Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
План:
Социокультурная, педагогическая характеристика детства.
Концепции детства.
Пространство детства.
Периоды детства.
Феномен детства содержателен, многогранен, многоаспектен, поэтому его нелегко
понять и объяснить. Изучение и объяснение феномена детства наука осуществляет с различных точек зрения: философской, исторической, культурологической, педагогической, психологической, этнографической, социологической и экологической (В. В. Абраменкова,
Ф. Ариес, А. Г. Асмолов, П. П. Блонский, У. Бронфенбреннер, А. Валлон, Р. Заззо,
А. В. Запорожец, В. В. Зеньковский, В. И. Исаев, О. А. Карабанова, И. С. Кон, Я. Корчак,
О. Е. Кошелева, М. Мид, С. Московичи, Л. Поллак, Е. М. Рыбинский, В. И. Слободчиков,
В. С. Собкин, А. В. Толстых, Р. Харре, Р. М. Чумичева, Д. Б. Эльконин, Э. Эриксоном,
Д. И. Фельдштейн и др.).
Так, В. В. Абраменкова в своем исследовании «Социальная психология детства» пишет, что «детство является особой психосоциокультурной категорией, с помощью которого
возможно создание целостной панорамы представлений о закономерностях становления
личности ребенка в обществе. Такое понимание детства приводит к увеличению потока исследований по экологической психологии развития ребенка (У. Бронфенбреннер), по этнографии детства (М. Мид), по социологии детства (В. С. Собкин), экологии детства
(В. И. Панов), антропологии детства (В. И. Слободчиков)».
Автор отмечает необходимость междисциплинарного синтеза проблемы детства, которая определяется:
1) изменением к концу 20 столетия социального статуса ребенка (от полной зависимости от воли взрослых – к отношениям паритетности и правам ребенка);
2) все увеличивающимся разрывом между богатством эмпирических фактов о ребенке
в рамках естественно-научных и гуманитарных дисциплин и отсутствием общего методологического подхода к анализу Детства как развивающегося феномена в культуре и обществе1.
Научные исследования по проблеме детства основываются на результатах развития
человеческого общества его законах.
В истории человечества существовали шесть типов понимания и отношения взрослых
к детству:
1) первобытный инфантицид (до IV в. н. э.);
2) отстраненный – бросание взрослыми детей (IV–XIII вв.);
1
Абраменкова В. В. Социальная психология детства: учеб. пособие. М.: ПЕРСЭ, 2008. 431 с.
3) амбивалентный – преобразование детской природы (ребенок как материал) взрослыми (XIV–XVII вв.);
4) навязывающий, или принудительный, стиль – преувеличение роли правильно организованного воспитания в эпоху Просвещения (XVIII в.);
5) социализирующий – социализация ребенка из «верхов» и «низов» общества XIX в.
(XIX – первая половина XX в.);
6) помогающий – помощь и поддержка детства при сохранении индивидуальности ребенка (с середины XX в.)2.
В разные периоды общественного развития общественное сознание в понимании детства продвигалось от низкой ценности жизни ребенка, отрицания его значения и своеобразия, отклонения от нормы, подготовки к взрослой жизни, объекта воспитания, прекрасной
поры невинности, чистоты, надежд – до значения самостоятельного, важного, самоценного
периода в жизни человека, следовательно, менялось представление образа детства и отношение к нему общества.
В. В. Абраменкова отмечает, что «возрастные границы детства были всегда социокультурно обусловлены, подвижны и потому весьма нечетки в различные эпохи. Каждое
время осмысливало себя как более зрелое, более “взрослое”; детскость, ребячливость признавались недостойной чертой. Ценность “быть взрослым” осознавалась ребенком достаточно рано, а инфантильные черты – наивность, нерациональность, безответственность, непредусмотрительность, непосредственность и др. взрослым сообществом долгое время воспринимались как негативные характеристики»3.
Развитие человеческого общества шло по пути интенсификации производства и повышения материальной и духовной культуры общества, что и привело:
к изменению возрастной границы детства в сторону удлинения;
усложнению содержания и задач обучения и воспитания детей.
Другими словами, социально-экономические, геополитические, этнокультурные особенности и система образования общества определяют:
– специфику возрастной дифференциации;
– продолжительность и своеобразие детства;
– переход ребенка от одной возрастной ступени к другой;
– изменение личности внутри каждого возрастного периода;
– социальный статус с правами и обязанностями, присущими этому периоду жизни;
– сменяющиеся виды детской деятельности;
– воспроизведение (присвоение) ребенком исторически сложившихся человеческих
способностей.
То есть старшее поколение формируют в подрастающем поколении черты, свойства,
привычки, поведение, отвечающие нормам и требованиям в рамках той или иной культуры,
системы ценностей, традиций.
Е. И. Исаев, В. И. Слободчиков отмечают, что история становления детства есть история разделения жизни детей и взрослых, где устанавливаются новые формы связи отношений между ними и новые формы со-бытийности детско-взрослой общности, что и приводит к
новому облику детства.
2
3
Де Моз Л. Психоистория. Ростов н/Д.: Феникс, 2000. 512 с.
Абраменкова В. В. Социальная психология детства: учеб. пособие. М.: ПЕРСЭ, 2008. 431 с.
2
Положение детей изменяется и объективно, и субъективно, т. е.:
в процессе усложнения средств производства происходит расширение углубление
сфер духовной жизни, которая принимает мистическую форму, что приводит к отделению
жизни детей от жизни взрослых;
появляется детское сообщество, которое не включено во взрослую жизнь, где происходит моделирование отношений взрослых по причине притягательности жизни взрослых,
которая составляет идеальную форму для детей, и освоение этой жизни есть их мотив и цель;
посредниками вхождения во взрослую жизнь являются старшие дети и старики,
находящиеся на границе и над границей между детством и взрослостью. Именно таким путем в истории возникает особая стадия развития детей, появляются новые смыслы, ведущие
их жизнь, новый способ их осуществления, т. е. новая ведущая деятельность – ролевая игра,
выполняющая функцию преодоления разрыва связи между поколениями взрослых и детей.
Для кризисов детства характерен разрыв между жизнью взрослых и детей и, как следствие этого, потеря связи и посредников между настоящим и будущим детей, между их сегодняшним и завтрашним днем, что выражается в следующем:
– обессмысливается идеальная форма – идея, организующая деятельность детей, эта
деятельность перестает быть ведущей – расслаивается и размывается, поскольку становится
неясным, «куда вести»;
– исчезают формы общинной жизни детско-взрослых сообществ (выталкиваются
старики из структуры молодой семьи, возникают межпоколенные разрывы, а ребенок теряет
явную представленность перед собой всех человеческих возрастов);
– полнота человеческой реальности определяется только внешними возрастными
метками (школа, паспорт, вуз и т. д.);
– семья обособляется от образовательных организаций, и воспитание становится семейно-приватным, а государственно-общественное воспитание становится формальным;
– взрослый выступает не как олицетворитель идеальной формы (норм, форм общественной жизни), а как носитель частных черт и качеств.
Тем самым разрывается связь между ребенком и обществом, а все отношения ребенок
концентрирует на себе как конечной инстанции и истине. Таким образом, дети не находят в
жизни взрослых образцов для подражания и восхищения. Поэтому современный этап детства
определяется как критический4.
В. В. Абраменкова отмечает, что возникшие парадоксы в культуре жизни человека
связаны либо с накоплением новых фактов, не укладывающихся в рамки теории, либо с возникновением кардинальных внутренних противоречий. Такими парадоксами – противоречиями в изучении ребенка – являются следующие:
1. Демократизация детской жизни, юридические свободы, зафиксированные в международных, государственных и других документах, – и ограничение (особенно в больших городах) пространства детской жизнедеятельности, фактическое лишение неотъемлемого права
ребенка на игру, прежде всего традиционную для всех культур – игру со сверстниками.
2. Ценность детей и брака, формирование родительских установок и особой эмоциональной связи с ребенком, жизнь семьи «ради детей» – и резкое снижение рождаемости, осо4
Исаев Е. И., Слободчиков В. И. Психология образования человека: Становление субъектности в образовательных процессах: учебное пособие. М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. 432 с.
3
знанное безбрачие: «ценность детей становится самостоятельным фактором, мотивирующим
ограничение рождаемости, – таков парадокс нашего времени».
3. Повышение в последнее десятилетие уровня жизни ребенка (рост потребления товаров и услуг, повышение жизненного комфорта, механизация быта, количество и качество
детской индустрии развлечений – книг, фильмов, игрушек для детей и пр.) – и снижение качества жизни (субъективной удовлетворенности ребенка условиями его бытия, его психоэмоциональное благополучие, оптимизм). В России последние обстоятельства выражены
особенно резко – в виде тревоги, апатии, пессимизма, прежде всего как проявления нравственно-духовного неблагополучия.
4. Инфантицид как детоотвержение, детоубийство в формах отказа от здоровых детей,
миллионов абортов, социального сиротства, детской беспризорности – и растущая адопция
(усыновление/удочерение) чужих детей, включая детей-инвалидов.
Эти и другие парадоксы в сфере детства, включая экономические, юридические, политические и социальные причины, имеют очень существенный психологический компонент
и являются сигналами к переосмыслению самого предмета научного изучения ребенка как в
психологии, так и в смежных с ней науках.
Изменение статуса детства в обществе потребовало нового подхода к изучению ребенка в предметном и социальном мире, задающего исторический вектор развития в сочетании с этнологической линией влияющих на ребенка культур и с онтогенетической осью его
индивидуальной жизни, т. е. разработки предмета исследования детства в мире5.
Детство стало объектом пристального внимания ученых разных дисциплин, следовательно, содержание понятия «детство» опирается не только на знания об историческом происхождении периодов детства, о связи истории детства с историей общества, но и на открытия других наук.
Выделим основные положения научных исследований, которые позволяют понимать
содержание понятия «детство», его самоценность, важность, необходимость, уникальность.
В. В. Зеньковский отмечал, что развитие ребенка осуществляется через игру, которая
основана на фантазии. В свою очередь фантазия формирует эмоциональную сферу ребенка,
что и позволяет ему выстраивать общение с действительностью. Образы, которые всплывают
в сознании ребенка, являются средством психического выражения чувства. Чувство выражается как в телесной, так и в психической сфере (взаимно незаменимы и неустранимы). Чувства, которые не могут найти для себя «удачного» психического выражения в образе, остаются неосознанными и не закрепленными в системе душевной жизни.
Игра позволяет выражать чувства через телесную и психическую сферы, т. к. игра
служит прежде всего запросам чувства6.
Итак, фантазия позволяет играть, в процессе игры ребенок выражает эмоциональную
сферу, раскрывает и осознает чувства, а чувство необходимы для развития души, в которой
отражается истинный смысл бытия, существования человека.
Д. Б. Эльконин рассматривал природу детства в контексте конкретно-исторических
условий. Эти условия определяют развитие, закономерности, своеобразие и характер изменений детства человека в присвоении богатств родовой культуры.
5
6
Абраменкова В. В. Социальная психология детства: учеб. пособие. М.: ПЕРСЭ, 2008. 431 с.
Зеньковский В. В. Психология детства. М.: Академия, 1996. 346 с.
4
Исходя из этого положения, Д. Б. Эльконин определяет детство как:
социально-психологическое явление в жизнедеятельности человека;
период развития важных психических функций ребенка (возникающие психологические новообразования имеют значение для развития способностей и формирования личности человека);
период овладения ребенком человеческой культуры (духовных и практических
способов, человеческих отношений к миру для удовлетворения органических, социальных,
духовных потребностей) благодаря помощи взрослых и во взаимосвязи с ними7.
Д. Б. Эльконин отмечал, что отдельный период развития детства нельзя рассматривать
с точки зрения подготовки ребенка к переходу на следующий этап развития, т. к. сам переход
на следующий этап подготавливается и определяется тем, насколько полно прожит предшествующий этап и насколько созрели внутренние противоречия, которые и решаются благодаря этому переходу. Если переход произойдет искусственно, когда эти противоречия еще не
созрели, то это отрицательно повлияет на формирование личности ребенка и этот ущерб может быть невосполним8.
Я. Корчак определял детство как долгий, важный период в жизни человека, поэтому
ребенок должен рассматриваться самого раннего детства как полноправный член человеческого сообщества. Потому что он:
разумен, хорошо знает потребности, трудности и помехи своей жизни;
строит себя все больше и врастает глубже в жизнь;
имеет сто масок, сто ролей способного актера (наивный и хитрый, покорный и
надменный, кроткий и мстительный, благовоспитанный и шаловливый, и т. д.);
имеет чувства, которые превосходят над силой, т. к. не отработано торможение;
имеет инстинкты, которые рассеянны;
имеет интеллект равный взрослому, но недостает лишь опыта;
не зарабатывает деньги и, будучи на содержании, вынужден подчиняться взрослому9.
А. В. Запорожец отмечал, что детский период жизни человека имеет важное значение,
поэтому задача образования должна быть связана с совершенствованием содержания, форм,
методов обучения и воспитания, соответствовать определенной возрастной ступени развития
ребенка. Детское развитие происходит благодаря обогащению (амплификации) на основе ресурсов, которые присущи специфическим видам деятельности дошкольников. Ведущей формой дошкольника является игровая деятельность, в которой ребенок активно воссоздает
труд, быт окружающих взрослых, события их жизни, отношения между ними. Благодаря чему ребенок осознает новые сферы действительности и развивает способности10.
Ш. А. Амонашвили определял детство исходя из положения необходимости рождения
ребенка. Ребенок не случайно рождается, т. к. каждый ребенок несет особую миссию для себя и для людей, потому что люди, окружающие его, нуждались в нем. Поэтому Ш. А. Амонашвили видит ребенка как безграничность и неповторимость, имеющего как общие для всех
возможности и способности, так и свою изюминку.
7
Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / ред.-сост.
Б. Д. Эльконин. М.: Академия, 2007. 384 с.
8
Эльконин Д. Б. Избр. психол. тр. / под ред. В. В. Давыдова, В. П. 3инченко. М.: Педагогика, 1989. 555 с.
9
Корчак Я. Как любить ребенка: книга о воспитании: пер. с польск. М.: Политиздат, 1990. 493 с.
10
Запорожец А. В. Избр. психол. тр. Т.1. М.: Педагогика, 1986. 323 с.
5
Следовательно, взрослый должен создать все необходимые условия, чтобы ребенок
развивался и вырос. И тогда ребенок, став взрослым, принесет окружающим его людям облегчение, радость, станет для кого-то соратником, помощником, надеждой11.
В. И. Слободчиков и Е.И. Исаев видят самоценность детства, в том, что:
тело формируется в единстве его сенсорных, двигательных, коммуникативных,
функциональных органов;
развиваются субъектные средства регуляции поведения: эмоций, воли и способностей;
оформляется личностный способ бытия, свободного и ответственного отношения к
себе и другим людям;
происходит со-творение своего «Я» (личной, самостоятельной, самобытной и разноцветной системы связей, отношений прежде всего ребенка со своим внутренним миром)12.
Д. И. Фельдштейн определяет детство как особое явление социального мира, следовательно, ему характерны такие свойства: функциональность, содержательность и сущность.
Функциональность – это объективно необходимое состояние процесса вызревания подрастающего поколения для воспроизводства будущего общества в его динамической системе.
Содержательность – это процессы, происходящие в жизнедеятельности ребенка. А
именно:
постоянный физический рост;
накопление психических новообразований;
освоение социального пространства;
рефлексия всех отношений в этом пространстве, т. е. определение в нем себя, собственной самоорганизации.
Самоорганизация осуществляется в постоянно расширяющихся и усложняющихся
контактах ребенка с другими детьми и взрослым сообществом.
Сущность – это состояние социального развития, т. е. биологические закономерности,
связанные с возрастными изменениями ребенка; проявляются в процессе подчинения регулирующему и определяющему действию социального13.
В. Т. Кудрявцев установил важность детства:
в особом его месте в социокультурной системе, т. к. оно определяет бытие целого
общества и судьбу отдельного индивида;
ценности развития и взаимопределения культуры и детства как сферы самой культуры.
Так, ребенок и взрослый решают две ведущие взаимодополняющие задачи: культуроосвоение и культуросозидание. Взрослый поддерживает и обогащает опыт взаимодействия
ребенка с культурой. Результатом как для ребенка, так и для взрослого будет субкультура14.
М. С. Каган в культуре детства выделяет два слоя:
сама субкультура детства: среда, окружение, культурные формы, создаваемые
взрослыми для ребенка;
11
Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Изд. дом Ш. Амонашвили, 1995. 496 с.
Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в
онтогенезе: учеб. пособие. М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. 400 с.
13
Фельдштейн Д. И. Феномен Детства и его место в развитии современного общества // Воспитание
школьников. 2005. № 4. С. 2–8.
14
Кудрявцев В. Т. Психология развития человека: Основания культурно-исторического подхода. Рига:
Эксперимент, 1999. 160 с.; Кудрявцев В. Т. Исследования детского развития на рубеже столетий // Вопросы
психологии. № 2. 2001. С. 3–21.
12
6
формы собственной деятельности ребенка.
Детская субкультура в широком смысле – это все, что создано человеческим обществом для детей и детьми.
В узком – это смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности
и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретноисторической социальной ситуации развития15.
В. В. Абраменкова, считает, что содержанием детской субкультуры являются игры,
фольклор, детский правовой кодекс, юмор, магия и мифотворчество, религиозные представления, философствование, словотворчество, эстетические представления детей 16.
Интенсивное биологическое, социальное и психологическое развитие и социализация
ребенка протекают в определенной культурной среде, связанной с разными сторонами жизни
общества.
Итак, современные исследователи доказывают, что период детства является основой для взросления, где происходит овладение ребенком способами родовой человеческой деятельности, которые необходимы для поэтапного психического развития. Таких
этапов три:
1) открытие ребенком своих новых возможностей;
2) осмысление этих возможностей;
3) реальное начало их реализации в деятельности, адекватной потребностям «Я».
Чтобы обеспечить процесс взросления детей, взрослому необходимо осуществлять
продвижение ребенка в зону ближайшего развития, поэтому роль взрослого заключается в
посредничестве между детьми и социумом в процессе их взаимодействия по освоению мира.
Деятельность взрослого заключается:
в оказании помощи в процессе адаптации к социуму;
компенсации недополученного в социуме;
реабилитации;
поддержке в решении проблем;
различении ситуаций, не требующих его вмешательства, от ситуаций, требующих
его, для избегания излишней опеки ребенка.
Изучение феномена детства привело к изучению педагогических смыслов пространства детства. Пространство детства достаточно сложно выделить как реальное явление, как
абсолютную целостность, потому что пространство есть совокупность природных и социальных факторов, которые могут оказывать как позитивное, так и негативное воздействие на
процесс развития ребенка.
Д. И. Фельдштейн определял пространство детства как:
социокультурный феномен, отражающий социальные особенности времени, страны, государственного и общественного устройства, ментальности и культуры;
психолого-педагогическое явление, имеющее инвариантные характеристики, которые мало зависят от социума 17.
15
Каган М. С. Отношение к детству как явление культуры // Дети Севера: Тезисы докладов и сообщений IV Междунар. конф. «Ребенок в Современном мире», 8–10 октября 1997 г. СПб., 1997. С. 16–19.
16
Абраменкова В. В. Социальная психология детства: учеб. пособие. М.: ПЕРСЭ, 2008. 431 с.
17
Фельдштейн Д. И. Феномен Детства и его место в развитии современного общества // Воспитание
7
В. Франкл понимал пространство детства как пространство начала поиска индивидом
смысла жизни, что делает жизнь человека более напряженной18.
В педагогической науке пространство детства, имеющее как общие, так и индивидуальные характеристики, необходимо ребенку:
для полноценной жизни;
подготовки его к взрослому бытию.
Пространство рассматривается как:
‒ совокупность множества объектов, связанных между собой временными рамками и
информационными связями;
‒ территория, на которой протекает процесс развития личности ребенка.
Другими словами, пространство детства включает:
природный мир (среда обитания);
социальную среду (город, деревня, жилищно-бытовые условия, привычки и т. д.);
духовно-культурную среду (духовные, культурные ценности);
семейную среду;
образовательную среду (образовательные организации);
информационную среду;
сферу чувств.
Современное образование ориентировано на гармонизацию и гуманизацию пространства детства. Это пространство строится в рамках системы «взрослый – ребенок», включающей разные виды деятельности и отношений, что и определяет атмосферу жизни ребенка. В
процессе успешно складывающихся отношений между субъектами деятельности приводит к
позитивным изменениям в развитии ребенка, к положительной самореализации, социализации и, наоборот, при не сложившихся отношениях приводит к серьезным проблемам.
В пространстве детства ребенок:
определяет себя (в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах с
людьми по всем социализирующим признакам);
приобретает ценности;
формирует качества характера;
усваивает культуру, опыт своего общества;
учится понимать окружающий мир;
самоорганизуется;
тренирует необходимые навыки.
Осмысление результатов науки нашло свое отражение и в документах мирового и
государственного уровней.
Генеральная Ассамблея ООН издала следующие документы:
1) «Декларацию прав ребенка» от 20 ноября 1959 г., в которой говорится, что человечество, общество должно:
‒ заботиться о детях;
‒ создавать условия для их полноценного достойного развития;
школьников. 2005. № 4. С. 2–8.
18
Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 372с.
8
‒ давать им самое лучшее, что оно имеет.
2) «Конвенцию о правах ребенка» от 20 ноября 1989 г., в которой декларируются права ребенка и юридические меры их защиты. В ней говорится, что страны мира должны:
‒ обеспечивать полноценное развитие личности ребенка;
‒ ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста;
‒ ребенок является полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав;
‒ права ребенка применимы как к полноценным, так и к детям с отклонениями в развитии, которые нуждаются в особой социальной защите со стороны государства.
Государства, которые присоединились к Конвенции, должны нести юридическую ответственность за свои действия в отношении детей перед международным сообществом. Последний документ ратифицирован большинством стран мира19.
Относительно характеристики возрастных границ детства, то различные науки, основываясь на своих исследованиях, определяют неодинаковые границы детства:
психология – от новорожденности до полной психологической и социальной зрелости;
физиология, биология – от рождения до периода, когда в организме подростка завершаются психофизиологические изменения, связанные с половой зрелостью (от 12 до 16 лет);
социология, правоведение – от рождения до14 лет.
В настоящее время в педагогике и психологии принято выделять следующие периоды
детства:
1) младенчество, новорожденность (от рождения до одного года, в нем выделяется
первый месяц);
2) раннее детство – преддошкольное (от 1 года до 3 лет);
3) дошкольный возраст (от 3 до 6–7 лет);
4) младший школьный возраст (с 6–7 до 10–11 лет);
5) подростковый возраст – средний школьный возраст (с 11–12 до 15 лет);
6) юношеский – старший школьный возраст (от 15 до 18 лет).
Подростковый и юношеский возраст являются переходными периодами, поэтому не
считаются взрослостью20.
Итак, детство – это:
особое явление социального мира, которому присущ конкретно-исторический характер;
объективно необходимое состояние в динамической системе общества;
период человеческого развития, содержащий закономерную последовательность
целостных внутренне необходимых циклов развития личности (от новорожденности до полной социальной, психологической зрелости – до появления возможности включения во
взрослую жизнь);
процесс «вызревания» подрастающего поколения (постоянного физического роста,
накопления психических новообразований), подготовка к воспроизводству будущего общества, освоению социального пространства, становлению полноценным членом общества.
19
20
Шнекендорф З. К. Путеводитель по Конвенции о правах ребенка. М.: Рос. пед. агентство. 1997. 248с.
Люблинская А. А. Детская психология: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1971. 415 с.
9