Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Психология управления как самостоятельная наука

  • 👀 473 просмотра
  • 📌 434 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Психология управления как самостоятельная наука
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Психология управления как самостоятельная наука» docx
Лекция «Психология управления как самостоятельная наука» Основные исторические этапы становления психологии управления. Управление является древнейшей областью человеческой деятельности. Оно существует столько, сколько люди живут и трудятся сообществами. Только благодаря скоординированным действиям люди могли развиваться и создавать огромные материальные и социальные ценности. Управление выделяется в самостоятельную область научного исследования в начале ХХ века. В 1911 г. Выходит книга Фредерика Уинслоу Тейлора "Менеджмент" или "Управление фабрикой", где были выделены основные принципы управленческого труда. Ориентируясь на работу политэкономов ХУ111-ХЛХ в.в., Ф.Тейлор разработал свою концепцию "экономического человека”, полностью отвергающую — психологические и социально-психологические факторы производственной деятельности. Не будучи ни психологом, нисоциологом, Ф.Тейлор рассматривал рабочего как придаток работающей машины, а единственным стимулом считал денежный стимул, те. опирался на экономическое принуждение. Теорию Ф.У.Тейлора называли теорией раннего “научного управления”. В 20-е годы ХХ века была опубликована книга известного французского инженера Анри Файоля "Основы менеджмента", ставшая классической. Благодаря А.Файолю, которого считают основателем науки "менеджмента", управление стало признаваться самостоятельной и специфической деятельностью людей. Причем именно А. Файоль был первым, кто отметил, что управление (менеджмент) насквозь пропитано психологией и выделил психологические факторы управленческой деятельности. В 20-30-е годы ХХ века, наряду с дальнейшим развитием теории управления (менеджмента) возникает и новая прикладная междисциплинарная наука — психология управления. Человек перестает считаться придатком машины, на смену деперсонифицированным отношениям в управлении пришел учет личностных, мотивационных и других психологических составляющих деятельности коллективов и организаций. Большим достижением управленческой мысли в 30-е годы было то, что благодаря развитию "школы человеческих отношений", автором которой считается австралийско-американский ученый Элтон Мэйо (известный оппонент Ф. Тейлора), на смену "экономическому человеку" приходит "социальный человек". Концепция "социального человека" была выдвинута Э. Майо, совместно с другим американским ученым Ч. Барнардом, в 1938 году. «Школа человеческих отношений» (Э.Мэйо, Ч.Барнард, Мери Фоллет и др.) стала рассматривать производственный коллектив (организацию) как определенный социальный организм, а людей, работающих в нем — как членов этой социальной системы, носителей мотивационных, личностных и других индивидуально-психологических качеств. Эта школа, по существу, являлась психологической школой, в рамках которой рекомендовалось использовать такие психологические средства, как ответственность, общение, хороший психологический климат в малых группах и т. п. Основной акцент в работах ее создателей делался на особенностях социального взаимодействия, проблемах взаимодействию формальной и неформальной структур внутри организации, проблемах мотивации, авторитета, лидерства и других психологических явлениях. Ч. Барнард в своих работах, в частности, подчеркивал, что именно человек является стратегическим фактором организации. Наряду с Э. Мэйо, Ч. Барнардом, М.Фоллет большой вклад в развитие и уточнение концепции "человеческих отношений" внесли Дуглас Мак-Грегор (Массачусетский университет), Д. Лайкерт (Мичиганский университет), К. Арджирис (Иельский университет) и др. В конце 30-х годов ХХ века активно разрабатываются теории мотивации трудовой деятельности человека. Наиболее известные из них: Теория А.Х.Маслоу (50-е гг.ХХв.). Абрахам Харольд Маслоу, известный американский психолог и психиатр, разработал «иерархическую модель потребностей», имеющую важнейшее значение для практики управленческой деятельности. Теория Ф.Хериберга (60-е гг. ХХв.). Ф.Хериберг, специалист по психическим заболеваниям среди рабочих, предложил концепцию по стимулированию работников, которую он назвал «мотивационно-гигиенической». Теория мотивации Д. Мак-Грегора (середина 60-хгг. ХХв.) Дуглас Мак-Грегор, профессор Массачусетского технологического института, в 1964 г. опубликовал книгу "Человеческая сторона предприятия", в которой попытался соединить тейлоризм с теорией Э.Мэйо. Начиная с 60-х г. по настоящее время психологический подход полностью охватил всю область управления организации. Современная психология управления вбирает в себя, продолжает развивать и углублять все лучшие идеи и достижения различных теорий и подходов. На современном этапе главную цель психология управления видит в увеличении эффективности деятельности организации за счет активизации человеческого фактора. Поэтому основное внимание психология управления сосредоточивает на методах использования межличностных отношений, т. е. на социально-психологических проблемах. Психологические проблемы менеджмента получили серьезное развитие в работах известных американских, английских, немецких и других современных исследователей, какими являются: Г. Минцберг, П. Друкер, Г. Саймон, Т. Питерс, Р. Уотермен, В. Зигерт, Л. Ланг, К. О’Делл, М. Вудкок, Д. Фрэнсис и др. Содержание, цели и задачи психологии управления Управление-это совокупность системы скоординированных мероприятий, направленных на достижение значимых целей организации или коллектива. Американский ученый П. Друкер определил управление как особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу. А современные немецкие исследователи проблем управления В. Зигерт и Л. Ланг считают управление таким руководством людьми и таким использованием средств, которое позволяет выполнять поставленные задачи гуманным, экономичным и рациональным путем. Сущность управления американцы раскрывают следующим образом: "Делать что-то руками других". Отсюда и важнейший практический принцип менеджмента: "Кто управляет- не производит, кто производит - не управляет" (по В. Зигерту и Л. Ланг). Психология управления — это часть комплексной науки управления. Синонимами психологии управления являются такие понятия, как "менеджмент" (от английского глагола "ю тападе", что означает "управлять"), "организационная психология", "психология организаций" и др. Цель психологии управления - разработка путей повышения эффективности и качества жизнедеятельности организационных систем. Предмет психологии управления- деятельность руководителей (менеджеров), реализуемая в выполнении основных управленческих функций. Содержание психологии управления- разработка психологических аспектов деятельности человека, группы и организации в целом. Источники психологии управления: • практика управления; • развитие психологической науки; • развитие социологии организаций. В психологии управления, наряду с другими понятиями, часто употребляется, понятие "человеческий фактор (питап {асог), заимствованное из английского языка. Человеческий фактор — это все то, что зависит от человека, от его психологических и психофизиологических свойств (возможностей, желаний, способностей и т.п.). Важность человеческого фактора определяется тем, что, по мере усложнения управления, растут требования к интеллектуальным и другим психофизиологическим характеристикам человека. Соответственно, возрастает роль человека и его возможностей в процессе управления различными объектами. Связь психологии управления с другими науками Психология управления — самостоятельная междисциплинарная отрасль науки. Она является частью науки управления и носит прикладной характер. Психология управления является самостоятельным разделом психологии. Она тесно взаимодействует с отраслями психологии: общей психологией, социальной, инженерной, экономической психологией, а также с другими науками, например, эргономикой, философией, социологией организаций и др. Будучи "междисциплинарной" отраслью науки, психология управления пересекается с различными областями психологии. Но, в отличие от них, она рассматривает те или иные проблемы (например, проблему личности, мотивацию, эмоции и чувства, стрессы и др.) не в общем плане, а в прикладном аспекте, через призму управленческого процесса. Методологические подходы к управлению Существуют три основных подхода к управлению: системный, ситуационный и процессный. Главным методологическим подходом к управлению является системный подход. Системный подход - это подход к анализу явлений, при котором они рассматриваются как система, не сводимая к своим элементам. Системный подход требует использования принципа обратной связи между частями и целым, целым и окружением (т. е. средой), а также между частями и окружением. С помощью системного подхода организация (коллектив) рассматривается как единое целое со всеми сложнейшими ее связями и отношениями, а также согласованием деятельности всех ее подсистем. Ситуационный (конкретный) подход — это подход, утверждающий, что оптимальное решение есть функция факторов среды в самой организации (внутренние переменные) и в окружающей среде (внешние переменные). При использовании этого подхода руководители исходят из того, что конкретная ситуация является основой применения возможных методов управления. При этом наиболее эффективным считают тот метод, который в большей степени соответствует данной управленческой ситуации. Процессный подход — это подход, основывающийся на концепции, согласно которой управление есть непрерывная цепь функций управления, осуществляемая в результате выполнения связанных между собой действий.
«Психология управления как самостоятельная наука» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 521 лекция
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot