Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема 5. Социальная психология управления.
План
1. Современные модели лидерства.
2. Лидерство как управляющая деятельность.
3. Функции руководителя.
4. Профессиональные способности руководителя.
5. Кадровая элита.
1. Современные модели лидерства
Модель атрибутивного лидерства опирается на теорию атрибуции, объясняющую причинно-следственную связь между тем, что произошло, и тем, что люди считают причиной происшедшего. Атрибутивный подход к лидерству основан на том, что выводы лидера, равно как и поведение последователей, обусловлены реакцией лидера на поведение последних. Наблюдая за работой подчиненных, лидер получает информацию о том, как она выполняется, и выбирает стиль своего поведения, наиболее адекватный ситуации.
В модели имеется две важные связки. Первая отражает стремление лидера определить причины плохой работы. Этот поиск регулируется тремя типами информации о поведении подчиненного: отличительные особенности, последовательность и степень уникальности. Вторая связка отражает ответное поведение лидера как следствие того, что, по его мнению, является причиной плохой работы. Взаимосвязь между установленными лидером причинами результатов работы и его последующим поведением определяется тем, кто, по мнению лидера, должен нести ответственность за происшедшее.
Большой практический интерес представляют следующие результаты исследований по данной модели:
• подчиненные склонны винить в своей плохой работе внешние причины, а руководители — подчиненных;
• руководители, склонные отдавать предпочтение внутренним причинам при объяснении плохой работы подчиненных, обычно проявляют большую пунктуальность и направляют свое воздействие непосредственно на подчиненных;
• плохая работа подчиненного в прошлом, согласно всем трем типам информации, скорее всего приведет к выявлению руководителем внутренних причин;
• серьезность сложившейся ситуации, как правило, приводит руководителя к выявлению внутренних причин и к высокой степени пунктуальности в ответных мерах;
• уклонение «с объяснением» подчиненного от ответственности или его извинения за случившееся делают руководителя менее суровым и пунктуальным в ответном поведении;
• неизменный уровень выполнения работы переключает внимание руководителя с причин, связанных со способностями подчиненного, на причины, имеющие отношение к количеству прилагаемых усилий.
Последующие исследования показали, что в рамках данной модели скорее всего происходит не воздействие лидера на поведение подчиненного, а взаимодействие лидера и подчиненного. При этом в зависимости от эффективности лидерства спираль отношений «лидер − последователь» может раскручиваться вверх (отношения дают больший эффект) или вниз (меньший эффект). Последнее в конечном счете может привести к разрыву отношений между участниками: увольнению работника или уходу руководителя.
Модель харизматического лидерства
Харизма является формой влияния на других посредством личностной привлекательности, вызывающей поддержку и признание лидерства, что обеспечивает власть над последователями. Как источник лидерской власти харизма относится к власти примера и дает руководителю преимущество эффективнее влиять на подчиненных. Многие определяют харизму как набор специфических лидерских качеств, что и легло в основу рассматриваемой концепции харизматического лидерства.
Харизматическим считается тот лидер, который, в силу своих личностных качеств и стиля руководства, способен оказывать глубокое воздействие на последователей. Лидеры этого типа испытывают высокую потребность во власти, в деятельности и убеждены в моральной правоте того, во что они верят. Потребность во власти мотивирует их стремление стать лидерами.
Исследования американских ученых У. Бенниса и Б. Наннуса позволили выделить пять основных факторов поведения, характерных для харизматических лидеров:
1) концентрация внимания на главных вопросах в целях привлечения других людей к анализу, решению проблем и планированию действий;
2) способность идти на риск, но только основанный на тщательных расчетах шансов на успех;
3) искусное двустороннее взаимодействие с людьми с помощью механизмов взаимопонимания, сопереживания, активного слушания и обратной связи;
4) демонстрация последовательности и надежности в своем поведении, открытое выражение своих взглядов и следование им в практических целях;
5) выражение активной заботы о людях и усиление у них чувства собственного достоинства через механизм вовлечения в процессы принятия и реализации важных решений, формирования высокого самоуважения и адекватной самооценки.
Эти специалисты отмечают у харизматических лидеров наряду с развитыми деловыми качествами доминирование определенных личностных особенностей.
Однако исследования свидетельствуют, что у харизмы есть и негативная сторона, связанная с узурпацией личной власти или полным фокусом лидера на себя, и позитивная, связанная с упором на разделяемую власть и тенденцией к делегированию части ее последователям. В целом харизматическому лидеру приписывают уверенность в себе; высокую чувствительность к внешнему окружению; видение решения проблемы за пределами статус-кво, умение свести это видение до уровня, понятного последователям и побуждающего их к действиям; неординарное поведение в реализации своего видения.
Считается, что вначале необходимо развить чувствительность к обнаружению проблемы, затем развить видение идеализированных путей ее решения. В видение должно быть включено что-то новое, ранее никем не предлагавшееся. Следующий шаг связан со способностью лидера передать свое значение посредством межличностной коммуникации (публикаций, речи, жестов, поз и т. п.) последователям таким образом, чтобы это произвело на них сильное впечатление и стимулировало к действиям. Далее для сплочения последователей вокруг себя лидеру важно развить отношения доверия с ними, проявляя такие качества, как знание дела, умение добиваться успеха, принятие на себя ответственности за риск и совершение неординарных действий или поступков. На заключительном этапе лидер обязан продемонстрировать способность к реализации своего видения через делегирование полномочий последователям.
Модель преобразующего лидерства
Понятие преобразующего, или реформаторского, лидерства имеет много общего с харизматическим лидерством, но трактуется иначе. Лидер-реформатор мотивирует последователей путем повышения уровня их сознательности в восприятии важности поставленной цели, предоставления им возможности совместить свои личные интересы с общей целью, создания атмосферы доверительности и убеждения последователей в необходимости саморазвития.
Модель имеет ряд отличительных моментов. Во-первых, признается необходимым для лидера влиять на последователей путем привлечения их к участию в управлении, быть самому частью группы (организации). От последователей требуется не слепое следование за лидером, а критическая оценка предоставляемых возможностей и осознанный подход к своим действиям, уменьшение влияния эмоций и увеличение значимости рациональности в поведении. Во-вторых, поскольку атмосфера доверия развивает сильную взаимозависимость между лидером и последователями, возникает серьезная опасность того, что руководитель окружит себя соглашателями либо же, наоборот, пойдет на поводу у подчиненных.
Модель развития лидерства
Развитие лидерства — это целенаправленное формирование и углубление соответствующих качеств и навыков лидерского поведения руководителей. Прежде всего, этот подход напрямую связан с возможностью формировать и развивать лидерские способности путем обучения и самообучения.
Для развития лидерства можно использовать ряд процедур:
• формирование мотивации, т. е. устойчивого желания стать лидером; развивать уверенность в себе, готовность принимать решения и брать на себя ответственность, последовательность и упорство в реализации общих целей, осознание собственной возможности их достижения и т. п. Процедуры индивидуальной самомотивации достаточно разработаны в соответствующей литературе и широко используются в практике менеджмента;
• развитие индивидуальных интеллектуальных и нравственных лидерских качеств — сюда относятся прежде всего профессиональная компетентность, порядочность (без которой, как правило, трудно, а то и совсем невозможно завоевать авторитет), развитый интеллект (проявляющийся в аналитичности, быстроте понимания сути проблемы, гибкости ума, предусмотрительности, умении планировать и ставить цели) и т. д.;
• обеспечение социальной компетентности лидера и его добро- желательности в отношениях с членами группы предполагает культуру общения, умение ясно и четко выражать мысли, выслушивать сотрудников, делать замечания, давать советы; внимательность, уважение достоинства других людей, умение понимать их, проникаться их заботами и проблемами, оказывать им поддержку и т. п.; приобретение умения и навыков быстро и правильно оценивать ситуацию, знать и учитывать особенности, интересы, запросы и ожидания всех членов группы.
2. Лидерство как управляющая деятельность
Лидерство в организации, по мнению Ю.П. Платонова, характеризуется доминированием одного из трех компонентов взаимодействия — делового, эмоционального и информационного.
Деловое лидерствохарактерно для организаций, решающих производственные задачи; в его основе такие качества, как высокая компетентность, умение лучше других решать организационные задачи, деловой авторитет, больший опыт в данной области деятельности. С деловым лидером хорошо работается, он может организовать дело, наладить нужные деловые взаимосвязи, обеспечить успех дела.
Эмоциональное лидерствовозникает в неформальных социальных группах на основе человеческих симпатий — притягательности лидера как участника межличностного общения. Эмоциональный лидер вызывает у людей доверие, излучает доброту, вселяет уверенность, снимает психологическую напряженность, создает атмосферу психологического комфорта. Эмоциональный лидер — это человек, к которому каждый в группе может обратиться за сочувствием.
Информационное лидерствоопределяется тем, что его субъект многое знает, может объяснить и помочь найти нужную информацию.
Наилучшим будет лидер, сочетающий все три качества, но такой универсальный лидер встречается редко. Чаще всего, однако, встречается сочетание двух компонентов: эмоционального и делового или информационного и делового.
До какой степени лидеры устоявшихся групп могут изменять принятые в них нормы и ценности? Концепция лидера как «великого человека» предполагает, что он может навязывать свои желания группе, прибегая к власти, свойственной его положению (статусу). Однако есть другая концепция, согласно которой группа всегда сильнее лидера, и поэтому он вынужден следовать нормам, принятым в ней. В целом вопрос о влиянии лидера очень интересен и важен, но пока еще не полностью прояснен. Возможно, чтобы оставаться лидером, он должен принимать или делать вид, что принимает традиции, нормы и цели группы и помогать группе в достижении целей.
Потребность во влиятельном лидере особенно остро ощущается группой в тех случаях, когда на пути к достижению групповых целей возникает какое-либо препятствие или что-то угрожает группе извне, т. е. когда складывается сложная, критическая ситуация. Это в равной степени может касаться сложных условий боевой обстановки, стихийных бедствий и различных реорганизаций. В таких случаях всегда возникает недостаток согласованного понимания членами группы того, какие шаги следует предпринять, чтобы достигнуть цели или отразить опасность. Если при этом какой-либо индивид сумеет обеспечить достижение цели или безопасность группы в силу своих личностных качеств (храбрости, умений, знаний, уверенности в себе), тогда он, вероятнее всего, станет лидером данной группы.
Степень опасности, трудности преодоления препятствия, с которым сталкивается группа, обусловливает не только факт возникновения лидерства, но также объем и формы его распространения. В критических ситуациях лидерство фокусируется, сосредоточивается в одних руках. Исторический анализ возникновения диктаторов показывает, что они появляются именно в критических ситуациях, когда необходимы мгновенные изменения в управлении государствами. Политические авантюристы, жаждущие власти, искусственно создают якобы чрезвычайные ситуации как средство взятия под контроль всех государственных функций и затягивают мнимые кризисы, чтобы сохранить этот контроль.
Если проблемы, с которыми сталкивается группа, сложны по своему диапазону, функции лидерства обычно распределяются между несколькими лицами. По мере упрощения задач лидерство становится концентрированным. При легких групповых задачах лидерство снова распыляется.
Благоприятная обстановка для выдвижения нового лидера может возникнуть не только под влиянием внешней угрозы, но и вследствие внутригрупповых конфликтов. В какой-то момент лидеры конфликтующих подгрупп могут установить равновесие сил относительно верховного лидера, и, если группа не распадется, лидеры подгрупп будут вытеснены одним верховным лидером (им, впрочем, может остаться и старый верховный лидер).
При этом разногласия в группах создают благоприятную почву для выдвижения новых лидеров. Группы, члены которых имеют различные мнения относительно общих целей и средств для их достижения, гораздо чаще выдвигают неформальных лидеров, чем группы, которые не имеют разногласий в определении целей и средств.
Когда группа располагает высоким потенциалом лидеров, то возможным решением может стать распределение лидерства между несколькими участниками. Если лидерский потенциал группы невысок, можно ожидать концентрации власти в одних руках. Если в группе полностью отсутствуют лица с потребностью к лидерству, то, естественно, лидера в ней не будет и группа может легко распасться.
Функции лидера (по Ю.П. Платонову)
Роль лидера может быть рассмотрена с позиции анализа его специфических функций. Многие функции, представленные в тексте, входят, прежде всего, в круг обязанностей формальных руководителей как первичных коллективов, так и крупных организаций.
Лидер как администратор.Наиболее очевидна для лидера роль координатора совместной деятельности членов группы. Независимо от того, сам он разрабатывает основные направления деловой политики или они предписываются ему сверху, в область его ответственности неизменно входит функция наблюдения за исполнением. Причем сущность административной функции заключается не в самостоятельном выполнении работы, а в предписании ее другим членам группы.
Иногда человек, оказавшись в роли администратора, страдает от своей неспособности переложить часть ответственности и полномочий на других; ему кажется, что во всем необходимо его личное участие. В результате он лишает подчиненных чувства ответственности и препятствует их вовлечению в работу группы.
Лидер как планировщик.Лидер часто принимает обязанности разработчика методов и средств, при помощи которых группа достигает целей. Эта функция может включать как определение непосредственных шагов, так и разработку долгосрочных планов деятельности. Часто лидер является единственным хранителем плана действий; он один знает дальнейшие пути, остальные члены группы знакомы лишь с отдельными, не связанными между собой частями плана.
Лидер как политик.Одной из важнейших функций лидера является установление целей и основной линии поведения группы. В основном групповые цели и методы их достижения имеют три источника:
• указания сверху, получаемые группой от руководства в соответствии с субординацией (однако лидеры низшего уровня привлекаются в качестве консультантов с правом совещательного голоса при выработке этих установок);
• указания снизу, т. е. решения самой группы (хотя цели и средства определены снизу, лидер несет ответственность за их реализацию, поскольку он, будучи членом группы, также вовлечен в выработку этих целей и методов);
• указания самого лидера (при условии, что он обладает автономией в принятии решений).
Таким образом, независимо от источника, определение групповых целей и методов их достижения является обязательной функцией лидера.
Лидер как эксперт.Лидер часто является тем лицом, к которому обращаются как к источнику достоверной информации или квалифицированному специалисту. Безусловно, при высокой степени разделения функций в больших группах лидеры (руководители организаций) прибегают к услугам различных заместителей, специалистов и консультантов. Заметим, что в данном случае сам выбор этих экспертов второй ступени наглядно характеризует способности руководителя.
В организациях с менее жесткой формальной структурой или в спонтанно возникших группах лица, обнаружившие наибольшую профессиональную осведомленность в интерпретации групповых целей, становятся лидерами. Так, в сложных условиях какой-либо экспедиции проводник, благодаря знанию местных особенностей, может исподволь принять фактическое руководство группой.
Почти во всех случаях, когда члены группы зависят от человека, профессиональные знания и квалификация которого необходимы для осуществления групповых целей, вокруг этого лица происходит поляризация власти, которую он может использовать для укрепления своей роли лидера.
Лидер как представитель группы во внешней среде.Лидер является официальным лицом, выступающим во внешней среде от имени группы, поэтому членам группы небезразлично, кто и как их будет представлять; лидер в этом случае олицетворяет собой всех членов группы, их коллективный разум, волю и т. д. Он трансформирует информацию, исходящую от группы и получаемую для группы. В последнем смысле он является «привратником».
Лидер как регулятор отношений внутри группы. Регулирование личностных и деловых отношений внутри группы осуществляется через коммуникативную сеть, которая существует в группе. В некоторых группах вся информация проходит через лидера; иногда в группе существуют приближенные к лидеру лица, которые замыкают на себе эту сеть; существует тип групп, где лидер является «одним из всех».
Лидер как источник поощрений и наказаний.Особенно важным обстоятельством, с точки зрения членов группы, является система поощрений и наказаний, которую лидер применяет для контроля за деятельностью участников группы. Эта функция предъявляет высокие требования к личностным качествам лидера, особенно в группах, где большое внимание уделяется не только экономическим, но и этическим аспектам. Лидер должен знать индивидуальную мотивацию деятельности каждого члена группы, соизмерять силу воздействия поощрительных и пенитенциарных мер по отношению к каждому из участников группы. Помимо административного регулирования деятельности членов и применения официальных мер поощрения, лидер может умело применять неформальные социальные санкции, которые обычно складываются в малых группах. Неформальные санкции — это приемы, с помощью которых люди, знающие друг друга близко, выражают уважение тем, чье поведение соответствует их ожиданиям, и проявляют недовольство теми, кто не оправдывает их надежд.
Лидер как третейский судья и миротворец.Эта функция в известной мере связана с предыдущей. В условиях конфликтов между членами группы лидер должен выступать как судья и утешитель одновременно, т. е. кого-то поощрять, а кого-то наказывать. В руках лидера оказывается средство, благодаря которому он может уменьшать или поддерживать тенденцию к фракционизму внутри группы в зависимости от того, каковы его личные планы.
Лидер как образец поведения.В некоторых типах групп лидер служит моделью поведения для остальных членов группы, т. е. наглядно показывает, какими они должны быть и что должны делать. Командир отделения, храбро ведущий своих солдат в бой, служит именно таким примером.
Особое место в сознании людей занимают лидеры эталонных групп.
Лидер как символ группы.Члены групп с высокой степенью сплоченности стремятся не только к внутренним, но и внешним отличиям от остальных индивидов. Они прибегают к знакам отличия в одежде и поведении (например, члены масонских лож, политических партий, клубов и т. д.). Лидеры, являясь ядром таких групп, начинают выполнять функцию символов: их имена присваивают всему движению (и косвенно — его участникам); в частнопромышленном мире владельцы фирм сами осуществляют такую символизацию, рассматривая свое дело как продолжение своей личности; религиозные течения и секты носят имена своих основателей весьма продолжительное время и т. д. В равной степени это касается различных научных школ, представители которых даже после смерти лидера идентифицируют себя с ним.
Лидер как фактор, отменяющий индивидуальную ответственность.Нередко лидер играет важную роль для членов группы в освобождении их от ответственности за личные действия, которой они хотели бы избежать. Любимые выражения лидеров: «Все претензии ко мне», «Действуйте от моего имени», «Передайте, что я приказал» — относятся именно к этой функции. Таким образом, в ответ на преданность последователей лидер берет на себя труд принимать за них решения, причем последователи довольно охотно передают свою свободу лидерам (Э. Фромм назвал это явление «бегством от свободы»).
Лидер как проводник мировоззрения.Лидер в большинстве случаев является источником ценностей и норм, составляющих групповое мировоззрение. В целом оно отражает идеологию того общества, к которому принадлежит группа. В масштабах организации частное мировоззрение группы обычно больше соответствует образу мышления руководства, нежели отдельных рядовых членов. Взгляды в большей степени просачиваются вниз, чем наоборот; это особенно верно в тех случаях, когда лидер контролирует информацию, поступающую в группу из внешней среды.
Лидер как «отец».Многочисленные функции лидера получают интеграцию во всеобъемлющей роли «отца» для членов группы. Истинный лидер — это фокус всех положительных эмоций членов группы, идеальный объект идентификации и чувства преданности. Если лидер в некоторых отношениях не соответствует идеалам последователей, они могут его мысленно «переделать» на свой манер. «Отеческая» роль во многом объясняет ту почти беспредельную власть, которую иногда приобретают лидеры при определенных условиях.
Лидер как «козел отпущения».Когда группа находится в состоянии фрустрации, лидер может оказаться тем замещающим объектом, на который «без разбору все шишки валятся».
Особым случаем является утрата членами группы иллюзий относительно действительных целей или личности лидера, поэтому идейные противники так настойчиво ищут факты, компрометирующие лидера враждебной группы.
Безусловно, не все члены группы одинаково воспринимают личность и поступки лидера. Отметим, что лидер (впрочем, как и все остальные люди) существует в сознании последователей в рамках их личности, т. е. возможности восприятия человека человеком ограничиваются личностными данными воспринимающего (социальная перцепция). Кроме того, чем менее доступен лидер, тем больше он предоставляет простора для фантазии последователей в конструировании его (лидера) образа.
Среди специалистов до сих пор не завершена дискуссия о том, являются лидерские процессы управляемыми или стихийными в своей основе. Иными словами, лидерами становятся или рождаются?
Несмотря на отсутствие однозначного ответа на этот вопрос, теоретические и практические разработки позволяют говорить о лидерских способностях, однако возникает вопрос о границах и пределах этих способностей.
Выявление лиц с прирожденными и/или сформировавшимися лидерскими качествами и их привлечение для занятия руководящих позиций чрезвычайно актуально. Это направление деятельности может исходить как из тезиса «лидерами рождаются», так и из признания возможности целенаправленного формирования лидеров. В первом случае речь идет об обнаружении лидерских способностей и их использовании в организационных целях, во втором — о привлечении (или переманивании) на предприятие уже подготовленных и проявивших себя лидеров-руководителей.
Для определения лидерских возможностей руководителей важно четко представлять границы их деятельности.
3. Функции руководителя
Содержание деятельности руководителя обусловлено прежде всего выполнением целого ряда управленческих функций по руководству организации.
Так, административнаяфункция является наиболее важной в деятельности руководителя, поскольку связана с координацией индивидуальной деятельности каждого члена коллектива в рамках одной общей, коллективной деятельности. Специфика этой функции заключается в структурированности и целостности усилий членов коллектива в достижении общих целей.
Целеполагающаяфункция связана с определением приоритета оперативных и тактических целей коллективной деятельности, определения методов и средств их достижения. Реализация этой функции требует от руководителя умения учитывать особенности текущего момента, способности находить правильное и адекватное решение в конкретной ситуации. Неспособность руководителя к выполнению этой функции приводит к дезорганизации деятельности коллектива. Поскольку целеполагающая функция руководителя заключается в планировании и прогнозировании коллективной деятельности, наиболее эффективным руководителем оказывается тот, кто способен осуществлять оптимальный выбор из ряда возможных решений на основе прогностической оценки ситуации.
Дисциплинарнаяфункция связана с необходимостью поддержания в коллективе в процессе совместной трудовой деятельности должной результативности выполнения каждым членом коллектива своих функционально-ролевых обязанностей, а также следования принятым в коллективе нормам поведения. В выполнении дисциплинарной функции наиболее отчетливо проявляется ориентация на единоначальное или коллегиальное решение вопросов; мера применения тех или иных методов воздействия характеризует личность руководителя.
Экспертно-консультативнаяфункция связана прежде всего с профессиональной компетентностью руководителя. В процессе коллективной деятельности руководитель обычно является тем лицом, к которому чаще всего обращаются как к источнику достоверной и надежной информации или как к наиболее знающему человеку.
Коммуникативно-регулирующаяфункция предполагает регулирование через систему коммуникативных связей в коллективе функционально-ролевых взаимоотношений и требует от руководителя давать необходимые разъяснения тем или иным управленческим решениям.
Функция представительства.Важную роль в жизнедеятельности любого коллектива играет представительство его руководителя во внешних организациях. Успешное осуществление функции представительства является одним из условий авторитета руководителя. Важную роль в осуществлении этой функции играет компетентность, опрятный внешний вид, спокойная манера поведения, уважительное отношение к своим товарищам, сдержанность в общении, четкое и ясное изложение своих мыслей.
Важнейшим условием выполнения воспитательнойфункции руководителем является формирование и развитие коллективности в совместной деятельности, максимальной включенности каждого члена коллектива в трудовой процесс, создание морально-психологического климата, основанного на деловом сотрудничестве и взаимопомощи. Межличностные отношения в коллективе, уровень их развития, модальность (эмоциональная окраска) отношений — индикатор реализации руководителем данной функции.
Психотерапевтическаяфункция раскрывает умение руководителя предотвращать и оперативно решать возникающие в коллективе конфликтные ситуации и устранять стресс-факторы. Эта сторона руководства в значительной степени влияет на результативность коллективной деятельности, повышая ее управленческо-воспитательный потенциал. Известно, что одни люди успешнее справляются с какими-то видами деятельности, другие — нет, что темп овладения какой-либо деятельностью и достигаемые в ней результаты у разных людей различны. Это обычно объясняют наличием способностей у человека к конкретному виду деятельности. Любая способность представляет собой систему (или ансамбль) качеств личности. Например, так называемые технические способности включают в себя специфически развитую наблюдательность, пространственное воображение и особый склад мышления. Способности к изобразительной деятельности обусловлены высокой чувствительностью зрительного анализатора, образной памятью и рядом сенсорных качеств, выражающихся в координации движений рук. В общем виде способностьможно определить как систему индивидуально-психологических качеств человека, отвечающих требованиям данного вида деятельности и являющихся условием успешного ее выполнения.
4. Профессиональные способности руководителя.
Остановимся на таких специальных способностях лидера, как организаторские способности.Как показали исследования российского психолога Л.И. Уманского, эти способности характеризуют психологическая избирательность, практически-психологическая направленность ума, психологический такт, социальная энергичность, требовательность, критичность, склонность к организаторской деятельности. Рассмотрим эти характеристики и их соотношение. Под психологической избирательностьюпонимается способность руководителя наиболее полно и глубоко отражать психологию организуемой группы в процессе решения ею общегрупповой задачи. Она характеризуется следующими показателями:
1) повторяющиеся факты быстрого, одновременного, «свернутого», часто невербализованного и неосознанного отражения психологических особенностей других людей;
2) сопереживание человеком того, что переживают, чувствуют другие люди, — своего рода эмоциональная синхронность;
3)высокая чувствительность и восприимчивость в описании и демонстрации психологических объектов по рассказам, книгам, произведениям живописи, театральным постановкам, кинокартинам;
4) возможность быстро и адекватно характеризовать психологические особенности людей, меткость и характерность их словесных и мимических портретов;
5) преимущественный выбор психологических объектов из многих других, одновременно действующих на испытуемого, и избирательность общения;
6) избирательно-психологическая память и наблюдательность, ярко проявляющиеся и проверяющиеся в наблюдении, в сочинениях и беседах, в решении организаторских задач;
7) склонность к психологическому анализу, объяснению поведения и поступков других людей и своих собственных.
Практически-психологический умимеет следующие показатели:
1) распределение обязанностей коллективной деятельности с учетом индивидуальных особенностей людей (например, усвоив правило распределения обязанностей, его выполняют при решении организаторских задач и неспособные, и способные организаторы, однако первые делают это механически, количественно, а вторые — исходя из индивидуальных особенностей каждого члена группы);
2) быстрая ориентация в ситуациях, требующих практического применения знаний людей, в решении вопросов «дела — люди», «люди — дела»;
3)находчивость в применении психологического состояния, настроения людей к данным условиям жизни и деятельности;
4) способность находить пути и способы заинтересовать людей делом, моральные и материальные стимулы этой заинтересованности (в этом показателе практически-психологический ум наиболее ярко проявляется в деятельности, не представляющей для организуемых непосредственного интереса);
5) учет взаимоотношений, личных симпатий и антипатий, психологических различий людей при группировке их для выполнения коллективной деятельности;
6) высокая степень обучаемости при формировании организаторских знаний, навыков и умений в области применения психологических особенностей людей к требованиям деятельности;
7) тенденция решать практические вопросы сквозь призму имеющихся людских возможностей, своеобразная мысленная «прикидка», «примеривание», «взвешивание» соответствия возникающих задач практики и количества и качества возможных исполнителей. Этот показатель, с одной стороны, есть результат избирательной памяти и готовности ума организатора, с другой — проявление его практичности, способности стоять на почве реальных фактов, реальных возможностей.
Психологический тактпредполагает такие качества руководителя, как:
1) чувство меры во взаимоотношениях с людьми — наиболее общий показатель, подчеркивающий именно те рамки, выход за которые нарушает взаимный контакт организатора и организуемых;
2) речевая адаптация к разным людям, отсутствие «речевого шаблона» и грубого приспособленчества, речевая находчивость при первом знакомстве, первой встрече;
3) индивидуализация общения с людьми в зависимости от их устойчивых индивидуально-психологических особенностей;
4) чувство ситуации;
5) учет внешних обстоятельств, влияющих на взаимоотношения индивидов друг с другом (последние три показателя психологического такта организатора можно было наблюдать при непосредственном общении с изучаемыми, особенно при активном участии наблюдателя в организаторской деятельности);
6) чуткость, внимательность, участливость в отношении к людям; этот показатель может иметь и ярко выраженную форму;
7) простота, естественность в общении, способность оставаться всегда самим собой в отношениях с людьми, отсутствие наигранности, нарочитости поведения;
8) чувство справедливости, объективность подхода к организуемым, способность показать и доказать эту объективность.
Психологическая избирательность, практически-психологический ум и психологический такт составляют своеобразное групповое единство личности организатора, которое может быть названо организаторским чутьем.Организаторское чутье понимается как действенное избирательное отражение психологических феноменов, социально-психологической объективной деятельности, исторически сформировавшейся у людей в многовековой практике общения между собой и свойственной только человеку.
Следующим групповым качеством личности способного организатора является способность к эмоционально-волевому воздействию.
Это качество дает возможность руководителю воздействовать на других людей, мобилизовать, объединять, сплачивать и направлять их совместные усилия на достижение общих целей. Способность к эмоционально-волевому воздействию включает в себя общественную энергичность, требовательность и критичность. Остановимся на этих характеристиках подробно.
Общественная энергичностьимеет следующие показатели:
1) эмоционально-речевое воздействие, проявляющееся в различных эмоциональных формах речи — в акцентном членении фразы, в интонации (высоте тона, громкости, тембре голоса), в ударениях и паузах;
2) волевое побуждение — проявляется в речевой, мимической и пантомимической форме (жесте, взгляде, позе, выражении лица); владение речевой функцией волевого побуждения выражается в способности организатора пользоваться многими словесными формами: просьбой, пожеланием, советом, призывом, убеждением, внушением, требованием, распоряжением, приказом и т. д.;
3) способность воздействовать на других своим отношением к людям, делам, событиям; способность передать это отношение, «заразить» им других;
4) логическая убедительность воздействия словом и делом, способность показать причинную связь явлений, доказать логическую последовательность в речевой и практически-деятельной формах;
5) практически-деятельная форма воздействия — организатор сам показывает, как выполнить дело, которое поручает другим, начинает его, включается в него в трудные минуты, действует личным примером;
6) уверенность в своих силах, большая вера в дело, в возможность его осуществления, оптимизм, бодрость духа;
7) способность правильно и быстро выбрать момент решающего воздействия, смелость и напористость в трудной ситуации, способность пойти на риск.
Требовательностькак свойство личности характеризуется такими показателями, как:
1) смелость предъявления требований;
2) постоянство предъявления требований, их устойчивый, неэпизодический характер;
3)гибкость их предъявления в зависимости от сложившейся ситуации, обстановки;
4) самостоятельность требований, их невнушенный характер;
5) категоричность, непререкаемость требований;
6) разнообразие форм их выражения, способность преподнести их в форме шутки, остроумного, саркастического замечания;
7) индивидуализация требований в зависимости от постоянных и временных психологических особенностей и состояния людей.
Критичностьхарактеризуется:
1) критической наблюдательностью как умением увидеть и выделить недостатки;
2) самостоятельностью критичности;
3) легкостью критического анализа;
4) логичностью и аргументированностью критических замечаний;
5) прямотой и смелостью критичности (без жалоб и критиканства);
6) глубиной и существенностью критических замечаний по содержанию;
7) постоянством (неэпизодичностью) критических высказываний о недостатках и состоянии дел и действиях людей (без придирчивости);
8) доброжелательностью критичности.
Характеристики способности руководителя к эмоционально-волевому воздействию находятся в своеобразной взаимозависимости. Общественная энергичность и требовательность отражают способность воздействовать на других людей в области эмоционально-волевой сферы, а критичность отражает качество ума, обеспечивающее требовательность.
Склонность к организаторской деятельностикак групповое специфическое качество личности способного руководителя имеет следующие показатели:
1) спонтанное, самостоятельное включение в организаторскую деятельность, когда испытуемые берут на себя организаторские функции без каких-либо побуждений со стороны других людей;
2) взятие на себя роли организатора и ответственности за работу других людей в трудных и неблагоприятных условиях;
3) естественность включения в деятельность, как будто иначе и быть не могло;
4) неутомимость в организаторской работе;
5) эмоционально-положительное самочувствие при ее выполнении;
6) способность увидеть необходимость в организаторской деятельности в обстоятельствах, зримо ее не требующих.
Наряду с организаторскими способностями, на эффективность деятельности руководителя, как показывают исследования, оказывает влияние организаторская направленностьего личности.
Анализ различных точек зрения на содержание понятия направленности и ее места в структуре личности позволил сделать следующие обобщения:
1) направленность является стержневым и многогранным свойством личности, обусловливающим ее индивидуальность и своеобразие;
2) направленность определяется потребностями, интересами, склонностями личности;
3) направленность характеризуется системой ведущих мотивов, определяющих внутреннюю позицию личности.
Однако организованность коллективной деятельности зависит не только от ансамбля организаторских качеств личности руководителя, но и от проявления этих качеств в реальной управленческой деятельности. Вопрос о проявлении и формировании качеств личности руководителя в его деятельности должен рассматриваться в непосредственной связи с тем, что деятельность руководителя также существенно изменяется в результате приобретения им новых качеств и изменения существующих.
Таким образом, результативность деятельности руководителя как лидера зависит не только от субъективных факторов, но и от объективных особенностей содержания групповой деятельности.
5. Кадровая элита
Итальянский социолог В. Парето ввел понятие «элита», определив его как социальный слой, обладающий рядом качеств, ценностей, приоритетов (власть, богатство, происхождение, культура и высший уровень компетентности, сила воли и т.д.) и занимающий влиятельные позиции в общественной иерархии.
С. Беляев определяет элиту как научную категорию, элита достаточно точно выражает взаимоотношения общества и людей во власти.
Л. Боден уточняет: элита – это руководящий слой в любых социальных группах – профессиональных, этнических, локальных; лучшие, наиболее квалифицированные представители определенной социальной группы (элита летчиков, шахматистов и т.д.).
Функции и отличительные особенности элит
Для того чтобы элита была способной к формулировке базовых ценностей и трансляции их народу, она должна отвечать нижеследующим требованиям.
Во-первых, элита должна быть способной осуществлять постоянное понимание происходящего в стране в целом и производить оценку текущей ситуации с точки зрения базовых ценностей и исторических перспектив страны. Представителей элиты отличает наличие исторического видения перспектив своей собственной страны.
Во-вторых, для того чтобы элита была способной действительно осуществлять связь и взаимодействие власти и народа, она должна быть национальной, быть привязанной к судьбе страны. В нее должны входить люди, которые обустраивают жизнь в своей стране. Те группы, которые не пытаются обустраивать свою жизнь здесь, в России, по сути, национальной элитой называться не могут. Таким образом, элита является основным проводником базовых ценностей, которые ведут и мобилизуют народ в демократическом обществе.
В-третьих, элита должна участвовать в определении долгосрочных целей страны.
Важно, чтобы элита могла не просто формировать базовые ценности народа, но и превращать их в свои ценностные установки. Культивируя и удерживая «на себе» эти ценности, принимая их для себя и следуя им, элита добивается их существования в обществе и транслирует их на протяжении исторического времени.
Отсутствие элиты означает, что в стране нет групп, которые бы ставили задачу формирования страны как сильного игрока в мировом политическом пространстве.
В отсутствие элиты не происходит формирования ценностных установок, а значит, не воспроизводится и народ страны. Власть попадает в ситуацию, когда некому участвовать в формировании и переносе базовых идей жизни страны народу.
Российская проблема в отношении элит состоит в том, что при смене проектов и ориентаций, которая в нашей стране происходит достаточно часто, должны каждый раз появляться новые элиты. Следовательно, должен существовать специальный механизм их выделения и формирования. Вспомним историю: проект Петра I по заимствованию европейских образцов жизни потребовал отправки многих молодых людей в Европу. После возвращения они образовали новую элиту. Александр I в рамках своего долговременного проекта просвещения народа создал Царскосельский лицей — передовое учебное заведение по подготовке новой элиты для государственной службы.
Если проследить эволюцию управленческого ресурса в постреформенной России, то обнаруживается следующая картина. Прежде всего, в начале 90-х гг. ХХ в. стало ясно, что управление в «советском стиле», доставшееся нам в наследство от плановой экономики, не сможет отвечать требованиям нового рыночного уклада жизни.
Наиболее подготовленными к новой системе оказались молодые научные и комсомольские работники, не имевшие опыта «социалистической жизни» и внутренней системы цензуры. В судьбе действительно высоких профессионалов легко просматриваются два основных пути:
- миграция за рубеж, что касается в первую очередь научных и технических кадров;
- уход в мелкую коммерцию, финансовые и охранные структуры.
Квалификация работников, и особенно в сфере высоких технологий, была практически утеряна. Система профтехобразования тоже в значительной мере была утрачена, и мы, по существу, вернулись к системе подготовки кадров прямо на производстве, что является разумным для подготовки кадров массовых и не очень квалифицированных профессий, но не обеспечивает потребность в высококвалифицированных кадрах.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что в результате реформ было «потеряно» целое поколение жителей страны и вместо кадровой преемственности получен возрастной провал в кадрово-профессиональной системе практически во всех сферах деятельности.
Наряду с этим сформировался определенный сегмент менеджеров, исповедующих цивилизованные стили управления. При этом нельзя сказать, что рынок полностью насыщен этим кадровым ресурсом. Спрос на прекрасно образованных, владеющих иностранными языками и опытом работы управленцев сейчас даже в Москве очень высок, не говоря о регионах.
Аналитики оценивают расстановку сил на менеджерском рынке как прогрессивную. После кризиса произошла стабилизация, и картина стала походить на 1997 год – так же активно растет рынок и спрос на специалистов. Зарплаты топ-менеджеров за последний год возросли от 50 % до 230 %. Становится ясно, что рынок управленцев функционирует и, следовательно, можно говорить о наличии управленческого ресурса.
Итак, кадровый ресурс управленцев на данный момент относительно насыщен. Главный вопрос заключается в том, как будет осуществляться преемственность управленческой династии, какое лицо будут иметь управленческие кадры следующего поколения?
Потенциально сектор будущих управленцев сегодня представляет молодежь.
В первой половине 90-х годов молодежь стремилась в первую очередь сколотить капитал (кратчайший способ − торговля), в числе их жизненных ценностей высшее образование не занимало первых мест. Буквально несколько лет назад получение диплома часто виделось молодежи как формальная необходимость. Перспектива устройства на работу редко связывалась с эксплуатацией знаний, полученных в ходе обучения. В то же время не иметь высшего образования стало просто неприлично.
Задания и вопросы для самоконтроля
1. Кого в настоящий момент можно отнести к кадровой элите? Какими деловыми и личностными качествами обладают эти люди?
2. Какие факторы, по мнению Ф. Фидлера, влияют на эффективность лидера?
3. Перечислите основные функции лидера.
4. Какие из перечисленных способностей и качеств руководителя у Вас уже развиты. Перечислите производственные ситуации, где эти качества проявились. Какие профессиональные качества Вам необходимо развивать? Как Вы планируете этого достичь?
Ответ на вопрос для самопроверки № 4 выполняется письменно в задании "Контрольный вопрос к Лекции 5".