Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Социальная психология как социогуманитарная наука

  • 👀 361 просмотр
  • 📌 296 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Социальная психология как социогуманитарная наука
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Социальная психология как социогуманитарная наука» docx
Т. 1. Социальная психология как социогуманитарная наука План: 1. История развития социально-психологической теории. 2. Предмет социальной психологии. 3. Социальная психология и смежные науки: социология, психология, теория организации, менеджмент. Понятийный аппарат: психология народов; психология масс; толпа; элита; теория социального поведения; социальная психология; предмет социальной психологии.   История развития социально-психологической теории Из всего многообразия первых социально-психологических теорий обычно выделяют три, наиболее значительные: психологию народов, психологию масс и теорию социального поведения. Непосредственными создателями психологии народов выступили философ М. Лацарус (1824-1903) и языковед Г. Штейнталь (1823-1893). Ими была сформулирована мысль о том, что главная сила истории – народ, или «дух целого», который выражает себя в искусстве, религии, языке, мифах, обычаях и т.д.  Индивидуальное же сознание есть лишь его продукт, звено некоторой психической связи. Задача социальной психологии – «познать психологически сущность духа народа, открыть законы, по которым протекает духовная деятельность народа». В дальнейшем идеи психологии народов получили развитие в научном труде «Психология народов» В Вундта (1900). Вундт изложил мысль о том, что психология должна состоять из двух частей: физиологической психологии и психологии народов. Физиологическая психология является экспериментальной дисциплиной, но эксперимент не пригоден для исследования высших психических процессов – речи и мышления. Психология сталкивается с феноменом, коренящимся не в индивидуальном сознании, а в сознании народа, и поэтому должен быть специальный раздел этой науки, который и будет заниматься названными проблемами, применяя особые, отличные от обычной психологии, методы. Индивидуальная душа не полностью впитывает душу народа, а выбирает, за счёт этого формируется индивидуальность человека. Таким образом, природа отношений индивида и группы становится центральной проблемой Вундта и социальной психологии в целом. Психология масспредставляет собой другую форму первых социально-психологических теорий. Эта теория родилась во Франции во второй половине Х1Х века. Истоки её были заложены в концепции подражания Г. Тарда. С его точки зрения, социальное поведение не имеет другого объяснения, кроме как при помощи идеи подражания. Идея же подражания учитывает иррациональные моменты в социальном поведении, поэтому и оказывается более продуктивной. Его последователи С. Сигеле и Г. Лебон. Итальянский юрист С. Сигеле (1868-1913) изучал уголовные дела, в которых его привлекала роль аффективных моментов. Г. Лебон – теория элиты и массы. По его теории любое скопление людей – это масса или толпа. В толпе люди утрачивают способность к наблюдению, способность к самостоятельным выводам. В толпе наблюдается обезличивание человека, утрата социальных норм и правил, остаются только биологические инстинкты. В толпе резко преобладают чувства над разумом. Человек начинает чувствовать свою силу, действует под влиянием эмоций. В толпе утрачивается чувство личной ответственности. Она не управляема, не способна к позитивному поведению. Толпе нужен вождь, который сможет упорядочить и организовать её. Таким образом, выделяется вторая проблема социальной психологии – соотношения вождя (лидера) и массы. Третьей концепцией, которая стоит в ряду первых самостоятельных социально-психологических построений, является теория инстинктов социального поведенияанглийского психолога В. Макдугалла (1871-1938). Он считал, что причиной социального поведения признаются врождённые инстинкты. Инстинкты включают аффективную (рецептивную), центральную (эмоциональную) и афферентную (двигательную) части. Таким образом, всё, что происходит в области сознания, находится в прямой зависимости от бессознательного начала. Внутренним выражением инстинктов являются главным образом эмоции. Связь между инстинктами и эмоциями носит систематический и определённый характер. Макдугалл перечислил семь пар связанных между собой инстинктов и эмоций: инстинкт борьбы и соответствующие ему гнев, страх; инстинкт бегства и чувство самосохранения; инстинкт воспроизведения рода и ревность, женская робость; инстинкт приобретения и чувство собственности; инстинкт строительства и чувство созидания; стадный инстинкт и чувство принадлежности. Психоанализ (З. Фрейд) также рассматривал вопросы соотношения индивида и группы. Любое общество репрессивно (но в разной степени). Культура тоже мера репрессии. Человек принимает культуру, но мечтает от неё освободиться. Однако человек обречён жить в культуре, так как вне культуры он не выживет. Общество по отношению к человеку агрессивно. В обществе, в своей группе человек вынужден скрывать свои инстинкты, и поэтому вынужден разряжаться в чужой группе («Мы» и «Они»). Обесценивание и обезличивание чужой группы воспринимается как закон. Первые социально-психологические концепции оказались слабыми, потому что они не опирались ни на какую исследовательскую практику, это были лишь рассуждения в духе философских построений. Однако важное дело было сделано, и социальная психология была заявлена как самостоятельная наука. Связано это с появлением в 1908 году  первых книг по этой дисциплине (работа Макдугалла «Введение в социальную психологию» и книга Э. Росса «Социальная психология»). Теперь наука нуждалась в подведении под неё экспериментальной базы. Поэтому следующий этап становления дисциплины был экспериментальным. Начало ХХ века и особенно время, наступившее после первой мировой войны, считается началом превращения социальной психологии в экспериментальную науку. В советской России социальная психология была запрещена (человек - активный не нужен). Возвращение науки происходит в конце 60-х годов. В 1962 году открывается первая в стране лаборатория социальной психологии при отделении психологии Ленинградского университета. В 1966 году курс социальной психологии начинает преподаваться сначала в Ленинградской государственном университете, а потом и во всей стране. По мере становления новой науки появлялись статьи и монографии пионеров отечественной социальной психологии: Б.Д. Парыгина, Е.С. Кузьмина, А.Г. Ковалева, А.А. Бодалева. Социальная психология (по Г.М. Андреевой) изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные включением их в социальные группы, а также  психологических характеристик самих этих групп. Предмет социальной психологии По этой проблеме существует множество разнообразных мнений. Более полно предмет социальной психологии описали Б.Д. Парыгин и В.Н. Мясищев. По мнению Б.Д. Парыгина, социальная психология изучает: 1) социальную психологию личности; 2) социальную психологию общностей и общения; 3) социальные отношения; 4) формы духовной жизни. Согласно В.Н. Мясищеву, социальная психология исследует: 1) изменения психической деятельности людей в группе под влиянием взаимодействия; 2) особенности группы; 3) психическую сторону  процессов общества. Важно, что при всех частных расхождениях основная идея была общей – предмет социальной психологии достаточно широк, и можно с двух сторон двигаться к его определению – как со стороны личности, так и со стороны массовых психических явлений. Социальная психология и смежные науки: социология, психология, теория организации, менеджмент «Знание целостно. Деление его на предметы есть уступка человеческой слабости» Хэлфорд Джон Макиндер. Социологи в большинстве своём изучают группы, а социальные психологи – индивидов во взаимодействии с группой, влияние группы на отдельных людей. Социальная психология выявляет, как социальные условия влияют на поведение людей. В центре внимания и социальной психологии, и психологии личности находится индивид. Разница между ними заключается в социальном характере социальной психологии. Психологи, занимающиеся исследованием личности, фокусируют своё внимание на индивидуальных внутренних механизмах и на различиях между индивидами, задавая вопрос, например,  почему одни индивиды более агрессивны, чем другие. Социальные психологи концентрируются на общей массе людей, на том, как в целом люди оценивают друг друга и влияют друг на друга. Они задаются вопросом, каким образом социальные ситуации могут заставить большинство людей поступать гуманно или жестоко, быть конформными или независимыми, испытывать симпатию или предубеждения. Вопросы для самопроверки: 1. Назовите основные идеи психологии народа, психологии масс и теории социального поведения. 2. Приведите актуальный пример (из СМИ, книг или личного опыта), подтверждающий одну из трех основных социально-психологических теорий. 3. Что является предметом исследований социальной психологии? 4. Какой вклад в социальную психологию внесли такие науки, как психология, социология, менеджмент? 5. Какие знания из социальной психологии пмогут менеджеру в работе с персоналом? Ответ на вопрос для самопроверки № 2 выполняется письменно в задании "Контрольный вопрос к Лекции 1".
«Социальная психология как социогуманитарная наука» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot