Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Социально-психологические аспекты личности

  • 👀 476 просмотров
  • 📌 431 загрузка
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Социально-психологические аспекты личности» docx
Тема 2. Социально-психологические аспекты личности. План: 1. Социальная психология личности. 2. Я и культура. 3. Самоконтроль. 4. Понятие, стадии, институты и механизмы социализации личности.   Понятийный аппарат: Я-концепция; образ-Я; физическое Я; эмоциональное Я; интеллектуальное Я; социальное Я; самооценка; индивидуализм; коллективизм; локус контроля; социализация; воспитание; имитация; идентификация.   Социальная психология личности Я-концепция. Я-концепция – это совокупность всех представлений индивида о себе, установок на себя: Кто Я? Что я собой представляю? Какой Я?   Понятие образа Я. Образ Я – это отражение самого себя, взгляд изнутри. Образ Я складывается из четырёх составляющих: физическое Я, эмоциональное Я, интеллектуальное или умственное Я, социальное Я. Физическое Я – это моё представление о моём теле, внешности, физическом состоянии. Эмоциональное Я – осознаваемые мой мои чувства и переживания, настроения. Интеллектуальное Я – мир моих мыслей. Социальное Я – качества, влияющие на взаимоотношения с другими людьми, на профессиональную деятельность, интересы, установки. Образ Я варьируется в зависимости от социальных и психологических условий и состояний. Целостность самосознания заключается в осознании всех составляющих образа Я в равной степени. В этом смысле, высший уровень самосознания заключается в осознании себя истинного. Самопознание. Нацеленность человека на познание своих физических (телесных), душевных, духовных возможностей и качеств, своего места среди других людей составляет сущность самопознания (рефлексии). Рефлексия – процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.  Это психологический механизм самосознания. Самопознание совершается: 1) в анализе результатов собственной деятельности, своего поведения, общения и взаимоотношений с другими посредством сопоставления этих результатов с уже существующими нормативами; 2) при осознании отношения других ко мне; 3) самопознание совершается в самонаблюдении своих состояний, переживаний, мыслей, в анализе мотивов поступков. Самооценка и её становление в самосознании личности. Самооценка – оценка личностью себя, своих возможностей, личностных качеств и места в системе межличностных отношений; это личное суждение о собственной ценности. Самооценка формируется в детстве и бывает адекватной или неадекватной. Адекватная самооценка – реальное представление о себе и своих возможностях. Неадекватная в свою очередь выступает в форме завышенной либо заниженной самооценки. Завышенная самооценка проявляется в излишней самоуверенности, самонадеянности, неспособности реально оценивать свои возможности. Заниженная самооценка рождает излишнюю застенчивость, неуверенность в себе. Человек не реализует себя как личность.     Я и  культура Индивидуализм – концепция приоритета собственных целей над целями группы и определение чьей-либо идентичности с точки зрения личностных характеристик, а не групповой идентичности. Коллективизм – концепция приоритета целей группы, членом которой является индивид (обычно родственного окружения или трудового коллектива) над личностными целями и соответствующее определение идентичности. Самоконтроль Эксперименты, проводимые Роттером, дали ему возможность сделать вывод, что «некоторым людям присуще постоянное чувство, что всё, что происходит с ними, определяется внешними силами того или иного рода, в то время как другие считают происходящее с ними в значительной степени результатом их собственных усилий и способностей». Роттер назвал эту установку локусом контроля. Локус контроля – это степень, в какой люди воспринимают свою жизнь как контролируемую изнутри посредством собственных усилий и действий или контролируемую извне случаем или внешними обстоятельствами. Понятия, стадии, институты и механизмы социализации личности. Социализация – это аккумулирование индивидом на протяжении жизни социальных ролей, норм и ценностей того общества, к которому он принадлежит. Воспитание является составной частью социализации и обозначает целенаправленное воздействие на личность всего общества. Личность не может сразу с момента рождения усвоить весь социальный опыт. Социализация - процесс длительный, протяжённый во времени, даже постоянный. Стадиальность социализации объясняется соотношением развития человека и спецификой социальной ситуации, в которой он оказывается в разные периоды жизни. Восемь стадий человеческого развития по Э. Эриксону 1.Доверие – недоверие (грудной возраст). Когда младенца кормят грудью, ласкают, баюкают, когда меняют ему пелёнки, он узнаёт, в какой мере будут удовлетворены его потребности. Если дети чувствуют себя в достаточной безопасности и больше не плачут, когда уходят те, кто о них заботиться, можно считать, что они преодолели первый кризис своей жизни. Однако в некоторой степени недоверие к окружающим может сохраниться, ведь часто кризис разрешается не полностью 2.Автономия – стыд и сомнение (1-2 года). Ребёнок учится говорить и бегать не падая. Расширяются его знания об окружающем мире. Именно в этот период особенно ярко появляются стремление детей к самостоятельности и неповиновение авторитету. Если родители предъявляют слишком много требований особенно в такой интимной сфере как садиться на горшок ребёнок испытывает глубокое чувство стыда и собственной неполноценности; тем самым подрывается его стремление к самостоятельности и умение ориентироваться в окружающем мире. 3.Инициатива – чувство вины (3-5 лет). В этот период у детей наблюдаются подвижность. Любознательность, работа фантазии. Ярко проявляются дух соперничества и осознание различий между мальчиками и девочками. В результате ребёнок конфликтует с окружающими по поводу того, как далеко может заходить его инициатива в демонстрации своих новых способностей. 4.Трудолюбие – неполноценность (младший школьный возраст). Дети учатся выполнять индивидуальные задания, например, читать, и работать сообща, в группе – участие в действиях, выполняемых всем классом. Они устанавливают отношения с учителями и другими взрослыми людьми. Дети начинают проявлять интерес к реальным жизненный ролям: пожарного, лётчика, медицинской сестры. Однако на данном этапе главное значение имеет развитие их уверенности в себе и компетентности, ведь именно в этот период дети начинают усваивать (и воспроизводить в своем воображении) подлинные роли взрослых. Если ребёнку не удаётся преодолеть этот кризис, он чувствует себя неполноценным. 5.Становление индивидуальности (идентификация) – ролевая диффузия (юность). В это период происходят два основных события. По своему физическому развитию молодые люди становятся взрослыми и испытывают активное сексуальное влечение; и в это же время им приходится также выбирать своё место в жизни. Юноша или девушка должны решить вопрос об учёбе в колледже, найти подходящую работу, выбрать спутника жизни. Неудачи в этих делах могут отрицательно повлиять в дальнейшем на выбор подходящей работы, партнёров, друзей. 6.Интимность – одиночество (начало взрослого периода). На этой стадии основное значение приобретают ухаживание, брак и другие виды интимных отношений. Человек стремится к искренним, доверительным отношениям с постоянными партнёром, однако это не всегда удаётся, и люди расстаются или разводятся. Если конфликт между интимностью и одиночеством не находит разрешения, может случиться, что в дальнейшем человек будет вступать во временные связи, всегда кончающиеся разрывом. 7.Творческая активность – застой (средний возраст). На данном этапе люди главным образом осваивают определённую деятельность и родительские функции. Он даёт ответы на следующие вопросы: насколько честолюбив тот или иной человек? Выкладывается ли он на работе? Каким образом он преодолевает неудачи, возникающие на работе и в связи с воспитанием детей? 8.Умиротворение – отчаяние (старость). На этой стадии люди подводят итоги своей жизни; некоторые их них спокойно встречают старость, другие испытывают чувство горечи; наверное, в этот период человек по-новому осмысливает свою жизнь. Если люди довольны ею, то создаётся чувство, что все этапы жизни представляют собой некое целостное единство. Если нет, наступает отчаяние. Социализация во многом стихийный процесс, и не всегда осознаваемый. Содержание социализации определяется, с одной стороны, всей совокупностью социальных влияний  (политических программ и доктрин, СМИ, культуры), с другой стороны – отношением индивида ко всему этому. Таким образом, институтами (или средствами, по Э. Гидденсу) социализации являются семья, «группы равных», образовательные учреждения, СМИ, различные организации. Семья в любой культуре выступает основной ячейкой, в которой происходит социализация личности. Как правило, ребёнок выбирает стиль жизни или образ поведения, которые присущи его родителям, семье. «Группы равных» включают друзей одного возраста. Дж. Мид и Ж. Пиаже рассматривали «группы равных» важный фактор социализации детей. Пиаже отмечал, что отношения между сверстниками более демократичны, чем отношения между детьми и родителями. Однако дружески отношения между сверстниками могут быть и эгалитарными: физически сильный ребёнок может оказаться лидером и подавлять других. В «группе равных» дети вступают в широкую сеть контактов между собой. Эти контакты могут оставаться на протяжении всей жизни индивида. Образовательные учреждения (детские сады, школы, институты, кружки и секции)осуществляют целенаправленное воздействие на личность. В школе дают представление об общественных ценностях. Здесь учат ценить упорный труд, семью, законность и правопорядок. Школа представляет собой общество в миниатюре – именно здесь происходит формирование личности ребёнка и его поведения. СМИ (газеты, журналы, телевидение, радиовещание). В нашем обществе дети в значительной мере усваивают роли и правила поведения в обществе из телевизионных передач, газет фильмов и других СМИ. Символическое содержание, представленное в этих средствах массовой информации, оказывает глубокое воздействие на процесс социализации, способствуя формированию определённых ценностей и образцов поведения, некоторые исследователи считают, что воздействие телевидения также велико, как влияние родителей. Дети в возрасте от двух до одиннадцати лет проводят у телевизора в среднем около 27,6 часов  в неделю. Единственное, что занимает ещё больше времени в жизни ребёнка – это сон (Уотерс, 1977). Телевидение может вызывать как положительный, так и негативный эффект. С одной стороны, телевизионные передачи служат важным источником научно-популярной, исторической, политической и др. информации. С другой стороны, исследования выявили устойчивую связь между просмотром телевизионных передач и агрессивным поведением. Кроме того, телевидение поощряет молодёжь на несдержанные поступки и отвлекает их от таких полезных занятий как чтение, общение между собой. Различные организации (церковь, свободные ассоциации и т.д.).   Механизмы социализации личности: имитация, идентификация, чувство стыда и вины. Имитацией называется осознанное стремление ребёнка копировать определённую модель поведения. Как правило, образцами для подражания становятся родители. Также дети берут пример с учителей и других людей, обладающих властью или высоким статусом, если между ними сложились тёплые, эмоциональные отношения. Дети также склонны копировать поведения взрослого, который наказывает их. Идентификациейназывается способ усвоения детьми родительского поведения, установок и ценностей как своих собственных. Имитация и идентификация – позитивные механизмы, так как способствуют формированию определённого поведения. Стыд и вина представляют собой негативные механизмы, поскольку они запрещают определённое поведение или подавляют его. Чувство стыда и вины тесно связаны друг с другом. Фактически они могут совпадать. Вы испытываете стыд, если вас застают «на месте преступления», когда вы без разрешения берёте печенье из вазы; вы чувствуете себя подавленным и униженным. Стыд обычно ассоциируется с ощущением, что вас разоблачили и опозорили. Чувство вины связано с тем же переживанием, но здесь речь идёт о наказании самого себя, вне зависимости от других людей. Не важно, поймали вас «на месте преступления» или не поймали, вы чувствуете себя виноватым в том, что стащили печенье, - это значит, вас мучает совесть. Вопросы для самоконтроля: 1. Из каких структурных элементов состоит Я-концепция? 2. Перечислите приемы самопознания. 3. В чем отличие индивидуализма от коллективизма? 4. Какой тип культуры характерен для России? Обоснуйте свой ответ. 5. Какой локус контроля доминирует у Вас? Перечислите модели поведения, характерные для этого локуса контроля. 6. Какие стадии социализации описал Э. Эриксон. Опишите их. 7. Перечислите институты социализации. 8. Какие механизмы социализации личности Вы знаете? Ответы на вопросы для самоконтроля № 4, 5 оформить письменно в задании "Контрольные вопросы к Лекции 2".
«Социально-психологические аспекты личности» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot