Содержание разделов бизнес-плана
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема 2 Содержание разделов бизнес-плана
План:
2.1 Резюме (концепция бизнеса)
2.2 Описание предприятия и отрасли
2.3 Характеристика объекта бизнеса (описание продукции, работ, услуг)
2.4 Анализ бизнес-среды организации
2.5 Конкуренция;
2.6 План маркетинга;
2.7 План производства;
2.8 Организационный план;
2.9 Финансовый план;
2.10 Оценка рисков и их снижение.
2.1. Резюме (концепция бизнеса)
Концепция бизнеса (резюме) – это сжатый, быстро читаемый обзор информации о намечаемом бизнесе и целях, которые ставит перед собой предприятие либо предприниматель, начиная собственное дело или развивая имеющееся. Концепция является сокращенной версией самого бизнес-плана.
Порядок изложения концепции достаточно свободен. Основные требования – простота и лаконичность изложения, запоминаемость. Объем раздела не должен превышать 3–4 страниц.
Материал резюме рекомендуется излагать в следующей последовательности:
1. Сущность проекта (основные преимущества и уникальность предлагаемого бизнеса, перспективы его развития).
2. Цели и задачи бизнес-плана.
3. Экономическое обоснование и эффективность проекта (основные финансовые результаты и прогнозируемая эффективность для инвестора и для производителя).
4. Сведения о фирме (дата создания и расширения, организационно-правовая форма, структура капитала, основной банк, в котором открыты счета фирмы, специализация, имидж фирмы, основные потребители, ресурсы предприятия, его текущее финансовое состояние, ситуация на рынке и в отрасли применительно к исследуемому производству).
5. Команда управления.
6. План действий (долгосрочная и краткосрочная стратегии предприятия). Данные целесообразно представить в табличной форме (например, табл. 3).
Таблица 3 - План действий
Стратегия
Задачи реализации стратегии
План
мероприятий
Сроки
реализации
7. Финансирование (потребности в инвестициях, направления их использования, предлагаемые источники финансирования, риск инвестирования).
8. Планы возврата заемных средств (срок гарантированного возврата кредита, условия инвестирования).
9. Гарантии возврата инвестиций.
10. Назначение бизнес-плана (для потенциального инвестора или кредитора, возможных партнеров по бизнесу или акционеров, соучредителей, руководства предприятия или самого предпринимателя, оказания государственной поддержки или поддержки органов местного самоуправления).
2.2. Описание предприятия и отрасли
Данный раздел бизнес-плана содержит общее описание фирмы. В описание входят все характеристики, которые прямо или косвенно связаны с предстоящим или существующим бизнесом.
Ключевые элементы раздела:
• основные сведения о предприятии;
• краткая история предприятия;
• тип бизнеса, основные виды деятельности;
• месторасположение предприятия;
• характеристика отрасли;
• роль и тенденции развития предприятия внутри отрасли;
• факторы, влияющие на деятельность предприятия (SWOT-анализ);
• цели и стратегии бизнеса.
Основные сведения о предприятии включают:
▪ полное и сокращенное наименование предприятия, дату и место регистрации, номер регистрационного удостоверения, юридический и почтовый адреса предприятия, банковские реквизиты;
▪ организационно-правовую форму;
▪ размер уставного капитала, виды, количество, номинальную стоимость выпущенных акций;
▪ учредителей предприятия с указанием их доли в уставном капитале;
▪ принадлежность предприятия к различного рода объединениям, членство на биржах;
▪ наличие филиалов, представительств;
▪ юридические лица, в которых предприятие владеет 5% собственности.
В разделе указывается тип предлагаемого бизнеса (производство, обслуживание, розничные продажи, распределение). Представляются те виды деятельности, которыми предприятие фактически занимается или планирует заниматься в ближайшей перспективе.
В разделе описываются положительные и отрицательные стороны местонахождения предприятия с учетом следующих факторов: уровня заработной платы, доступности рабочей силы, близости к заказчикам, смежникам и источникам сырья, транспортных возможностей, местного законодательства, налогов и сборов.
В сфере услуг особое внимание фокусируется на определении приемлемого месторасположения – близость к заказчику является определяющей.
При образовании нового предприятия вопрос местонахождения предприятия должен иметь более детальную проработку. Следует объяснить, почему выбрано данное место и как влияют все перечисленные факторы месторасположения фирмы на выручку, себестоимость, прибыль, приводя при этом ссылки на конкретные варианты расчета в приложениях бизнес-плана. Если месторасположение является важным с точки зрения плана маркетинга, следует более подробно изложить это в маркетинговом разделе.
Особое место в бизнес-плане отводится характеристике отрасли. При этом указывается специфика отрасли, современное состояние и перспективы ее развития, технологическая изменчивость, наукоемкость, капиталоемкость, ресурсоемкость, уровень монополизма, тенденции роста отраслевого рынка, приводится динамика отраслевых изменений.
При описании в бизнес-плане факторов, влияющих на деятельность предприятий, речь идет о факторах и условиях, на которые предприятие не может воздействовать, но которые негативно или позитивно влияют на его деятельность:
∙ экономические (цикл деловой активности, инфляция, уровень безработицы, покупательская способность населения и т.д.);
∙ политические (нестабильность в регионах, где находятся источники сырья или рынки сбыта, законодательная нестабильность);
∙ демографические (рождаемость, старение населения, миграция);
∙ природные (наличие природных ресурсов, сырья, материалов);
∙ научно-технические;
∙ культурные.
Эффективным инструментом для проведения анализа предприятия по отношению к внешней среде служит SWOT-анализ (SWOT – сокращенное название, образованное из начальных букв английских слов: Strength –сила, Weakness – слабость, Opportunity – возможность, Threat – угрозы).
SWOT-анализ предусматривает анализ сильных и слабых сторон предприятия, изучение среды и прогнозирование потенциальных угроз, анализ стратегических и тактических возможностей предприятия, разработку мероприятий по «нейтрализации» угроз, минимизации слабых сторон, укрепление сильных сторон предприятия и расширение возможностей. Тщательность оценки и степень ее детализации в бизнес-плане зависят от назначения и целей анализа.
Заканчивается раздел «Описание предприятия и отрасли» формулировкой миссии и целей деятельности предприятия и определением стратегии бизнеса. Совмещение потенциальных возможностей предприятия и условий внешней среды ввиду необходимости реализации проекта, осуществляемое в процессе SWOT-анализа, позволяет уточнить цели и задачи предприятия. Главная цель деятельности предприятия в конкретном промежутке времени не может быть определена отдельно от общей стратегии развития фирмы.
2.3 Характеристика объекта бизнеса (продукции, работ, услуг)
В разделе представляется описание продукции (работ, услуг) предприятия с позиций потребителя, производится их комплексная оценка. С этой целью приводятся следующие сведения:
• потребности, удовлетворяемые товаром;
• показатели качества;
• экономические показатели;
• внешнее оформление;
• сравнение с другими аналогичными товарами;
• патентная защищенность;
• показатели экспорта и его возможности;
• основные направления совершенствования продукции;
• возможные ключевые факторы успеха.
Потребности, удовлетворяемые товаром. В бизнес-плане отражаются область применения – основная и второстепенная (косвенная польза), перечень функциональных особенностей, факторы привлекательности товара (ценность, возможность приобретения, цена, качество, срок службы, форма и т. д.), преимущества, факторы, обеспечивающие уникальность, недостатки и методы их преодоления.
Анализ сильных и слабых сторон товара целесообразно завершить подготовкой следующий данных, сведенных в табл. 4.
Таблица 4 - Сильные и слабые стороны товара
Преимущества товара
Слабые стороны товара
Лучшее
Качество
Что его обеспечивает
(снижение цены, рост объемов, специальные характеристики)
Недостатки
Методы их преодоления
Показатели качества. Набор свойств, как и уровень качества, следует измерять в понятиях, соответствующих покупательским представлениям. Показатели качества также могут быть представлены в виде таблицы, некоторые из них могут иметь количественную оценку. Указывается наличие сертификатов.
Экономические показатели целесообразно свести в табличную форму (см. табл. 5) и дать краткие пояснения.
Таблица 5 - Экономические показатели продукции
Вид
продукции
Цена потребления
Показатели единицы
продукции
продажная цена
доставка
установка
…
итого:
себестоимость
прибыль
Внешнее оформление.
Соответствие современному дизайну, форме изделия, функциям. Бизнес-план значительно выигрывает, если в нем будут представлены фотографии или рисунки изделия.
Сравнение с другими аналогичными товарами определяет основные отличия нового или существующего товара от товара конкурента. Если товар, предлагаемый предприятием, не отличается от других, имеющихся на рынке, то должно быть указано, чем предполагается привлечь покупателей.
Патентная защищенность. Необходимо позаботиться о защите авторских прав, торговых знаков. Все новые изделия, идеи, технологии, по возможности, должны быть запатентованы или защищены торговыми знаками в бизнес-плане. В разделе должны быть описаны патентные права предприятия, патенты, товарные знаки. Указывается наличие лицензий на эти объекты, а также на ноу-хау. Подробности патентных документов могут быть отнесены в приложение к бизнес-плану.
Показатели экспорта и его возможности. Если планируется продукцию поставлять на внешний рынок, следует привести основные показатели, характеризующие экспорт: страна, объем продаж, валютная выручка. По другим товарам (услугам) указываются возможность и целесообразность приспособления продукции (услуг) к условиям и требованиям зарубежных потребителей.
Основные направления совершенствования продукции. В этом пункте приводятся основные цели, направления и возможности модернизации продукции с целью дальнейшего удовлетворения запросов потребителей.
Возможные ключевые факторы успеха. Отражаются объективные преимущества появления нового товара, услуги на рынке, например, новый для рынка продукт (услуга), выигрыш во времени с появлением товара (услуги) на рынке и т. д.
В данном разделе важно представить, какими новыми уникальными свойствами обладает товар, доказать, что он способен вызвать интерес покупателей.
Если предлагаемый к производству продукт (к оказанию услуга) находится еще на стадии разработки, следует указать, сколько еще времени и средств потребуется до полного завершения разработки, испытаний и представления продукта (услуги) на рынок.
Следует отметить, что при разработке бизнес-плана по бизнес-линии данный раздел должен иметь детальную проработку, характеризуя объект бизнес-линии (продукцию, услуги), необходимо особо подчеркнуть его уникальность, важность для потребителя.
2.4 Анализ бизнес-среды организации
Исследование и анализ рынка сбыта – один из важнейших этапов разработки бизнес-планов, который должен дать ответы на вопросы: кто, почему и в каких количествах покупает или будет покупать продукцию предприятия.
Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует о том, что слабое знание рынка является одной из главных причин несостоятельности многих коммерческих проектов. К числу основных задач предприятия, решаемых в данном разделе бизнес-плана, относится определение спроса и емкости каждого рынка (при необходимости сегмента) по каждому виду товаров (услуг). Эти показатели будут характеризовать возможные объемы сбыта товаров (услуг). От того, насколько тщательно изучены и определены уровень и структура спроса, тенденции его изменения, будет зависеть как успех предприятия на рынке, так и время, в течение которого оно может удержать на нем свои позиции.
Этот раздел бизнес-плана является наиболее трудным для разработки. При изложении материала следует особенно проявлять реализм, не преувеличивая своих возможностей и не преуменьшая возможностей конкурентов.
Основу содержания раздела составляют результаты исследования рынка. Объем необходимой для анализа информации достаточно велик, так как изучаются все условия, имеющие значение для успешной реализации товара.
В бизнес-плане должны найти отражение следующие направления комплексного исследования рынка:
• определение типа рынка;
• определение рыночной структуры;
• оценка конъюнктуры рынка;
• отбор целевых сегментов;
• позиционирование товара (услуги);
• прогноз объема продаж.
Тип рынка определяется по каждому товару или услуге. Для этого можно опираться на классификации рынков:
1) по сфере общественного производства (рынок товаров материального производства, рынок товаров духовного производства);
2) по характеру конечного использования (рынок товаров производственного назначения, рынок товаров потребительского назначения);
3) по сроку использования (рынок товаров долговременного пользования, рынок товаров краткосрочного пользования, рынок товаров одноразового пользования);
4) по территориальному охвату (мировой, внутренний, региональный);
5) по соотношению продавцов и покупателей (рынок свободной конкуренции, рынок монополистической конкуренции и т. д.).
При определении типа рынка следует также дать его характеристику, т. е. указать стадию развития рынка (тенденцию роста или спада), исторические и экономические причины существования рынка, территориальное размещение рынка (регион и концентрация населения), ограничения рынка (экономические, правовые и др.) и т. д.
При определении рыночной структуры рынка проводится его сегментация – разделение общей совокупности потребителей на определенные группы (сегменты), для которых характерны общие потребности, требования к товару и мотивы его приобретения. Практическое использование приемов сегментации предполагает нахождение оптимального соотношения между процессами стандартизации и дифференциации продукции. В бизнес-плане указываются основные потребители и принципы их сегментации, отмечается, что привлекает типичного покупателя данного сегмента, очерчивается круг наиболее привлекательных сегментов.
На этапе оценки конъюнктуры рынка осуществляется оценка численности покупателей в каждом из выделенных сегментов и замер спроса, определение емкости рынка и степени удовлетворения спроса. На основе этих данных осуществляется отбор наиболее выгодных для предприятия сегментов – целевых рынков.
На этапе отбора целевых сегментов помимо непосредственно отбора также исследуется положение предприятия на рынке. Для первого года продаж в этом пункте указываются:
▪ основные потребители товара (услуги), приводятся данные о заказах, контрактах, письменных обязательствах, имеющихся у предприятия;
▪ потенциальные потребители, уже выразившие заинтересованность в товаре;
▪ потенциальные потребители, не выразившие пока заинтересованности в товаре (услуге); объясняется, как предприятие намерено их завоевать.
На этапе позиционирование товара (услуги) описываются действия по выведению товара (услуги) на рынок и обеспечению ему (ей) конкурентоспособного положения.
Одним из основных показателей, связанных с прогнозом развития рынка, является прогноз объемов продаж. Основываясь на оценке преимуществ, производимых предприятием товаров (услуг), определяют возможный объем продаж в натуральном и денежном выражении. При этом, учитывая известную неопределенность рыночной ситуации, целесообразно подготовить в рабочем варианте бизнес-плана три варианта развития: оптимистический, пессимистический и наиболее вероятный.
В дальнейшем необходимо вернуться к этому разделу, откорректировать его в соответствии с разделом бизнес-плана «Риски». В официальный бизнес-план будет включен один из трех вариантов продаж – наиболее оптимальный. Правильно определенный прогноз продаж служит основой для организации производственного процесса, эффективного разделения средств, должного контроля над запасами.
Период прогноза продаж должен быть увязан с общим плановым периодом. Прогнозы продаж являются хорошим инструментом менеджмента, помогающим определить влияние цены, объема производства и инфляции на потоки денежной наличности предприятия.
Прогнозный объем продаж оформляется в табличной форме (табл. 6).
В комментариях к таблице указываются влияние изменения спроса, качества, цены, расходов на рекламу, действий конкурентов на будущий объем продаж. Для новых рынков учитываются также возможности новых торговых агентов и посредников и влияние конкуренции на новых рынках по сравнению со старыми.
В бизнес-плане обязательным является представление основных показателей в прогнозных ценах, т. е. в ценах, выраженных в денежных единицах, соответствующих покупательной способности каждого периода осуществления проекта. Следует отметить, что прогнозные цены включают прогнозируемый уровень инфляции.
Таблица 6 - Прогноз продаж по виду продукции
Показатель
Годы
Общие продажи
200_
200_
200_
200_
200_
Кварталы
1
2
3
4
Рынок А
Продано
продукции, ед.
Цена, р.
Всего продаж, тыс. р.
Рынок В
Продано
продукции, ед.
Цена, р.
Всего продаж, тыс. р.
Рынок С
Продано
продукции, ед.
Цена, р.
Всего продаж, тыс. р.
Общие продажи
Инфляционная среда предприятия может зависеть от отрасли, региона и множества других факторов. В практике бизнес-планирования чаще всего инфляционные ожидания описываются группой сводных показателей по основным статьям поступлений и затрат.
Таблица 7 - Прогноз уровня инфляции
Объект
Уровень инфляции, %
200_ г.
200_ г.
200_г.
1 кв.
2 кв.
3 кв.
4 кв.
1 п/г.
2 п/г.
Общая инфляция (инфляция общего уровня цен) *
Сбыт
Переменные издержки
Заработная плата
Постоянные издержки
Основные фонды
* Индекс изменения общего объема уровня цен может быть определен как средневзвешенное значение индексов изменения цен на все виды выпускаемой в соответствии с проектом продукции и потребляемых ресурсов (с весами, равными количествам этих величин в натуральных единицах или базисных ценах).
Прогноз уровня инфляции должен быть представлен в форме таблицы (см. табл. 7), которую целесообразно разместить в приложении к бизнес-плану.
Для удобства расчетов промежуточные вычисления показателей могут выполняться в базисных ценах. Прогнозирование основных показателей в бизнес-плане по периодам проекта проводится следующим образом: первый год – по месяцам (или по кварталам), второй год – по кварталам (или по полугодиям), последующие годы – в целом за год.
2.5 Конкуренция
Целью данного раздела бизнес-плана является обоснование выбора тактики конкуренции предприятия в условиях конкурентного рынка. Содержание раздела в значительной степени основывается на исследовании деятельности конкурентов и сравнении ее с деятельностью предприятия – разработчика бизнес-плана.
Важнейшим направлением исследования деятельности конкурентов является бенчмаркетинг, который можно определить как исследование технологии, технологических процессов и методов организации производства и сбыта продукции на лучших предприятиях партнеров и конкурентов в целях повышения эффективности собственной фирмы.
Бенчмаркетинг становится искусством обнаружения того, что другие делают лучше, и изучением, усовершенствованием и применением их методов работы.
В основе бенчмаркетинга лежит анализ превосходства – это взгляд на внутренние функции, деятельность и опыт со следующими целями:
▫ определить лучшие результаты;
▫ проанализировать свою работу;
▫ выявить недостатки в функционировании;
▫ устранить слабые места;
▫ создать мотивацию к постоянному улучшению.
Структура раздела может быть следующей:
• анализ сильных и слабых сторон предприятия и основных конкурентов;
• оценка конкурентоспособности продукции и услуг;
• оценка конкурентоспособности предприятия;
• конкурентное преимущество предприятия.
Анализ сильных и слабых сторон предприятия и основных конкурентов выполняется на основе данных SWOT-анализа. При этом рассматриваются преимущественно факторы, отражающие уровень конкурентоспособности товара. По результатам анализа отмечаются преимущества и недостатки в производственно-хозяйственной деятельности как предприятия, так и основных конкурентов; выявляется наиболее конкурентоспособный товар на данном рынке, который может использовать в качестве товара-образца при оценке конкурентоспособности товара предприятия.
При проведении сравнительного анализа сильных и слабых сторон необходимо уделять внимание тем характеристикам, покупателям, которые наиболее значимы с точки зрения покупателей, т.е. отражают уровень конкурентоспособности продукции (услуг) предприятия.
Оценка конкурентоспособности продукции и услуг осуществляется посредством расчета интегрального показателя относительной конкурентоспособности товара на основе совокупности нормативно-производственных, потребительских и экономических параметров изделий при сравнении с товаром-образцом.
Оценка конкурентоспособности предприятия. С учетом особенностей производственно-хозяйственной и сбытовой деятельности предприятия осуществляется отбор факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия в целом, на основе которых строится обобщающая оценка уровня конкурентоспособности предприятия.
Факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия, достаточном много. Действие их часто разнонаправлено, поэтому при определении уровня конкурентоспособности предприятия следует использовать обобщенные оценки:
▪ метод суммы мест;
▪ метод балльной оценки;
▪ метод взвешенных рейтингов;
▪ метод построения профиля требований.
Подробно данные методы рассматриваются в курсе маркетинга.
Конкурентное преимущество предприятия. В процессе бизнес-планирования проведение расчетов по оценке конкурентоспособности продукции имеет своей целью выявление конкурентных преимуществ и уязвимых позиций предприятия. Задача состоит в том, чтобы удержать и развить свои конкурентные преимущества.
В данном подразделе для каждой стратегической единицы бизнеса формируется деловая (конкурентная) стратегия: снижение себестоимости продукции, дифференциация продукции, сегментирование рынка, внедрение новшеств, ориентация на потребности рынка и т. д.
Наряду со стратегией обеспечения конкурентоспособности необходимо выработать тактику ведения конкурентной борьбы.
2.6 План маркетинга
Маркетинговый план (перспективный и текущий) включает такие основные подразделы:
1) сводку плановых показателей;
2) стратегию развития и освоения целевого рынка (т. е. рынка, на котором предприятие собирается работать);
3) сильные и слабые стороны деятельности предприятия;
4) основные цели и задачи предприятия;
5) стратегию маркетинга;
6) товарную стратегию;
7) стратегию формирования и развития каналов товародвижения;
8) ценовую стратегию;
9) стратегию формирования спроса и стимулирования сбыта продукции;
10) расходы на реализацию маркетинговой программы, оценку ее эффективности;
11) расходы и контроль выполнения намеченных мероприятий.
В первом подразделе приводится в свободном виде система плановых показателей, которых предприятие предполагает достичь (например, объем реализации, темпы его роста, объем прибыли и темпы ее увеличения, затраты на рекламу, стимулирование сбыта продукции и проведение маркетинговых исследований и т. п.). Плановые показатели являются результатом обработки соответствующей информации, получаемой в других разделах маркетингового плана.
Во втором подразделе дается прогноз развития целевого рынка. Он определяется на основе сбора и анализа следующей информации: объем и динамика платежеспособного спроса и предложения; показатели экспорта и импорта; уровень и динамика изменения цен на продукцию; масштабы и интенсивность конкуренции; достигаемые потребителем цели при покупке данного вида продукции; основные требования к качеству и техническому уровню продукции; объем и виды сервисных услуг, предъявляемых потребителями к приобретаемому изделию; ориентировочная цена, складывающаяся на рынке; прогнозируемый общий объем реализации; доля продаж предприятия на рынке данного вида продукции; прогнозируемое количество покупателей; принятые на рынке формы и методы продажи продукции; главные тенденции развития исследуемого сегмента рынка, степень стабильности его развития и др.
В третьем подразделе формулируются наиболее значительные преимущества и существенные недостатки деятельности фирмы на целевом рынке, выявляются основные проблемы, требующие неотложного решения. При этом оцениваются престиж и авторитет предприятия. Одновременно определяются:
• конкурентные преимущества предлагаемой продукции (по качественным характеристикам, уровню цен, развитости сбытовой сети, особенностям коммерческой работы);
• степень обеспеченности необходимыми ресурсами;
• предполагаемый объем и динамика капитальных вложений;
• перспективы достижения постоянного успеха на целевом рынке;
• приверженность потребителей к предлагаемому виду продукции;
• чувствительность конъюнктуры рынка к колебаниям конъюнктуры в масштабе национальной экономики.
В четвертом подразделе излагаются глобальные цели и задачи предприятия. Одновременно устанавливаются подцели, способствующие достижению главных целей и решению основных задач. Целям, принятым к реализации, непременно должна быть дана количественная оценка.
В пятом подразделе формулируются:
▪ виды используемых маркетинговых стратегий (диверсификация, стратегия глубокого проникновения на рынок и т. д.);
▪ стратегия увеличения собственной доли реализуемой продукции на целевом рынке (наступление, оборона и т. д.)
▪ стратегия, обусловленная изменением спроса на рынке (конверсионная, стимулирующая, развивающая и т. д.).
В шестом подразделе дается обоснование товарной стратегии (дифференциация по каждому виду товара, диверсификация, узкая специализация, вертикальная, горизонтальная интеграция).
Одновременно приводятся развернутые маркетинговые характеристики предлагаемой продукции.
Для этого используется следующая информация:
▫ классификация по одноименным группам выпускаемой продукции;
▫ степень новизны продукции;
▫ длительность жизненного цикла продукции на рынке;
▫ наличие аналогов или заменителей продукции на данном сегменте рынка;
▫ степень соответствия продукции требованиям конкретных групп покупателей на данном сегменте рынка;
▫ качественные характеристики продукции;
▫ требования к упаковке продукции;
▫ уровень требований к послепродажному обслуживанию;
▫ наличие сбытовой инфраструктуры для осуществления необходимых объемов поставок продукции;
▫ патентная чистота и юридическая защита продукции;
▫ известность товарной марки предприятия на данном сегменте рынка.
В седьмом подразделе приводится информация, отражающая:
● основные требования, предъявляемые к сбытовой сети на занимаемом сегменте рынка;
● принятую на предприятии организационную структуру системы сбыта;
● уровень квалификации коммерческого персонала и соответствие его современным требованиям;
● накопленный опыт работы по сбыту продукции на данном сегменте рынка;
● оценку экономической целесообразности использования услуг посредников;
● финансовые возможности предприятия для создания развитой системы сбыта;
● эффективность собственной системы сбыта продукции по сравнению с альтернативными возможностями;
● количество потенциальных потребителей;
● объемы реализации продукции по регионам;
● размер единичных заказов;
● степень участия руководства фирмы в осуществлении контроля над каналами сбыта продукции;
● предложения по организации наиболее целесообразной системы снабжения.
В восьмом подразделе раскрываются различные аспекты выбора ценовой стратегии для конкретных условий производства и сбыта продукции. Эта стратегия вырабатывается на основе следующей информации:
■ уровень цены за единицу реализуемого изделия;
■ возможная динамика цен в зависимости от фазы жизненного цикла изделия;
■ рациональное соотношение цен по изделиям с разной степенью новизны;
■ зависимость спроса от цены;
■ цены конкурентов, масштабы ценовой конкуренции;
■ степень фирменной и функциональной конкуренции;
■ принятая тактика ценообразования;
■ соответствие цены новизне и качеству продукции, политике в области сервисного обслуживания потребителей, престижу торговой марки, условиям поставки, кредитно-финансовым условиям и т. д.
Девятый раздел содержит план мероприятий по продвижению продукции на рынок с обоснованием наиболее эффективных методов и средств, объем необходимых средств на продвижение, оценку эффективности разработанных мероприятий.
В десятом подразделе представляется информация, отражающая:
♦ общий объем затрат на проведение маркетинговых мероприятий;
♦ расходы на проведение маркетинговых исследований;
♦ расходы на составление прогноза развития рынка;
♦ расходы на предварительную и окончательную оценку эффективности предлагаемой маркетинговой программы.
В одиннадцатом подразделе раскрываются формы, методы и порядок осуществления контроля над выполнением маркетинговой программы; рассчитываются необходимые затраты на эти цели; определяются расходы, связанные с проведением текущих корректировок маркетинговой программы.
2.7 План производства
Данный раздел бизнес-плана готовится только теми фирмами, которые собираются заниматься производством. Раздел должен показать, что предприятие в состоянии производить необходимое количество продукции в нужные сроки и с требуемым качеством.
Структура раздела имеет следующий вид:
• технология производства;
• производственное кооперирование;
• контроль производственного процесса;
• система охраны окружающей среды;
• производственная программа;
• производственные мощности и их развитие;
• потребность в долгосрочных активах;
• потребность в оборотных средствах;
• прогноз затрат.
Для непроизводственных фирм потребность в долгосрочных активах, оборотных средствах и прогноз затрат определяются в разделе «Финансовый план».
Технология производства. Одна из важнейших составляющих данного раздела – описание производственного процесса. Указывается тип производства (единичное, серийное, массовое), методы его организации, структура производственного цикла, направление его деятельности. Приводится схема технологического процесса, может быть представлена схема грузопотока. Производится оценка существующей технологии по следующим направлениям:
▪ соответствие технологии современным требованиям;
▪ уровень автоматизации производственного процесса;
▪ обеспечение гибкости процесса, сокращение времени на переналадку;
▪ возможность быстрого увеличения или сокращения выпуска продукции.
Если бизнес-планом предусмотрено совершенствование технологического процесса, то отмечают основные направления совершенствования и развития технологии (табл. 8).
В бизнес-плане необходимо отметить, как предложенные изменения технологии отразятся на качестве продукции, уровне производственных затрат, цене изделия.
Производственное кооперирование. Если в производственном процессе предусматривается выполнение части работ субподрядчиками, то это отмечается в бизнес-плане. Дается обоснование решения о кооперировании, а также выбора конкретных партнеров с точки зрения минимума затрат на производство, транспортировку, входной контроль поставляемых субподрядчиком узлов и полуфабрикатов. При выборе партнеров учитываются их надежность, производственные, финансовые, кадровые возможности, престижность. Указывается наименование, местоположение и адрес фирм-субподрядчиков, виды и условия выполнения ими работ.
Таблица 8 Мероприятия по совершенствованию технологии производства
Технологический процесс
Наименование мероприятия
по совершенствованию технологии производства
Затраты времени, мин
Снижение
трудоемкости
изготовления
изделий
Повышение производительности труда, %
по действующей технологии
по предусмотренной технологии
мин.
%
Контроль производственного процесса. Рассматривается действующая на предприятии система управления качеством продукции (услуг). Описываются последовательность, методы и средства контроля качества продукции (услуг). Может указываться нормативно-техническая документация, регламентирующая качество изготовления продукции, оказания услуг. Отмечаются также методы контроля затрат материалов, труда и других элементов, входящих в состав себестоимости.
В подразделе система охраны окружающей среды приводится оценка воздействия на атмосферу, водные ресурсы и т. д. указываются принимаемые меры по утилизации отходов, обеспечению жизнедеятельности и соответствие затрат.
Производственная программа. Прогноз объемов производства и реализации продукции (услуг) осуществляется на основе сопоставления результатов маркетинговых исследований рынка сбыта с производственными возможностями предприятия. При этом он может быть равным или превышать значение прогноза сбыта продукции (услуг). В последнем случае будет происходить накапливание запасов готовой продукции.
Как правило, в бизнес-плане приводятся данные об объемах выпуска каждого вида продукции в натуральных единицах и темпах их измерения за последние три года, а также планируемые значения этих показателей на ближайшие 3 – 5 лет. Прогнозирование объема производства в номенклатурном разрезе по периодам производится следующим образом: первый год – по кварталам (в случае необходимости – по месяцам), второй год – по полугодиям (или по кварталам), последующие годы – в целом за год (см. табл. 9).
Таблица 9 Производственная программа
Вид
продукции
Единица
измерения
Объем производства по периодам
200_ г.
200_ г.
200_ г.
1 кв.
2 кв.
3 кв.
4 кв.
1 п/г.
2 п/г.
В рабочем варианте бизнес-плана рекомендуется рассчитывать три варианта прогноза производства продукции (услуг): оптимистический, пессимистический и наиболее вероятный. В официальный бизнес-план включается оптимальный вариант с учетом данных раздела «Риски» и расчетов экономической эффективности проекта.
Производственные мощности и их развитие. Оценивается соответствие объемов выпуска продукции имеющимся мощностям, приводятся данные о балансе производственных мощностей как отчетные, так и прогнозируемые на ближайшие годы с учетом ввода в действие новых мощностей, уменьшения их в результате выбытия. Здесь же указываются значения коэффициентов сменности работы оборудования и использования производственных мощностей.
Потребность в долгосрочных активах. В этом пункте дается краткая характеристика имеющихся основных производственных фондов и нематериальных активов: состав, структура; стоимость отдельных видов имущества, технические характеристики, степень износа, необходимость ремонта или реконструкции.
Отражаются вопросы, связанные с расширением, модернизацией или реконструкцией имеющегося производства или организацией нового: наличие документации, наличие подрядной организации, способной обеспечить в предполагаемые сроки проведение строительно-монтажных работ, затраты и т. д., и на основе этого устанавливается потребность в дополнительном оборудовании и общая потребность в основных фондах и нематериальных активах. Расчет потребности в основных фондах осуществляется по виду основных фондов исходя из нормативов производительности.
Потребность в оборотных средствах. В этом подразделе бизнес-плана производится детальный расчет нормативов оборотных средств методом прямого счета. Данный метод предусматривает научнообоснованный расчет величины каждого элемента оборотных средств в условиях достигнутого организационно-технического уровня предприятия с учетом всех изменений, предусмотренных в развитии техники, технологии и организации производства.
Таблица 10 - Планирование потребности в оборотных средствах
Виды и наименование ресурсов
200_ г.
200_ г.
200_ г.
1. Сырье и материалы
2. Топливо
3. Электроэнергия
4. Тара
5. МБП
6. Запасные части
7. Незавершенное производство
8. Готовая продукция на складе
9. Прочие
Итого:
Детальный расчет потребности в оборотных средствах проводится для вновь создаваемых предприятий, а также в случае необходимости коренного пересмотра существующих нормативов оборотных средств. Для действующих предприятий корректировка величины оборотных средств проводится в финансовом разделе бизнес-плана на основе использования коэффициентного метода нормирования оборотных средств (исходя из темпов роста объема производства и улучшения использования оборотных средств).
Таблица 11 - Потребность в материальных ресурсах
Наименование вида
материальных
ресурсов
Потребность на программу 200_ г.
