Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Т. 1. Социальная психология как социогуманитарная наука
План:
1. История развития социально-психологической теории.
2. Предмет социальной психологии.
3. Социальная психология и смежные науки: социология, психология, теория организации, менеджмент.
Понятийный аппарат: психология народов; психология масс; толпа; элита; теория социального поведения; социальная психология; предмет социальной психологии.
История развития социально-психологической теории
Из всего многообразия первых социально-психологических теорий обычно выделяют три, наиболее значительные: психологию народов, психологию масс и теорию социального поведения.
Непосредственными создателями психологии народов выступили философ М. Лацарус (1824-1903) и языковед Г. Штейнталь (1823-1893). Ими была сформулирована мысль о том, что главная сила истории – народ, или «дух целого», который выражает себя в искусстве, религии, языке, мифах, обычаях и т.д. Индивидуальное же сознание есть лишь его продукт, звено некоторой психической связи. Задача социальной психологии – «познать психологически сущность духа народа, открыть законы, по которым протекает духовная деятельность народа».
В дальнейшем идеи психологии народов получили развитие в научном труде «Психология народов» В Вундта (1900). Вундт изложил мысль о том, что психология должна состоять из двух частей: физиологической психологии и психологии народов. Физиологическая психология является экспериментальной дисциплиной, но эксперимент не пригоден для исследования высших психических процессов – речи и мышления.
Психология сталкивается с феноменом, коренящимся не в индивидуальном сознании, а в сознании народа, и поэтому должен быть специальный раздел этой науки, который и будет заниматься названными проблемами, применяя особые, отличные от обычной психологии, методы.
Индивидуальная душа не полностью впитывает душу народа, а выбирает, за счёт этого формируется индивидуальность человека. Таким образом, природа отношений индивида и группы становится центральной проблемой Вундта и социальной психологии в целом.
Психология масспредставляет собой другую форму первых социально-психологических теорий. Эта теория родилась во Франции во второй половине Х1Х века. Истоки её были заложены в концепции подражания Г. Тарда. С его точки зрения, социальное поведение не имеет другого объяснения, кроме как при помощи идеи подражания. Идея же подражания учитывает иррациональные моменты в социальном поведении, поэтому и оказывается более продуктивной. Его последователи С. Сигеле и Г. Лебон.
Итальянский юрист С. Сигеле (1868-1913) изучал уголовные дела, в которых его привлекала роль аффективных моментов.
Г. Лебон – теория элиты и массы. По его теории любое скопление людей – это масса или толпа. В толпе люди утрачивают способность к наблюдению, способность к самостоятельным выводам. В толпе наблюдается обезличивание человека, утрата социальных норм и правил, остаются только биологические инстинкты. В толпе резко преобладают чувства над разумом. Человек начинает чувствовать свою силу, действует под влиянием эмоций. В толпе утрачивается чувство личной ответственности. Она не управляема, не способна к позитивному поведению. Толпе нужен вождь, который сможет упорядочить и организовать её.
Таким образом, выделяется вторая проблема социальной психологии – соотношения вождя (лидера) и массы.
Третьей концепцией, которая стоит в ряду первых самостоятельных социально-психологических построений, является теория инстинктов социального поведенияанглийского психолога В. Макдугалла (1871-1938). Он считал, что причиной социального поведения признаются врождённые инстинкты. Инстинкты включают аффективную (рецептивную), центральную (эмоциональную) и афферентную (двигательную) части. Таким образом, всё, что происходит в области сознания, находится в прямой зависимости от бессознательного начала. Внутренним выражением инстинктов являются главным образом эмоции. Связь между инстинктами и эмоциями носит систематический и определённый характер. Макдугалл перечислил семь пар связанных между собой инстинктов и эмоций: инстинкт борьбы и соответствующие ему гнев, страх; инстинкт бегства и чувство самосохранения; инстинкт воспроизведения рода и ревность, женская робость; инстинкт приобретения и чувство собственности; инстинкт строительства и чувство созидания; стадный инстинкт и чувство принадлежности.
Психоанализ (З. Фрейд) также рассматривал вопросы соотношения индивида и группы. Любое общество репрессивно (но в разной степени). Культура тоже мера репрессии. Человек принимает культуру, но мечтает от неё освободиться. Однако человек обречён жить в культуре, так как вне культуры он не выживет. Общество по отношению к человеку агрессивно. В обществе, в своей группе человек вынужден скрывать свои инстинкты, и поэтому вынужден разряжаться в чужой группе («Мы» и «Они»). Обесценивание и обезличивание чужой группы воспринимается как закон.
Первые социально-психологические концепции оказались слабыми, потому что они не опирались ни на какую исследовательскую практику, это были лишь рассуждения в духе философских построений. Однако важное дело было сделано, и социальная психология была заявлена как самостоятельная наука. Связано это с появлением в 1908 году первых книг по этой дисциплине (работа Макдугалла «Введение в социальную психологию» и книга Э. Росса «Социальная психология»).
Теперь наука нуждалась в подведении под неё экспериментальной базы. Поэтому следующий этап становления дисциплины был экспериментальным.
Начало ХХ века и особенно время, наступившее после первой мировой войны, считается началом превращения социальной психологии в экспериментальную науку.
В советской России социальная психология была запрещена (человек - активный не нужен). Возвращение науки происходит в конце 60-х годов.
В 1962 году открывается первая в стране лаборатория социальной психологии при отделении психологии Ленинградского университета.
В 1966 году курс социальной психологии начинает преподаваться сначала в Ленинградской государственном университете, а потом и во всей стране.
По мере становления новой науки появлялись статьи и монографии пионеров отечественной социальной психологии: Б.Д. Парыгина, Е.С. Кузьмина, А.Г. Ковалева, А.А. Бодалева.
Социальная психология (по Г.М. Андреевой) изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп.
Предмет социальной психологии
По этой проблеме существует множество разнообразных мнений. Более полно предмет социальной психологии описали Б.Д. Парыгин и В.Н. Мясищев.
По мнению Б.Д. Парыгина, социальная психология изучает: 1) социальную психологию личности; 2) социальную психологию общностей и общения; 3) социальные отношения; 4) формы духовной жизни.
Согласно В.Н. Мясищеву, социальная психология исследует: 1) изменения психической деятельности людей в группе под влиянием взаимодействия; 2) особенности группы; 3) психическую сторону процессов общества.
Важно, что при всех частных расхождениях основная идея была общей – предмет социальной психологии достаточно широк, и можно с двух сторон двигаться к его определению – как со стороны личности, так и со стороны массовых психических явлений.
Социальная психология и смежные науки: социология, психология, теория организации, менеджмент
«Знание целостно. Деление его на предметы есть уступка человеческой слабости» Хэлфорд Джон Макиндер.
Социологи в большинстве своём изучают группы, а социальные психологи – индивидов во взаимодействии с группой, влияние группы на отдельных людей.
Социальная психология выявляет, как социальные условия влияют на поведение людей.
В центре внимания и социальной психологии, и психологии личности находится индивид. Разница между ними заключается в социальном характере социальной психологии. Психологи, занимающиеся исследованием личности, фокусируют своё внимание на индивидуальных внутренних механизмах и на различиях между индивидами, задавая вопрос, например, почему одни индивиды более агрессивны, чем другие. Социальные психологи концентрируются на общей массе людей, на том, как в целом люди оценивают друг друга и влияют друг на друга. Они задаются вопросом, каким образом социальные ситуации могут заставить большинство людей поступать гуманно или жестоко, быть конформными или независимыми, испытывать симпатию или предубеждения.
Вопросы для самопроверки:
1. Назовите основные идеи психологии народа, психологии масс и теории социального поведения.
2. Приведите актуальный пример (из СМИ, книг или личного опыта), подтверждающий одну из трех основных социально-психологических теорий.
3. Что является предметом исследований социальной психологии?
4. Какой вклад в социальную психологию внесли такие науки, как психология, социология, менеджмент?
5. Какие знания из социальной психологии пмогут менеджеру в работе с персоналом?
Ответ на вопрос для самопроверки № 2 выполняется письменно в задании "Контрольный вопрос к Лекции 1".