Социально-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
4. Социально-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста.
Сопровождение. Значение термина.
Состав слова «сопровождение»: приставки [со], [про]+ корень [вожд] + суффикс
[ени] + окончание [е]
существительное, средний род, неодушевлённое, 2-е склонение.
Значение приставок:
со- (чередование с-) - приставка, употребляется при образовании:
1. Существительных и прилагательных и обозначает:
а) совместность, общность, взаимосвязь (содружество, созвучие);
б) явление или состояние, характеризующиеся соединением одинаковых
предметов (созвездие, соцветие).
2. Глаголов и обозначает:
а) движение сверху вниз (сбросить);
б) удаление с какой-либо поверхности, какого-либо места (сгрузить);
в) сближение, соединение, скрепление чего-либо (связать);
г) воспроизведение чего-либо (срисовать);
д) ненаправленность действия, движение туда и обратно (съездить);
е) совместность чувств, действий, помощи (содействовать);
ж) доведение действия до естественного предела (стемнеть);
з) доведение действия до нужного предела (сыграть).
3. Наречий с обстоятельственным значением места, образа действия и времени
(свыше, сгоряча, смолоду).[1]
Co- Практически омонимичная приставка со- / с(ъ)- - быть вместе, делать
совместно. Возможно, это значение является вторичным от предыдущего
"спускаться, нисходить", т.к. после, например, скатывания камней вниз под
гору, они там находятся все вместе, в т.ч. вместе с этой горой. Но возможен и
противоположный вариант. Соответствует предлогу с. [4]
про- - приставка, употребляется при образовании:
1. Существительных и прилагательных и обозначает:
являющийся сторонником, действующий в интересах кого-либо или чего-либо
(профашист).
2. Глаголов и обозначает:
а) направленность действия сквозь что-либо (проломать);
б) направленность движения мимо кого-либо, чего-либо, куда-либо или по
какому месту (проплыть);
в) направленность действия или движения через что-либо, между чем-либо,
внутрь, в глубину чего-либо (пролезть);
г) доведение действия до нужного предела (прочитать).[1]
Про- - "сквозь". Имеется и похожий по значению предлог про (применяется
как о) [4].
Значение корня:
-вожд-(чередование д // ж // жд)–корень вожу́, укр. води́ти, др.-русск., ст.слав. водитиἄγειν (Супр.), болг. во́дя "вожу", сербохорв. во̀дити, словен. vóditi,
чеш. voditi, слвц. voditi, польск. wodzić. Связано чередованием с веду́, вести́.
[4].
Значение суффикса:
-ени- - суффикс. Сложный суффикс -ен-и[j-э] (-ан-и[j-э] [после -ов-])
а) образует существительные со значением действия.(цветение, спасение,
формирование). [2]
б) для обозначения протекающих процессов (часто - и полученных
результатов) [2]
в) Суффиксы для образования форм слов. В косвенных падежах слов на –МЯ
(знамя, пламя и др.): темя- тем-ен(и), семя – сем-ен(и) [2]
-ени-(е) суффикс - 1. Словообразовательная единица, выделяющаяся в именах
существительных среднего рода, которые обозначают предмет или явление,
характеризующиеся действием, названным мотивирующим глаголом
(курение, погребение, спасение и т.п., а также растение). [3]
-е – окончание
сущ. ед. ч. им., вин. п.; ед. ч. дат. п.; ед. ч. предл. п.; мн. ч. им. п.; мест. ед. ч.
дат., предл. п.; прил. мн. ч. им., вин.п.; числ. им., вин. п. [4]
Источники:
1.
Значение приставок
http://project.karelia.ru/atlant/help/prist_ref.htm
2. Словарь русских суффиксов - лингвистический сайт Игоря
Гаршинаhttp://www.slovorod.ru/russian-suffixes.html
3. Словарь Ефремовой Т. Ф. http://diclist.ru/slovar/efremovoy/ye/-eni-_e_-suffiks.html
4. Русский словарный фонд, 2012. http://www.slovorod.ru/
Задание: Из словарей выпишите значения слова «сопровождение» и постройте своё
понимание данного термина (ниже в таблице приведён пример)
Свое значение слова*
№
п/
п
Значение слова
1 Сопровождение - проводы,
аккомпанемент. Например, свита в
сопровождении.
Словари
Абрамов Н. Словарь
русских синонимов и
сходных по смыслу
(поместите своё понимание
слова «сопровождение» в
соответствии с примером,
приведенным ниже)
Сопровождение – это
процесс, в котором субъект
помогает, поддерживает,
выражений
2 Сопровождение 1) Процесс действия по значению
глагола: сопровождать;
Ефремова Т. Ф. Новый
словарь русского языка
2) То, что сопровождает какое-либо
явление, действие;
3) Игра на музыкальном инструменте,
пение, сопровождающие чью-либо
игру или пение; аккомпанемент;
4) Группа военнослужащих или боевых
машин, самолетов и т.п.,
сопровождающая или конвоирующая
кого-либо, что-либо.
3 Сопровождение - то, что сопровождает Толковый словарь
какое-нибудь явление, действие
русского языка С.
Музыкальное сопровождение.
Ожегова
(аккомпанемент).
4 Сопровождение 1. То, что сопровождает какое-нибудь
явление, действие. Музыкальное
сопровождение (аккомпанемент).
Ожегов С. И., Шведова Н.
Ю. Толковый словарь
русского языка
2. Когда собирается специальная
группа, сопровождающая кого-нибудь
или что-нибудь. Например,
истребители сопровождения. Явиться
в сопровождении друзей. Груз в
сопровождении накладной.
5 Сопровождения, множественного
числа нет, (книжный).
1. Действие по глаг. сопроводить и
сопровождать (устаревшее); теперь
употребляется только в выражении: в
сопровождении кого-чего (книжный) вместе с кем-чем-нибудь,
сопровождаемый кем-чем-нибудь. В
сопровождении друзей.
Толковый словарь
русского языка. Под ред.
Д. Н. Ушакова
2. То, что сопровождает какое-нибудь
явление, какой-нибудь процесс.
Аккомпанемент (музыкальный).
Музыкальное сопровождение. Пение в
сопровождении рояля.
6 Сопровождение 1.Сопроводи́ть - сопровожда́ть и
сопровожда́ться. Например,
сопровождать арестованных.
Сопровождение груза. Назначить для
сопровождения кого-либо. Идти в
сопровождении кого-либо. (вместе с
Большой толковый
словарь русского языка.
Гл. ред. С.А. Кузнецов
направляет объект на
какое-либо действие,
стремление.
кем-либо.).
2. То, что сопровождает какое-л.
явление, действие. Петь без
сопровождения, в сопровождении
оркестра. Звуковое с. Музыкальное с.
(=аккомпанеме́нт).
3. Военное. Группа военнослужащих
(или боевых машин, самолётов и т.п.),
сопровождающая или конвоирующая
кого-, что-л. Самолёты сопровождения.
Выслать с. для транспортов.
7 1. Действие по глаг. сопроводить сопровождать (в 1, 3, 4 и 5 знач.).
Поднялись два сапера, присланные
Бугорковым для сопровождения
группы Марченко. Казакевич, Звезда.
2. То, что сопровождает какое-л.
явление, действие. Одновременно с
изображением передается через
отдельный передатчик и звуковое
сопровождение постановки - речь или
музыка. К. Гладков, Дальновидение и
его применение.
3. Музыкальное. Аккомпанирование;
аккомпанемент, вторая партия. Пение
без сопровождения. Оркестровое
сопровождение.
4. Военное. Группа военнослужащих
(или боевых машин, самолетов и т. п.),
сопровождающая или конвоирующая
кого-, что-л. Самолеты сопровождения.
Выслать сопровождение для
транспортов.
[Генерал] замедлил шаг и вытянутой
рукой преградил путь собеседнику;
офицеры сопровождения остановились
сами из-за узости прохода. Леонов,
Взятие Великошумска.
В сопровождении кого-чего - 1) вместе
с кем-либо, чем-либо. На пороге двери
появилась Леночка в сопровождении
горничной. Тургенев, Дворянское
гнездо; 2) под аккомпанемент чеголибо. Хор в сопровождении оркестра.
Словарь русского языка:
В 4-х т. / РАН, Ин-т
лингвистических
исследований; Под ред.
А. П. Евгеньевой. -4-е
изд., стер. -М.: Рус. яз.,
Полиграфресурсы, 1999.
Задание. Прокомментируйте суть процесса сопровождения. Выделите специфику
социально-педагогического сопровождения в отличие от тьюторского,
методического, психолого-педагогического.
Изображения сопровождения
Задание:
Приведите примеры сопровождения в социально-педагогической практике.
Методы работы с детьми
К методам индивидуальной коррекции относят убеждение и внушение.
Механизмами коррекционного группового воздействия являются:
сообщение информации, внушение надежды, осознание универсальности страданий,
альтруизм участников, развитие навыков межличностного общения, имитация,
катарсис, групповая сплоченность и др.
Коррекционные группы бывают разных видов: тренинговые, группы встреч,
балинтовские, гештальт-группы, группы умений, телесно-ориентированные и др.
Метод игротерапии
Успешность игровой коррекции зависит от правильного оборудования
игровой комнаты, подбора игр и игрушек, учета требований к составу группы (от 3
до 7 детей), уровня сформированности игровой деятельности детей.
Показаниями к использованию групповой игровой коррекции являются: 1)
трудности коммуникации; 2) социальный инфантилизм; 3) трудности произвольной
регуляции; 4) нарушения поведения; 5) трудности эмоционального развития; 6)
трудности личностного развития; 7) фобии [2, с.197].
Показания для индивидуальной формы игротерапии: 1) несформированность
потребности в общении; 2) стрессовое состояние; 3) асоциальное поведение; 4)
детская ревность; 5) ускоренное сексуальное развитие [2, с.197-198].
Методы арттерапии
Арттерапия строится на следующих механизмах: символическом
реконструировании, «отстранении», эмоциональной децентрации, катарсисе,
присвоении личностных смыслов.
Видами арттерапии являются: рисуночная, библиотерапия, драмотерапия,
музыкотерапия и др.
Показания для проведения арттерапии: 1) эмоциональная депривация; 2)
трудности эмоционального развития; 3) повышенная тревожность, фобии; 4)
межличностные конфликты; 6) дисгармоничная Я-концепция [2, с.211-212].
Использование рисунка возможно в следующих формах: 1) игры с
изобразительным материалом; 2) упражнения на развитие восприятия, воображения
и символической функции сознания; 3) предметно-тематическое, свободное и
совместное рисование и др.
Помимо рисования используют и другие виды изобразительной деятельности
(лепка, конструирование и т.п.)
Методы коррекции поведения
К данной группе относят метод систематической сенсибилизации и тренинги.
Метод систематической сенсибилизации разработан Д.Вольпе для
преодоления тревожности и фобий. Он состоит в постепенном уменьшении
чувствительности к предметам, событиям и людям, вызывающим тревожность.
Под социально-психологическим тренингом в широком смысле слова
понимают практику психологического воздействия, основанную на активных
методах групповой работы [3].
Общая цель CПТ - повышение компетентности в сфере общения.
Элементы СПТ могут включаться в процесс психотерапии и психокоррекции,
использоваться в обучении [1].
Сходства СПТ и психотерапии (по К.Фопелю):
1. Акцент делается на развитии личности и творческого потенциала, т.е.
совпадают отдельные цели.
2. Сходство социокультурного фона участников.
3. Сходство психологических механизмов, действующих в группе.
4. Совпадение в техниках и правилах работы в группе.
Различия между СПТ и психотерапией (по К.Фопелю):
1. В позиции ведущего.
2. В длительности работы группы.
3. Различия в протекании начальной и конечной стадии работы [4].
Классификация и основные виды тренинговых групп.
СПТ может проводиться в разных вариантах, в зависимости от основной цели.
К возможным видам CПТ относят: тренинг партнерского общения, тренинг ведения
переговоров,
тренинг
ассертивности,
менеджерский
тренинг,
тренинг
педагогического общения и др.
Метод социальной терапии
Этот метод основан на использовании социального принятия и признания,
социального одобрения и положительной оценке ребенка значимым социальным
окружением.
Психогимнастика
Разработала данный метод Гана Юнова.
В ходе психогимнастики используются невербальные методы групповой
работы, в основе которых лежит использование двигательной экспрессии.
Психогимнастическое занятие включает: 1) подготовительный этап; 2) пантомиму;
3) заключительный этап.
Основные понятия:
Групповая динамика, СПТ-группы, группы встреч, гештальт-группы, группы
умения, телесноориентированные группы, арт-терапия сказкотерапия, игротерапия,
музыкотерапия, психогимнастика, убеждение, внушение.
Литература:
1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учебное пособие. - 2е изд., перераб. и доп.- М.: «Ось-89»,2003.-224с.
2. Возрастно-психологичекий подход в консультировании детей и подростков: учеб. пособие
для студ. высш. учеб. заведений/ Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А . Карабанова и др.М.: Академия,2002.- 416с
3. Осипова А.А. Общая психокорреция: Учебное пособие для студентов вузов.- М.: ТЦ
СФЕРА,2004.-512с.
4. Фопель К. Технология ведения тренинга. Теория и практика. Пер. с нем.- 2-е изд.- М.:
Генезис,2005.- С.75-79.
Составление индивидуальных и групповых коррекционных программ,
работа с одаренными детьми и детьми «группы риска».
Принципы
программ.
составления
и
основные
виды
психокоррекционных
При составлении программ коррекции опираются на общие принципы
психокоррекции
(например,
принцип
системности
коррекционных,
профилактических и развивающих задач; принцип единства диагностики и
коррекции; принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей;
принцип комплексности
использования методов психокоррекции; принцип
активного привлечения ближайшего окружения ребенка к участию в
психокоррекции и др.) а также, на общедидактические принципы (принцип
возрастания сложности, принцип учета объема и степени разнообразия материала и
др.).
Виды психокоррекционных программ. Структура психокоррекционного
комплекса.
Программы бывают стандартизированными и свободными.
Психокоррекционный
комплекс
включает
следующие
блоки:
1)
диагностический; 2) установочный; 3) собственно коррекционный; 4) блок оценки
эффективности психокоррекции.
Основные требования к составлению психокоррекционных программ
При составлении программа учитывают необходимость: 1) четкой
формулировки цели и задач; 2) выбора адекватной стратегии и тактики коррекции;
3) грамотного отбора форм, методов и техник коррекции; 4) выбора времени и
частоты коррекционных занятий и т.д.
Оценка эффективности психокоррекции
Эффективность оценивают с точки зрения решения реальных трудностей
развития клиента, а также за счет анализа достижения целей и задач.
Категории «трудных детей» и детей «группы риска», основные причины
их появления.
Смирнова Е.О. и Холмогорова В.М. выделяют группы «трудных детей»
исходя из проблем в межличностных отношениях дошкольников. К ним они
относят: агрессивных, обидчивых, застенчивых, демонстративных детей и детей,
воспитывающихся вне семьи [9].
Дубровина И.В. выделяет несколько категорий детей «группы риска», у
которых наблюдаются отклонения от нормы развития, без симптомов психического
заболевания. К данной группе она относит: 1) детей с нарушениями поведения
(агрессивных, вспыльчивых; пассивных, гиперактивных); 2) детей с отставаниями в
психическом развитии [7,с.150-16].
Степанов В.Г. выделил три признака, составляющих содержание понятия «
трудные дети» 1) наличие отклоняющегося от нормы поведения (делинквентного и
девиантного); 2) нарушения поведения трудно коррегируются; 3) дети нуждаются в
индивидуальном подходе.
К «трудным детям» Степанов В.Г. относит: ленивых, пассивных,
неорганизованных, ненастойчивых, эгоистичных, недисциплинированных и т.д.
[10].
Работа с одаренными детьми
В «Рабочей концепции одаренности» (2003) под одаренностью понимается
системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет
возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных)
результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими
людьми [1,с.15] .
Виды одаренности: 1) академическая, проявляющаяся в быстроте и легкости
овладения большими объемами готовых знаний; 2) интеллектуальная; 3) творческая.
Проявления детской одаренности в познавательной сфере: любопытство,
любознательность, познавательная потребность, сверхчувствительность к
проблемам, склонность к творческим задачам, гибкость и оригинальность
мышления, легкость ассоциирования, способность к прогнозированию, хорошая
память, высокая концентрация внимания, способность к оценке, выраженные
интересы и склонности [8, c.59-68].
Проявления детской одаренности в психосоциальной сфере: перфекционизм,
социальная
автономность,
эгоцентризм,
лидерство,
соревновательность,
сверхчувствительность [8, c.69-78].
В работе с одаренными детьми, используют: 1) методы эвристического
обучения (когнитивные, креативные; оргдеятельностные методы); 2) творческие
занятия; 3) учебные исследования.
Работа с детьми, имеющими задержку психического развития
Основные проявления ЗПР у детей: 1) в пониженном общем запасе знаний; 2)
в ограниченности представлений; 3) в малой интеллектуальной целенаправленности
[4,с.82]. У таких детей наблюдаются - незрелость сложных форм поведения и
быстрая истощаемость, утомляемость детей. Дети также характеризуются
эмоциональной поверхностностью, непосредственностью, неспособностью к
волевым усилиям, недостаточным развитием мотивации и критичности, низким
уровнем развития игр с правилами, недостаточной выраженностью познавательных
интересов, нарушением отдельных психических функций, нарушениями в
координации движений и др.
Выделяют различные варианты ЗПР. Одна из самых популярных
классификаций видов ЗПР предложена К.С. Лебединской. Она выделяет четыре
вида ЗПР: 1) конституционального происхождения; 2) соматогенного
происхождения; 3) психогенного происхождения; 4) церебрально-органического
генеза [4,с.84].
Причины ЗПР: органические; общий дефицит общения; отсутствие
полноценной, соответствующей возрасту деятельности; социальная депривация.
Дети с ЗПР проходят нейропсихологическое обследование с учетом формы
ЗПР.
Основной целью психокоррекции детей с ЗПР является оптимизация их
интеллектуальной деятельности за счет стимуляции их психических процессов и
формирования позитивной мотивации на познавательную деятельность [4, с.104]. В
ходе психокоррекции значительное внимание уделяют развитию внимания
(используют диктанты с комментированием, варианты корректурных проб и игры),
памяти (обучение приемам логического запоминания), мыслительных операций.
Основные направления работы с семьей детей с ЗПР: 1) оценка уровня
развития ребенка с целью выявления скрытых ресурсов ребенка; 2)
информирование об особенностях ребенка; 3) обучение способам взаимодействия с
ребенком.
Работа с детьми, имеющими эмоциональные нарушения.
К эмоциональным нарушениям относят невротические
неврозоподобные состояния, преневротические состояния и др.
конфликты,
Причинами данных нарушений являются биологические факторы (например,
соматическая ослабленность) и психологические (особенности эмоциональноволевой сферы).
Факторы детских неврозов: 1) психические травмы; 2) нарушения системы
семейных отношений; 3) преневротические патохарактерологические радикалы.
Гарбузов В.И. с коллегами выделяет девять типов преневротического
патохарактерологического радикала: агрессивность, честолюбие; педантичность;
благоразумность; тревожность; инфантильность и психомоторная нестабильность;
конформность и зависимость; тревожная мнительность и замкнутость;
контрастность [4,с.325].
Для неврозов характерна: 1) обратимость нарушений; 2) психогенная природа;
3) доминирование эмоционально-аффективных и соматовегетативных расстройств.
Особенности детских неврозов: 1) незавершенность симптоматики; 2)
преобладание сомато-вегетативных и двигательных расстройств; 3) отсутствие
личностного переживания болезни.
Виды неврозов: 1) неврастения (астенический невроз); 2) истерический
невроз; 3) невроз навязчивых состояний.
Для детей характерны такие формы проявления неврозов, как: невротическое
заикание, тики, расстройства сна и аппетита, невротический энурез, патологические
привычные действия (сосание пальца, кусание ногтей, онанизм и др.).
Психологические особенности детей с неврозами:
эмоциональность,
импрессивность, неустойчивость, склонность к беспокойству, выраженное чувство
«Я», психологическая беззащитность, развитое чувство долга.
Основные направления психокоррекции эмоциональных нарушений: 1)
смягчение эмоционального дискомфорта; 2) повышение активности и
самостоятельности; 3) устранение вторичных личностных реакций (агрессивности,
повышенной возбудимости, тревожной мнительности); 4) коррекция самооценки,
уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции
[4, с.327].
К эмоциональным нарушениям также относят повышенную тревожность у
детей. Тревогу рассматривают как неблагоприятное по эмоциональной окраске
состояние, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения,
беспокойства, мрачных предчувствий [5,c.13].
Тревожность развивается в ситуациях: 1) внутриличностного конфликта,
связанного с оценкой собственной успешности (негативные, завышенные,
противоречивые требования); 2) нарушения семейного или внутрисемейного
взаимодействия, а также взаимодействия со сверстниками; 3) соматических
нарушений [5,c.23-24].
Направления работы с тревожными детьми: 1) повышение самооценки
ребенка; 2) обучение способам снятия мышечного и эмоционального напряжения; 3)
обучение навыкам владения собой в травмирующих ситуациях [3,c.45].
Эмоциональные нарушения могут проявляется у детей в форме страхов. Страх
- аффективное отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия
человека [2, с. 6].
Появление страхов имеет социально-культурные (чрезмерная опека, низкая
игровая активность, нервно-психические перегрузки родителей, семейные
конфликты и др.) и биологические предпосылки (типологические особенности
нервной системы - сензитивность и инертность) [2,с.14-24].
Наиболее часто встречающиеся страхи детей: страх отделения от матери,
страх перед животными, страх смерти (с 6 лет)
Методы работы с детскими страхами: 1) рисование страхов; 2) ролевые игры
игры-драматизации.
Работа с агрессивными детьми
Агрессивность в общем виде понимается как целенаправленное нанесение
физического или психического ущерба другому лицу или себе.
Формы проявления агрессии: 1) косвенная вербальная агрессия;2) прямая
вербальная агрессия; 3) косвенная физическая агрессия; 4) прямая физическая
агрессия.
Причины агрессивного поведения: 1) привлечение внимания; 2)
подчеркивание собственного превосходства; 3) защита и месть; 4) стремление быть
главным; 5) стремление получить желанный предмет [9,с.52].
Критерии выявления агрессивных детей: 1) высокая частота агрессивных
действии (в течение часа наблюдений дети демонстрируют не менее четырех
агрессивных актов); 2) преобладание прямой физической агрессии; 3) наличие
враждебных агрессивных действий, направленных на физическую боль или
страдание других [9, с.53].
Основные направления коррекции агрессивных детей: 1) обучение способам
выражения гнева в приемлемой форме; 2) обучение приемам саморегуляции,
умению владеть собой в различных ситуациях; 3) отработка навыков общения в
возможных конфликтных ситуациях; 4) формирование эмпатии и доверия к людям
[3,c.12].
Работа с детьми с СДВГ
Три основных проявления СДВГ: 1) дефицит внимания; 2) импульсивность; 3)
повышенная двигательная активность. Данные проявления должны наблюдаться не
мене полугода.
Психологические особенности детей с СДВГ: сложности в планировании
деятельности, слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, низкая
самооценка, упрямство, лживость, вспыльчивость, агрессивность, трудности в
общении.
Факторы СДВГ: 1) генетические; 2) повреждения ЦНС во время беременности
и родов; 3) негативные действия внутрисемейных факторов.
Пики проявления СДВГ: в 5-10 лет, 12-15 лет. Чаще СДВГ встречается у
мальчиков.
Направления работы с гиперактивными детьми: 1) развитие дефицитарных
функций (внимания, контроля); 2) развитие навыков взаимодействия со взрослыми и
сверстниками; 3) обучение способам выражения гнева в приемлемой форме [3,c.33].
Программа коррекционно-развивающий занятий должна включать:
1. название программы;
2. адресата и исполнителя;
3. обоснование актуальности темы программы; указание
теоретической основы программы;
4. указание цели и задач;
5. перечисление структуры программы (разделов);
6. описание материалов и оборудования;
7. тематический план с указанием предполагаемого времени на
каждую тему;
8. планы отдельных занятий;
9. список использованной литературы.
Задание. Разработать модель коррекционно-развивающей программы,
подробнораскрыв 3 занятия из любого блока.
Литература:
1. Богоявленская Д.Б. Еще раз об одаренности // Вестник практической психологии образования.2006.- № 2(7).- С.14-17.
2. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей.- СПб: Речь,2005.- 320с.
3. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.- СПб: Речь,2000.190с.
4. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.- СПб:
Речь, 2003.- 400с.
5. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика,
коррекция.- СПб: Речь,2006.-248с.
6. Осипова А.А.Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов.- М.: ТЦ
Сфера,2002.-512с.
7. Практическая психология образования/Под. Ред. И.В. Дубровиной: учебник для студентов
высших и средних специальных учебных заведений.- М.: Сфера,2000.-528с.
8. Савенков А.И.У колыбели гения.- М.: Педагогическое общество России,2000.- 224с.
9. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика,
проблемы, коррекция.- М.: ВЛАДОС,2003.- 160с.
10. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. Учеб. пособие для учителей и родителей.-2-е
изд., стереотип. - М.: Академия,1998.-320с.
Консультирование как вид социально-педагогической практики
Условно подразделяют представления о консультировании на две группы: 1)
консультирование как воздействие; 2) консультирование как взаимодействие.
Психологическое консультирование чаще понимается как психологическая
помощь психологически здоровым людям в совладании с различного рода внутри- и
межличностными затруднениями
взаимодействия (беседы).
в
процессе
специально
организованного
Консультирование в образовательном учреждении проводится в единстве с
другими видами деятельности. Оно имеет опосредованный характер, т.е. направлено
на проблемы развития, обучения и воспитания ребенка независимо от лиц,
запросивших помощь. Ребенок-дошкольник практически не выступает инициатором
запроса, поэтому специалисту приходится дифференцировать содержание запроса
на проблемы лично взрослых и проблемы ребенка.
Принципы консультирования и требования к консультанту
К принципам консультирования чаще всего относят: гуманность,
субъектность, реалистичность, психологическую безопасность, анонимность,
активность, разграничение личных и профессиональных отношений [2, с.19].
Р. Кучунас выделяет следующие характеристики эффективного консультанта:
аутентичность, открытость собственному опыту; развитие самопознания; сила
личности и идентичность; толерантность к неопределенности; принятие личной
ответственности; постановка реалистических целей; эмпатия; глубина отношений с
другими людьми [2,с.76-77].
Типичные ситуации консультирования: 1) внезапное аффективное
дезадаптивное состояние у ребенка; 2) в ситуации физической или психологической
травмы; 3) при внезапном экстренном запросе педагога [3, с.234].
Структура консультирования
Консультативную беседу делят на четыре этапа: знакомство с клиентом и
начало беседы; расспрос клиента, формулирование и проверка консультативных
гипотез; коррекционной воздействие; завершение беседы.
Типичные позиции консультанта.
Позиции консультанта по Н. Самоукиной: «программист», «слушатель»,
«зеркало», «катализатор» [4].
Критерии эффективности консультирования
Проблема оценки консультирования связана с тем, что это процесс
двусторонний и оцениваться он может с двух позиций – консультанта и клиента. В
оценки эффективности проявляется и фактор времени.
Исследователи выделяют объективные (устранение симптомов, количество и
продолжительность встреч, частота контактов, снятие эмоционального напряжения
клиента) и субъективные показатели эффективности консультирования (снижение
значения проблемы, изменение отношения к ней, легкость контакта, чувство
доверия, точность определения проблемы и ее оценки, удовлетворенность
достигнутым результатом, оценка профессиональной компетентности консультанта)
[5,с.10-11].
Типичные запросы
консультативную помощь
педагогов
и
родителей
дошкольников
на
Г.В. Бурменская с коллегами выделяет две группы проблем, по которым
обращаются за консультацией: 1) ослабление нервно-психического здоровья детей;
2) неблагоприятные особенности социальной ситуации развития [1].
При консультировании родителей детей раннего возраста чаще всего
возникают проблемы: речевого развития ребенка; проблема достижения ребенком
автономных действий; проблема ограничения самостоятельности и инициативы;
сложности овладения навыками самообслуживания; кризис «трех лет».
При консультировании родителей дошкольников отмечаются следующие
запросы: трудности взаимоотношений со сверстниками, неготовность к школе,
кризис «семи лет» и др.
При организации консультирования с родителями детей необходимо: 1)
«удержать» родителей от преждевременного его прерывания; 2) получить
возможность проведения психокоррекционной работы с семьей в полном объеме; 3)
свести до минимума количество посещений других учреждений и специалистов в
целях «снятия» или смягчения диагноза, сохранить время на работу с ребенком; 4)
достичь в определенной степени адекватного осознания проблемы; 5) «подвести»
родителей к принятию адекватных состоянию ребенка решений по его воспитанию
и обучению [1, с.244-245].
1.
2.
3.
4.
5.
Литература:
Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб. пособие
для студ. высш. учебн. заведений/ Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др.- М.:
Академия, 2002.- 416с.
Пахальян В.Э. Личностно-ориентированное консультирование в образовании. Материалы к
организации и проведению учебных занятий. Часть1. Методология и организация.- М.: ПЕР
СЭ,2003.- 96с.
Семаго М.М., Семаго Н.Я. Диагностико-консультативная деятельность психолога образования:
Методическое пособие.- М.: Айрис-пресс, 2004.-288с.
Самоукина Н. Практический психолог в школе: лекции, консультироввание, тренинги. - М.:
Интор,1997.-192с.
Шнейдер Л.Б. Основы консультативной психологии: учеб. пособие.- М. Изд-во Московского
психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК»,2005.- 325с.
Техника консультирования педагогов и родителей.
Психологический портрет воспитателя ДОУ
Психологический портрет включает в себя: 1) индивидуальные качества
(темперамент, тип нервной системы и т.д.); 2) личностные качества; 3)
коммуникативные качества; 4) статусно-позиционные особенности (роли,
отношения в коллективе); 5) деятельностные, внешнеповеденческие показатели
[2,с.109] .
Социально-психологические особенности педколлектива
Педагоги в основном не имеют возможности наблюдать за профессиональной
деятельностью друг друга, работаю изолированно, но при этом работают с общим
субъектом и решают одни задачи – развития, воспитания и обучения детей.
Педагогические коллективы преимущественно женские и разновозрастные.
Методы консультирования
К основным методам консультирования относят: интерпретацию, директиву,
совет,
самораскрытие,
обратную
связь,
выстраивание
логической
последовательности мышления и поведения клиента, резюмирование.
Специфика консультирования педагогов
Особенности консультирования педагогов состоят в следующем: 1) в
необходимости равноправного взаимодействия специалиста и педагогов; 2) в
формировании у педагогов установки на самостоятельное решение возникших
проблем; 3) в принятии педагогами ответственности за совместные решения со
специалистом; 4) в распределении профессиональных функций между педагогом и
специалистом [4, с.45].
Трудности консультирования педагогов: 1) низкая мотивация; 2) низкий
уровень доверия; 3) недостаточный уровень осознания влияния самооценки на
эффективность профессиональной деятельности педагога; 4) установка
администрации на оценочную работу специалиста; 5) неразработанность технологий
консультирования педагогов; 6) деликатность тем; 7) опасения педагогов, что работа
будет строиться с позиции «сверху - вниз» [1, с.41].
Консультирование родителей
Основные задачи консультирования родителей: информирование, организация
эффективного детско-родительского общения, психологическая поддержка.
Популярной формой консультирования родителей становится организация
родительски групп, на которых проводят когнитивно-поведенческий тренинг,
включающий ролевые игры, видеотренинг, дискуссии, анализ семейных ситуаций,
пробы на совместную деятельность [3,с.292].
Методики, используемые при консультировании родителей с детьми:
«Совместный рисунок», «Совместные дела», «Один карандаш», «Командир Подчиненный» «Узелок» и др. [1, с.23-27].
Ошибки специалиста при консультировании родителей: 1) оценка родителя
как плохого; 2) установка на виновность родителя; 3) установка специалиста, что он,
как родитель, - лучше [1,с.28-38].
Литература:
1. Возможности практической психологии в образовании. Из опыта работы психологов УЦ
«Перспектива». Вып 3./ Под ред. Пилипко Н.В.- М.; УП «Перспектива»,2001.-100с.
2. Григорович Л.А. Педагогическая психология: учебное пособие- М.: Гардарики,2003.- 314с.
3. Овчарова Р.В. Психология родительства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.:
Академия,2005.- 368с.
4. Пахальян В.Э. Личностно-ориентированное консультирование в образовании. Материалы к
организации и проведению учебных занятий. Часть1. Методология и организация.- М.: ПЕР
СЭ,2003.- 96с.
Важной целью социально-педагогического сопровождения детей «группы риска»
является, в первую очередь, осуществление воздействия на стиль взаимоотношений
взрослых с ребенком. Это позволяет:
1. Изменить состояние ребенка, создав поддерживающую среду.
2. Изменить отношение взрослых к ребенку, информируя их о его реальном
состоянии и возможностях, и создать позитивные ожидания взрослых относительно
положительных изменений ребенка.
Задачи по работе с родителями:
просветить по психолого-педагогическим проблемам воспитания, организовав
лекторий для родителей, рекомендовать для чтения специально подобранную
литературу;
научить приемам и методам конструктивного взаимодействия с ребенком;
консультировать по проблемам, возникающим у родителей в процессе
внутрисемейных отношений, и проблемам ребенка;
составить коррекционную программу совместных действий родителей и
специалистов по коррекции проблем ребенка;
поддержать родителей в кризисных ситуациях.
Задачи по работе с воспитателями и сотрудниками ДОУ:
просветить
по
психолого-педагогическим,
социально-педагогическим
вопросам воспитания, организовав систему консультаций для воспитателей,
рекомендовать для чтения специально подобранную литературу;
научить приемам и методам конструктивного взаимодействия с ребенком;
консультировать по проблемам, возникающим у воспитателей в процессе
взаимоотношений с семьей и ребенком;
ознакомить с коррекционной программой совместных действий родителей и
специалистов по коррекции проблем ребенка.
Взаимодействие субъектов сопровождения сопровождающих.
Участник
Цели
Методы работы
сопровождения
Администрация Управленческое и 1. Интервью с педагогом.
организационное
2. Информирование о перспективах
обеспечение
деятельности педагога в ДОУ.
профессионального 3. Создание в коллективе атмосферы
роста педагога
поддержки и сотрудничества.
Методист
Профессиональная 1. Интервью с педагогом.
поддержка
и 2. Посещение и анализ занятий с
помощь педагогу в детьми.
разрешении
3. Анализ и оценка профессиональной
профессиональных деятельности педагога.
проблем
4. Информирование педагога о
возможностях его профессионального
роста.
Психолог
Повышение
1. Интервью с педагогом.
психологической
2.
Психологический
анализ
компетентности
педагогической деятельности.
педагога
Педагог
3. Психологическое тестирование.
4.
Проведение
психологопедагогических семинаров, тренингов,
консилиумов.
Повышение
1.Самоанализ
педагогической
профессионального деятельности.
мастерства
и 2.
Анализ
педагогической
психологической
деятельности
совместно
с
компетентности
администрацией,
методистом
и
психологом.
3.
Участие
в
семинарах,
конференциях, курсах повышения
квалификации, тренингах и группах
личностного роста.