Современный стратегический анализ. Этапы СМ
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
СОВРЕМЕННЫЙ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Конспект лекций
СМ – это управление:
долгосрочное управление;
управление в условиях рыночной экономики;
управление в условиях быстро меняющейся, нестабильной внешней среды;
стратегическое планирование плюс реализация стратегии в реальном масштабе
времени.
Этапы СМ:
определение стратегических целевых ориентиров (видения, миссии, целей);
анализ внешней и внутренней среды;
выбор стратегической модели;
формирование стратегии;
определение краткосрочных целей и стратегических планов;
реализация стратегии;
контроль хода реализации стратегии и оценка результатов;
возвращение на начальный этап и возможная корректировка дальнейших
шагов.
Анализ является центральным и наиболее трудоемким этапом. Анализ проводится
комплексный, внешней среды и внутренней среды, объектов анализ много, методов и
моделей тоже. Мы рассмотрим в общих чертах некоторые из них.
Что может являться объектом анализа:
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
8)
9)
анализ макросреды;
отраслевой анализ;
анализ конкурентов;
анализ рынка;
анализ микроокружения;
анализ конкурентных преимуществ и конкурентоспособности;
портфельный анализ и стратегический анализ товара;
анализ ресурсов организации;
анализ рисков.
По каждому из направлений разработано и применяется множество разнообразных
методов. Для повышения эффективности стратегического анализа используется система
FAROUT помогающая в определении того, какие аналитические методы являются наиболее
соответствующими при проведении того или иного анализа. Методы оцениваются по
следующим критериям:
Future orientation (ориентирование на будущее); анализ должен быть ориентирован на
перспективу;
Accuracy (точность); анализируемые данные должны быть взять из разных
источников и подвергнуты перекрестной проверке;
Resource efficiency (ресурсная эффективность); затраты на получение и анализ
данных должны быть меньше ожидаемого экономического эффекта применения результатов;
Objectivity (объективность); информация должна анализироваться с помощью
преимущественно рациональных методов;
1
Usefulness (полезность); полученные результаты должны соответствовать основным
потребностям принимающих решение;
Timeliness (своевременность); необходимо оптимизировать соотношение между
затратами времени на анализ информации и точностью результатов.
Несоответствие этим критериям отразится в том, что результаты анализа будут иметь
для организации невысокую ценность.
Пример 1: использование системы FAROUT по результатам использования SWOTанализа.
Критерии
1 балл
2 балла
3 балла
4 балла
5 баллов
F - ориентирование на будущее
A - точность
R - ресурсная эффективность
O - объективность
U - полезность
T - своевременность
Вывод: SWOT-анализ можно успешно применять для повышения эффективности
использования ресурсов и повышения конкурентоспособности организации.
Пример 2: использование системы FAROUT по результатам использования матрицы
BCG.
Критерии
1 балл
2 балла
3 балла
4 балла
5 баллов
F - ориентирование на будущее
A - точность
R - ресурсная эффективность
O - объективность
U - полезность
T - своевременность
Вывод: Матрицу BCG можно успешно использовать при условии, что рост рынка и
доля рынка могут быть легко оценены. Для повышения полезности и объективности
стратегических решений необходимо использование дополнительных и более точных
инструментов.
МЕТОДЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
1)
Матрицы приоритетов. Для построения матрицы необходимо выработать ключевые
факторы успеха (CSF, Critical Success Factors) и основные бизнес-процессы (БП). Для
определения основных бизнес-процессов можно использовать следующие критерии:
стратегическая важность,
жизнеспособность процесса (оценивается по шкале от А до Е),
ожидания клиентов (клиенты могут быть как внешними, так и внутренними),
возможности.
Определяются также границы между зонами высокого, среднего и низкого
приоритета.
2
Число CSF, на которые влияет
процесс
БП-1
8
БП-2
7
6
5
БП-4
4
БП-3
3
2
1
БП-5
A
B
C
D
E
- высокий приоритет (необходимо выполнить в первую очередь)
- средний приоритет (работы оказывают меньшее влияние на результаты)
- низкий приоритет (оказывают наименьшее влияние на результат)
A – отличная работа; B – хорошая работа, C – удовлетворительная работа; D –
неадекватная работа; E – плохая работа.
2)
Модели 4-х полей. Пример – матрица И.Ансоффа, определяющая типы стратегий для
растущего рынка.
Рынок
Товар
Старый
Новый
Старый
Стратегия глубокого проникновения
на рынок (увеличение доли рынка;
увеличение объемов продаж; открытие
новых сфер применения продукта/
услуги для постоянных клиентов)
Стратегия поиска нового рынка
(географическое расширение
рынка; использование новых
каналов продвижения; поиск новых
сегментов рынка)
Новый
Стратегия создания нового продукта
(обновление свойства продукта;
расширение продуктовой линейки;
разработка принципиально нового
продукта)
Стратегия диверсификации
(вхождение в новую отрасль на
основе поглощения или создания
совместной организации;
диверсификация в
непосредственные отрасли)
3)
Трехмерная модель с нефиксированным количеством компонентов.
а) Модель Абеля. Учитывает 3 параметра:
функции товара и потребности, которые он удовлетворяет;
группы потребителей (рыночные сегменты);
технологии производства товара.
3
Кто?
Сегменты рынка
Что?
Характеристика потребителей
Технологии
Как?
б) Модель ABC. Стратегические задачи, факторы, проблемы, их отдельные элементы
разбиваются по степени важности на три группы:
A – 5% затрат (например, времени), 75% эффекта;
В – 20% затрат, 20% эффекта;
С – 75% затрат, 5% эффекта.
в) Функционально-стоимостной анализ (ФСО) предназначен для оптимизации
соотношений между полезным эффектом и затратами. При его проведении выявляются
основные и вспомогательные, ненужные, вредные, дублирующиеся функции,
оценивается их целесообразность, необходимость и устраняются излишки.
г) GAP- анализ основан на экстраполяции основных параметров деятельности компании.
Проведение GAP- анализа рассмотрим на примере (Задание 1).
4