Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема 4.2. Социальная психология напряжённости. Агрессия.
План
1. Понятие, уровни, причины и механизмы возникновения социальной напряженности.
2. Агрессия.
3. Теории агрессии.
Понятийный аппарат: социальная напряженность; агрессия; враждебная агрессия; инструментальная агрессия; фрустрация; относительная депривация.
Понятие, уровни, причины и механизмы возникновения социальной напряжённости
Пионерами в области изучения социальной напряжённости являются В.О. Руковишников, А.К. Зайцев, А.Н. Сухов и др. Природу данного феномена пытаются объяснить с позиции теории социального стресса, фрустрации, конфликта и др. Но большинство учёных сходятся в одном: социальная напряжённость – это первый этап широкомасштабного социального конфликта.
Социальная напряжённость – это массовый адаптивный синдром, который отражает степень физиологической, психофизиологической и социально-психологической адаптации (а во многих случаях – дезадаптации) различных категорий населения к хронической фрустрации, трудностям (понижению уровня жизни и социальным изменениям). Проявляется социальная напряжённость в резком росте недовольства, недоверия к властям, конфликтности в обществе, тревожности, экономической и психической депрессии, в ажиотажном спросе, ухудшении демографической ситуации. компенсаторных реакциях (агрессии, поиске врагов, надежде на чудо), стрессогенности отношений. Определяются эти явления состоянием экономики, эффективностью власти, влиянием СМИ, оппозиции и криминальных структур.
Механизм социальной напряжённости выглядит образом: неудовлетворённое состояние экономики вызывает недовольство населения из-за падения уровня жизни, что, в свою очередь, приводит к забастовкам, конфликтам, следовательно, к ещё большему спаду производства.
В самом общем виде социальная напряжённость возникает в силу социальной дезадаптации: а) физиологической дезадаптации определённых слоёв населения к трудностям, т.е. невозможности нормально приспособиться, например, к повышению цен без снижения уровня жизни, что объясняет ухудшение социально-демографической ситуации, в частности увеличение смертности, рецидив ряда тяжёлых болезней; б) психофизиологической дезадаптации населения, выражающейся в виде неосознаваемых массовых психических состояний (тревожность, компенсаторные реакции: агрессия, апатия) при приспособлении населения к трудностям и социальным изменениям; в) социально-психологической дезадаптации, отражающей осознанные конфликтные отношения некоторых слоёв населения к трудностям и социальным изменениям, проявляющиеся в повышенной политизации, забастовках, недовольстве, пессимизме, миграции, эмиграции, разгуле преступности и т.п.
Выделяют три уровня развития социальной напряжённости: низкий, практически не влияющий на общественную стабильность; средний, заметно влияющий на жизнедеятельность общности; высокий, дезорганизующий функционирование социальных институтов и общностей.
Критериями каждого уровня социальной напряжённости выступают следующие характеристики: 1) степень недовольства населения, его направленность и форма проявления (в эмоциональных оценках, экономических и политических требованиях); 2) эффективность власти, её авторитетность, лояльность силовых структур к ней; 3) влияние средств массовой информации, криминальных структур на состояние социальной напряжённости; 4) степень консолидации оппозиции (общая программа действия, объединение партий и движений, наличие единого лидера).
В качестве общей причины социальной напряжённости выступает кризис в области экономики, власти и общества.
Выделены следующие виды очагов высокой социальной напряжённости:
- предприятия, на которых ожидается значительное сокращение рабочей силы;
- организации, где несвоевременно производят выплату зарплаты;
- различного рода очереди;
- социально уязвимые категории населения (инвалиды, пенсионеры, студенты, работники госбюджетных организаций и учебных заведений);
- жители домов, улиц, районов, где складывается аварийная обстановка;
- криминогенные зоны (улицы, районы);
- экологически неблагополучные районы.
Формы проявления социальной напряжённости и типы реагирования на причины её возникновения.
Форма – это способ реагирования. Можно выделить следующие формы появления социальной напряжённости:
1) снижение рождаемости и продолжительности жизни, рост смертности;
2) криминализация общества;
3) определённые психологические настроения, а именно: тревога, массовое недовольство или депрессия, агрессия или надежда на чудо, увлечение мистикой, паника и т.д.;
4) недоверие к власти, предъявление к ней требований;
5) экономическая и политическая активность (имеется в виду гражданское неповиновение, голодовки, самосожжение, забастовки, митинги, демонстрации и пикетирования и т.д.).
Агрессия
Агрессия – это физическое или вербальное поведение, направленное на причинение вреда кому-либо.
У людей различают два типа агрессии: враждебная и инструментальная. Источник враждебной агрессии – это злость. Её единственная цель – причинить вред.
Отсюда, враждебная агрессия – это агрессия, побуждаемая злостью и являющаяся самоцелью.
В случае инструментальной агрессии причинение вреда не самоцель, но средство достижения какой-либо иной позитивной цели.
Иструментальная агрессия – это агрессия, являющаяся средством достижения какой-либо цели.
Иногда трудно провести различие между враждебной и инструментальной агрессией. То, что начинается с холодного расчёта, может разжечь вражду.
Теории агрессии
Анализируя причины враждебной и инструментальной агрессии, социальные психологи выдвинули три теоретические концепции:
1) существуют врождённые агрессивные побуждения;
2) агрессия – естественная реакция на фрустрацию;
3) агрессивное поведение является результатом научения.
Теория инстинктивной агрессии.
З. Фрейд, основатель психоанализа, полагал, что источников человеческой агрессии является перенесение индивидом энергии примитивного влечения к смерти («инстинкт смерти») с самого себя на внешние объекты.
Лоренц, изучавший поведение животных, рассматривал агрессию скорее как адаптивное, а не саморазрушительное поведение. Но оба учёных единодушны в том, что агрессивная энергия имеет инстинктивную природу. По их мнению, если она не находит разрядки, то накапливается до тех пор, пока не взрывается или пока подходящий стимул не выпустит её наружу.
Биологическая обусловленность агрессивных проявлений подтверждается следующими факторами:
1) И у животных, и у человека учёные обнаружили участки нервной системы, отвечающие за проявление агрессии. При активации этих структур мозга агрессивность возрастает; дезактивация их ведёт к уменьшению враждебности.
2) Темперамент человека может спровоцировать его на появления агрессии, особенное его холерические проявления.
3) Химический состав крови – ещё один фактор, влияющий на чувствительность нервной системы к стимуляции агрессии. Например, находящихся в состоянии алкогольного опьянения людей гораздо легче спровоцировать на агрессивное поведение, кроме того, он ослабляет способность учитывать последствия совершаемых действий. Почти половина преступлений в мире совершается под воздействие алкоголя.
4) На агрессивность также влияет уровень тестостерона в крови. По этому показателю учёные выявили гендерные различия. Начиная с подросткового возраста уровень тестостерона увеличивается у мальчиков в 10-20 раз, у девочек в 5 раз. Это объясняет агрессивность подростков, особенно мальчиков. После 25 лет уровень содержания тестостерона в крови у мужчины снижается, а вместе с ним количество «насильственных» преступлений среди мужчин.
Психологи-эволюционисты полагают, что все эти факторы смоделированы природой для того, чтобы подготовить людей к неблагоприятным ситуациям, требующим готовности пойти на риск.
Между тем учёные заявляют: «С точки зрения науки некорректно заявлять, что война и вообще поведение, связанное с насилием, генетически заложено в человеческой природе и что войны вызываются «инстинктом», т.е. в конечном счёте, имеют какую-либо однозначную мотивировку». Существуют пути ослабления человеческой агрессии.
Агрессия как реакция на фрустрации.
Фрустрация – это блокирование целенаправленного поведения.
Джон Доллард утверждает, что фрустрация всегда ведёт к агрессии. Если источник, виновник фрустрации недостижим, то в этом случаев используется механизм переноса – переключение агрессии с источника фрустрации на другую мишень, обычно более безобидную.
Теория фрустрации предназначена для объяснения враждебной, а не инструментальной агрессии.
С неудовлетворенностью, сопутствующей адаптации к новым достижениям, зачастую помогает справиться сравнение себя с другими. Чувство благополучия у рабочих зависит от того, сопоставимо ли получаемое ими жалованье с таковым у других рабочих их отрасли. Причиной множества наших страданий является сопоставление себя с другими.
Относительная депривация – это восприятие своего положения как худшего по сравнению с положением других.
Теории агрессии, базирующиеся на понятиях «инстинкт» и «фрустрация», предполагают, что враждебные импульсы прорываются наружу с уровня глубинных эмоций; эти эмоции естественным образом «выталкивают» агрессию изнутри на поверхность. Социальные психологи считают, что, кроме того, человек научается «вытаскивать» наружу свою агрессию.
Альберт Бандура, ведущий сторонник теории социального научения, убеждён, что мы научаемся агрессии не только потому, что это бывает выгодным, но также и перенимаем её как модель поведения, наблюдая за другими людьми и отмечая последствия этих действий. Если детям не демонстрировать модель агрессивного поведения, они редко проявляют агрессию в игре или разговоре, и не смотря на фрустрацию, ведут себя спокойно.
Социальная среда за пределами дома предоставляет также широкий выбор агрессивных моделей поведения.
Вопросы для самопроверки:
1. Назовите уровни социальной напряженности?
2. Перечислите очаги высокой социальной напряженности?
3. В каких формах проявляется социальная напряженность?
4. В чем отличия враждебной агрессии от инструментальной?
5. Как теория инстинктивной агрессии объясняет причины агрессивности человека?
6. Что может быть причинами фрустрации человека?
7. Какой из трех теорий, объясняющих причины агресии, придерживаетесь Вы? Аргументируйте свой ответ. Приведите примеры, подтверждающие Вашу точку зрения.
Ответ на вопрос для самопроверки № 7 выполняется письменно в задании "Контрольный вопрос к Лекции 4.2.".