Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате ppt
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Современны е подходы к речевому
развитию дошкольников
Современны е подходы к речевому развитию
дошкольников
Речь – неотъ емлемая часть социального бы тия
людей, необходимое условие существования
человеческого общества.
Подсчитано, что примерно 70% того времени, когда
человек бодрствует, он посвящает говорению ,
слушанию , чтению , письму – четы рём основны м
видам речевой деятельности.
Если справедлива пословица «По одежке встречают,
по уму провожают», то она в первую очередь
приложима к человеческому общению , где слова –
«одежки» наших мы слей, и тем важнее не ошибиться в
их вы боре.
«Заговори, чтоб я тебя увидел» (Сократ).
Усвоение язы ка начинается человеком с
момента появления его на свет и
продолжается почти всю жизнь.
«Священное уменье говорить,
Произносить слова и строить фразу.
Как просто это: стоит рот откры ть,
И чудо слова возникает сразу».
поэт Е. Винокуров
Но чтобы возникло «чудо слова», мало только «рот
откры ть».
Умен ты или глуп,
Велик ты или мал,
Не знаем мы , пока
Ты слово не сказал!
поэт и мы слитель XIII века Саади
Почему одни люди обладают вы сокой
культурой речи, а другие же едва овладевают
речевой грамотностью ?
«Ни искусство, ни мудрость, - утверждал Демокрит,
великий философ древности, - не могут бы ть
достигнуты , если им не учиться».
«Из всех работ самая трудная – умная речь»
- считали древние мудрецы .
«Ученье – свет; ан свет-то разны й бы вает:
солны шко светит, и огарок свет даёт» - народная
мудрость.
«Существует только один способ научиться плавать –
броситься в воду. И есть только один способ
научиться говорить, а именно: встать и начать
говорить. Искусство говорить приобретается на
практике» - советовал Норман Коупленд .
«Кто не умеет говорить, карьеры не сделает»
Наполеон I
С точки зрения значения в жизни
человека можно вы делить следую щие
основны е функции речи:
- речь является средством познания, необходимы м
условием познавательной деятельности человека
(благодаря речи человек приобретает знания,
усваивает и передает их);
- речь – средство воздействия на сознание, вы работки
мировоззрения, норм поведения, формирования
вкусов;
- речь используется в процессе совместной трудовой
деятельности для согласования усилий, планирования
работы , проверки и оценки ее результатов;
- речь – средство удовлетворения личны х
потребностей человека: в общении, в приобщении к
определенной группе лиц и т.д..
«Ни искусство, ни мудрость, - утверждал
Демокрит, великий философ древности, - не
могут бы ть достигнуты , если им не учиться»
Чтобы эти функции своевременно появились и
полноценно реализовались, необходимы
соответствую щие условия. Такие условия
возникают, прежде всего, в процессе самого
общения и деятельности, организуемой
взрослы ми совместно с детьми.
В.Г. Белинский в свое время обращал
внимание на то, что умение говорить – это
«дар природы ». Чтобы дар природны й
развивался, стал умением «произносить слова
и строить фразы », необходимо знание. Если
есть знание, человек говорит правильно.
Типичны е проблемы развития речи
дошкольника
1) Односложная, состоящая лишь из просты х
предложений речь.
2) Бедность речи. Недостаточны й словарны й запас.
3) Употребление нелитературны х слов и вы ражений.
4) Неспособность грамотно и доступно
сформулировать вопрос, построить краткий или
развернуты й ответ.
5) Неспособность построить сюжетны й или
описательны й рассказ, пересказать текст своими
словами.
6) Отсутствие логического обоснования своих
утверждений и вы водов.
7) Отсутствие навы ков культуры речи.
8) Плохая дикция.
«Чему Ваня не научился,
того Иван не вы учит»
Коммуникативны е права ребёнка:
право на свою систему ценностей;
право на ответственность;
право на личное достоинство и уважение этого
достоинства;
право на индивидуальность и своеобразие;
право на независимость от других людей;
право на свою мы сль;
право на отстаивание своих прав.
