Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Социально-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста

  • 👀 402 просмотра
  • 📌 328 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Социально-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Социально-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста» pdf
4. Социально-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста. Сопровождение. Значение термина. Состав слова «сопровождение»: приставки [со], [про]+ корень [вожд] + суффикс [ени] + окончание [е] существительное, средний род, неодушевлённое, 2-е склонение. Значение приставок:  со- (чередование с-) - приставка, употребляется при образовании: 1. Существительных и прилагательных и обозначает: а) совместность, общность, взаимосвязь (содружество, созвучие); б) явление или состояние, характеризующиеся соединением одинаковых предметов (созвездие, соцветие). 2. Глаголов и обозначает: а) движение сверху вниз (сбросить); б) удаление с какой-либо поверхности, какого-либо места (сгрузить); в) сближение, соединение, скрепление чего-либо (связать); г) воспроизведение чего-либо (срисовать); д) ненаправленность действия, движение туда и обратно (съездить); е) совместность чувств, действий, помощи (содействовать); ж) доведение действия до естественного предела (стемнеть); з) доведение действия до нужного предела (сыграть). 3. Наречий с обстоятельственным значением места, образа действия и времени (свыше, сгоряча, смолоду).[1] Co- Практически омонимичная приставка со- / с(ъ)- - быть вместе, делать совместно. Возможно, это значение является вторичным от предыдущего "спускаться, нисходить", т.к. после, например, скатывания камней вниз под гору, они там находятся все вместе, в т.ч. вместе с этой горой. Но возможен и противоположный вариант. Соответствует предлогу с. [4]  про- - приставка, употребляется при образовании: 1. Существительных и прилагательных и обозначает: являющийся сторонником, действующий в интересах кого-либо или чего-либо (профашист). 2. Глаголов и обозначает: а) направленность действия сквозь что-либо (проломать); б) направленность движения мимо кого-либо, чего-либо, куда-либо или по какому месту (проплыть); в) направленность действия или движения через что-либо, между чем-либо, внутрь, в глубину чего-либо (пролезть); г) доведение действия до нужного предела (прочитать).[1] Про- - "сквозь". Имеется и похожий по значению предлог про (применяется как о) [4]. Значение корня:  -вожд-(чередование д // ж // жд)–корень вожу́, укр. води́ти, др.-русск., ст.слав. водитиἄγειν (Супр.), болг. во́дя "вожу", сербохорв. во̀дити, словен. vóditi, чеш. voditi, слвц. voditi, польск. wodzić. Связано чередованием с веду́, вести́. [4]. Значение суффикса:  -ени- - суффикс. Сложный суффикс -ен-и[j-э] (-ан-и[j-э] [после -ов-]) а) образует существительные со значением действия.(цветение, спасение, формирование). [2] б) для обозначения протекающих процессов (часто - и полученных результатов) [2] в) Суффиксы для образования форм слов. В косвенных падежах слов на –МЯ (знамя, пламя и др.): темя- тем-ен(и), семя – сем-ен(и) [2] -ени-(е) суффикс - 1. Словообразовательная единица, выделяющаяся в именах существительных среднего рода, которые обозначают предмет или явление, характеризующиеся действием, названным мотивирующим глаголом (курение, погребение, спасение и т.п., а также растение). [3]  -е – окончание сущ. ед. ч. им., вин. п.; ед. ч. дат. п.; ед. ч. предл. п.; мн. ч. им. п.; мест. ед. ч. дат., предл. п.; прил. мн. ч. им., вин.п.; числ. им., вин. п. [4] Источники: 1. Значение приставок http://project.karelia.ru/atlant/help/prist_ref.htm 2. Словарь русских суффиксов - лингвистический сайт Игоря Гаршинаhttp://www.slovorod.ru/russian-suffixes.html 3. Словарь Ефремовой Т. Ф. http://diclist.ru/slovar/efremovoy/ye/-eni-_e_-suffiks.html 4. Русский словарный фонд, 2012. http://www.slovorod.ru/ Задание: Из словарей выпишите значения слова «сопровождение» и постройте своё понимание данного термина (ниже в таблице приведён пример) Свое значение слова* № п/ п Значение слова 1 Сопровождение - проводы, аккомпанемент. Например, свита в сопровождении. Словари Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу (поместите своё понимание слова «сопровождение» в соответствии с примером, приведенным ниже) Сопровождение – это процесс, в котором субъект помогает, поддерживает, выражений 2 Сопровождение 1) Процесс действия по значению глагола: сопровождать; Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка 2) То, что сопровождает какое-либо явление, действие; 3) Игра на музыкальном инструменте, пение, сопровождающие чью-либо игру или пение; аккомпанемент; 4) Группа военнослужащих или боевых машин, самолетов и т.п., сопровождающая или конвоирующая кого-либо, что-либо. 3 Сопровождение - то, что сопровождает Толковый словарь какое-нибудь явление, действие русского языка С. Музыкальное сопровождение. Ожегова (аккомпанемент). 4 Сопровождение 1. То, что сопровождает какое-нибудь явление, действие. Музыкальное сопровождение (аккомпанемент). Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка 2. Когда собирается специальная группа, сопровождающая кого-нибудь или что-нибудь. Например, истребители сопровождения. Явиться в сопровождении друзей. Груз в сопровождении накладной. 5 Сопровождения, множественного числа нет, (книжный). 1. Действие по глаг. сопроводить и сопровождать (устаревшее); теперь употребляется только в выражении: в сопровождении кого-чего (книжный) вместе с кем-чем-нибудь, сопровождаемый кем-чем-нибудь. В сопровождении друзей. Толковый словарь русского языка. Под ред. Д. Н. Ушакова 2. То, что сопровождает какое-нибудь явление, какой-нибудь процесс. Аккомпанемент (музыкальный). Музыкальное сопровождение. Пение в сопровождении рояля. 6 Сопровождение 1.Сопроводи́ть - сопровожда́ть и сопровожда́ться. Например, сопровождать арестованных. Сопровождение груза. Назначить для сопровождения кого-либо. Идти в сопровождении кого-либо. (вместе с Большой толковый словарь русского языка. Гл. ред. С.А. Кузнецов направляет объект на какое-либо действие, стремление. кем-либо.). 2. То, что сопровождает какое-л. явление, действие. Петь без сопровождения, в сопровождении оркестра. Звуковое с. Музыкальное с. (=аккомпанеме́нт). 3. Военное. Группа военнослужащих (или боевых машин, самолётов и т.п.), сопровождающая или конвоирующая кого-, что-л. Самолёты сопровождения. Выслать с. для транспортов. 7 1. Действие по глаг. сопроводить сопровождать (в 1, 3, 4 и 5 знач.). Поднялись два сапера, присланные Бугорковым для сопровождения группы Марченко. Казакевич, Звезда. 2. То, что сопровождает какое-л. явление, действие. Одновременно с изображением передается через отдельный передатчик и звуковое сопровождение постановки - речь или музыка. К. Гладков, Дальновидение и его применение. 3. Музыкальное. Аккомпанирование; аккомпанемент, вторая партия. Пение без сопровождения. Оркестровое сопровождение. 4. Военное. Группа военнослужащих (или боевых машин, самолетов и т. п.), сопровождающая или конвоирующая кого-, что-л. Самолеты сопровождения. Выслать сопровождение для транспортов. [Генерал] замедлил шаг и вытянутой рукой преградил путь собеседнику; офицеры сопровождения остановились сами из-за узости прохода. Леонов, Взятие Великошумска. В сопровождении кого-чего - 1) вместе с кем-либо, чем-либо. На пороге двери появилась Леночка в сопровождении горничной. Тургенев, Дворянское гнездо; 2) под аккомпанемент чеголибо. Хор в сопровождении оркестра. Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистических исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. -4-е изд., стер. -М.: Рус. яз., Полиграфресурсы, 1999. Задание. Прокомментируйте суть процесса сопровождения. Выделите специфику социально-педагогического сопровождения в отличие от тьюторского, методического, психолого-педагогического. Изображения сопровождения Задание: Приведите примеры сопровождения в социально-педагогической практике. Методы работы с детьми К методам индивидуальной коррекции относят убеждение и внушение. Механизмами коррекционного группового воздействия являются: сообщение информации, внушение надежды, осознание универсальности страданий, альтруизм участников, развитие навыков межличностного общения, имитация, катарсис, групповая сплоченность и др. Коррекционные группы бывают разных видов: тренинговые, группы встреч, балинтовские, гештальт-группы, группы умений, телесно-ориентированные и др. Метод игротерапии Успешность игровой коррекции зависит от правильного оборудования игровой комнаты, подбора игр и игрушек, учета требований к составу группы (от 3 до 7 детей), уровня сформированности игровой деятельности детей. Показаниями к использованию групповой игровой коррекции являются: 1) трудности коммуникации; 2) социальный инфантилизм; 3) трудности произвольной регуляции; 4) нарушения поведения; 5) трудности эмоционального развития; 6) трудности личностного развития; 7) фобии [2, с.197]. Показания для индивидуальной формы игротерапии: 1) несформированность потребности в общении; 2) стрессовое состояние; 3) асоциальное поведение; 4) детская ревность; 5) ускоренное сексуальное развитие [2, с.197-198]. Методы арттерапии Арттерапия строится на следующих механизмах: символическом реконструировании, «отстранении», эмоциональной децентрации, катарсисе, присвоении личностных смыслов. Видами арттерапии являются: рисуночная, библиотерапия, драмотерапия, музыкотерапия и др. Показания для проведения арттерапии: 1) эмоциональная депривация; 2) трудности эмоционального развития; 3) повышенная тревожность, фобии; 4) межличностные конфликты; 6) дисгармоничная Я-концепция [2, с.211-212]. Использование рисунка возможно в следующих формах: 1) игры с изобразительным материалом; 2) упражнения на развитие восприятия, воображения и символической функции сознания; 3) предметно-тематическое, свободное и совместное рисование и др. Помимо рисования используют и другие виды изобразительной деятельности (лепка, конструирование и т.п.) Методы коррекции поведения К данной группе относят метод систематической сенсибилизации и тренинги. Метод систематической сенсибилизации разработан Д.Вольпе для преодоления тревожности и фобий. Он состоит в постепенном уменьшении чувствительности к предметам, событиям и людям, вызывающим тревожность. Под социально-психологическим тренингом в широком смысле слова понимают практику психологического воздействия, основанную на активных методах групповой работы [3]. Общая цель CПТ - повышение компетентности в сфере общения. Элементы СПТ могут включаться в процесс психотерапии и психокоррекции, использоваться в обучении [1]. Сходства СПТ и психотерапии (по К.Фопелю): 1. Акцент делается на развитии личности и творческого потенциала, т.е. совпадают отдельные цели. 2. Сходство социокультурного фона участников. 3. Сходство психологических механизмов, действующих в группе. 4. Совпадение в техниках и правилах работы в группе. Различия между СПТ и психотерапией (по К.Фопелю): 1. В позиции ведущего. 2. В длительности работы группы. 3. Различия в протекании начальной и конечной стадии работы [4]. Классификация и основные виды тренинговых групп. СПТ может проводиться в разных вариантах, в зависимости от основной цели. К возможным видам CПТ относят: тренинг партнерского общения, тренинг ведения переговоров, тренинг ассертивности, менеджерский тренинг, тренинг педагогического общения и др. Метод социальной терапии Этот метод основан на использовании социального принятия и признания, социального одобрения и положительной оценке ребенка значимым социальным окружением. Психогимнастика Разработала данный метод Гана Юнова. В ходе психогимнастики используются невербальные методы групповой работы, в основе которых лежит использование двигательной экспрессии. Психогимнастическое занятие включает: 1) подготовительный этап; 2) пантомиму; 3) заключительный этап. Основные понятия: Групповая динамика, СПТ-группы, группы встреч, гештальт-группы, группы умения, телесноориентированные группы, арт-терапия сказкотерапия, игротерапия, музыкотерапия, психогимнастика, убеждение, внушение. Литература: 1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учебное пособие. - 2е изд., перераб. и доп.- М.: «Ось-89»,2003.-224с. 2. Возрастно-психологичекий подход в консультировании детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А . Карабанова и др.М.: Академия,2002.- 416с 3. Осипова А.А. Общая психокорреция: Учебное пособие для студентов вузов.- М.: ТЦ СФЕРА,2004.-512с. 4. Фопель К. Технология ведения тренинга. Теория и практика. Пер. с нем.- 2-е изд.- М.: Генезис,2005.- С.75-79. Составление индивидуальных и групповых коррекционных программ, работа с одаренными детьми и детьми «группы риска». Принципы программ. составления и основные виды психокоррекционных При составлении программ коррекции опираются на общие принципы психокоррекции (например, принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач; принцип единства диагностики и коррекции; принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей; принцип комплексности использования методов психокоррекции; принцип активного привлечения ближайшего окружения ребенка к участию в психокоррекции и др.) а также, на общедидактические принципы (принцип возрастания сложности, принцип учета объема и степени разнообразия материала и др.). Виды психокоррекционных программ. Структура психокоррекционного комплекса. Программы бывают стандартизированными и свободными. Психокоррекционный комплекс включает следующие блоки: 1) диагностический; 2) установочный; 3) собственно коррекционный; 4) блок оценки эффективности психокоррекции. Основные требования к составлению психокоррекционных программ При составлении программа учитывают необходимость: 1) четкой формулировки цели и задач; 2) выбора адекватной стратегии и тактики коррекции; 3) грамотного отбора форм, методов и техник коррекции; 4) выбора времени и частоты коррекционных занятий и т.д. Оценка эффективности психокоррекции Эффективность оценивают с точки зрения решения реальных трудностей развития клиента, а также за счет анализа достижения целей и задач. Категории «трудных детей» и детей «группы риска», основные причины их появления. Смирнова Е.О. и Холмогорова В.М. выделяют группы «трудных детей» исходя из проблем в межличностных отношениях дошкольников. К ним они относят: агрессивных, обидчивых, застенчивых, демонстративных детей и детей, воспитывающихся вне семьи [9]. Дубровина И.В. выделяет несколько категорий детей «группы риска», у которых наблюдаются отклонения от нормы развития, без симптомов психического заболевания. К данной группе она относит: 1) детей с нарушениями поведения (агрессивных, вспыльчивых; пассивных, гиперактивных); 2) детей с отставаниями в психическом развитии [7,с.150-16]. Степанов В.Г. выделил три признака, составляющих содержание понятия « трудные дети» 1) наличие отклоняющегося от нормы поведения (делинквентного и девиантного); 2) нарушения поведения трудно коррегируются; 3) дети нуждаются в индивидуальном подходе. К «трудным детям» Степанов В.Г. относит: ленивых, пассивных, неорганизованных, ненастойчивых, эгоистичных, недисциплинированных и т.д. [10]. Работа с одаренными детьми В «Рабочей концепции одаренности» (2003) под одаренностью понимается системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми [1,с.15] . Виды одаренности: 1) академическая, проявляющаяся в быстроте и легкости овладения большими объемами готовых знаний; 2) интеллектуальная; 3) творческая. Проявления детской одаренности в познавательной сфере: любопытство, любознательность, познавательная потребность, сверхчувствительность к проблемам, склонность к творческим задачам, гибкость и оригинальность мышления, легкость ассоциирования, способность к прогнозированию, хорошая память, высокая концентрация внимания, способность к оценке, выраженные интересы и склонности [8, c.59-68]. Проявления детской одаренности в психосоциальной сфере: перфекционизм, социальная автономность, эгоцентризм, лидерство, соревновательность, сверхчувствительность [8, c.69-78]. В работе с одаренными детьми, используют: 1) методы эвристического обучения (когнитивные, креативные; оргдеятельностные методы); 2) творческие занятия; 3) учебные исследования. Работа с детьми, имеющими задержку психического развития Основные проявления ЗПР у детей: 1) в пониженном общем запасе знаний; 2) в ограниченности представлений; 3) в малой интеллектуальной целенаправленности [4,с.82]. У таких детей наблюдаются - незрелость сложных форм поведения и быстрая истощаемость, утомляемость детей. Дети также характеризуются эмоциональной поверхностностью, непосредственностью, неспособностью к волевым усилиям, недостаточным развитием мотивации и критичности, низким уровнем развития игр с правилами, недостаточной выраженностью познавательных интересов, нарушением отдельных психических функций, нарушениями в координации движений и др. Выделяют различные варианты ЗПР. Одна из самых популярных классификаций видов ЗПР предложена К.С. Лебединской. Она выделяет четыре вида ЗПР: 1) конституционального происхождения; 2) соматогенного происхождения; 3) психогенного происхождения; 4) церебрально-органического генеза [4,с.84]. Причины ЗПР: органические; общий дефицит общения; отсутствие полноценной, соответствующей возрасту деятельности; социальная депривация. Дети с ЗПР проходят нейропсихологическое обследование с учетом формы ЗПР. Основной целью психокоррекции детей с ЗПР является оптимизация их интеллектуальной деятельности за счет стимуляции их психических процессов и формирования позитивной мотивации на познавательную деятельность [4, с.104]. В ходе психокоррекции значительное внимание уделяют развитию внимания (используют диктанты с комментированием, варианты корректурных проб и игры), памяти (обучение приемам логического запоминания), мыслительных операций. Основные направления работы с семьей детей с ЗПР: 1) оценка уровня развития ребенка с целью выявления скрытых ресурсов ребенка; 2) информирование об особенностях ребенка; 3) обучение способам взаимодействия с ребенком. Работа с детьми, имеющими эмоциональные нарушения. К эмоциональным нарушениям относят невротические неврозоподобные состояния, преневротические состояния и др. конфликты, Причинами данных нарушений являются биологические факторы (например, соматическая ослабленность) и психологические (особенности эмоциональноволевой сферы). Факторы детских неврозов: 1) психические травмы; 2) нарушения системы семейных отношений; 3) преневротические патохарактерологические радикалы. Гарбузов В.И. с коллегами выделяет девять типов преневротического патохарактерологического радикала: агрессивность, честолюбие; педантичность; благоразумность; тревожность; инфантильность и психомоторная нестабильность; конформность и зависимость; тревожная мнительность и замкнутость; контрастность [4,с.325]. Для неврозов характерна: 1) обратимость нарушений; 2) психогенная природа; 3) доминирование эмоционально-аффективных и соматовегетативных расстройств. Особенности детских неврозов: 1) незавершенность симптоматики; 2) преобладание сомато-вегетативных и двигательных расстройств; 3) отсутствие личностного переживания болезни. Виды неврозов: 1) неврастения (астенический невроз); 2) истерический невроз; 3) невроз навязчивых состояний. Для детей характерны такие формы проявления неврозов, как: невротическое заикание, тики, расстройства сна и аппетита, невротический энурез, патологические привычные действия (сосание пальца, кусание ногтей, онанизм и др.). Психологические особенности детей с неврозами: эмоциональность, импрессивность, неустойчивость, склонность к беспокойству, выраженное чувство «Я», психологическая беззащитность, развитое чувство долга. Основные направления психокоррекции эмоциональных нарушений: 1) смягчение эмоционального дискомфорта; 2) повышение активности и самостоятельности; 3) устранение вторичных личностных реакций (агрессивности, повышенной возбудимости, тревожной мнительности); 4) коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции [4, с.327]. К эмоциональным нарушениям также относят повышенную тревожность у детей. Тревогу рассматривают как неблагоприятное по эмоциональной окраске состояние, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий [5,c.13]. Тревожность развивается в ситуациях: 1) внутриличностного конфликта, связанного с оценкой собственной успешности (негативные, завышенные, противоречивые требования); 2) нарушения семейного или внутрисемейного взаимодействия, а также взаимодействия со сверстниками; 3) соматических нарушений [5,c.23-24]. Направления работы с тревожными детьми: 1) повышение самооценки ребенка; 2) обучение способам снятия мышечного и эмоционального напряжения; 3) обучение навыкам владения собой в травмирующих ситуациях [3,c.45]. Эмоциональные нарушения могут проявляется у детей в форме страхов. Страх - аффективное отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека [2, с. 6]. Появление страхов имеет социально-культурные (чрезмерная опека, низкая игровая активность, нервно-психические перегрузки родителей, семейные конфликты и др.) и биологические предпосылки (типологические особенности нервной системы - сензитивность и инертность) [2,с.14-24]. Наиболее часто встречающиеся страхи детей: страх отделения от матери, страх перед животными, страх смерти (с 6 лет) Методы работы с детскими страхами: 1) рисование страхов; 2) ролевые игры игры-драматизации. Работа с агрессивными детьми Агрессивность в общем виде понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу или себе. Формы проявления агрессии: 1) косвенная вербальная агрессия;2) прямая вербальная агрессия; 3) косвенная физическая агрессия; 4) прямая физическая агрессия. Причины агрессивного поведения: 1) привлечение внимания; 2) подчеркивание собственного превосходства; 3) защита и месть; 4) стремление быть главным; 5) стремление получить желанный предмет [9,с.52]. Критерии выявления агрессивных детей: 1) высокая частота агрессивных действии (в течение часа наблюдений дети демонстрируют не менее четырех агрессивных актов); 2) преобладание прямой физической агрессии; 3) наличие враждебных агрессивных действий, направленных на физическую боль или страдание других [9, с.53]. Основные направления коррекции агрессивных детей: 1) обучение способам выражения гнева в приемлемой форме; 2) обучение приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях; 3) отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях; 4) формирование эмпатии и доверия к людям [3,c.12]. Работа с детьми с СДВГ Три основных проявления СДВГ: 1) дефицит внимания; 2) импульсивность; 3) повышенная двигательная активность. Данные проявления должны наблюдаться не мене полугода. Психологические особенности детей с СДВГ: сложности в планировании деятельности, слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, низкая самооценка, упрямство, лживость, вспыльчивость, агрессивность, трудности в общении. Факторы СДВГ: 1) генетические; 2) повреждения ЦНС во время беременности и родов; 3) негативные действия внутрисемейных факторов. Пики проявления СДВГ: в 5-10 лет, 12-15 лет. Чаще СДВГ встречается у мальчиков. Направления работы с гиперактивными детьми: 1) развитие дефицитарных функций (внимания, контроля); 2) развитие навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками; 3) обучение способам выражения гнева в приемлемой форме [3,c.33]. Программа коррекционно-развивающий занятий должна включать: 1. название программы; 2. адресата и исполнителя; 3. обоснование актуальности темы программы; указание теоретической основы программы; 4. указание цели и задач; 5. перечисление структуры программы (разделов); 6. описание материалов и оборудования; 7. тематический план с указанием предполагаемого времени на каждую тему; 8. планы отдельных занятий; 9. список использованной литературы. Задание. Разработать модель коррекционно-развивающей программы, подробнораскрыв 3 занятия из любого блока. Литература: 1. Богоявленская Д.Б. Еще раз об одаренности // Вестник практической психологии образования.2006.- № 2(7).- С.14-17. 2. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей.- СПб: Речь,2005.- 320с. 3. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.- СПб: Речь,2000.190с. 4. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.- СПб: Речь, 2003.- 400с. 5. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция.- СПб: Речь,2006.-248с. 6. Осипова А.А.Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов.- М.: ТЦ Сфера,2002.-512с. 7. Практическая психология образования/Под. Ред. И.В. Дубровиной: учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений.- М.: Сфера,2000.-528с. 8. Савенков А.И.У колыбели гения.- М.: Педагогическое общество России,2000.- 224с. 9. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция.- М.: ВЛАДОС,2003.- 160с. 10. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. Учеб. пособие для учителей и родителей.-2-е изд., стереотип. - М.: Академия,1998.-320с. Консультирование как вид социально-педагогической практики Условно подразделяют представления о консультировании на две группы: 1) консультирование как воздействие; 2) консультирование как взаимодействие. Психологическое консультирование чаще понимается как психологическая помощь психологически здоровым людям в совладании с различного рода внутри- и межличностными затруднениями взаимодействия (беседы). в процессе специально организованного Консультирование в образовательном учреждении проводится в единстве с другими видами деятельности. Оно имеет опосредованный характер, т.е. направлено на проблемы развития, обучения и воспитания ребенка независимо от лиц, запросивших помощь. Ребенок-дошкольник практически не выступает инициатором запроса, поэтому специалисту приходится дифференцировать содержание запроса на проблемы лично взрослых и проблемы ребенка. Принципы консультирования и требования к консультанту К принципам консультирования чаще всего относят: гуманность, субъектность, реалистичность, психологическую безопасность, анонимность, активность, разграничение личных и профессиональных отношений [2, с.19]. Р. Кучунас выделяет следующие характеристики эффективного консультанта: аутентичность, открытость собственному опыту; развитие самопознания; сила личности и идентичность; толерантность к неопределенности; принятие личной ответственности; постановка реалистических целей; эмпатия; глубина отношений с другими людьми [2,с.76-77]. Типичные ситуации консультирования: 1) внезапное аффективное дезадаптивное состояние у ребенка; 2) в ситуации физической или психологической травмы; 3) при внезапном экстренном запросе педагога [3, с.234]. Структура консультирования Консультативную беседу делят на четыре этапа: знакомство с клиентом и начало беседы; расспрос клиента, формулирование и проверка консультативных гипотез; коррекционной воздействие; завершение беседы. Типичные позиции консультанта. Позиции консультанта по Н. Самоукиной: «программист», «слушатель», «зеркало», «катализатор» [4]. Критерии эффективности консультирования Проблема оценки консультирования связана с тем, что это процесс двусторонний и оцениваться он может с двух позиций – консультанта и клиента. В оценки эффективности проявляется и фактор времени. Исследователи выделяют объективные (устранение симптомов, количество и продолжительность встреч, частота контактов, снятие эмоционального напряжения клиента) и субъективные показатели эффективности консультирования (снижение значения проблемы, изменение отношения к ней, легкость контакта, чувство доверия, точность определения проблемы и ее оценки, удовлетворенность достигнутым результатом, оценка профессиональной компетентности консультанта) [5,с.10-11]. Типичные запросы консультативную помощь педагогов и родителей дошкольников на Г.В. Бурменская с коллегами выделяет две группы проблем, по которым обращаются за консультацией: 1) ослабление нервно-психического здоровья детей; 2) неблагоприятные особенности социальной ситуации развития [1]. При консультировании родителей детей раннего возраста чаще всего возникают проблемы: речевого развития ребенка; проблема достижения ребенком автономных действий; проблема ограничения самостоятельности и инициативы; сложности овладения навыками самообслуживания; кризис «трех лет». При консультировании родителей дошкольников отмечаются следующие запросы: трудности взаимоотношений со сверстниками, неготовность к школе, кризис «семи лет» и др. При организации консультирования с родителями детей необходимо: 1) «удержать» родителей от преждевременного его прерывания; 2) получить возможность проведения психокоррекционной работы с семьей в полном объеме; 3) свести до минимума количество посещений других учреждений и специалистов в целях «снятия» или смягчения диагноза, сохранить время на работу с ребенком; 4) достичь в определенной степени адекватного осознания проблемы; 5) «подвести» родителей к принятию адекватных состоянию ребенка решений по его воспитанию и обучению [1, с.244-245]. 1. 2. 3. 4. 5. Литература: Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений/ Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др.- М.: Академия, 2002.- 416с. Пахальян В.Э. Личностно-ориентированное консультирование в образовании. Материалы к организации и проведению учебных занятий. Часть1. Методология и организация.- М.: ПЕР СЭ,2003.- 96с. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Диагностико-консультативная деятельность психолога образования: Методическое пособие.- М.: Айрис-пресс, 2004.-288с. Самоукина Н. Практический психолог в школе: лекции, консультироввание, тренинги. - М.: Интор,1997.-192с. Шнейдер Л.Б. Основы консультативной психологии: учеб. пособие.- М. Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК»,2005.- 325с. Техника консультирования педагогов и родителей. Психологический портрет воспитателя ДОУ Психологический портрет включает в себя: 1) индивидуальные качества (темперамент, тип нервной системы и т.д.); 2) личностные качества; 3) коммуникативные качества; 4) статусно-позиционные особенности (роли, отношения в коллективе); 5) деятельностные, внешнеповеденческие показатели [2,с.109] . Социально-психологические особенности педколлектива Педагоги в основном не имеют возможности наблюдать за профессиональной деятельностью друг друга, работаю изолированно, но при этом работают с общим субъектом и решают одни задачи – развития, воспитания и обучения детей. Педагогические коллективы преимущественно женские и разновозрастные. Методы консультирования К основным методам консультирования относят: интерпретацию, директиву, совет, самораскрытие, обратную связь, выстраивание логической последовательности мышления и поведения клиента, резюмирование. Специфика консультирования педагогов Особенности консультирования педагогов состоят в следующем: 1) в необходимости равноправного взаимодействия специалиста и педагогов; 2) в формировании у педагогов установки на самостоятельное решение возникших проблем; 3) в принятии педагогами ответственности за совместные решения со специалистом; 4) в распределении профессиональных функций между педагогом и специалистом [4, с.45]. Трудности консультирования педагогов: 1) низкая мотивация; 2) низкий уровень доверия; 3) недостаточный уровень осознания влияния самооценки на эффективность профессиональной деятельности педагога; 4) установка администрации на оценочную работу специалиста; 5) неразработанность технологий консультирования педагогов; 6) деликатность тем; 7) опасения педагогов, что работа будет строиться с позиции «сверху - вниз» [1, с.41]. Консультирование родителей Основные задачи консультирования родителей: информирование, организация эффективного детско-родительского общения, психологическая поддержка. Популярной формой консультирования родителей становится организация родительски групп, на которых проводят когнитивно-поведенческий тренинг, включающий ролевые игры, видеотренинг, дискуссии, анализ семейных ситуаций, пробы на совместную деятельность [3,с.292]. Методики, используемые при консультировании родителей с детьми: «Совместный рисунок», «Совместные дела», «Один карандаш», «Командир Подчиненный» «Узелок» и др. [1, с.23-27]. Ошибки специалиста при консультировании родителей: 1) оценка родителя как плохого; 2) установка на виновность родителя; 3) установка специалиста, что он, как родитель, - лучше [1,с.28-38]. Литература: 1. Возможности практической психологии в образовании. Из опыта работы психологов УЦ «Перспектива». Вып 3./ Под ред. Пилипко Н.В.- М.; УП «Перспектива»,2001.-100с. 2. Григорович Л.А. Педагогическая психология: учебное пособие- М.: Гардарики,2003.- 314с. 3. Овчарова Р.В. Психология родительства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Академия,2005.- 368с. 4. Пахальян В.Э. Личностно-ориентированное консультирование в образовании. Материалы к организации и проведению учебных занятий. Часть1. Методология и организация.- М.: ПЕР СЭ,2003.- 96с. Важной целью социально-педагогического сопровождения детей «группы риска» является, в первую очередь, осуществление воздействия на стиль взаимоотношений взрослых с ребенком. Это позволяет: 1. Изменить состояние ребенка, создав поддерживающую среду. 2. Изменить отношение взрослых к ребенку, информируя их о его реальном состоянии и возможностях, и создать позитивные ожидания взрослых относительно положительных изменений ребенка. Задачи по работе с родителями:  просветить по психолого-педагогическим проблемам воспитания, организовав лекторий для родителей, рекомендовать для чтения специально подобранную литературу;  научить приемам и методам конструктивного взаимодействия с ребенком;  консультировать по проблемам, возникающим у родителей в процессе внутрисемейных отношений, и проблемам ребенка;  составить коррекционную программу совместных действий родителей и специалистов по коррекции проблем ребенка;  поддержать родителей в кризисных ситуациях. Задачи по работе с воспитателями и сотрудниками ДОУ:  просветить по психолого-педагогическим, социально-педагогическим вопросам воспитания, организовав систему консультаций для воспитателей, рекомендовать для чтения специально подобранную литературу;  научить приемам и методам конструктивного взаимодействия с ребенком;  консультировать по проблемам, возникающим у воспитателей в процессе взаимоотношений с семьей и ребенком;  ознакомить с коррекционной программой совместных действий родителей и специалистов по коррекции проблем ребенка. Взаимодействие субъектов сопровождения сопровождающих. Участник Цели Методы работы сопровождения Администрация Управленческое и 1. Интервью с педагогом. организационное 2. Информирование о перспективах обеспечение деятельности педагога в ДОУ. профессионального 3. Создание в коллективе атмосферы роста педагога поддержки и сотрудничества. Методист Профессиональная 1. Интервью с педагогом. поддержка и 2. Посещение и анализ занятий с помощь педагогу в детьми. разрешении 3. Анализ и оценка профессиональной профессиональных деятельности педагога. проблем 4. Информирование педагога о возможностях его профессионального роста. Психолог Повышение 1. Интервью с педагогом. психологической 2. Психологический анализ компетентности педагогической деятельности. педагога Педагог 3. Психологическое тестирование. 4. Проведение психологопедагогических семинаров, тренингов, консилиумов. Повышение 1.Самоанализ педагогической профессионального деятельности. мастерства и 2. Анализ педагогической психологической деятельности совместно с компетентности администрацией, методистом и психологом. 3. Участие в семинарах, конференциях, курсах повышения квалификации, тренингах и группах личностного роста.
«Социально-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot