Социальная психология как наука: место, роль, объект, предмет, задачи и методология
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
ТЕМА 1. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА.
При изучении данной темы, особое внимание следует обратить:
на выявление и исследование причин и условий зарождения новой области
психологического знания – социальной психологии.
следует разобраться в сути научных дискуссий относительно предмета данной
науки, имевших место в различные периоды становления социальной психологии.
Конспект лекции.
Социальная психология как наука: место, роль, объект, предмет, задачи и
методология.
Место и роль социальной психологии в системе научного знания. Предмет,
задачи и методология социальной психологии.
Место социальной психологии в системе научного знания. Взаимосвязь социальной
психологии с социологией и общей психологией (интрадисциплинарный и
интердисциплинарный подходы). Взаимосвязь социальной психологии с другими науками
и отраслями психологии (с практической и прикладной психологией). Синтезирующая
роль социальной психологии в системе научного, в том числе психологического знания.
Структура общественного сознания и роль общественной психологии в его
функционировании: обыденное и теоретическое сознание, идеология и общественная
психология, их соотношение.
Виды социально-психологического знания: обыденное, житейское, философское,
эстетическое, эзотерическое (внутреннее), практико-методическое («Карнеги-знание»),
научно-теоретическое.
Особенности формирования и развития социально-психологических явлений и их
влияние на жизнедеятельность людей (социальная и деятельностная обусловленность).
Типология социально-психологических явлений: 1.По носителям: в больших и малых
группах; в неорганизованных группах (массовидные явления психики); 2. По уровням:
рациональные, эмоциональные, упорядоченные и неупорядоченные (массовидные); 3. По
динамике: динамичные, статичные, динамостатичные; 4. По содержанию: осознанные и
неосознанные.
Основные точки зрения на объект и предмет социальной психологии:
социологический, общепсихологический, точка зрения Б.Д.Парыгина. Социальное
взаимодействие людей, как объект социальной психологии. Закономерности социальнопсихологических явлений, связанных с включением личности в большие и малые
социальные группы.
Предмет социальной психологии: закономерности поведения и деятельности
(социального взаимодействия) людей, включенных в различные социальные группы, а
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
также социально-психологические особенности функционирования этих групп и личности
в них.
Структура социальной психологии как науки (основные социально-психологические
проблемы): закономерности и механизмы общения в совместной деятельности;
особенности социально-психологических явлений в малых группах (образование групп,
групповая динамика и структура групп, межличностные отношения, лидерство и
руководство группой); особенности социально-психологических явлений в больших
группах (массовидные социально-психологические явления: этнические, классовые,
профессиональные, правовые, политические, религиозные, нравственные и эстетические);
социально-психологические проблемы личности (социально-психологические качества
личности, социализация личности, социальные установки личности, роль личности в
группе).
Теоретические и практические задачи социальной психологии:
1. Продолжение углубленных исследований проблем, относящихся к предмету
социальной психологии во взаимодействии с другими науками; 2. Содержательный
пересмотр социально-психологических проблем в связи с изменившимися социальными
условиями в нашей стране; 3. Исследование новых социально-психологических явлений
(этнических, экономических, классовых, политических, идеологических и др.);
4.Социально-психологические исследования изменений в массовом сознании,
общественных настроениях и общественном мнении; 5.Анализ возрастания
роли
социальной психологии в условиях реформирования общества; 6.Взаимодействие
социальной психологии с прикладной и практической психологией; 7. Обеспечение
взаимосвязи отечественной социальной психологии с различными направлениями
зарубежной социальной психологии.
Основные уровни методологии социальной психологии и их взаимосвязь (учение о
методах, совокупность применяемых методов, совокупность применяемых в науке
принципов): I. Всеобщая (философская) методология (философские принципы,
требования, вытекающие из философских законов и категорий); II. Общенаучные методы
(анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, аналогия, наблюдение,
эксперимент и т.д.); III. Специальные, собственные методы социальной психологии:
1.Методы воздействия (социально-психологические тренинги); 2. Методы социальнопсихологического исследования: а) Методы обработки информации (общенаучные
методы); б) методы сбора информации (наблюдение, изучение документов, изучение
результатов деятельности, опросы, тестирование, эксперимент, социометрия и др.).; IV.
Частные методики. Взаимосвязь методов социально-психологического исследования.
Возрастание роли социально-психологического фактора в современных общественных
преобразованиях (формирование общественного мнения и общественных настроений,
объяснение необходимости реформирования различных систем и их последствий,
обеспечение социальной направленности реформ и социальной защиты населения).
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
Контрольные вопросы для повторения и самопроверки:
1. Что изучает социальная психология, как наука?
2. перечислите основные задачи социальной психологии.
3. Назовите теоретические и эмпирические источники социальной психологии.
4. Назовите основные теоретические концепции в области социальной психологии.
Учебные задания для самостоятельной работы:
1. Используя дополнительную литературу, подберите материал о дальнейших
перспективах развития социальной психологии.
2. Постарайтесь детально разобраться, в чём заключалась суть научных дискуссий
относительно предмета социальной психологии, кем и когда они велись?
3. Составьте характеристику понятию «социальная психика».
4. Определите место социальной психологии в системе научного знания.