Современные подходы к осуществлению психокоррекционного воздействия. Часть 1
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Курс «Введение
профессию»
Дисциплина
«Основывпсихокоррекции
(с
по психокоррекции тревоги
1 практикумом
семестр
и депрессии)
– к.пс.н. доцент
6Преподаватель
семестр
Ванновская Ольга Васильевна
Современные подходы к осуществлению
Тема №1 «Психология
как профессия»
психокоррекционного
воздействия
www.akme.edu.ru
Современные подходы к осуществлению психокоррекционного воздействия
ТЕМА: СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ
ПСИХОКОРРЕКЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
1. Учебные вопросы лекции
1.
Общая характеристика современных подходов психологической коррекции.
2.
Краткий
обзор
отдельных
направлений
психокоррекционной
работы:
психосинтез, онтопсихология, социально-когнитивная теория
К современным направлениям психокоррекционной работы по формальному
признаку обычно относят подходы, появившиеся не раньше 50-х гг. прошлого
столетия,
и
применяющиеся
в
относительно
неизменном
виде
в
практике
индивидуальной и групповой психокоррекционной работы до настоящего времени.
Попытаемся
обозначить
содержательную
специфику
современного
этапа
развития методов психокоррекционного воздействия.
1. Вопрос об ответственности: для современных подходов характерен перенос части
ответственности
за
результат
коррекции
на
клиента,
что
связанно
с
распространением особого рода представлений о природе человека (как о
свободной, развивающейся, ответственной личности).
2. Характер управления воздействием: психологическая коррекция сегодня зачастую
– это не процесс воздействия, а процесс партнерского общения. Поскольку
большое внимание в
атмосферы
процессе
безопасности
и
коррекционной
доверия,
работы уделяется созданию
приоритет
отдается
недирективным
подходам.
3. Работа с эмоциями: даже когнитивные и поведенческие современные концепции
уделяют внимание переживаниям, эмоциональной оценке событий (например,
Эллис, Джейкобсон).
4. Ориентация на здоровье: в процессе психокоррекционной работы делается акцент
на «сильные стороны» личности клиента, на его внутренний резерв – происходит
восстановление психологического здоровья, а не избавление от болезней.
5. Работа на настоящее и будущее: в отличие от классического психоанализа,
современные (даже психоаналитические) концепции ориентированы на решение
актуальной проблемы клиента, на выработку конструктивных стратегий, решение
жизненных задач.
www.akme.edu.ru
1
Современные подходы к осуществлению психокоррекционного воздействия
6. Тенденция сокращения времени коррекции – связана с преносом ответственности,
ориентацией на настоящее и будущее, а также с такими внешними факторами как
увеличение
темпа
жизни,
повышение
уровня
психологической
культуры
населения (сегодня клиентами психолога чаще становятся не только невротики
или даже психически больные, но и люди, решающие вопросы саморазвития,
карьерного роста и т. д.)
Рассмотрим некоторые из современных направлений психологии, решающих
задачи психокоррекции.
Экзистенциальная психология личности
Уже
в
названии
экзистенциализма,
направления
развивающей
прослеживается
идеи
философии
связь
жизни,
с
философией
феноменологии,
персонализма, представленной именами С. Кьеркегора, Хайдеггера, Ж. П. Сартра, А.
Камю и др.
Экзистенциальная психология связана с именами Бинсвангера, Босса, Мэя, Э.
Ван Каама, Дж. Бьюдженталя, с гуманистической психологией и логотерапией
Франкла .
В рамках экзистенциального подхода феноменологический анализ актуального
человеческого существования осуществляется путем исследования проблем жизни и
смерти,
свободы
Единственной
и
выбора,
реальностью,
смысла
существования,
поддающейся
изучению,
любви
и
одиночеств.
объявляется
уникальное
человеческое переживание.
В отличие от гуманистической психологии, где моделью саморазвития выступает
самопроизвольно
экзистенциальной
разворачивающаяся
такой
моделью
самоактуализация,
является
активное,
в
субъектное
психологии
достижение
совершенства.
В основе личностного роста лежит взаимосвязанная цепь жизненно важных
решений, ответственных выборов, что неизмеримо сложнее фатальной реализации
врожденного личностного потенциала.
Как
будущее,
и
а
гуманистическая,
не
на
прошлое.
экзистенциальная
Детерминация
психология
личностного
ориентирована
развития
на
выбором
определенного будущего активизирует врожденные процессы символизации, что
способствует открытию личностью новых, более глубоких смыслов. В то же время
выбор определенного будущего неизбежно ведет к "онтологическому беспокойству",
тревоге,
что
требует
от
личности
мужества.
www.akme.edu.ru
Выбор
безопасного
статус-кво
2
Современные подходы к осуществлению психокоррекционного воздействия
стимулирует переживание онтологической вины как неиспользованной возможности.
Развиваясь, двигаясь вперед, личность делает усилия, преодолевает трудности,
учится
на
собственных
просчетах.
Подлинность
предполагает
принятие
этого
болезненного положения дел и нахождение в себе смелости через переживание
чувства собственного достоинства сохраняться перед лицом онтологической тревоги
и выбирать будущее, уменьшающее онтологическую вину.
Важнейшей
целью
экзистенциальной
психологии
является
поиск
путей
достижения личностной аутентичности, соответствия ее существования подлинной
внутренней
природе.
Собственно
аутентичный
жизненный
путь
предполагает
целостное творческое самоосуществление. Аутентичное бытие выражает особое
качество человеческого ума, называемое преднамеренностью, благодаря которому
становятся возможными жизненно важные для личности решения. Каждое из таких
судьбоносных решений предполагает встречу с альтернативой между неизвестным
будущим и упорядоченным, знакомым прошлым.
В экзистенциально ориентированной психокоррекционной работе на передний
план выходит, прежде всего, проблема жизненных ориентаций, личностных выборов
человека,
работа
с
онтологической
тревогой;
личность
рассматривается
преимущественно в пограничных ситуациях. Она как бы отгорожена от обыденной
реальности,
находится
вне
контекста
повседневности
внутри
напряженных,
драматичных жизненных коллизий.
Примером
применения
«экзистенциально-психологических»
упражнений
в
групповой психокоррекционной работе могут служить «игры-катастрофы».
Онтопсихология (А. Менегетти)
А. Менегетти
– итальянский психолог, психотерапевт, основатель школы и
Международной ассоциации онтопсихологии (1970), в 2002 году на факультете
психологии СпбГУ открыта лаборатория онтопсихологии. Психологи, объединенные
идеями этой школы, разрабатывают методы психолологической помощи клиентам в
решении
их
психологических
и
психосоматических
проблем.
Теоретико-
методологической основой онтопсихологии являются работы Адлера, Фрейда, Юнга,
Роджерса, Маслоу, Мэя и др.
Онтопсихология ("психология бытия"), рассматривает человека как активного
субъекта жизни, выделяя два способа его отношения к жизни:
1) как к неуправляемому стихийному процессу, в котором необходимо бездумно
подчиняться доминирующим тенденциям или воле большинства;
www.akme.edu.ru
3
Современные подходы к осуществлению психокоррекционного воздействия
2) как к сознательному поиску и творению себя, своей жизни и жизни общества.
Главная
цель
онтопсихологии
-
выработка
у
человека
этого
второго
рефлексивного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни.
Онтопсихологи полагают, что в основе человеческой природы лежит строго
определенный замысел, который и обусловливает индивидуальное своеобразие
человека, создает рамки его самореализации. Сущность этого замысла определяется
энергетическим ядром Ин-се (априорный порядок, сущность в себе), образующимся
собственной волей и проявляющим себя во всех физических и психических
процессах человеческого организма. Ин-се – внутренняя сторона любого действия,
знания и представления человека. Оно проявляется в сознании, сомнениях, воле,
неудовлетворенности, сновидениях, здоровье, болезни, симпатии, антипатии, юморе,
темпераменте, инстинктах, желаниях и др. Воплощаясь в повседневной жизни, Ин-се
остается трансцендентным. Его истоки в вечности, и оно всегда несет положительный
заряд.
Человеческое сознание должно угадать этот код природы, стать максимально
адекватным ей. Однако в каждом конкретном случае человеку трудно установить
контакт со своим Ин-се из-за деформирующего влияния воспитания и культуры.
Сформировавшиеся фильтры восприятия, как кривое зеркало, искажают реальность
и приводят к саморазрушению. Деформирующим влиянием, как считает Менегетти,
обладает также существующий в мозге человека «монитор отклонения», функцией
которого является коррекция истинной информации о жизни. Монитор отклонений
тоже
проявляет
себя
в
целом
наборе
негативных
ощущений,
которые
воспринимаются человеком как холод, страх, ограничение пространства и др.
Определенный
своеобразные
отпечаток
психические
на
поведение
структуры
как
личности
комплексы
накладывают
–
такие
прижизненные
формирования, складывающиеся в детстве в зависимости от характера любви,
которую получал ребенок. Немаловажное значение имеет т. н. семантическое поле,
трактуемое как форма энергии, конфигурация бытия, в которой реализовалось
единство времени, пространства, взаимодействия человека с окружающим миром в
динамическом развитии. Изучение всех нюансов семантического поля позволяет
глубже понять человека, знать о любом действии, видимом или невидимом, имеющем
к нему отношение.
Личность становится сознательной уже после того, как она сформирована
другими личностями: семьей, школой, … Как позднее образование сознательно-
www.akme.edu.ru
4
Современные подходы к осуществлению психокоррекционного воздействия
логическое "Я" не в состоянии самостоятельно постичь все с ним происходящее. Тем
более, что из представленной структуры личности следует, что люди в основном
являются продуктом собственного. подсознания. Таким. образом, справиться с
психологическими проблемами, обрести подлинное самосознание человек не в
состоянии без помощи психолога, в частности онтопсихолога.
Свои функции онтопсихологи видят в том, чтобы корректировать способность
сознания к отражению изначального замысла природы и соответствия этому замыслу.
Техники онтопсихотерапии (имагогика и др.) помогают поддержать сознательный и
оперативный контакт с Ин-се, научиться принимать на себя ответственность за свою
жизнь, стать творцом и создателем себя самого.
Гештальттерапия
Основатель
данного
психотерапевтического
направления
–
Ф.Перлз.
Представителями этой школы являются также Л. Перлз, П. Гудмен, Дж. Симкин, Р.
Хефферлин, К. Наранхо. На развитие направления оказали влияние современная
западная философия (феноменология, экзистенциализм), дзен-буддизм, различные
психотерапевтические подходы: психоанализ, психодрама, телесно-ориентированная
психотерапия.
Перлз использовал термины гештальтпсихологии (фигура, фон,
гештальт) для описания процесса удовлетворения потребностей и эмоционального
реагирования.
Объяснительная
модель
этого
подхода
такова.
Человек
взаимодействует со средой в ритме "контакт-уход". Когда появляется насущная
потребность, она выделяется как фигура на фоне других переживаний. Для
удовлетворения потребности человек должен ее осознать и вступить в контакт со
средой. После удовлетворения гештальт завершается, и человек выходит из поля.
Новая фигура (потребность, эмоция), возникающая на фоне других, требует
повторения цикла. Однако этот процесс нарушается, если фигура не может стать
четкой: ей мешают другие неудовлетворенные потребности, появляющиеся в поле
восприятия. В этом случае потребность не осознается, и человек не контактирует со
средой. Избегание контакта осуществляется за счет подавления потребности и ухода
в мысли, фантазии, внутренний монолог. "Осадки" незавершенных гештальтов,
непережитых эмоций "замутняют" процесс осознавания в настоящем, появляясь в
поле восприятия как фигуры. Ощущения теряют непосредственность, замещаясь
усвоенным чужим опытом.
Прекращение осознавания собственных потребностей, разрушение контакта со
средой ведет к нарушению границы "Я" и взаимодействия с людьми. В зависимости
www.akme.edu.ru
5
Современные подходы к осуществлению психокоррекционного воздействия
от характеристик этого процесса различаются четыре невротических механизма:
слияние, интроекция, проекция, ретрофлексия.
1)
слияние
проявляется
в
неразличении собственных идей, чувств, потребностей и переживаний, идей др.
людей; 2) интроекция – мышление и действие от имени интериоризированного
авторитета, усвоение чужих установок без рассмотрения и критики, перенесение в
собственную систему верований без анализа и переструктурирования; 3) проекция
состоит в приписывании другим собственных (чаще негативных) побуждений,
мотивов, черт; 4) ретрофлексия означает раскол личности на противоположные
части (напр., "Я презираю себя").
В отличие от невротического функционирования, аутентичная личность осознает
свои потребности и эмоции, находится в контакте со средой для их удовлетворения,
погружена в процесс жизнедеятельности, а не живет прошлым или будущим.
Опираясь на данную модель, представители данного направления. разработали
принципы: "Я-Ты", "что и как", "здесь и теперь".
Результатом
психологической
помощи
является
осознавание
и
полное
переживание ощущений и эмоций, завершение гештальтов, доверие клиента к
собственным потребностям и ответственность за их удовлетворение. Психотерапия
направлена не на содержание вытесненного бессознательного, а на процесс
осознавания в настоящем.
В гештальт-подходе не используется интерпретация.
Наиболее известные техники: зоны осознавания, техника усиления, челночная
техника, разыгрывание ролей, метод "пустого стула".
Для отношений клиента с психологом характерно признание за клиентом
ответственности за свои чувства, потребности, опора на его естественное стремление
к росту. П. Гудмен сформулировал эту позицию в парадоксальной фразе: "Самое
худшее, что Вы можете сделать для человека, – это помогать ему". В процессе
психотерапии развивается личная автономия, и человек становится свободным и
самодостаточным.
Психосинтез (Р.Ассаджоли)
С точки зрения Р. Ассаджиоли, личность включает следующие элементы:
1) низшее бессознательное (простейшие формы психики, влечения, комплексы и
т. п.);
2) среднее бессознательное (продукты бессознательной деятельности, свободно
переходящие в сознание),
www.akme.edu.ru
6
Современные подходы к осуществлению психокоррекционного воздействия
3) высшее бессознательное, или сверхсознательное (высшие формы интуиции и
вдохновения);
4) поле сознания (поток ощущений, образов, мыслей, чувств и г. д., доступных
наблюдению, анализу и оценке человеком; находится внутри области среднего
бессознательного);
5) сознательное "я" (точка чистого самосознания, находится в центре поля
сознания);
6) высшее "Я" (истинное "Я", постоянный центр, из которого "Я" возвращается в
сознание; находится в верх. точке высшего бессознательного);
7) коллективное бессознательное (подобно архетипам Юнга, находится вокруг
областей бессознательного).
Отсутствие внутреннего единства личности является причиной болезней души и
тела, неудовлетворенности, неуверенности, неустойчивости в настроениях, мыслях и
действиях. Чтобы преодолеть эти проблемы Ассаджоли предлагает четыре стадии
достижения
внутреннего
единства:
1)
глубокое
познание
своей
личности
(исследование элементов, ее образующих, - то, что осуществляет психоанализ),
2) контроль над отдельными элементами личности (методом разотождествления
себя с ними);
3) постижение своего истинного "Я" – выявление или создание объединяющего
центра (проекция своего центра вовне – на идеальную личность);
4) психосинтез: формирование или перестройка личности вокруг нового центра:
использование всех имеющихся в распоряжении энергий, развитие недостающих или
недостаточно развитых сторон личности, согласование и соподчинение различных
психических функций и энергий, создание устойчивой структуры личности.
