Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Содержание воспитания

  • 👀 4973 просмотра
  • 📌 4919 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Содержание воспитания» docx
О- Современные образовательные технологии в социальной сфере «СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ» План: • понятие о содержании воспитания; • сущность и специфика нравственного воспитания. Понятие о содержании воспитания Содержание - это часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передаётся ему. Содержание воспитания определяется в соответствии со структурой общественного опыта, в котором выделяются: опыт физического развития, опыт эстетического отношения к жизни, опыт трудовой деятельности, опыт познавательной деятельности, опыт нравственных отношений. В соответствии с таким делением общественного опыта выделяют основные направления содержания воспитания', физическое воспитание, эстетическое воспитание, трудовое воспитание, умственное воспитание, нравственное воспитание. Поскольку социальный опыт включает в себя такие элементы, как знания, способы деятельности, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности, каждое из направлений содержания воспитания также состоит из четырёх основных компонентов: знаний, умений и навыков, творческой деятельности и отношений. Именно эти компоненты передаются из поколения в поколение и обеспечивают физическое, эстетическое, умственное, нравственное развитие человека. Это традиционное понимание содержания воспитания. Наряду с традиционным подходом в условиях гуманизации воспитания существует другой подход- с позиций ценностей воспитания. Понятие «ценность» используется для обозначения абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих благодаря этому как эталон должного. В исследованиях по аксиологии (науке о ценностях) имеются различные классификации ценностей. Профессор С.И. Маслов выделяет следующие группы ценностей: нравственные (добро, свобода, мир, милосердие, долг и др.), интеллектуальные (истина, знания, познание, творчество), эстетические (красота, гармония и др.), социальные (семья, отечество, человек, дружба, общение и др.), валеологические (жизнь, здоровье, труд, пища, вода, сон), религиозные (святыни, таинство, благочестие, обряды, вера, реликвия и др.), материальные (жилище, одежда, мебель, посуда, деньги, техника, природные ресурсы и т.д.). Именно в ценностях сконцентрирован социальный опыт, который передаётся посредством этих ценностей. Так, например, в категории добра отражается отношение к людям; в категории истины - отношение к разуму, познающему закономерности окружающего мира. Категория красоты обозначает всё то, что доставляет человеку эстетическое и нравственное наслаждение. Категория свободы характеризует представление человека о достойной жизни. Ценности труд, познание указывают на деятельностные способы созидания достойной жизни и т.д. Ценности существуют объективно, т.е. независимо от сознания и воли человека. Человек же все эти объективные ценности так или иначе оценивает. Оценка может быть положительной, может быть отрицательной. Если человек не только положительно оценивает объективно существующие ценности, но и осознаёт, переживает потребность в их освоении, реализации, то происходит трансформация объективных ценностей в субъективные, которые становятся личностно значимыми, т.е. необходимыми в жизни человека. В этом случае можно говорить о ценностных отношениях, которые и являются основой для формирования убеждений, поступков этого человека. Задача учителя и заключается в формировании у школьников ценностных отношений, ценностных ориентаций. Поэтому содержанием воспитания становятся не просто физическое, эстетическое, умственное, нравственное, трудовое направления сами по себе, а те ценностные отношения, которые будут сформированы у школьников в рамках каждого из этих направлений. Сущность и специфика нравственного воспитания. Нравственное воспитание - это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств. Результатом нравственного воспитания является формирование нравственно цельной личности в единстве её сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения (Б.Т.Лихачёв). Основополагающей базовой категорией нравственного воспитания является понятие нравственного чувства - постоянного эмоционального ощущения, переживания реальных нравственных отношений и взаимодействий. Нормы морали преобразуются в субъективную нравственность только благодаря чувственному освоению ребёнком. Нравственное чувство является системообразующим началом человеческой нравственности. Благодаря ему моральное сознание, знание норм поведения, привычные поступки приобретают нравственный смысл. Оценка нравственного чувства как основообразующего начала не означает пренебрежения нравственным сознанием. Развитое нравственное сознание предполагает знание моральных принципов, норм и, одновременно, постоянное осмысление своего нравственного положения в обществе, морального состояния, ощущения, чувства. Нравственное сознание - активный процесс отражения ребёнком своих нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление - процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие, осуществление ответственных выборов. Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. Вне нравственной воли и действенного практического отношения к миру не существует реальной нравственной личности. Она реализуется в единстве нравственного чувства и сознательной непреклонной решимости осуществить свои нравственные убеждения в жизни. Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность: жизненная ситуация—порождаемое ею нравственно-чувственное переживание—нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения, выбор и принятие решений—волевой стимул—поступок. В жизненной практике, особенно в экстремальных условиях, всегда реализуются в единстве все названные компоненты. Дети часто не склонны к глубокому осмыслению ситуации, что приводит их к случайным решениям. Смысл воспитания у школьников свободной нравственной воли в том, чтобы научить их владеть собой, помочь обрести внутреннюю свободу, решимость непреклонного действия в соответствии с нравственным чувством и убеждением. Нравственность человека проявляется в сознательном следовании нравственным принципам и в привычных формах нравственного поведения. Нравственное воспитание - не вдалбливание, не формальное заучивание моральных норм и не бездумная отработка привычек поведения; это активный жизненный процесс отношений, взаимодействий, деятельности, общения и преодоления противоречий. Оно - процесс постоянных и систематических решений, выборов волевых действий в пользу моральных норм, процесс самоопределения и самоуправления в соответствии с ними. Нравственное воспитание - это организация детей на преодоление и разрешение жизненных противоречий, проблем, нерешённых вопросов, конфликтов и столкновений. Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении. О нравственной воспитанности свидетельствует глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, мучениям совести, страданию, стыду и сочувствию. Нравственная воспитанность - это устойчивость положительных привычек и привычных форм поведения, культура отношения и общения в условиях здорового детского коллектива. Она проявляется в активной жизненной позиции, в единстве слова и дела, гражданском мужестве и решимости, в сложных жизненных ситуациях оставаться верным своим убеждениям, самому себе. Нравственная воспитанность или невоспитанность человека в зависимости от социальных условий может проявляться в различных качественных состояниях. Низкая нравственная воспитанность проявляется в импульсивном поведении, недостаточно осознанном в рамках норм и требований общественной морали. Такое положение возникает при отсутствии внимания к нравственному просвещению, к чёткой организации нравственной жизни. Стихийное формирование нравственного сознания школьника чревато отклонениями в поведении от требований общественной морали. Высокая нравственная воспитанность учащихся проявляется в единстве развитого нравственного сознания, мышления, воли, чувства и поведения. Она достигается при условии целостности процесса воспитания, единства формирования нравственного сознания и жизни, участия школьников в общественной деятельности и отношениях. Нравственное воспитание эффективно тогда, когда его следствием становится нравственное самовоспитание и самосовершенствование школьников. Самовоспитание представляет собой целенаправленное воздействие индивида на самого себя с целью выработки желаемых черт характера. Самосовершенствование - процесс углубления общего нравственного состояния личности, возвышения всего образа жизни, поднятия его на ступень более высокого качества. Недостатки и просчёты нравственного воспитания обусловлены обострившимися жизненными противоречиями. С одной стороны, законом формирования нравственности является личное деятельное трудовое участие в обеспечении удовлетворения общественных и личных потребностей. С другой - вредные застарелые воспитательные догмы и порочная практика: традиции удовлетворять все потребности детей без привлечения их к серьёзному общественно полезному труду. Разрешение противоречий нравственного воспитания требует критической оценки сложившихся подходов к организации и механизмам осуществления воспитательной работы. Один из таких подходов - вербально- мероприятийный, требующий в основном разработки некоторой суммы просветительских бесед, раскрывающих содержание моральных правил на положительных примерах. Другой подход - деятелъностно-мероприятийный. Он противопоставляется первому и заключается в вовлечении детей в специально разработанную систему деятельности и отработки поведенческих умений и навыков. Деятельностный подход в воспитании, как и вербальный, будучи абсолютизированным, искажает процесс нравственного воспитания. Между деятельностью ребёнка и его нравственным сознанием нет прямой связи. Ребёнок часто не обнаруживает и не до конца осознаёт подлинные мотивы своей деятельности. Теоретически обоснованным и оправдавшим себя на практике является подход целостности, органического единства нравственного воспитания и жизни. Целостность нравственного воспитания достигается, когда основой, источником и материалом педагогического процесса является сама сложная и противоречивая жизнь. Нравственность формируется не на словесных или деятельностных мероприятиях, а в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых ребёнку приходится разбираться, делать выбор, принимать решения и совершать поступки. Школьник обретает хорошие или дурные моральные качества благодаря тому, каким он выходит из жизненных ситуаций, какие делает нравственные выборы, совершает поступки. Либо он приобретает умение управлять собой, преодолевать внешние препятствия и внутренние слабости, либо ситуация порождает растерянность и страх, заставляет обманывать и лицемерить. Законом научной организации нравственного воспитания является его единство с различными видами деятельности, жизнью в широком смысле этого слова. Специфика и особенности нравственного воспитания проявляются в необходимости постоянной диагностики моральной воспитанности ребенка. Процесс нравственного воспитания только тогда эффективен, когда педагог имеет обратную информацию о действенности воспитательных влияний, учитывает эту информацию на каждом новом этапе своей педагогической деятельности. Такую информацию воспитатель получает только из жизни, из повседневного изучения практики отношений и деятельности в среде воспитанников. Важно не столько то, что школьник говорит о себе, о своих намерениях и поступках, сколько то, как он поступает в каждом конкретном случае. Как он относится к другим людям, к общественной и личной собственности, к труду, к общественной деятельности, к общим и личным интересам, к требованиям общественной дисциплины - эти отношения рисуют нравственный портрет личности. В целях более детального изучения всех отношений воспитанников педагог с вниманием подходит к оценкам, которые даёт своим членам коллектив, к высказываниям учителей, родителей, общественников, близко знающих ребёнка. Огромное значение имеет специальное психологическое изучение поведения и деятельности детей. Вся эта информация является основой для ориентирования в педагогическом процессе. Важная особенность нравственного воспитания заключается в его включении в процесс умственного, трудового, гражданского, эстетического, физического, экономического, правового, экологического воспитания. Научно обоснованное отношение к процессу нравственного воспитания состоит в умении видеть, подчёркивать и эффективно использовать нравственный аспект любого вида детской деятельности, любого жизненного отношения. В этом случае педагог получает реальную возможность эффективного управления нравственным воспитанием, делает его органической частью целостного процесса воспитания детей.
«Содержание воспитания» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot