Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Современные
технологии
воспитательной работы
Веремьёва Н.В., к.пед.н., доцент
(доцент кафедры НППО ИвГУ)
Воспитательные концепции
Воспитание как процесс управления развитием
ребенка;
Воспитание как средство трансляции культуры
(формирование базовой культуры личности);
Воспитание как компонент социализации личности
(освоение социальных ролей);
Воспитание как формирование ценностных
отношений личности.
Воспитание – это творческий целенаправленный
процесс педагога (-ов) и воспитанника (-ов) по
созданию оптимальных условий освоения
социально-культурных ценностей общества и как
следствие – развитие их индивидуальности,
самоактуализация личности.
Самовоспитание
Перевоспитание
?
Психологическая основа воспитания
Воспитание – процесс воздействия на личность, имеющий целью
развитие личностных структур и качеств.
Самооценка
Волевые качества
Ценности
Цели
Этикет и др.
Характерные особенности воспитания:
Воспитание шире и сложнее обучения.
Результаты воспитания не поддаются быстрой
проверке (отсрочены во времени).
Процесс воспитания многофакторный.
Воспитание не имеет строгих и четких
организационных форм.
Воспитание охватывает более широкий спектр
задач по сравнению с обучением.
Ценностные отношения – это проживаемые
отношения человека к наивысшим ценностям:
Человек, Жизнь (процесс и результат),
Общество, Труд (процесс и результат).
Р
Д
В
О
Р – рациональная сторона
отношения – убеждение;
Д – действенная сторона
отношения – упражнение;
О – оценочная сторона
отношения – оценка;
В – воспитание.
Основной путь формирования ценностного отношения
обеспечение опыта ценностного переживания в процессе
деятельности и общения.
Приемы и технология убеждения
Виды аргументов
По содержанию :
1. Факты.
2. Экспектации.
3. Потребности.
По назначению :
1. Порождающие ценности.
2. Диалектические, то есть меняющие
иерархию ценностей.
Способы убеждения
1. Доказательство
(опровержение)
2. Информирование
3. Разъяснение
Доказательство – процесс установления истины, приведение
доводов (аргументов) для обоснования правоты своей точки
зрения (тезиса, позиции).
Опровержение – процесс установления ложности суждения.
Информирование – сообщение информации о чём-либо (комлибо).
Разъяснение – донесение смысла того или иного явления, его
последствий, положительных и отрицательных сторон.
Основные условия эффективности воздействия
информацией:
•
Отсутствие собственного мнения
относительно данного события.
•
Доверие к информатору.
•
Сенсационность.
•
Фасцинирующая форма подачи.
Основные факторы эффективности
убеждения
1. Сила и характер аргументации.
Виды аргументации:
• односторонняя (только «за» или «против»);
• двусторонняя (как «за», так и «против»).
2. Созвучие с ценностями убеждаемого.
Приемы технологии упражнения
- проведение диагностики ранее сформированных
умений (умения анализировать, принимать решение,
умение учиться);
- в случае коррекции - добиваться переучивания (до
тех пор, пока новые навыки не станут проще в
реализации, чем старые);
- задания давать вместе с процедурой их выполнения.
Технология оценки
ОТКРЫТАЯ
ПООЩРЕНИЕ
- ОДОБРЕНИЕ
- ПОХВАЛА
- МАТЕРИАЛЬНАЯ
ПРЕМИЯ
СКРЫТАЯ
НАКАЗАНИЕ
- НЕОДОБРЕНИЕ
- ЗАМЕЧАНИЕ
- ЛИШЕНИЕ
УДОВОЛЬСТВИЙ
Педагогическая (образовательная) технология – это система
функционирования всех компонентов педагогического процесса,
построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в
пространстве и приводящая к намеченным результатам.
Педагогическая технология (в контексте воспитательной работы) совокупность профессиональных умений, обеспечивающих
благотворное воспитательное воздействие педагога на ребенка в
контексте взаимодействия с ним и позволяющих ребенку вступать во
взаимодействие с миром на уровне культуры, а педагогу быть
профессионально свободным в достижении воспитательной цели.
•
•
Классное руководство
Кураторство
ТРАДИЦИОННОЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ
ЗАНЯТИЕ
ЭТАПЫ:
- ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ;
- ПЛАНИРОВАНИЕ;
- МОДЕЛИРОВАНИЕ;
- РЕАЛИЗАЦИЯ.
ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ТРАДИЦИОННОГО
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ
- ОРГМОМЕНТ;
- ВВОДНАЯ ЧАСТЬ;
- ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ;
- ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ/ ИТОГОВАЯ ЧАСТЬ.
Технология коллективной творческой
деятельности (КТД, КТП, КТИ и др.)
Стадии разработки и проведения:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Предварительная работа и подготовка куратора.
Коллективное планирование КТД.
Коллективная подготовка КТД.
Проведение КТД.
Коллективное подведение итогов КТД.
Последействие. Рефлексия (коллективная и
индивидуальная).
СРЕДСТВА ТЕХНОЛОГИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ
ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Комплексные (воздействие на 3
стороны личностного отношения).
2. Специальные (воздействие на 1-2
стороны личностного отношения).
ВИДЫ КТД:
-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ;
- ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ;
- ТРУДОВЫЕ;
- ИГРОВЫЕ И ДР.
СХЕМА КОНСПЕКТА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО
ЗАНЯТИЯ
1.
2.
3.
4.
5.
НАЗВАНИЕ И ТЕМА.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ.
ОБОРУДОВАНИЕ И СРЕДСТВА.
ЛИТЕРАТУРА.
ХОД ЗАНЯТИЯ (ПО ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ
ЭТАПАМ).
Диагностическая карта группы
ФИО
студента
Дата и
место
рождения
Сведения о
родителях,
их адрес,
телефон
Сведения о
Личностные
Место
состоянии характеристики проживания
здоровья
студента
студента,
студента
(способности,
телефон
интересы,
успеваемость,
положение в
группе)
Перспективный план воспитательной
работы
Сроки
проведения
мероприятий
Содержание работы
Формы и особенности организации
мероприятий
Сентябрь
День знаний
«Как лучше учиться»
Организационное собрание, экскурсия
по …
Заседание «круглого стола»…
Посвящение в …
КТП
Cпецифика воспитания взрослых
1. В ссуз/вуз студенты приходят уже сформировавшимися
личностями, поэтому иногда воспитание – это
перевоспитание.
2. Позицию «Школьник» надо заменить на «Студент».
3. Изменить стереотипы восприятия студентами педагогов.
4. Морально готовить студентов к большой
психоэмоциональной нагрузке.
5. Учить студентов принимать ответственность за свои
успехи и неуспехи.
6. Помогать формулировать цели развития и саморазвития.
7. Учить студентов позитивному мировосприятию и
культуре общения.
Спасибо за внимание!