Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Содержание и структура Федерального государственного образовательного стандарта

  • 👀 963 просмотра
  • 📌 894 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Содержание и структура Федерального государственного образовательного стандарта» docx
Лекция 1.2 Содержание и структура Федерального государственного образовательного стандарта 1. Содержательные компоненты ФГОС. 2. Структурные компоненты ФГОС. 3. Системно - деятельностный подход к социальному проекти­рованию в ФГОС. 1. Содержательные компоненты ФГОС. Федеральный компонент ФГОС устанавливает: • обязательный минимум содержания основных образова­тельных программ; • требования к уровню подготовки выпускников; • максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, а также нормативы учебного времени. ФГОС общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основ­ной образовательной программы общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Стандарт включает в себя требования: • к результатам освоения основной образовательной про­граммы общего образования; • к структуре основной образовательной программы общего образования, в том числе требования к соотноше­нию частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образова­тельной программы и части, формируемой участниками образо­вательного процесса; • к условиям реализации основной образовательной программы общего образования, в том числе ка­дровым, финансовым, материально-техническим и иным усло­виям. Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы основного общего обра­зования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на всех ступенях общего образования, само­ценность ступеней общего образования как фунда­мента всего последующего образования. Таким образом, в самом общем виде содержание регламентируемых требований к структуре образовательных программ, требованиям к условиям реализации основных образовательных программ и требования к результатам их освоения. В качестве «пакета сопровождения» участники образовательного процесса получат следующие документы: - Примерная образовательная программа. - Фундаментальное ядро содержания образования. - Программа универсальных учебных действий. - Базисный образовательный учебный план. - Планируемые результаты освоения учебных программ. - Примерные учебные программы. - Система и модели оценочной деятельности и др. Исходя из этого, требования к результатам образования предлагается разделить на 2 типа: требования к результатам, не подлежащим формальному итоговому контролю и аттестации, и требования к результатам, подлежащим проверке и аттестации. К результатам, которые не подлежат формализованному итоговому контролю и итоговой аттестации, по концепции ФГОС, относятся: • ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстети­ческие взгляды, политические предпочтения и др.); • характеристика социальных чувств (патриотизм, толерант­ность, гуманизм и др.); • индивидуальные психологические характеристики личности. Эти результаты будут выявляться в ходе массовых монито­ринговых, социологических и других исследований; они станут одним из средств оценки эффективности деятельности образова­тельных учреждений, системы образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. К результатам, которые подлежат проверке и аттестации, по концепции ФГОС, относятся: • научные знания и представления о природе, обществе, че­ловеке, знаковых и информационных системах; • умения учебно-познавательной, исследовательской, прак­тической деятельности, обобщённые способы деятельности; • коммуникативные и информационные умения; • умение оценивать объекты окружающей действительности с определённых позиций; • способность к контролю и самоконтролю; • способность к творческому решению учебных и практиче­ских задач. В соответствии со стандартом на ступенях общего образования осуществляется: • становление основ гражданской идентичности и мировоз­зрения обучающихся; • формирование основ умения учиться и способности к ор­ганизации своей деятельности — умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодей­ствовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе; • духовно-нравственное развитие и воспитание обучающих­ся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нрав­ственных установок, национальных ценностей; • укрепление физического и духовного здоровья обучаю­щихся. Стандарт ориентирован на становление личностных характе­ристик выпускника: • любящий свой народ, свой край и свою Родину; • уважающий и принимающий ценности семьи и общества; • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; • доброжелательный и умеющий слушать собеседник. 2.Структурные компоненты ФГОС. Федеральный компонент – основная часть государственного стандарта общего образования, обязательная для всех государственных, муниципальных, негосударственных образовательных учреждений РФ, реализующих основные образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию. Федеральный компонент структурирован по ступеням общего образования: начальное общее, основное общее, среднее(полное) общее образование; внутри ступеней – по учебным предметам; Образовательные стандарты по учебному предмету включают: • цели изучения учебного предмета; • обязательный минимум содержания основных образовательных программ по данному учебному предмету; • требования к уровню подготовки выпускников по данному предмету. Федеральный компонент Государственного стандарта среднего (общего) образования представлен на базовом и профильном уровнях. В федеральном компоненте цели общего образования конкретизируются на каждой его ступени (цели начального общего, основного общего и среднего(полного)общего образования) и по отдельным учебным предметам. Федеральный компонент направлен на реализацию следую­щих основных целей: • формирование у обучающихся гражданской ответственно­сти и правового самосознания, духовности и культуры, самосто­ятельности, инициативности, способности к успешной социали­зации в обществе; • дифференциация обучения с широкими и гибкими воз­можностями построения старшеклассниками индивидуальных образовательных программ в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями; • обеспечение равных возможностей обучающимся для их последующего профессионального образования и профессио­нальной деятельности, в том числе с учётом реальных потребно­стей рынка труда. Большинство учебных предметов федерального компонен­та представлено на двух уровнях — базовом и профильном. Оба уровня стандарта имеют общеобразовательный характер, однако они ориентированы на приоритетное решение разных комплек­сов задач. Базовый уровень стандарта учебного предмета ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задача­ми общего образования, задачами социализации. Профильный уровень стандарта учебного предмета выбира­ется исходя из личных склонностей, потребностей учащегося, и ориентирован на его подготовку к последующему профессио­нальному образованию или профессиональной деятельности. Примерными профилями обучения могут быть гуманитар­ный, социально-экономический, естественно-математический и технологический. Обязательный минимум представлен в форме набора пред­метных тем (дидактических единиц), включаемых в обязатель­ном порядке в основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образова­ния. Обязательный минимум представлен в двух форматах. Пря­мым шрифтом выделено содержание, изучение которого явля­ется объектом контроля и оценки в рамках итоговой аттестации выпускников. Курсивом выделено содержание, которое подле­жит изучению, но не является объектом контроля и не включа­ется в требования к уровню подготовки выпускников. Требования к уровню подготовки выпускников (далее — требования) — установленные стандартом результаты освоения выпускниками обязательного минимума федерального компонента Государственного стандарта общего образования, необходимые для получения государственного документа о достигнутом уровне общего образования. Требования задаются в деятельностной форме (что в результате изучения данного учебного предмета учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни). Деятельностный подход необходим для формирования у учащихся соответствующих практических компетенций. Требования служат основной разработки контрольно – измерительных материалов для государственной аттестации выпускников образовательных учреждений, реализующих программы основного общего и среднего (полного) образования. 3.Системно – деятельностный подход к социальному проектированию в ФГОС. Социальное проектирование в педагогической сфере представляет собой разработку идеи образования в обществе личности, способной к успешной социализации, реализации социальных ожиданий и существенному вкладу в общественное развитие. В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: • воспитание и развитие качеств личности, отвечающим требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, политкультурного и поликонфессионального состава российского общества; • переход к стратегии социального проектирования и кон­струирования в системе образования на основе разработки со­держания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся; • ориентацию на результаты образования как системообра­зующий компонент стандарта, где развитие личности обучающе­гося на основе усвоения универсальных учебных действий, по­знания и освоения мира составляет цель и основной результат образования; • признание решающей роли содержания образования, спо­собов организации образовательной деятельности и взаимодей­ствия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучаю­щихся; • учёт индивидуальных возрастных, психологических и фи­зиологических особенностей обучающихся, роли и значения ви­дов деятельности и форм общения для определения целей обра­зования и воспитания и путей их достижения; • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования; • разнообразие организационных форм и учёт индивиду­альных особенностей каждого обучающегося (включая одарён­ных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности; • гарантированность достижения планируемых результа­тов освоения основной образовательной программы общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, ком­петенций, видов и способов деятельности. Вопросы для обсуждения: • Какие требования к основной образовательной программе включает в себя стандарт и почему? • Какие результаты подлежат проверке и аттестации, согласно концепции ФГОС? • Что вы считаете главным в содержании ФГОС? • На достижение каких целей направлен ФГОС и почему? • Какие контрольно-измерительные материалы для оценки результатов реализации ФГОС вам известны? • В чём заключается сущность системно-деятельностного подхода к разработке ФГОС? • Какие индивидуальные особенности учащихся важно учитывать при реализации ФГОС?
«Содержание и структура Федерального государственного образовательного стандарта» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot