Современные образовательные технологии в социальной сфере
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Современные образовательные технологии в социальной сфере
«ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА»
План:
• понятие о формах воспитательной работы;
• многообразие форм воспитательной работы, алгоритм их подготовки и проведения;
• характеристика диалоговых форм воспитания;
• формы коллективной творческой деятельности, их специфика. Коллективные творческие дела.
В «Энциклопедическом словаре» понятие «форма» имеет несколько значений:
1) «внешнее очертание, наружный вид, контуры предмета»;
2) внешнее выражение какого-либо содержания;
3установленный образец чего-либо;
4) приспособление для придания чему-либо определённых очертаний;
5) одинаковая по цвету и крою одежда;
6) совокупность приёмов и изобразительных средств художественного произведения».
С точки зрения педагогической формы воспитания (воспитательной работы) - это способы организации, существования и выражения содержания воспитательного процесса, в которых открыто провозглашается отношение к предметам, явлениям, событиям, людям и их сообществам (Л.И. Маленкова).
Формы воспитательной работы реализуют следующие функции. Первая функция — организаторская. Любая форма воспитательной работы предполагает решение организаторской задачи. В роли организатора может выступать как педагог, так и учащиеся. Организация дела отражает определенную логику действий, взаимодействия участников. Вторая функция формы — регулирующая. Использование той или иной формы
позволяет регулировать отношения как между педагогами и учащимися, так и между детьми. Различные формы по-разному влияют на процесс сплочения группы школьников. Благодаря формам, где заранее закладывается необходимость взаимодействия, происходит формирование норм социальных отношений. Третья функиия — информативная. Реализация этой функции предполагает не только одностороннее сообщение учащимся той или иной суммы знаний, но и актуализацию имеющихся знаний, обращение к их опыту. Исходя из функционального подхода, форму воспитательной работы можно определить как регулирующий отношения педагогов и учащихся основной компонент организации педагогического процесса.
В педагогической теории и практике создано множество форм воспитательной работы. Е.В. Титова считает, что можно говорить о трех основных типах форм воспитательной работы: мероприятия, дела, игры. Они различаются по признакам целевой направленности, позиции участников воспитательного процесса, объективных воспитательных возможностей. Мероприятия — это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые для детей с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. Характерные признаки такого типа форм — это прежде всего созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых или старших воспитанников. Иными словами, если что-то организуется кем-то для воспитанников, а они в свою очередь воспринимают, участвуют, исполняют, регулируют и т.п., то это и есть мероприятие. Понятие «мероприятие» исходно состоит из двух слов: «мера» и «принимать». Как считает B.C. Безрукова, изначальный смысл мероприятия заключается в том, чтобы обозначить дозировку применяемых к воспитаннику мер. Впоследствии сам термин получил негативный смысловой оттенок как обозначающий формальное действие. Ко второй группе форм воспитательной работы Е.В. Титова относит так называемые дела. Дела — это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе. Главные отличительные признаки дела - необходимость, целесообразность, полезность, осуществимость. Игры — это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения. К ним относятся: деловые игры, сюжетно-ролевые, спортивные, познавательные и др.
Формы воспитательной работы многообразны
Различают традиционные формы, вошедшие в практику школ, апробированные, освоенные и взятые на вооружение многими педагогами, и нетрадиционные - нестандартные, творческие, исключающие шаблон, создаваемые педагогами и воспитанниками в совместной творческой жизнедеятельности.
По времени проведения все формы воспитания можно разделить на кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов); продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель); традиционные (регулярно повторяющиеся).
По времени подготовки можно говорить об экспромтных формах, т.е. проводимых без участия детей в предварительной подготовке, а также о формах, предусматривающих предварительную работу, подготовку учащихся.
По видам деятельности различают учебную, трудовую, спортивную, художественную; по способу влияния педагога — непосредственные и опосредованные.
По субъекту организации классификация форм может быть следующая: организаторами выступают педагоги, родители и другие взрослые; деятельность организуется на основе сотрудничества детей и взрослых; инициатива и её реализация принадлежит детям.
По результатам формы воспитания делятся на следующие: результатом является информационный обмен; выработка общего решения; общественно значимый продукт.
По количеству участников формы воспитания могут быть: индивидуальные (воспитатель—воспитанник); групповые (воспитатель—группа детей); массовые (воспитатель — несколько групп, классов).
Индивидуальные формы пронизывают всю внеурочную деятельность, общение педагогов и детей. Они действуют в групповых и коллективных формах и, в конечном итоге, определяют успешность всех других форм. К индивидуальным формам работы относятся: беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями (это формы общения), выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения проблемы, задачи. Эти формы могут действовать самостоятельно, а чаще всего они сопровождают друг друга. Каждая из них имеет свою инструментовку. Перед педагогами в индивидуальных формах работы стоит одна из важнейших задач — разгадать ученика, открыть его таланты, обнаружить всё ценное, что присуще его характеру, устремлениям, и всё, что мешает ему проявить себя. С каждым из них необходимо взаимодействовать по-разному, для каждого нужен свой конкретный, индивидуализированный стиль взаимоотношений. Важно расположить к себе подростка, вызвать его на откровенность, завоевать доверие, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. В индивидуальных формах работы заложены большие воспитательные возможности. Разговор по душам может оказаться для ребенка полезнее, чем несколько проведенных коллективных дел.
К групповым формам работы можно отнести советы дел, творческие группы, органы самоуправления, микрокружки. В этих формах педагог проявляет себя как рядовой участник, либо как организатор. В отличие от коллективных форм, влияние его на детей более заметно, на него в большей мере обращено внимание школьников. Главная задача педагога — с одной стороны, помочь каждому проявить себя, а с другой — создать условия для получения в группе ощутимого положительного результата, значимого для всех членов коллектива, других людей. Влияние педагогов в групповых формах направлено также на развитие гуманных взаимоотношений между детьми, формирование у них коммуникативных умений. В этой связи важным средством является пример демократичного, уважительного, тактичного отношения к детям самого педагога.
К коллективным формам работы педагогов со школьниками относятся прежде всего различные дела, конкурсы, спектакли, концерты, агитбригады, походы, туристические слёты, спортивные соревнования и др. В зависимости от возраста учащихся и ряда других условий педагоги могут выполнять различную роль: ведущего, участника, организатора; рядового участника деятельности, воздействующего на детей личным примером; участника- новичка, воздействующего на школьников личным примером овладения опытом более знающих людей; советчика, помощника детей. Все классификации взаимосвязаны, и в зависимости от подхода одна и та же форма может быть отнесена к любой из этих классификаций. Так, например, школьный кооператив — одна из комплексных форм трудовой деятельности, включающая индивидуальные, групповые и коллективные формы воспитательной работы. Дежурство по классу на первом этапе является формой непосредственного взаимодействия педагога со всем коллективом детей. Учитель организует коллективное обсуждение положения о дежурстве по классу. Сами школьники под его руководством вырабатывают правила дежурства, права и обязанности дежурных. В некоторых ситуациях дежурство полностью организуется и регулируется самими детьми без явного участия педагога.
По рассмотренным выше признакам можно охарактеризовать каждую форму по следующей схеме:
1) название формы;
2) продолжительность проведения;
3) предварительная подготовка или экспромтное проведение;
4) количество участников;
5) кто организует деятельность;
6) характер влияния педагога;
7) результат совместной деятельности.
Делая попытки классифицировать формы воспитательной работы, следует также иметь в виду, что существует такое явление, как взаимопереход форм из одного типа в другой. Так, например, экскурсия или конкурс, рассматриваемые чаще как мероприятие, могут стать коллективным творческим делом, если они будут разработаны и проведены самими детьми.
Алгоритм подготовки и проведения любой формы воспитательной работы включает следующие элементы.
1) Определение темы и выбор формы воспитательной работы.
2) Определение цат и задач.
Цель - это тот результат, который предполагается получить по окончании данного мероприятия, то запланированное отношение, которому оно посвящено. Для достижения цели воспитатель формулирует несколько задач, реальных для данного воспитательного мероприятия и конкретизирующих поставленную цель.
3) Предварительная подготовка:
подбор содержательного материала в соответствии с запланированными задачами, приглашение гостей и участников извне, распределение ролей и поручений, определение места, времени и роли каждого участника, продумывание и изготовление оформления, атрибутики.
4) Проведение данного мероприятия включает несколько элементов: яркое, нестандартное начало (музыкальное, поэтическое, театрализованное и т.д. вступление) для создания психологического настроя; содержательная часть (предметная деятельность воспитанников и педагога, направленная на достижение цели и задач); педагогический анализ с позиций достижения целей и задач, эффективности реализуемого содержания, используемых методов, приёмов и средств, степени активности, заинтересованности учащихся и их удовлетворённости от участия в деле, эмоционального состояния и т.д. (Л.И. Маленкова).
Основу всех форм воспитательной работы составляет общение. В то же время общение участников воспитательного процесса может осуществляться в разных диалоговых формах. Диалоговые формы воспитания представляют собой обмен мнениями, информацией. Такие формы обеспечивают субъектную позицию детей в воспитательном процессе, формируют у них навыки общения, уважительного отношения к людям и их суждениям, толерантность и тактичность во взаимодействии с окружающими, развивают мышление, умение аргументировано высказывать мнение и т.д. К диалоговым формам воспитания можно отнести дискуссию, диспут, дебаты.
Дискуссия — равноправное обсуждение педагогами и учениками дел, планируемых проблем самого различного характера. Она возникает, когда перед людьми стоит вопрос, на который каждый первоначально имеет свой ответ. В ходе её люди формулируют новый, более удовлетворяющий все стороны ответ на стоящий вопрос. Результатом может быть общее соглашение, лучшее понимание, новый взгляд на проблему, совместное решение.
Важнейшими условиями проведения диспута являются дискуссионность, привлекательность, актуальность, проблемность темы, выбранной самими детьми. Диспуты проводятся в средних и старших классах на политические, правовые, нравственные, эстетические темы. Возможны два способа организации диспута: диспут, который предварительно готовится группой организаторов и ведущим, и диспут- экспромт. При первом способе важное значение имеет подготовка, которая включает следующие элементы: разработку хода диспута, подготовку участников, подготовку помещения. Первый элемент включает, прежде всего, составление вопросов, которые позволяют конкретизировать тему. Следуют ограничить тему небольшим количеством таких вопросов (3—5). Они должны последовательно раскрывать тему, не повторяя ее дословно. Их формулировка может содержать мнения, которые не являются бесспорными, расходятся с принятой трактовкой. Чаще всего они даются в вопросительной форме. Например, вопрос для диспута: «Лучше жестокая правда, чем приятная ложь?»
Диспут-экспромт целесообразно проводить в том случае, если участники готовы в данный момент обсуждать проблему, т.е. у них есть желание приступить к обсуждению сразу после определения темы, они имеют определенный жизненный опыт, который позволяет высказываться по этой проблеме, владеют необходимой информацией, есть ведущий, способный импровизировать и вести разговор по спорным вопросам.
Дебаты — это технология (форма), предложенная известным американским социологом Карлом Поппером. Дебаты создавались как программа для учащихся, позволяющая обучить школьников умению рассуждать, критически мыслить, продуктивно организовывать процесс дискуссии. Отличительным признаком дебатов можно считать высокую степень стандартизированности (жесткий временной лимит выступления каждого участника, четкие ролевые предписания, разнообразие и объективность критериев оценки). Дебаты — это форма обучения общению, способ организации воспитательной работы школьников, позволяющий тренировать навыки самостоятельной работы с литературой и источниками, отрабатывать умения вести дискуссию и отстаивать собственную точку зрения с учетом того, что и противоположная позиция тоже имеет право на существование. В дебатах любое событие, явление, факт можно оценивать с различных сторон и позиций, пересмотреть очевидные, на первый взгляд, истины и усомниться в их справедливости. Дебаты формируют готовность противостоять современному «информационному зомбированию» и умение самостоятельно, осознанно вырабатывать жизненную позицию. В основе дебатов лежит спорный тезис, который является темой игры и определяет позиции соревнующихся команд. Например, в качестве такого тезиса для игры может выступать утверждение «Добро должно быть с кулаками».
Форма воспитательной работы может быть коллективной и творческой. если она создается в процессе совместного поиска, при этом учитываются интересы и потребности каждого; индивидуальные цели не противоречат общим целям группы, объединения; коллективная работа позволяет каждому найти значимое место в общем деле; данная форма является по исполнению неповторимой. Формы коллективной творческой деятельности от других форм отличаются прежде всего характером постановки воспитательных задач и освоения опыта учащимися. В процессе коллективной творческой деятельности воспитатель тоже ставит задачи, но делает это незаметно. Школьники как бы сами «открывают» воспитательные задачи, вместе со взрослыми и под и£^ руководством создают новый опыт, применяя ранее усвоенные знания и умения, приобретая новые. Основу, сущность этой методики составляют тесное сотрудничество, совместная деятельность всех членов коллектива, старших и младших, взрослых и детей, педагогов и школьников, при этом они сообща планируют, готовят, проводят и оценивают работу, отдавая свои знания, умения и навыки на общую пользу и радость. На каждой стадии
творческой совместной деятельности члены коллектива ведут поиск лучших путей, способов, средств решения жизненно важных практических задач, стремясь отыскать каждый раз новый вариант.
К формам коллективной творческой деятельности во внеучебное время относят коллективные творческие дела, чередование традиционных поручений, сюжетно-ролевые игры, коллективное планирование, коллективный анализ и другие.
Наиболее распространенными являются коллективные творческие дела (И.П. Иванов). Каждое коллективное творческое дело (КТД) - это, прежде всего, проявление жизненно - практической гражданской заботы об улучшении общей жизни. Иначе говоря, это совокупность определенных действий на общую пользу и радость. Поэтому оно дело. И не просто дело, а коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается воспитанниками и воспитателями как младшими и старшими товарищами на общей жизненно - практической гражданской заботе. Кроме того, это творческое коллективное дело, потому что на каждой стадии его осуществления все воспитанники вместе с воспитателями и во главе с ними ведут поиск лучших путей, способов, средств решения общей жизненно важной практической задачи. Оно творческое еще и потому, что не может превратиться в догму, делаться по шаблону, а всегда выступает в разных вариантах, всегда выявляет новые свои возможности, ведь оно - частица жизни!
Организация коллективных творческих дел предусматривает 6 стадий.
Первая стадия — предварительная работа. Педагоги, взрослые устанавливают место предстоящего КТД в воспитательной работе, планируемой на новый период с данным коллективом, определяют конкретные воспитательные задачи, выясняют различные варианты, которые могут быть предложены на выбор детям, продумывают способы проведения своих замыслов через детей, намечают действия, которые могут настроить детей на работу, увлечь перспективой, определяют возможности активизации деятельности каждого участника.
Вторая стадия — коллективное планирование. Теперь действуют сами дети. Они ищут ответы на поставленные вопросы в микроколлективах (группах, звеньях): «Что лучше сделать? С кем вместе? Для кого? Когда?» Взрослые — равноправные участники диалога с детьми. Этот разговор условно называют сбором-стартом. Успех его во многом обеспечивает ведущий. Он составляет выдвинутые варианты, задает наводящие, уточняющие вопросы, предлагает обосновать выдвинутые идеи, ставит дополнительные «задачи на размышление». Завершается поиск выбором совета дела.
Третья стадия—коллективная подготовка дела. Руководящий орган-совет дела - уточняет, конкретизирует план подготовки и проведения КТД, затем организует его выполнение, возбуждая и поощряя инициативу каждого участника. Подготовка может идти по группам. Возможна ситуация, когда дети слабо включаются, а то и вовсе не включаются в работу. Бывает так, что в самом начале некоторые ученики увлекаются, а потом быстро охладевают, поскольку нет еще умения преодолевать трудности. Поэтому велика роль взрослого, характер его воздействия на детей, взаимодействия с ними. Не допуская открытого давления, взрослый по-товарищески побуждает детей к целенаправленному, творческому и самостоятельному участию в осуществлении общего замысла. Как? Может увлечь добрым сюрпризом или заинтересовать секретным договором, оказать особое доверие ответственным поручением: «Только ты можешь это сделать». В некоторых случаях педагог подсказывает варианты выполнения работы, дает совет по использованию источников для поиска.
