Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
10.09.2016 – лекция № 1
Совершенствование высшего образования
Болонский процесс начался в 1999 году, в Болонье (Италия), с подписания декларации.
Основные положения Болонского процесса
Общественно-политические, экономические и социальные преобразования, произошедшие в нашей стране в последние десятилетия, привели к существенным изменениям и в сфере высшего образования, стране требуются современно новые специалисты:
• обладающие опытом творческой деятельности;
• умеющими пользоваться новыми информационными технологиями;
• умениями прогнозировать в последствии своей деятельности;
• умениями организаторской и управленческой деятельности.
Специалисты должны быть:
• коммуникабельными;
• ответственными;
• готовыми к межличностному и межкультурному сотрудничеству, как в нашей стране, так и за рубежом;
• владеть иностранным языком;
• обладать высокой культурой.
Будущий преподаватель должен обладать:
• профессиональными компетенциями (знания, навыки, умения);
• умением вести вольную исследовательскую работу;
• обладать умениями и серьёзными знаниями по психологии;
• педагогикой;
• дидактикой;
• современными образовательными технологиями.
Основные положения Болонской декларации
1) Трехступенчатая система образования:
1. бакалавриат (академический и прикладной);
2. магистратура;
3. аспирантура.
Специалитет сохранился во многих ВУЗах страны.
2) Создание единого Европейского пространства высшего образования (любой человек может получить образование в любой стране);
3) Признание дипломов всех европейских ВУЗов;
4) Создание единой Европейской системы переводных, зачетных единиц/кредитов (для бакалавров180-240 кредитов/единиц/баллов);
5) Повышение мобильности студентов, преподавателей и научных работников. Мобильность предполагает частичное обучение в Европейских ВУЗах-партнерах, с последующим признанием времени обучения в зарубежном ВУЗе. Для студентов мобильность предполагает также доступ к сопутствующим услугам в принимающем ВУЗе.
Компетентностный подход – метод моделирования результатов обучения и их представления как норм качества высшего образования.
Кометентностная модель представляет собой определенный набор компетенций, которым должен обладать выпускник ВУЗа для выполнения конкретных заданий.
Бакалавриат
Студент получает степень бакалавра, если он овладевает:
1. знаниями основ историей собственной дисциплины;
2. способность логично и последовательно представить основные знания, навыки и умения;
3. способность контекстуализировать новую информацию и дать её толкование;
4. пониманием общей структуры дисциплины;
5. способность использовать методы критического анализа и развития теории;
6. способность правильно использовать методы и техники дисциплины;
7. способность оценивать качество исследований в данной предметной области;
8. способность понимать результаты экспериментальных проверок научных терминов.
Цель бакалавриата:
Подготовка высококвалифицированных специалистов (рядовые сотрудники), которые могут занимать должности, связанные с осуществлением исполнительских функций в производственной или социально-экономической сфере
Выпускник второго цикла обучения должен (магистрант):
1. владеть в своей области новейшими методами и техниками исследования;
2. знать новейшие теории и их интерпретации;
3. критически осмысливать развитие теории и практики;
4. владеть методами независимого исследования;
5. быть в состоянии внести оригинальный вклад в дисциплину в рамках квалификационной работы.
Главная задача обучения в аспирантуре:
• подготовка и воспитание личности, способной создать интеллектуальную собственность и нематериальные активы;
• генерировать и разрешать проблемы и задачи глобального характера, способные вывести страну на передовой уровень;
• создание новых поколений наукоемкой продукции востребованной мировым сообществом.
Аспирант должен:
Владеть методами и приемами концептуального мышления, позволяющими создавать не только новые (отличное от старого), а принципиально новое.
Именно концептуальное мышление позволяет поднять на новый уровень абстракции в представлении проблем, задач, который должен решать аспирант.
Аспирант должен уметь сотрудничать с другими людьми и коллективом, для внедрения идей и разработок, владеть иностранными языками, владеть психолого-педагогическими компетенциями, для внедрения идей и разработок и процессуальной стороной обучения (преподавание и учение).
Инновации в системе образования – продукт осознанной, целенаправленной, междисциплинарной деятельности. Вместе с социальной, научно-техническими революциями человеческое общество вступило в эру «Быстрого» развития.
Два типа инновационного процесса в области образования:
Первый тип: инновации происходящие в жизни людей в значительной мере стихийно. Эти инновации связаны с научной рефлексией(анализ собственно себя в коллективе), с полнотой научного обоснования. Часть инновационного процесса происходящего на эмпирической основе под воздействием ситуативных требований, но это не умаляет их значимости.
Второй тип: продукт осознанной, целенаправленной, междисциплинарной деятельности. Продукт этой деятельности называется инновационным образованием (инновационное обучение).
Изменение позиций традиционной педагогической деятельности:
1. переход от предметноцентистских целей к личностно-ориентированным целям;
2. смена мотивов и смыслов от непререкаемых авторитетов-преподавателей, а к установке на солидарность совместной деятельности;
3. изменение форм взаимодействия учитель – учащийся;
4. изменение, смена организации отношений от сотрудничества к взаимодействию учащийся – учащийся;
5. изменение характера учебных задач с выдвижением на передний план ведущих, творческих и продуктивных задач, определяющих смысловое поле репродуктивных задач.
Главные принципы инновационного обучения:
1. Предвосхищающее образование (не опираясь ни на какие данные) (в отношении к будущему) при этом Джордж Боткин предупреждает от смещения способностей к предвосхищению прогнозирования.
В педагогической литературе выделяют 4 группы ценностей:
◦ нравственные качества личности;
◦ социально-нравственные явления, принимающиеся как ценность;
◦ интеллектуально-культурные ценности;
◦ эстетические ценности.
2. Развитие интуитивного мышления учащегося. Интуиция – умение, возникающее без осознанных путей и условий его получения. Это достижение истины путем прямого ее усмотрения без опознавания с помощью доказательств, интуитивное мышление - педагогический прием, ставящий по главу угла ценности при создании планов на будущее.
3. Активность учащегося. Он должен выступать как субъект учения в общении, в ситуации сотрудничества. Новый тип общения в процессе обучения, который побуждает, поощряет студента проявить инициативу, самостоятельность, ставить цели при решении задач, особенно при совместной работе с преподавателем в сотрудничестве, при этом используется демократический стиль общения. Межличностные и межгрупповые отношения, способствуют к снижению конфликта, сотрудничество исключает соперничество.
4. Личностно-ориентированная позиция учащегося. Ученые-педагоги, разрабатывают инновационное обучение, предлагают заменить двумя формами обучения развивающую и воспитывающую на личностно-ориентированный (по Боткину). Преобладание взаимоконтроля и самоконтроля.
Современные тенденции развития высшего образования
1. демократизация высшего образования (общедоступность);
2. индивидуализация обучения и индивидуальный тип труда студента, индивидуализация – способы и методы, приема организации подхода к студентам;
3. непрерывное образование и самообразование;
4. дистанционное обучение.