Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Современный урок биологии
Игровые
технологии
Технологии игрового обучения
Психологические требования к учебной игре
мотивация игровой деятельности на уроке (учащимся
необходимо испытывать потребность в ней)
психологическая и интеллектуальная готовность к участию в
игре
учет характера, темперамента, организованности каждого
участника игры;
содержание игры должно быть интересно и значимо для еѐ
участников
игра завершается получением результатов, представляющих
ценность для ее участников
игровые действия опираются на знания, умения и навыки,
приобретѐнные
на занятиях,
обеспечивают
учащимся
возможность принимать рациональные, эффективные решения,
оценивать себя и окружающих критически
Классификация учебных игр (по
Т. П. Войтенко)
Ролевые игры.
Игры-состязания.
Имитационно-моделирующие игры.
Игра – направляемая дискуссия.
Игра – творческая дискуссия.
Виды дидактических игр
(классификация 2)
Игры – упражнения
Игра-поиск
Игры – соревнование
Сюжетно - ролевые игры
Познавательные игры - путешествия
Особенности учебной игры
Учебная игра вводится в учебный процесс
в качестве творческого учебного задания и
обеспечивает реальные условия для
активной мыслительной деятельности,
способствует формированию и развитию
интеллектуальных умений учащихся
Об игре вообще и
познавательных играх в
частности
Именно в игре человек испытывает
радость побед и восторг открытий, в игре
он мечтает и фантазирует, стремится
«взять» высоту и помериться силой и
умом с противником.
Цели применения игровых
технологий
Развитие мышления.
Углубление теоретических знаний.
Самоопределение в мире увлечений и профессий.
Организация свободного времени.
Общение со сверстниками.
Воспитание сотрудничества и коллективизма.
Приобретение новых знаний, умений и навыков.
Формирование адекватной самооценки.
Развитие волевых качеств.
Контроль знаний.
Мотивация учебной деятельности и др.
Биологические игры призваны решать
следующие задачи:
Образовательные: Способствовать прочному усвоению
учащимися учебного материала Способствовать
расширению кругозора учащихся и др.
Развивающие: Развивать у учащихся творческое
мышление. Способствовать практическому применению
умений и навыков, полученных на уроках и внеклассных
занятиях. Способствовать развитию воображения,
фантазии, творческих способностей и др.
Воспитательные: Способствовать воспитанию
саморазвивающейся и самореализующейся личности.
Воспитать нравственные взгляды и убеждения.
Способствовать воспитанию самостоятельности и воли в
работе и др.
Дидактические возможности
учебных игр
Предоставляют возможность учиться на
собственном опыте;
Создают возможности переноса знаний и
опыта в реальную ситуацию;
Обеспечивают высокую мотивацию
достижения цели;
В игре происходит снятие скованности,
преобладает чувство свободного выбора ,
возможность проявить самостоятельность
и желание помериться силами с другими.
Реализация игровых приѐмов и ситуаций на
учебных занятиях
постановка дидактической цели перед учащимися в
форме игровой задачи;
подчинение учебной деятельности правилам игры;
использование учебного материала в качестве
средства, достижения дидактической цели;
использование в учебной деятельности элемента
соревнования, что позволяет перевести
дидактическую задачу в игровую;
успех выполнения дидактического задания
связывается с игровым результатом.
В структуре учебного процесса на основе
игры можно выделить пять элементов –
этапов:
Ориентация.
Подготовка к проведению.
Проведение игры.
Подведение итогов.
Обсуждение хода и результатов игры.
Ролевые игры
6 класс. «Суд над хлорофиллом».
Роли распределяются заранее
(хлорофилл, судья, прокурор, адвокат,
фотосинтез, дыхание, углекислый газ,
кислород и вода).
Во время игры участники рассказывают о
значении хлорофилла в жизни растений, о
процессах фотосинтеза и дыхании.
Судья, прокурор и адвокат задают
вопросы всем участникам с целью
выяснить роль каждого вещества.
Игры-состязания
7 класс. «Ох уж эти насекомые»
Данная игра – пример известной
телепередачи «Своя игра».
Класс разбивается на три команды (ряда).
Ребятам заранее предлагается тема игры
«Класс Насекомые» и возможная научнопопулярная литература.
На доске предложены рубрики и баллы за
правильные ответы.
Имитационно-моделирующие игры
8 класс. «Прием к врачу»
Игра проводится после изучения нескольких тем
(«Опора и движение», «Транспорт веществ»,
«Дыхание»).
Цель игры повторить основные симптомы болезней
органов данных систем, вспомнить название врачейспециалистов, закрепить знания о мерах
профилактики некоторых заболеваний.
Класс делится на 3 группы: врачи-специалисты,
пациенты, эксперты.
В конце урока ученики-эксперты выставляют оценки
«врачам» по определенным критериям.
Игра – направляемая дискуссия
11 класс. «Взгляды учѐных К. Линнея, Ж.-Б.
Ламарка, и Ч. Дарвина на эволюцию живой
природы и процессы видообразования»
Класс делится на 3 группы, каждая из
которых будет отстаивать правильность
взглядов одного из ученых.
Каждой группе выдается карточка с
перечнем вопросов, обсуждение которых и
будет основой дискуссии.
Игра – творческая дискуссия
11 класс. «Гипотезы происхождения
человека».
Тематика игры связана с изучением
многообразия гипотез возникновения
биологического вида.
Класс разбивается на небольшие группы.
Каждая группа получает исходные данные
и перечень вопросов, находит аргументы в
пользу выбранной гипотезы, стремиться
отстоять свой взгляды на проблему
используя навыки ведения дискуссии и
публичного выступления
Игровые ситуации
Игровые моменты требуют меньше
времени на подготовку и
проведение, но часто используются
на уроках.
Примеры игровых моментов,
или игр-миниатюр:
«Пятый лишний»
«Найди родственников»
«Составь трѐхзначное число»
«Текст»
«Загадки»
«Собери растение»
«Найди пару»
«Найди ошибку»
«Игра-цепочка»
«Кто лишний ?»
Играющим предлагается набор
материалов (гербарий
растений, коллекция животных,
рисунки, открытки и др.),
три элемента которых
принадлежат к одной
систематической категории
(семейству, отряду, и др.),
а четвертый – случайный.
Это предстоит обнаружить
играющему и после чего
доказать правильность выбора
«Найди родственников»
Правила противоположны игре «Пятый
лишний».
Самым простым является поиск дальних
родственников,
т. е. тех, с которыми этот вид генетически
связан на уровне крупных
систематических категорий (тип, отдел,
класс, отряд и др.)
«Составь трѐхзначное число»
Перед играющими ставится задача обнаружить
закономерности в построении и расположении
содержания таблицы, состоящей из трѐх строк и трѐх
колонок, каждая из которых несѐт определѐнную
информацию.
1. Жиры
4. Птиалин
7. Аминокислоты
2. Углеводы
5. Липаза
8. Глицерин
3. Белки
6. Пепсин
9. Глюкоза
«Текст»
В составленном заранее тексте
пропущены отдельные слова или
словосочетания, обозначающие
определѐнные понятия, или
характеристика изучаемых природных
объектов и явлений.
Задача учащихся – вписать эти слова или
сочетания.
«Загадки»
Здесь можно
использовать
самые разные
загадки для 6-7
классов по
многообразию
растений и
животных
«Собери растение»
Предлагаются карточки с изображением
цветков, побегов, листьев и плодов
разных растений.
Задача: правильно собрать все части
растения.
«Найди пару»
Учащиеся разбиваются
на 2 команды.
Каждый игрок в одной
команде получает по
карточке с
изображением
растений, в другой
команде – с названием
растений.
По сигналу нужно
найти парную карточку.
«Найди ошибку»
Учащимся предлагается текст, рисунок,
фрагмент фильма или мультфильма с
различными биологическими ошибками.
Выигрывает тот, кто найдѐт больше всего
ошибок.
«Игра-цепочка»
Игра проводится при опросе.
Предварительно учащимся в качестве
домашнего задания предлагается продумать
вопросы по заданной теме.
Учитель первым задаѐт вопрос любому
ученику;
Ученик, правильно ответив, предлагает свой
вопрос другому ученику и так далее по
цепочке.
Отметки ставятся тем, кто задавал
интересные вопросы и давал чѐткие,
правильные ответы.