Четвертая стадия — проведение КТД. На этой стадии осуществляется конкретный план, составленный с учетом того, что наработано группами (бригадами, звеньями). Школьники в разных формах демонстрируют опыт, накопленный в ходе планирования и подготовки дела. Не нужно бояться отклонений от замыслов, возникающих во время проведения КТД из-за разных непредвиденных обстоятельств. Не следует также бояться и ошибок, допущенных участниками. Все это тоже школа жизни. Педагог, по возможности, незаметно для всех участников дела, для тех людей, для которых оно организуется, направляет детей, регулирует их настроение, помогает сгладить неудачу.
Пятая стадия — коллективное подведение итогов КТЛ. Это может быть общий сбор коллектива, посвященный итогам КТД. На кругу или по группам каждый высказывает свое мнение, обсуждаются положительные и отрицательные стороны подготовки и проведения КТД. Кроме общего сбора, участие каждого в оценке проведенного КТД может осуществляться и другими средствами — опросом, заполнением анкеты через стенгазету, творческими отчетами. Главное, чтобы каждый участвовал в размышлении об опыте (своем собственном и своих товарищей) проведенных КТД, учился анализировать, оценивать, извлекать уроки на будущее, выдвигать более сложные, чем прежде, задачи-вопросы. Школьники учатся вырабатывать общественное мнение, создавать добрые традиции.
Шестая стадия — ближайшее последействие КТЛ. На общем сборе, в анкете дети и взрослые высказывают предложения, делятся своими впечатлениями, переживаниями, говорят о том, чему научились. Педагогу все это надо взять на заметку, чтобы использовать в дальнейшей работе. Известно, что далеко не все школьники готовы осуществлять свои собственные решения, закреплять приобретенный опыт. Поэтому сразу же после подведения итогов КТД необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы коллективно приняться за осуществление тех предложений, которые были высказаны на итоговом сборе. Намечается программа последовательных действий, определяются новые коллективные творческие дела. Один из эффективных приемов, применяемых почти на всех стадиях проведения коллективных творческих дел, - это создание микроколлективов, групп, бригад для решения конкретной задачи или выполнения творческого задания. В зависимости от содержания, вида КТД формирование групп может идти с учетом желания, интересов, способностей учащихся или по случайному принципу (с помощью считалки, жребия). Другим необходимым приемом этой методики является мозговой штурм, когда школьники в группах через обмен индивидуальными мнениями ищут наилучшие варианты решения проблемы, задачи. В ходе мозгового штурма может создаваться банк идей, т.е. набор возможных идей решения проблемы или задачи. Часто используется еще один прием — отбор идей, когда нужно из множества возможных решений, вариантов выбрать один или два-три. Выбор этих идей может осуществляться с помощью голосования или естественным путем, т. е. участники поиска выбирают характер, форму своего участия реальным добровольным действием.
Для изучения результатов и эффективности мероприятия используются различные способы.
Наблюдение за поведением участников в проиессе подготовки и проведения мероприятия, когда возможно фиксировать позицию каждого по определенным показателям. Сравнение данных наблюдений для различных ситуаций позволяет оценить эффективность отдельных педагогических средств, используемых при проведении мероприятия, и в целом эффективность формы работы.
Наблюдение за поведением участников работы, их отношениями после мероприятия. Так, например, после беседы о культуре поведения или обсуждения отношений в коллективе важно найти факты, подтверждающие положительные изменения в поведении и действиях детей, чтобы убедиться в полезности проведенной формы воспитательной работы. Если после завершения разговора по какой-либо теме на классном часу учащиеся продолжают обсуждать затронутую проблему, можно предположить, что классный час достиг в определенной мере своей цели.
Анкетирование участников деятельности. Данный метод нецелесообразно использовать часто. Он уместен, когда классный руководитель сомневается в эффективности и целесообразности тех или иных используемых средств и в целом самой формы.
Цветограмма. Каждый участник оценивает конкретную форму работы с помощью цветных жетонов. Содержание оценок может зависеть от характера и целей мероприятия. Например, каждый ученик оценивает занятия, которые посетил; содержание оценок может зависеть от характера и целей занятия.
Символическая оценка настроения после мероприятия. Например, после завершения мероприятия предлагается зафиксировать свое настроение, опустив жетон в один из пакетов со следующими рисунками:
а) светит солнце;
б) тучи на небе и пробиваются лучи солнца;
в) идет дождь.