Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Современное высшее юридическое образование: основные характеристики

  • 👀 795 просмотров
  • 📌 757 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Современное высшее юридическое образование: основные характеристики
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Современное высшее юридическое образование: основные характеристики» doc
Лекция № 1 Современное высшее юридическое образование: основные характеристики 1. Основные тенденции развития современного высшего образования. 2. Современное высшее юридическое образование: научные и правовые основы, цели и содержание, перспективы развития. 3. Предмет и задачи курса «методика преподавания юриспруденции в высшей школе», его место в учебном процессе. Самые заметные изменения в конце 20 века – это ежегодный прирост контингента учащихся и студентов. В указанный период численность студентов вузов и университетов наиболее развитых стран возросла в 1,5-2 раза и продолжает увеличиваться. В этот период активно совершенствовалась политика в сфере образования. Причины реформ условно можно обосновать двумя мотивами: необходимость укрепления национальных позиций в обостряющейся глобальной экономической конкуренции и нехватка средств для адекватного развития системы высшего образования в современных условиях, превращение высшего образования из элитарного в массовое , связанное с увеличением студентов, повышением требований к выпускникам вузов, преподавателям, а также с уменьшением государственного финансирования высшего образования. Стратегические цели, ключевые проблемы и приоритеты образовательной политики в западных странах: 1. Обеспечение доступности образования и достижение социального единства через образование; совершенствование механизмов управления и финансирования образования с точки зрения интересов глобального, национального, регионального социально-экономического развития; расширение международного сотрудничества, направленного на совершенствование и сопоставимость национальных квалификационных систем в целях содействия обучению в течение жизни; 2. Содействие повышению качества образования, в том числе качества трансграничного образования в условиях интернационализации рынка образовательных услуг и развития студенческой и академической мобильности; Не менее актуально как для России, так и для западных стран- обеспечение качества образования. Акцентируется внимание на вопросе справедливости и объективности внутренней оценки качества образования, выносимой самими вузами, а также совместимости процедур внешней оценки и институциональной автономии университетов. При рассмотрении национального уровня обеспечения качества образования в центре внимания оказывается роль специализированных агентств-посредников, которым делегируются функции мониторинга, контроля и повышения качества деятельности университетов, а также оцениваются перспективы сетевого взаимодействия таких агентств. 3. Повышение инновационности процесса обучения, научной обоснованности образовательной политики, обеспечивающей возможности долгосрочного стратегического планирования. 4. Проблемы и перспективы развития политики обучения в течение всей жизни, а также проблемы, затрудняющие ее реализацию на практике. К числу этих проблем, прежде всего, относятся: нехватка у взрослого населения времени, финансовых ресурсов, информации и мотивации для дополнительного обучения; несовершенство существующих национальных квалификационных систем. Проф. С.Бианчини (Болонский ун-т, Италия) 3 принципа современной европейской системы образования: 1. Ориентирование системы образования на личный успех специалиста- обеспечение профессионального роста человека, его продвижение по карьерной лестнице и экономической состоятельности. Главное условие реализации этого принципа- индивидуализация и повышение гибкости образовательного процесса. 2. На уровне образовательных программ это- переход к модульной структуре и гибкой системе учета образовательных достижений. На структурно-институциональном- обеспечение возможности для обучения в нескольких учебных учреждениях и включение в сферу образования неформального сектора (краткосрочные курсы, тренинговые центры, повышение квалификации). 3. Развитие содержания образования со смещением в сторону формирования личностных и профессиональных компетенций и готовности к изменениям (академическая мобильность, поддержка дистанционного образования, создание единой квалификационной системы, реализация идеи единого европейского образовательного пространства). Связь образования и экономики- построение механизма взаимодействия работодателей и системы образования. Со стороны работодателей (образовательный заказ, профессиональный контроль качеств, единая система аккредитации, сертификации, рейтинги). Со стороны образования (создание новых образовательных программ и технологий под запрос, повышение инвестиционной привлекательности- публичная отчетность, прозрачность). Шаги по созданию общеевропейского образовательного пространства 1957 год- Римское соглашение 1988 – на праздновании 900-летия Болонского университета 430 ректоров университетов подписали Всеобщую хартию университетов (http://bologna.mgimo.ru/fileserver/File/declarations/1988_magna-charta_rus.pdf) 1992 – Маастрихтский договор Лиссабонская конвенция. Конвенция о признании квалификаций, относящиxся к высшему образованию в европейском регионе (Лиссабон, Португалия, 11 апреля 1997 г.)  (http://bologna.mgimo.ru/fileserver/File/declarations/1997_Lisbon-conv_rus.pdf) 25 мая 1998 – на праздновании 800 –летия Сорбонского университета 4 министра образования (Франция, Германия, Италия, Великобритания) подписали Сорбонскую декларацию (http://bologna.mgimo.ru/fileserver/File/declarations/1998_Sorbonne_declaration_rus.pdf) 19 июня 1999 – 29 министров подписали «Болонскую декларацию» (http://bologna.mgimo.ru/fileserver/File/declarations/1999_Bologna-declaration_rus.pdf) 19 сентября 2003 – Россия присоединилась к болонской инициативе 4 основные положения Болонской декларации: 1. Многоуровневое образование (бакалавр, магистр) Проблемы: -невостребованность в хозяйстве; -отказ от ученых степеней; -разрушение кафедры как ячейки научных школ, сейчас это методически-образовательный центр, а должна быть научно-образовательным; 2. Введение кредитов Кредит- учетная учебная единица от 30 до 40 академических часов, включая аудиторную и самостоятельную работу- объем, равный учебной работе студента за неделю. Студент получает право выбора набора кредита. Модульная система- отказ от предметного образования, расширение образовательных программ. Кредиты - поэтапное продвижение к усвоению образовательной программы. 3. Необходимость мобильности студентов и преподавателей. - необходимо финансовое обеспечение; - знание иностранных языков (у нас практически нет курсов на иностранных языках); 4. Контроль качества образования Согласование критериев и процедур оценки качества. Оценки специалистов о вступлении России в Болонский процесс как «за» так и «против». (проф.А.И. Гретченко- академия им. Плеханова) Преимущества традиционной российской системы образования- высокое качество, фундаментальность, системность обучения. Опасность это потерять, связана с сокращением нормативных сроков обучения, переходом к системе зачетных единиц. Утрата специализаций, «развал» кафедр, научных школ, сокращение занятости преподавателей. т.з. болонский процесс направлен на сближение, а не на стандартизацию или унификацию высшего образования. Цель - увеличение прозрачности, упрощение сравнивания, сопоставления. На практике политика Министерства образования и науки РФ направлена на форсированный переход к двухуровневой системе образования с полной унификацией всех программ, процедур. В условиях динамично развивающегося мира, всех сфер жизни общества вуз призван не только дать профессиональные знания, умения и навыки, но и сформировать ряд профессионально значимых и социально необходимых личностных качеств (компетенций) специалиста. ЮНЕСКО разработала глобальную стратегию развития образования в 21 веке, согласно которым важнейшими функциями образовательных учреждений являются следующие: «научиться жить вместе», «научиться познавать», «научиться делать», «научиться жить». Исходя из этого Совет Европы определил 5 ключевых компетенций, которые должны быть сформированы у выпускников высшей школы: 1. социальная и политическая; 2. межкультурная; 3. коммуникативная, связанная с владением устно-речевым и письменным общением на родном и иностранном языках; 4. связанная со способностью учиться на протяжении всей жизни в контексте своей профессиональной деятельности; 5. связанная с возникновением информационного общества; В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года также указывались эти задачи. В настоящее время реализуется государственная программа «Развитие образования», основными направлениями которой является изменение структуры, масштабов, моделей развития сети вузов с помощью таких элементов государственной политики как: • мониторинг эффективности деятельности вузов • оптимизация и реорганизация сети вузов, • поддержка группы ведущих университетов, • поддержка региональных вузов. Принят и вступил в силу ФЗ «Об образовании в РФ», продолжается процесс интеграции образования в европейское образовательное пространство. Принят новый перечень направлений подготовки и специальностей в высшей школе, опубликованы проекты обновленных ФГОС 3+. В этой связи предприняты меры по приведению в соответствии с законом ряда нормативных актов, действующих в высшей школе. Компетентностная модель выпускника вуза (ранее квалификационная модель) Квалификация - включает профессиональные знания и умения (Знает, что делать). Компетентность- степень соответствия знаний, умений, опыта работника уровню выполняемых задач и решаемых проблем. Компетенция - способность успешно выполнять определенную задачу или функцию (В.Лущинский). Компетенции- ожидаемые результаты обучения или способность реализовать на практике свои знания и умения. (Знает как делать). Компетентность- помимо этих качеств подразумевает наличие у человека инициативы, способности работать в коллективе, самостоятельно осваивать знания, логически мыслить, отбирать, использовать нужную информацию, т.е. наличие свойств развитой, активной личности. К. не связана жестко с конкретной профессией и может быть применимой в ряде профессий, в различных видах трудовой деятельности. И.А.Зимняя выделила 3 группы ключевых компетенций: I. Относящиеся к самому человеку как личности (беречь здоровье, самосовершенствование, саморегулирование, саморазвитие и пр.) II. Относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной среды (толерантность, уважение и принятие другого, социальная мобильность, сотрудничество, устная и письменная коммуникация); III. Относящиеся к деятельности человека ( познавательная, учебная, игровая, компьютерная грамотность); Очень похожий подход был в советской высшей школе, которая была ориентирована на развитие личности и одновременно на сферу профессиональной деятельности ( условиях массового, стабильного, с редко меняющейся технологией и номенклатурой продукции, производства). А на западе ориентировались на академические нормы оценки. В настоящее время К. служат для обозначения интегрированных характеристик качества подготовки выпускника, выступает категорией результата образования. Это сдвиг от сугубо академических оценок к внешней оценке профессиональной и социальной подготовленности выпускника с позиций рыночных категорий. На этой методологической основе созданы модели образовательных программ бакалавра и магистра в ФГОС третьего поколения. Компетентностная модель: Инвариатные компетенции: общекультурные (дают готовность продолжать свое образование) Специальные: профессиональные (решают задачи объектной и предметной подготовки, т.е. обеспечивает привязку к конкретному объекту и предмету труда). На основе сказанного можно сделать вывод- многое уже присутствовало в нашей высшей школе. Т.з. это паллиатив построения ступенчатого высшего образования на основе англосаксонской и российской модели. Из нового - общая целевая направленность подготовки кадров. Это формирование компетенций (способности применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области). Исходя из вышеизложенного- в настоящее время чрезвычайно актуален вопрос о подготовке преподавателей, которые способны воплотить эти идеи в практике высшей школы. 2. Современное высшее юридическое образование: научные и правовые основы, содержание, задачи, перспективы развития. Влияние права на различные стороны жизни огромно. В современной России именно от профессиональной подготовки юристов зависит максимально эффективное правовое регулирование экономики, политики, культуры, социальных отношений; юристы способствуют укреплению законности и правопорядка, развитию демократии в стране. Будущее юридической профессии в руках преподавателей. Содержанием юридического образования является фундаментальная юридическая наука и отраслевые юридические науки (разновидность и форма духовно-материального производства юридических знаний). Тип теоретической деятельности: изучение научных и эмпирических фактов, констатирование количественных и качественных характеристик предмета познания. Субъекты : ученые, коллективы ученых. Методология юриспруденции- совокупность принципов, средств и методов познания. Специфика юридической методики: гносеологическая, методологическая, теоретическая (необходимость, практическая целесообразность отражения в особом знании особой правовой реальности - это законность, борьба с правонарушениями, действия в рискованных ситуациях, защита прав человека…). Специальные методические подходы: предметность, юридико-педагогическая специфика, единство деятельности и образа жизни и юридически значимого поведения, единство гуманности, демократичности и законности, конструктивность. Юридические науки в педагогических целях можно классифицировать: 1. Общетеоретические (ТГП, философия права, социология права). 2. Исторические (ИОГП, ИППУ, ИГПЗС). 3. Отраслевые (конституционное право, административное право, гражданское право, уголовное право и пр.). 4. Институциональные, межинституциональные, межподотраслевые (избирательное право, патентное право). 5. Межотраслевые (информационное право, права человека). 6. Прикладные (правовая статистика, криминология, юридическая психология). 7. Науки, изучающие иностранное право. 8. Международно-правовые науки. Ак. Топорнин Б.Н. («Высшее юридическое образование в России: проблемы развития-М.1996) –«Юрист должен иметь хорошую теоретическую подготовку, уметь отличать главное от второстепенного, самостоятельно определять тенденции правового развития. Характеристика РФ как правового государства не должна рассматриваться им как только юридическая конструкция. Современный юрист должен видеть за нормой закона человека, его интересы, нужды. В качестве первостепенной задачи профессиональной деятельности юриста- обеспечение прав человека. А также: - умение ориентироваться в законодательстве и подзаконных актах, находить и толковать соответствующий акт, определять его юридическую силу, соотносить с другими правовыми актами; - работа в социальной сфере, хорошее знание социального законодательства; - знать федеративную природу России, систему законодательства в федеративном государстве»; Методика преподавания юриспруденции нацелена на подготовку специалистов, готовых к реализации этих задач, к самостоятельной проектной деятельности. Следовательно, это научное направление, предметом изучения которого является целостная система формирования ЗУН (знаний, умений и навыков), опыта практической деятельности и личностных качеств, позволяющих анализировать современную ситуацию, находить адекватные решения, переводить их на язык нормы права. Это возможно, когда профессиональное знание формируется не на узкоспециальной основе, а в контексте гуманитарного знания, предполагающего, что современный юрист хорошо знаком со спецификой правовых представлений, культуры, традиций, а также с реальной юридической практикой. Важно уметь поставить в центр всех проблем человека (права человека, правовая культура и пр.). Современные тенденции развития юридического образования: - специализация и фундаментализация содержания юридического образования; - многоуровневость и многоступенчатость; - формирование ключевых компетенций; - гибкость учебных планов; - усиление практической направленности; - расширение интерактивных методов обучения; - усиление интернационального аспекта; - новые информационные технологии; - индивидуализация обучения и увеличение объема самостоятельной работы студентов; - существенное повышение роли преподавателей с высоким научно-педагогическим потенциалом; (Левитан К.М. Юридическая педагогика- М., 2012) В РФ профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации. (ФЗ «Об образовании в РФ» 2013 года) Профессиональное юридическое образование осуществляется на следующих уровнях: 1) среднее профессиональное образование (техникум, училище, колледж); 2) высшее профессиональное образование (институты, университеты, академии, возможен экстернат, сокращенные сроки обучения); 3) высшее профессиональное образование (аспирантура, адъюнктура, докторантура); Уровни профессионального образования по ФЗ: 1) среднее профессиональное образование; 2) высшее образование - бакалавриат; 3) высшее образование - специалитет, магистратура; 4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура). Нормативно-правовую базу образовательной программ (ОП)  ВО составляют: • Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании в РФ» (2013 года); • Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки • Специалиста 2000 года • бакалавра 2014 года • магистра 2011 года Нормативно-методические документы Минобрнауки России; В РФ устанавливаются Государственные образовательные стандарты (ст. 43 Конституции РФ). ФГОС- документ, определяющий требования к уровню обязательной подготовки студентов. Он меняется по мере развития общества. В настоящее время заканчивает свое действие ГОС 2-го поколения 2000 года, действует стандарт 3 поколения, на сайте Министерства образования размещен проект стандарта 3+. Структуру и содержание ФГОС можно изучить в презентации (см. в вложении). (Краткое изложение структуры ФГОС: 1 раздел 2 раздел 3 раздел – характеристика направления подготовки; 4 раздел – характеристика профессиональной деятельности бакалавров; 5 раздел- требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата; (в компетенциях) 6 раздел- требования к структуре ООП (цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины; цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины; цикл ФТД – факультативы и итоговую государственную аттестацию) 7 раздел- требования к условиям реализации ООП ( кадровое, учебно-методическое обеспечение, организация практики и пр); Образовательная программа (ОП) подготовки юриста включает в себя совокупность учебно-методической документации: (ОП можно найти на сайте mgpu.ru, «юридический институт) -учебный план, который включает перечень учебных дисциплин, распределение по семестрам и последовательность их изучения, трудоемкость изучения в часах, формы учебных занятий (лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа), виды промежуточной и итоговой аттестации (экзамен, зачет, реферат, курсовая и дипломная работа); -рабочие программы учебных курсов, дисциплин (модулей) и тематический план; -программы учебной и производственной практик; - методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. Социальное значение образовательной программы подготовки юриста заключается в удовлетворении потребностей рынка труда в квалифицированных кадрах юристов для работы в государственных и муниципальных органах и учреждениях, для системы правоохранительных органов, сферы бизнеса, для общественных организаций, образовательных учреждений. Подготовка по нескольким профилям подготовки позволяет гибко ориентироваться на потребности рынка труда и учитывать изменения коньюктуры при подготовке бакалавров по государственно-правовому, гражданско-правовому и уголовно-правовому профилю. (Извлечения из ОП юридического института ГБОУ ВО МГПУ) Цель ОП: 1. Формирование демократической творческой конкурентноспособной личности юриста, умеющего самостоятельно и грамотно ставить и решать профессиональные проблемы, способствовать и принимать личное участие в эффективном правовом регулировании общественных отношений, развитии демократии, укреплении законности и правопорядка. 2. Развитие у студентов ценностных ориентаций юриста- уважение прав и свобод человека, готовность в своей профессиональной деятельности обеспечивать соблюдение и защиту прав человека, усвоение демократических принципов и требований действующего права, убежденности в их необходимости и справедливости, готовности последовательно воплощать их в жизнь в процессе повседневной юридической деятельности. Важным направлением своей работы институт считает формирование у юриста установки на самообразование и самовоспитание. 3. Цели и задачи курса «методика преподавания юриспруденции в высшей школе», его место в учебном процессе. Вопрос о научном статусе методики преподавания учебных дисциплин долгое время был предметом дискуссий среди представителей педагогических и гуманитарных дисциплин, основы которых изучаются в образовательном учреждении (историков, биологов, математиков, физиков и др.). Представители одних считают, что методика преподавания учебной дисциплины не имеет своего специфического объекта и предмета исследования и является прикладной частью соответствующей фундаментальной науки. Такой взгляд на методику обусловлен смещением ее предмета и задач и соответствующих научных дисциплин, входящих в основную образовательную программу по данному направлению. В развитии методики можно условно выделить следующие этапы. 1-й этап. Методика не отделялась от дидактики и рассматривалась как ее прикладная, нормативная часть. Развитие педагогической науки, накопление теоретических знаний вели к уточнению научного статуса методики, выделению ее в самостоятельную научную дисциплину и как специальная отрасль педагогических знаний методика начала развиваться с 1789 г. Толчком для ее развития послужила реформа народной школы, проводимая в России. Краткие сведения по методике обучения отдельной дисциплины первоначально давались в сочинениях по дидактике. Постепенное обогащение и усложнение содержания обучения в 18-19 вв. стимулировали создание методик обучения, публикацию статей, руководств и пособий. За сравнительно короткий срок к 1800 году было создано более 70 учебно-методических пособий. История развития методики профессионального обучения началась с появления в 1846 году первых научно обоснованных программ производственного обучения, которые благодаря методическому творчеству русских инженеров В.П. Маркова и Д.К. Советкина, стали основой русской системы производственного обучения. В России до 1917 года был накоплен большой эмпирический материал (о содержании и методах обучения, учебном оборудовании), в котором нашли отражение опыт передовых образовательных учреждений того времени, искания талантливых методистов. Однако многие важные вопросы методики не получили глубокой теоретической разработки и экспериментального обоснования. В методике преподавания учебной дисциплины главное внимание обращалось на сообщение знаний педагогом. 2-й этап. После 1917 года вместе с содержанием образования изменялись и методы обучения. Главное внимание в программах, учебниках, методических пособиях было обращено на формирование материалистического мировоззрения, на связь обучения с социалистическим строительством, трудом, на активизацию познавательной деятельности обучающихся в обучении. Однако комплексная система обучения привела к недооценке важности вооружения обучающихся систематическими и прочными знаниями основ науки, к ликвидации учебных дисциплин. В борьбе с догматизмом старой школы преуменьшалась роль учебника как важнейшего средства сообщения знаний. Словесным методам обучения (пассивным) противопоставлялись так называемые активные методы, некоторым из них придавалось универсальное значение (исследовательский метод обучения, бригадно-лабораторный метод, метод проектов и др.). 3-й этап. В 1-й половине 30-х годов были восстановлены в правах учебные дисциплины, в практике образовательных учреждений закрепились систематическое изучение основ наук и применение методов обучения, соответствующих образовательному содержанию отдельной учебной дисциплине. Были восстановлены учебные планы, программы и учебники, начали издаваться новые методические журналы. Методические пособия, созданные в этот период, раскрывали содержание учебных дисциплин и давали педагогам рекомендации, как по общим вопросам обучения, так и по каждой теме курса. Во вложении найдите файл И.С.Перетерский О методике преподавания юридических дисциплин. Лекция прочитана в 1927 году! 4-й этап. В 40-50 годах усилилось внимание к теоретическим вопросам методики преподавания учебной дисциплины. Проводились дискуссии по проблемам методики ее преподавания как науки, в некоторых методических пособиях сделана попытка рассмотреть важнейшие методологические и теоретические вопросы. 5-й этап. В 60-е годы пересмотр содержания образования, разработка новых учебных планов и программ обусловили усиление внимания к проблемам соотношения науки и учебной дисциплины, новейших научных открытий и классических теорий в содержании учебных дисциплин, отбору материала наук в содержании обучения, компонентам содержания образования, путям активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся. 6-й этап. Реформы отечественной системы образования в конце 80-х годов поставили перед методикой преподавания новые проблемы: повышение роли эксперимента, выявление путей формирования самостоятельности и творческой активности обучающихся в учебной деятельности, повышение эффективности целостного педагогического процесса. Нуждаются в углублении исследования, выявляющие объективные требования к задачам обучения той или иной учебной дисциплине, определение места средств информатизации, применение активных методов обучения, разработка методов экспертизы педагогических продуктов. 7-й этап. Изменения в современной системе образования обусловлены ориентацией на фундаментализацию и непрерывное профессиональное образование, на максимальное удовлетворение образовательных потребностей человека, запросов общества и рынка труда. Это в свою очередь, потребовало перемены целей и смыслов профессионального образования. Кроме того, современная гуманистическая концепция образования ставит перед всеми учебными дисциплинами три основные цели: раскрыть основы науки; систематизировать и обобщить знания, умения и навыки; способствовать выявлению и развитию способностей обучающихся через реализацию первых двух целевых установок. Задачи и функции методики преподавания юридических дисциплин «Методика»- древнегреческий «способ познания», «путь исследования». «Метод»- способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи. Методика преподавания юридических дисциплин – педагогическая наука о задачах, содержании и методах обучения юридическим учебным дисциплинам. Она изучает процесс обучения на юридическом факультете вуза в целях повышения его эффективности и качества. Другими словами, как учить, какие способы деятельности использовать. Основные факторы обучения – 1) цели, определяемые государством и обществом; 2) содержание и структура юридического образования, закрепленная в ФГОС, программах ОП, учебных дисциплин и на их основе изложенные в учебных пособиях; 3) научно-методическая организация процесса обучения (формы, методы, методические приемы, средства преподавания и учения; 4) познавательные возможности студентов; 5) результаты обучения. Различные точки зрения: частная дидактика на основе одинаковых для всех принципов; специальная педагогическая наука задачи решает через специфическое содержание; собрание методических рекомендаций (технологии). Тесно связана с другими науками: психологией (учет познавательных возможностей), с юридическими науками ( разрабатывает содержание, адаптирует научные знания и включает в учебные пособия). Основная задача методики преподавания юриспруденции- изучение педагогической действительности, опыта преподавательской деятельности с целью накопления и систематизации научных знаний для понимания, объяснения, прогнозирования процессов обучения. Познавая закономерности процесса обучения юридическим наукам, методика указывает на рациональные методы и средства обучения с учетом специфики высшего юридического образования. Предмет методики - совокупность методических приемов, средств обучения праву, формирование ключевых профессиональных компетенций, соответствующей системы знаний, умений и навыков в профессиональной деятельности, позволяющие успешно преподать юридические дисциплины. Эта учебная дисциплина помогает осуществлять: -отбор содержания учебного материала юридических дисциплин, - программное и учебно-методическое сопровождение, - отбор средств обучения, системы методических приемов и организационных форм обучения. -изучение способов контроля усвоения учебного материала, организацию самостоятельной работы студентов - совершенствование методов обучения с учетом оценки их эффективности, результативности. Указанная дисциплина связана с историей и методологией юридической науки, историей юридического образования и юридической науки в России, педагогикой и психологией преподавательской деятельности в высшей школе, отдельными юридическими науками (юридическая психология, юридическая риторика и пр). В настоящее время молодые преподаватели принимают чаще интуитивно-эмпирические решения, копируя приемы опытных коллег, своих учителей. Данный учебный курс дает возможность магистрантам понять основные теоретико-педагогические проблемы, овладеть понятийным аппаратом педагогики, ориентироваться в педагогических технологиях. Однако преподавание правовых дисциплин имеет ряд особенностей, которые заметно отличают их от естественнонаучных и других гуманитарных дисциплин. Так, в отличие от них, занятия по правовым дисциплинам повышают уровень правовой грамотности и правовой культуры студентов; воспитывают уважение к закону и правопорядку; способствуют обеспечению безопасности жизнедеятельности; расширяют их кругозор; формируют правосознание; порождают правомерное поведение. Задача преподавателя-правоведа при этом не только сообщить сведения по определенной юридически важной теме, но и объяснить их, сформировать определенное отношение к ним. Важной информацией, например, является: новое в законодательстве, состояние правопорядка в стране и в отдельных регионах, правотворческая инициатива граждан на местном, муниципальном уровне и другое. Занятия по правовым дисциплинам характеризуются большей конкретностью, чем другие. В ней не должно быть преувеличений, вымышленных эпизодов, домыслов преподавателя. Характерными ее особенностями являются: глубина идейно-теоретического содержания и фактологическая точность; защита прав человека и гражданина; правдивость, т.е. полное соответствие объясняемых явлений объективной истине; доходчивость; логичность изложения. Каждое занятие по правовым дисциплинам характеризуется целенаправленным учебно-воспитательным воздействием на студентов. Главным средством воздействия при этом является организация учебного материала, состоящая, в том числе из ряда нормативно-правовых актов и исследования юридических фактов, т.е. решения конкретных ситуаций. Из этого следует, что методы обучения праву могут и должны рассматриваться как способы организации самостоятельной работы студентов, учебного материала и взаимодействия преподавателя и студента, направленные на решение образовательных и воспитательных задач с учетом приведенных особенностей. (Левитан ) Таким образом, методика преподавания права в России - результат исторического развития права и образования многих стран мира. В условиях глобализации и "болонизации" нашего высшего образования необходимо, отвечая лучшим мировым стандартам, сохранять и совершенствовать свои национальные достижения в преподавании права и образовательную культуру. Для справки Из ФГОС магистра юриспруденции 5.1. Выпускник магистратуры должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1); способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2); способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3); способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-4); компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5). 5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): в правотворческой деятельности: способностью разрабатывать нормативные правовые акты (ПК-1); в правоприменительной деятельности: способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2); в правоохранительной деятельности: готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-3); способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления (ПК-4); способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-5); способностью выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения (ПК-6); в экспертно-консультационной деятельности: способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7); способностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности (ПК-8); в организационно-управленческой деятельности: способностью принимать оптимальные управленческие решения (ПК-9); способностью воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности (ПК-10); в научно-исследовательской деятельности: способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11); в педагогической деятельности: способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12); способностью управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-13); способностью организовывать и проводить педагогические исследования (ПК-14); способностью эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15).)
«Современное высшее юридическое образование: основные характеристики» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot