Социология личности
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема 3. Социология личности
1. Социологический подход к личности
Одним из центральных направлений социологии является исследование личности.
Это обуславливается рядом факторов:
1) личность является одним из главных субъектов общественных отношений;
2) функционирование общества невозможно без учета потребностей и интересов
личности;
3) личность представляет собой индикатор общественного развития.
Однако прежде чем приступать к рассмотрению личности, необходимо
проанализировать такие близкие к этому понятию термины, как «человек», «индивид»,
«индивидуальность».
Человек – это высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественноэкономической деятельности и культуры.
Индивид – отдельно взятый человек как представитель рода.
Индивидуальность – специфические природные и социальные качества, которые
сложились у человека на основе унаследованных биологических предпосылок, его
социального положения и воспитания.
В процессе развития социологического знания сформировались различные подходы
к рассмотрению и анализу личности. Среди них можно выделить шесть основных подходов.
1. Диалектико-материалистический подход, согласно которому человек изначально
есть существо социальное, а его становление как личности происходит под действием
четырех факторов: биологии индивида, его социального окружения, воспитания и навыков
самовоспитания.
2. Антропологический подход, при котором личность рассматривается как носитель
общечеловеческих свойств, как родовое понятие, обозначающее представителя рода
человеческого, совпадая, таким образом, с понятиями человека и индивида.
3. Нормативный подход, в рамках которого личность определяется как социальное
существо, обладающее рядом положительных качеств, относящихся к сознанию и
деятельностью.
4. Социологический подход, суть которого заключается в понимании каждого
человека как личности, которая рассматривается как конкретное выражение сущности
индивида, целостное воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и
качеств данного общества.
5. Персоналистический подход, в котором личность представляет собой
совокупность психических реакций человека на мнение о нем окружающих, а главным
механизмом ее формирования выступает «я – восприятие».
6. Биолого-генетический подход предполагает, что поведение человека определяется
его биопрограммой.
Анализируя все указанные подходы, можно дать системное определение личности,
которое должно строится на следующих принципах:
1) личность выступает одновременно субъектом и объектом как социальных, так и
биологических отношений;
2) личность обладает определенной свободой выбора своего поведения, что
обуславливается несовпадением социальных и биологических условий;
3) личность, будучи биосоциальным явлением, объединяет в себе как черты
биологического рода человека, так и социальной общности, в которой она существует;
4) поведение личности зависит от ее неповторимых личностных характеристик,
через которые преломляется общественный и личный жизненный опыт.
Учитывая все эти принципы, личность можно определить как интегральное понятие,
характеризующее человека в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и
объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуальнонеповторимое.
Изучение и анализ личности как сложного социального явления предполагает
выделение ее структуры. Исходя из указанных особенностей личности как явления, можно
выделить следующие элементы ее структуры: биологическое, психологическое и
социальное. Биологический уровень включает в себя природные, общие по происхождению
качества личности (строение тела, половозрастные особенности, темперамент и т. д.).
Психологический уровень личности объединяет ее психологические особенности (чувства,
воля, память, мышление). Психологические особенности находятся в тесной взаимосвязи с
наследственностью личности. Наконец, социальный уровень личности разделяется на три
подуровня:
1) собственно-социологический (мотивы поведения, интересы личности, жизненный
опыт, цели), этот подуровень тесно связан с общественным сознанием, которое объективно
по отношению к каждому человеку, выступая как часть социальной среды, как материал
для индивидуального сознания;
2) специфически-культурный (ценностные и иные установки, нормы поведения);
3) нравственный (мораль, нравственность).
Особое внимание при исследовании личности как субъекта общественных
отношений социологи уделяют внутренним детерминантам ее социального поведения. К
таким детерминантам относятся, прежде всего, потребности и интересы.
Потребности – это те формы взаимодействия с миром (материальные и духовные),
необходимость которых обусловлена особенностями воспроизводства и развития его
биологической, психологической, социальной определенности и которые осознаются,
ощущаются человеком в какой-либо форме.
Интересы – это осознанные потребности личности. Потребности и интересы
личности лежат в основе ее ценностного отношения к окружающему миру, в основе
системы ее ценностей и ценностных ориентаций.
Важной составляющим социологического учения о личности является ее типология.
Социальный тип личности – это способ осуществления человеком различных видов
деятельности,
определенная
совокупность
свойств
личности,
выражающая
принадлежность индивида к социальной группе.
Понятие «социальный тип личности» фиксирует отражение совокупности
повторяющихся социальных качеств личностей, входящих в какую-либо социальную
общность. Как уже было указано, личность является сложным многоуровневым явлением,
что обуславливает существование различных вариаций. В социологии накоплен
значительный материал по этой проблеме. Остановимся на наиболее разработанных и
существующих классификациях. Впервые попытка создать классификационную систему
личности была предпринята Э. Шпрангером в 1914 г. Исследователь разработал шесть
«идеальных типов» личности на основе их мотивационной направленности.
1) теоретический тип – ориентированность на получение новых знаний;
2) экономический тип – основой поведения выступает прагматическая ориентация;
3) социальный – стремление к общению, направленность на социальное окружение;
4) эстетический – склонность к впечатлениям, переживаниям и самовыражению;
5) политический – стремление к господству и распределению социальных ролей, а также
склонность к подчинению;
6) религиозный – ориентация на поиск высшего смысла жизни, общение с Богом.
При этом Э. Шпрангер указывает, что все эти типы не встречаются в чистом виде, а
кроме того, существует множество вариаций проявления одного и того же типа.
Другой распространенной в социологии классификацией является разделение
личностей на базисные и идеальные. Базисная личность – это личность, наиболее
характерная для определенных социальных условий. Идеальный тип – это личность,
наиболее отвечающая определенным социальным условиям. Таким образом, нетрудно
заметить, что в данном случае основой классификации выступает отношение между
личностью и существующими социальными условиями. Различие между этими
личностными структурами существенно. Идеал в принципе никогда не получит своей
завершающей реализации, но в каждый данный момент он получает свое воплощение в
базисном типе личности. Однако нетрудно увидеть, что оба этих типа также можно
разделить на множество подтипов, в основе чего могут лежать другие критерии.
Еще одной классификацией является типологическая система Э. Фромма. В основе
его классификации лежит ориентация личности в отношениях с обществом. Так, в основе
непродуктивной личности лежит непродуктивная ориентация, т. е. неспособность к
самовыражению. В основе продуктивной личности лежит продуктивная ориентация –
способность к изменению своего окружения, к самовыражению. Однако при этом сам
исследователь отмечает, что личностей с одним типом ориентации не существует. Обычно
в каждой личности сочетаются как продуктивная, так и непродуктивная ориентации.
Вопрос лишь в том, какая из них доминирует.
Американский социолог Д. Рисмэн предложил деление всех типов личности, исходя
из их ориентации, на внутреннюю, внешнюю и «по-иному ориентированную». Внутренне
ориентированная личность обладает способностью сохранять баланс между потребностями
для достижения своих жизненных интересов и окружающей средой. Внешне
ориентированная личность лишена такой возможности. Личность же «по-иному
ориентированная» способна реагировать на изменения в окружающем обществе.
Среди разработок отечественных ученых в этой области можно отметить выделение
нового типа личности, который сложился в 30-е гг. XX в. под влиянием социалистической
формы организации общественной жизни.
Данный тип получил название командно-административный тип личности. Для
такого типа личности характерны такие качества, как конформизм, отсутствие автономии,
боязнь конфликтов, недостаточная ориентированность на результаты труда,
безынициативность, нежелание идти на риск, недоверие к новому, враждебность к
переменам, нетерпимость к различным отклонениям.
В современных условиях под влиянием рыночных реформ и демократических
ценностей в России формируется новый демократический тип личности.
2. Социальное действие и взаимодействие. Статусно-ролевая структура
общества
Социальная структура - анатомический скелет общества. Под структурой в науке
принято понимать совокупность функционально взаимосвязанных элементов,
составляющих внутреннее строение объекта. Элементами социальной структуры
выступают социальные статусы и роли. Их количество, порядок расположения и характер
зависимости друг от друга определяют содержание конкретной структуры конкретного
общества. Совершенно очевидно, что социальная структура древнего и современного
общества различается очень сильно. Хотя структура описывает устойчивый, неподвижный
момент строения общества, исторически она изменяется. Подвижность ей придают
социальные роли, которые выполняются в процессе взаимодействия индивидов. Итак, мы
начнем с понятия социального действия с тем, чтобы перейти от него к статусам и ролям.
Один из основателей социологии Макс Вебер (1864 - 1920) определил социологию как
науку, изучающую социальное действие, под которым он понимал любое действие,
ориентированное на мотивы других людей. Оно обладает двумя обязательными чертами:
осознанная мотивация и ориентация на других (ожидание). Без первой нельзя говорить о
нем как о действии, без второй - называть его социальным. Почему социологу необходимо
изучать мотивы? Вебер полагал, что без учета мотивов социология не в состоянии
установить причинные связи, которые только и позволяют создать крупномасштабную и
объективную картину социального процесса. Семья, нация, государство и армия, в отличие
от человека, не имеют живого организма, значит, не обладают мышлением, волей и
мотивами. Нельзя говорить о "коллективном сознании" или "воле государства" как о
реальных вещах. Хотя в метафорическом можно. Конечно, это не значит, что их нельзя или
не следует изучать. Напротив, еще как необходимо, но иначе, чем отдельного индивида.
Думается, что и сегодня с Вебером спорить никто не будет. Мотивация - субъективно
подразумеваемый смысл действия. Социальным выступает только такое действие, которое
понятно другим людям. Но может ли быть понятным другим такое действие, которое
непонятно самому субъекту? Нет, понятным может быть только осмысленное действие, т.е.
направленное на ясную цель и использующее средства, которые вы признаете
соответствующими этим целям. Поведение, обладающее указанными критериями,
называется целерациональным. Для его понимания нет надобности обращаться к
психологии и говорить о душе, чувствах или аффектах. Оно - основной тип в
классификации социальных действий М. Вебера. Возьмем целерациональное действие за
эталон и будем сравнивать с ним все другие действия людей, а их - великое множество.
Получим шкалу, построенную на принципе сравнения всякого действия с
целерациональным. По мере убывания рациональности поступки становятся все менее
понятными, цели - ясными, а средства - определенными. В конце шкалы мы обнаружим
иррациональное действие, совершаемое вопреки здравому смыслу и собственным
интересам. Назовем его действием с отрицательной целью. Оно выпадает из поля зрения
социологии, хотя остается объектом психоанализа. По соседству примостилось
аффективное действие, у которого вообще нет цели. Оно совершается при сильном
раздражении, вспышке гнева, стрессе или агрессии. Им занимается традиционная
психология. Середину веберовской шкалы занимают ценностнорациональные
и традиционные действия. Традиционное действие - это действие, совершаемое
автоматически, в силу привычки. Ежедневно мы чистим зубы, одеваемся, совершаем
множество других привычных действий, над смыслом которых даже не задумываемся.
Лишь в том случае, если возникло затруднение и мы не можем определить, например,
какого цвета рубашку надеть на сей раз, автоматизм разрушается, и мы задумываемся. А
это означает, что мы совершаем социальное действие. Ценностно-рациональное действие
основано на сознательной вере в то, что наш поступок имеет эстетическую, этическую,
религиозную или какую-либо иную ценность. Оно не должно быть ориентировано на успех
или выгоду. Ценностно-рациональное действие бескорыстно. В самом деле, когда мы
ставим цель, допустим, получение прибыли, то ожидаем достичь успеха. Но ценностнорационально поступает только тот, кто, не считаясь с предвиденными последствиями,
действует в соответствии со своими убеждениями и выполняет то, что требует от него долг,
достоинство, красота, честь либо религиозные принципы. У такого действия, в
сопоставлении с целерациональным, нет цели, результата, успеха, но есть мотив, смысл,
средства, ориентация на других. У аффективного и традиционного действия нет цели,
результата, успеха, мотива, смысла и ориентации на других. Иначе говоря, два последних
типа действия лишены признаков социального действия. В силу этого Вебер считал: только
целе- и ценностно-рациональное действие суть социальные действия. Напротив,
традиционное и аффективное действия к ним не относятся. Конечно, реально протекающее
поведение людей ориентировано не на один, а на несколько типов действия. В нем
сочетаются, в разной пропорции, элементы традиционного, аффективного, целе- и
ценностно-рационального действий. Социальное взаимодействие повседневной жизни мы
то и дело совершаем множество элементарных актов социального взаимодействия, даже не
подозревая о том. Встречаясь, мы здороваемся за руку и говорим приветствие, входя в
автобус, пропускаем вперед женщин, детей и пожилых людей. Все это - акты социального
взаимодействия. Оно складывается из отдельных социальных действий. Однако далеко не
все, что мы делаем во взаимосвязи с другими людьми, относится к социальному
взаимодействию. Если автомобиль сбил прохожего, то это обычное дорожно-транспортное
происшествие. Но оно становится социальным взаимодействием, когда водитель и
пешеход, разбирая происшедшее, отстаивают каждый свои интересы как представители
двух больших социальных групп. Водитель настаивает на том, что дороги построены для
автомобилей, и пешеход не имеет права переходить, где заблагорассудится. Пешеход,
напротив, убежден в том, что главное лицо в городе - он, а не водитель, и города созданы
для людей, но не машин. В данном случае водитель и пешеход обозначают социальные
статусы. У каждого из них свой круг прав и обязанностей. Выполняя роль водителя и
пешехода, двое мужчин выясняют не личные отношения, основанные на симпатии или
антипатии, а вступают в социальные отношения, ведут себя как обладатели социальных
статусов, которые определены обществом. Общаясь между собой, они рассказывают не о
семейных делах, погоде или видах на урожай. Содержанием их беседы выступают
социальные символы и значения: предназначение такого территориального поселения, как
город, нормы перехода проезжей части, приоритеты человека и автомобиля и т.п.
Выделенные курсивом понятия составляют атрибуты социального взаимодействия. Оно,
как и социальное действие, встречается повсюду, поэтому одной из самых
распространенных теорий личности в современной социологии является статусно-ролевая
концепция. В рамках данной концепции личность рассматривается как деятельностный
субъект, занимающий в социуме определенное место и выполняющий в соответствии с ним
набор функций. Статусно-ролевая концепция была разработана в трудах американских
социологами Дж. Мида и Р. Линтона. Значительно обогатили теоретический материал этой
теории труды Т. Парсонса. Ролевая теория личности описывает ее социальное поведение
двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль».
Итак, согласно указанной концепции каждый человек занимает в обществе
определенное место. Данное место определяется рядом общественных позиций, которые
предполагают наличие определенных прав и обязанностей.
Именно эти позиции и являются социальными статусами человека. Таким образом,
нетрудно увидеть, что каждый человек имеет одновременно несколько социальных
статусов. Однако при этом один из статусов всегда является основным или базисным. Как
правило, базисный статус выражает должность человека. Социальный статус –
интегральный показатель общественного положения личности, социальной группы,
охватывающий профессию, квалификацию, должность, характер выполняемой работы,
материальное положение, политическую принадлежность, деловые связи, возраст,
семейное положение и др. В социологии существует классификация социальных статусов
на предписанные и приобретенные. Предписанный статус – это позиция человека в
обществе, занимаемая им независимо от личных заслуг, а навязываемая социальным
окружением. Чаще всего предписанный статус отражает врожденные качества человека
(расу, пол, национальность, возраст).
Приобретенный статус – это положение в обществе, достигнутое самим человеком.
Однако личность может иметь также смешанный статус, который сочетает в себе оба типа.
Ярким примером смешанного статуса является состояние в браке.
Помимо указанных типов, выделяются также естественные и профессиональнодолжностные статусы. Естественный статус личности – место человека в системе
общественных отношений, определяемое существенными и относительно устойчивыми
характеристиками человека. Профессионально-должностной статус – это социальный
показатель, который фиксирует социальное, экономическое и производственное положение
человека в обществе. Таким образом, социальный статус обозначает конкретное место,
которое занимает индивид в данной социальной системе.
С понятием «социальный статус» тесно связано понятие «социальная роль».
Социальная роль – это совокупность действий, которые должен выполнить человек,
занимающий данный статус в социальной системе. При этом каждый статус предполагает
выполнение не одной, а нескольких ролей. Совокупность ролей, выполнение которых
предписывается одним статусом, называется ролевым набором. Очевидно, что чем выше
положение человека в обществе, т. е. чем больше у него социальный статус, тем больше
ролей он выполняет. Так, совершенно очевидно различие ролевого набора Президента
государства и рабочего металлопрокатного завода. Систематизация социальных ролей
впервые была разработана Т. Парсонсом, который выделил пять оснований, по которым
можно классифицировать ту или иную роль:
1) эмоциональность, т. е. некоторые роли предполагают широкое проявление
эмоциональности, другие, наоборот, – ее сдерживание;
2) способ получения – в зависимости от типа статуса они могут быть
предписанными, либо достигнутыми человеком самостоятельно;
3) масштаб – объем полномочий одной роли четко установлен, других –
неопределен;
4) регламентированность – некоторые роли строго регламентированы, как,
например, роль государственного служащего, некоторые размыты (роль мужчины);
5) мотивация – выполнение роли ради собственной выгоды, либо ради
общественного блага.
Реализацию социальной роли можно рассматривать также с нескольких сторон. С
одной стороны, это ролевое ожидание, которое характеризуется определенным поведением
человека в зависимости от его статуса, которого ожидают окружающие члены общества.
С другой стороны, это ролевое исполнение, которое характеризуется реальным поведением
человека, которое он считает соотносящимся со своим статусом. Следует отметить, что два
этих ролевых аспекта не всегда совпадают. При этом каждый из них играет огромное
значение в определении человеком своего поведения, так как общественные ожидания
оказывают сильное воздействие на человека. В нормальной структуре социальной роли
обычно выделяются четыре элемента:
1) описание типа поведения, соответствующего данной роли;
2) предписания (требования), связанные с данным поведением;
3) оценка выполнения предписанной роли;
4) санкции – социальные последствия того или иного действия в рамках требований
социальной системы. Социальные санкции по своему характеру могут быть моральными,
реализуемыми непосредственно социальной группой через её поведение (презрение), или
юридическими, политическими, экологическими.
Следует отметить, что любая роль не является чистой моделью поведения. Главным
связующим звеном между ролевыми ожиданиями и ролевым поведением служит характер
индивида. То есть, поведение конкретного человека не укладывается в чистую схему.
Говоря о ролях, мы возвратились к социальному взаимодействию. Между прочим
(об этом мы забыли упомянуть первый раз), оно отличается от действия обратной связью.
Действие, исходящее от индивида, может быть направлено и не направлено на другого
индивида. Только действие, направленное на другого человека (а не на физический объект),
вызывает обратную реакцию, следует квалифицировать как социальное взаимодействие.
Итак, наш первый вывод: взаимодействие - двунаправленный процесс обмена
действиями между двумя или более индивидами. Стало быть, действие всего лишь
однонаправленное взаимодействие.
Действие можно подразделить на четыре вида:
•
физическое действие, например пощечина, передача книга, запись на бумаге;
•
вербальное, или словесное, действие, например, оскорбление, выражение
приветствия "здравствуйте";
•
жесты как разновидность действия: улыбка, поднятый палец, рукопожатие;
•
мысленное действие выражается только во внутренней речи.
Из четырех видов действия три первых относятся к внешним, а четвертое к
внутреннему. Примеры, подкрепляющие каждый вид действия, соответствуют критериям
социальных действий М. Вебера: они осмыслены, мотивированы, ориентированы на
другого. Социальное взаимодействие включает первые три и не включает четвертый вид
действия (никто, кроме телепатов, не взаимодействовал при помощи прямой передачи
мыслей). В результате мы получаем первую типологию социального взаимодействия (по
видам):
•
физическое,
•
вербальное,
•
жестовое.
Уже говорилось о том, что социальное взаимодействие основано на социальных
статусах и ролях. Указывалось также на сферы, или системы статусов. Приведем их еще
раз, так как они дают нам вторую типологию социального взаимодействия по сферам:
· Экономическая сфера, где индивиды выступают как собственники и наемные
работники, предприниматели, рантье, капиталисты, бизнесмены, безработные,
домохозяйки;
· Профессиональная сфера, где индивиды участвуют как водители, банкиры,
профессора, шахтеры, повара;
· Семейно-родственная сфера, где люди выступают в роли отцов, матерей, сыновей,
кузин, бабушек, дядей, тетей, крестных отцов, побратимов, холостяков, вдов, новобрачных;
· Демографическая сфера, включающая контакты между представителями различных
полов, возрастов, национальностей и рас (национальность включается в понятие еще и
межэтнического взаимодействия);
· Политическая сфера, где люди противоборствуют или сотрудничают как
представители политических партий, народных фронтов, общественных движений, а так же
как субъекты государственной власти: судьи, полицейские, присяжные, дипломаты и т.д.;
·
Религиозная сфера подразумевает контакты между представителями разных религий,
одной религии, а также верующих и неверующих, если по содержанию их действия
относятся к области вероисповедания;
· Территориально-поселенческая сфера - столкновения, сотрудничество, конкуренция
между местными и пришлыми, городскими и сельскими, временно и постоянно
проживающими, эмигрантами, иммигрантами и мигрантами.
Принято различать три основные формы взаимодействия:
· Кооперация - сотрудничество нескольких индивидов (групп) ради решения общей
задачи. Простейшим примером является перенос тяжелого бревна. Кооперация возникает
там и тогда, где и когда становится очевидным преимущество объединенных усилий н ад
индивидуальными. Кооперация подразумевает разделение труда.
· Конкуренция - индивидуальная или групповая борьба за обладание дефицитными
ценностями (благами). Ими могут быть деньги, собственность, популярность, престиж,
власть. Дефицитными они являются потому, что, будучи ограниченными, не могут быть
поделены поровну на всех. Конкуренция считается индивидуальной формой борьбы не
потому, что в ней участвуют только индивиды, а потому что конкурирующие стороны
(группы, партии) стремятся получить как можно больше для себя в ущерб другим.
Конкуренция усиливается, когда индивиды осознают, что в одиночку они достигнут
большего. Она является социальным взаимодействием потому, что люди обговаривают
правила игры.
· Конфликт - скрытое или открытое столкновение конкурирующих сторон. Он может
возникнуть и в кооперации, и в конкуренции. Соревнование перерастает в столкновение,
когда конкуренты пытаются помешать либо устранить друг друга из борьбы за обладание
дефицитными благами. Когда равные соперники, например, индустриальные страны,
соревнуются за власть, престиж, рынки сбыта, ресурсы мирным путем, это называется
конкуренцией. А когда это происходит не мирным путем, возникает вооруженный
конфликт - война.
В данном случае взаимодействие относится к способам, при помощи которых
партнеры согласуют свои цели и средства их достижения, распределяя дефицитные
(редкие) ресурсы.
3. Социализация личности
Как уже было указано, личность представляет собой биосоциальное явление. И если
биологические особенности передаются по наследству, то социальные качества
приобретаются личностью в процессе социализации. Социализацию можно определить как
процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей,
необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. Таким образом, в
процессе социализации человек приобретает качества, необходимые для выполнения им
социальных ролей.
Процесс социализации является двухсторонним: с одной стороны, это передача
обществом индивиду своего опыта, а с другой стороны, это процесс усвоения индивидом
общественного опыта.
В социологической науке принято выделять два основных типа социализации:
1) первичная – усвоение норм и ценностей ребенком;
2) вторичная – усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком.
Социализация представляет собой совокупность агентов и институтов,
формирующих, направляющих, стимулирующих или ограничивающих становление
личности человека.
Агенты социализации – это конкретные люди, ответственные за обучение
культурным нормам и социальным ценностям. Институты социализации – учреждения,
влияющие на процесс социализации и направляющие его. В зависимости от вида
социализации рассматриваются первичные и вторичные агенты и институты социализации.
Агенты первичной социализации – родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, другие
родственники, друзья, учителя, лидеры молодежных группировок. Термин «первичная»
относится ко всему, что составляет непосредственное и ближайшее окружение человека.
Агенты вторичной социализации – представители администрации школы,
университета, предприятия, армии, милиции, церкви, сотрудники средств массовой
информации. Термин «вторичная описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния,
оказывая менее важное воздействие на человека.
Первичные институты социализации – это семья, школа, группа сверстников и т. д.
Вторичные институты – это государство, его органы, университеты, церковь, средства
массовой информации и т. д.
Процесс социализации состоит из нескольких этапов и стадий.
1. Стадия адаптации (рождение – подростковый период). На этой стадии происходит
некритическое усвоение социального опыта, главным механизмом социализации является
подражание.
2. Появление желания выделить себя среди других – стадия идентификации.
3. Стадия интеграции, которая может проходить либо благополучно, либо
неблагополучно.
4. Трудовая стадия. На этой стадии происходит воспроизведение социального опыта,
воздействие на среду.
5. Послетрудовая стадия (пожилой возраст). Данная стадия характеризуется
передачей социального опыта новым поколениям.
На каждом этапе социализации на человека оказывают влияние те или иные
факторы, соотношение которых на разных этапах различно.
В целом можно выделить пять факторов, оказывающих влияние на процесс
социализации:
1) биологическая наследственность;
2) физическое окружение;
3) культура;
4) групповой опыт;
5) индивидуальный опыт.
Биологическое наследие каждого человека поставляет «сырые материалы», которые
затем разнообразными способами преобразуются в личностные характеристики. Именно
благодаря
биологическому
фактору
существует
огромное
разнообразие
индивидуальностей.
Физическое окружение играет важную роль в формировании личности, так как
огромное значение имеют климат, природные ресурсы и другие природные показатели.
Культура каждого общества также оказывает огромное влияние на процесс социализации.
Каждое общество развивает один или несколько личностных типов, которые соответствуют
его культуре. Дьюбойс назвал личность, обладающую характерными для данного общества
чертами, модальной. Под модальной личностью понимается наиболее часто
встречающийся тип личности, обладающий некоторыми особенностями, присущими
культуре общества в целом.
Групповой и личный опыт также включены в процесс социализации. Каждый
человек, согласно Ч. Кули, строит свое «я» на основе воспринятых им реакций других
людей, с которыми он вступает в контакт. Кули определяет три стадии формирования
зеркального «я»: наше восприятие того, как мы смотрим на других; наше восприятие их
мнения; наши чувства по поводу этого мнения. Каждый личностный опыт уникален, потому
что его невозможно повторить в точности. Картина индивидуального опыта усложняется
тем, что личность не просто суммирует его, а интегрирует.
Таким образом, можно сказать, что на процесс социализации оказывают влияние две
важнейшие окружающие человека среды: природная и социальная. В силу того, что
социальная среда является объективным условием социализации, составляющие ее
элементы также оказывают определенное влияние на этот процесс. Такие элементы
общества называются агентами социализации, как уже говорилось, агенты социализации –
это люди и учреждения, связанные с ней и ответственные за ее результаты. Основными
агентами социализации являются семья, различного типа общности (коллективы, этносы,
народности, классы, социальные слои), общество в целом – все то, что включает в себя и
окружает человека.
Каждая сфера социальной жизни (материальная и духовная) участвует в процессе
социализации – целенаправленного и ненаправленного воспитания. Итак, наиболее
интенсивно процесс социализации осуществляется в детском и юношеском возрасте. К
моменту достижения личностью своего профессионально-должностного статуса процесс
социализации, как правило, достигает определенной завершенности.
Социализация взрослых отличается тем, что это главным образом изменение
внешнего поведения (социализация детей – формирование ценностных ориентаций),
взрослые способны оценивать нормы (а дети только усваивать их). Социализация взрослых
имеет своей целью помочь человеку овладеть определенными навыками. Например,
овладеть новой социальной ролью после ухода на пенсию, смены профессии или
социального статуса.
Как уже отмечалось, социализация проходит этапы, совпадающие с так
называемыми жизненными циклами. Они помечают важнейшие вехи в биографии
человека, которые вполне могут служить качественными этапами становления социального
"Я": поступление в вуз (цикл студенческой жизни), женитьба (цикл семейной жизни), выбор
профессии и трудоустройство (трудовой цикл), служба в армии (армейский цикл), выход на
пенсию (пенсионный цикл). Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, с
приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских
контактов, изменением привычного образа жизни. Каждый раз, переходя на новую
ступеньку, вступая в новый цикл, человеку приходится многому переобучаться. Этот
процесс распадается на два этапа, получивших в социологии названия десоциализация и
ресоциализация.
Этап отлучения от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения называется
десоциализацией.
Следующий за ним этап обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам
поведения взамен старых называется ресоциализацией.
Десоциализация и ресоциализация – две стороны одного процесса: взрослой, или
продолженной, социализации. Десоциализация – это утрата или сознательный отказ от
усвоенных ценностей, норм, социальных ролей, привычного образа жизни. Она может быть
короткой и длительной, более интенсивной и менее интенсивной, добровольной и
принудительной. Поведение человека в толпе – яркий пример десоциализации. Люди
теряют человеческий облик и то, чему они научились в общественной жизни. Личность
нивелируется, индивидуальность растворяется в безликой и агрессивной массе. В толпе
теряют значение индивидуальные и статусные различия, действующие в обычных условиях
нормы и табу. В зависимости от причин, ее вызвавших, десоциализация влечет
принципиально различные последствия для личности. Если десоциализация выступает как
результат добровольного отказа от старых ценностей (уход в монастырь, революционная
деятельность), то этот процесс не ведет к нравственной деградации личности, а, напротив,
может даже духовно обогатить ее. В случае вынужденной десоциализации ее причиной
является резкое и неблагоприятное изменение социальных условий: потеря работы, личная
драма и т.д. Неспособность личности выдержать давление социальных обстоятельств
толкает ее к иллюзорному уходу от реальности (алкоголизм, наркомания, бродяжничество).
Попрошайки, алкоголики, бомжи – все это продукт десоциализации. В детском и
подростковом возрасте, пока индивид воспитывается в семье и школе, как правило, никаких
резких изменений в его жизни не происходит, исключая развод или смерть родителей,
продолжение воспитания в интернате или в детском доме. Его социализация проходит
плавно и представляет собой накопление новых знаний, ценностей, норм. Первое крупное
изменение происходит только со вступлением во взрослую жизнь. Хотя процесс
социализации продолжается и в этом возрасте, он существенно меняется. Теперь на первый
план выходят десоциализация (отвержение старого) и ресоциализация (обретение нового).
Проявлениями десоциализации служат деклассирование и люмпенизация населения.
Ярким примером десоциализации является совершение преступления, под которым
понимается нарушение наиболее значимых норм и посягательство на наиболее охраняемые
ценности. Совершение преступления уже свидетельствует об определенной степени
десоциализации субъекта: этим он демонстрирует свой отказ от базовых ценностей
общества. Объективная возможность десоциализации осужденных обусловлена
комплексом взаимосвязанных факторов, присущих в полной мере только наказанию в виде
лишения свободы, а именно: принудительной изоляцией индивидов от общества;
включением их в однополые группы на уравнительных началах; жесткой регламентацией
поведения во всех сферах жизнедеятельности.
Видный американский социолог Ирвинг Гоффман, тщательно изучивший эти, как он
выразился, "тотальные институты", выделил следующие признаки ресоциализации в
экстремальных условиях:
1) изоляция от внешнего мира (высокие стены, решетка, спецпропуска и т.п.);
2) постоянное общение с одними и теми же людьми, с которыми индивид работает,
отдыхает, спит;
3) утрата прежней идентификации, которая происходит через ритуал переодевания
(сбрасывание гражданской одежды и облачение в спецформу);
4) переименование, замена старого имени на "номер", и получение статуса ("солдат",
"заключенный", "больной");
5) замена старой обстановки на новую, обезличенную;
6) отвыкание от старых привычек, ценностей, обычаев и привыкание к новым;
7) утрата свободы действий.
При попадании в экстремальные социальные условия человек может не просто
десоциализироваться, но и нравственно деградировать, поскольку то воспитание и та
социализация, которые человек получил в детстве, не могли подготовить его к выживанию
в подобных условиях. Именно с такими условиями сталкиваются те, кто попадает в
концентрационные лагеря, тюрьмы и колонии, психиатрические больницы, а в некоторых
случаях и проходящие службу в армии. Систематическое уничижение личности,
физическая расправа вплоть до реальной угрозы жизни, рабский труд, жестокость
наказаний ставят людей на грань физического выживания.
При глубокой десоциализации удается изменить основы человеческой личности,
полностью перестроить ее культурный код и создать личность заново. При поверхностной
десоциализации претерпевают изменения лишь периферийные слои психики, а основы
личности, прежде всего нравственная структура, остаются незатронутыми. После
поверхностной десоциализации личностные структуры восстанавливаются.
При тюремной десоциализации человек морально опускается и отчуждается от мира
настолько, что возвращение его в общество часто невозможно. Показателем того, что в
данном случае мы имеем дело с десоциализацией (отвыканием от жизни в нормальном
обществе), а нс с ресоциализацией (восстановлением навыков жизни в нормальном
обществе), служат рецидивы (повторные преступления), возвращение к тюремным нормам
и привычкам после освобождения.
Ресоциализация означает усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо
прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. В зарубежной литературе под этим
понимается замещение старых образцов поведения и установок новыми по мере перехода
от одной стадии жизненного цикла к другой. Ресоциализация – это процесс повторного
прохождения социализации. Взрослый человек вынужден проходить его в тех случаях,
когда оказывается в чуждой культуре. В таком случае он обязан, будучи уже взрослым,
учиться элементарным вещам, которые местные жители знают с детства.
Например, увольнение в запас, по существу, представляет собой процесс
ресоциализации, так как приходится отказываться от одних ценностных ориентиров и
привыкать к другим, существенно отличающимся от старых. Как показывают
эмпирические данные, процесс адаптации семей профессиональных военных к
гражданской жизни является тяжелым и болезненным.
Уголовное наказание одной из главных целей имеет ресоциализацию преступников
(цель исправления). Причем ресоциализацию преднамеренную и плановую, поскольку, к
примеру, администрация колонии для несовершеннолетних преступников намеревается
перевоспитать молодого человека, создавая ему возможности получить образование,
которого у него прежде не было, оплачивает работу педагогов и психологов.
Ресоциализация является и одним из основных направлений профилактики рецидивной
преступности. Чтобы уменьшить вероятность совершения повторного преступления,
необходимо нейтрализовать отрицательные последствия лишения свободы, облегчить
адаптацию освобожденных к условиям свободной жизни. Оказывая помощь в трудовом и
бытовом устройстве, восстановлении социально-полезных связей, государственные органы
и общественные организации способствуют ресоциализации отбывших наказание. Если
процесс ресоциализации протекает нормально, вероятность рецидива преступлений резко
снижается.
Таким образом, ресоциализация и десоциализация – это два состояния, или формы
проявления, социализации. Первая говорит о переобучении в новых социальных условиях
(эмиграция в другую страну). Вторая свидетельствует об утрате ранее приобретенного
социального опыта в экстремальных условиях (заключение в тюрьму). Та и другая могут
быть глубокими (вызывать деградацию личности) и поверхностными (сопровождают
нормальные жизненные циклы человека).
Еще одна точка зрения на социализацию взрослых заключается в том, что взрослые
постепенно отказываются от наивных детских представлений (например, о
непоколебимости авторитетов, об абсолютной справедливости и т. д.), от представления,
что существует только белое и черное.
Важным процессом социализации является процесс идентификации.
Идентификация – это процесс усвоения индивидом норм, ценностей и качеств той
социальной группы, к которой он принадлежит либо желал бы принадлежать.
4. Социальный контроль
Чтобы общество могло нормально функционировать и успешно бороться с
различными формами отклоняющегося поведения индивидов и групп людей, защищаться
от всякой деструкции, оно создает разветвленную систему социального контроля. По
мнению Т. Парсонса, социальный контроль - это мотивированные процессы поведения
актора или группы людей, противодействующих девиантности. Социологи под социальным
контролем понимают механизм социальной регуляции поведения людей в целях
поддержания общественного порядка. Цель социального контроля - конформное поведение
людей, а соответственно, недопущение или ограничение девиантного поведения. В основе
социального контроля лежат доминирующие в обществе формальные и неформальные
нормы, идеалы и ценности, образцы поведения. Именно на них ориентируется общество,
вырабатывая систему и механизм социального контроля.
Каковы основные функции социального контроля? Обратимся вначале к мнению Т.
Парсонса. С его точки зрения, фундаментальная функция социального контроля
заключается в том, чтобы минимизировать расхождения между социальными ожиданиями
и фактическим поведением индивидов. Если говорить языком более понятным, то
социальный контроль выполняет следующие функции:
1. Защитную или охранительную, т. е. способствует сохранению существующих
общественных устоев, принятых в обществе норм и ценностей, пресечению попыток
посягательства на них. К таким ценностям относятся: человеческая жизнь, физическая
неприкосновенность, безопасность, свободы и права личности, имущество, национальные,
государственные и религиозные приоритеты, достоинство человека.
2. Передачи социального опыта из поколения в поколение (т.е. функцию
преемственности общественной жизни).
3. Функцию социализации, т.е. воспитание людей, соответственно ценностям
данного общества.
4. Регулятивную, т.е. направляет жизнь индивидов и групп в нужное русло.
В любом обществе налажена целостная система социального контроля, который
охватывает всю жизнь человека, на всех ее этапах: от рождения до смерти. Эту систему
можно представить в виде шести кругов, замыкающихся вокруг личности. Социальный
контроль представляет собой особый механизм поддержания общественного порядка с
помощью использования властных полномочий и включает такие понятия, как социальные
нормы и санкции.
Социальные нормы – предписания, требования, пожелания и ожидания
соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Социальные предписания –
запрет или разрешение что-либо делать, обращенные к индивиду или группе и выраженные
в любой форме (устной или письменной, формальной или неформальной).
Можно сказать, что социальные нормы – это идеальные образцы, предписывающие то, что
люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях. Они
различаются масштабом, который и определяет два основных типа норм.
· Первый тип – это нормы, которые возникают и существуют только в малых группах
(компании друзей, семье, рабочих бригадах, спортивных командах и т.д.).
· Второй тип – это нормы, которые возникают и существуют в больших группах или в
обществе в целом. Это обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, манеры поведения.
Все социальные нормы можно классифицировать в зависимости от того, насколько строго
требуется их исполнение. Если расположить все нормы в нарастающем порядке, в
зависимости от меры наказания за их нарушение, то их последовательность примет такой
вид: обычаи, манеры, этикет, традиции, групповые привычки, нравы, законы, табу. Строже
всего караются нарушения табу и юридических законов (например, убийство человека,
оскорбление божества, раскрытие государственной тайны), мягче всего – отдельные виды
групповых привычек, в частности, семейные (например, отказ выключать свет или
закрывать входную дверь).
Санкциями называются наказания и поощрения, способствующие соблюдению
социальных норм. Выделяют 4 типа санкций: позитивные и негативные, формальные и
неформальные.
процессе социализации нормы усваиваются настолько глубоко, что люди, нарушая
их, испытывают чувство неловкости или вины. Проявлением внутреннего контроля
является совесть. Импульсивное поведение взрослого человека, неумение властвовать над
своими желаниями и прихотями характерны для детей. Поэтому импульсивное поведение
называют инфантилизмом. Поведение, в соответствии с рациональными нормами,
обязательствами, волевыми усилиями, служит признаком взрослости. Примерно на 70%
социальный контроль осуществляется за счет самоконтроля. Чем выше у членов общества
самоконтроль, тем меньше этому обществу приходится прибегать к внешнему контролю. И
наоборот, чем меньше у людей развит самоконтроль, тем чаще приходится вступать в
действие институтам социального контроля: армии, судам, государству.
С социальными нормами тесно связаны ценности. Ценности – социально
одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро,
справедливость, патриотизм, дружба и т.д. Ценности не подвергаются сомнению, они
служат эталоном, идеалом для всех людей. Без ценностей не может обходиться ни одно
общество, что же касается индивидов, то у них есть выбор – разделять эти ценности или
нет. Для одних ценностью являются деньги, для других – моральная безупречность, для
третьих – политическая карьера. Для описания того, на какие ценности ориентируются
люди, используют термин ценностные ориентации. Ценностные ориентации описывают
индивидуальное отношение или выбор конкретных ценностей в качестве нормы поведения.
Социальные нормы выполняют в обществе следующие функции:
- регулируют общий ход социализации,
- интегрируют индивидов в группы, а группы – в общество,
- контролируют отклоняющееся поведение,
- служат образцами, эталонами поведения.
Социальный контроль также подразделяется на формальный и неформальный.
Формальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны официальных
органов власти и администрации. Агентами формального контроля являются лица,
специально выполняющие контрольные функции: судьи, полицейские, врачи-психиатры,
социальные работники и т.д. Неформальный контроль основан на одобрении или
осуждении со стороны группы родственников, друзей, коллег, знакомых, а также со
стороны общественного мнения, которое выражается через традиции и обычаи либо СМИ.
Неформальный контроль ограничен небольшой группой людей, поэтому его называют
локальным. Формальный контроль глобален и действует на всей территории страны.
Всякое поведение, которое вызывает неодобрение общественного мнения,
называется отклоняющимся. Это чрезвычайно широкий класс явления – от безбилетного
проезда до вандализма. К основным формам отклоняющегося поведения относят:
1) пьянство и алкоголизм,
2) наркоманию,
3) преступность,
4) самоубийство,
5) проституцию,
6) гомосексуализм.
Иногда к ним добавляют азартные игры, психические расстройства, а также
уголовные преступления. Все многообразие форм отклоняющегося поведения можно
подразделить на три группы: собственно девиантное, деликвентное и криминальное. В
узком смысле под девиантным поведением подразумеваются такие отклонения, которые не
влекут за собой уголовного наказания, иначе говоря, не являются противоправными.
Совокупность противоправных поступков называется деликвентным поведением.
Девиантное поведение является самым слабым и в то же время самым массовым
видом нарушения. Помимо негативного смысла, у термина «девиантность» есть и
положительный смысл. Девиантное поведение подразумевает любые поступки и действия,
не соответствующие формальным и неформальным нормам. В большинстве обществ
контроль девиантного поведения несимметричен: отклонения в положительную сторону
поощряются, а в отрицательную – осуждаются. К группе с одобряемыми отклонениями
относятся: национальные герои, выдающиеся артисты, спортсмены, ученые, писатели,
миссионеры, передовики труда и т.д. К группе с отрицательными отклонениями:
террористы, политические эмигранты, предатели, преступники, бродяги и т.д. Характерная
черта девиантного поведения – культурный релятивизм (относительность). Это означает,
что социальная норма, принятая либо обществом, либо законодательством, - явление сугубо
относительное. Один и тот же поступок может считаться в одном обществе
положительным, в другом – рассматриваться как социальная патология. Осложнения
возникают даже в одном государстве, где действует единое законодательство, но
проживают народы, следующие в быту разным традициям, особенно если эти традиции
поддерживаются и религиозными нормами (напр., многоженство). Хотя большинство
людей большую часть времени ведет себя в согласии с законами, таких людей нельзя
считать абсолютно законопослушными. Так, при обследовании жителей Нью-Йорка 99%
опрошенных признались в том, что они совершили один или более незаконных поступков,
например, воровали в магазине, обманывали налогового инспектора, опаздывали на работу,
переходили улицу в неположенном месте и т.д.
Делинквентное поведение – не наказуемые с точки зрения Уголовного кодекса
правонарушения, как то: мелкое хулиганство, незначительное хищение в магазине
продуктов со стороны покупателя, обсчет покупателя продавцом, драки без нанесения
тяжких телесных повреждений, обман налогового инспектора и т.д., а также все
административные правонарушения. Особенно часто делинквентное поведение
наблюдается у подростков и молодежи. По данным ООН, около 30% всех молодых людей
принимают участие в каких-либо противоправных действиях, а 5% совершают серьезные
правонарушения. Один из самых распространенных видов делинквентности – вандализм –
бессмысленное уничтожение материальных и духовных памятников.
Девиантное и делинквентное поведение можно различить следующим образом:
первое относительно, а второе абсолютно. Девиантное поведение относительно, так как
имеет отношение только к культурным нормам данной группы. Но деликвентное поведение
абсолютно по отношению к законам страны. Криминальное поведение – поведение,
связанное с нарушением норм Уголовного права. Преимущественно, говоря о
криминальном поведении, имеют в виду профессиональную преступность.
Профессиональная преступность – совершение преступлений с целью извлечения средств
к существованию, получения постоянного дополнительного или основного дохода.
Уголовная преступность представляет наибольшую социальную опасность. Она
классифицируется по видам: бандитизм, нарушение правил безопасности движения и
эксплуатации транспорта, изготовление и сбыт поддельных денег, хищение
государственного или общественного имущества, умышленное убийство, нарушение
пределов необходимой самообороны и т.д. Общим показателем уровня преступности
является число зарегистрированных преступлений. Хозяйственная преступность наносит
ущерб экономике страны. Это должностные и финансовые преступления: уклонение от
уплаты налогов, банковские аферы, создание «финансовых пирамид», хищения, получение
и дача взяток и т.д. Корыстная преступность совершается с целью материального
обогащения путем завладения чужим имуществом, это: промышленный шпионаж,
нарушение авторского права, хищения путем проникновения в компьютерные системы,
нецелевое использование кредитов и т.д. В структуре регистрируемой преступности доля
корыстной приближается к 90%. Политическая преступность – злоупотребления властей,
направленные против своего народа, в политических целях. К примерам политических
преступлений относят: военные авантюры и межнациональные конфликты,
манипулирование голосами избирателей, незаконное финансирование избирательных
кампаний, сбор компромата на конкурентов, затягивание принятия законов о борьбе с
коррупцией, организованной преступностью и т.д.
Социологические теории девиации:
· Биологические теории. Чезаре Ломброзо считал, что существует прямая связь
между преступным поведением и биологическими особенностями человека. Он утверждал ,
что "криминальный тип" есть результат деградации к более ранним стадиям человеческой
эволюции и его можно определить по таким характерным чертам, как выступающая нижняя
челюсть, реденькая бородка и пониженная чувствительность к боли. Уильям Шелдон
подчеркивал важность строения тела, считая, что определенное строение тела указывает на
присутствие характерных личностных черт. Так, эндоморфу (человеку умеренной полноты
с мягким и несколько округлым телом) свойственны общительность, умение ладить с
людьми и потворство своим желаниям; мезоморф (чье тело отличается силой и
стройностью) проявляет склонность к беспокойству, активен и не слишком чувствителен;
эктоморф (характеризующийся тонкостью и хрупкостью тела) склонен к самоанализу,
наделен повышенной чувствительностью и нервозностью. Шелдон сделал вывод, что
наиболее склонны к девиации мезоморфы, хотя они отнюдь не всегда становятся
преступниками.
· Теория аномии. Э Дюркгейм утверждал, что девиация играет функциональную
роль в обществе, поскольку девиация и наказание девианта способствуют осознанию
границ того, что считается допустимым поведением, и выполняют роль факторов,
побуждающих людей подтвердить свою приверженность моральному порядку общества.
Дюркгейму принадлежит идея аномии – общественного состояния, которое
характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом всего
общества, его социальных институтов, противоречием между провозглашенными целями и
невозможностью их реализации для большинства. В периоды быстрых общественных
перемен люди перестают понимать, чего ждет от них общество, и можно ожидать резкого
возрастания количества случаев девиации. Американский социолог Роберт Мертон
попытался применить дюркгеймовские понятия аномии и социальной солидарности,
анализируя социальную действительность США. Для большинства американцев
жизненный успех, особенно выраженный в материальных благах, превратился в культурно
признанную цель. Когда общество провозглашает общие символы успеха для всего
населения, ограничивая при этом доступ множества людей к признанным средствам
достижения таких символов, создаются условия для антиобщественного поведения.
Мертон выделил 5 реакций на дилемму «цели – средства», 4 из которых представляют
собой девиантные адаптации к условиям аномии:
Конформизм имеет место, когда члены общества принимают как культурные цели
для достижения материального успеха, так и утвержденные обществом средства для их
достижения.
Инновация наблюдается, когда индивиды твердо придерживаются культурно
установленных целей, но отвергают одобренные обществом средства их достижения.
(Торговля наркотиками, ограбления и т.п.)
Ритуализм имеет место, когда члены общества отвергают установленные обществом
культурные цели или принижают их значимость, но при этом механически используют
одобренные обществом средства для достижения этих целей. (Цели организации перестают
быть важными для многих ревностных бюрократов, однако они культивируют средства в
качестве самоцели, фетишизируя правила и бумажную волокиту)
Ретритизм состоит в том, что индивиды отвергают и культурные цели, и признанные
средства их достижения, ничего не предлагая взамен. (Алкоголики, наркоманы, бродяги)
Бунт состоит в том, что бунтари отвергают культурные цели общества и средства их
достижения, но при этом активно заменяют их новыми нормами. (Радикальные
общественные движения)
· Теория культурного переноса. Ряд социологов подчеркивает сходство между
способом выработки девиантного поведения и способом выработки любого другого стиля
поведения. Одним из первых к такому выводу пришел французский социолог Габриэль
Тард (1841-1904). Он утверждал, что преступники, как и «порядочные» люди подражают
поведению тех индивидов, с которыми они встречались в жизни, которых знали или о
которых слышали. Но в отличие от законопослушных граждан девиантные личности
подражают поведению преступников. Согласно Эдвину Сазерленду, чем раньше начнутся
контакты индивида с криминогенным окружением, чем чаще, интенсивнее и длительное
будут этим контакты, тем выше вероятность того, что такой индивид тоже станет
правонарушителем. Но в этом процессе задействовано не одно простое подражание.
Девиантное поведение приобретается на основе не только подражания, но и научения;
очень многое зависит от того, чему именно и от кого учатся индивиды.
· Теория конфликта. Согласно марксистской теории, правящий класс
капиталистов эксплуатирует и грабит народные массы и при этом ухитряется избежать
возмездия за свои преступления. Трудящиеся – жертвы капиталистического угнетения – в
своей борьбе за выживание вынуждены совершать поступки, которые правящий класс
клеймит как преступные. Другие типы девиантного поведения – алкоголизм,
злоупотребление наркотиками, насилие в семье, сексуальная распущенность и проституция
– являются продуктами моральной деградации, основанной на беспринципной погоне за
наживой и угнетении бедняков, женщин, представителей этнических меньшинств.
· Теория стигматизации. (от греч.stigmo – клеймо). Приверженцы этой теории
Эдвин Лемерт, Говард Бекер, Кай Эриксон считают, что девиация определяется не самим
поведением, а реакцией общества на такое поведение. Когда поведение людей
рассматривается как отступающее от принятых норм, это дает толчок ряду социальных
реакций. Другие определяют, оценивают поведение и «навешивают» на него определенный
ярлык. Нарушитель норм начинает согласовывать свои дальнейшие поступки с такими
ярлыками. Во многих случаях у индивида вырабатывается самопредставление,
совпадающее с этим ярлыком, в результате чего он способен вступить на путь девиации.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие социальные факторы и научные подходы определяют изучение личности в
социологии?
2. Чем отличаются понятия человек-индивид-индивидуальность-личность?
3. Назовите основные классификации типов личности.
4. Какими чертами обладает социальное действие и какие типы социального действия
выделил М. Вебер?
5. Что в социологии означают понятия «социальный статус» и «социальная роль» и в чем
их значение в социальной структуре общества?
6. Назовите основные формы социального взаимодействия.
7. Как можно охарактеризовать процесс социализации и его этапов?
8. Какие особенности десоциализации и ресоциализации Вы знаете?
9. Какие функции выполняет социальный контроль и его основные элементы?
10. Как проявляются особенности девиантного поведения и какие основные теории
девиантности существуют?