Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Совместная деятельность

  • 👀 4376 просмотров
  • 📌 4316 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Совместная деятельность» pdf
Тема 4. Совместная деятельность Понятие о совместной деятельности. Мотив. Виды социальных мотивов взаимодействия. Влияние людей друг на друга. Совместное взаимодействие. Признаки совместной деятельности. Структура совместной деятельности. Субъект совместной деятельности и его свойства. Модель регуляции совместной деятельности. Факторы эффективности деятельности группы. Совместная деятельность (СД) – это постепенно развивающееся активное сотрудничество, которое выражается в эффективном решении проблемы соединения взаимных усилий партнеров. По мнению А.В.Петровского, совместная деятельность взрослых, в отличие от детей, у которых основным мотивом являются положительные эмоции, осуществляет результат производства и воспроизводства объектов материальной и духовной культуры. Без совместной деятельности невозможно существование социальной группы, а значит, невозможно формирование и функционирование любого коллектива. Различают три формы организации совместной деятельности: 1) каждый участник делает свою часть общей работы независимо от другого; 2) каждый участник выполняет последовательно общую задачу; 3) одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными. Реальное существование этих форм организации зависит от условий деятельности, ее целей и содержания. Общие устремления людей могут привести к столкновениям в процессе согласования позиций. В результате люди вступают в отношения «согласиянесогласия» друг с другом. В случае согласия происходит вовлечение партнеров в СД. При этом осуществляется распределение ролей и функций между участниками взаимодействия. Эти отношения вызывают особую направленность волевых усилий у субъектов взаимодействия. Оно связано либо с уступкой, либо с завоеванием определенных позиций. Поэтому от партнеров требуются проявления взаимной терпимости, собранности, настойчивости, психологической подвижности и других волевых качеств личности, опирающихся на интеллект и высокий уровень сознания и самосознания личности. В СД активизируется контроль со стороны самих участников (самоконтроль, самопроверка, взаимный контроль, взаимная проверка), что оказывает влияние на исполнительскую часть деятельности, в том числе на скорость и точность индивидуальных и совместных действий. В то же время следует помнить: двигателем взаимодействия и СД выступает именно мотивация его участников. Битянова М.Р. выделяет несколько видов социальных мотивов взаимодействия (т.е. мотивов, по которым человек вступает во взаимодействие с другими людьми): 1) кооперация - максимизации общего выигрыша; 2) индивидуализм - максимизации собственного выигрыша; 3) конкуренция - максимизации относительного выигрыша; 4) альтруизм - максимизации выигрыша другого; 5) агрессия - минимизации выигрыша другого; 6) равенство - минимизации различий в выигрышах. Получается, что любая СД мотивирует к таким условиям взаимодействия, которые формируют дух единой команды, чувство личной причастности к результатам деятельности и положительную обратную связь по результатам команды. Осуществляемый участниками СД взаимный контроль друг за другом может привести к пересмотру индивидуальных мотивов деятельности, если имеют место значительные различия по их направленности и уровню, в результате чего индивидуальные мотивы людей начинают координироваться. В ходе этого процесса происходит постоянное согласование мыслей, чувств, отношений партнеров по СД. Оно преобразуется в различные формы влияния людей друг на друга. Одни из них побуждают партнера к действиям (приказ, просьба, предложение), другие вызывают действия партнеров (согласие или отказ), третьи вызывают на дискуссию (вопрос, рассуждение). Сама же дискуссия может происходить в форме беседы, диспута, конференции, семинара и других видов межличностных контактов. Однако выбор форм воздействия чаще продиктован функциональноролевыми взаимосвязями партнеров в совместной работе. Например, контрольная функция руководителя побуждает его к более частому использованию приказов, просьб и требующих ответов, в то время как педагогическая функция того же руководителя требует более частого использования дискуссионных форм взаимодействия. Таким образом, реализуется процесс взаимовлияния партнеров по взаимодействию. Посредством него люди «обрабатывают» друг друга, стремясь к изменению и преобразованию психических состояний, установок и, в конечном счете, поведения и психологических качеств партнеров по СД. Возникают обстоятельства, когда взаимовлияние как изменение мнений и оценок может становиться ситуативным. В результате повторяющихся изменений мнений и оценок происходит формирование устойчивых оценок и мнений, сближение которых приводит к поведенческому, эмоциональному и когнитивному единству участников взаимодействия. Это в свою очередь приводит к сближению интересов и ценностных ориентации, интеллектуальных и характерологических особенностей партнеров. Регуляторами взаимовлияний людей друг на друга являются механизмы внушения, конформности и убеждения, когда под действием мнений, отношений одного партнера изменяются мнения, отношения другого партнера. Они формируются на базе подражания, которое в отличие от внушения, конформности и убеждения не регулируют межличностные нормы мыслей и чувств. Внушение — это влияние на других людей, которое воспринимается ими неосознанно. Конформность, в отличие от внушения, представляет собой явление сознательного изменения мнений и оценок. Ситуативно и сознательно конформность позволяет поддерживать и согласовывать представления (нормы) по поводу происходящих событий в жизни и деятельности людей. События имеют различную степень значимости для тех, кто вынужден их оценивать. Убеждение же — это процесс длительного воздействия на другого человека, в ходе которого он сознательно усваивает нормы и правила поведения партнеров по взаимодействию. Сближение или изменение взаимных точек зрения и мнений затрагивает все сферы и уровни взаимодействующих людей. В условиях решения конкретных текущих задач жизни и деятельности, и особенно общения, их конвергенция-дивергенция представляет собой своеобразный регулятор межличностного взаимодействия. Если сближение оценок и мнений формирует единый «язык», групповые нормы отношений, поведения и деятельности, то их расхождение выступает в качестве движущей силы развития межличностных отношений и групп. В процессе СД взаимодействия людей могут достигнуть взаимопонимания. Но этого не всегда достаточно, нужно взаимосодействие чтобы избежать самых разнообразных межличностных конфликтов. Для достижения высокой формы взаимопонимания в процессе СД необходимо учитывать социально-психологические особенности партнеров по взаимодействию, их характерологические и темпераментные сходства и отличия. Исследования показывают, что если в СД встречаются сочетания «холерик—холерик», «сангвиник—сангвиник» и «флегматик—сангвиник», то эти пары являются взаимоотвергающими друг друга. Если пара типа «флегматик—флегматик», то взаимные отрицания отсутствуют, присутствует полное взаимопонимание. Более широкий диапазон сочетаний с другими типами темперамента имеют меланхолики, которые устойчиво сохраняют межличностную привлекательность к себе подобным, с флегматиками и сангвиниками. Сочетание же меланхолика с холериком встречается только один раз: холерики в силу своей раздражительности, «безудержности» плохо уживаются (несовместимы) с меланхоликами и другими холериками, а меланхолики лучше совместимы с флегматиками и сангвиниками [1,C114117]. Таким образом, совместное взаимодействие — сложный многоэтапный и многогранный процесс, в ходе которого осуществляются общение, восприятие, взаимоотношения, взаимовлияние и взаимопонимание людей. Признаки СД. Это отличительные особенности как целостного, так и относительно самостоятельного феномена [4, С.137-137]. К основным признакам СД относится наличие: 1) единой цели для участников, включенных в деятельность; 2) общей мотивации; 3) объединения, совмещения или сопряжения индивидуальных деятельностей (и индивида), понимаемых как образование единого целого; 4) разделения функционально единого процесса деятельности связанные операции и их на отдельные распределения между участниками; 5) согласования индивидуальных деятельностей участников, что предусматривает строгую последовательность операций в соответствии с заранее определенной программой; 6) управления — важнейшего признака и атрибута СД; 7)единого конечного результата (совокупного продукта); 8) единого пространства и одновременности выполнения индивидуальных деятельностей разными людьми. Психологическая структура СД состоит из таких составляющих, как: общие цели, мотивы, действия и результаты. Общая цель СД – это центральный компонент ее структуры. Цель - это идеально представленный общий результат, к которому стремится общность индивидов (групповой субъект). Общая цель может распадаться на более частные и конкретные задачи, поэтапное решение которых приближает коллективного субъекта к цели. Обязательным компонентом психологической структуры СД является общий мотив (т.е. непосредственная побудительная сила), побуждающий общность индивидов к СД. Следующий компонент СД — совместные действия, т.е. такие ее элементы, которые направлены на выполнение текущих (оперативных и достаточно простых) задач СД. Структуру СД завершает общий результат, полученный ее участниками. В СД, как правило, используется несколько наиболее типичных стратегий поведения ее участников по отношению к партнерам [4,С.138139]: а) содействие как результативная помощь другим, активное способствование достижению общих целей СД; б) противодействие достижению целей другими участниками СД, совершение несогласованных с ними действий, идущих в противовес желаниям, мнениям, поведению партнеров по взаимодействию; в) уклонение от взаимодействия, т.е. активный уход, избегание взаимодействия с партнерами даже в тех случаях, когда ситуация и обстоятельства не только способствуют, но и требуют взаимодействия участников СД для достижения общих целей. Исследователи выделяют ряд социально-психологических типов взаимодействия. 1. Сотрудничество: оба партнера по взаимодействию активно помогают друг другу, активно способствуют достижению индивидуальных целей каждого и общих целей СД. 2. Противоборство: оба партнера противодействуют друг другу и препятствуют достижению индивидуальных целей каждого. 3. Уклонение от взаимодействия, т.е. оба партнера стараются избегать активного сотрудничества. 4.. Однонаправленное содействие, когда один из участников СД способствует достижению индивидуальных целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с ним. 5. Однонаправленное противодействие, препятствует достижению целей т.е. один другого, а второй из партнеров уклоняется от взаимодействия с первым. 6. Контрастное взаимодействие: один из участников старается содействовать другому, а второй прибегает к стратегии активного противодействия первому (в подобных ситуациях такое противодействие может маскироваться в той или иной форме). 7. Компромиссное взаимодействие, когда оба партнера проявляют отдельные элементы как содействия, так и противодействия. Основные признаки СД и свойства субъекта СД тесно взаимосвязаны между собой. Среди основных характеристик субъекта СД целенаправленность, мотивированность, уровень выделяют целостности, структурированность, согласованность, организованность (управляемость), результативность (продуктивность), пространственные и временные особенности условий жизнедеятельности [4,C.138-140]. Целенаправленность группового субъекта деятельности представляет стремление к основной цели. Мотивированность как свойство группового субъекта деятельности характеризует активное, заинтересованное и действенное отношение (побуждение) к совместной деятельности. Целостность (или интегрированностью) СД - это внутреннее единство составляющих его элементов. Целостность оценивается совокупностью следующих параметров: плотность функциональных связей между его членами, показателями которой выступают частота и интенсивность контактов между ними; уровень функциональной взаимосвязанности; отношение числа совместно выполняемых функций к общему их числу; тип целостности коллективного субъекта, проявляющийся в характере доминирующих связей между членами коллектива. Важным свойством СД является его структурированность, которая означает четкость и строгость взаимного распределения функций, задач, прав, обязанностей определенность и его структурированности распределения ответственности структуры. могут функций между членами Эмпирическими выступать (взаимное коллектива, показателями доминирующие дополнение, способы подстраховка, дублирование), способы принятия ответственности за выполнение функций в коллективе (концентрация, распределение, диффузия ответственности), характеристики делового взаимовлияния и др. Согласованность представляет собой гармоничное сочетание участников группы, взаимную обусловленность их действий. Параметром согласованности является тип или характер согласования (соотношения) действий членов группы, который может оцениваться с помощью следующих показателей: доминирующих способов разрешения разногласий и противоречий, ведущей "зоны" согласования действий участников группы, уровня конфликтности и типичных способов поведения ее участников в конфликтных ситуациях и т.п. Организованность означает упорядоченность, собранность, подчиненность определенному порядку выполнения СД, способность действовать точно, в соответствии с заранее установленным планом (планомерность). Интегральным свойством СД является его результативность, характеризующая способность достигать позитивного итога. Разграничение таких понятий, как "деятельность" и "взаимодействие", не случайно. Они выступают вместе в СД и взаимообусловливают друг друга. В.Е.Смирнов в своей работе "Психология юнощеского возраста" отмечал: "Для членов группы, производящих какое-либо совместное действие, всегда имеются две стороны: стимуляция со стороны самой работы и стимуляция, исходящая от других". В СД выделяют два аспекта: а) собственно предметную деятельность; б) совокупность процессов, устанавливающих различные связи и зависимости между людьми в процессе этой деятельности или общения. Это и подтверждает факт разделения условий деятельности и взаимодействия. Й.Лингард выделяет две обратные связи: собственно-обратную связь об индивидуальной деятельности и социально-обратную связь, обусловленную взаимодействием между индивидами. Обратная связь — это один из важнейших компонентов регуляции любой биологической и социальной системы. Если при действии человека с орудием и объектом труда практическая деятельность немыслима без обратной связи, то в условиях взаимодействия большего числа людей система обратной связи усложняется. В зависимости от этого Курт Бак выделяет два типа коммуникаций: а) направленных на отношения, т.е. взаимодействия; б) направленных на действия и деятельность. Р.Бейлз выделяет в СД область эмоций и область решения задач. Область эмоций характеризуется наличием таких форм речевых и поведенческих реакций, которые в большей мере направлены не на саму деятельность (решение задач), а на взаимодействие (межличностные отношения). Эти реакции имеют эмоциональную, субъективную окраску, характеризуют степень удовлетворенности СД. Другое дело — область решения задач. Эта фаза связана с выдвижением гипотез, их обсуждением и принятием решений. Выбор способа решения, в свою очередь, связан с определенными эмоциональными переживаниями участников групповой деятельности. Модель регуляции совместной деятельности. По мнению Н.И. Шевандрина регуляцию процесса СД можно построить в виде модели, которая представляет собой систему, где центральным блоком являются условия деятельности и взаимодействия, от которых зависит эффективность СД. (Табл.4) Т абл.4 Модель регуляции совместной деятельности Эффективность совместной деятельности Уровни характеристик личностных Срабатываемость, совместимость и характер межличностных отношений Возрастно-половые особенности Внешняя и внутренняя мотивация отдельно каждого члена группы и группы в целом Степень подобия партнеров -личностным характеристикам, в (степень однородности и том числе по ценностным разнородности группы) по: ориентациям (первый уровень) -мнениям, оценкам, установкам (второй уровень) Условия деятельности и 1.специфика и сложность задач; взаимодействия(нормальные, 2. время совместной деятельности; т.е.фоновые и экстремальные): 3. количество членов группы; 4. взаимосвязанность между членами группы: -первичная (заданная из вне) Степень изолированности и -вторичная (обусловленная автономности группы возникшими отношениями) 5. функциональная структура группы: -первичная ( заданная из вне) -вторичная (возникшая в результате взаимодействия) Эффективность СД любой группы зависит от многих факторов, а также и от условий, в которых она протекает. Это могут быть спокойная деловая обстановка, отсутствие давления извне или стрессовые условия, когда группа работает в экстремальной ситуации. Одним из важнейший факторов, определяющих эффективность СД группы, является специфика и сложность задач. Это внегрупповой фактор, он задается извне и определяет содержание СД. Сложность задачи зависит не только от того, какие психические процессы и функции вовлекаются в деятельность (сенсорно-перцептивные, мнемические, логические), но и от того, как часто выполняются действия и вырабатываются навыки — нормы взаимодействия с орудием и объектом труда. Время совместной взаимодействия людей работы. время При официальной оценивается как фактор организации объективной необходимости для СД. Время же взаимодействия при неофициальных отношениях определяется внутренними потребностями каждого из участников общения. Время совместной работы и совместного проживания это не только условие проверки прочности отношений, но и, - фактор формирования индивидуально-личностных, характерологических особенностей взаимодействующих людей. Количественный состав групп в условиях официальных отношений (например, учебная деятельность) определяется извне и имеет определенное значение для регуляции эффективности групповой деятельности. Но при этом необходимо соотносить специфику деятельности группы, сложность решаемых задач с реальной численностью. Соотношение количества членов группы и эффективности ее работы имеет криволинейную зависимость. В проявлении этого фактора следует различать пороговые значения численности группы: а) нижний порог — это число лиц, способных справиться с общей задачей; б) верхний порог — это число лиц, эффективно справляющихся с заданием, но которое может быть незначительно сокращено без видимого ущерба. Взаимосвязанность является одним из основных факторов, влияющих на взаимодействия в группе. При этом под взаимодействием надо понимать такую систему действий участников, когда действия одного обусловливают определенные действия других людей. Степень взаимосвязанности определяется тем, каков характер взаимодействия между индивидами: официальный или неофициальный. В официальной организации принцип взаимосвязанности межличностные не зависит от взаимоотношения желания не людей. являются Неофициальные заданными, они регулируются самими участниками общения. Малая взаимосвязанность предоставляет большие возможности для самостоятельной работы при СД. По мере усиления взаимной связанности возможности самостоятельных действий уменьшаются, но одновременно усиливается роль общегрупповых достижений. Более того, увеличение взаимосвязанности усиливает значение руководителя. На эффективность СД группы также влияют и такие факторы, как (См. выше Табл.4): - мера автономности группы, которая выражаться в характере поведения ее в конфликтной ситуации; - характер мотивации каждого члена группы и всей группы в целом (выделяют внутреннюю и внешнюю мотивацию); - уровень индивидуальных (нейродинамические, психомоторные, характеристик членов интеллектуальные, группы социально- психологические особенности людей); - однородность-разнородность группы - степень подобия между людьми в группе; соотношение мнений, оценок и отношений в группе. Из всего этого следует, что в регуляции эффективности групповой деятельности участвуют самые разные системы факторов: а) внегрупповые (физические и социальные); б) внутригрупповые (нормы, межличностные отношения, исходные и результативные); в) внеличностные (однородность-разнородность по индивидуально- психологическим параметрам); г) внутриличностные (индивидуально-психологические особенности членов группы, их состояния, исходные мнения, оценки и отношения). Фактором, связывающим все перечисленные системы, является фактор общественной значимости СД группы людей. Итак, совместная деятельность представляет собой единство всех членов группы по месту, времени и действию, все участники СД объединены общей целью ее осуществления, т.е. индивидуальные цели каждого совпадают, и групповая цель является целью каждого участника. СД предполагает наличие заданной сетки обязанностей членов группы. Она предполагает наличие связей ее участников между собой, их взаимозависимость в процессе деятельности. Эти связи существуют в форме вербальных контактов, обмена действиями и оценками. Литература: 1. Андреева, Г. М. Социальная психология: учебник для вузов / Г. М. Андреева. – 5-е изд, испр. и доп. – М. :Аспект Пресс, 2008. – 265 с. 2. Гуревич, П. С.Психология [Электрон. ресурс]. Учебник-М.: Юнити- Дана, 2012. - 320 с.-http://www.biblioclub.ru/book/118130/3. Социальная психология : учебник для студентов вузов [Электронный ресурс] / под ред. А. М. Столяренко. - 2-е изд., доп. - Электрон.дан. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2011. 4. Шевандрин, Н. И. Социальная психология в образовании [Текст] /Н. И. Шевандрин. – M. : ВЛАДОС, 1995. – 544с.
«Совместная деятельность» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Не знаешь, как приступить к заданию?
За 5 минут найдем эксперта и проконсультируем по заданию.

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций