Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Социально-экономическое, политическое, культурное развитие Казахстана в составе Российской империи

  • 👀 500 просмотров
  • 📌 481 загрузка
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Социально-экономическое, политическое, культурное развитие Казахстана в составе Российской империи» doc
Лекция 2 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ, ПОЛИТИЧЕСКОЕ, КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ КАЗАХСТАНА В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (2-я ПОЛОВИНА XIX – НАЧАЛО XX ВВ.) 2.1 Реформы царизма в Казахстане во второй половине XIX в. После завершения присоединения Казахстана к России царское правительство проводит серию административно-политических, судебных и налоговых нововведений, рассчитанных на слияние края с Центральной Россией и окончательное превращение его в колонию - страну, лишенную политической и экономической самостоятельности, полностью находящуюся под властью империи. 11 июля 1867г. император Александр II подписал Проект положения об управлении Семиреченской и Сыр-Дарьинской областей, а 21 октября 1868г. – Временное положение об управлении в Уральской, Тургайской, Акмолинской и Семипалатинской областях, по которым основная территория Казахстана делилась на 6 областей, объединявшихся в 3 генерал-губернаторства: 1) Туркестанское с центром в Ташкенте (в него входили Семиреченская область с центром в Верном и Сыр-Дарьинская с центром в Ташкенте); 2) Оренбургское с центром в Оренбурге (включало Уральскую (центр – Уральск) и Тургайскую (центр – Оренбург) области); 3) Западно-Сибирское с центром в Омске (его составляли Акмолинская (центр – Омск) и Семипалатинская (центр – Семипалатинск) области). Кроме того, Букеевская Орда в 1876г. включена в Астраханскую губернию, а Мангышлакское приставство в 1870г. отошло в ведение Кавказского военного округа, позднее вошло в качестве уезда в Закаспийскую область, образованную в 1881г. и подчинявшуюся генерал-губернатору Туркестана. Установлена следующая система административно-территориального устройства и управления. Во главе генерал-губернаторства находился генерал-губернатор со своей канцелярией и чиновниками для поручений. Управление областями вверялось военным губернаторам и областным правлениям под председательством вице-губернаторов, состоящим из трех отделений: распорядительного, хозяйственного и судебного (они возглавлялись начальниками отделений). Области подразделялись на уезды, где административную и полицейскую власть осуществляли уездные начальники, имевшие старшего и младшего помощников. Все высшие чины являлись русскими администраторами, назначаемыми и увольняемыми распоряжениями вышестоящего начальства (кроме младших помощников уездных начальников, назначавшихся из казахов). Уезды делились на волости во главе с волостными управителями, а волости – на административные аулы (по 100-200 кибиток), руководимые аульными старшинами. В оседлых селениях и городских кварталах Сыр-Дарьинской области полицейская и распорядительная власть препоручалась аксакалам. Волостные управители, аульные старшины и аксакалы избирались на 3 года косвенными выборами – на съездах (сходах) выборщиков. Волостные управители утверждались военным губернатором, а аульные старшины – уездным начальником. Низовые должности в административном аппарате были доступны лишь байству, превращаемому в социальную опору царизма. Временные положения установили три рода суда: 1) военный суд (ему были подсудны дела об измене, подстрекательстве к сопротивлению против правительства, явном сопротивлении властям, убийстве должностных лиц и др.); 2) общеимперский суд (судил за убийство, разбой, грабеж, нападения на купеческие караваны, побег в чужие владения, поджоги, делание и перевод фальшивой монеты, похищение казенного имущества и др.); серьезные преступления и крупные гражданские иски рассматривались областными правлениями, остальные – мировыми (уездными) судьями; 3) «народный суд», т.е. суд биев и (в Сыр-Дарьинской области) казиев (рассматривал незначительные уголовные преступления, мелкие гражданские иски и тяжбы «туземцев между собою»); бии выбирались волостным съездом, затем утверждались военным губернатором; они имели право на получение бийлыка. Установлены налоги и повинности: 1) кибиточный сбор – налог с кибитки (юрты): в Семиреченской и Сыр-Дарьинской областях по 2 рубля 75 копеек, в Оренбургском и Сибирском ведомствах по 3 руб. в год; 2) паспортный сбор – налог с лиц, отлучающихся из кочевий «на заработки в города и селения»; 3) земские сборы и повинности: а) денежные: содержание лиц местного управления и рассыльных при них; б) натуральные: исправление арычных мостов, гатей, спусков и подъемов на почтовых трактах, отвод кибиток и доставка топлива командируемым в аулы чиновникам; 4) харадж – сбор с земледельческих продуктов в размере 1/10 урожая; 5) танапный сбор – денежный налог с земледельцев; 6) зякет – сбор с торговцев (2,5 % в год с торгового капитала); 7) «карашигин» («черный побор») – сбор на непредусмотренные расходы, трактуемый как подать «для проведения благих дел». Положения 1867-1868гг. вводились временно в порядке эксперимента на 2 года, однако действовали дольше. Нововведения вызвали отрицательную реакцию населения: против колонизаторской политики царизма прошли восстания в Тургайской, Уральской областях в 1868-1869гг. и на Мангышлаке в 1870г. Только 2 июня 1886г. принято «Положение об управлении Туркестанским краем», а 25 марта 1891г. – «Положение об управлении Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской, Уральской и Тургайской областями». Сырдарьинская область входила в Туркестанский край. Степное генерал-губернаторство с центром в Омске (учреждено в 1882г.) образовывали области: Акмолинская, Семипалатинская и Семиреченская (последняя в 1899г. присоединена к Туркестанскому краю). Уральская и Тургайская области после упразднения в 1881г. Оренбургского генерал-губернаторства непосредственно подчинялись Министерству внутренних дел. Учреждались полицейские управления, назначались становые приставы, полицмейстеры, полицейские приставы. Покибиточная подать увеличена до 4-х рублей. Вместо хараджа и танапного сбора введен единый поземельный налог (10% средней валовой доходности земли). Сельские общества, образованные из русских крестьян, дунган и уйгуров, облагались оброчной податью. Расширялся круг натуральных и денежных земских повинностей. Система российских судов складывалась из 3-х звеньев: мировые судьи – областные суды – Правительствующий Сенат. Помимо них продолжали действовать «народные суды» с ограниченной юрисдикцией. Существовали 3 инстанции суда биев: единоличный суд, волостной и чрезвычайный съезды биев, созываемые с разрешения военных губернаторов. «Временными правилами» 1898г. о применении судебных уставов 1864г. установлены суды местные (мировые судьи; съездов мировых судей в регионе не было) и общие (окружные суды (для нескольких уездов), судебные палаты (на несколько областей) и кассационные департаменты Сената). При разбирательстве уголовных дел в окружных судах судьи разделялись на коронный суд и суд присяжных (в Степном крае этот институт введен в 1909г.). Приговоры по гражданским делам могли обжаловаться в судебных палатах. Установлен прокурорский надзор за деятельностью суда. Реформы 60-90-х гг. XIX в. имели неоднозначные последствия: - с одной стороны, они закрепили колониальный статус Казахстана, укрепили органы колониального управления, носившего военно-полицейский характер, и позиции зажиточной верхушки казахского общества, искусственно расчленили территорию Казахстана на административные единицы, ужесточили эксплуатацию народных масс, не имевших политических прав, поощряли русификацию (делопроизводство велось на русском языке) и христианизацию казахского населения; - с другой стороны, созданы условия для вовлечения края в орбиту общероссийской экономики, ускорения проникновения капиталистических отношений, ослаблены «родовые начала» и влияние местной знати, произошло политическое объединение территории, унифицирована (приведена к единообразию) система управления, введено общее с Россией законодательство и судопроизводство, реформы способствовали развитию здравоохранения, образования, культуры, сближению народов Казахстана и России. 2. 2 Переселенческая политика царизма в Казахстане в конце XIX – начале XX вв. Заметную роль в истории края конца XIX и особенно начала XX вв. сыграло переселенчество – перемещение сельского населения центральных районов России на постоянное жительство в малонаселенные и многоземельные окраины, включая Казахстан. Аграрно-переселенческая политика имела определенные предпосылки: 1) 19 февраля 1861г. в России отменено крепостное право; крестьяне объявлялись лично свободными, но получали землю в ограниченном размере и за выкуп, т.е. освобождение обернулось ограблением крестьянства и надругательством над ним, т.к. реформа проводилась в интересах помещиков, сохраняла господство дворянского землевладения; это вынуждало крестьян переселяться на окраины – туда, где не было помещиков; 2) по Временному положению 1868г. (§ 210), Степному положению 1891г. (ст.119-120) земли, занимаемые казахскими кочевьями, признавались государственной собственностью Российской империи и предоставлялись казахам в пользование, что создавало юридическое основание для последующего отнятия земли у местного населения для передачи ее переселенцам (оговаривалось, что «земли, могущие оказаться излишними для кочевников, поступают в ведение Министерства земледелия и государственных имуществ»). В процессе осуществления переселенческой политики царское правительство преследовало следующие цели: 1) ослабить остроту земельного вопроса в России, не затрагивая помещичье землевладение (поскольку самодержавие представляло собой власть помещичьего класса, оно не могло «рубить сук, на котором сидит»); разредить крестьянство Европейской России, дабы смягчить проблему аграрного перенаселения, вызванную увеличивающимся избытком рабочих рук в деревне; 2) удаляя «излишних» безземельных и малоземельных крестьян на окраины, разрядить социальную напряженность во внутренних губерниях России, избавиться от «беспокойных» элементов, «зарившихся» на помещичьи латифундии, отвлечь крестьянство от революционной борьбы (впоследствии в помещичьей среде родится афоризм: «Дальше уедешь, тише будешь!»); 3) создать социальную опору царизма на окраинах в лице переселенцев (прежде всего, зажиточного и богатого слоя – кулачества («чумазых лендлордов»), сформировавшегося в пореформенный период в процессе разложения крестьянства – «раскрестьянивания»), вызвать вражду между переселенцами и местным населением; 4) содействовать хозяйственному освоению окраин в интересах метрополии. В переселенческой политике можно выделить три этапа. I этап – 1861 – 1881гг. В этот период темпы переселения незначительны, т.к. правительство сдерживало и затрудняло стихийно возникшее переселение крестьян, ибо оно шло вразрез с интересами помещиков, не хотевших лишиться дешевой рабочей силы и выгодных арендаторов их земель. По «Уложению о наказаниях уголовных и исправительных» (1871) за подготовку к переселению без разрешения предписывалось наказывать арестом на срок от 2 недель до 3 месяцев, а за подстрекательство к переселению виновных лишали прав и имущества, заключали в смирительные дома, отдавали в арестантские роты. Меж тем «в целях обрусения края» проводились переселения в наиболее отдаленный регион – Семиречье. По Временным правилам о крестьянских переселениях в Семиречье (1868) переселенцы наделялись землей (30 десятин на душу), освобождались от налогов и повинностей на 15 лет, им выдавалась ссуда до 100 рублей (в дальнейшем эти льготы заметно урезаны). II этап – 1881 – 1906гг. Т.к. правительство было не в силах остановить переселение, оно решило подчинить его своим интересам. Переселения легализованы (узаконены) при строгом контроле и регламентации; самовольные переселения ограничивались. В конце 1881г. утверждены «Временные правила по переселению в киргизские степи сельских обывателей». 13 июля 1889г. для урегулирования переселений вышел закон «О добровольном переселении сельских обывателей и мещан на казенные земли…» Каждое ходатайство о переселении подлежало обсуждению губернских присутствий, затем поступало на усмотрение МВД. Многие крестьяне пускались в путь, не дожидаясь получения разрешения. Переселенцы ехали в товарных вагонах, иногда шли пешком, перевозя в тачках детей и имущество. Толчком к активизации самостоятельных переселений послужил аграрный кризис, апогеем которого стали неурожай и голод 1891-1892гг. Правительство стремится сосредоточить переселенческое движение в своих руках. В 1892г. создан Комитет Сибирской железной дороги, ведавший переселенческими делами. В 1893г. приняты Временные правила, конкретизировавшие отдельные статьи Положения 1889г. В декабре 1896г. при МВД создано специальное Переселенческое управление. С целью заготовки участков и определения степени их пригодности командировались поземельно-устроительные и межевые партии. В 1896г. начала работу «экспедиция по обследованию степных областей» под руководством статистика Ф.Щербины. Ввиду бесплодности «борьбы с самовольным переселением принудительными мерами» упрощена процедура выдачи разрешений на переселение, но «водворение» самовольных переселенцев допускалось лишь при наличии «достаточного количества свободных душевых долей»; им не предоставлялись льготы по отбыванию воинской повинности. 6 июня 1904г. утверждены «Временные правила о добровольном переселении сельских обывателей и мещан-землевладельцев», предполагавшие свободный выезд крестьян, но из-за русско-японской войны переселение запрещено. III этап – 1906 – 1914гг. Под давлением революции 1905-1907 гг., показавшей воочию опасность, таящуюся в бедняцких массах, громящих помещичьи усадьбы, правительство перешло к поощрению переселения (осталось только условие посылки ходока для предварительного зачисления участка), ставшего составной частью столыпинской аграрной реформы (названа по фамилии Председателя Совета министров П.А.Столыпина). 10 марта 1906г. принято Положение Совета министров, изменявшее закон о переселении 1904г. Указ от 5 октября 1906г. вводил свободу передвижения и «свободу избрания места жительства» для крестьян, отменял «ограничительные правила о паспортах». За 9 лет столыпинщины в Степном Казахстане (на первом месте – Акмолинская область) переселилось и осело больше людей, чем за предшествующие 36 лет. Организация переселения включала формирование особых поездов, льготы при проезде и провозе багажа, ссуды на домообзаведение, отвод участков и др. Но многие переселенцы оказывались неустроенными, т.к. в организации переезда и отвода земель были огромные недостатки. В ходе переселения крестьяне растрачивали половину и более запасов денег и имущества, что обессиливало их хозяйства. Степной генерал-губернатор признавал: «Беспорядочные, неорганизованные массы переселенцев, беспрерывным потоком вливающиеся в Омск с момента открытия переселенческого сезона, предоставляются буквально с первых шагов своего прибытия на волю судьбы». Новоселы часто селились на неблагоустроенных для заселения землях (например, засоленных почвах). Маломощные переселенцы-неудачники (а на этом этапе преобладали бедняки) на кабальных условиях арендовали землю у богачей, батрачили на старожилов, оседали в казачьих станицах в статусе «иногородних», влачили нищенское существование. Другие вынуждены возвращаться обратно. Большинство крестьян пришло в первые четыре года, затем волна переселений пошла на убыль. В 1911г. наибольшим был процент обратных переселенцев («возвращенцев»). Резко сократился приток переселенцев с прекращением землеустройства в начале первой мировой войны. Решением Совета министров «Об отводе переселенцам отрубных и хуторских участков в частную собственность» от 10 марта 1911г. на переселенцев распространены столыпинские законы о разрушении общины и насаждении частного крестьянского землевладения. Полностью этот план до войны реализовать не удалось. В декабре 1912г. утверждено «Положение Совета Министров о сдаче в аренду без торгов участков казенной земли в Сибири, степных областях и Туркестанском крае для коневодства и скотоводческого хозяйства», ставящее целью создание крупных хозяйств капиталистического, плантаторского типа. Последствия переселенческой политики были неоднозначны. Правительству не удалось уменьшить малоземелье крестьян, поэтому можно говорить о крахе переселенческой политики. Царизм не добился и снижения остроты революционного кризиса. Напротив, его арена расширилась, распространилась на окраины. Колонизаторская политика нарушала права местных национальностей, вела к их обезземеливанию. У казахов отнимались большие массивы земель (к 1917г. отмежевано свыше 45 млн. десятин), а сами они вытеснялись на малопригодные земли. Некоторые авторы говорят даже об «общем кризисе сельского хозяйства» в начале ХХ в. Отсутствие пережитков крепостничества способствовало развитию капиталистических отношений в деревне; внутри крестьянских общин неудержимо шло расслоение на кулаков, середняков и бедняков. Происходило разложение казахского крестьянства. Из его беднейших слоев выделялась прослойка полупролетариев (малаи, джатаки). Распространение индивидуального землепользования позволяло байству, сосредоточившему в своих руках скот, захватывать общинные угодья. Переселенцы придали импульс развитию производительных сил. Выросли посевные площади, увеличено производство хлебов. Хотя основой экономики оставалось кочевое и полукочевое скотоводство, Казахстан становился и краем оседлого земледелия, причем происходил переход казахов к оседлости и земледелию. Укрепились добрососедские хозяйственно-культурные связи. Переселенцы принесли новые орудия (железный плуг, сеялка, косилка, молотилка, конные грабли), опыт обработки земли, сенокошения, домостроительства, перенимая, в свою очередь, у казахов навыки разведения скота, поливного земледелия. Росла товарность скотоводческого и земледельческого хозяйства. Переселенческое движение изменило национальную структуру населения: в шести областях доля русских, а также украинцев и белорусов выросла с 12,9% в 1897г. до 29,6% к 1914г., а доля казахов при абсолютном увеличении их численности сократилась с 73,8 до 58,5% (все население края в пределах нынешних границ выросло с 4147,8 тыс. до 5910 тыс. человек). Из Восточного Туркестана переселились уйгуры и дунгане. Также в Казахстане жили узбеки, каракалпаки, киргизы, немцы, мордва, татары и др. Он превращался в многонациональный край. 2.3 Социально-экономическое развитие Казахстана в конце XIX – начале XX вв. С завершением присоединения Казахстана к России складывались условия для развития не только мелкотоварного, но и капиталистического укладов. Развитие русского капитализма вширь, т.е. распространение его господства на новые территории вело к разрушению «старинной патриархальной замкнутости», разложению натурального хозяйства, распространению товарно-денежных отношений. Расширялись местные рынки, Казахстан вышел на всероссийский, затем на мировой рынок. Но товарообмен был неэквивалентным. Ввозимые в Казахстан выделанные кожи, сукно, ситец, шелк, галантерея, чай, сахар, металлоизделия, машины и орудия, лес, нефтепродукты, стройматериалы (цемент, известь, алебастр) и др. продавались по повышенным ценам. Вывозились сельскохозяйственные продукты и сырье (скот, мясо, масло, сало, кожи, шерсть, хлеб и т.д.), скупаемые по пониженным ценам. Развитие торговых связей с Россией способствовало разделению труда между земледельческими и скотоводческими хозяйствами, расширению внутренней торговли, существовавшей в трех формах: 1) развозная, или разъездно-меновая: заезжие скупщики (прасолы) торговали в аулах на основе неэквивалентного обмена (за фунт чая – баран, за сапоги – теленок и т.д.; основным мерилом стоимости считался годовалый ягненок – сек), получая от этих сделок громадные барыши; 2) ярмарочно-периодическая (ярмарки - организуемые в местах скопления населения торжища с сезонной распродажей товаров): в 1913г. крупнейшие ярмарки - Константиновская в Акмолинске, Аулие-Атинская, Уральская, Ботовская (пикет Куянды в Каркаралинских горах), Семипалатинская, Весенняя ханская (Урда), Темирская, Петровская (станица Атбасарская), Уилская (Уральская область), Каркаринская (Семиреченская область), Таинчинская (близ Петропавловска); 3) стационарная: постоянные торговые заведения в городах и уездах. В начале ХХ в. главенствующее положение заняла уже денежная торговля. Нужда кочевников в деньгах, расширение товарно-денежных отношений, возрастание роли торгового капитала вызвали необходимость в кредите, существовавшем в разных формах: 1) ростовщичество – докапиталистическая, кабальная форма кредита, заключавшаяся в выдаче денег взаймы под высокие проценты владельцами значительных денежных сумм (ростовщиками) трудящимся аула, рассчитывающимся за эти ссуды скотом; 2) банковский кредит – открытие вексельных кредитов, в основном, состоятельной клиентуре (торговцам, промышленникам, домовладельцам, сельским хозяевам) особыми кредитно-финансовыми учреждениями – банками (созданы отделения Госбанка, филиалы акционерных коммерческих банков, общества взаимного кредита, городские общественные банки); 3) кооперативный кредит (представлен товариществами, кредитовавшими главным образом зажиточные и середняцкие хозяйства). Вывоз российскими предпринимателями капитала в Казахстан обусловил зарождение промышленного производства. Еще в 30-х гг. XVIII в. на Алтае возникли заводы и рудники А.Демидова, перешедшие после его смерти в заведование Кабинета (царской фамилии). Первые частновладельческие предприятия организованы купечеством (Поповы, Ушаков, Рязанов, Зотов и др.). Казахстан развивался как сырьевой придаток и рынок сбыта российского, затем и иностранного капитализма. Преобладало производство предметов потребления: в 1913г. его удельный вес достигал 72,9%. Валовая продукция цензовой промышленности Казахстана составляла всего 67 млн. рублей (причем 62,6% приходилось на пищевкусовую промышленность). В структуре дохода народного хозяйства на промышленность приходилось лишь 10% (животноводство – 60%, земледелие – 30%), т.е. Казахстан оставался аграрной страной. Промышленность существовала в трех формах: кустарные и полукустарные мелкокапиталистические заведения (для них характерны мускульный труд, примитивная техника, малочисленность рабочих), капиталистическая мануфактура (ее черты – разделение труда, укрупнение производства, использование механизмов, действующих силой животных и падающей воды, больший контингент рабочих), фабрично-заводские предприятия (наряду с разделением труда, относительно большой наличностью рабочих применялись паровые машины, локомобили, тепловые, электрические двигатели, динамо-машины). Результаты промышленного переворота в России медленно внедрялись в Казахстане: их тормозили дешевизна рабочей силы, отдаленность края, бездорожье, недостаток технических кадров. Многие предприятия были микроскопическими, технически отсталыми заведениями небольшой производственной мощности с малым числом рабочих. Получили развитие следующие отрасли промышленности: 1) добывающая: - горнорудная (разработка цветных металлов на Рудном Алтае и в Центральном Казахстане – месторождения Риддерское (1786) и Зыряновское (1791) полиметаллические, Богословское серебро-свинцовое, Спасский (в 1857г. начато строительство медеплавильного завода), Воскресенский, Успенский, Джезказганский медные рудники и пр.); - золотопромышленность (прииски и рудники Усть-Каменогорского, Зайсанского, Кокчетавского, Кустанайского уездов и др.); - угледобывающая (Карагандинские (добыча угля начата в 1856г.), Экибастузские (открыты в 1893г.), Саранские каменноугольные копи, Байконурские, Ленгерские буроугольные копи); - нефтедобывающая (в апреле 1911г. ударил мощный фонтан на промысле Доссор, положивший начало крупной добычи нефти на Эмбе); - солепромышленность (добыча поваренной соли на Баскунчакском, Эльтонском, Илецком промыслах в Западном Казахстане, Коряковском, Поволжском, Карабашском и др. – на северо-востоке); - рыбная (на Каспийском и Аральском морях, озерах Зайсан и Балхаш, реках Иртыш, Бухтарма, Урал, Эмба, Сырдарья, Или, Чу); 2) обрабатывающая (включала предприятия по первичной обработке сырья для вывоза в Европейскую Россию и за границу и по переработке продукции для потребления на месте): - переработка животных продуктов (мясоконсервные заводы, мясохолодильни, маслодельные, сыроваренные, салотопенные, свечные, кишечные, мыловаренные, кожевенные, овчинные, гренажные заведения, коконосушилки, шерстомойки, фабрика в пос. Каргалинка (1910) по выпуску шинельного сукна); - обработка растительных продуктов (спиртоводочные, винокуренные, пивоваренные, маслоэкстракционные, рисоочистительные, табачные, хлопкоочистительные, крупоочистительные, крупчаточные, смолокуренные заведения, мукомольные мельницы, Чимкентский завод по производству сантонина (лекарства из цитварной полыни), лесопилки, заводы сушки овощей); - обработка минерального, ископаемого сырья (кирпичные, гончарные, камнетесные, чугунолитейные заведения, кузницы, цементный завод в с.Георгиевском (1916) и др.)на Каспийском и Аральских морях. Первая ГЭС построена на р. Березовка для электроснабжения Зыряновского рудника. В 1913г. мощность немногочисленных энергетических установок, обслуживавших нужды отдельных предприятий, составляла всего 1,3 млн. кВт. Многие предприятия строились и эксплуатировались без достаточных средств и опыта, при отсутствии квалифицированных рабочих. Их владельцы гнались за легкой добычей (по принципу «подешевле купить, подороже продать») и часто терпели крах. В связи со скачкообразным развитием капитализма многие предприятия работали непостоянно, а некоторые вовсе закрывались. С 90-х гг. XIX в. в промышленность вкладывали средства акционерные общества, монополистические объединения. Происходит концентрация производства и капитала. В начале ХХ в. в горнодобывающую и горнозаводскую промышленность проникли иностранные магнаты. В 1904г. в Лондоне возникло англо-французское акционерное общество Спасских медных руд, в 1906г. – акционерное общество Атбасарских медных копей, впоследствии поглощенное Спасской компанией. В 1913г. начато строительство Карсакпайского медеплавильного завода. В 1914г. Зыряновский район арендован английским акционерным обществом «Русская горнопромышленная корпорация», а «Русско-Азиатская корпорация», где верховодили английские дельцы (Л.Уркварт) и американские миллиардеры (Г.Гувер, Д.П.Морган), через дочернюю «Иртышскую корпорацию» учредила Риддерское и Киргизское (Экибастузское) горнопромышленные акционерные общества. В 1915г. приступили к постройке Экибастузского цинково-свинцового завода. Пущена Риддерская обогатительная фабрика. В Урало-Эмбенском нефтеносном районе действовало 8 акционерных обществ. При хищнических методах эксплуатации, использовании дешевой рабочей силы, отсутствии сильных конкурентов, предоставлении царизмом акцизных льгот иностранцы получали огромные прибыли, шедшие за границу. Развитие производительных сил, расширение экономических связей задерживалось отсутствием развитых путей сообщения. Перевозки грузов верблюжьими караванами были дорогими и отнимали много времени. По торговым трактам курсировал гужевой транспорт, но с наступлением холодов перевозка гужом прекращалась. Сезонно функционировал водный путь по Иртышу: грузы перевозились несколькими пароходными компаниями, ходили пароходы и непаровые суда и баржи. Строились железные дороги. В 90-х гг. XIX в. проложены линии Покровская слобода – Уральск, Урбах – Астрахань. В 1896г. перешла в эксплуатацию Сибирская магистраль, частично прошедшая по Акмолинской области. Основная трасса дореволюционного Казахстана - Оренбургско-Ташкентская (1901-1905) - связала кратчайшим путем Среднюю Азию с Центральной Россией. В 1910-1913гг. построена Троицкая дорога с Кустанайским участком, в 1913-1915 – Алтайская, в 1914-1916 – часть Семиреченской. Проложены линии производственного назначения: ширококолейная Воскресенская (Экибастузская) (1898-1900), узкоколейные Спасско-Карагандинская (1906-1908) и Риддерско-Усть-Каменогорская (1915-1916) дороги. Строительство и эксплуатация железных дорог втягивали край в товарно-денежные отношения, благоприятствовали развитию промыслов, торгового земледелия и товарного скотоводства в прилегающих районах, промышленности в городах, содействовали крестьянскому переселению, распространению отходничества, росту численности горожан, появлению рабочих-железнодорожников. С другой стороны, железные дороги служили средством усиления эксплуатации края. На стройках царили обман и грабеж строительных рабочих, процветало казнокрадство; местных жителей сгоняли с плодородных, обжитых мест. Огромные пространства Казахстана еще слабо обеспечивались рельсовыми путями: в 1917г. на 1 тыс. кв. км их приходилось около версты, а сеть дорог распределялась неравномерно. Проникновение капиталистических отношений вызвало изменения в классовой структуре общества. Зарождается казахская буржуазия (класс, владеющий основными средствами производства, существующий за счет эксплуатации наемного труда): сельская (капитализирующиеся баи, нанимавшие вольнонаемных рабочих, разводившие скот для продажи и т.п.), торговая (алыпсатары – перекупали товары у русских купцов-оптовиков и распродавали их в степи, саудагеры – самостоятельные торговцы, не только продававшие товары, но и скупавшие животноводческое сырье и ремесленные изделия), промышленная (владельцы мелких предприятий обрабатывающей промышленности местного значения). Доминировала торговая буржуазия, эксплуатирующая трудящихся путем «ростовщических прижимок», обсчетов, обвесов, обмеров, спекуляций. Торгово-ростовщические операции развивать было выгоднее, чем промышленность. Главные позиции в промышленности занимал русский и иностранный капитал. Процесс первоначального накопления капитала означал как концентрацию средств производства в руках капиталистов, так и отделение непосредственных производителей от средств производства, экспроприацию мелкой собственности. Формируется антипод буржуазии – пролетариат (наемные рабочие, лишенные средств производства, живущие продажей своей рабочей силы и эксплуатируемые капиталом): батраки (аульно-сельские пролетарии и полупролетарии), промышленные и транспортные рабочие. В становлении пролетариата важную роль сыграло отходничество (джатачество). Выделялись джатаки, которые «ютятся вблизи городов, где поденной работой добывают средства к существованию», и «не порвавшие еще связи со степью», но, лишенные скота, вынужденные «искать заработки в хозяйствах более зажиточных киргиз, идти в работники к оседлому населению…, работать на приисках». Часть отходников уезжала за пределы родных мест по вербовке подрядчиков. Вербовщики нередко заключали с рабочими контракты с задатком, носящие черты долговой кабалы. Многие рабочие были сезонными, не оторвавшимися от сельского хозяйства, т.е. предпролетариатом. Наряду с трудом мужчин применялся труд женщин и детей. Источниками формирования рабочего класса выступали не только разоренные казахские шаруа, но и бедняки из крестьян-переселенцев, разорившиеся ремесленники и кустари, городская беднота, нижние воинские чины запаса, приезжие квалифицированные рабочие и обедневшие крестьяне из др. губерний России. В 1917г. насчитывалось свыше 90 тыс. рабочих. Положение их было тяжелым. Отсутствовали фабричная инспекция и контроль за деятельностью предпринимателей. Продолжительность рабочего дня доходила до 12-16 часов. Рабочим платили меньше, чем в центре России. Зарплата урезывалась штрафами, приписыванием товаров в рабочую книжку, «недодачей положен ных припасов» и т.д. Отсутствие элементарных мер безопасности вело к массовому травматизму. Многие рабочие не имели жилья, др. ютились в жалких лачугах, землянках, бараках. В семьях рабочих часты инфекционные заболевания. Открытой дискриминации подвергались рабочие-казахи. Все это толкало рабочих на борьбу за улучшение своего положения, сначала в форме пассивного протеста (жалобы, бегство с предприятий, неявка на работу). Одна из первых забастовок произошла в 1849г. на Мариинских приисках Кокчетавского округа. В 1873г. рабочие Баскунчакских соляных промыслов, бросив работу, потребовали расчета. В 1887г. произошли волнения против задержки зарплаты на приисках Зайсанского уезда, в 1891г. - забастовка на Владимирском прииске Усть-Каменогорского уезда, в 1898г. – на Зыряновских рудниках. В 1901г. бастовали рабочие на Карагандинских копях, в 1902г. на Михайловском прииске Зайсанского уезда, в 1902 и 1903гг. на Экибастузских копях, в 1903г. на станции Мугоджарская, в 1904 – на Надеждинском прииске Зайсанского уезда, на Спасском медеплавильном заводе, на Карагандинских копях. В 1896г. в Атбасаре ссыльный рабочий А.Д.Ушаков организовал первый марксистский кружок. В начале ХХ в. возникли марксистские кружки в Акмолинске, Петропавловске, Уральске, Кустанае, Семипалатинске, Верном, Кокчетаве и др. В Казахстане начинали революционную деятельность В.В.Куйбышев и М.В.Фрунзе. В ходе и после присоединения к России в Казахстане возникло более 30 городов. Появлявшиеся в основном как военно-административные пункты, они становились торгово-промышленными и культурными центрами. В городах жили преимущественно русские, казахи и татары. Социальный состав горожан был различным: преобладали трудящиеся (рабочие, крестьяне, батраки, поденщики, прислуга), остальные не занимались производительным трудом (буржуа, рантье, чины администрации, суда и полиции, служители культа). Крупных городов с населением свыше 50 тыс. человек не было: лишь 4 города приближались к этой цифре (Уральск, Петропавловск, Верный, Семипалатинск). В 1914г. доля горожан составила всего 7,9%, т.е. абсолютно преобладали сельские жители. Малочисленные города терялись на огромных просторах Казахстана и не определяли его социально-экономический облик. Капиталистический уклад не стал преобладающим; зачастую он приобретал уродливые формы. Доминировали архаические, торгово-ростовщические формы капитала. Сохранялись еще крупные натуральные хозяйства, слабо связанные с рынком. Широко распространены докапиталистические формы эксплуатации зависимой малоскотной и бесскотной бедноты – отработки за сдачу испольного скота в пользование, месячина – работа в многоскотных хозяйствах за небольшое вознаграждение или скудное питание, в земледельческих хозяйствах – феодальная и полуфеодальная издольщина (обработка пашни исполу, а также супрягой и смешанно). Ввиду слабого развития промышленности ничтожно мал спрос на рабочую силу. При ограниченной возможности найти заработок по вольному найму пауперизируемое (нищавшее) крестьянство попадало в кабалу к кулачеству и байству. Сочетание и переплетение разнородных экономических отношений порождало особую остроту социальных противоречий в крае. 2.4 Культура Казахстана во второй половине XIX – начале XX вв. Благодаря присоединению к России Казахстан включился в общий процесс развития передовой культуры и демократической мысли. В 1761г. на Змеиногорском руднике открыта первая русская школа. Управленческий аппарат нуждался в чиновниках местной администрации, что потребовало давать светское образование детям имущих казахов. В 1789г. открыто «азиатское училище» в Омске, в 1841г. школа-пансион в Ханской ставке Внутренней Орды, в 1850 – школа при Оренбургской пограничной комиссии. Дети знати принимались в Неплюевский (Оренбург) и Сибирский (Омск) кадетские корпуса. В марте 1870г. введен закон «О мерах к образованию населяющих Россию инородцев», способствующий открытию разнотипных учебных заведений для казахов. Видная роль в создании школьной системы принадлежит первому казахскому педагогу-просветителю Ибраю Алтынсарину (1841-1889). Он родился неподалеку от Кустаная. Рано потеряв родителей, воспитывался у деда, известного бия. Окончив школу в Оренбурге, работал письмоводителем, затем переводчиком в Оренбургском правлении. Сблизился с русской интеллигенцией (В.В.Григорьевым, сторонником «миссионерского просветительства» Н.И.Ильминским, ссыльными разночинцами), освоил педагогические идеи Я.А.Коменского, К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, легшие в основу его воззрений и учебно-воспитательной практики. Ибрай активно боролся против забитости и отсталости народа. В основу системы школ он положил принцип народности. В 1864г. в Тургае им открыта первая школа с интернатом. С 1869г. служил в Тургайском уездном управлении. В 1879г. назначен исполняющим обязанности инспектора народных училищ Тургайской области. В Иргизе организовал школу для девочек-казашек, в Тургае – ремесленное училище, добивался открытия сельскохозяйственных училищ. По предложению Алтынсарина открылась учительская семинария в Орске. Написал учебные пособия «Киргизская хрестоматия» и «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку». Они печатались разработанным Ибраем алфавитом на основе русской графики. Алтынсарин переводил труды русских классиков. Он оставил богатое творческое наследие: стихотворения («Посвящение» («Давайте, дети, учиться»), рассказы и зарисовки («Сын бая и сын бедняка», «Кипчак Сейткул», «Кибитка и дом», «Невежество», «Мудрый Лукпан» и др.), письма, этнографические исследования («Очерк обычаев при сватовстве и свадьбе у киргизов Оренбургского ведомства», «Очерк обычаев при похоронах и поминках киргизов Оренбургского ведомства»), заметки по экономическим и социально-политическим вопросам. Алтынсарин стоял на позициях деизма, т.е. считал первопричиной мира «сверхъестественную силу» - бога, не вмешивающегося после сотворения в дела мира и людей. Высмеивая и разоблачая аморализм, показную набожность, невежественность и фанатизм мусульманских священников, беззастенчивый обман ими народа, Алтынсарин, однако, делал отступления к идеализму и религии (книга «Об основах ислама»). Вместе с тем он утверждал, что только светское образование, свободное от «всяких религиозных влияний», служит «рассадником… практических взглядов на вещи», способствует «народному развитию». Алтынсарин мечтал о времени, когда произойдет «нравственное слияние» казахов с русским народом, утверждал, что русский язык - «единственный язык культуры и знаний». В начале ХХ в. для русского населения существовали 1-классные и 2-классные начальные училища, высшеначальные училища, мужские и женские прогимназии и гимназии, реальные училища, мариинские женские училища, а для казахов – начальные школы (аульные и старшинские школы, 1-классные и 2-классные русско-казахские училища, русско-туземные училища). Помимо правительственных учебных заведений имелись церковноприходские училища и мусульманские школы – мектебы и медресе. В старометодных мектебах применялся буквослагательный метод, механически зазубривались религиозные тексты. Такое обучение, как справедливо полагал И.Алтынсарин, вело «к отступлению от… здравого рассудка», воспитывало в духе верности догматике «магометанского вероучения» и «нетерпимости ко всему немусульманскому». На рубеже веков появились новометодные (джадидские) мектебы и медресе, где изучались и общеобразовательные предметы. Накануне 1-ой мировой войны в Казахстане насчитывалось 2066 школ, где обучалось всего 105 тыс. учащихся, хотя детей школьного возраста было в 9 раз больше. До революции в крае было лишь 7 средних специальных учебных заведений. Высшее образование имели около 120 казахов, среднее – около 700. По числу грамотных Казахстан стоял на последнем месте в империи; 98% казахов было неграмотно. После присоединения к России стало осуществляться научное исследование Казахстана. Уже в XVIII в. его посещали многочисленные экспедиции Российской Академии наук. 1-ый монументальный труд по истории казахов – «Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких, орд и степей» (1832) создал «Геродот казахского народа» А.И.Левшин. Российские ученые внесли огромный вклад в изучение истории, этнографии, археологии края (В.В.Григорьев, И.Н.Березин, В.В.Вельяминов-Зернов, Н.И.Веселовский, Н.А.Аристов, Г.Н.Потанин, Н.Н.Пантусов, А.И.Добромыслов, А.Е.Алекторов, Н.Ф.Катанов, Н.Н.Харузин, В.В.Бартольд, П.П.Румянцев и др.), тюркских языков и фольклора (В.В.Радлов, П.М.Мелиоранский, А.В.Васильев, А.А. Диваев), географии, зоогеографии, гидрографии (Г.С.Карелин, А.И.Бутаков, Н.А.Северцов, М.И.Венюков, Н.М.Пржевальский, П.П.Семенов-Тян-Шанский, Г.Е.Грумм-Гржимайло), геологии (И.В.Мушкетов, Ф.Н.Чернышев, А.П. Карпинский, В.А.Обручев). Стационарных научных учреждений было мало: 4 опытных поля, отделы и подотделы Русского географического общества в Оренбурге, Семипалатинске, Верном и др., статкомитеты, добровольные общества и любительские кружки, существовавшие на частные средства. Имелось несколько музеев: «музеум Оренбургского края» (основан в 1831г. по инициативе В.И.Даля), станичный музей Семиреченского казачьего войска, областной Семиреченский музей, музеи в Уральске, Семипалатинске, Усть-Каменогорске. Насчитывалось 139 библиотек с фондом 98 тыс. экземпляров. Основоположником казахского просветительства и казахской науки, историком, этнографом, фольклористом, географом, путешественником, дипломатом, первым казахским художником был Чокан Валиханов (1835-1865). Родился в крепости Кушмурун, был потомком хана Аблая. Учился в Омском кадетском корпусе. Познакомился с Ф.М.Достоевским и поэтом-петрашевцем С.Ф.Дуровым. В 1855г. как адъютант генерал-губернатора Гасфорта сопровождал его в поездке по Центральному Казахстану, Семиречью, Тарбагатаю. В 1856г. участвовал в экспедициях от Алаколя к Центральному Тянь-Шаню, на Иссык-Куль, в Кульджу. За отличие по службе произведен в поручики. В 1857г. вторично побывал в Киргизии, где впервые записал эпос «Манас». Результаты путешествий отражены в путевых очерках «Дневник поездки на Иссык-Куль», «Западная провинция Китайской империи и г.Кульджа», «Записки о киргизах». В 1857г. избран действительным членом РГО. Итогом конфиденциальной поездки в слабоизученный регион - Кашгарию (1858-59) явился отчет «О состоянии Алтышара, или шести восточных городов Китайской провинции Нан-Лу (Малой Бухарии)». Заслуги ученого отмечены награждением орденом Св. Владимира и переводом в чин штабс-ротмистра. В 1860-61гг. Валиханов работает в учреждениях Петербурга, составляет карты Средней Азии и Восточного Туркестана, пишет статью «Аблай», «Очерки Джунгарии». В столице он глубже ознакомился с идеями революционеров-демократов. В 1861г. возвратился домой. В 1864г. участвовал в походе ген. Черняева в Южном Казахстане, но вскоре вернулся в Верный. В 1865г. скончался от чахотки у подножия Алтын-Емеля. Валиханов отстаивал материалистические идеи о первичности материи как основы «бесконечной, вечной и разнообразной природы или Вселенной» и вторичности сознания. Будучи убежденным атеистом и антиклерикалом, он дал глубокую критику религии, прежде всего, ислама как «схоластической казуистики», «религиозного изуверства», затормаживающего развитие науки, образованности и прогресса вообще, препятствующего достижению «европейской цивилизации» («О мусульманстве в степи», «Следы шаманства у киргизов» и др.). Идеалист в понимании общества, Валиханов, хотя и считал целью его развития «улучшение… материального благосостояния», признавал, что «все человеческие побуждения и мотивы обусловливаются совокупным влиянием физических и социальных условий», все же приписывал роль общественного двигателя «истинному знанию». Валиханов критиковал казахское общество, «где господствовало право сильного», а «безродные, бессильные люди… делались рабами султана или бия», т.е. «привилегированного класса». Считая, что «интересы знатных и богатых людей… бывают большей частью враждебны интересам массы, большинства», просветитель симпатизировал трудящимся («нужен народ, а не султаны»), видел свое призвание в защите «соотечественников… от чиновников и от деспотизма богатых киргизов», «табуновладельческой знати». Валиханов пытался выработать свою программу общественно-политических преобразований на принципах свободы, демократизма, гуманизма, но ошибочно считал подходящей формой социального устройства общинную организацию, идеализировал «родовую демократию» и «суд биев в древней народной форме» («Записка о судебной реформе»). Одновременно он признавал: «…мы без России пропадем, без русских – это без просвещения, в деспотии и темноте, без русских – мы только Азия». Во 2-ой половине XIX – начале XX вв. появились научные труды М.-С.Бабаджанова, К.Халиди, М.Чорманова, А.Байтурсынова, А.Букейханова. Жизнь и быт казахов описывают повести «Киргиз-кайсак» В.А.Ушакова, «Майна», «Бикей и Мауляна» В.И.Даля, поэмы «Степь» и «Киргиз» Г.Зелинского. Главенствующую роль в устной поэзии казахов 19-нач.20вв. играли акыны – поэты-импровизаторы и певцы, чье творчество отличалось универсальностью, злободневностью, демократизмом. Популярностью пользовались Жанак, Абыл, Шернияз, Шоже, Суюнбай Аронов, Джамбул Джабаев, Сара Тастанбекова, Асет Найманбаев, Шангерей Бокеев и др. Главный показатель мастерства акынов – участие в айтысах – поэтических состязаниях. Представители течения «Зарзаман» («Лихолетье») Шортанбай Канаев, Дулат Бабатаев, Мурат Монкин и др. остро критиковали колониальную политику царизма, но идеализировали прошлое, восхваляли великолепие жизни прежних аристократов, рассматривали все новое, происходившее под влиянием России как признак приближающейся гибели казахского народа, видели спасение в следовании догматам ислама. Основоположником реалистической письменной казахской литературы, родоначальником казахского литературного языка был Абай Кунанбаев (1845-1904). Он родился в Чингисских горах Семипалатинской области в семье старшины рода. Учился в семипалатинском медресе Ахмет-Ризы, посещал русскую приходскую школу. По воле отца стал участвовать в общественных делах. Несколько лет был волостным, бием, влиял на разрешение тяжб. Под председательством Абая на съезде биев Семипалатинской области составлен сборник норм обычного права – Чарское ереже. На формирование взглядов Абая повлияло знакомство с политическими ссыльными Е.Михаэлисом, А. Блеком, Н.Долгополовым, А.Леонтьевым, Н.Коншиным, С.Гроссом. В стихах Абая выдвинуты жгучие социальные и моральные проблемы, они наполнены философским смыслом и гражданственным звучанием, зовут к борьбе против гнета и невежества, воспевают человечность и правдолюбие («О, казахи мои! Мой бедный народ!», «Восьмистишия», «Дорогой долгой жизнь водила», «Я гордо презирал невежество и тьму!», «Поэзия – властитель языка», «Не просто это – звук часов: «тик-так», «Наконец волостным я стал» и др.). Как поэт-новатор расширил тематику лирики, обогатил изобразительные и стилистические возможности поэтического языка, ввел новые формы стихосложения (Абаева строфа). Способствовал утверждению жанра поэмы («Искандер», «Масгуд», «Сказание об Азиме»). Выражением демократических, гуманистических взглядов, философских, этических, эстетических, политико-правовых, педагогических воззрений Абая стало его прозаическое произведение «Книга слов». Абай создал превосходные переводы произведений А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, И.А.Крылова. Как композитор сочинил несколько десятков песен. Несмотря на деистическую ограниченность философских воззрений, Абай высказал ряд материалистических идей, смело обличал невежество и бесчестие мусульманского духовенства. Просветитель резко осуждал межродовые раздоры, говорил о необходимости преодолеть катастрофическое отставание казахского общества, развивать земледелие, ремесло, торговлю. Главной силой преобразований он считал просвещение, отмечал, что казахам нужно и полезно единство с русским народом, помогающее приобщаться к передовой науке и культуре. Преемником Абая был поэт, переводчик, мыслитель Шакарим Кудайбердыев («Три истины», «Записки забытого», «Родословная летопись»). Известно поэтическое творчество Мусабека Байзакова, «книжников» Арипа Танирбергенова, Нуржана Наушабаева. Жанр сюжетной поэмы утвердил М.Сералин, издававший 1-ый казахский журнал «Айкап» (1911-15). Как поэт, публицист, собиратель фольклора известен М.-Ж.Копеев. В нач. ХХ в. начали творческую деятельность А.Байтурсынов («Сорок басен», «Комар»), редактировавший газету «Казак» (1913-18), М.Дулатов («Проснись, казах», «Месть Беркута»), М.Жумабаев («Венера»), С.Донентаев («Мелочи»). Провозвестником новой эпохи явился С.Торайгыров (поэма «Кто виноват?»). Берет начало казахский роман («Несчастная Жамал» М.Дулатова, «Смотрины» («Поглядим на девушку») Т.Жомартбаева, «Калым» С.Кубеева, «Красавица Камар» С.Торайгырова). Одна из первых казахских пьес – «Жертва невежества» принадлежит К.Тогусову. Во 2-ой пол. 19в. возникли русские театры драмы в Уральске, Оренбурге, Петропавловске, «Общество любителей музыкального и драматического искусства» в Семипалатинске. С 1910г. возникают казахские любительские кружки. В зарождении национального зрелищного искусства сыграли роль литературно-художественные встречи, называемые «восточные вечера». Во 2-ой пол. 19 – нач. 20вв. музыкальная культура дореволюционного Казахстана достигла расцвета в творчестве и исполнительском мастерстве народных композиторов-инструменталистов и исполнителей (кюйши) Курмангазы Сагырбаева, Таттимбета Казангапова, Даулеткерея Шигаева, Ихласа Дукенова, Сармалая, Байсерке Кулышева, Казангапа Тлепбергенова, композиторов и певцов (анши) Биржан-сала Кожагулова, Мухита Мералиева, Ахана-сере Корамсина, Жаяу-Мусы Байжанова, Балуан-Шолака Баймурзина. Жизнь и быт казахов отражены в произведениях сосланного в Казахстан украинского поэта и художника Т.Г.Шевченко, русских художников Н.Н.Каразина, В.М.Васнецова, баталиста В.В.Верещагина. Единственным в Казахстане профессиональным художником русской реалистической школы был Н.Г.Хлудов. Несмотря на несомненный культурный прогресс, взаимное обогащение культур, формирование многожанрового искусства, сдвиги в укладе жизни, образе мышления, психологии, многие ценности и достижения культуры ввиду архаичности общественных отношений и колониальной политики царизма не доходили до народа.
«Социально-экономическое, политическое, культурное развитие Казахстана в составе Российской империи» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 206 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot