Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 1.2
Содержание и структура Федерального государственного образовательного стандарта
1. Содержательные компоненты ФГОС.
2. Структурные компоненты ФГОС.
3. Системно - деятельностный подход к социальному проектированию
в ФГОС.
1. Содержательные компоненты ФГОС.
Федеральный компонент ФГОС устанавливает:
• обязательный минимум содержания основных образовательных программ;
• требования к уровню подготовки выпускников;
• максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, а также нормативы учебного времени.
ФГОС общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Стандарт включает в себя требования:
• к результатам освоения основной образовательной программы общего образования;
• к структуре основной образовательной программы общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
• к условиям реализации основной образовательной программы общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.
Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы основного общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на всех ступенях общего образования, самоценность ступеней общего образования как фундамента всего последующего образования.
Таким образом, в самом общем виде содержание регламентируемых требований к структуре образовательных программ, требованиям к условиям реализации основных образовательных программ и требования к результатам их освоения. В качестве «пакета сопровождения» участники образовательного процесса получат следующие документы:
- Примерная образовательная программа.
- Фундаментальное ядро содержания образования.
- Программа универсальных учебных действий.
- Базисный образовательный учебный план.
- Планируемые результаты освоения учебных программ.
- Примерные учебные программы.
- Система и модели оценочной деятельности и др.
Исходя из этого, требования к результатам образования предлагается разделить на 2 типа: требования к результатам, не подлежащим формальному итоговому контролю и аттестации, и требования к результатам, подлежащим проверке и аттестации.
К результатам, которые не подлежат формализованному итоговому контролю и итоговой аттестации, по концепции ФГОС, относятся:
• ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.);
• характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);
• индивидуальные психологические характеристики личности.
Эти результаты будут выявляться в ходе массовых мониторинговых, социологических и других исследований; они станут одним из средств оценки эффективности деятельности образовательных учреждений, системы образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
К результатам, которые подлежат проверке и аттестации, по концепции ФГОС, относятся:
• научные знания и представления о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах;
• умения учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности, обобщённые способы деятельности;
• коммуникативные и информационные умения;
• умение оценивать объекты окружающей действительности
с определённых позиций;
• способность к контролю и самоконтролю;
• способность к творческому решению учебных и практических задач.
В соответствии со стандартом на ступенях общего образования осуществляется:
• становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
• формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности — умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
• духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
• укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника:
• любящий свой народ, свой край и свою Родину;
• уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
• любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
• владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
• готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
• доброжелательный и умеющий слушать собеседник.
2.Структурные компоненты ФГОС.
Федеральный компонент – основная часть государственного стандарта общего образования, обязательная для всех государственных, муниципальных, негосударственных образовательных учреждений РФ, реализующих основные образовательные программы общего образования
и имеющих государственную аккредитацию.
Федеральный компонент структурирован по ступеням общего образования: начальное общее, основное общее, среднее(полное) общее образование; внутри ступеней – по учебным предметам;
Образовательные стандарты по учебному предмету включают:
• цели изучения учебного предмета;
• обязательный минимум содержания основных образовательных программ по данному учебному предмету;
• требования к уровню подготовки выпускников по данному предмету.
Федеральный компонент Государственного стандарта среднего (общего) образования представлен на базовом и профильном уровнях.
В федеральном компоненте цели общего образования конкретизируются на каждой его ступени (цели начального общего, основного общего
и среднего(полного)общего образования) и по отдельным учебным предметам.
Федеральный компонент направлен на реализацию следующих основных целей:
• формирование у обучающихся гражданской ответственности
и правового самосознания, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе;
• дифференциация обучения с широкими и гибкими возможностями построения старшеклассниками индивидуальных образовательных программ в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями;
• обеспечение равных возможностей обучающимся для их последующего профессионального образования и профессиональной деятельности, в том числе с учётом реальных потребностей рынка труда.
Большинство учебных предметов федерального компонента представлено на двух уровнях — базовом и профильном. Оба уровня стандарта имеют общеобразовательный характер, однако они ориентированы на приоритетное решение разных комплексов задач.
Базовый уровень стандарта учебного предмета ориентирован
на формирование общей культуры и в большей степени связан
с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации.
Профильный уровень стандарта учебного предмета выбирается исходя
из личных склонностей, потребностей учащегося, и ориентирован на его подготовку к последующему профессиональному образованию
или профессиональной деятельности.
Примерными профилями обучения могут быть гуманитарный, социально-экономический, естественно-математический и технологический.
Обязательный минимум представлен в форме набора предметных тем (дидактических единиц), включаемых в обязательном порядке в основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
Обязательный минимум представлен в двух форматах. Прямым шрифтом выделено содержание, изучение которого является объектом контроля
и оценки в рамках итоговой аттестации выпускников. Курсивом выделено содержание, которое подлежит изучению, но не является объектом контроля и не включается в требования к уровню подготовки выпускников.
Требования к уровню подготовки выпускников (далее — требования) — установленные стандартом результаты освоения выпускниками обязательного минимума федерального компонента Государственного стандарта общего образования, необходимые для получения государственного документа о достигнутом уровне общего образования.
Требования задаются в деятельностной форме (что в результате изучения данного учебного предмета учащиеся должны знать, уметь, использовать
в практической деятельности и повседневной жизни). Деятельностный подход необходим для формирования у учащихся соответствующих практических компетенций.
Требования служат основной разработки контрольно – измерительных материалов для государственной аттестации выпускников образовательных учреждений, реализующих программы основного общего и среднего (полного) образования.
3.Системно – деятельностный подход к социальному проектированию в ФГОС.
Социальное проектирование в педагогической сфере представляет собой разработку идеи образования в обществе личности, способной к успешной социализации, реализации социальных ожиданий и существенному вкладу в общественное развитие.
В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
• воспитание и развитие качеств личности, отвечающим требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, политкультурного
и поликонфессионального состава российского общества;
• переход к стратегии социального проектирования и конструирования
в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
• ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
• признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального
и познавательного развития обучающихся;
• учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
• обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
• разнообразие организационных форм и учёт индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей
с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
• гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Вопросы для обсуждения:
• Какие требования к основной образовательной программе включает в себя стандарт и почему?
• Какие результаты подлежат проверке и аттестации, согласно концепции ФГОС?
• Что вы считаете главным в содержании ФГОС?
• На достижение каких целей направлен ФГОС и почему?
• Какие контрольно-измерительные материалы для оценки результатов реализации ФГОС вам известны?
• В чём заключается сущность системно-деятельностного подхода к разработке ФГОС?
• Какие индивидуальные особенности учащихся важно учитывать при реализации ФГОС?