Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
СОВРЕМЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Согласно целевым индикаторам Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 г.г. доля детей с ОВЗ и детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного общего образования, в общей численности детей с ОВЗ и детей инвалидов школьного возраста должна вырасти с базового значения в 30 % до 71% в 2015 году
Новые Федеральные Государственные образовательные стандарты начальной и основной школы учитывают особенности развития обучающихся с ОВЗ через создание индивидуального учебного плана обучения.
Первый вариант СФГОС (цензовый уровень)
Ребенок получает цензовое образование, сопоставимое по уровню с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки, при этом среда и рабочее место ребенка должны быть организованы в соответствии с особенностями ограничений его здоровья. Полноценное освоение первого варианта СФГОС возможно при создании условий для реализации особых образовательных потребностей, включая специальную систематическую помощь в формировании полноценной жизненной компетенции. Обязательной является подготовка педагогического и детского коллектива к включению в него ребенка с ОВЗ, способного освоить первый вариант СФГОС. Невозможность в полной мере освоить отдельный предмет школьной программы не является препятствием для выбора или продолжения освоения ребенком с ОВЗ первого варианта СФГОС.
Второй вариант СФГОС (цензовый уровень)
Ребенок получает цензовое образование, в более пролонгированные сроки, в среде сверстников со сходными проблемами здоровья. Допускается введение 1-2 учащихся с иными проблемами здоровья, но сходными возможностями в получении цензового образования в данных условиях. Среда и рабочее место организуются в соответствии с составом учащихся класса. Полноценное освоение второго варианта стандарта возможно при создании специальных условий для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей всех обучающихся детей. Второй вариант стандарта отличается от первого усилением внимания к формированию полноценной жизненной компетенции, использованию полученных знаний в повседневной жизни. В связи с неизбежной вынужденной упрощенностью среды обучения и воспитания, максимально приспособленной к особенностям детей, ограничивающей их жизненный опыт и взаимодействие со здоровыми сверстниками, предусматривается специальная работа по введению ребенка в более сложную социальную среду – поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов. Обязательной является организованная интеграция, выбор ее формы должен отвечать индивидуальным потребностям каждого учащегося.
Третий вариант СФГОС (не цензовый)
Предусматривается для детей с ОВЗ, не способных к освоению цензового уровня начального школьного образования даже в пролонгированные сроки и при наличии специальных условий обучения. Этот вариант СФГОС ориентирован на детей с умеренной умственной отсталостью или детей с множественными нарушениями развития, чьи возможности в получении образования сопоставимы с ними. Ребенок получает начальное школьное образование, по уровню соответствующее возможностям ребенка с умеренной умственной отсталостью в группе детей со сходными образовательными потребностями. Обязательной является организация специального обучения и воспитания. В структуре основной образовательной программы при неизбежном значительном редуцировании «академического» компонента кардинально расширяется область развития жизненной компетенции. В связи с вынужденной упрощенностью среды специального обучения и воспитания, максимально адаптированной к особенностям таких детей, но ограничивающей их жизненный опыт и взаимодействие со здоровыми сверстниками, предусматривается специальная работа по введению ребенка в более сложную социальную среду с целью расширения опыта контактов и максимально возможной для него социальной интеграции.
Четвертый вариант специального стандарта (индивидуальный уровень конечного результата школьного образования)
Этот вариант стандарта предусматривается для детей, в силу выраженности и тяжести проблем здоровья, находившихся до настоящего времени вне системы образования, фактически признаваемых «необучаемыми». Ребенок получает начальное школьное образование, уровень которого определяется исключительно его индивидуальными возможностями, резко ограниченными состоянием здоровья. Обязательной и единственно возможной является индивидуальная основная образовательная программа. В структуре индивидуальной основной образовательной программы при неизбежном и существенном редуцировании “академического” компонента кардинально расширяется область развития жизненной компетенции. Предусматривается специальная организация всей жизни ребенка для реализации его особых образовательных потребностей в условиях школы и дома. Программой предусматривается специальная работа по включению ребенка в детский коллектив, введение в более сложную предметную и социальную среду. Поэтапно и планомерно расширяется жизненный опыт и повседневные социальные контакты в доступных для ребенка пределах. Исключается изоляция от образовательной системы и замыкание в условиях дома или учреждения социальной защиты
Варианты СФГОС, предусмотренные для детей с ОВЗ
Категория детей с ОВЗ
Варианты СФГОС
Глухие дети
1
2
3
4
Слабослышащие дети
1
2
3
-
Слепые дети
1
2
3
4
Слабовидящие
1
2
3
-
Дети с речевыми нарушениями
1
2
3
-
Дети с двигательными нарушениями
1
2
3
4
Дети с ЗПР
1
2
3
-
Умственно отсталые дети
3
4
Дети с расстройствами аутистического спектра
1
2
3
4
СООТНОШЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ, ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ И ИНДИВИДУАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПЛАНА
Индивидуальная образовательная траектория персональный путь движения личности в направлении реализации собственного потенциала на протяжении всего периода развития, становления.
Индивидуальная образовательная программа документ, содержащий совокупность разделов, форм и способов их освоения воспитанником/обучающимся.
Индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
Структура индивидуальной образовательной программы
Единая система, состоящая из нескольких взаимосвязанных разделов:
Титульный лист программы
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ СОШ № 39
_________________
«______»__________________2013
СОГЛАСОВАНО
Председатель ПМПк
________________
«______»__________________2013
СОГЛАСОВАНО
_____________
родитель ученика МОУ СОШ №
«______»__________________2013
Индивидуальная образовательная программа
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХ,
ученика 2 класса
Срок реализации программы - 1 год (2012-2013 уч.год)
Ответственный за реализацию программы –
Пояснительная записка
1. Психолого-педагогическая характеристика обучающегося
Фамилия, имя, отчество ребенка ХХХХХХХХХХ Николай
Дата рождения «23» апреля 2002 г.
Образовательное учреждение МОУ СОШ №
Класс 2, форма обучения ____
История дошкольного развития:
Посещал дошкольное образовательное учреждение общего вида.
Домашний адрес 454085, г, ХХХХХХХХХХХ
Телефон: (351)ХХХХХХХ _____________________________________
Общее впечатление о ребенке: легко вступает в контакт, расторможен, выдает отказные реакции.
Характеристика общей осведомленности и социально-бытовой ориентировки (сведения о себе, о своей семье, ближайшем социальном окружении, уровень актуального развития) относительно ориентирован в быту и социальном окружении, недостаточно сформированы временные представления.
Характеристика особенностнй психофизического развития:
• работоспособность – снижена
• развитие крупной и мелкой моторики – в соответствии с возрастом
• зрительно-пространственная ориентация - в соответствии с возрастом
• особенности восприятия (зрительное, слухо-моторная координация, стереогноз): без особенностей
• особенности внимания: концентрация, устойчивость значительно снижены
• особенности памяти: кратковременная, долговременная в норме
• особенности мышления:
- уровень развития наглядно-действенных форм мышления: в норме
- уровень развития словесно – логического мышления: в норме
• особенности конструктивной деятельности: в соответствии с возрастом
Степень развития учебных навыков
Общая оценка состояния учебных навыков (соответствие учебных компетенций требованиям образовательных программ по предметам) недостаточный уровень сформированности учебных компетенций в рамках образовательной программы.
Математика
• Сформированность понятий числа, числовой последовательности: не усвоен состав чисел первого десятка, затруднено усвоение чисел второго десятка
• вычислительный навык: не сформирован
• навык решения задач: затруднено решение задач
• характерные ошибки: не устанавливает связь между компонентами
Чтение
• темп чтения: низкий
• способ чтения: по буквам
• понимание прочитанного: фрагментарное
• навыки работы с текстом: не сформированы
• характерные ошибки: путает буквы, с трудом осуществляет слогослияние.
Письмо (особенности графики, аккуратность, устойчивость почерка, особенности оформления работ)
• навык каллиграфического письма: снижен, зрительно- моторная координация снижена
• характер ошибок в письменной речи (при списывании, при письме под диктовку, в творческих работах) орфографические, грамматические ошибки, пропуск, замена букв
• навык орфографического письма под диктовку: письмо по слуховому восприятию затруднено
• списывание с текста: самостоятельное списывание затруднено
• выполнение грамматических заданий: не выполняет
• характерные ошибки: пропуски согласных, гласных, пропуски слогов, перестановки, слитное написание слов.
Особенности устной речи (четкость произнесения звуков, темп, плавность, запас слов, грамматическое и интонационное оформление)
Устная речь соответствует возрасту. Грамматическое оформление речи сформировано в полном объеме. Словарный запас достаточный. Темп, интонация и плавность речи без особенностей.
Трудовые умения и навыки (труд по самообслуживанию)
Трудовые навыки и навыки самообслуживания сформированы по возрасту.
Индивидуальные особенности обучения (насколько быстро усваивает новые понятия, способы действия при минимальной помощи педагога, одноклассников и др.)
• восприимчивость к помощи: принимает направляющую, в меньшей степени обучающую помощь
• способность переноса на аналогичные задания: при понимании переносит
• особенности организации деятельности, сформированность регуляторных функции:
целенаправленность нестабильная, не удерживает цель при отвлечении, импульсивен, самоконтроль снижен.
Эмоционально-поведенческие особенности (проблемы в общении, взаимоотношения с родителями, учащимися, учителями)
На основе данных психолого-педагогической диагностики и во исполнение решения психолого-медико-педагогического консилиума школы составляется
Основная цель программы - преодоление несоответствия между процессом обучения ребёнка с ОВЗ по образовательным программам начального общего образования и реальными возможностями ребенка, и сходя из структуры его нарушения, познавательных потребностей и возможностей.
Основные задачи программы:
1. формировать учебные компетенций в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта;
2. формировать психологический базис в целях полноценного освоения начального общего образования;
3. формировать и корректировать личностные в качества в целом.
Индивидуальный учебный план
Содержание программы, включающее в себя три основных блока:
образовательный компонент;
коррекционный компонент, в рамках которого излагаются направления коррекционной работы специалистов сопровождения (учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога – психолога, социального педагога, медицинского работника) с обучающимся, ее приемы, методы и формы, рекомендации выше указанных специалистов учителю и родителям.
воспитательный компонент, содержащий раздел классного руководителя с рекомендациями для родителей обучающегося.
Мониторинг достижений обучающегося, в котором конкретно сформулированы результаты реализации программы на уровне динамики показателей психического и психологического развития обучающегося и уровне сформированности ключевых компетенций.
Заключение и рекомендации, в котором формулируется обоснование внесения корректив по результатам промежуточной диагностики и заключение о реализации индивидуальной программы в целом при обсуждении данного вопроса в рамках итогового психолого-медико-педагогического консилиума в конце учебного года).
Последовательность проектирования
индивидуальной образовательной программы
1. Анализ требований ФГОС и ОП
2. Изучение результатов комплексного обследования
3. Проектирование необходимых структурных составляющих ИОП
4. Определение временных границ реализации ИОП
5. Четкое формулирование цели ИОП
6. Определение круга задач в рамках реализации ИОП
7. Определение содержания индивидуальной программы
8. Планирование форм реализации разделов индивидуальной программы
9. Планирование форм участия специалистов в реализации ИОП
10. Определение форм и критериев мониторинга динамики коррекционной работы