Социальные институты гражданского и патриотического воспитания молодежи
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 3. Социальные институты гражданского и патриотического воспитания молодежи
В современной политической жизни России патриотизм играет главенствующую роль. Современное общество, особенно молодежь, переживает кризис идентичности, что приводит к утрате патриотизма как социально-духовной ценности. Политика международных отношений зачастую формирует потребность в развитии у молодежи патриотических качеств, чувств и готовности к сознательной гражданской позиции. Проблема патриотического воспитания приобрела общенациональный характер и этому в большей степени способствовала политическая трансформация общества.
Изучая сущность патриотизма, мы обратились к словарю русского языка С.И. Ожегова и обнаружили следующее толкование понятия «патриот»: «Человек, проникнутый патриотизмом»[1]. Патриотизм является важным ресурсом развития общества, национальной идеи и нравственных качеств. В этой связи, важно отметить, что необходимо уделять особое внимание, патриотическому воспитанию молодежи, учитывая современные условия. Следует учесть, что в науке сложились теоретические предпосылки исследования проблемы патриотизма. Исследовательский интерес представляют труды Е.А. Андреева, В.В. Гладких, Ю.П. Сентюрина, В.А. Коробовой, А.В. Солодилова, А.И. Афонина и др. В научных трудах уделяется внимание проблемам военно-патриотического воспитания, политическому экстремизму и патриотическому воспитанию на современном этапе развития гражданского общества, политическим основам патриотизма. Научную общественность привлекают также проблемы: нравственного и патриотического воспитания (Н.Ф. Виноградова); патриотизм и религия (Т.Е. Вежевич); государственная молодежная политика как фактор становления гражданского общества (В.М. Бурцев); духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков). Указанные и многие другие исследования подчеркивают современную значимость проблемы патриотического воспитания молодежи. Патриотическое воспитание является сложным процессом, в котором необходимо консолидировать усилия органов государственной власти, общественных организаций и объединений, институтов гражданского общества, образовательных организаций.
Особая роль в патриотическом воспитании отводится социальным институтам, то есть с одной стороны специальным учреждениям, с другой институты представляют собой совокупность норм, которые регулируют сферу конкретных общественных отношений. Так, исследователем А.Г. Эфендиевым выделяются следующие типы социальных институтов: институты социализации и культуры, политические, экономические [2].Научные труды А.А. Горелова дополняют типы социальных институтов. Ученый также выделяет: политические, экономические, культурные и юридические [3].
Наиболее полная картина, раскрывающая роль социальных институтов в патриотическом воспитании, представлена в работах А.И. Кравченко. Исследователь отмечает, что институт семьи и брака удовлетворяет потребности в воспроизводстве рода; государство в целом и политические институты формируют потребности в социальном порядке и безопасности; производство и экономические институты формируют потребности в добывании средств существования; наука, культура и институты образования в целом формируют потребности в передаче знаний, создают условия социализации молодежи, осуществляют необходимую подготовку кадров; институт религии формирует потребности в решении духовных проблем и смысла жизни [4].
Следует заметить, что социальные институты помогают управлять сферами общественной жизни. Семья, государство, религия, образование, экономика и другие социальные институты создают условия для формирования верований и ценностей, норм, ролей принятых в обществе на определенном этапе исторического развития. К.И. Крылов, обобщая целевые установки комитета Государственной Думы по безопасности, по обороне, по делам молодежи и по делам общественных объединений и религиозных организаций, в отношении роли государства и общественных институтов в обеспечении патриотического воспитания молодежи, отмечает следующие важные позиции:
• будущее России находится в прямой зависимости от результатов патриотического воспитания детей и молодежи, от формирующегося нравственного облика подрастающего поколения;
• патриотическое воспитание является неотъемлемой частью основы воспитания, которую должны составлять базисные ценности, являющиеся фундаментом общенациональной идентичности;
• воспитание патриота и гражданина предполагает пробуждение в человеке чувства любви к Родине, к своему краю;
• государство, различные институты гражданского общества, электронные и печатные средства массовой информации, оказывающие значительное влияние на формирование жизненных установок и нравственных критериев подрастающего поколения, должны осознать свою огромную ответственность за сбережение России и ее народа за сохранение вековых духовных и культурных традиций [5].
Система воспитания молодого поколения реализуется во многом через деятельность социальных институтов, которые мы обозначали ранее. Актуализируем роль некоторых основных социальных институтов патриотического воспитания молодежи. Государство выступает основным институтом воспитания на институциональном уровне. Государство определяет цель воспитания, формирует тип гражданина, и определяет стратегию воспитания молодого поколения.
Государство, определяя и реализуя образовательную политику, организовывает деятельность организаций и учреждений направленную на создание условий для развития патриотизма молодежи. Следующим основным институтом патриотического воспитания выступает семья. Именно в семье закладываются основы нравственности, формируется личность, происходит развитие ценностных ориентаций в соответствии с жизненными смыслами, которые закладываются как принципы социального поведения в семье. В семье прививаются правила поведения в обществе, отношение к ближнему, своему дому, семье, окружению, родному краю, Родине. Одним из важнейших социальных институтов патриотического воспитания также является экономика. Условия рыночных отношений и конкуренции создают предпосылки для формирования «модели хозяина», воспитание духа предпринимательства. Вовлечение молодого поколения в участие хозяйственной деятельности, прививает любовь к труду, формирует экономическую образованность и мобильность. Учащаяся молодежь получает большое воспитательное воздействие в условиях образовательных организаций.
Важная роль отводится патриотизму и гражданственности в образовательных организациях. Образовательные организации направлены на воспитание патриотических чувств к Родине, способствуют развитию гражданской позиции и уверенности молодого поколения. Особая роль в патриотическом воспитании молодежи также наряду с рассмотренными социальными институтами отводится религиозным организациям, молодежным неформальным объединениям, политическим партиям и движениям, организациям культуры и спорта, творческим организациям, средствам массовой информации и другим социальным институтам, деятельность которых оказывает влияние на воспитание современного патриота России.
Патриотическое воспитание формирует гражданскую идентичность, являющуюся основой поликультурной идентичности молодежи, как современной модели личности в условиях многонациональной среды [6].Таким образом, патриотизм является неотъемлемой составляющей социальной и духовной жизни молодежи и всего общества. Социальные институты играют важную роль в патриотическом воспитании, наполняя смыслом, вектор духовно-нравственного развития молодежи, создают основу стабильности и безопасности страны.
Использованные источники:
1.Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок.57000 слов / Под ред. чл.-корр. АНСССР Н.Ю.Шведовой. –20-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1989. –750 с
2.Эфендиев А.Г. Базисные элементы социальной жизни // Основы социологии/ Отв. ред. А.Г. Эфендиев. М., 1993. С. 133-134.
3.Горелов А.А. Социология в вопросах и ответах. М., 2006. С. 170.
4.Кравченко А.И. Социология. Екатеринбург, 1999. С. 334-335.
5.О роли государства и общественных институтов в обеспечении патриотического воспитания молодежи [Электронный ресурс]. URL: http://fpvestnik.ru/zakonodatelstvo/o-roli-gosudarstva-i-obshhestvennykh-institutov-v-obespechenii-patrioticheskogo-vospitaniya-molodjozhi/ (дата обращения 25.05.2016).
6.Батарчук Д.С. Модель развития поликультурной идентичности личности в многонациональной образовательной среде // Мир психологии. 2012. No 1. С. 93-104.