Поставщики
1 квартал
2 квартал
и т.д.
в натуральном
выражении
сумма, тыс. р.
в натуральном
выражении
сумма,
тыс. р.
Материалы, всего,
в том числе:
вида А
вида Б
и т.д.
Покупные комплектующие
изделия,
всего,
в том числе:
вида М
вида Н
и т.д.
Всего:
Общая потребность в оборотных средствах определяется суммированием частных нормативов по их элементам (табл. 10).
Таблица 12 - Потребность в средствах на оплату труда
Категория
работников
200_ г.
1 квартал
2 квартал
т.д.
Численность,
чел
ФОТ,
тыс. р.
Численность,
Чел
ФОТ,
тыс. р.
Прогноз затрат. Раздел заканчивается расчетами издержек производства и себестоимости производимой продукции (к разделу прикладывается калькуляция выпускаемой продукции и расчеты по всем статьям сметы затрат на производство).
Потребность в материальных ресурсах может быть показана в таблице (см. табл. 11).
Потребность в средствах на оплату труда показана в табл. 12.
В подразделе отмечаются условия закупки материально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, надежность поставщиков с точки зрения обеспечения номенклатуры, размера партий, сроков и цен поставки, наличие опыта работа с конкретными поставщиками. Обязательно указывается возможное лимитирование поставок ресурсов.
Смета затрат на производство и реализацию продукции (услуг) может быть представлена в форме табл. 13.
Таблица 13
Смета затрат на производство
Элементы затрат
Величина показателя по периодам
200_ г.
200_ г.
200_ г.
1 кв.
2 кв.
3 кв.
4 кв.
1 п/г.
2 п/г.
Материальные затраты
Затраты на оплату труда
Отчисления на соц. нужды
Амортизация основных фондов
Прочие затраты
Итого по элементам затрат:
постоянные издержки
переменные издержки
2.8 Организационный план
Данный раздел должен быть посвящен системе управления фирмой и ее кадровой политике. Структура раздела может иметь следующий вид:
• организационная структура;
• ключевой управленческий персонал;
• профессиональные советники и услуги;
• персонал;
• кадровая политика фирмы;
• календарный план;
• правовое обеспечение деятельности фирмы.
Организационная структура представляет собой способ и форму объединения работников для достижения поставленных целей перед предприятием производственных и управленческих целей.
В бизнес-плане следует привести:
∙ производственную структуру предприятия;
∙ функции ключевых подразделений;
∙ состав дочерних фирм и филиалов, их организационные взаимосвязи с головной фирмой;
∙ организационную структуру управления;
∙ организацию координирования и взаимодействия служб и подразделений фирмы;
∙ сведения об автоматизации системы управления;
∙ оценку соответствия организационной структуры целям и стратегиям предприятия.
Обобщающим показателем оценки эффективности оргструктуры является интегрированный показатель эффективности оргструктуры (Кэ.ф.у):
(4.1)
где Зу – затраты на управление, приходящиеся на одного работника аппарата управления; Куп – удельный вес численности управленческих работников в общей численности; fо – фондоотдача (объем произведенной (реализованной) продукции, приходящийся на единицу основных и оборотных фондов); fв – фондовооруженность (стоимость основных и оборотных средств, приходящихся на одного работника).
В малом бизнесе организационную структуру рекомендуется формировать под определенную команду.
Ключевой управленческий персонал. Управленческий персонал является существенным фактором при продвижении и реализации бизнес-плана. Потенциальные инвесторы и партнеры придают огромное значение управленческой команде. В бизнес-плане должны быть четко отражены сильные и слабые стороны управленческого персонала. При характеристике главных менеджеров и основного персонала, отвечающих за реализацию бизнес-плана, следует указать возраст, образование, срок работы в данной фирме, предыдущие должности и места работы, функциональные обязанности, опыт работы.
В бизнес-плане отмечается размер заработной платы и дополнительных вознаграждений ключевого управленческого персонала. Для руководителя предприятия указывается его доля в уставном капитале.
В этом подразделе может быть приведена информация о соотношении между числом административно-управленческого персонала и рабочих фирмы.
Если какие-либо управленческие функции невозможно полностью реализовать силами своего управленческого коллектива, следует привлечь консультантов и профессионалов, специализирующихся в данных областях.
Профессиональные советники и услуги. Приводятся данные об использовании профессиональных советников, например по правовым вопросам, банковским операциям, рекламе, страхованию, включая услуги специализированных организаций.
Персонал. Указываются данные о необходимой численности и структуре кадров исходя из потребностей производства. В приложении может быть представлен расчет численности персонала, необходимого для качественного и эффективного производства продукции (услуг). Если квалификация рабочей силы неадекватна потребностям фирмы, то указывается, какие меры намечено предпринять для укомплектования кадров. Здесь же приводятся данные о системе и формах оплаты труда, дополнительных выплатах, используемых мерах поощрения, способах мотивации трудовой деятельности, режиме труда в фирме и сменяемости рабочей силы.
Кадровая политика фирмы. Описывается проектируемая система отбора кадров при приеме на работу, осуществляется выбор метода и периодичности оценки качества работы сотрудников, система продвижения работников по службе.
Календарный план (деловое расписание) приводится для вновь создаваемых предприятий, а также при осуществлении масштабных предпринимательских проектов и мероприятий на действующем предприятии. В нем указываются время и взаимосвязь главных событий, способствующих внедрению проекта и реализующих его цели.
Ключевыми событиями бизнес-проекта могут быть: заказ сырья и материалов, завершение дизайна, организация первой выставки товара, заказ комплектующих, начало производства, получение первого заказа, первая продажа, оплата первых счетов. Составление расписания позволяет контролировать ключевые события всего дела, предусматривать и корректировать возникающие сбои, чтобы уменьшить возможный риск.
Обсуждая главные направления работ, необходимо отметить причину возможных неточностей в календарном плане, особенно если они могут потребовать корректировки материальных и денежных потребностей.
Правовое обеспечение деятельности фирмы. В данном подразделе приводится информация о правовых аспектах деятельности: сведения о регистрации, учредительные документы, форма собственности, законодательные ограничения, особенности налогообложения, патентной защиты и т. д.
Необходимо указать правительственные или местные нормативные акты, касающиеся деятельности предприятия, включая пропускной режим в запретных зонах, требования регистрации в органах местной власти и т. д. речь, естественно, идет не об общих, а о конкретных условиях, относящихся именно к этому предприятию.
2.9 Финансовый план
В этом разделе бизнес-плана обобщают все предшествующие материалы разделов бизнес-плана и представляют их в виде финансовых формулировок и стоимостных показателей.
Раздел объединяет три направления:
1. Финансово-экономические результаты деятельности предприятия:
• финансовая отчетность предприятия;
• анализ финансово-экономического состояния предприятия.
2. Планирование основных финансовых показателей:
• подготовка плановых документов;
• прогноз баланса активов и пассивов предприятия;
• прогноз прибылей и убытков;
• прогноз движения денежных средств;
• финансовая оценка проекта;
• прогноз запаса финансовой прочности.
3. Финансовая стратегия
• потребность в инвестициях и источники их финансирования;
• оценка эффективности проекта в целом;
• оценка эффективности участия в проекте;
• анализ чувствительности проекта;
• портфельные инвестиции.
Финансово-экономические результаты деятельности предприятия. В раздел «Финансовый план» или в «Приложение к бизнес-плану» могут быть включены финансовые документы последнего отчетного периода. Формы финансовой отчетности желательно привести к требованиям международных стандартов.
В пункте «Финансовая отчетность предприятия» или в «Приложении к бизнес-плану» могут быть представлены финансовые документы последнего отчетного периода: отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств, баланс активов и пассивов предприятия.
В настоящее время в России активно проводится работа по сближению используемых форм бухгалтерской, статистической и банковской отчетности, применяемых в международной практике, поэтому в бизнес-плане целесообразно использование форм, рекомендуемых Международным комитетом по стандартам бухгалтерского учета. В этой связи данные бухгалтерской отчетности следует привести к виду, обеспечивающему возможность их использования в процессе финансового анализа на основе методик, соответствующих международным стандартам.
Согласно международным стандартам, в странах, валюта которых подвержена значительной инфляции, необходимо производить пересчет основных отчетных данных с учетом изменения цен. Финансовые отчеты в этом случае должны пересчитываться на основе постоянной покупательской способности на дату составления баланса. Это относится к соответствующим показателям за предыдущий период.
