Современные подходы к профилактике допинга в спорте
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция №4
Современные подходы к профилактике допинга в спорте
Активность антидопинговой пропаганды в последние годы стабильно возрастает, однако проблема допинга продолжает оставаться крайне актуальной. По данным Всемирного антидопингового агентства (ВАДА), сегодня в мире допинговые препараты употребляют 15,5 млн. человек, из которых только 35 % являются профессиональными спортсменами. Таким образом, проблема вышла за пределы большого спорта, а ее обострению способствует высокодоходная индустрия «боди-имиджа», пропагандирующая запрещенные препараты как способ улучшения физической формы, снижения веса, повышения уровня активности.
В настоящее время существуют две тенденции, направленные на решение проблемы допинга:
1) запрет допинга и ужесточение законодательной базы;
2) полная или частичная легализация допинга.
В Российской Федерации интенсивно развивается сотрудничество с международными организациями, межгосударственными объединениями, коалициями. Главная идея, формирующая этот путь, гласит - «допинг ставит под угрозу этические принципы и воспитательные ценности, закрепленные в Международной хартии физического воспитания и спорта ЮНЕСКО и Олимпийской хартии» (Международная Конвенция о борьбе с допингом в спорте, 1989). Антидопинговая политика рассматривается и в документах Организации объединенных наций.
Главным организующим и контролирующим институтом мирового спортивного движения по борьбе с допингом является Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА), которое и определяет общие правила. Одним из важнейших направлений в работе ВАДА является проведение научных исследований и разработка новейших методов для борьбы с допингом. Образовательные программы признаны обязательной частью деятельности всех антидопинговых организаций.
Одним из направлений деятельности организаций, занимающихся проблемами борьбы с применением допинга в спорте, является выпуск и распространение различных справочных и методических материалов, призванных оказать помощь в проведении профилактической работы. Они составляются на основании документов, регламентирующих образовательную деятельность по борьбе с допингом в спорте.
В то же время, само по себе наличие программных и методических материалов не позволит полностью решить проблему формирования zero tolerance - нулевой терпимости к допингу. Как показали последние исследования, проблемы такого плана наиболее эффективно могут быть решены при помощи применения гуманитарных технологий, в первую очередь, рефлексивного вида.
Обобщая российский и мировой опыт, можно выделить несколько подходов к профилактике негативных социальных явлений:
1) информационный подход: распространение сведений о негативных последствиях употребления допинга для личности и общества, деструктивном характере и опасности такого поведения;
2) трактовка допинга как следствия проблемности и неразвитости эмоциональной сферы; направленность профилактических мероприятий на выработку навыков рефлексии и саморегуляции, развитие так называемого «эмоционального интеллекта»;
3) трактовка применения запрещенных препаратов как последствия отсутствия важных жизненных навыков, неумения конструктивно справляться с проблемами и достигать поставленных целей другими путями; направленность профилактических мероприятий на формирование таких умений и навыков;
4) акцент на влиянии социальных факторов. Профилактические программы в рамках этого подхода направлены на выработку умения противостоять негативному влиянию социального окружения, нормализацию отношений детей и подростков со сверстниками и с взрослыми;
5) укрепление в глазах молодежи ценности здоровья как источника жизненного благополучия, формирование потребности в поддержании здорового образа жизни;
6) приобщение молодежи к видам деятельности и к жизненным ценностям, несовместимых с употреблением запрещенных препаратов.
Модели различных форм физкультурно-спортивной деятельности при организации первичной профилактики применения допинга среди подростков и молодежи состоят из следующих компонентов: психофизический компонент; антидопинговая пропаганда; подготовка спортивно-педагогических кадров.
Для организации профилактической деятельности необходимо хорошо знать те структурные компоненты, из которых она состоит. С этой точки зрения в обучении, как и в других видах деятельности, выделяют следующие структурные компоненты: целевой, потребностно-мотивационный, содержательный, деятельностно-операционный, эмоционально-волевой, контрольно-регулировочный и оценочно-результативный.
Учет имеющихся особенностей определил основные принципы реализации организационно-педагогической системы, применение которых необходимо для развития физической культуры личности, формирования ценности здорового образа жизни.
Основными принципами построения системы физкультурно-профилактической работы должны стать: 1) непрерывность; 2) целостность; 3) личностно ориентированный характер системы.
Как показала практика, исключительно перспективным направлением деятельности по предотвращению использования допинга в спорте являются разработка и внедрение педагогических, организационно-управленческих, спортивно-массовых, информационно-пропагандистских и иных моделей физкультурно-профилактической работы в молодежной среде на основе олимпийского образования. Актуальность и огромный воспитательный потенциал олимпийского образования в настоящее время признаны во всем мире.
Наибольшую трудность в реализации эффективных методов и технологий антидопинговой работы представляет контингент спортсменов с интеллектуальными (ментальными) нарушениями.
Основные ограничения познавательной деятельности лиц с интеллектуальными нарушениями состоят в следующем:
1) понятия не могут быть осмыслены в обобщенном, абстрактном ключе: любое понятие сводится к конкретному, единичному образу либо предмету, либо знакомой по личному опыту ситуации; такой человек мыслит не обобщенными логическими категориями, а частными фактами;
2) размышляя о какой-либо ситуации или осмысливая процесс, человек может единовременно принять в расчет только один его аспект; мышление протекает линейно, известные факты анализируются последовательно один за другим, но, оказывается, практически невозможно принять в расчет сразу несколько из них;
3) любые рассуждения проецируются на конкретные, единичные факты, прежде всего - лично знакомые человеку по собственному жизненному опыту;
4) мировосприятие центрировано на личной позиции; необходимость мысленно встать на место другого человека, посмотреть на ситуацию его глазами вызывает серьезные затруднения или, оказывается, полностью невозможна;
5) предметы, явления и высказывания воспринимаются буквально, в их непосредственной данности. В частности, это проявляется в том, что лица с интеллектуальными нарушениями почти не понимают смысл иносказаний (например, если их просят объяснить смысл поговорки, в которой упоминаются животные, они и отвечают, что речь идет о животных);
6) выводы о причинно-следственных связях делаются не на основе логического анализа взаимной обусловленности событий, а на основе их смежности во времени или в пространстве. Так, если события следуют одно за другим, лица с интеллектуальными нарушениями обычно трактуют второе из них как следствие первого, даже если в реальности между ними нет абсолютно никакой связи;
7) представления о собственном будущем либо вообще отсутствуют, либо носят характер мечтаний, никак не связанных с действиями в данный момент (так называемая «разорванность временной перспективы»), поэтому крайне слабо действуют традиционные аргументы о том, что употребление запрещенных препаратов может в будущем вызвать проблемы со здоровьем.
Учитывая отмеченные особенности когнитивной сферы, подача информации о проблеме допинга для лиц с интеллектуальными нарушениями должна базироваться на следующих принципах: 1) конкретность; 2) наглядность; 3) эмоциональность; 4) линейная организация материала; 5) четкая поляризация по оценочной шкале «хорошо - плохо».
В ходе решения задач по предотвращению допинга в спорте проводилось исследование по разработке недопинговых средств повышения работоспособности спортсменов. Выбраны следующие направления: фармакологические средства повышения тренированности; индивидуальное питание как средство повышения работоспособности; психофизиологические методы повышения тренированности; применение энергетических стимуляторов для повышения тренированности; научно обоснованные тренировочные программы подготовки спортсменов; использование эргогенных средств в практике спортивной подготовки.
Выявлено, что информационно-профилактическая антинаркотическая и антидопинговая работа с учащимися образовательных учреждений спортивной направленности должна совершенствоваться в таких направлениях, как: внедрение инновационных организационных форм воспитательной работы; актуализация педагогических воздействий на все компоненты личности юных спортсменов; формирование негативного отношения к вредным привычкам; ориентация на гуманистические и олимпийские идеалы; улучшение материально-технического обеспечения.
Эффективность антидопинговой профилактической деятельности во многом определяется разработкой и внедрением научно-методических, информационно-образовательных, учебных, организационно-управляющих, агитационно-пропагандистских программ в систему высшего профессионального и дополнительного физкультурно-спортивного образования. Однако эффективность данной деятельности во многом обусловлена разработкой и внедрением современных информационных систем для различных категорий пользователей.
Важнейшим звеном при разработке антидопинговых информационных материалов является теоретико-методологическая проработка концептуальных моделей и методических подходов к антидопинговой работе среди различных половозрастных групп населения России.
Предложенный подход в освещении проблемы использования допингов в спорте, помимо раскрытия общетеоретических вопросов применения допинга в спорте и жизни, изложения программ или методов антидопинговой работы, направленной на исследование возникновения данной проблемы в рамках социального и индивидуально-психологического развития подростков и молодежи. Внимание специалистов сконцентрировано на вопросах о том, какое место занимает допинг в контексте воспитательной и социализирующей функций спорта, и, соответственно, как предотвратить его негативное влияние, как избежать деформации системы жизненных ценностей молодого спортсмена.
Такой подход, по нашему мнению, является более перспективным, нежели традиционное распространение информации о вреде и опасности допинговых веществ, и представляет собой новую обоснованную технологию противодействия применения допингов в спорте. Она подкреплена разработанной, изданной и распространяемой литературой по проблеме исследования, а также проведением семинаров, мастер-классов, Интернет-совещаний и конференций по антидопинговой тематике.
Использованная литература:
1. Бадрак К. А. Первичная профилактика применения допинга в современном спорте: Образовательная программа и методические рекомендации / К. А. Бадрак; под ред. О. М. Шелкова. - СПб: ФГБУ СПбНИИФК, 2011. - 64 с.
2. Грецов А. Г. Методика противодействия допингу среди занимающихся спортом лиц с интеллектуальными нарушениями: методические рекомендации / А. Г. Грецов. - СПб: ФГБУ СПбНИИФК, 2014. - 53 с.
3. Чурганов О. А. Допинг и здоровье: Методическое пособие / О. А. Чурганов, Е. А. Гаврилова. - СПб: ФГБУ СПбНИИФК, 2011. - 60 с.