Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Современные подходы к речевому развитию дошкольников

  • 👀 345 просмотров
  • 📌 295 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате ppt
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Современные подходы к речевому развитию дошкольников» ppt
Современны е подходы к речевому развитию дошкольников Современны е подходы к речевому развитию дошкольников Речь – неотъ емлемая часть социального бы тия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Подсчитано, что примерно 70% того времени, когда человек бодрствует, он посвящает говорению , слушанию , чтению , письму – четы рём основны м видам речевой деятельности. Если справедлива пословица «По одежке встречают, по уму провожают», то она в первую очередь приложима к человеческому общению , где слова – «одежки» наших мы слей, и тем важнее не ошибиться в их вы боре. «Заговори, чтоб я тебя увидел» (Сократ). Усвоение язы ка начинается человеком с момента появления его на свет и продолжается почти всю жизнь. «Священное уменье говорить, Произносить слова и строить фразу. Как просто это: стоит рот откры ть, И чудо слова возникает сразу». поэт Е. Винокуров Но чтобы возникло «чудо слова», мало только «рот откры ть». Умен ты или глуп, Велик ты или мал, Не знаем мы , пока Ты слово не сказал! поэт и мы слитель XIII века Саади Почему одни люди обладают вы сокой культурой речи, а другие же едва овладевают речевой грамотностью ? «Ни искусство, ни мудрость, - утверждал Демокрит, великий философ древности, - не могут бы ть достигнуты , если им не учиться». «Из всех работ самая трудная – умная речь» - считали древние мудрецы . «Ученье – свет; ан свет-то разны й бы вает: солны шко светит, и огарок свет даёт» - народная мудрость. «Существует только один способ научиться плавать – броситься в воду. И есть только один способ научиться говорить, а именно: встать и начать говорить. Искусство говорить приобретается на практике» - советовал Норман Коупленд . «Кто не умеет говорить, карьеры не сделает» Наполеон I С точки зрения значения в жизни человека можно вы делить следую щие основны е функции речи: - речь является средством познания, необходимы м условием познавательной деятельности человека (благодаря речи человек приобретает знания, усваивает и передает их); - речь – средство воздействия на сознание, вы работки мировоззрения, норм поведения, формирования вкусов; - речь используется в процессе совместной трудовой деятельности для согласования усилий, планирования работы , проверки и оценки ее результатов; - речь – средство удовлетворения личны х потребностей человека: в общении, в приобщении к определенной группе лиц и т.д.. «Ни искусство, ни мудрость, - утверждал Демокрит, великий философ древности, - не могут бы ть достигнуты , если им не учиться» Чтобы эти функции своевременно появились и полноценно реализовались, необходимы соответствую щие условия. Такие условия возникают, прежде всего, в процессе самого общения и деятельности, организуемой взрослы ми совместно с детьми. В.Г. Белинский в свое время обращал внимание на то, что умение говорить – это «дар природы ». Чтобы дар природны й развивался, стал умением «произносить слова и строить фразы », необходимо знание. Если есть знание, человек говорит правильно. Типичны е проблемы развития речи дошкольника 1) Односложная, состоящая лишь из просты х предложений речь. 2) Бедность речи. Недостаточны й словарны й запас. 3) Употребление нелитературны х слов и вы ражений. 4) Неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернуты й ответ. 5) Неспособность построить сюжетны й или описательны й рассказ, пересказать текст своими словами. 6) Отсутствие логического обоснования своих утверждений и вы водов. 7) Отсутствие навы ков культуры речи. 8) Плохая дикция. «Чему Ваня не научился, того Иван не вы учит» Коммуникативны е права ребёнка:  право на свою систему ценностей;  право на ответственность;  право на личное достоинство и уважение этого достоинства;  право на индивидуальность и своеобразие;  право на независимость от других людей;  право на свою мы сль;  право на отстаивание своих прав. Формирование коммуникативны х способностей включает два звена:  овладение язы ком;  умение применять язы к для целей общения в разнообразны х коммуникативны х ситуациях. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования «Речевое развитие» включает:  владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико ­- синтетической активности как предпосы лки обучения грамоте. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Таким образом, сохранены лучшие традиции отечественного дошкольного образования: -комплексны й подход к решению задач; -всестороннее воспитание; -амплификация развития на основе организации разны х видов деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования «Социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЕЕ ОБЪЕМУ Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различны х видах общения и деятельности с учётом их возрастны х, индивидуальны х психологических и физиологических особенностей и должна бы ть направлена на решение задач, указанны х в пункте 1.6 Стандарта, в частности: - формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальны х, нравственны х, интеллектуальны х качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосы лок учебной деятельности; - обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемы х в рамках образовательны х программ различны х уровней (далее - преемственность основны х образовательны х программ дошкольного и начального общего образования) ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ООП ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЕЕ ОБЪЕМУ Программа может реализовы ваться в различны х видах деятельности (общении, игре, познавательноисследовательской деятельности - как сквозны х механизмах развития ребенка), в том числе и в коммуникативной (общение и взаимодействие со взрослы ми и сверстниками). Современная цель развития речи - достижение коммуникативной компетентности ребенка, которая предполагает возможность посредством речи решать задачи в условиях разны х видов деятельности. Коммуникативная компетенция – совокупность знаний, умений и навы ков в области вербальны х и невербальны х средств для адекватного восприятия и отражения действительности в различны х ситуациях общения (коммуникативная компетенция - это некоторая система требований, а коммуникативная компетентность - степень соответствия человека этой системе требований). ВЕДУЩИЕ ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В первой младшей группе это развитие разговорной речи и умения понимать обращенную речь, вступать в индивидуальны й речевой контакт с окружаю щими людьми, вы ражать свои мы сли вербально. Во второй младшей группе ведущей задачей становится дальнейшее развитие разговорной речи, опосредованное использованием литературны х текстов, рассматриванием картинок, предметов, объ ектов природы . В среднем дошкольном возрасте основное внимание уделяется развитию речевой инициативы и речевой самостоятельности ребенка, как в процессе общения, так и в монологической речи. В старшем дошкольном возрасте основной задачей по развитию речи становится вы явление индивидуальны х способностей детей в речевой деятельности, развитие творчества. Творческие проявления можно наблю дать как в содержании, так и в средствах его передачи. Освоение общеречевы х навы ков 1) Вы работка дикции. Дикция - внятное, четкое произношение слов и их сочетаний. Работа над дикцией производится начиная со второй младшей группы. 2) Формирование темпа речи и качеств голоса. Легко воспринимаемая речь характеризуется такими качествами: средним темпом, ритмичностью, умеренной силой, высотой голоса. 3) Воспитание вы разительности речи. В средней группе детей учат передавать интонацию вопроса и ответа, такие чувства, как: радость, удивление, неудовольствие. В старших группах дети должны уже выражать более разнообразные и тонкие чувства (нежность, тревогу, печаль, гордость и др.). 4) Воспитание культуры речевого общения. В это понятие входят общий тон детской речи и некоторые навыки поведения, необходимые в процессе речевого общения. Образная, вы разительная речь В настоящее время актуальность развития речевых способностей не вызывает сомнений и приобретает особое значение. Хорошо развитая речь у ребенка – это гарантия не только его общего психического развития, но и нормального общения со сверстниками и взрослыми, которое является в свою очередь условием его личностного развития. Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. С.Л. Рубинштейн (1889—1960) в труде «К психологии речи» писал: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий; его лицо, он сам». Вы разительность он рассматривал как качественную характеристику речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека. Работа по развитию речи с младшими дошкольниками В работе по развитию речи с младшими дошкольниками неоценимую роль играю т традиционны е потешки, колы бельны е, прибаутки, сказки (особенно стихотворны е). Колы бельны е песни и потешки – бесценны й материал, которы й позволяет ребенку «почувствовать» язы к, способствует освоению грамматического строя речи: " котенька" , " коток" , " котик" , " котя" . На радость ребёнку - заклички – детские песенки обращения к солнцу, радуге, дождю, птицам: – Весна красна! На чём пришла? – На сошечке, на бороночке, – На овсяном снопочку, – На ржаном колосочку. Работа по развитию речи с младшими дошкольниками  Спокойная мелодия колы бельной успокаивает ребенка, веселая потешка его радует: У нас доченька в дому, Баю , баю , баиньки, Что олады шек в меду. Купим сы ну валенки, Что олады шек в меду, Наденем на ноженьки, Сладко яблочко в саду… Пустим по дороженьке.  Организуя детскую игру, педагог пользуется считалочками, ритмичны ми диалогами: например: - Заяц белы й, - Гуси,гуси! Куда бегал? - Га-га-га! - В лес дубовы й. – Есть хотите? - Что там делал?.. – Да-да-да! Работа по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста Детей пятого года жизни (средний дошкольны й возраст) мы начинаем знакомить с загадками. В.И Даль писал: «Загадка – краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки». Загадка – это поэтическое описание какого–нибудь предмета, живого существа, явления, которое нарочно усложнено, но не только для того, чтобы испы тать сообразительность человека, но и помочь ему увидеть необы чное в обы чном, поэзию в том, к чему мы давно привы кли. В загадках в сжатой форме даю тся наиболее яркие признаки предметов или явлений. Работа по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста Использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навы ков речи– доказательства и речи–описания. Уметь доказы вать – это не только уметь правильно, логически мы слить, но и правильно вы ражать свою мы сль, облекая ее в точную словесную форму. Речь – доказательство требует особы х, отличны х от описания и повествования речевы х оборотов, грамматических структур, особой композиции. Развивая умственны е способности ребенка, важнее научить его составлять собственны е загадки , чем просто отгады вать знакомы е. А.А. Нестеренко разработаны модели составления загадок для детей школьного возраста. В адаптированном варианте данная технология позволяет научить составлять загадки и дошкольников. Понятие «мнемотехника» Суть мнемосхемы заклю чается в следую щем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумы вается картинка (изображение); таким образом весь текст зарисовы вается схематично, глядя на эти схемы - рисунки ребенок легко запоминает информацию . Структура мнемотехники Алгоритмы -мнемодорожки ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ: Загадки для рисования мнемодорожки • Голубой платок, Красны й колобок, По платку катается, Лю дям улы бается. (Небо и солнце) • В густом лесу под ёлками, Осы панны й листвой, Лежит клубок с иголками, Колю чий и живой. (Ёж) • Стоят два дуба. На дубах – бочка, На бочке – кочка, На кочке – лес. (Человек) Коллажи Это учебны й материал, вы полняю щий следую щие задачи: •закрепление различных методов запоминания; •развитие фотографической памяти; •расширение словарного запаса, образного восприятия; •развитие связной речи; Главная задача коллажа соединить, т.е. связать все картинки между собой. Таким образом идёт обработка сюжетного метода запоминания. Рассказы вание и сочинительство с опорой на наглядность Рассказывание и сочинительство пользуются у детей особой популярностью. В развитии воображения детей художественно-речевое творчество играет важную роль. Помочь детям в придумывании рассказов и историй можно самыми разнообразными способами, В качестве опоры для составления рассказов можно использовать так называемую «экспресс» - таблицу. Составляется она следующим образом: лист бумаги расчерчивается на 20 квадратов. Дети называют по очереди любые слова, а взрослый фиксирует каждое слово в отдельном квадрате с помощью соответствующего рисунка. Когда таблица будет целиком заполнена, можно приступать к сочинению рассказов, в которых каждая последующая картинка выступает отправным, но связующим звеном в придумывании последующих сюжетных событий. Какое общение можно считать эффективны м? Эффективное общение – это результативное общение, при котором реализуется коммуникативное намерение, коммуникативная задача как практического, так и духовного плана, например: • Я прошу о чем-то (практическая коммуникативная задача) и получаю -то, что я прошу. • Я хочу разделить горе человека, утешить его (задача духовного плана) и мне это удается. Главной целью «Риторики для дошкольников» является обучение детей эффективному общению в конкретны х речевы х ситуациях. Риторика общения предполагает обязательно конкретную речевую ситуацию . Речевое общение Дошкольны й возраст – сенситивны й период развития речи. Стихийная риторика языковой эволюции человека фиксируется в микромире ребенка «от 2 до 5». К 5 годам ребенок овладевает фонетикой, основами грамматического строя речи, у него достаточный запас активного и пассивного словаря. Это период детского словотворчества. Поэтому целесообразно в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) начать квалифицированное обучение риторике. «Риторика» дополнит и обогатит содержание образовательной области «Социально –коммуникативное развитие» в действующих программах (старший дошкольный возраст), т.к. она по сути дела вбирает в себя тот «довесок», который традиционно был обозначен в методике как «связная речь». ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛНОЦЕННОЙ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ Система работы по развитию речевой деятельности детей в детском саду помимо традиционны х занятий должна вклю чать в себя нетрадиционны е формы речевой работы , например: •игровая обучающая ситуация; •ситуация общения; •интегрированное занятие с элементами кооперации; •творческая мастерская.
«Современные подходы к речевому развитию дошкольников» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot