Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция Т.1 Социология как наука
План лекции:
1.Социология как наука, общие характеристики
2.Основные этапы развития социологии
3.Общество как социальная система
4.Экономическая социология как отрасль социологического знания
Дидактические единицы:
Контрольные вопросы: 1.Структура социологического знания, основные этапы развития социологии, содержание и специфика каждого этапа.2. Социоцентрические и человекоцентрические парадигмы. Методы социологи
Контрольные вопросы:1. Основные теории, гипотезы и подходы к изучению общества. 2.Современные теоретические модели рассмотрения общества 3.Основные способы рассмотрения социальных структур (теории социальных институтов, теории социального неравенства).
Задание №1 по теме №1 «Социология как наука»(занятия лекционного типа)
Используя лекционный материал по Т.№1, составить конспект
Конспект в формате блок-схема по теме №1
№
п\п
Краткое содержание лекционного материала
(развернутый план по теме)
Основные термины и их значение
1.
2.
…
…
…
Слайд- схема
Вопросы по теме
Конспект лекции в формате блок-схемы выполняется с использованием предложенного текстового материала, объем на 2-3 стр. Ф. А-4 . Основных терминов должно быть 7-8, вопросов по теме сформулировано не менее 3-х.
Пример выполнения задания см. в конце лекционного материала
1. Социология как наука, общие характеристики
1.1. Общие характеристики
Термин «социология» в буквальном смысле слова означает «наука об обществе». Основателем этой науки считается французский философ и социолог Огюст Конт (1798 - 1857). Он впервые использовал понятие социологии для характеристики новой системы научного знания об обществе. Для того чтобы понять особенности социологии, социологического подхода к изучению общества, необходимо выделить собственную область исследования. Для этого, прежде всего, необходимо выделить объект и предмет социологии. В качестве объекта той или иной науки выступает круг явлений, подлежащих изучению, а предмет науки – совокупность характеристик, качеств, свойств объекта, представляющих интерес для данной науки. Специфика социологии проявляется в том, что из всего комплекса общественных явлений она выделяет такой слой, который непосредственно связан с миром человеческих отношений, действий и тех структурных элементов, из которых складывается общество как целостная социальная система. Предмет социологии – это социальная жизнь общества, т.е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей. Понятие «социальное» расшифровывается как влияние окружающей среды относящееся к жизни людей в процессе их взаимоотношений.
1.2. Функции социологии
Социология выполняет в обществе множество различных функций. Главные из них таковы: 1. теоретико - познавательная - дает новые знания об обществе, о социальных группах, индивидах и закономерностях их поведения; 2. прикладная – предоставляет конкретную социологическую информацию для решения практических научных и социальных задач; 3. описательная - состоит в правдивом описании социальной жизни, предоставлении обществу достоверной информации о состоянии общественного сознания на данный момент; 4. мировоззренческая – связана с оценочной деятельностью человека, помогает выработать его ориентацию в обществе, сформулировать отношение к окружающим; 5. социальный прогноз и контроль – предупреждает об отклонениях в развитии общества, прогнозирует и моделирует тенденции общественного развития; 6. гуманистическая – разрабатывает социальные идеалы, программы научнотехнического, социально-экономического и социально-культурного развития общества; 7. критическая - проявляется в том, что социология, с одной стороны, показывает, что можно сохранить, упрочить, развить в социальной жизни, а с другой, выявляет, то, что требует радикальных преобразований.
1.3 Объект и предмет социологии
Термин «социология» в буквальном смысле слова означает «наука об обществе». Основателем этой науки считается французский философ и социолог Огюст Конт (1798 - 1857). Он впервые использовал понятие социологии для характеристики новой системы научного знания об обществе. Для того чтобы понять особенности социологии, социологического подхода к изучению общества, необходимо выделить собственную область исследования. Для этого, прежде всего, необходимо выделить объект и предмет социологии. В качестве объекта той или иной науки выступает круг явлений, подлежащих изучению, а предмет науки – совокупность характеристик, качеств, свойств объекта, представляющих интерес для данной науки.
Специфика социологии проявляется в том, что из всего комплекса общественных явлений она выделяет такой слой, который непосредственно связан с миром человеческих отношений, действий и тех структурных элементов, из которых складывается общество как целостная социальная система. Предмет социологии – это социальная жизнь общества, т.е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей. Понятие «социальное» расшифровывается как влияние окружающей среды относящееся к жизни людей в процессе их взаимоотношений.
1.2. Структура социологического знания Социология как наука имеет многоаспектовое и многоцелевое назначение. I. Одним из самых распространенных критериев структуры социологии является функции знания.
Исходя из этого показателя выделяют три уровня:
1.Фундаментальный – здесь происходит разработка теоретической базы социологии, осуществляется взаимосвязь с другими науками;
2.Прикладной - ориентирован на практическую пользу. Это совокупность теоретических моделей, методов, процедур исследования, социальных технологий, конкретных программ и рекомендаций, нацеленных на достижение социального эффекта. Исследование конкретных социальных фактов;
1.4. Функции социологии Социология выполняет в обществе множество различных функций.
Главные из них таковы:
1. теоретико - познавательная - дает новые знания об обществе, о социальных группах, индивидах и закономерностях их поведения;
2. прикладная – предоставляет конкретную социологическую информацию для решения практических научных и социальных задач;
3. описательная - состоит в правдивом описании социальной жизни, предоставлении обществу достоверной информации о состоянии общественного сознания на данный момент;
4. мировоззренческая – связана с оценочной деятельностью человека, помогает выработать его ориентацию в обществе, сформулировать отношение к окружающим;
5. социальный прогноз и контроль – предупреждает об отклонениях в развитии общества, прогнозирует и моделирует тенденции общественного развития;
6. гуманистическая – разрабатывает социальные идеалы, программы научнотехнического, социально-экономического и социально-культурного развития общества;
7. критическая - проявляется в том, что социология, с одной стороны, показывает, что можно сохранить, упрочить, развить в социальной жизни, а с другой, выявляет, то, что требует радикальных преобразований.
2.Основные этапы развития социологии
1.2.Этапы развития социологии, основные представители
Этапы развития социологии XIХ в. именуют «золотым веком» классической социологии: шло формирование новых подходов к изучению общества — по зитивизма (О. Конт, Г. Спенсер) и марксизма (К. Маркс, Ф. Эн гельс), разрабатывалась теоретическая наука, создавались первые научные школы и направления, рождалось отраслевое социоло гическое знание.
Условно это время называют первым этапом раз вития социологии и датируют его 40—80е гг. ХIХ в. У истоков социологии стояли представители социальной фи лософии, политэкономии, математики и эмпирических социаль ных исследований. Благодаря им постепенно выкристаллизиро валось понимание общества как системы взаимодействий людей, образующих основополагающие общественную жизнь структуры, которые взаимообусловливают друг друга, функционируют и раз виваются по объективным законам. Поскольку эти законы не изучались прежде ни одной наукой и поскольку без их знания не возможно обойтись в деле управления общественной жизнью, возникла потребность в создании новой науки об обществе — со 20 циологии. Первые попытки познания данных законов показали, что для этого необходимы новые методы мышления, особые тео рии и способы получения социологической информации. Эволюция социологии с 90х гг. ХIХ в. до 20х гг. ХХ в. на вто( ром этапе была связана с разработкой методов социологического мышления и становлением категориального аппарата.
Профес сионализация и институализация социологии, создание профиль ной периодики, рост числа новых научных школ свидетельство вали о вступлении науки в полосу своего расцвета. Но социология усложнялась содержательно и приобретала плюралистический характер. Позитивистская доктрина О. Конта и Г. Спенсера наш ла свое развитие в трудах французского ученого Эмиля Дюркгей ма (1858—1917) — автора функциональной теории, базирующей ся на анализе функций социальных институтов. В эти же годы заявили о себе и представители антипозитивистского подхода к изучению общества — гуманитаризма. Сложилась школа со циального действия германского социолога Макса Вебера (1864— 1920), явившегося основоположником «понимающей» социологии, которая, по его словам, понимает социальное действие и пытает ся причинно объяснить его течение и результаты. В развитии со циологии этот период был периодом кризиса классической науки и поиска нового миросозерцания. 20—60е гг. ХХ в. характеризуются стабилизацией. Это начало бурного развития эмпирической социологии, широкое распро странение и совершенствование методов и техники конкретных социологических исследований. На первый план вышла социо логия США, пытавшаяся с помощью эмпирических исследова ний исправить «несовершенства» общества. Наиболее значитель ной теоретической концепцией данного этапа явился структурный функционализм социолога Толкотта Парсонса (1902—1979), поз воливший представить общество как систему во всей ее целост ности и противоречивости. Т. Парсон обогатил теоретические разработки Конта, Спенсера, Дюкрейма.
Социология США была представлена и новыми теориями гуманитаристского толка. По следователь М. Вебера профессор Чарльз Райт Миллс (1916—1962) создал «новую социологию», положившую начало критической социологии и социологии действия в США. 21 Современный этап в развитии социологии, начавшийся с се редины 1960х гг., характеризуется как расширением диапазона прикладных исследований, так и возрождением интереса к теоре тической социологии. Основным стал вопрос о теоретической ос нове эмпиризма, вызвавший в 1970х гг. «теоретический взрыв». Он обусловил процесс дифференциации социологического зна ния без авторитарного влияния какойлибо одной теоретической концепции. Поэтому этап представлен многообразием подходов, концепций и их авторов: Р. Мертон — «среднего значения тео рии», Дж. Хоманс — теория социального обмена, Г. Гарфинкель — этнометодология, Г. Мид и Г. Блумер — теория символического интеракционизма, Кодер — теория конфликта и др. Одним из на правлений современной социологии является исследование буду щего, охватывающее общие долгосрочные перспективы будущего земли и человечества.
3.Общество как социальная система
Общество — это система исторически сложившихся относительно устойчивых взаимодействий и взаимоотношений между индивидами, социальными группами и общностями, регулируемая посредством социальных институтов и культурных образцов, способная к самоорганизации и саморазвитию.
Признаки, по которым социальное объединение следует считать обществом, в основном сводятся к следующим.
Первый - это отделение от природы. Общество является частью окружающего природного мира. Но вместе с тем оно отчасти существует независимо от мира природы и проявляет способность влиять на него, видоизменять в целях удовлетворения собственных потребностей. И общество, и отдельные индивиды следуют законам природы, но соблюдают также правила, предписанные условиями совместного бытия.
Второй - постоянная территория, на которой происходит консолидация социальных связей. Природный ландшафт, климатические условия придают жизнедеятельности людей неповторимые особенности и черты. Территория — это основа социального, экономического, информационного пространства, в котором складываются и развиваются отношения и взаимодействия между людьми. Постоянная территория позволяет говорить, например, о таких обществах, как российское, американское, арабское, африканское, европейское и пр.
Третий - временная локализация. Каждое общество формируется в определенный период времени и в определенный период времени перестает существовать. То есть оно накапливает существенные специфические признаки и в какой-то определенный отрезок времени сохраняет их, но в дальнейшем эти признаки утрачиваются, прежнее общество прекращает свое существование, а ему на смену приходит другое. Так было, например, с первобытным обществом, обществом Древней Греции, английским обществом эпохи средневековья, советским обществом, китайским обществом эпохи культурной революции и пр.
Четвертый - развитая культура. Это цемент здания общественной жизни. Культура передается от одного поколения к другому, формируя у людей чувство принадлежности, сопричастности к определенной группе. Она способствует взаимопониманию наций и народов, населяющих определенную территорию. Культура позволяет людям вырабатывать определённые представления о ценностях, формировать стандарт поведения и стиль взаимоотношений в социальной группе, обществе.
Пятый - психическое взаимодействие людей, т.е. обмен идей, чувств, волевых устремлений. Жизнь каждого человека представляет непрерывный процесс общения, взаимодействия с другими людьми. В этом процессе доминирует тенденция выработки схожих представлений, мнений, позиций. Так, одном обществе большую значимость могут играть родственные связи (например, в арабском обществе), а в другом люди больше ценят личное благополучие и комфорт (например, в европейском, американском, российском). Соответственно к таким формам взаимодействия формируются положительные оценки, способствуя духовному единству индивидов или их групп.
Шестой - способность к самовоспроизводству, как способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность внутренних связей формировалась постепенно. Стабилизирующим фактором становились социальные структуры, т.е. устойчивые образования, связи, отношения. Возникнув для регулирования совместной жизни, в результате рационального отбора, они обеспечивают преемственность развития и прогрессивное движение общества.
Наличие структуры, а также устойчивых, постоянных, воспроизводящихся связей между отдельными элементами общества (индивидами, социальными группами, общностями, институтами и организациями) позволяет говорить о таком качестве общества, как системность.
2. Системность как важнейшая характеристика общества подробно раскрывается в ряде социологических теорий, в частности, в марксизме, структурном функционализме и теории систем.
В середине XX столетья понимание общества как системы получило свое развитие в трудах представителей структурно-функционального направления, в частности, Т. Парсонса. В его трудах оно было представлено как элемент социальной системы и в то же время самостоятельная социальная система, как «относительно самостоятельное сообщество, члены которого способны удовлетворять все свои индивидуальные и коллективные потребности и всецело существовать в его рамках»1. При анализе всех социальных систем, включая общество, Парсонс использовал формулу AGIL. Он утверждал, что каждой системе присущ инвариантный набор функций, в который входят: адаптация (А), целедостижение (G), интеграция (I), латентность (L). Система, для того, чтобы выжить, должна использовать следующий набор функций: 1) адаптации - система должна справляться с носящими случайный характер требованиями внешней среды, адаптироваться к внешней среде и приспосабливать среду к собственным потребностям; 2) целедостижения - система должна определять свои первичные цели и достигать их; 3) интеграции - система должна координировать взаимоотношения своих элементов, а также управлять отношениями трех прочих функциональных императивов (A, G, L); 4) латентную функцию (поддержание ценностного образца) - система должна питать, поддерживать и возобновлять как мотивацию индивидов, так и культурные образцы, создающие и поддерживающие мотивацию.
Парсонс различал в обществе четыре структуры, или подсистемы, с точки зрения функций (AGIL), которые они выполняют: экономика - подсистема, выполняющая в обществе функцию адаптации к внешней среде через труд, производство и распределение. Таким образом, экономика приспосабливает внешнюю среду к общественным потребностям и помогает обществу адаптироваться к внешним реалиям. Политика (или политическая система) выполняет функцию целедостижения путем преследования общественных целей и мобилизации для этого агентов и ресурсов. Система попечения (например, в школах, в семье) выполняет латентную функцию, передавая агентам культурные образцы (нормы и ценности) и разрешая их усвоение. Наконец, функцию интеграции выполняет социетальное сообщество (например, закон), координирующее различные элементы общества2. Таким образом, Парсонс анализировал строение общества прежде всего через структуры и функции.
Во второй половине XX века сформировалась еще одно направление, объясняющее сущность общества и его основные характеристики - теория социальных систем. Она основывалась на общей теории систем, возникшей благодаря компьютерным технологиям. Общая теория систем является наддисциплинарной научной теорией, объектом которой считают системы самого разного происхождения и свойства (физические, биологические, психологические, социальные, технические, абстрактные и т.д.). Основы общей теории систем были заложены Л. фон Берталанфи и А. Богдановым. Она использовалась также и в социологии. Ее отдельные методологические принципы применяли Г. Спенсер, Т. Парсонс, Н. Луман и другие ученые. Н. Лумана считают одним из выдающихся теоретиков систем в социологии. Он разработал социологический подход, объединяющий элементы структурного функционализма Т. Парсонса, общей теории систем, а также привлек понятия из биологии и кибернетики.
Н. Луман утверждал, что вычленить систему можно благодаря ее дифференциации по отношению к внешней среде, которая всегда является более сложной. Поскольку системы не могут по степени своей сложности сравниться с внешней средой, они формируют подсистемы и устанавливают между ними различные соотношения, чтобы эффективно взаимодействовать со средой и не быть поглощенными ею. Луман характеризует общество с точки зрения его важнейшего атрибута - коммуникации, которая и придает обществу системный характер. Социальная система и общество как ее главная разновидность характеризуются у Лумана полной самодостаточностью и самовоспроизводством. Выявляя сущностные качества социальной системы, Луман использует термин аутопойезис (самоорганизация). Это свойство позволяет социальным системам создавать собственные базовые элементы (экономическую, политическую системы, законы, бюрократические структуры), которые и образуют системы, способные организовать собственные структуры и собственные границы. Аутопоэзийные (самоорганизующиеся) системы относительно замкнуты (не имеют прямой связи с внешней средой) и самонаправлены (проявляют активность для реализации собственных интересов). Таким образом, в теории социальных систем Н. Лумана общество есть самоорганизаущаяся система, базовым элементом которой является коммуникация. Хотя системный подход не является в современной социологии самым распространенным3, теория социальных систем Н. Лумана способствовала проникновению в науку важнейших принципов, характеризующих общество, и во многом определила специфику социологического ракурса в исследовании социума.
3. Помимо представлений об основных структурных компонентах общества на протяжении всего развития социологии как науки ученые предпринимали попытки составить типологии обществ, описать их разновидности, выделяемые на основании самых разнообразных критериев. В связи с этим можно отметить классификации обществ, предложенные Г. Спенсером, М. Вебером, Т. Парсонсом и другими4.
Одна из достаточно распространенных типологий обществ, представленная в классической социологии, была предложена в середине XIX века К. Марксом. Она базировалась на его теории общественно-экономической формации. Категорией «формация» Маркс обозначал весь комплекс явлений и процессов общественной жизни в рамках исторически определенного этапа социального развития. В его учении выделялись следующие основные типы общественно-экономических формаций и, соответственно, обществ: первобытно-общинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое и коммунистическое. Все формации у Маркса делятся на две группы - базирующиеся на частной или общественной форме собственности.
Достаточно распространенной в современной социологии является дифференциация обществ на открытые и закрытые. Эта типология проникла в социологическое знание благодаря проникновению в него в 1960-х системного подхода. Степень открытости или закрытости зависит от характера взаимного обмена с элементами окружения и связана с двумя важнейшими понятиями теории систем: энтропией, или тенденцией к неупорядоченности и негантропией (отрицательной энтропией). Замкнутые системы имеют энтропийный характер, в то время как открытые - негантропийный. Открытые социальные системы (открытые общества) характеризуются также обратной связью, то есть они активно реагируют на импульсы, исходящие из внешней среды (например, других обществ), что способствует, с одной стороны, усложнению их внутренних связей и структур, в определенной мере вызывая их дезорганизацию, но, с другой стороны, следствием взаимодействия со средой является адаптация и саморазвитие социальной системы. Отказ закрытых обществ реагировать на внешние импульсы приводит к социальной стагнации, замедлению или прекращению развития.
Наряду со способностью реагировать на внешние импульсы существуют и другие признаки, характеризующие общества как открытые / закрытые. В частности, американский философ и социолог К. Поппер важными свойствами открытых обществ считает наличие индивидуальных свобод в противовес жесткому социальному контролю. Соответственно, общества с коллективистской идеологией признаются в качестве закрытых, в то время как индивидуалистические общества (например, западноевропейское, американское) характеризуются как открытые.
Закрытые общества обычно недолговечны, поскольку рано или поздно внешние силы демонтируют «железный занавес» и имплантируют в них инновационную идеологию, технологические процессы, социокультурные тенденции и т.д. Примерами закрытых обществ являются китайское общество в эпоху культурной революции, советское общество, арабское общество. Большинство обществ являются открытыми, что во многом способствует их развитию.
Наиболее распространенной в зарубежной и отечественной социологии на сегодняшний день является выделение следующих типов обществ: аграрного (традиционного), современного (индустриального) и постсовременного (постиндустриального). Теоретические источники данной типологии относят к началу XIX века, когда выдающийся экономист и социолог К. А. Сен-Симон ввел в науку термин «индустриальное общество» и рассматривал основные социальные изменения своего времени (в Западной Европе и Северной Америке) как процесс становления индустриального общества, основной движущей силой которого являются промышленники и банкиры, а материальное производство становится преимущественно промышленным. В этом он видел коренное отличие нового общества от традиционного земледельческого. Новый импульс к развитию теории индустриального общества получили уже во второй половине XX столетья благодаря таким экономистам и социологам как У. Ростоу и Р. Арон5.
Тем не менее, типологизация обществ на традиционные, современные и постсовременные получила широкое распространение благодаря трудам американского социолога Д. Белла и его концепции постиндустриального общества. Согласно его подходу, изложенному в научном труде «Грядущее постиндустриальное общество» (1973), развитие общества последовательно проходит три основные стадии: доиндустриальное общество, индустриальное и постиндустриальное. Первое он считал традиционным, а вторые два - современными. Применительно к постиндустриальному обществу также используется термин «постсовременное» или «общество постмодерна».
4. Как указывалось выше, важнейшим качеством общества является его способность к саморазвитию. Представления о развитии обществ в наиболее общем виде можно свети к двум основным подходам: формационному и цивилизационному. Долгое время в отечественной науке практически единственным был первый подход, что объяснялось доминированием марксистской методологии в социальных и гуманитарных науках.
Содержание категории «цивилизация» на сегодняшний день не имеет однозначного толкования среди ученых. В наиболее общем виде под цивилизацией понимают историческую эпоху, которая приходит на смену варварству. Термин «цивилизация» используют также для обозначения качественной специфики той или иной страны или региона мира. Соответственно, ученые говорят о существовании китайской западноевропейской, исламской (арабской), индийской, русской цивилизации Таким образом:
1. Общество представляет собой сложный многомерный исследовательский объект. Это образование, которое относительно автономно от мира природы возникает и существует в определенный период времени, локализовано в пространстве, основано на взаимодействиях и совместной жизнедеятельности людей, обладает способностью к самовоспроизводству.
2. Общество обладает определенной структурой. В качестве элементов этой структуры можно рассматривать его подсистемы, функционирование которых взаимообусловлено и обеспечивает важнейшее качество общества, такое, как системность. Изменение одних подсистем неизменно влечет за собой трансформацию других, видоизменяя социальную систему частично или в целом.
3. Многообразие социальных субъектов, а также чрезвычайное разнообразие их взаимовлияний способствует формированию различных типов обществ. В социологии существует большое количество типологий обществ, основанных на самых разных критериях. Наиболее часто социологи применяют типологию, согласно которой все общества можно разделить на аграрные, индустриальные и постиндустриальные.
4. Общество в процессе самовоспроизводства непрерывно развивается, переходит от одного состояния к другому. Однако, общественное развитие весьма неоднозначно, неравномерно, нелинейно. По этой причине в современной социологии существуют различные теоретические модели общественного развития, в частности, формационная и цивилизационная.
ПРИМЕР ВЫПОЛНЕНИЯ ЛЕКЦИОННОГО ЗАДАНИЯ В ФОРМАТЕ БЛОК-СХЕМЫ
Задание по теме №2 «Классические теории общественного развития» ФИО студента, № группы ______________________________________________________
1. Задание по занятию лекционного типа.Т.1. Блок- схема.
Развернутый план по теме:«Классические теории общественного развития»
Основные термины и их значение:
Представители теории и их теории:
1) П. Сорокин – теория социокультурной динамики, теория стратификации и мобильности
Содержание теоретических подходов: Социальное неравенство, распределительная система, социальная стратификация, социальная мобильность. Реформы и революция, социальный процесс, социальное пространство.
1)Социальная стратификация – это система признаков и критериев социального расслоения, положения в обществе, социальная структура общества, отрасль социологии.
2)Социальная мобильность – это возможность смены человеком своего социального слоя.
2) М. Ковалевский – много факторная теория, плюрализм.
Содержание: Развитие общества в контексте исторического процесса, многофакторность, плюрализм, консенсус.
3)Плюрализм– этопозиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия, оснований и форм знания, стилей поведения.
3) Т. Парсонс – структурно-функциональная теория социального функционализма, отраслевые социологические теории.
4) Р. Мертон – теория социального функционализма, отраслевые социологические теории.
Содержание: Социальные функции и их зависимость от социальной структуры, теории отраслевых социологических знаний.
5) М. Вебер – «понимающая социология»
Содержание: Теория социального действия. Теория «идеального типа». Теория религии, теория бюрократии.
4)Бюрократия – рациональная организация, правила которой создают фундамент эффективной работы и позволяет бороться с фаворитом.
6) Э. Дюркгейм – теория социологизма.
Содержание: Теория социологизма – объяснение социального социальными методами. Теория общественного разделения труда, теория девиации и девиантных форм поведения. Теория религии и морали.
5)Девиантное поведение - это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм.
7) К. Маркс – Теория, диалектического материализма.
Содержание: Теория периодизации исторического развития. Теория классов и классовой борьбы. Теория государства. Теория взаимодействия производительных сил и производственных отношений.
6)Теория диалектического материализма – эта теория характеризуется тем, что ее метод изучения явлений природы, человеческого общества и мышления является диалектическим, антиметафизическим, а представления о мире и сама философская теория является последовательной научно-материалистической.
Слайд – схема:
Вопросы по теме:
1)В чем суть социального неравенства?
2) Что объясняет теория социологизма?
3) Как характеризуется теория диалектического материализма?