В мировой практике инфляционно-корректирующая переоценка анализируемых объектов производится либо по колебанию курсов валют, либо по колебаниям уровней цен.
Переоценка активов, выраженных в национальной денежной единице по курсу более стабильной валюты, – весьма простой способ (это главное достоинство). Однако этот метод дает неточные результаты в силу того, что курсовые соотношения рубля и доллара не совпадают с их реальной покупательной способностью. Из-за этого более точной является переоценка вторым методом, который может быть или методом учета изменения общего уровня, или методом пересчета статей актива баланса в текущие цены.
Метод учета изменения общего уровня заключается в том, что различные статьи финансовых объектов рассчитываются в денежных единицах финансовой покупательной способности (без учета структуры активов, оценивается все имущество).
По результатам корректировки выводится показатель прибыли, представляющий собой максимальную величину ресурсов, которая может быть направлена предприятием на потребление в течение следующего периода без ущерба процесса воспроизводства.
Универсальная формула пересчета статей баланса в денежные единицы одинаковой покупательной силы:
(5.1)
где РВ – реальная величина данной статьи; НВ – номинальная статья; – индекс инфляции на момент или за период анализа; – индекс инфляции в базовом периоде или на начальную дату отслеживания величины статьи в балансе.
Метод пересчета статей целесообразно применять, когда цены на разные группы товарно-материальных ценностей растут неодинаково. Этот метод позволяет отразить разную степень изменений стоимости производственных запасов, основных средств, амортизации, происшедших в результате инфляции. Суть метода – переоценка всех статей исходя из их текущей стоимости. В качестве текущей стоимости используется стоимость воспроизводства, цена возможной реализации (ликвидационная) или экономическая стоимость.
Ликвидация выражает потенциальную чистую текущую цену продажи активов за вычетом затрат на их доработку и реализацию.
Инфляционной корректировке должны подвергаться лишь так называемые «неденежные» статьи: основные средства (в том числе нематериальные активы), производственные запасы, незавершенное производство, готовая продукция, МБП, обязательства, которые должны быть погашены поставкой определенных товаров и (или) оказанием услуг, и т. д. Напротив, «денежные» статьи (денежные средства, дебиторская и кредиторская задолженности, кредиты, займы, депозиты, финансовые вложения и т. д.) независимо от изменения общего уровня цен инфляционной корректировке не подлежат. Обусловлено это тем, что на каждый данный момент они уже выражены в денежных единицах текущей покупательной силы. В переоцениваемую отчетность «денежные» статьи включаются по номиналу или по себестоимости, а «неденежные» – в условной оценке, полученной в результате пересчета первоначальных стоимостей.
Баланс по активу и пассиву достигается регулированием статьи «Нераспределенная прибыль».
При оценке финансово-экономического состояния предприятия в бизнес-плане рекомендуется выполнить анализ основных технико-экономических показателей деятельности предприятия и его финансового состояния.
Анализ проводится на основе данных финансовой отчетности предприятия с использованием совокупности технико-экономических и финансовых показателей за три последних года. В ходе анализа требует объяснения или обоснования изменение абсолютных значений наиболее важных показателей. Кроме того, для анализа используются показатели и коэффициенты, исчисление которых основано на определении соотношений между отдельными статьями отчетности, – финансовые показатели.
При анализе финансово-экономического состояния предприятия, прежде всего, необходимо установить, выполняется ли следующее правило, характеризующее экономическую деятельность предприятия:
Тпб > Тор > Так > 100% , (5.2)
где Тпб – темп изменения балансовой прибыли, %; Тор – темп изменения объема реализации, %; Так – темп изменения авансированного капитала, %.
Экономический смысл этого правила заключается в том, что размер имущества должен увеличиваться (т. е. предприятие должно развиваться), при этом темпы роста объема реализации должны превышать темпы роста имущества в связи с тем, что это означает более эффективное использование ресурсов (имущества) предприятия, а темпы роста балансовой прибыли должны опережать темпы роста объемов реализации, т. к. это свидетельствует, как правило, об относительном снижении издержек производства и обращения.
Давая общую оценку деятельности предприятия, можно определить форму экономического роста, Iэк.р, путем сопоставления экстенсивных и интенсивных факторов:
Iэк.р = (Iпт ? Iфо) / (Iч ?Iоф) , (5.3)
где Iпт – индекс производительности труд; Iфо – индекс фондоотдачи; Iч – индекс численности; Iоф – индекс основных фондов.
Если Iэк.р > 1, то предприятие развивается преимущественно за счет интенсивных факторов. При Iэк.р < 1 его рост характеризуется как экстенсивный.
В ходе анализа следует определить тип финансовой устойчивости предприятия. Для предприятия, имеющего неустойчивое финансовое положение, следует оценить вероятность его потенциального банкротства.
Необходимо отметить, что в ходе аналитической работы могут быть получены весьма противоречивые результаты по различным направлениям анализа. Например, улучшение показателей прибыльности может наблюдаться при снижении уровня ликвидности и финансовой устойчивости предприятия. В связи с этим в бизнес-плане анализ финансового состояния предприятия целесообразно завершить комплексной сравнительной оценкой финансового состояния, рентабельности и деловой активности предприятия, основанной на теории и методике финансового анализа предприятий в условиях рыночных отношений.
Итоговая комплексная оценка учитывает все важнейшие параметры (показатели) финансово-хозяйственной и производственной деятельности предприятия, т. е. хозяйственной активности в целом. Как правило, комплексная оценка финансово-экономического состояния предприятия базируется на определенном наборе финансовых показателей, выбранных в зависимости от целей анализа.
Планирование основных финансовых показателей. Исходным моментом для финансового планирования является прогноз объема продаж (раздел «Анализ рынка сбыта») и прогноз затрат (раздел «План производства»).
Начинается данный подраздел с подготовки плановых документов: прогноза баланса предприятия, прогноза прибылей и убытков, прогноза движения денежных средств.
В бизнес-плане целесообразно представлять плановые документы по форме, аналогичной отчетным, и желательно, чтобы структура этих документов соответствовала требованиям международных стандартов. Подробные формы заполнения соответствующих документов представлены в Прил. 3 – 5.
Следует отметить, что степень подробности изложения информации в прогнозных формах финансовой отчетности определяется целями проектируемого бизнеса. Как правило, в бизнес-плане формы финансовой отчетности по прогнозу приводятся в укрупненном виде и детализируются по мере необходимости с учетом конкретных условий деятельности предприятия.
Прогноз прибылей и убытков, а также движения денежных средств представляются в бизнес-плане, как правило, на первый планируемый год помесячно (или поквартально), на второй – поквартально (или по полугодиям), на третий и далее – в целом за год. Прогнозный баланс активов и пассивов предприятия составляется на конец каждого года планируемого периода.
В бизнес-плане обязательным является представление плановых документов в прогнозных ценах, т. е. ценах, выраженных в денежных единицах, соответствующих покупательной способности каждого периода осуществления проекта.
Прогнозные цены включают прогнозируемый уровень инфляции.
Прогноз прибылей и убытков отражает операционную деятельность фирмы в намеченный период.
Цель составления данного прогноза – в обобщенной форме представить результаты деятельности предприятия с точки зрения прибыльности. Прогноз прибылей и убытков показывает, как будет формироваться и изменяться прибыль, и, по существу, является прогнозом финансовых результатов. В бизнес-плане следует представить все виды налогообложения (табл. 14).
В прогнозе прибылей и убытков все значения приводятся без учета НДС, платежи по продажам и прямым издержкам отображаются на момент поставки продукции.
Прогнозный баланс характеризует финансовое положение предприятия на конец рассчитываемого периода времени и отражает ресурсы предприятия в единой денежной оценке по их составу и направлениям использования, с одной стороны (актив), и по источникам их финансирования – с другой (пассив).
Таблица 14
Расчет налогообложения
Наименование показателя
Величина показателя по периодам
200_ г.
200_ г.
200_ г.
1 кв.
2 кв.
3 кв.
4 кв.
1 п/г.
2 п/г.
Косвенные налоги
В том числе:
---
---
Налоги, подлежащие включению в себестоимость, всего
В том числе:
---
---
Налоги, относимые на финансовый результат
В том числе:
---
---
Налог на прибыль
В прогнозе движения денежных средств содержится информация, дополняющая данные прогнозного баланса и прогноза прибылей и убытков в части определения притока денежных средств, необходимых для выполнения запланированного объема финансово-хозяйственных операций. Все поступления и платежи учитываются в периоды времени, соответствующие фактическим датам осуществления этих платежей, с учетом времени задержки оплаты реализованной продукции (услуг), времени задержки платежей за поставки материалов и комплектующих изделий, условий реализации продукции (в кредит, с авансовыми платежами), а также условий финансирования производственных запасов.
