Соотношение требований государства и рынка
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
МСХД 2019 магистратура
Лекция 1
Соотношение требований государства и рынка
Требования государства,
общественности и других
заинтересованных сторон
учет
Система государственного управления
(административная составляющая)
необходимый
требования минимум мероприятий
по соблюдению
требований
Субъект хозяйственной
деятельности
требования рынка максимальное соответствие
к продукции, требованиям рынка
производству и услугам
Рынок
- отслеживание государством рыночных требований по соблюдению качества, организации систем управления и т.п.
Международный стандарт
Международный стандарт (в узком смысле) - стандарт, принятый международной организацией.
Международный стандарт (в широком смысле) – оформленное требование государственных и негосударственных международных организаций, международных и национальных правовых актов, накладывающий определенные ограничения и диктующий условия выпуска и обращения продукции, а также предоставления услуг.
ПРИЗНАКИ МЕЖДУНАРОДНОГО СТАНДАРТА
Принимается международной правительственной или неправительственной организацией по установленной процедуре. В отдельных случаях в качестве международного стандарта могут приниматься стандарты отдельных стран, авторитетных саморегулируемых организаций, институтов, ассоциаций и т.п.
Принят в документированной форме.
Доброволен для принятия отдельными субъектами хозяйственной деятельности.
Предусматривает процедуру подтверждения соответствия требованиям стандарта.
Другие.
Основные причины необходимости соответствия международным стандартам
МИКРОУРОВЕНЬ
1. Повышение конкурентоспособности
2. Завоевание рыночной позиции.
3. Улучшение имиджа предприятия/организации.
4. Соответствие требованиям стейкхолдеров.
5. Подготовленность к изменению требований
национального и международного права.
МАКРОУРОВЕНЬ
1. Повышение конкурентоспособности национальной
экономики и степени ее интеграции в мировое хозяйство.
2. Создание условий для ликвидации технических барьеров в торговле.
3. Изменение баланса «весов» административно-правового и экономического механизмов управления.
4. Введение новых критериев оценки эффективности государственного и негосударственного управления
(качество и др.).
5. Создание социально- и экологически ориентированных
систем управления на микроуровне.
6. Развитие государственно-частного партнерства.
Практическое задание 1:
1. Определите место стандартов в правовой системе.
2. Определите место международных стандартов в правовой системе.
3. Какое взаимодействие международных стандартов и локальных нормативных актов усматривается из схемы (стр.1).
4. Причины изучения международных стандартов в правовых дисциплинах.
Международные стандарты, техническое регулирование и требования ВТО
ПРАВОВОЙ БАЗИС ДЛЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МС В КАЧЕСТВЕ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА
Ст.2 п.4 Соглашения по техническим барьерам в торговле (ТБТ) ВТО
Ст.2 п.2 Соглашения по техническим ТБТ ВТО
В том случае, если возникает потребность в технических регламентах, и существуют соответствующие международные стандарты или завершается их разработка, члены используют их или их соответствующие разделы в качестве основы для своих технических регламентов, за исключением случаев, когда подобные международные стандарты или их соответствующие разделы были бы неэффективными или неподходящими средствами для достижения поставленных законных целей, например, вследствие существенных климатических или географических факторов или существенных технических проблем
Законные цели, ограничивающие применение международных стандартов и технических регламентов, созданных на их основе:
требования национальной безопасности; предотвращение обманной практики; защита здоровья или безопасности людей, жизни или здоровья животных или растений;
охрана окружающей среды.
При оценке подобных рисков учитываются такие факторы как, в том числе, имеющаяся научная и техническая информация, соответствующая технология или предполагаемое конечное исполь-зование товаров.
КЛЮЧЕВЫЕ ВОПРОСЫ ПО АНАЛИЗУ МС
Совместим ли технический регламент с международными стандартами? Если нет, то почему?
Совместим ли технический регламент с международными обязательствами?
Сформулирован ли технический регламент таким образом, что он минимизирует ограничения для фирм на вхождение в рынок и выход из рынка?
ВАРИАНТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МС В КАЧЕСТВЕ
ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА
Полное заимствование
Частичное
заимствование
Гармонизация
Преодоление технических барьеров в торговле за счет принятия технических регламентов
Некоторые положения Соглашения по ТБТ Всемирной торговой организации
ФЗ «О техническом регулировании»
2.1. Члены (центральные правительственные органы) обеспечивают применительно к техническим регламентам, чтобы товарам, импортируемым с территории любого члена, предоставлялся режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставляется подобным товарам национального происхождения и подобным товарам, происходящим из любой другой страны.
2.7. Члены благожелательно рассматривают возможность принятия в качестве эквивалентных технических регламентов других членов, даже если такие регламенты отличаются от их собственных, при условии, что они удостоверятся, что эти регламенты адекватно обеспечивают достижения целей, их собственных регламентов.
Статьи 3, 7(п.6)
2.2. Члены обеспечивают, чтобы технические регламенты не разрабатывались, не принимались или не применялись таким образом, чтобы создавать или приводить к созданию излишних препятствий в международной торговле. С этой целью технические регламенты не оказывают на торговлю более ограничивающее воздействие, чем это необходимо для достижения законных целей, с учетом рисков, которые возникали бы, когда такие цели не достигаются. Такими законными целями являются, в том числе:
- требования национальной безопасности; предотвращение обманной практики; защита здоровья или безопасности людей, жизни или здоровья животных или растений, или
- охрана окружающей среды. При оценке подобных рисков учитываются такие факторы как, в том числе, имеющаяся научная и техническая информация, соответствующая технология или предполагаемое конечное использование товаров.
Статьи 6 (п.1 и 2),
7 (п. 2 и 3)
2.4. В том случае, если возникает потребность в технических регламентах, и существуют соответствующие международные стандарты или завершается их разработка, члены используют их или их соответствующие разделы в качестве основы для своих технических регламентов, за исключением случаев, когда подобные международные стандарты или их соответствующие разделы были бы неэффективными или неподходящими средствами для достижения поставленных законных целей, например, вследствие существенных климатических или географических факторов или существенных технических проблем.
Статьи 7 (п. 8 и 9), 12
2.8. Когда это возможно, члены принимают технические регламенты, основанные, прежде всего на требованиях к характеристикам товара, а не на требованиях к его конструкции или описании.
Статья 7 (п.4)
Члены ВТО должны обеспечивать признание центральными правительственными органами по стандартизации «Кодекса добросовестной практики применительно к разработке, принятию и применению стандартов».
Эволюция международного стандарта
Этап
Организация
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
РЫНОЧНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В УРЕГУЛИРОВАНИИ КОНКРЕНТНЫХ СТОРОН ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Национальный стандарт разрабатывается национальным органом по стандартизации (НОС).
АНАЛИЗ НАЦИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
Международная организация по стандартизации (МОС)
РАЗРАБОТКА И ПРИНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СТАНДАРТА
МОС с участием заинтересованных сторон
СОЗДАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ И НАЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ
ПРИМЕНЕНИЯ СТАНДРАТА
МОС, национальный орган по стандартизации и сертификации (техническому регулированию), международные и национальные саморегулируемые организации (СРО), коммерческие организации
ФОРМИРОВАНИЕ РЫНКА
УСЛУГ
СРО, коммерческие организации (нормативное правовое регулирование деятельности которых осуществляет государство)
ПРИНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО
СТАНДАРТА В КАЧЕСТВЕ
НАЦИОНАЛЬНОГО (В РФ - В ФОРМЕ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА)
Национальный орган по стандартизации (техническому регулированию)
АНАЛИЗ ПРАКТИКИ
ПРИМЕНЕНИЯ СТАНДАРТА
МОС с участием заинтересованных сторон
РАЗРАБОТКА НОВОЙ ВЕРСИИ СТАНДАРТА (СООТВЕСТВУЮЩЕЙ УРОВНЮ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ И ПОТРЕБНОСТЯМ РЫНКА)
МОС
Характеристика деятельности некоторых международных организаций по стандартизации
НАЗВАНИЕ
ОРГАНИЗАЦИИ
ЦЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ИСО - Международная организация по стандартизации
Содействие развитию стандартизации в мировом масштабе для облегчения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности.
1. Гармонизация во всемирном масштабе стандартов и связанных с ними областей.
2. Разработка и публикация международных стандартов.
3. Информационная функция.
4. Сотрудничество с международными организациями по вопросам стандартизации и смежных с ней областей.
МЭК - Международная электротехническая комиссия
Содействие международному сотрудничеству в решении вопросов стандартизации и смежных с ней проблем в области электротехники и электроники.
1. Разработка международных стандартов.
МОЗМ - Международная организация законодательной метрологии
Международное согласование деятельности национальных метрологических служб по обеспечению сопоставимости, корректности и точности результатов измерений.
1. Установление единых методов нормирования метрологических характеристик средств измерений (СИ).
2. Гармонизация процедур поверки и аттестации СИ и обеспечение применения унифицированных единиц измерения.
3. Разработки по стандартизации организации метрологических служб, их формирования и функционирования.
ЕОК - Европейская организация по качеству
Комплексные работы по применению практических методов и теоретических принципов управления качеством.
1. Изучение проблем качества, разработка руководящих документов и научная деятельность.
ЕОИС - Европейская организация по испытаниям и сертификации
Определение политики по всем аспектам деятельности в области оценки соответствия продукции и систем качества стандартам.
1. Стимулирование, управление системами сертификации, организация заключения договоров о взаимном признании.
2. Оценка степени соответствия стандартов.
ИЛАК - Международная организация по аккредитации испытательных лабораторий
Создание системы по обмену информацией в области оценки качества испытаний и аккредитации испытательных лабораторий (ИЛ).
2. Содействие взаимному признанию результатов испытаний в национальных лабораториях через принятие соглашений по признанию систем аккредитации.
1. Разработка документации (соглашений) по признанию протоколов, сертификатов, национальных систем аккредитации ИЛ, качеству испытаний.
2. Информационная функция.
СЕН - Европейский комитет по стандартизации
Устранение в рамках ЕС технических барьеров, связанных с различием национальных стандартов (в т.ч. по нормам техники безопасности, охране здоровья и окружающей среды).
1. Гармонизация стандартов стран - членов СЕН и информационная поддержка.
2. Сотрудничество с правительс-твенными, научно-техническими и экономическими организациями по вопросам стандартизации.
Комиссия
“Кодекс Алиментариус”
Ограждение потребителя от опасных для здоровья продуктов и от мошенничества, обеспечение выполнения справедливых норм по торгов-ле пищевыми продуктами.
1. Координация работ по стандартизации.
2. Руководство деятельности по созданию проектов стандартов.
3. Содействие распространению опыта.
АSME – Американское общество инженеров-механиков
Разработка норм и стандартов, носящих справочно-рекомендательный характер.
1. Принятие справочных стандартов по надежности и проектированию технических систем.
2. Разработка рекомендаций для международных организаций по стандартизации.
АSTM – Американское общество по испытаниям и материалам
1. Разработка норм и стандартов, носящих справочно-рекомендательный характер.
2. Исследование практических вопросов применения стандартов.
1. Создание нормативно-методической документации по испытаниям материалов, элементов конструкций и деталей машин на конструкционную надежность.
Врезка 1.1.
Нормативные правовые основы деятельности Международной организации по стандартизации (ИСО)
ИСО – международная организация по стандартизации имеет специальный статус при ООН и создана в октябре 1946 г.
При создании ИСО принималась во внимание деятельность ранее существовавших международных организаций, занимавшихся сотрудничеством в области стандартизации, например, Федерации национальных ассоциаций по стандартизации (ИСА, создана в 1926 г.).
Устав ИСО, определивший статус организации, ее структуру, функции основных органов и методы их работы, был принят На заседании Генеральной ассамблеи ООН.
В ИСО установлены два вида членства – комитеты-члены и члены-корресподенты. Комитетами-членами являются национальными организациями по стандартизации (интересы Российской Федерации в ИСО представляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии).
Органами ИСО являются: Генеральная ассамблея, Совет, Комитеты совета, Технические комитеты и Центральный секретариат. Высшим органом ИСО является Генеральная ассамблея.
Каждая страна вправе применять стандарты ИСО целиком, отдельными разделами или вообще не применять.
Несмотря на то, что стандарты, принятые ИСО, являются добровольными, они стали настолько общеупотребимыми (особенно серии ИСО 9000 и ИСО 14000), что субъекты хозяйственной деятельности рассматривают их требования как де-факто обязательные.