Социально-когнитивная теория (А.Бандура)
Теория личности второй половины XX в., разрабатываемая в трудах Альберта
Бандуры. Несмотря на то, что ее нередко относят к бихевиористским теориям, она
предлагает принципиально другое, отличное от бихевиоризма представление о
личности. Она особо подчеркивает совместное взаимодействие и взаимовлияние
среды, поведения и личностных факторов, в которых особое место отводится
когнитивным
процессам,
обеспечивающим
ментальный
самоконтроль
и
самоэффективность личности. Среда или окружение оказывают влияние на личность
в той же мере, в какой она влияет на среду. Это непрерывное взаимодействие сил
www.akme.edu.ru
7
Современные подходы к осуществлению психокоррекционного воздействия
создает некое равновесие между свободой и детерминизмом в представлениях
А.Бандуры.
Человеческое поведение, согласно представлениям А. Бандуры, по большей
части,
усваивается
прежде
всего
путем
овладения
паттернами
поведения.
Социальное поведение личности формируется путем наблюдения за поведением
других или на основании примера. Именно в ходе наблюдения человек научается
имитировать поведение и моделировать себя по выбранной модели. Бандура
полагает, что такое научение избавляет личность от груза ненужных ошибок и
временных затрат при выработке адекватных реакций и стратегий поведения.
Посредством вербальных и образных репрезентаций опыт анализируется
личностью, моделируется и сохраняется в такой степени, что служит ориентиром для
будущего поведения. Моделирование опыта влияет на научение, главным образом,
через
информативную
происходит
только
индивидуального
(внешнего)
функцию
тогда,
поведения
подкрепления"
предполагает
учет
при
опыта.
Бандура
предположил,
когда
включаются
форме
двух
в
и
видов
поведения
научение
детерминанты
регуляции
подкреплений:
"косвенного
"самоподкрепления".
имитации
что
Косвенное
выбранной
подкрепление
модели
поведения,
наблюдаемых последствий поведения модели и подкреплений извне за награждаемое
и эффективное ее поведение – если поведение выбранной модели награждается, а
не наказывается, то его целесообразно имитировать.
Самоподкрепление в данной теории означает, что личность сама награждает
себя
поощрениями.
Оно
используется
ею
всякий
раз,
когда
она
достигает
установленной ею нормы поведения. Системы самоподкрепления усваиваются, по
мнению Бандуры, на основе тех же принципов научения, которые отвечают за
усвоение других типов поведения.
Важное
место
в
социально-когнитивной
теории.
занимают
понятия
"саморегуляция", "самоконтроль" и "самоэффективность" личности.
Уникальная способность личности к саморегуляции играет ведущую роль в
научении и организации ее поведения.
Выделяются
самооценка
и
три
компонента
самоответ.
саморегуляции
Поведение
человека
поведения:
самонаблюдение,
регулируется
с
помощью
самонаблюдения, оценивается посредством самооценки как достойное одобрения и,
следовательно,
зависимости
от
поощряемое
того,
с
либо
позиций
как
неудовлетворительное
каких
личностных
www.akme.edu.ru
и
требований
наказуемое,
и
норм
8
в
оно
Современные подходы к осуществлению психокоррекционного воздействия
оценивается.
Поступки,
рассматриваются
как
соответствующие
позитивные,
а
внутренним
несоответствующие
нормам
–
как
личности,
негативные.
Адекватность или неадекватность поведения определяется в терминах стандартных
норм или ценностей эталонной группы. Позитивная самооценка поведения приводит
к поощряющему типу реагирования, а негативная – к наказывающему. Самооценка
приобретает
и
сохраняет
выработанные
критерии
поощрения
и
наказания
в
зависимости от реальных последствий.