В прогноз движения денежных средств не включается амортизация, хотя амортизационные отчисления относятся к разряду калькуляционных издержек; но они не представляют собой денежное обязательство. В действительности начисленная сумма амортизации остается на счете предприятия, пополняя остаток ликвидных средств. Все значения в прогнозе отражаются с учетом НДС, платежи по продажам и прямым издержкам отображаются на момент фактического совершения платежей.
Соответственно трем важнейшим сферам деятельности предприятия – операционной, или производственной, инвестиционной и финансовой – прогноз движения денежных средств состоит из трех разделов.
1. Кэш-фло от текущей (производственной) деятельности. Главным источником денежных средств от основной деятельности предприятия являются денежные средства, полученные от покупателей и заказчиков.
2. Кэш-фло от инвестиционной деятельности. В этой сфере сосредоточены денежные потоки от приобретения и продажи основных средств, нематериальных активов, ценных бумаг и других долгосрочных финансовых вложений, поступления и уплаты процентов по займам, от повторной реализации собственных акций и т. д.
Затраты на приобретение активов в будущие периоды деятельности должны быть учтены с учетом инфляции на основные фонды.
Учитывая то, что в нормальной экономической обстановке предприятия стремятся обычно к расширению и модернизации производственных мощностей, инвестиционная деятельность чаще всего приводит к оттоку денежных средств.
3. Кэш-фло от финансовой деятельности. В качестве поступлений здесь учитываются вклады владельцев предприятия, акционерный капитал, долгосрочные и краткосрочные займы, проценты по вкладам, положительные курсовые разницы. В качестве выплат – погашение займов, дивиденды и т. д. Финансовая деятельность на предприятии ведется с целью увеличения его денежных средств и служит для финансового обеспечения производственно-хозяйственной деятельности.
Сумма Кэш-фло (Кэш-баланс) каждого из разделов «Прогноза движения денежных средств» будет составлять остаток ликвидных средств в соответствующий период, при этом Кэш-баланс на конец расчетного периода будет равен сумме ликвидных средств текущего периода времени.
Остаток денежных средств на счете (баланс наличности) используется предприятием для выплат, на обеспечение производственной деятельности последующих периодов, инвестиций, погашения займов, выплаты налогов и личное потребление.
Следует отметить, что баланс наличности на конец периода не должен быть отрицательным в любой период осуществления проекта, т. к. отрицательное значение показывает дефицит бюджета проекта или, иными словами, недостаточность денежных средств на счетах и в кассе предприятия.
Следовательно, главная задача прогноза потока наличных средств – проверить синхронность поступления и расходования денежных средств, а значит, проверить будущую ликвидность предприятия.
Прогноз движения денежных средств является основным документом, предназначенным для определения потребности в капитале, выработки стратегии финансирования предприятия, а также оценки эффективности его использования.
В случае, если предприятие осуществляет расчеты не только в рублях, но и в иностранной валюте, финансово-экономические показатели должны рассчитываться отдельно в рублях и иностранной валюте. Приводятся также суммы оценки в рублях, при этом следует учитывать прогноз обменных курсов валют.
Таким образом, в бизнес-плане представляется три прогноза денежных потоков: прогноз для финансовых операций, совершаемых в иностранной валюте, в рублях и суммарный прогноз всех финансовых операций в рублях.
Финансовая оценка проекта. Оценка финансовой состоятельности проекта предполагает проведение анализа финансового предприятия в течение планируемого периода. Анализ проводится на основе данных прогноза финансовой отчетности предприятия.
В условиях инфляции финансовые отчеты должны быть приведены к сопоставимому виду. При этом удобнее всего произвести пересчет плановых документов в базисные цены. Сформированные таким образом финансовые документы могут быть помещены в «Приложение к бизнес-плану».
Финансовая оценка проекта включает расчет и анализ основных показателей финансово-экономического состояния предприятия. Набор показателей должен соответствовать выбранному в подразделе «Анализ финансово-экономического состояния предприятия» перечню показателей.
При прогнозировании финансово-экономического состояния предприятия по проекту дают оценку формы экономического роста, типа финансовой устойчивости предприятия, вероятности потенциального банкротства. В завершении определяется комплексная оценка финансово-экономического состояния предприятия.
Результаты финансовой оценки могут вызвать необходимость разработки нового варианта финансового плана при изменении исходных данных.
Прогноз запаса финансовой прочности. В бизнес-плане графическим или аналитическим путем определяется критический объем продаж (точка безубыточности или порог рентабельности) и запас финансовой прочности предприятия.
Критический объем продаж (Vпр) может быть рассчитан по следующей формуле:
Vпр = Спост / (1-Uпер) , (5.4)
где Спост – условно-постоянные расходы; Uпер – удельный вес условно-переменных расходов в объеме продаж, доли единицы.
Запас финансовой прочности определяется как разность между планируемым размером выручки и критическим объемом продаж и отражает размер, до которого можно снижать объем производства или цену продукции, с тем, чтобы производство не оказалось убыточным. Расчеты могут быть сведены в таблицу (табл. 15).
Таблица 15
Расчет безубыточности и запаса финансовой прочности
Наименование показателя
200_ г.
200_ г.
200_ г.
Объем продаж, тыс. р.
Условно-постоянные расходы, тыс. р.
Удельный вес условно-переменных расходов в
объеме продаж, доли единицы
Точка безубыточности, тыс. р.
Запас финансовой прочности, тыс. р.
Расчет обычно иллюстрируется построением графика безубыточности (рис. 2).
Рис. 2. График безубыточности
Для построения графика безубыточности составляются уравнения следующего вида:
1) уравнение выручки:
V = Ц ?Х , (5.5)
2) уравнение затрат:
С = Спост + Суд.пер ? Х , (5.6)
где V – выручка от реализации продукции, р.; Ц – цена единицы продукции без НДС, р.; Х – планируемый объем реализации продукции, шт.; С – полная себестоимость продукции, шт.; Спост – сумма условно-постоянных затрат, р.; Суд.пер – сумма условно-переменных затрат на единицу продукции, р.
Следует отметить, что если предприятие выпускает несколько видов продукции, результаты расчетов будут справедливы лишь для плановой структуры продаж. При изменении структуры расчеты необходимо корректировать.
5.2. Финансовая стратегия
Финансовый план бизнес-плана необходимо дополнить изложением финансовой стратегии, целью которой является составление плана получения и использования инвестиций, а также определение эффективности предполагаемого проекта.
При изложении финансовой стратегии в бизнес-план включается следующая информация:
• потребность в инвестициях и источники их финансирования;
• оценка эффективности проекта в целом;
• оценка эффективности участия в проекте;
• анализ чувствительности проекта;
• портфельные инвестиции.
Потребность в инвестициях и источники их финансирования. Осуществляется расчет потребности в материальных, финансовых и нематериальных инвестициях и обосновывается выбор источников их финансирования с учетом особенностей проекта, уровня риска и других факторов; представляются данные о предполагаемых условиях финансирования.
Потребность в инвестициях с указанием возможных источников их покрытия оформляется в виде таблицы (см. табл. 16).
Инвестиции могут быть в виде денежных средств, целевых банковских вкладов, кредитов, займов, залогов, технологий и любого другого имущества или имущественных прав, интеллектуальных ценностей.
В пояснениях к таблице необходимо привести обоснования выбора источников финансирования с учетом существа проекта, уровня риска и других факторов. Практически здесь речь идет о том, какую долю средств можно и нужно получить в форме кредита, а какую лучше привлечь в виде паевого капитала.
В данном подразделе необходимо предоставить данные об условиях финансирования, т. е. об условиях получения и возврата средств, погашения кредита.
Оценка эффективности проекта в целом. Определяется коммерческая эффективность бизнес-проекта. Для крупномасштабных проектов, отражающих интересы города, региона, страны, целесообразно оценивать общественную (социально-экономическую) эффективность проекта.
Таблица 16
Потребность в инвестициях и источники их финансирования
Наименование показателя
Величина показателя по периодам
200_ г.
200_ г.
200_г.
1 кв.
2 кв.
3 кв.
4 кв.
1 п/г.
2 п/г.
Потребность в инвестициях
всего
В том числе:
____________________
Источники финансирования
всего
В том числе:
привлеченный капитал и
займы:
____________________
собственный капитал:
____________________
Оценка эффективности участия в проекте.
В бизнес-плане может рассчитываться эффективность для отдельных участников бизнес-проекта с учетом их вклада в проект. Эффективность участия в проекте определяется с целью выявления степени заинтересованности в нем всех участников и, в связи с этим, возможности эффективной его практической реализации. По требованию органов государственного и/или регионального управления в бизнес-плане оценивается бюджетная эффективность.
Анализ чувствительности проекта – это метод изучения эффективности изменений интегральных показателей эффективности проекта в связи с изменениями ключевых параметров проекта (затрат на исследования и разработки, строительных издержек, размеров рынка, цены, издержек производства, затрат на рекламу и сбыт и т. п.). Это достаточно трудоемкий способ определения эффективности и устойчивости (степени рискованности) проекта (особенно с учетом большого числа ключевых параметров бизнес-плана). Однако он окупает себя, поскольку существенно повышает точность прогнозов, исследуя последствия различных вариантов развития.
Задача значительно упрощается при использовании специальных компьютерных программ для разработки финансовой части бизнес-плана.
Портфельные инвестиции. В данном подразделе приводятся сведения о планируемых вложениях средств в финансовые активы (акции, облигации и другие ценные бумаги), выпущенные частными компаниями и государством.
2.10 Оценка рисков и их снижение
Данный раздел содержит следующие составные части:
1. Анализ рисков. Оценка риска проекта.
2. Потери от риска. Тип области риска проекта.
3. Организационные меры по профилактике и нейтрализации рисков.
4. Программа страхования рисков.
Анализ рисков. Оценка риска проекта. Назначение анализа риска заключается в том, чтобы получить необходимые данные для принятия решений о целесообразности участия в проекте и оценить последствия.
При разработке бизнес-планов предполагаются различные уровни анализа рисков. Для крупных проектов необходим тщательный просчет рисков с использованием специального, иногда довольно сложного математического аппарата теории вероятности, для относительно небольших проектов порой достаточно анализа риска с помощью чисто экспертных методов.
Анализ риска включает два дополняющих друг друга вида: качественный и количественный.
На этапе качественного анализа определяют причины, факторы и потенциальные области риска, выявляют возможные его виды. При этом, как минимум, учитываются следующие виды рисков:
▪ производственные риски связаны с различными нарушениями в производственном процессе или в процессе поставок сырья, материалов, комплектующих изделий;
▪ коммерческие риски связаны с реализацией продукции на товарном рынке (уменьшением размеров и емкости рынков, снижением платежеспособного спроса, появлением новых конкурентов и т. д.);
▪ финансовые риски вызываются инфляционными процессами, неплатежами, колебаниями валютных курсов и пр.;
▪ риски, связанные с форс-мажорными обстоятельствами, – это риски, обусловленные непредвиденными обстоятельствами (от смены политического курса страны до забастовок и землетрясений).
Количественный анализ заключается в оценке степени риска как в отношении отдельных рисков, так и проекта в целом.
Вероятность каждого типа рисков и убытки, вызываемые ими, различны, поэтому необходимо их спрогнозировать и, по-возможности, рассчитать. Способы расчета разнообразны и в достаточной мере освещены в экономической литературе.
Потери от риска. Тип области риска проекта. Для наиболее значимых рисков в бизнес-плане целесообразно оценить потери от риска: материальные, трудовые, финансовые, потери времени, специальные виды потерь.
Материальные потери – это затраты или прямые потери материальных объектов в натуральном выражении (здания, сооружения, передаточные устройства, продукция, полуфабрикаты, материалы, сырье, комплектующие изделия).
Трудовые потери – потери рабочего времени, вызванные случайными или непредвиденными обстоятельствами.
Финансовые потери – возникают в результате прямого денежного ущерба (платежи, штрафы, выплаты за просроченные кредиты и т. д.). Они могут быть также результатом неполучения или недополучения денег из предусмотренных проектом источников, невозвращение долгов и т. д.
Потери времени возникают в том случае, если процесс предпринимательской деятельности идет медленнее предусмотренного проектом (измеряется часами, сутками, декадами, месяцами и т. д.).
К числу специальных видов потерь можно отнести: потери, связанные с нанесением ущерба здоровью и жизни людей, окружающей среде, престижу предпринимателя и с другими неблагоприятными и морально-психологическими факторами. Особая группа специальных видов потерь – потери от воздействия непредвиденных факторов политического характера. К типичным источникам политического риска можно отнести: снижение деловой активности людей, снижение уровня деловой и исполнительной дисциплины, неустойчивость налоговых ставок и т.д.
В завершение анализа можно определить тип области риска деятельности фирм при реализации проекта.
В условиях рыночной экономики выделяют пять основных областей риска деятельности любой фирмы.
Безрисковая область – при реализации проекта фирма ничем не рискует, отсутствуют какие-либо потери, фирма получает, как минимум, расчетную прибыль. Теоретически при выполнении проекта прибыль фирмы не ограничена.
Область минимального риска – в результате деятельности фирма рискует частью или всей величиной чистой прибыли.
Область повышенного риска – фирма рискует тем, что в худшем случае произойдет покрытие всех затрат, а в лучшем – получит прибыль намного меньше расчетного уровня. В этой области возможна производственная деятельность краткосрочных кредитов.
Область критического риска – фирма рискует потерять не только прибыль, но и недополучить предполагаемую выручку и затраты будет возмещать за свой счет.
Область недопустимого (катастрофического) риска – деятельность фирмы при реализации проекта может привести к банкротству, потере инвестиций.
Организационные меры по профилактике и нейтрализации рисков. Наиболее значимые для реализации проекта риски в этом подразделе бизнес-плана рассматриваются более детально. Подробная характеристика рисков может быть представлена в табличной форме (табл. 17).
Таблица 17
Характеристика рисков в деятельности предприятия
Вид,
сущность риска
Причины риска
Факторы риска
Методы компенсации риска
При заполнении таблицы можно воспользоваться результатами анализа наиболее существенных рисков. Особое внимание в данном подразделе должно быть уделено методам компенсации и снижения риска, т. е. предотвращению неблагоприятных событий или ослаблению их негативного эффекта.
Для снижения степени риска применяются различные приемы. Наиболее распространенными являются: диверсификация, страхование, лимитирование, самострахование, распределение риска.
Диверсификация – это распределение капиталовложений между разнообразными видами деятельности, результаты которых непосредственно не связаны. Предприятие, неся убытки по одному виду деятельности, может получить прибыль за счет другой сферы деятельности. Диверсификация позволяет повысить устойчивость предприятия к изменениям в предпринимательской среде.
Страхование – это передача определенных рисков страховой компании. Широко используется такой вид страхования, как хеджирование – страхование цены товара от риска либо нежелательного для предпринимателя падения, либо невыгодного для потребителя увеличения.
По целям и технике проведения операции хеджирование делится на хеджирование продажей, т. е. заключение производителем или товаровладельцем фьючерсного контракта с целью страхования от снижения цены при продаже в будущем товара, либо еще не произведенного, но предусмотренного к обязательной поставке в определенный срок; хеджирование покупкой, т. е. заключение потребителем или продавцом фьючерсного контракта с целью страхования от увеличения цены при покупке в будущем необходимого товара.
Лимитирование предполагает установление лимита, т. е. определенных сумм расходов, продажи товаров в кредит, сумм вложения капитала и т. п.
В процессе самострахования создаются различные резервные и страховые фонды. Эти фонды в зависимости от цели назначения могут создаваться в натуральной или денежной форме.
Распределение риска предполагает распределение риска между участниками проекта.
К конкретным мерам снижения производственных рисков можно отнести действенный контроль за ходом производственного процесса и усиление влияния на поставщиков путем диверсификации и дублирования поставщиков, применения импортозамещающих комплектующих и прочие меры.
Мерами снижения коммерческих рисков могут быть: систематическое изучение конъюнктуры рынка, создание дилерской сети, соответствующая ценовая политика, образование сети сервисного обслуживания, формирование общественного мнения и фирменного стиля, реклама и т. д.
Финансовые риски могут быть снижены благодаря созданию системы эффективного финансового менеджмента на предприятии, работе с дилерами на условиях предоплаты и т. д.
Мерой по снижению рисков, связанных с форсмажорными обстоятельствами, служит работа предприятия с достаточным запасом финансовой прочности.