Содержательные и методические основы инклюзивного обучения детей с нарушением слуха
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pptx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Инклюзивное образование детей
школьного возраст а.
Содерж ательны е и методические
основы инклюзивного обучения
детей с нарушением слуха.
• На лекции будут рассмотрены вопросы
организации инклюзивного обучения
детей с нарушением слуха.
• На самостоятельное изучение
классиф икация нарушений слуха
(причины нарушений,
особенност и).
Организации инклюзивного обучения детей
с нарушением слуха.
Восприят ие уст ной речи
Три способа:
• слухо-зрительный,
• слуховой,
• зрительный.
Наиболее полноценный слухо-зрительный способ, когда
ребенок видит лицо и губы говорящего и «слышит» его с
помощью слухового аппарата/ кохлеарного имплантата.
Познавательная деятельност ь
Зрительное восприятие имеет меньший объем,
замедленный темп, отличается неточностью;
Вним ание характеризуется трудностями распределения,
переключения;
Образная пам ять развита лучше, чем словесная;
Мыслительные операции анализа преобладают над
синтезом.
Пост упление в школу
Зависит от различны х уровней психического и
речевого развит ия:
Это зависит от степени снижения слуха, времени его
возникновения, адекватности медицинской реабилитации
(коррекции слуха), наличия своевременной,
систематической, квалифицированной психологопедагогической помощи и, конечно, от особенностей
воспитания ребенка в семье.
В сурдопедагогике вы делены основны е
особенност и речевого развит ия глухих
и слабослы шащих обучающихся:
• на уровне продуцирования — нарушения произношения;
недостаточное усвоение звукового состава слов, что проявляется в
ошибках при их произнесении и написании;
• на лексическом уровне — ограниченный словарный запас,
неточное понимание и неправильное употребление слов, зачастую
связанное с неполным овладением контекстным значением;
• на граммат ическом уровне — ошибки в грамматическом
построении речи, особенности в усвоении и воспроизведении речевых
(грамматических) конструкций;
• на синтаксическом уровне — трудности восприятия предложений
с нетрадиционным / инвертным порядком слов / словосочетаний и
ограничения в понимании читаемого текста.
Особенност и организации учебной деятельност и
• сниж енны й объ ем внимания, его недостаточная устойчивость, низкий
темп переключения и затруднения в его распределении;
• преобладание образной памят и над словесной, механического
запоминания над осмысленным;
• превалирование наглядны х ф орм мы шления над понятийными,
зависимость развития словесно-логического мышления от степени развития
речи;
• непонимание и т рудности диф ф еренциации эмоциональных
состояний окружающих, обедненность собственных эмоциональных
проявлений;
• наличие комплекса негативны х состояний — неуверенность в себе,
страх, гипертрофированная зависимость от близкого взрослого, порой
завышенная самооценка и агрессия;
• приоритет ное общение с учителем и ограничения во взаимодействии с
одноклассниками
Учёт их особы х образовательны х пот ребностей:
• в модификации учебных планов и программ, в увеличении учебного времени;
• в обучении на основе специальных методов и приемов;
• в развитии языковой способности через обучение слухо-зрительному восприятию
речи и различным видам коммуникации;
• в развитии слухового восприятия для различения речевых и неречевых звучаний и
использовании этих навыков в различных житейских и коммуникативных ситуациях;
• в полном и точном восприятии учебной и социально значимой информации;
• в пребывании в деятельностно-коммуникативной среде как условии формирования
потребности в речевом общении и овладении различными его средствами;
• в развитии и совершенствовании словесно-логического мышления и словесной
памяти;
• в развитии социальных компетенций и эмоциональной сферы.
• На основе заключения ПМПК планируется инклюзивное или интегрированное
обучения ребенка с нарушением слуха.
Решение образовательны х задач
Выстраивание для ученика с нарушенным слухом системы «обходных
путей» его обучения.
Для этого педагог отбирает адекватные задачам и возможностям
ребенка методы, приемы, средства и формы организации обучения и
использует их в необходимых сочетаниях.
Общепедагогические методы применяются в сочетании друг с другом и с
использованием специальных приемов и средств, что способствует
формированию оригинальных образовательных технологий.
Реализация их проходит с учетом основных трудностей в обучении
детей с нарушениями слуха, таких как: особенности в приеме,
переработке, хранении и использовании информации, связанные с
ограниченными возможностями слухового восприятия, своеобразием
речевого развития и спецификой развития познавательной и личностной
сферы.
От бор методов и задач обучения
• Уровень готовности ребенка с нарушенным слухом к обучению в общеобразовательной
школе;
• Эффективность сотрудничества и взаимодействия учителя с сурдопедагогом и
родителями ребёнка;
• Компетентность и готовность родителей к систематической работе с ребенком дома
во второй половине дня;
• Степень адаптации глухого/слабослышащего ученика в детском коллективе и
возможность организации партнерских взаимоотношений с одноклассниками;
• Адекватность организации рабочего пространства учителя и школьника с нарушенным
слухом;
• Необходимость решения некоторых задач коррекционной направленности в процессе
урока (стимулирования слухо-зрительного внимания; коррекции речевых ошибок и
закрепления навыков грамматически правильной речи;
• Расширение словарного запаса и пояснения слов и словосочетаний;
• Оказание специальной помощи при написании изложений, диктантов, при
составлении пересказов).
Наглядные методы
• Наиболее востребованны, особенно на начальных этапах обучения.
• В инклюзивном образовательном пространстве активизирует мыслительную и речевую
деятельность ученика с нарушенным слухом, способствует повышению его познавательной
активности в целом, формирует мотивацию общения со сверстниками, а также создает
благоприятные условия для организации партнерского взаимодействия в ученическом
коллективе.
• Наглядные методы предполагают использование пособий (натуральных объектов и их
моделей, плакатов, таблиц, схем, картин и т.д.), демонстрацию приборов, опытов, кино- и
видеофильмов, компьютерных презентаций и т.д., обеспечивающих полисенсорную основу
восприятия учебной информации.
• Применение наглядных методов требует от педагога учитывать особенности школьников с
нарушенным слухом (меньший объем восприятия, его замедленный темп, неточности и др.)
и использовать доступные схемы, таблицы, приближенные к жизни, реалистические
иллюстрации, при этом необходимо предварительно информировать ребенка о тематике,
содержании и задачах просмотра, строго дозировать и структурировать предлагаемый
материал. Необходимо заранее подготовить словесные комментарии, обобщения
информации, выделение главного в содержании.
• Использование наглядных методов предусматривает обязательное речевое сопровождение.
Практ ические методы обучения
Метод упражнений, драматизация, лабораторные и практические работы,
игры и др.
Широко используются в процессе обучения детей с нарушениями слуха для
расширения их возможностей познания действительности, формирования
предметных и универсальных компетенций.
Наиболее распространенный практический метод — упраж нение —
планомерное и повторяющееся выполнение действия с целью овладения им
или повышения качества его реализации.
Применение упражнений начинается с формирования алгоритма учебных
действий в процессе урока. Школьник с нарушением слуха учится
ориентироваться на план урока; учитель первоначально ребенку предлагает
алгоритмизированные инструкции, фиксирует его внимание на начале
действия и побуждает к точному восприятию инструкции, анализу
действий, обобщению результата деятельности и закреплению полученного
опыта в слове.
Словесны е методы обучения
Рассказ, беседа, объяснение и др.
Имеют наибольшую специфику в процессе обучения детей с нарушениями
слуха и на первых этапах обязательно сочетаются с наглядными и
практическими методами.
Сопровождение устного высказывания или повествования учителя или
учащихся письменным, схематическим или визуальным сопровождением;
Привлечение внимания детей к теме урока, новым словам и определениям
с помощью игровых приемов;
Драматизации;
Алгоритмизированное на первых этапах и структурированное объяснение
нового материала, представленное в виде коротких тезисов, перечней,
схем на индивидуальной карточке или на доске;
Использование специальных приемов, применяемых в сурдопедагогике при
работе с детьми, имеющими нарушения слуха.
Формы организации обучения и воспит ания детей с
нарушенны м слухом
• В условиях сложившейся в школе традиционной классно-урочной
системы необходимо шире использовать такие формы работы
как групповые, подгрупповые (команды, бригады), работа в парах
и индивидуальная работа тьютора с учащимся.
• Хорошие возможности участия глухого или слабослышащего
ребенка в коллективной учебной работе класса дает проведение
уроков в нестандартной форме: деловые, ролевые игры, урок —
КВН, урок-конкурс, урок- конференция, учебно-практическое
занятие.
• Огромным потенциалом обладает участие не слышащего ребенка
в работе над исследовательским или творческим проектом
совместно с другими учащимися, презентация и защита этих
проектов.
Задание на п/з
• Разработать тестовый материал по теме лекции.
• При подготовке теста необходимо учитывать разнообразные формы
предъявления ответов:
• открытого типа с дополнением или свободным ответом (5 тестовых
заданий)
• закрытого типа с выбором одного и нескольких ответов (5)
• с градуированными ответами (5)
• ответами на установление соответствия и правильной последовательности
(5).
• Итого: 20 тестовых заданий.