Поведение,
сопровождающееся
неудачам,
может
являющееся
ощущением
источником
собственной
способствовать
внутреннего
неадекватности
развитию
различных
дискомфорта,
и
приводящее
форм
к
личностной
психопатологии, формированию созависимостей (алкоголь, наркотики и др.) в
попытках совладать с окружением или уйти в мир грез, где легче получить в
несбыточных фантазиях то, что недостижимо в реальности. Бандура полагает, что
неадаптивное
поведение
–
это
результат
излишне
строгих
внутренних
норм
самооценки.
Самоэффективность личности подразумевает осознанную способность человека
справляться со специфическими и сложными ситуациями и оказывать влияние на
эффективность деятельности и функционирования личности в целом. Тот, кто
осознал свою самоэффективность, прилагает больше усилий к решению сложных
задач, чем тот, кто испытывает сомнения в своих возможностях.
Высокая самоэффективность, связанная с ожиданием успеха, обычно приводит к
позитивным результатам и, таким образом, способствует самоуважению личности. И
напротив, низкая самоэффективность, связанная с ожиданием неудачи, приводит к
неудаче и, таким образом, снижает самоуважение. Личность, считающая себя
неспособной справиться со сложными ситуациями, уделяет чрезмерное внимание
своим недостаткам и постоянно занимается самобичеванием по поводу собственной
некомпетентности, и, наоборот, осознающая себя самоэффективной, - мысленно
представляет себе удачный сценарий, обеспечивающий позитивные ориентиры для
организации своего поведения, и осознанно проигрывает варианты именно успешных
действий и решений.
Предполагается, что развитие самоэффективности личности обеспечивается
посредством
формирования
когнитивных
умений
строить
свое
поведение,
приобретать косвенный опыт, осуществлять вербальное самовнушение и убеждение,
www.akme.edu.ru
9
Современные подходы к осуществлению психокоррекционного воздействия
пластично
входить
в
состояние
физического
или
эмоционального
подъема,
обеспечивающего успех.
Важное место в обеспечении саморегуляции поведения занимает ментальный
самоконтроль, определяемый как обоснованное когнитивное средство достижения
более желаемых паттернов поведения. Он не существует исключительно в рамках
только внутренней (напр., сила воли) или внешней (напр., стимул - подкрепление в
бихевиоризме)
сил, а проявляется в тщательно планируемом
взаимодействии
личности с окружением.
А
Бандура
выделяет
пять
основных
программных
ступеней
процесса
самоконтроля:
1. определение формы поведения, на которое необходимо воздействовать,
2. сбор основных данных,
3. разработка программы,
4. выполнение программы,
5. оценка и завершение.
Программа
самоконтроля
включает
механизмы
самоподкрепления,
самонаказание и планирование окружения.
Представителями
социально-когнитивного
направления
проведены
многочисленные исследования, подтверждающие важность научения посредством
наблюдения
детей
поведения,
в
формировании
за
родителями
полоролевом
(напр.,
развитии,
самоэффективности
как
в
приобретении
формировании
важнейшей
ими
агрессивного
навыков
составляющей
общения,
личностного
роста).
В данной теории разработана единая концепция управления поведением
личности посредством формирования умений и навыков самоэффективности и
самоконтроля. Эффективность психологической коррекции, по мнению Бандуры,
определяется
прежде
всего
возможностью
формирования
осознанной
самоэффективности личности. Повышение уровня самоэффективности способствует
избавлению от страхов и фобий (напр., боязнь змей, инъекций, страх перед
экзаменами),
избавлению
от
зависимостей
(курение,
алкоголь,
наркотики),
содействует стабилизации и укреплению психофизического потенциала личности,
изменению стиля жизни, формированию позитивной жизненной установки в целом.
www.akme.edu.ru
10
Современные подходы к осуществлению психокоррекционного воздействия
Теория личностных конструктов (Дж.А.Келли)
Теория личностных конструктов – когнитивная теория личности, разработанная
в 50-х гг. XX в. американским персонологом Дж. Келли. Ее цель состоит в объяснении
того, каким образом личность интерпретирует и прогнозирует свой жизненный опыт,
предвосхищает
(конструирует)
будущие
события,
управляет
переживаемыми
событиями.
Ключевым понятием теории, составляющим ядро личности, выступает понятие "
личностный конструкт " – абстракция или обобщение из предшествующего опыта,
создаваемого личностью классификационно-оценочного эталона и проверяемого ею
на собственном опыте. Личность представляет собой организованную систему более
или менее важных конструктов. И, чтобы понять личность, достаточно знать
конструкты, которые она создает и использует, события, включенные в эти
конструкты, и то, как они соотносятся друг с другом. Если конструкт облегчает
адекватность прогнозирования событий, он сохраняется личностью, если же прогноз
не
подтверждается,
то
конструкт
подвергается
пересмотру
или
исключается.
Валидность конструкта проверяется личностью с точки зрения его прогностической
эффективности, степень которой может меняться. Личностный конструкт организует
и регулирует поведение, реконструирует систему взаимоотношений, осуществляя
понимание объектов в их сходстве и различиях, конструируя "образ Я".
Все личностные конструкты биполярны и дихотомичны (напр., хороший-плохой).
Каждый конструкт имеет два противоположных полюса: эмерджентный (полюс
сходства элементов конструкта) и имплицитный (полюс контраста). Для создания
конструкта необходимы, по крайней мере, три элемента (явления или предмета), два
из которых должны быть похожими друг на друга, а третий – отличаться от первых
двух. Сходство и различия должны присутствовать в пределах одного и того же
конструкта.
Совокупность личностных конструктов представляет собой систему, важнейшей
характеристикой которой являются ее относительность и
когнитивная сложность,
выражающая количество составляющих систему единиц, их разветвленность и связь.
Система формируемых конструктов имеет сложную иерархию и множество подсистем.
Поскольку конструкт не усваивается извне, а строится самим человеком, он всегда
индивидуально определен, одноэкземплярен. Примеры личностных конструктов,
которые чел. использует с целью оценки повседневной жизни: "взволнованныйспокойный", "умный-глупый", "мужской-женский", "религиозный- нерелигиозный",
www.akme.edu.ru
11
Современные подходы к осуществлению психокоррекционного воздействия
"хороший-плохой" и "дружеский-враждебный". Система конструктов организуется в
пирамидальную структуру, в которой составляющие ее конструкты находятся либо в
управляющей, либо в подчиненной позиции. Конструкт может быть и совершенно
независимым. Подчиняющие и подчиненные конструкты в системе одной личности не
обязательно занимают такое же положение в системе другой. Чем более проницаемы
(открыты) подчиняющие конструкты, тем больше возможность изменения внутри
структуры, в которую они входят. Если же у личности отсутствуют подчиняющие
конструкты для интерпретаций и изменений, она психологически ригидна.
Конструкты могут быть как вербальными, так и невербальными (так, в качестве
первичных
конструктов
могут
использоваться
жесты,
выражения
лица
и
пантомимические паттерны). В качестве конструктов могут использоваться рисунки,
цвета – все, что представляет интерес для экспериментатора.
Для
измерения
личностных
конструктов
Келли
разработал
методический
принцип "репертуарных решеток" и репертуарный тест личностных конструктов
(РТЛК).
В теории личностных конструктов активно используется понятие «роль»,
подразумевающее
форму
поведения,
логически
вытекающую
из
понимания
личностью мыслей и поступков других людей, деятельностно связанных с ней.
Принятие роли требует, чтобы по крайней мере один из взаимодействующих
индивидов осознавал, каким образом другой индивид интерпретирует явления или
события. Роли не обязательно должны быть обоюдными. Для исследования ролей
личности Келли разработал репертуарный тест ролевого конструкта (РЕП-тест).
Применение
теории
личностных
конструктов
эффективно
в
понимании
эмоциональных состояний, психического здоровья и психических нарушений, а также
в психоконсультативной и психотерапевтической практике.
В целом теория личностных конструктов – оригинальное направление в теории
личности, иллюстрирующее перспективный когнитивный подход к личности и
механизмам ее исследования и развития.
На следующем этапе мы рассмотрим применение психокоррекционных техник
для работы с отдельными свойствами личности.
Психологическая коррекция установок личности
В
практической
включающих
в
себя
психологии
коррекцию
существует
большое
неправильных
www.akme.edu.ru
количество
подходов,
(иррациональных
установок
12
Современные подходы к осуществлению психокоррекционного воздействия
личности). Одним из известных методов является рационально-эмотивная психология
Эллиса.
Эллис выделяет три ведущих психологических аспекта функционирования
человека: мысли, чувства, поведение. Мысли (когниции) бывают двух видов:
дискриптивные – основанные на данных органов чувств, представляющие собой
«чистую информацию» о мире и оценочные, выражающие субъективное отношение
человека к реальности, которые Эллис называет «вера», «убеждение». Все эти
аспекты взаимосвязаны: дикриптивные и оценочные когниции влияют друг на друга
и во многом определяют чувства и поведение человека.
Причиной
психологических
проблем
являются,
с
точки
зрения
Эллиса,
иррациональные установки – расстройства в эмоциональной сфере личности,
связанные с нарушениями частоты, интенсивности, длительности эмоциональных
проявлений. Причиной возникновения иррациональных установок является наличие
жестких связей между дискриптивными и оценочными когнициями, выраженной в
форме предписания, требования или приказа.
Процесс личностной коррекции, таким образом, выступает как поэтапное
переструктурирование иррациональных установок.
Коррекция предполагает активное участие клиента на всех этапах процесса;
отношения между психологом и клиентом близки к партнерским.
Словарь
Аутентичное
бытие
в
экзистенциальной
психологии
выражает
особое
качество человеческого ума, называемое преднамеренностью, благодаря которому
становятся возможными жизненно важные для личности решения
Онтопсихология ("психология бытия"), рассматривает человека как активного
субъекта жизни, выделяя два способа его отношения к жизни:
1) как к неуправляемому стихийному процессу, в котором необходимо бездумно
подчиняться доминирующим тенденциям или воле большинства;
2) как к сознательному поиску и творению себя, своей жизни и жизни общества.
Выработка второго способа отношения к жизни и является целью онтопсихологии.
Аутентичная личность осознает свои потребности и эмоции, находится в
контакте со средой для их удовлетворения, погружена в процесс жизнедеятельности,
а не живет прошлым или будущим.
Психосинтез - формирование или перестройка личности вокруг нового
центра:
использование
всех
имеющихся
в
www.akme.edu.ru
распоряжении
энергий,
развитие
13
Современные подходы к осуществлению психокоррекционного воздействия
недостающих
или
недостаточно
развитых
сторон
личности,
согласование
и
соподчинение различных психических функций и энергий, создание устойчивой
структуры личности.
Самоэффективность
личности
в
социально-когнитивной
теории
подразумевает осознанную способность человека справляться со специфическими и
сложными ситуациями и оказывать влияние на эффективность деятельности и
функционирования личности в целом.
Личностный конструкт – абстракция или обобщение, оценочный эталон,
сформированный из предшествующего опыта.
ЛИТЕРАТУРА
Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика (учебное пособие
для
студентов
старших
курсов
психологических
факультетов
и
отделений
университетов). – М.: Изд-во «Института психотерапии», 2000.
Осипова А.А. Ведение в теорию психокоррекции. – М., 2000.
Осипова А.А. Ведение в теорию психокоррекции. – М., 2000.
www.akme.edu.ru
14