. В. Грачева о теории и технологии обеспечения информационно-психологической безопасности личности;
- модель психологически безопасной образовательной среды школы И. А. Баевой; методика А. В. Блинниковой по оценке возможностей социально-педагогического образования педагогического колледжа как фактора образовательной безопасности региона.
Стратегия и тактика разработки безопасной образовательной среды образовательной организации высшего образования (по Л.З. Сидоровой) включают:
– ценностно ориентационное единство студентов и преподавателей по отношению к ценностям и целям высшего образования, к проектированию безопасных педагогических ситуаций, интегрирующих смыслы – цели – содержание – способы, средства деятельности – нормы и правила взаимодействия на уровне целевого, содержательного и операционально-деятельностного компонентов, и, что очень важно, осознание обоснованности связанных с этим ограничений;
– организация службы прогноза, в функцию которой входит прогнозирование опасностей и рисков достижения качества образования на каждом конкретном этапе личностно-профессионального становления специалиста (идентификация, определение масштаба, построение параметров безопасной образовательной среды с позиции ее безопасности и направленности на регуляцию опасностей и рисков);
– анализ, моделирование и апробация условий и ограничений, способствующих разрешению опасностей и рисков педагогически целесообразными средствами;
– рефлексия качества проектирования педагогических ситуаций и их преобразование для минимизации опасностей и рисков с позиции достижения качества образования;
– принятие соответствующих управленческих решений по «расшатыванию» параметров среды для насыщения ее условиями, возможностями и ограничениями, способствующими достижению ожидаемого качества образования;
– направленность образовательного процесса не только на профессиональную, но и на общекультурную сферы: самопознание студентов, обогащение форм эффективного взаимодействия, поддержку и стимулирование их самоопределения, саморазвития и самореализации в логике личностно-профессионального становления.
Структурные компоненты безопасной образовательной среды образовательной организации высшего образования (по Л.З. Сидоровой):
1) физическое окружение среды - архитектура здания техникума или колледжа, степень открытости-закрытости конструкций, дизайна, размер и пространственная структура учебных кабинетов и других помещений в здании, легкость их пространственной трансформации при возникшей необходимости, возможность и широта пространственных перемещений в них субъектов, в том числе студентов – инвалидов по слуху;
2) предметное окружение: материальные условия организации учебно-воспитательного процесса в рамках учебных занятий, учебной и производственной практики, форм внеучебной работы; условия быта студентов в общежитии; образовательные ресурсы (средства, компьютерное оборудование и др.); физико-химические, биологические, гигиенические условия (микроклимат, чистота воздуха и т.д.);
3) ценностно-смысловое наполнение - социально-контактный компонент среды как личный пример преподавателей и студентов, их личностно-профессиональная культура, опыт, образ жизни, продукты деятельности, задающие основания для профессионального образования (учебные программы, реализуемые методики обучения и воспитания, обеспечивающие продуктивное личностно-профессиональное саморазвитие студентов; нормы поведения и взаимоотношений (сотрудничества, взаимопомощи, господства); взаимодействующие с профессиональной образовательной организацией учреждения, организации, группы и их представители, обеспечивающие расширение траекторий личностно-профессионального саморазвития и самореализации обучающихся; социально-педагогическое “устройство” группы (своей) и коллективов, с которыми контактируют студенты и преподаватели (наличие выделившихся по тем или иным основаниям “лидеров”, “преуспевающих”, “звезд”, отстающих, “отверженных” и т.д.), реальное место студента и преподавателя в структуре микро- и макросоциума , включенность субъектов в другие группы и группировки, уровень защищенности его в данном коллективе от различного рода посягательств: информационную; соматическую; предметную;
4) информационный компонент среды: общеколледжные акты и нормы функционирования на принципах гуманизации - устав, правила и законы внутреннего распорядка педагогического колледжа; “неписаные законы”, традиции педагогического сообщества, фактически принятые нормы отношения к людям, к их мнениям; правила личной и общественной безопасности; образовательные ресурсы, рекламы; персонально адресованные воздействия - идеи, выраженные в той или иной форме; требования, приказы, советы, пожелания, поручения, сообщения и т. д.;
5) соматический компонент среды, который по отношению к психике субъекта образования составляет собственное тело и его состояния. Особого внимания при проектировании среды требует психологическая безопасность как состояние, характеризующее образовательное пространство колледжа или техникума, фиксируемое через отношения ее участников.
Психологически безопасная образовательная среда – это результат комплексного, системного, длительного специально организованного психолого-педагогического процесса, результат которого фиксируется в наличии (создании):
– гуманистической образовательной системы профессиональной образовательной организации;
– единого образовательного и воспитательного пространства в окружающей профессиональную образовательную организацию среде;
– включенности личности студента – инвалида по слуху в образовательный процесс в субъектной позиции;
– наличия значимых для студента – инвалида по слуху сообществ, обеспечивающих удовлетворение его потребности в межличностном общении, характеризующихся общинным характером организации деятельности, наличием отношений, основанных на требовательности и уважении друг к другу.
Угрозы психологической безопасности образовательной среды образовательной организации высшего образования:
1. Психологическое насилие в процессе взаимодействия.
2. Непризнание референтной значимости образовательной среды профессиональной образовательной организации.
3. Отсутствие удовлетворенности в личностно-доверительном общении и основными характеристиками процесса взаимодействия всех участников образовательной среды, в том числе студентами – инвалидами по слуху.
4. Неразвитость системы психологической помощи в профессиональной образовательной организации.
5. Эмоциональное выгорание педагогов профессиональной образовательной организации.
Основные задачи организации безопасной образовательной среды в образовательной организации высшего образования, где обучаются инвалиды по слуху:
– выявить факторы, определяющие возникновение и действие стрессов в условиях образовательной организации высшего образования (анализ потребует целенаправленного исследования на базе ряда образовательных организаций с последующей оценкой каждым участником – педагогом, психологом, администратором, родителем – возможных рисков, присущих образовательной организации);
– отработать систему согласованных взглядов и представлений педагогов, психологов, родителей на образовательную среду колледжа как на комфортную среду, благоприятную для социализации, обучения и развития студента – инвалида по слуху;
– обосновать условия организации такого типа образовательной среды и требования к ее эффективной организации, относящихся ко всем участникам, отвечающим за обучение, воспитание, развитие студентов – инвалидов по слуху, включая систему задач и действий, для каждого участника педагогической ситуации;
– обосновать комплекс методов и технологий для работы педагогов, психологов, управленцев, родителей, студентов – инвалидов по слуху в условиях возникновения стрессов, а также в целях их профилактики в ходе учебновоспитательного процесса в колледже или техникуме;
– составить минимальный и доступный комплекс упражнений и занятий для применения каждым участником образовательной ситуации;
– сформулировать конкретные рекомендации педагогам, психологам, управленцам, родителям по организации комфортной образовательной среды в профессиональной образовательной организации.
Модель психологически безопасной образовательной среды образовательной организации высшего образования (по Г.В. Грачеву) включает:
1) защищенность от психологического насилия;
2) референтную значимость окружения;
3) удовлетворенность в личностно-доверительном общении студентами, в том числе инвалидами по слуху.
Реализация такой модели должна осуществляться с учетом следующих принципов обеспечения психологической безопасности в образовательной среде образовательной организации высшего образования:
– принцип опоры на развивающее образование и воспитание;
– принцип психологической защиты личности;
– принцип помощи в формировании социально-психологической умелости.
В целях эффективности реализации модели создаются следующие условия организации безопасной образовательной среды в образовательной организации высшего образования, где обучаются студенты–инвалиды по слуху:
– активное предупреждение возникновения острых, деструктивных проблем развития студента в течение учебного дня в институте или университете;
– эффективное применение адекватных методов и технологий работы в условиях стрессовой ситуации; – повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов, психологов, управленцев, родителей, а также самих студентов и обучающихся – инвалидов по слуху, включая овладение ими технологиями индивидуальной и групповой работы в условиях стрессовой ситуации.
Таким образом, в основе обеспечения психологической безопасности образовательной среды образовательной организации высшего образования для обучения инвалидов по слуху лежат прогнозирование, обнаружение, регуляция и ликвидация опасностей и рисков достижения качества образования. Ядром ее организации выступает психолого-педагогическая направленность коллектива на проектирование ситуаций, регулирующих опасности и риски достижения качества высшего образования (реализации программ бакалавриата, специалитета, магистратуры).
Управление психологической безопасностью образовательной среды в данном контексте должно опираться на принципы организации психологической защищенности личности; принцип опоры на развивающее образование; принцип помощи в социально-психологической умелости, входящие в концепцию гуманизации образования. При этом основой конструирования психологической безопасности выступает внутриличностное общение, свободное от психологического насилия во взаимодействии. Результирующим ее итогом является психологически здоровая личность.
Таким образом, безбарьерная и безопасная образовательная среда представляет собой систему условий и возможностей для профессионального и личностного развития обучающихся – инвалидов по слуху по программам высшего образования (программам бакалавриата, специалитета, магистратуры).
Библиография:
1. Конанова Е. И. Организация инклюзивного образовательного пространства в вузах России для учащихся с ограниченными возможностями здоровья // Концепт. 2015. №8. Электронный режим доступа URL: http://e-koncept.ru/2015/15284
2. Мартынова, Е. А. Социальные и педагогические основы построения и функционирования системы доступности высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями / Е. А. Мартынова. – Челябинск : Челяб. гос. ун-т, 2002. – 281 с.
3. Неделька, Л. Создание благоприятных условий для получения высшего образования лицами с дефектами зрения / Л. Неделька // Проблемы высшего профессионального образования лиц с нарушениями зрения : материалы науч.-практич. конф. – Н. Новгород, 2000. – С. 51–53.
4. Никитина, М. И. Доступность высшего образования для инвалидов / М. И. Никитина // Высшее образование инвалидов : материалы международной научно-практической конференции. – СПб. : СПбНЦЭПР, 2000. – С. 36–38.
5. Обучение студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья : методические рекомендации для преподавателей МГПИ / сост. О. В. Бобкова ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2017. – 91 с.
6. Патраков, Э. В. Доступная образовательная среда как фактор социальной ответственности вуза: монография / Э. В. Патраков, Л. В. Токарская, О. В. Гущин. — Екатеринбург : УрФУ, 2015. — 184 с.
7. Учебное пособие по организации обучения инвалидов по слуху в образовательных организациях высшего образования / Под руководством Р.Г. Тер-Григорьянц. Авторский коллектив: О.А. Антонова, Н.Ю. Борякова, Ю.В. Богинская, Б.А. Коростелев, Г.Л. Котова, О.Ю. Пискун, В.Э. Ромашкина, Л.И. Руленкова, И.Л. Соловьева, В.Р. Майер, Е.А. Швец. – М.: АНО НМЦ «СУВАГ», 2017. 244 с.