Формирование коммуникативны х способностей
включает два звена:
овладение язы ком;
умение применять язы к для целей общения в
разнообразны х коммуникативны х ситуациях.
Федеральный государственный образовательный
стандарт дошкольного образования
«Речевое развитие» включает:
владение речью как средством общения и культуры;
обогащение активного словаря;
развитие связной, грамматически правильной диалогической
и монологической речи;
развитие речевого творчества;
развитие звуковой и интонационной культуры речи,
фонематического слуха;
знакомство с книжной культурой, детской литературой,
понимание на слух текстов различных жанров детской
литературы;
формирование звуковой аналитико - синтетической активности
как предпосы лки обучения грамоте.
Федеральный государственный образовательный
стандарт дошкольного образования
Художественно-эстетическое развитие предполагает
развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и
понимания произведений искусства (словесного, музыкального,
изобразительного), мира природы; становление эстетического
отношения к окружающему миру; формирование элементарных
представлений о видах искусства; восприятие музыки,
художественной литературы, фольклора; стимулирование
сопереживания персонажам художественных произведений;
реализацию самостоятельной творческой деятельности детей
(изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Таким образом, сохранены лучшие традиции отечественного
дошкольного образования:
-комплексны й подход к решению задач;
-всестороннее воспитание;
-амплификация развития на основе организации разны х видов
деятельности.
Федеральный государственный образовательный
стандарт дошкольного образования
«Социально-коммуникативное развитие» направлено на
усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая
моральные и нравственные ценности; развитие общения и
взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;
становление самостоятельности, целенаправленности и
саморегуляции собственных действий; развитие социального
и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости,
сопереживания, формирование готовности к совместной
деятельности со сверстниками, формирование уважительного
отношения и чувства принадлежности к своей семье и к
сообществу детей и взрослых в Организации; формирование
позитивных установок к различным видам труда и творчества;
формирование основ безопасного поведения в быту, социуме,
природе.
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЕЕ
ОБЪЕМУ
Программа обеспечивает развитие личности детей
дошкольного возраста в различны х видах общения и
деятельности с учётом их возрастны х,
индивидуальны х психологических и физиологических
особенностей и должна бы ть направлена на решение
задач, указанны х в пункте 1.6 Стандарта, в частности:
- формирование общей культуры личности детей, в том
числе ценностей здорового образа жизни, развития их
социальны х, нравственны х, интеллектуальны х качеств,
инициативности, самостоятельности и ответственности
ребёнка, формирования предпосы лок учебной
деятельности;
- обеспечение преемственности целей, задач и
содержания образования, реализуемы х в рамках
образовательны х программ различны х уровней (далее
- преемственность основны х образовательны х
программ дошкольного и начального общего
образования)
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ООП
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЕЕ ОБЪЕМУ
Программа может реализовы ваться в различны х видах
деятельности (общении, игре, познавательноисследовательской деятельности - как сквозны х
механизмах развития ребенка), в том числе и в
коммуникативной (общение и взаимодействие со
взрослы ми и сверстниками).
Современная цель развития речи - достижение
коммуникативной компетентности ребенка, которая
предполагает возможность посредством речи решать
задачи в условиях разны х видов деятельности.
Коммуникативная компетенция – совокупность знаний,
умений и навы ков в области вербальны х и
невербальны х средств для адекватного восприятия и
отражения действительности в различны х ситуациях
общения (коммуникативная компетенция - это
некоторая система требований, а коммуникативная
компетентность - степень соответствия человека
этой системе требований).
ВЕДУЩИЕ ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
В первой младшей группе это развитие разговорной
речи и умения понимать обращенную речь, вступать в
индивидуальны й речевой контакт с окружаю щими
людьми, вы ражать свои мы сли вербально.
Во второй младшей группе ведущей задачей
становится дальнейшее развитие разговорной речи,
опосредованное использованием литературны х
текстов, рассматриванием картинок, предметов,
объ ектов природы .
В среднем дошкольном возрасте основное внимание
уделяется развитию речевой инициативы и речевой
самостоятельности ребенка, как в процессе общения,
так и в монологической речи.
В старшем дошкольном возрасте основной задачей
по развитию речи становится вы явление
индивидуальны х способностей детей в речевой
деятельности, развитие творчества. Творческие
проявления можно наблю дать как в содержании, так и в
средствах его передачи.
Освоение общеречевы х навы ков
1) Вы работка дикции. Дикция - внятное, четкое
произношение слов и их сочетаний. Работа над дикцией
производится начиная со второй младшей группы.
2) Формирование темпа речи и качеств голоса.
Легко
воспринимаемая речь характеризуется такими
качествами: средним темпом, ритмичностью, умеренной
силой, высотой голоса.
3) Воспитание вы разительности речи.
В средней группе детей учат передавать интонацию
вопроса и ответа, такие чувства, как: радость,
удивление, неудовольствие.
В старших группах дети должны уже выражать более
разнообразные и тонкие чувства (нежность, тревогу,
печаль, гордость и др.).
4) Воспитание культуры речевого общения. В это
понятие входят общий тон детской речи и некоторые
навыки поведения, необходимые в процессе речевого
общения.
Образная, вы разительная речь
В настоящее время актуальность развития речевых
способностей не вызывает сомнений и приобретает
особое значение.
Хорошо развитая речь у ребенка – это гарантия не
только его общего психического развития, но и
нормального общения со сверстниками и взрослыми,
которое является в свою очередь условием его
личностного развития. Процесс развития речи
предполагает освоение не только содержательной, но и
образной, эмоциональной стороны языка.
С.Л. Рубинштейн (1889—1960) в труде «К психологии
речи» писал: «Чем выразительнее речь, тем более она
речь, а не только язык, потому что чем выразительнее
речь, тем больше в ней выступает говорящий; его лицо,
он сам». Вы разительность он рассматривал как
качественную характеристику речи, которая тесно
связана с проявлением индивидуальности человека.
Работа по развитию речи
с младшими дошкольниками
В работе по развитию речи с младшими
дошкольниками неоценимую роль играю т
традиционны е потешки, колы бельны е, прибаутки,
сказки (особенно стихотворны е).
Колы бельны е песни и потешки – бесценны й
материал, которы й позволяет ребенку
«почувствовать» язы к, способствует освоению
грамматического строя речи: " котенька" , " коток" ,
" котик" , " котя" .
На радость ребёнку - заклички – детские песенки обращения к солнцу, радуге, дождю, птицам:
– Весна красна! На чём пришла?
– На сошечке, на бороночке,
– На овсяном снопочку,
– На ржаном колосочку.
Работа по развитию речи
с младшими дошкольниками
Спокойная мелодия колы бельной успокаивает
ребенка, веселая потешка его радует:
У нас доченька в дому,
Баю , баю , баиньки,
Что олады шек в меду.
Купим сы ну валенки,
Что олады шек в меду,
Наденем на ноженьки,
Сладко яблочко в саду…
Пустим по
дороженьке.
Организуя детскую игру, педагог пользуется
считалочками, ритмичны ми диалогами: например:
- Заяц белы й,
- Гуси,гуси!
Куда бегал?
- Га-га-га!
- В лес дубовы й.
– Есть хотите?
- Что там делал?..
– Да-да-да!
Работа по развитию речи с детьми
среднего дошкольного возраста
Детей пятого года жизни (средний дошкольны й
возраст) мы начинаем знакомить с загадками.
В.И Даль писал: «Загадка – краткое
иносказательное описание предмета,
предлагаемое для разгадки».
Загадка – это поэтическое описание какого–нибудь
предмета, живого существа, явления, которое
нарочно усложнено, но не только для того, чтобы
испы тать сообразительность человека, но и помочь
ему увидеть необы чное в обы чном, поэзию в том, к
чему мы давно привы кли.
В загадках в сжатой форме даю тся наиболее яркие
признаки предметов или явлений.
Работа по развитию речи с детьми
среднего дошкольного возраста
Использование загадок в работе с детьми
способствует развитию у них навы ков речи–
доказательства и речи–описания.
Уметь доказы вать – это не только уметь правильно,
логически мы слить, но и правильно вы ражать свою
мы сль, облекая ее в точную словесную форму.
Речь – доказательство требует особы х, отличны х от
описания и повествования речевы х оборотов,
грамматических структур, особой композиции.
Развивая умственны е способности ребенка, важнее
научить его составлять собственны е загадки , чем
просто отгады вать знакомы е.
А.А. Нестеренко разработаны модели составления
загадок для детей школьного возраста. В
адаптированном варианте данная технология
позволяет научить составлять загадки и
дошкольников.
Понятие «мнемотехника»
Суть мнемосхемы заклю чается в следую щем: на
каждое слово или маленькое словосочетание
придумы вается картинка (изображение); таким
образом весь текст зарисовы вается схематично,
глядя на эти схемы - рисунки ребенок легко
запоминает информацию .
Структура мнемотехники
Алгоритмы -мнемодорожки
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:
Загадки для рисования мнемодорожки
• Голубой платок,
Красны й колобок,
По платку катается,
Лю дям улы бается.
(Небо и солнце)
• В густом лесу под ёлками,
Осы панны й листвой,
Лежит клубок с иголками,
Колю чий и живой.
(Ёж)
• Стоят два дуба.
На дубах – бочка,
На бочке – кочка,
На кочке – лес.
(Человек)
Коллажи
Это учебны й материал,
вы полняю щий следую щие
задачи:
•закрепление различных
методов запоминания;
•развитие фотографической
памяти;
•расширение словарного запаса,
образного восприятия;
•развитие связной речи;
Главная задача коллажа соединить, т.е. связать все
картинки между собой. Таким
образом идёт обработка
сюжетного метода запоминания.
Рассказы вание и сочинительство
с опорой на наглядность
Рассказывание и сочинительство пользуются у детей
особой популярностью. В развитии воображения детей
художественно-речевое творчество играет важную роль.
Помочь детям в придумывании рассказов и историй можно
самыми разнообразными способами,
В качестве опоры для составления рассказов можно
использовать так называемую «экспресс» - таблицу.
Составляется она следующим образом:
лист бумаги расчерчивается на 20 квадратов. Дети
называют по очереди любые слова, а взрослый фиксирует
каждое слово в отдельном квадрате с помощью
соответствующего рисунка. Когда таблица будет целиком
заполнена, можно приступать к сочинению рассказов, в
которых каждая последующая картинка выступает
отправным, но связующим звеном в придумывании
последующих сюжетных событий.
Какое общение можно считать эффективны м?
Эффективное общение – это результативное
общение, при котором реализуется
коммуникативное намерение, коммуникативная
задача как практического, так и духовного плана,
например:
• Я прошу о чем-то (практическая коммуникативная
задача) и получаю -то, что я прошу.
• Я хочу разделить горе человека, утешить его
(задача духовного плана) и мне это удается.
Главной целью «Риторики для дошкольников»
является обучение детей эффективному общению
в конкретны х речевы х ситуациях.
Риторика общения предполагает обязательно
конкретную речевую ситуацию .
Речевое общение
Дошкольны й возраст – сенситивны й период
развития речи. Стихийная риторика языковой эволюции
человека фиксируется в микромире ребенка «от 2 до 5». К
5 годам ребенок овладевает фонетикой, основами
грамматического строя речи, у него достаточный запас
активного и пассивного словаря.
Это период детского словотворчества. Поэтому
целесообразно в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет)
начать квалифицированное обучение риторике.
«Риторика» дополнит и обогатит содержание
образовательной области «Социально –коммуникативное
развитие» в действующих программах (старший
дошкольный возраст), т.к. она по сути дела вбирает в себя
тот «довесок», который традиционно был обозначен в
методике как «связная речь».
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛНОЦЕННОЙ РЕЧЕВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ
Система работы по развитию речевой
деятельности детей в детском саду помимо
традиционны х занятий должна вклю чать в
себя нетрадиционны е формы речевой
работы , например:
•игровая обучающая ситуация;
•ситуация общения;
•интегрированное занятие с элементами
кооперации;
•творческая мастерская.