Сократ и сократические школы
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 3
Античная философия
Сократ и сократические школы
Не брал деньги за просвещение, был казнен в возрасте 70 лет, не видел смысла писать, это делали его ученики.
Взгляды: власть должна принадлежать компетентным людям, жизнь после смерти, влияние орфизма(равнодушие к смерти), предвосхищение стоиков(высшим добром является добродетель и что человек не может быть лишен добродетели в силу внешних причин) ,предвосхищение киников(презрение к земным благам).
Интересовала этика: этический рационализм, анализ добродетелей.
Методы, используемые Сократом:
• Диалектика (Зенон первый в этом направлении), основной метод.
• Метемпсихоз (припоминание), душа бессмертна и знает мир
• Майевтика (родовспоможение)
• Сократическая ирония
Основные добродетели :
• умеренность (знание, как обуздывать страсти)
• храбрость (знание, как преодолевать опасности)
• справедливость (знание, как соблюдать законы божественные и человеческие)
Сократ занимается трактовкой проблем, которые существуют в обществе.
Школы
• Мегарская - объединение учения о высшем благе Сократа с учением о едином и неподвижном бытии элейцев, благо, добро – едино, единое добро не возникает, не уничтожается, оно неподвижно, подобно себе и себе тождественно
• Элидо-эритрейская - родственны Мегарской, мало сведений
• Киренская - Аристипп признает существование вне сознания человека вещей, вызывающих ощущения. Однако вещи сами по себе, согласно его учению, непознаваемы, людям доступны только ощущения .Неприятные ощущения, цель которых страдание – зло. Приятные ощущения, цель которых – удовольствие - благо.
• Киническая -принцип абсолютного логического тождества: противоречие неосуществимо в суждениях, ибо о каждом субъекте можно утверждать только то, что он есть этот субъект; никакой другой предикат к нему не приложим
Схоларх – руководитель школы. Основной метод- диспут, который потом превратился в философское рассуждение.
Тексты Платона были утеряны, откуда знания о нем? Неоплатоники брали за начало мысли Платона и развивали их, большое влияние на становление христианства. В Византии Фотий приказал переписать тексты Платона, что помогло сохранить их и сравнивать. Арабские мыслители вывезли часть текстов и изучали их. Возникают споры касаемо написанных текстов Платона. Платон интересуется теми же вопросами, что и Сократ, задается вопросом государства, как приумножить добродетель государством. Мудрость – высшая добродетель. Пишет трактат о законах, где рассказывается, если люди не знают, как жить правильно, то их нужно заставить, власть покоится на силе, сделать так, чтобы люди подчинились.