Социальный институт: понятие, признаки, виды, функции
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Оглавление
1. Рассмотреть первую типологию обществ древнегреческих мыслителей Платона и Аристотеля 3
2. Социальный институт: понятие, признаки, виды, функции 5
3. Прогресс и регресс в развитии общества 8
Список литературы 12
1. Рассмотреть первую типологию обществ древнегреческих мыслителей Платона и Аристотеля
Социальная мысль античности в основном представлена работами Платона и его ученика Аристотеля. Платон одним из первых пытался сформулировать закономерности развития отдельных социальных институтов: государства, семьи, права, используя логико-понятийный метод. Его работу "Государство» можно считать первым трактатом по общей социологии.
Основу воззрений на общество у Платона составляет конструкция "идеального государства". При этом он отождествлял понятия "государство" и "общество": • идеальное государство понимается как отражение вечных идей (эйдосов) - идей справедливости, всеобщего блага. Справедливость состоит в том, чтобы каждому гражданину было отведено занятие, наиболее соответствующее его природе;
определенные социальные различия между людьми носят характер иерархии (теория социальной стратификации). Все население делится на три сословия в соответствии с тремя началами человеческой души: разумным, яростным, вожделеющим: философы-правители (управляют государством), воины-стражи (охраняют государство от беспорядков и агрессии), и ремесленники-земледельцы (обеспечивают первые два сословия предметами первой необходимости).
• развитие и функционирование идеального государства обусловлено наличием четырех добродетелей у граждан: мудрости (ее носителями выступают философы-правители); мужества (ее олицетворяют воины-стражи); рассудительности и справедливости, свойственных всем гражданам;
• назначение государства видел и том, чтобы создавать условия для добродетельной жизни максимального числа граждан. В идеальном государстве отсутствуют частная собственность, имущественное неравенство, поскольку их наличие противопоставляет частный и общественный интересы и приводит к конфликтам.
2. Аристотель, используя (эмпирик сравнительный метод) анализировал общество на примере городов-полисов, которые описал в своей работе "Политика": выдвинул тезис о человеке как существе общественном ("политическое животное");
государство считал самой совершенной формой человеческого общения, которая ограничивает, проявления животных инстинктов у людей. Оно создается для достижения всеобщего счастья, воплощения справедливости и права. Поэтому государство первично по отношению к индивиду и к семье;
первичной "клеточкой" государства считал гражданина. Граждане - свободные люди, которые занимаются управлением, военными и судебными делами. Им он противопоставлял рабов, удел которых - физический труд;
выявил обусловленность форм государства социальными различиями между людьми, общественным разделением труда;
определил форму государства, которая отличалась бы стабильностью (полития), в основе которой лежат добродетель аристократии, богатство олигархии и свобода демократии. Социальной базой политии является средний класс, который объединяет интересы бедных и богатых и тем самым предохраняет общество от социальных столкновений.
Считается, первое и достаточно полное представление о строении общества дали античные философы Платон и Аристотель. Затем наступила очень долгая, растянувшаяся на две тысячи лет историческая пауза, прежде чем появились выдающиеся ученые и мыслители (Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Ф. Бэкон, Ж.-Ж. Руссо, А. Гельвеции, И. Кант и многие другие), которые серьезно обогатили наши знания об обществе и поведении людей.
2. Социальный институт: понятие, признаки, виды, функции
Социальный институт (лат. social is - общественный и лат. institutum - установление) – устойчивый комплекс правил, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему социальных ролей и статусов. Социальные институты имеют историческое происхождение и находятся в постоянном изменении и развитии. Их становление называется институциализацией. Социальные институты: армия, семья, образование, государство.
Армия как социальный институт обеспечивает не только безопасность конкретного индивида, но и общества. Семья является социальным институтом, создающим (биологически и социально) новых членов общества. Государство как институт политической жизни общества регулирует взаимоотношения людей с государством и официальными властными структурами, защищая интересы своих граждан и власти. Образование как социальный институт удовлетворяет потребность в знании, которое определяет не только свою ценность, но и социальный статус человека в обществе.
В соответствии с основными потребностями человека можно назвать и основные социальные институты, которые эти потребности удовлетворяют: • экономические (вся система производства, распределения, торговли и финансов, объекты инфраструктуры); • политические (вся система государственных и политических органов и организаций); • культурно-духовные (религия, наука, культура, искусство, народное творчество); • семейно-брачные (этапы формирования, функционирования и распада семьи); • здравоохранения (медицинские учреждения, учреждения рекреации, спорта и туризма); • информации и коммуникации (средства массовой коммуникации и информации).
Признаки социального института. Круг признаков широк и неоднозначен, ибо они помимо общих с другими институтами признаков имеют свои специфические особенности. Так. в качестве основных А. Г. Эфендиев выделяет следующие. 1. Четкое распределение функций, прав, обязанностей участников институционального взаимодействия и выполнение каждым из них своей функции, что обеспечивает предсказуемость их поведения. 2. Разделение труда и профессионализация, позволяющие эффективно удовлетворять потребности людей. 3. Особый тип регламентации. Главным условием здесь является обезличенность требований к исполнителю действий, предусмотренных данным институтом. Эти действия должны выполняться независимо от личных интересов, включенных в данный институт индивидов. Индивидуализация требований обеспечивает целостность и устойчивость социальных связей независимо от персонального состава, сохранение и само воспроизводство общественной системы; 4. Четкий, нередко рационально обоснованный, жесткий и обязывающий характер механизмов регуляции, который обеспечивается наличием однозначных норм, системой социального контроля и санкций. Нормами - стандартными образцами поведения - регулируются взаимоотношения внутри института, действенность которого основывается в том числе и на санкциях (поощрениях, наказаниях), гарантирующих выполнение лежащих в его основе норм. 5. Наличие учреждений, в которых организуется деятельность института, управление и контроль необходимых средств и ресурсов (материальных, интеллектуальных, моральных и т. д.) для ее осуществления.
Перечисленные признаки характеризуют социальное взаимодействие внутри социального института как регулярное и самовозобновляющееся.
Функции социальных институтов: удовлетворение потребностей общества: организация общения между людьми, производство и распределение материальных благ, постановка и достижение общих целей и др.; регулирование поведения социальных субъектов при помощи социальных норм и правил, приведение действий людей в соответствие с более или менее предсказуемыми образцами социальных ролей; стабилизация общественных отношений, закрепление и поддержание устойчивых социальных связей и отношений; социальная интеграция, сплочение индивидов и групп в масштабах всего общества.
Условиями успешного функционирования институтов являются: четкое определение функций; рациональное разделение труда и организация; деперсонализация, способность функционировать вне зависимости от личностных качеств людей; способность эффективного поощрения и наказания; включенность в более масштабную систему институтов.
Взаимная связь и интеграция институтов в обществе основывается, во-первых, на регулярности в проявлениях личностных свойств людей, однородности их потребностей, во-вторых, на разделении труда и предметной связи выполняемых функций, в-третьих, на доминировании в обществе институтов одного определенного типа, что обусловлено особенностями его культуры.
Виды социальных институтов. Каждый институт общества характеризуется наличием цели деятельности и конкретными функциями, обеспечивающими её достижение.
Социальные институты необходимы для нормального функционирования общества, для его развития, а также для удовлетворения общественных и индивидуальных потребностей и интересов. Поэтому каждой сфере жизни общества соответствуют свои социальные институты: политические (власть, разделение властей, государство, политические партии, местное самоуправление, армия, судебная система, право, полиция, парламент, правительство); экономические (собственность, рынок, деньги, банковская система, обмен, разделение труда, хозяйственные отношения, материальное производство, биржи); институты родства (брак, семья, материнство, кровная месть, наследование, отцовство, воспитание); институты образования и культуры (образовательные, культурные и художественные учреждения, творческие союзы, средства массовой информации); духовные или религиозные институты (религия, церковь, вера, культ).
3. Прогресс и регресс в развитии общества
Все общества находятся в постоянном развитии, в процессе изменений и перехода из одного состояния в другое. При этом социологи выделяют два направления и три основные формы движения общества. Вначале рассмотрим суть прогрессивного и регрессивного направлений.
Прогресс (от лат. progressus – движение вперед, успех) означает развитие с восходящей тенденцией, движение от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Он ведет к позитивным изменениям в обществе и проявляется, например, в совершенствовании средств производства и рабочей силы, в развитии общественного разделения труда и росте его производительности, в новых достижениях науки и культуры, улучшении условий жизни людей, их всестороннем развитии и т.д.
Регресс (от лат. regressus – обратное движение), напротив, предполагает развитие с нисходящей тенденцией, движение вспять, переход от высшего к низшему, что ведет к негативным последствиям. Он может проявляться, скажем, в снижении эффективности производства и уровня благосостояния людей, в распространении в обществе курения, пьянства, наркомании, ухудшении здоровья населения, увеличении смертности, падении уровня духовности и нравственности людей и т.д.
По какому пути идет общество: по пути прогресса или регресса? От того, каким будет ответ на этот вопрос, зависит представление людей о будущем: несет ли оно лучшую жизнь или не сулит ничего хорошего?
Древнегреческий поэт Гесиод (8-7 вв. до н. э.) писал о пяти стадиях в жизни человечества. Первойстадиейбыл "золотой век", когда люди жили легко и беспечно. Второй – "серебряный век" – начало падения морали и благочестия. Спускаясь все ниже, люди оказались в "железном веке", когда повсюду царят зло, насилие, попирается справедливость.
Каким видел Гесиод путь человечества: прогрессивным или регрессивным? В отличие от Гесиода древние философы. Платон и Аристотель рассматривали историю как циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии.
С достижениями науки, ремесел, искусств, оживлением общественной жизни в эпоху Возрождения связано развитие идеи исторического прогресса.
Одним из первых теорию общественного прогресса выдвинул французский философ Анн Роббер Тюрго (1727-1781).
Его современник французский философ-просветитель Жак Антуан Кондорсе (1743-1794) видит исторический прогресс как путь социального прогресса, в центре которого – восходящее развитие человеческого разума.
К. Маркс считал, что человечество идет ко все большему овладению природой, развитию производства и самого человека.
Вспомним факты из истории XIX-XX вв. За революциями нередко следовали контрреволюции, за реформами – контрреформы, за коренными переменами в политическом устройстве – реставрация старых порядков.
Если бы мы попытались прогресс человечества изобразить графически, то у нас получилась бы не прямая, а изломанная линия, отражающая подъемы и спады. В истории разных стран бывали периоды, когда торжествовала реакция, когда гонениям подвергались прогрессивные силы общества. Например, какие бедствия принес Европе фашизм: гибель миллионов, порабощение многих народов, разрушение центров культуры, костры из книг величайших мыслителей и художников, культ грубой силы.
Отдельные изменения, происходящие в разных областях жизни общества, могут быть разнонаправленными, прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой.
Так, на протяжении истории четко прослеживается прогресс техники: от каменных орудий к железным, от ручных орудий к машинам и т.д. Но прогресс техники, развитие индустрии привели к разрушению природы.
Таким образом, прогресс в одной области сопровождался регрессом в другой. Прогресс науки и техники имел неоднозначные последствия. Использование компьютерной техники не только расширило возможности труда, но повлекло за собой новые болезни, связанные с длительной работой у дисплея: ухудшение зрения и др.
Рост крупных городов, усложнение производства и ритмов жизни в быту – увеличило нагрузки на человеческий организм, породило стрессы. Современная история, также, как и прошедшая, воспринимается как результат творчества людей, где имеют место и прогресс и регресс.
Для человечества в целом характерно развитие по восходящей линии. Свидетельствами мирового социального прогресса, в частности, могут быть не только рост материального благосостояния и социальной защищенности людей, но и ослабление конфронтации (конфронтация – от лат. con – против + irons – фронт – противостояние, противоборство) между классами и народами разных стран, стремление к миру и сотрудничеству все большего числа землян, утверждение политической демократии, развитие общечеловеческой нравственности и подлинной гуманистической культуры, всего человечного в человеке, наконец.
Важным признаком социального прогресса, далее, ученые считают и растущую тенденцию к освобождению человека — освобождению (а) от подавления государством, (б) от диктата коллектива, (в) от всякой эксплуатации, (г) от замкнутости жизненного пространства, (д) от страха за свою безопасность и будущее. Иными словами, тенденцию к расширению и все более результативной защите повсюду в мире гражданских прав и свобод людей.
По степени обеспечения прав и свобод граждан современный мир являет собой весьма пеструю картину. Так, по оценкам американской организации в поддержку демократии в мировом сообществе "Фридом хаус" (англ. Freedom House – Дом Свободы, основанный в 1941 г.), ежегодно публикующей "карту свободы" мира, из 191 страны планеты в 1997 г. полностью свободными были 79; частично свободными (куда отнесена и Россия) – 59; несвободными – 53. Среди последних особо выделены 17 наиболее несвободных государств (категория "худшие из худших") – таких, как Афганистан, Бирма, Ирак, Китай, Куба, Саудовская Аравия, Северная Корея, Сирия, Таджикистан, Туркмения и другие. Любопытна география распространения свободы по земному шару: главные ее очаги сконцентрированы в Западной Европе и Северной Америке. В то же время из 53 стран Африки свободными признаны лишь 9, а среди арабских стран – ни одной.
Прогресс просматривается и в самих человеческих отношениях. Все больше людей понимают, что они должны научиться жить вместе и соблюдать законы общества, должны уважать чужие жизненные стандарты и уметь искать компромиссы (компромисс – от лат. compromissum – соглашение на основе взаимных уступок), должны подавлять собственную агрессивность, ценить и беречь природу и все то, что создали предыдущие поколения. Это отрадные признаки того, что человечество неуклонно движется к отношениям солидарности, гармонии и добра.
Регресс чаще носит локальный характер, касается либо отдельных обществ или жизненных сфер, либо отдельных периодов. К примеру, в то время как Норвегия, Финляндия и Япония (наши соседи) и другие страны Запада уверенно поднимались по ступенькам прогресса и процветания, Советский Союз и его "товарищи по социалистическому несчастью" (Болгария, ГДР (Восточная Германия), Польша, Румыния, Чехословакия, Югославия и другие) регрессировали, неудержимо скатываясь в 1970-80-х гг. в пропасть развала и кризиса. Более того, прогресс и регресс зачастую сложно переплетаются.
Так, в России 1990-х явно имеют место и тот, и другой. Спад производства, разрыв прежних хозяйственных связей между заводами, снижение уровня жизни у многих людей и рост преступности – это очевидные "метки" регресса. Но есть и обратное – знаки прогресса: освобождение общества от советского тоталитаризма и диктатуры КПСС, начавшееся движение к рынку и демократии, расширение прав и свобод граждан, значительная свобода средств массовой информации, переход от холодной войны к мирному сотрудничеству с Западом и т.д.
Список литературы
1. Бабосов, Е.М. Общая социология, учеб. пособие для студентов вузов/Е. М. Бабосов. – 2-е изд. – Минск: Тетрасистемс, 2004, 640 с.
2. Бабосов, Е.М. Практикум по социологии: учеб. пособие для студентов вузов/Е.М. Бабосов. – Минск: Тетрасистемс, 2003, 416 с.
3. Дудко О. Динамические начала в развитии общества / О.Дудко // Первое сентября. - 2008. - №22. - С.11.
4. Росенко С. И., Росенко М. Н., Кумпен А. А. Социальная сфера жизни общества: учеб. пособие. СПб.: Изд-во НГУ им. П. Ф. Лесгафта, 2017. 69 с.
5. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А.Грицанов, В.Л.Абушенко, Г.М.Евелькин и. - Мн.: Книжный Дом, 2003. - С.712.
6. «Сократ. Платон. Аристотель. Сенека» ЖЗЛ. - М.1995.