Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
В работах Петра Федотовича Каптерева выделяется внутренний и внешний
социально-педагогический процессы.
Внутренний педагогический процесс – процесс саморазвития человека,
определяемый свойствами его организма и окружающей среды. Внутренний педагогический
процесс может отражать:
- общую картину того, как должно быть в социально-педагогическом развитии
человека;
- своеобразие развития человека, относящегося к типичной группе, например,
особенности развития и воспитания человека с проблемами слуха, зрения,
отклонениями в психическом развитии;
- развитие, обучение и воспитание конкретного человека, его свойств, качеств,
с учетом его индивидуальности.
Внешний педагогический (образовательный) – процесс передачи опыта старшим
поколением младшему.
По отношению к человеку внешний педагогический процесс может рассматриваться
как процесс:
- реализации воспитания человека вообще; решения частной педагогической
задачи – технологическая сторона вопроса;
- решения частной воспитательной задачи в работе с определенной категорией
людей –
специальный
технологический
процесс
воспитательной
деятельности;
- воспитания конкретного человека, решения определенной воспитательной
задачи – процесс реализации частной технологии воспитательной работы.
Социально-педагогический процесс – последовательное закономерное социальное
развитие (качественное изменение) соответствующего социально-педагогического явления:
социализации человека, социальных качеств личности (внутренняя сторона процесса), и
обусловленную им целесообразную последовательность действий социального педагога,
взаимодействия его с воспитанником, обеспечивающие достижение определенной
социально-педагогической цели (внешняя сторона процесса).
Социально-педагогический процесс – это взаимодействие социального педагога и
воспитанника, направленное на решение социально-педагогической проблемы последнего
педагогическими средствами в специальных или естественных условиях среды.
Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса
При рассмотрении содержания социально-педагогического процесса выделяют два
подхода: функциональный и структурный.
Функциональный подход определяет своеобразие деятельности конкретного
специалиста на каждом этапе (подэтапе) его профессиональной деятельности.
Субъект социально-педагогического процесса – это социальный педагог. Объект
социально-педагогической
деятельности –
различные
категории
людей,
как
соответствующие норме, так и имеющие те или иные отклонения, разного возраста,
социально незащищенные люди.
Этапы функционального подхода к педагогическому процессу:
- диагностико-прогностический;
1
- выбора технологии;
- непосредственной подготовки;
- реализационный;
- оценочно-результативный.
Структурный подход важен для изучения и анализа характера деятельности по
достижению определенной цели. Его компонентный состав по условным признакам
включает следующие этапы:
- подготовительный:
1) выявление особенностей внутреннего социально-педагогического процесса
и определение цели социально-педагогической деятельности: диагностика и
выявление
индивидуальности
объект;
социально-педагогическое
прогнозирование;
2) выявление содержания и способа реализации внешнего социальнопедагогического процесса – выбор технологии и способа ее реализации:
социально-педагогическое моделирование; выбор технологии; социальнопедагогическое проектирование; планирование деятельности; материальная
подготовка; апробация технологии; индивидуальный корректив технологии;
- непосредственной деятельности;
- результативный.
Методика, технология и метод в социально-педагогической деятельности
Методика (греч. methodjke) в самом общем виде представляет собой совокупность
методов, приемов и средств целесообразного проведения какой-либо работы.
Технология (греч. techne – «искусство, мастерство» и logos – «учение») понимается
как совокупность форм, методов, приемов, средств преобразования объекта деятельности, а
также определенная последовательность применяемых в деятельности операций и процедур.
Это четкий, целесообразно установленный алгоритм и последовательность действий в
рамках конкретной деятельности.
В методике же главным, определяющим элементом, фактором деятельности
выступает метод.
Методы –
это
способы
практического
или
теоретического
освоения
действительности, исходящие из сущности и закономерностей изучаемого объекта –
совокупность приемов, операций, применяемых в практической деятельности для решения
конкретной задачи ее целенаправленного изменения.
Методы социально-педагогической деятельности – это способы взаимосвязанной
деятельности социального педагога и клиента, которые способствуют накоплению
позитивного социального опыта, содействующего социализации или социальной
реабилитации клиента.
Прием – частное выражение метода, его конкретизация, носит по отношению к
методу частный, подчиненный характер.
Э. Ш. Натанзон в педагогике выделил «созидающие» (как поощрение, внимание,
просьба, проявление огорчения, укрепление веры в собственные силы ребенка, доверие и
2
др.) и «тормозящие» (приказание, намек, ласковый упрек, мнимое безразличие, мнимое
недоверие, проявление возмущения, осуждение, предупреждение, взрыв и др.) приемы.
Средства – это совокупность материальных, эмоциональных, интеллектуальных и
других условий, которые используются социальным педагогом для достижения
поставленной цели.
Социальная педагогика опирается в первую очередь на традиционные методы
педагогики + методы близких наук: социологии, психологии, социальной работы.
Убеждение – это разъяснение и доказательство правильности или необходимости
определенного поведения.
Требование, основная функция которого – поставить перед клиентами задачу, довести
до их сознания смысл норм и правил поведения, а также определить содержание
предстоящей деятельности.
Рассказ и лекция – монологические формы метода, которые ведутся от одного лица –
социального педагога.
Беседа и диспут – диалогические формы метода, при их использовании важное место
имеет работа самой личности.
Упражнения необходимы для того, чтобы в конечном итоге сформировать у
развивающегося человека нравственное поведение. Поведение – широкое понятие, оно
состоит из более узких – поступков, а поступок выражается в действии.
Под нравственными упражнениями понимается многократное повторение человеком
действий и поступков в целях образования и закрепления у него необходимых в жизни
навыков и привычек.
Формирование навыков и привычек включает следующие приемы работы: постановку
задачи, разъяснение правил ее выполнения, возбуждение потребности и стремления
выполнить эту задачу, практический показ (как это делать), организацию практической
тренировки, предъявление требований, напоминание о выполнении этих требований и
контроль за правильностью их выполнения.
Методы коррекции: поощрение и наказание, переубеждение, предупреждение, смена
интересов, наказание.
Поощрение направлено на подкрепление положительных действий, поступков
человека – удовлетворение собственной деятельностью, закрепление положительных
действий, стимулирование новых. Наказание связано с отрицательным самочувствием
личности, неприятным переживанием совершенного им поступка или действия.
Переубеждение – фактически перестройка сознания, ошибочные представления,
неверные жизненные планы не могут быть просто устранены из сознания человека – они
должны быть вытеснены нравственными взглядами и представлениями.
Наблюдение – метод познания и исследования, который используется при изучении
внешних проявлений поведения человека без вмешательства в протекание его деятельности.
Социально-педагогическое наблюдение обычно проводится в естественных условиях, без
вмешательства в ход деятельности и общения.
Тесты:
- Тест-опросник основан на системе заранее отобранных и проверенных с
точки зрения объективности и надежности вопросов, по ответам испытуемых
3
на которые можно судить о различных психологических характеристиках
личности.
- Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека не на
основе того, что он говорит, а на базе того, что он делает – человеку дается
серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят об
изучаемом качестве.
Интервью предусматривает заранее подготовленные вопросы, адресованные
каждому конкретному испытуемому.
Требования к организации интервью:
- проведение интервью в привычных для испытуемых условиях, определение
достаточного количества времени;
- устранение или уменьшение влияния третьих лиц;
- формулировка вопросов, рассчитанных не на чтение, а на ситуацию беседы.
Выделяют следующие виды интервью:
- свободное интервью (проводится без заранее подготовленного опросника или
разработанного плана, определяется только тема, направление беседы, ее
логическая структура, последовательность вопросов, получение информации
не нуждается в статистической обработке);
- фокусирующее интервью (его цель является сбор мнений, оценок по поводу
конкретной ситуации, участников интервью заранее знакомят с предметом
беседы, вопросы заготавливаются заранее, каждый вопрос обязателен, хотя
их последовательность может меняться);
- формализованное интервью (строго регламентированное, детально
разработанные вопросы и инструкции);
- стандартизированное интервью (преобладают закрытые вопросы);
- интервью с открытыми вопросами.
Мониторинг – научно-обоснованная система периодического сбора и анализа
социально-педагогической информации о процессах, протекающих в социуме и личности, и
принятие на этой основе стратегических и тактических решений.
Основные принципы мониторинга: достоверность, полнота, системность информации,
оперативность получения сведений и их систематическая актуализация, сопоставимость
полученных данных, которая обеспечивается единством избранных позиций при сборе и
анализе информации, сочетание обобщающих и дифференцированных оценок и выводов.
Сущность социально-педагогического мониторинга состоит в комплексном
использовании всех источников данных о социуме, в том числе и получаемых в ходе
специально организованного исследования (опрос, анкетирование, метод экспертных оценок
и др.).
Социологические опросы подразделяются на письменные (анкетирование) и устные
(обращение с анкетой через устный опрос, телевидение, по телефону и др.), экспертные и
массовые, выборочные и сплошные и т. д.
Опрос включает следующие необходимые этапы работы:
- устное или письменное обращение социального педагога к определенным
категориям детей и молодежи – респондентам с вопросами;
4
- регистрация самостоятельно и статическая обработка полученных ответов, а
также их теоретическая интерпретация.
Метод экспертной оценки основан на анкетировании или интервьюировании, с
помощью которых информация, отражающая знания, мнения, ценностные ориентации и
установки испытуемых, их отношения к событиям, явлениям действительности.
Опросы компетентных лиц называются экспертными, а результаты опроса –
экспертными оценками.
Экспертный прогноз – метод прогнозирования социального явления как процесса,
логическое обоснование выводов о наиболее вероятной динамике поведения человека в той
или жизненной ситуации.
Биографический метод – направленное интервью, свидетельства родственников,
различного рода переписка, фотографии, автобиографические фрагменты, сообщение о своей
жизни или отдельных ее элементах клиентом.
Социально-педагогические технологии предполагают сочетание педагогических и
социальных технологий.
Под педагогическими технологиями в самом широком смысле этого слова
понимаются систематические методы планирования, применения и оценивания всех
процессов обучения и воспитания учащихся путем использования человеческих и
технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения эффективности
обучения.
Педагогические
технологии
предполагают
системный
анализ,
отбор,
конструирование и контроль всех управляемых компонентов педагогического процесса в их
взаимосвязи с целью достижения педагогических результатов.
Л. В. Мардахаев выделяет наиболее существенные подходы к пониманию социальных
технологий:
- социальная технология – это определенная программа деятельности по
решению (управлению решением) социальной проблемы;
- социальная технология – это определенная, специально подготовленная и
последовательно реализуемая деятельность, направленная на решение
социальной проблемы;
- социальная технология – это специально разработанная программа
исследования социальной проблемы.
Основные компоненты социально-педагогической деятельности: целеполагание,
выбор способов действия и его инструментария, оценка результатов деятельности.
Социально-педагогическая деятельность начинается с постановки цели и задач,
которые необходимо решить социальному педагогу – сформировать у клиента навыки
общения, которые по какой-либо причине у него отсутствуют, помочь подростку
адаптироваться в новой среде и др. Цель, в свою очередь, определит содержание
деятельности, методы ее реализации и формы организации, которые взаимосвязаны между
собой.
5
Основными принципами организации деятельности сфере социума являются:
- принцип приоритетности интересов клиента. Во время осуществления
конкретных действий необходимо в первую очередь исходить из потребностей
самих клиентов;
- принцип добровольности. Общеизвестно, что насильно помочь нельзя. Оказание
помощи осуществляется по мере формирования запроса со стороны клиентов;
- принцип анонимности. Точная и развернутая информация о клиенте не всегда
является хорошим условием для установления доверительных отношений;
- принцип конфиденциальности. Клиент, вступающий в контакт с социальным
педагогом, предоставляет только ту информацию, которую сам желает
предоставить;
- принцип безопасности. Социальный педагог не должен нести угрозу образу
жизни и ценностям клиента;
- принцип защиты прав и интересов клиента. В ситуации конфликта клиента и
какой-либо структуры или учреждения социальный педагог выступает на
стороне клиента и защищает его права и интересы;
- принцип эмпатии. Необходимое условие успешной работы – искренняя
заинтересованность социального педагога личностью клиента;
- принцип гибкости. Работа в условиях социума должна быть адекватна не
столько утвержденному плану мероприятий социальной службы, сколько
потребностям конкретных клиентов;
- принцип баланса расстояния и близости. Социальный педагог должен строить
систему отношений с клиентом и его ближним окружением, соблюдая
дистанцию, определенную его функциональными обязанностями, и четко
разграничивать сферу личных и профессиональных отношений;
- принцип комплексности. Работа в условиях социума должна проводиться в
комплексе с другими видами социальной помощи;
- принцип прозрачности. Недопустимо ведение социальным педагогом «игры на
два фронта»;
- принцип ориентации на ресурсы. Он предполагает зависимость содержания
реабилитационной и реадаптационной деятельности, осуществляемой
социальным педагогом, от возможностей конкретного клиента, а не от
социального заказа общества либо культивируемых в обществе идеалов
перевоспитания, реабилитации и т. п.
Характеристика воспитательных организаций
Воспитание – не линейный процесс, оно реализуется цельным социальным
организмом в лице конкретного образовательного учреждения.
Воспитательная система – комплекс взаимосвязанных компонентов процесса
воспитания.
Воспитательная система предполагает единство и взаимосвязь следующих
компонентов:
1. Цель воспитательной системы (прогнозирование ожидаемых результатов).
6
2. Организация деятельности и общения.
3. Гуманизация отношений между участниками системы.
4. Создание воспитывающей среды.
5. Управление воспитательной системой, которое обеспечивает интеграцию всех ее
компонентов.
Общим для развития всех воспитательных систем является:
- открытость воспитательной системы, ее сотрудничество с различными
социальными, культурными, спортивными учреждениями;
- наличие
неустойчивых,
нестабильных
состояний
(конфликты,
неожиданности, непредсказуемые ситуации и др.);
- важное значение для развития системы имеют процессы, происходящие на
микроуровнях, противоречия между системой и личностью;
- будущее состояние системы определяет ее актуальное состояние;
- должны быть альтернативные варианты развития системы;
- взаимосвязь традиций и инноваций (новые виды деятельности, новые
участники, обогащение предыдущего коллективного опыта);
- наличие зон свободного развития, в пределах которых осуществляется
творческий поиск;
- управление должно воздействовать на всю структуру системы.
Каждая воспитательная система в своем развитии проходит ряд этапов:
1-й этап – становления системы, возникшая в педагогическом коллективе идея ведет к
созданию авторского проекта образовательного учреждения, под этот проект
перестраивается весь учебно-воспитательный процесс.
2-й этап – накопление опыта деятельности. Происходит рождение коллективных
традиций, упорядочиваются отношения.
3-й этап – воспитательная система получает окончательное оформление и начинает
работать в заданном режиме.
4-й этап – обновление воспитательной системы за счет инноваций, меняются цели,
реформируются структура, деятельность, отношения.
Воспитательная среда – окружение, совокупность условий и влияний вокруг
ребенка – воспитывающий элемент, предполагающий ограждение от дурного влияния среды
и использование ее позитивного потенциала в воспитательных целях.
Воспитательное пространство предполагает установление связей, создание и
организацию взаимодействия групп, ответственность за которые несут сами участники
групп.
Социальное воспитание в школе
Современная школа представляет собой социально-педагогическую систему
подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни в обществе, решает задачи
образования, развития и социализации детей.
7
Общие положения в организации социального воспитания в школе
1. В определенном возрасте создаются особо благоприятные предпосылки для
формирования социальных качеств личности. В 1–4 классах это переживание ребенком
ситуации успеха, формирования ценностного отношения к нормам жизни групп, правилам
поведения. В 5–6 – самоутверждение: общественные, спортивные, художественноэстетические и др. виды деятельности, развитие общения. В 7–8 – самоутверждение
личности в коллективе, готовность к здоровому образу жизни. В 9–11 классах –
формирование способности к жизненному самоопределению, культуры знаний, труда,
здоровья.
2. Организация в школе клубной, кружковой работы, сферы дополнительного
образования, что позволяет развивать индивидуальные способности ученика.
3. Проведение воспитательных мероприятий: соревнование, игры, конкурсы,
фестивали, КТД, праздники и др., участвуя в которых школьник получает опыт группового и
коллективного взаимодействия.
4. Организация самоуправления школьников – выполнение общественных поручений,
участие в самоуправленческих органах, собраниях.
5. Повышение педагогической культуры родителей.
6. Школа привлекает к организации процесса социального воспитания другие
организации: правоохранительные, учреждения дополнительного образования, учреждения
культуры, дошкольные учреждения, семьи, что позволяет интегрировать воспитательный
процесс.
7. На базе школ создаются центры психологической помощи, социальнопедагогической поддержки ребенка и семьи, куда можно обратиться за помощью в случае
кризисной жизненной ситуации.
Социальное воспитание в детских оздоровительных лагерях
Загородный детский оздоровительный лагерь располагает значительным социальнопедагогическим потенциалом для интенсивного личностного развития.
Формируемые умения: способность работать самостоятельно, брать на себя
ответственность, проявлять инициативу, адаптироваться к временному коллективу, сочетать
личные и групповые интересы, самореализовываться в различных видах деятельности через
сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Законы коллектива (общие для кратко- и долговременных):
- перед ним стоит строго определенная цель;
- обладает содержанием жизнедеятельности;
- имеет формальную и неформальную структуру отношений;
- ему свойственны определенные этапы и закономерности процесса
коллективообразования;
- осуществляются идеи дополнительного образования;
- имеет возможности социализации и социальной реабилитации.
Периоды, или этапы развития, коллектива – фестивальное настроение, кризисный
период, период консолидации отношений «ответственной зависимости».
8
Возможности временного детского коллектива в развитии личности подростка –
организация в коллективе всех ведущих сфер жизнедеятельности (познание, труд,
предметно-практическая деятельность, общение, игры, спорт), использование разнообразных
по содержанию форм воспитательной работы, получение опыта управленческой
деятельности (дежурные отряды, советы дела, инициативные группы и т. д.), развитие
умений самоанализа в процессе анализа дел, дня.
В условиях временного детского коллектива подросток может попробовать новую
игровую и социальную роль, выбрать новый образец поведения, апробировать новые
отношения.
Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования
Большинство детей проводят свободное время в стихийно складывающихся группах и
компаниях. Им противостоит культура, представленная деятельностью системы учреждений
дополнительного образования.
В учреждениях дополнительного образования детская жизнь организуется, исходя из
детской природы, интересов, все остальные воспитательные организации создаются
взрослыми и государством.
Цели учреждений дополнительного образования заключаются в развитии мотивации
личности к познанию, творчеству, формировании общей культуры, организации
содержательного досуга, профилактики безнадзорности.
Центры: экологические, творчества, туризма, эстетического воспитания,
оздоровительные. Во главе центра стоит руководитель, который планирует и координирует
все виды работы с детьми и деятельность всех специалистов – социальных педагогов,
родителей, руководителей кружков и объединений.
Дворцы: юных натуралистов, спорта, художественного творчества, культуры. На базе
дворцов проводятся фестивали, конференции, смотры, выставки, организуются праздники.
Дома технического творчества, детского и юношеского туризма и экскурсий,
художественного творчества, культуры.
Клубы. Деятельность посвящена освоению определенной предметной области,
например, клуб авиаторов, космонавтов, пограничников, радистов, пожарных и др. +
досуговые клубы. Отличительные признаки клубов – наличие названия, определенной
символики, существуют традиции, правила.
Основная задача клуба – создание условий для удовлетворения интересов и
потребностей ребенка, расширение социального опыта.
Станции юных натуралистов, технического творчества, экологические, туризма и
экскурсий.
Студии. Содержание деятельности студий связано с определенным видом искусства
или художественного творчества (изобразительное, музыкальное, театральное, литературное
творчество и т. п.).
Школы искусств дифференцируются по различным областям науки и техники, по
различным видам искусств.
Традиционная форма объединения детей по интересам – это кружок, в котором
организуется освоение конкретного профиля деятельности.
9
Интересными формами детского объединения являются лаборатории и мастерские.
Лаборатории создаются с целью более глубокого изучения и исследования конкретной
области научных знаний. Мастерские принадлежат к определенному виду прикладного
творчества.
Также существуют такие виды учреждений, как детская студия, детский
оздоровительный лагерь, детский парк, музей.
Социальное воспитание в детской общественной организации
Участие подростка в общественном объединении способствует развитию целого ряда
социальных качеств: коммуникативных, трудовых, гражданских, творческих, что
способствует формированию позитивного социального опыта.
Детскими признаются объединения, насчитывающие в своем составе 70 % граждан до
18 лет от общего числа участников.
Общественным считается детское объединение, которое создается по инициативе и на
основе свободного желания детей и взрослых и не является структурным подразделением
государственного учреждения, осуществляет социально-творческую деятельность, не ставит
своей целью получение прибыли.
К детским общественным объединениям могут быть отнесены различные
организации, общества, клубы, союзы, команды, отряды, союзы.
Детские объединения обладают следующими признаками:
- четко поставленная цель, которая выражается в организации деятельности, ее
принципов и содержания;
- равноправие для всех участников;
- добровольное вступление и выход;
- четко выраженная организационная структура;
- самоуправление, самостоятельности.
Передача социального опыта в детском объединении должна осуществляться
посредством организации совместной общественно-полезной и культурно-досуговой
деятельности детей и взрослых.
Подросток познает себя, утверждается в среде сверстников, получает оценку своей
деятельности другими детьми, руководителем, сравнивает и контролирует свое поведение в
соответствии с нормами и правилами данного объединения, анализирует свои поступки,
делает выводы, формирует систему ценностных представлений об окружающем мире.
Неформальные детские объединения имеют следующую специфику – отсутствие
официальной регистрации, самоорганизация, стихийное возникновение общегрупповой
символики, правил, норм жизнедеятельности группы.
Социальное воспитание в детском доме и школе-интернате
Дети-сироты или социальные сироты воспитываются до 3 лет в домах ребенка, а с 3летнего возраста – в детских домах и школах-интернатах.
Социализация детей-сирот происходит с определенными трудностями:
- такая категория детей длительно пребывают на полном государственном
обеспечении в искусственно благополучных условиях;
10
- детские дома являются закрытым социальным пространством, в котором
ограничены социальные связи детей, возможности усвоения социального
опыта;
- отстранение
интернатных
учреждений
от
личностных
проблем
воспитанников;
- темп психического развития воспитанников детских домов замедлен.
Депривация – это ситуация, в которой отсутствуют или являются недостаточными
условия для полноценного развития и жизни человека. Существует несколько видов
депривации: личностная, эмоциональная, социальная и когнитивная.
Главная задача в организации воспитательного процесса в условиях детского
дома –
это
компенсация
недостатка
эмоционального
тепла,
милосердия,
доброжелательность к детям-сиротам:
- создание ситуации максимально приближенной к семейной (создание
помещений – квартиры, в которой живет семья – 10–12 детей разного
возраста);
- позитивная эмоциональная поддержка действия ребенка;
- воспитание самостоятельности, преодоление иждивенческой позиции;
- жизнь ребенка в детском доме должна быть заполнена деятельностью,
творчеством;
- коррекция личностного развития, поведения.
Содержание и формы организации жизнедеятельности воспитанников направлены на
формирование у них:
- жизненной устойчивости, т. е. умения противостоять негативным явлениям
среды;
- личностной позиции в различных сферах актуальной жизнедеятельности;
- мотивации и потребности в развитии собственной личности.
Понятие «норма» в социальной педагогике
Сфера нормального всегда имеет в сознании людей свои границы, а все то, что
находится за их пределами, определяется как «ненормальное», «патологическое».
Понятие нормы широко используется в медицине, психологии, педагогике,
социологии и других науках.
Понятие нормы изменчиво, различно в разных культурах и изменяется с течением
времени.
Норма – это некое идеальное образование, условное обозначение объективной
реальности, некий среднестатистический показатель, характеризующий реальную
действительность, но не существующий в ней.
Социальные нормы – официально установленные или сложившиеся под
воздействием социальной практики правила, дозволенные и обязательные стандарты
поведения личности в группе, выступающие необходимым условием взаимодействия.
Закрепляются в законодательных актах, должностных инструкциях, правилах, уставах,
других организационных документах, могут выступать в виде неписанных правил среды.
Отклонение – не соответствие норме.
11
В социальной педагогике понятия «норма» и «отклонение от нормы» используются
для характеристики процесса развития и социального поведения человека.
Отклонения могут носить как негативный (умственная отсталость, преступность,
алкоголизм), так и позитивный (талантливость, экономическая предприимчивость,
творческая одаренность) характер. Одаренность детей – своеобразное сочетание
способностей, обеспечивающее успешность выполнения какой-либо деятельности.
Способности – характеристика личности, выражающая меру освоения некоторой
совокупности деятельности.
Понятие нормы позволяет выделить определенную точку отсчета, относительно
которой можно уточнять причины, вызывающие те или иные отклонения, выяснять, каким
образом они влияют на процесс социализации личности, и на основе этого строить
практическую социально-педагогическую деятельность.
Типы отклонений
Физические отклонения от нормы, прежде всего, связаны со здоровьем человека и
определяются медицинскими показателями. В медицине для каждой возрастной и половой
группы детей определяются свои показатели (вес, рост, объем груди и пр.), которые
характеризуют здоровье ребенка. К таким нарушениям относят болезнь, нарушение зрения,
слуха, опорно-двигательного аппарата.
Психические отклонения от нормы, прежде всего, связаны с умственным развитием
ребенка, его психическими недостатками: задержка психического развития (ЗПР),
умственная отсталость (олигофрения), нарушения эмоционально-волевой сферы ребенка
(аутизм – состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности в
общении), суицид – попытки к самоубийству.
Педагогические отклонения – понятие редкое. В педагогической деятельности
используются различные нормы, с помощью которых регулируется деятельность обучаемых
путем сопоставления норм с показателями, характеризующими процессы и результаты этой
деятельности, формируются оценки ее успешности – стандарты, образования, получение или
неполучение начального, среднего, профессионального образования. Согласно закону «Об
образовании» РФ обязательным является общее среднее образование.
Социальные отклонения
Социальное отклонение – социальное развитие, воспитание и поведение человека,
не соответствующие ценностям и нормам, принятым в обществе.
Формы социального отклонения:
- асоциальное поведение (а-… – не, без) несоответствие поведения человека
принятым нормам, но не содержащее противоправных действий;
- антисоциальное поведение (анти- – против) противоправное поведение
человека.
Теория социальной аномии (Р.-К. Мертон, 1930 г.) – отсутствия норм в поведении
человека или их недостаточность. Основанием аномии служит несоответствие между целями
и средствами.
12
Типы аномии:
- конформизм – равно положительное отношение к целям и средствам их
достижения, сложившимся в обществе;
- инновативность – положительное отношение к целям и отрицание
ограничений в выборе средств;
- ритуализм – отрицательное отношение к целям, перенос акцента на средства
(бюрократизм, религиозная деятельность);
- ретризм – отрицание целей и средств (уход от жизни, алкоголизм,
наркомания);
- бунт – отказ от целей и средств, принятых в обществе, замена их новыми
целями и средствами.
Отклоняющееся поведение: девиантное и делинквентное
Девиантное поведение – действия человека отклоняются от принятых в обществе
норм.
Делинквентное поведение – отклоняющееся поведение в крайних его проявлениях –
уголовно наказуемое, подлежащее соответствующему воздействию.
Социальные нормы делятся: универсальные, т. е. распространяющиеся на каждого
человека в обществе, и частные, относящиеся и регулирующие определенную сферу
профессиональной деятельности или жизнедеятельности людей (например, врач, социальный
педагог, брат, друг и др.). Социальные нормы могут подразделяться на правовые, моральные,
политические, религиозные и др.
Социальные нормы – фактор воспитания. Соблюдение социальных норм
обеспечивается путем превращения внешних требований в потребность и привычку.
Этапы становления девиантного поведения:
- возникновение противоречия между социальными нормами и личностью;
- проявление несогласия, отрицание социальных требований;
- проявление противозаконных действий (мелкое хулиганство, обман);
- рецидивы противозаконных действий;
- накопление опыта противозаконных действий;
- включение в группу с асоциальным поведением;
- нарушение законов, совершение преступления.
Отклоняющееся поведение: алкоголизм, токсикомания, наркомания, проституция,
беспризорность, безнадзорность, бродяжничество, правонарушения и преступность.
Причины социальных отклонений: трудности подросткового переходного возраста,
неопределенность социального положения в обществе, нестабильность развития страны,
возникновение экстремальных ситуаций, из которых подросток не может самостоятельно
найти выход, и др.
Для оказания помощи таким детям создаются специализированные социальные
службы и специальные образовательные и социальные учреждения (дома-ребенка, детские
дома, школы-интернаты, социально-реабилитационные центры помощи детям, социальные
приюты и др.).
13
Психолого-медико-педагогическая комиссия
Задачи: раннее обследование детей, выявление особенностей их развития,
консультирование ответственных за детей взрослых по вопросам, связанным со
специальными условиями для получения детьми образования.
Состав психолого-медико-педагогической: психолог, врач-психиатр, невропатолог,
ортопед, окулист, терапевт (педиатр), физиотерапевт, специалисты дефектологопедагогического профиля, социальный педагог и юрист.
Типы отклонения в развитии ребенка и его социализации (по источнику):
антропологические (У. Г. Шелдон, склонность к нарушению определяется своеобразием
внешнего вида), биологические (наследственность), социологические (Э. Дюркгейм, Р.К. Мертон, усвоение негативного социального опыта, противоречие между результатом
воспитания и требованиями среды) и психологические (З. Фрейд, особенности психики
человека).
«Чистых» отклонений, как правило, не бывает. Социальные отклонения у ребенка
обычно имеют в качестве причин отклонения в здоровье, психические и педагогические
отклонения.
В Федеральном законе РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации» введено понятие «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации: дети,
оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в
психическом и (или) физическом развитии; дети – жертвы вооруженных и межнациональных
конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети,
оказавшиеся в экстремальных ситуациях; дети – жертвы насилия; дети, отбывающие
наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в
специальных учебно-воспитательных учреждения; дети, проживающие в малоимущих
семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно
нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные
обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
В социальной педагогике большое значение имеет пограничная зона между нормой и
отклонением, так как нет возможности провести четкую грань между естественным
проявлением характера ребенка и отклонениями в нем.
Поэтому работа социального педагога направлена на профилактику отклонений,
предупреждение нарушений определенных норм и правил, принятых в обществе; на
реабилитацию подростков, в развитии которых установлены те или иные отклонения.
Медицинская модель: несоответствие социальной норме в поведении ребенка
рассматривается как патология здоровья.
Причины отклоняющегося поведения: эндокринные нарушения, нарушение
созревания (акселерация и недоразвитие), органические мозговые нарушения, генетические
отклонения и др.
На рубеже XIX–XX вв. сформировалась теория социальной полезности людей с
ограниченными возможностями. В обществе имеются люди, физические и психические
возможности которых ограничены, но это не мешает им осуществлять элементарную
социально полезную деятельность, например, обслуживать себя или выполнять какую-либо
простую работу. Для обозначения людей с ограниченными возможностями использовалось
14
слово «инвалид» (от лат. invalidus – бессильный, слабый), которое противопоставляло эту
категорию граждан здоровым, сильным людям, подчеркивая, что инвалиды – более слабые, а
потому менее способные.
В 60-х гг. XX в. – социальная модель, развитию которой послужила теория
психоанализа. Люди с ограниченными возможностями стали объединяться в ассоциации и
различные движения, чтобы отстаивать свои права.
Ограниченные возможности как проблема являются результатом социальной,
экономической и политической дискриминации таких людей в обществе. Отклоняющееся
поведение детей стало рассматриваться во взаимосвязи с процессами семейного воспитания
и межличностного взаимодействия. С разработкой новой теории изменились приоритеты в
объяснении социальных выпадений. Социальная модель рассматривает поведение ребенка не
только как отклоняющееся, но и корректирующееся. Неадекватное, не соответствующее
социальным ожиданиям поведение детей и подростков рассматривается как
деформированный процесс накопления социального опыта, связанного с семейным
неблагополучием, недостаточной педагогической культурой родителей, негативным
балансом поощрений и наказаний, отсутствием любви к ребенку и другими факторами. И,
поскольку оно обусловлено не только болезненными процессами, на которые практически
невозможно влиять, становится возможной его коррекция.
Адаптация, дезадаптация, реадаптация, коадаптация
Адаптация (от лат. adaptatio – приспособление, прилаживание) – приспособление
организма и его функций, органов и клеток к условиям среды. Социальная адаптация –
активное
приспособление
человека
к
условиям
социальной
среды
(среде
жизнедеятельности), благодаря которому создаются наиболее благоприятные условия для
самопроявления и естественного усвоения, принятия целей, ценностей, норм и стилей
поведения, принятых в обществе.
Социальная адаптация – условие оптимальной социализации человека, социального
самосовершенствования.
Показатели успешной социальной адаптации – удовлетворенность социальной
средой, активность самопроявления и приобретение соответствующего опыта.
Адаптация рассматривается как процесс, проявление и результат.
Адаптация как процесс – естественное развитие адаптационных возможностей
человека в различных условиях среды его жизнедеятельности или в определенных условиях
(например, в детском саду, классе, группе, на производстве, на отдыхе и пр.),
обеспечивающее его естественную самореализацию, социализацию.
Адаптация как проявление – типичное поведение, отношение и результативность
деятельности человека в условиях среды, как отражение его приспособления (комфортного
самочувствия) к (в) ней.
Адаптация как результат – степень приспособленности человека к среде
жизнедеятельности, данным условиям.
Факторы адаптации: опыт, настрой, состояние, самоактивность.
15
Опыт адаптации (характеризует адаптивность) способствует формированию качеств
личности, которые помогают быстро вживаться в новые условия, приспосабливаться к ним,
обеспечивая большую скорость адаптации.
Неадаптивность – неспособность адаптироваться в условиях к предлагаемой
деятельности.
Настрой – это внутренняя предрасположенность к адаптации в подобной ситуации.
Состояние – определяет внутреннюю предрасположенность к самопроявлению. Оно
влияет на настрой и бывает благоприятным и неблагоприятным. Состояние определяется
внутренним фактором (например, состоянием здоровья, положительным или отрицательным
настроем, страхом и др.) и внешним (новизна, приятие или неприятие средой и др.).
Самоактивность – это фактор, определяемый самим человеком в процессе его
адаптации. От нее зависит очень много. Она позволяет преодолевать значительные
трудности и независимо от влияния многочисленных факторов адаптироваться в среде либо
нет.
Функциональная адаптация – характеризует процесс и результат приспособления
человека к выполнению определенной деятельности, профессиональных обязанностей.
Функциональная адаптация зависит от опыта в соответствующей деятельности,
длительности временного перерыва в ней.
Адаптированность среды – ее приспособленность для естественного вхождения в
нее человека (группы). Например, детский сад наиболее приспособлен для адаптации детей
дошкольного возраста, школа для детей школьного возраста и пр.
Дезадаптация (от лат. приставки de... или фр. des...) – исчезновение, уничтожение,
полное отсутствие и лишь значительно реже употребляется как понижение, уменьшение.
Дезадаптация – несоответствие социопсихологического и психофизиологического
статуса человека требованиям ситуации жизнедеятельности, препятствующее адаптации.
Дезадаптация как процесс – снижение адаптационных возможностей человека в
условиях среды жизнедеятельности или в определенных условиях (например, в детском саду,
классе, группе и пр.).
Дезадаптация как проявление является внешней характеристикой какого-либо
неблагополучия человека, которая находит выражение в его нетипичном поведении,
отношении и результативности деятельности в данных условиях среды.
Дезадаптация как результат есть свидетельство о сравнительной оценке качественно
нового состояния и проявления, не соответствующих средовым условиям, не типичным для
этого человека, исходя из его прежних поведения и отношения (воспитанника детского сада,
ученика и пр.) к сверстникам, учебе и деятельности.
Дезадаптированный человек – человек, отличающийся от других людей вследствие
проблем адаптации в среде жизнедеятельности, отразившихся на нем, его развитии,
деятельности, способности решать естественные для этой ситуации задачи.
Основными причинами дезадаптации человека являются личностные и/или средовые
факторы.
Личностные связаны с недостаточной реализацией его социальных потребностей как
личности:
- длительную болезнь;
16
- ограниченные возможности ребенка для общения со средой и отсутствие
адекватного общения с ним;
- длительную изоляцию человека от среды повседневной жизнедеятельности;
- переключение на другой вид деятельности и др.
Средовые связаны с непривычностью или сдерживанием личностных проявлений:
- нездоровую семейную обстановку, подавляющую личность;
- недостаточное внимание к общению с ребенком;
- подавление личности новизной обстановки (приход ребенка в детский сад);
- подавление личности группой (дезадаптирующая группа) – неприятие
ребенка коллективом, микрогруппой, притеснение, насилие, бойкот;
- негативное проявление «рыночного воспитания», когда успешность
измеряется исключительно материальным достатком и его отсутствие может
привести к депрессии (депрессия (от лат. depressio – подавление, угнетение) –
болезненное психического состояние, проявляющееся в переживаниях тоски
и отчаяния на фоне эмоциональной, интеллектуальной и двигательной
заторможенности – характерны замедленность, безынициативность, быстрая
утомляемость);
- негативное влияние СМИ в «рыночном воспитании» – формирование
интересов, не соответствующих возрасту, пропаганда идеалов социального
благополучия и легкости их достижения;
- дезадаптирующее влияние отдельной личности, в присутствии которой
ребенок испытывает большое напряжение, дискомфорт (Дезадаптирующий
человек (группа) – это человек (группа), который (которая) в определенных
условиях по отношению к среде (группе) либо отдельной личности выступает
фактором дезадаптации (влияющим на самопроявление) и, таким образом,
сдерживает его активность, способность наиболее полно реализовать себя);
- перегрузку, связанную с «заботой» о развитии ребенка, не подходящую его
возрасту и индивидуальным возможностям и др.
Последствия дезадаптации негативного характера:
- личностные деформации;
- недостаточное физическое развитие;
- задержка психического развития;
- возможные мозговые дисфункции;
- типичные нервные расстройства (подавленность, заторможенность или
возбудимость, агрессивность);
- одиночество – человек оказывается один на один со своими проблемами. Оно
может быть связано с внешним отчуждением человека либо с
самоотчуждением;
- проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, другими людьми и др.
Такие проблемы могут привести к подавлению главного инстинкта
самосохранения – суицид.
Возможно позитивное проявление дезадаптации вследствие качественного изменения
среды жизнедеятельности ребенка, подростка девиантного поведения.
17
Нередко к дезаптированным детям относят тех, кто, наоборот, сам является лицом,
серьезно влияющим на адаптацию другого лица (группы лиц). В этом случае правильнее
говорить о дезадаптирующем человеке, группе.
«Дети улицы» также часто относятся к дезадаптированным. С такой оценкой нельзя
согласиться. Эти дети лучше взрослых адаптированы. Даже в сложных жизненных
ситуациях они не спешат воспользоваться предлагаемой им помощью. Для работы с ними
готовят специалистов, способных убедить их и привести в приют или другое
специализированное учреждение.
Высокая адаптируемость к среде новых детей девиантного поведения нередко ведет к
серьезным проблемам негативного характера по отношению к основной массе детей.
Практика показывает, что встречаются факты, когда появление такого ребенка требует от
педагога определенных защитных усилий по отношению ко всем детям.
Пути предупреждения или преодоления дезадаптации:
- создание оптимальных для ребенка средовых условий;
- недопущение перегрузок в процессе обучения;
- поддержка и помощь детям в адаптации к новым для них условиям;
- побуждение ребенка к самоактивизации и самопроявлению в среде
жизнедеятельности, стимулирующих их адаптацию и др.;
- создание доступной специальной службы социально-психологической и
педагогической помощи: телефоны доверия, кабинеты социальнопсихологической и педагогической помощи, кризисные стационары;
- обучение родителей, учителей и воспитателей методике работы по
предупреждению дезадаптаций и преодолению ее последствий;
- подготовка специалистов для специализированных служб социальнопсихологической и педагогической помощи.
Дезадаптированным детям необходимы усилия по оказанию или помощи в ее
преодолении. Содержание и характер социально-педагогической деятельности определяется
теми последствиями, к которым привела дезадаптация.
Реадаптация (от лат. re- – возобновление или повторность действия) –
восстановление адаптационных возможностей человека под воздействием каких-либо
факторов, в том числе и вследствие направленной самоактивности.
Реабилитационная деятельность – это комплекс мер, направленный на
стимулирование приспособления человека (группы) на том или ином уровне к определенным
условиям внешней среды, восстановление его (ее) адаптационных возможностей.
Реадаптированный человек – человек, преодолевший дезадаптацию.
Коадаптация (от лат. cо- – вместе) – общее и взаимное приспособление к
изменившимся жизненным условиям.
Адаптация, дезадаптация и реадаптация свойственны каждому человеку. Они
проявляются в различных жизненных ситуациях, помогая ему усваивать или утрачивать
определенные социальные нормы и правила, приобретать или терять социальный опыт. В
зависимости от того, какой социальный опыт теряется, дезадаптация и реадаптация носят
позитивный или негативный характер.
18
Работая с детьми девиантного поведения, необходимо создавать для них иную среду
жизнедеятельности. В этой среде каждый ребенок проявляет себя в соответствии с новыми
условиями, выполняет другие нормы и правила, вследствие чего в нем происходят
качественные изменения. По своей сущности иная обстановка способствует дезадаптации,
стимулирующей снижение негативного опыта поведения, отношений, деятельности и
постепенного приобретения нового, позитивного.
В практической деятельности воспитателей подобную ситуацию специально создают
для организации перевоспитательной работы с детьми и подростками. Однако сама среда не
воспитывает, необходимо превратить ее в воспитательную среду. Это имеет место только
тогда, когда воспитанник принимает ее и становится активным участником
жизнедеятельности, проявляя себя в соответствии с замыслом воспитателя. Искусство
воспитателя и заключается в том, чтобы сделать воспитанника соучастником
воспитательного процесса, выполняющим (в основном) все требования воспитательной
среды.
Социально-педагогическая виктимология
Социально-педагогическая виктимология – отрасль знания, входящая как составная
часть в социальную педагогику, изучающая различные категории людей – реальных или
потенциальных жертв неблагоприятных условий социализации. Термин введен в
социальную педагогику А. В. Мудриком.
Более конкретно социально-педагогическую виктимологию можно определить, как
отрасль знания, в которой:
а) на междисциплинарном уровне изучается развитие людей с дефектами и
отклонениями, а также тех, чей статус предопределяет или создает предпосылки для
неравенства, дефицит возможностей для развития и самореализации;
б) разрабатываются общие и специальные принципы, цели, содержание, формы и
методы профилактики, минимизации, компенсации, коррекции тех обстоятельств,
вследствие которых человек становится жертвой неблагоприятных условий социализации.
Задачи социально-педагогической виктимологии:
- разрабатывает принципы, цели, содержание, формы и методы работы по
профилактике, минимизации, компенсации, коррекции этих отклонений;
- определяет возможности общества, государства, организаций и агентов
социализации по минимизации, компенсации и коррекции их влияния на
развитие человека в зависимости от его пола, возраста и других
характеристик;
- вырабатывает социальные и психолого-педагогические рекомендации по
профилактике превращения виктимных личностей в жертв социализации;
- выявляет причины восприятия человеком себя жертвой социализации,
определяет прогноз его дальнейшего развития и возможности оказания
помощи по коррекции самовосприятия и самоотношения.
Факторы виктимизации:
Виктимогенность обозначает наличие в тех или иных объективных обстоятельствах
социализации характеристик, черт, опасностей, влияние которых может сделать человека
19
жертвой этих обстоятельств (например, виктимогенная группа, виктимогенный микросоциум
и т. д.).
Виктимизация – процесс и результат превращения человека или группы людей в тот
или иной тип жертвы неблагоприятных условий социализации.
Виктимность характеризует предрасположенность человека стать жертвой тех или
иных обстоятельств.
Фактором виктимизации человека могут стать:
1) природно-климатические условия,
2) общество и государство,
3) специфические особенности тех поселений, конкретных микросоциумов,
4) группа сверстников,
5) семья.
Жертвы неблагоприятных условий социализации
Латентные жертвы – те, кто не смог реализовать заложенные в них задатки в силу
объективных обстоятельств их социализации. Высокая одаренность и даже гениальность
«выпадают» на долю примерно одного человека из тысячи родившихся. Но большинство
Эйнштейнов и Чайковских теряется на жизненном пути, т. к. условия их социализации
недостаточны для развития и реализации заложенной в них высокой одаренности.
Потенциальными жертвами неблагоприятных условий социализации могут
рассматриваться инвалиды; дети, подростки, юноши с психосоматическими дефектами и
отклонениями; сироты и ряд категорий детей, находящихся на попечении государства или
общественных организаций.
Признаки и обстоятельства, позволяющие отнести человека к числу потенциальных
жертв, могут иметь постоянный характер (сиротство, инвалидность), или проявляются на
определенном возрастном этапе (социальная дезадаптация, алкоголизм, наркомания); одни –
неустранимы (инвалидность), другие могут быть предотвращены или изменены (различные
социальные отклонения – противоправное поведение и др.).
Направления виктимологической деятельности:
1. Подготовка личности: разработка алгоритмов оптимального поведения в
криминогенных ситуациях и специальный тренинг; формирование навыков эффективного
разрешения межличностных конфликтов, навыков психофизиологической саморегуляции и
т. п.
2. Повышение уровня защищенности лиц, чьи служебные функции, род деятельности
и т. п. сопряжены с риском подвергнуться преступному посягательству.
3. Сведение к минимуму виктимогенных ситуаций, предотвращение и пресечение их
путем информирования граждан о виктимогенных «ситуациях-ловушках», с тем чтобы они
по возможности избегали их.
4. Практика своевременного и продуманного планирования в области социальной
инфраструктуры (строительство жилья, учреждений социальной сферы и т. п.) –
способствует предотвращению неконтролируемых миграционных процессов среди жителей
данной территории (в поисках новой работы, более удобной школы для ребенка и т. п.).
20
5. Помощь и поддержка лиц, ставших жертвами неблагоприятных факторов
окружающей среды:
- создание специализированных отделений для переживших насилие;
- развитие социальной инфраструктуры, специализированной под тот или иной
дефект развития человека (например, спортивный клуб для инвалидов с
нарушениями опорно-двигательного аппарата);
- создание
культурных
и
образовательных
центров
различных
национальностей (немцев, украинцев, белорусов и т. д.).
Социально-педагогическая реабилитация людей, ставших жертвами насилия либо
пострадавших в экстремальной ситуации, основывается на принципах безотлагательности,
приближенности и надежды.
Основными формами коррекционной работы являются:
а) семейная психотерапия: помощь семье в решении проблем, возникших перед ней в
связи с нервно-психическими расстройствами у ребенка или подростка, содействие развитию
взаимоотношений в семье по конструктивному пути, ослабление напряженности, отвлечение
ребенка от психотравмирующих переживаний;
б) индивидуальная психокоррекционная: уменьшении тревоги и внутреннего
напряжения путем отреагирования (разрядки) переживаний в рисунках, фантазиях, играх;
в) реабилитационные мероприятия: наличие социальной поддержки со стороны
общества, восстановление или сохранение прежнего социального статуса, предоставление
возможности обеспечить себе прочное материальное положение.
Направления помощи жертвам экстремальных и кризисных событий:
1. Поддержка адаптивных навыков «Я»:
- формирование позитивных терапевтических взаимоотношений;
- разумное объяснение предстоящих терапевтических вмешательств.
2. Формирование позитивного отношения к симптомам:
- помочь клиентам признать, что их реакции, учитывая экстремальные
обстоятельства, нормальны (предотвращение дальнейшей травматизации
пережитым);
- помочь в изменении смыслов, которые человек вкладывает в пережитую
ситуацию, на более конструктивные, адаптивные.
3. Снижение избегания. Избегание может происходить на нескольких уровнях:
- избегание аффектов или чувств (оцепенение);
- избегание воспоминаний о травмировавшем событии (амнезия);
- поведенческое избегание (фобические реакции);
- избегание обсуждения произошедшего.
Психологический дебрифинг – процесс совместного обсуждения в группе со
специалистом всех аспектов травматической ситуации.
4. Изменение атрибуции смысла (изменение характеристик смыслов, вкладываемых в
травматическую ситуацию):
а) возможность пациента вынести болезненные воспоминания и эмоции;
б) развитие самоэффективности;
в) изменение образа себя.
21
Основная цель социально-педагогической работы с клиентами-жертвами
заключается в том, чтобы вернуть их на тот уровень функционирования, который у них
имелся до травмы. Это не значит, что человек станет таким же, каким он был до травмы, чего
часто хотят сами клиенты. Травма разрушила их картину мира, поэтому им будут нужны
некоторые дополнительные ресурсы «Я» или более гибкие поведенческие и когнитивные
реакции, чтобы лучше противостоять стрессу при столкновении с травматическими
переживаниями.
22