Социальная политика и социальная структура
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
«СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА»
Социальная политика:
1) как часть политики (внешней и внутренней):
- совокупность взаимоотношений социальных групп (классов, слоев,
общностей) по отстаиванию своих интересов и улучшению своего социального
положения;
- связана с другими видами, направлениями политик;
- не должна быть асоциальной.
2) деятельность субъектов политики:
- в узком смысле: по поддержке уязвимых групп;
- в широком смысле: по развитию социальной сферы, улучшению
социального положения различных групп.
Социальное положение – ключевое понятие социальной политики.
Объект(ы)
Акторы
(субъекты)
Цели и
приоритет
ы
Функции
Компоненты
и виды
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Методы
Средства
Формы
Рис. 1. Общая схема анализа соц. политики
Уровни
реализации
Структурные элементы социальной политики:
1) объекты социальной политики (по отношению к кому?);
2) субъекты и их упорядоченность (кто делает?);
3) система целеполагания: цели и задачи, приоритеты; функции; виды,
компоненты (что делает?);
4) уровни реализации (где делает?)
5) система целеосуществления: методы (принципы и способы), средства
(как делает и с помощью чего?).
Социальная политика и социальное управление: соотношение
понятий:
1) близкие понятия, но социальная политика шире социального
управления;
2) социальное управление – средство социальной политики.
4. Объекты социальной политики
Объект социальной политики в широком смысле – социальная сфера.
Социальная
сфера
–
совокупность
отношений
и
условий
жизнедеятельности людей (групп, общества), определяющих их интересы и
влияющих на их деятельность и поведение.
ОБЪЕКТЫ СОЦ. ПОЛИТИКИ
Социальная сфера
общества
Социальная
структура общества
Отдельные уязвимые
социальные группы
Социальная
инфраструктура
доступность социальных благ
Рис. 2. Объекты социальной политики
Три этапа формирования системы социального управления в
пореформенной России (по степени внимания государства к социальным
проблемам и характеру решаемых задач):
I этап – начало 1990-х гг.:
а) социальное управление направлено на последствия экономических
преобразований и трансформацию институтов социальной сферы; реакция на
экономические
реформы,
на
изменение
принципов
финансирования
социальной сферы.
Пр. – 1) в пенсионной системе и социальном страховании: создание новых
финансовых институтов – внебюджетных социальных фондов (ПФ, ФОМС, ФСС);
2) появление рынка труда, масштабной безработицы => законодательные и
институциональные
преобразования:
Закон
о
занятости
населения
РФ,
создание
внебюджетного фонда ГФЗН РФ и Федеральной службы занятости
б) изменения в социальной сфере: резкое падение уровня жизни,
стремительный рост социальной и доходной дифференциации, развитие
открытой и скрытой безработицы, разрушение прежних социальных институтов
и отсутствие новых, бурное развитие неформальных отношений.
II этап – с середины 1990-х гг. до 2004 г:
а) изменения в социальной сфере: драматичность демографической
ситуации, неэффективность традиционных институтов социальной сферы,
неблагополучные социальных процессы (особенно в сфере доходов) – тормоза
экономического роста. Преодоление гиперинфляции.
б) изменилось отношение к социальному управлению и социальной
политике:
1996-1997 гг.: начало обсуждения и подготовка ряда преобразований в
социальной сфере;
финансово-валютный кризис 1998 г.: приостановка этого процесса;
начало 2000-х: реализация замыслов – крупнейшие социальные
институциональные реформы:
- новое трудовое законодательство (ТК РФ) в феврале 2002 г.;
- пенсионная реформа (2002 г.): переход к страховой системе и
формирование накопительного компонента;
- развитие страховых институтов в здравоохранении;
- реформа образования (эксперименты с ЕГЭ и др.).
Но социальные реформы не стали приоритетными в деятельности
государства, место и роль социальных проблем в политической повестке
государства принципиально не изменились. Основное внимание: поддержка
финансовой стабильности, реформа естественных монополий и др.
III этап – с 2005 г. по н/в:
а) поворотный для социального управления и социальной политики –
перемещение социальных проблем в эпицентр социальной политики:
2005 г.: начало реформы социальных льгот (Федеральный закон № 122);
задача сокращения бедности;
сент. 2005 г.: начало реализации 4-х приоритетных национальных
проектов;
май
2006
г.:
крупномасштабная
программа
по
преодолению
демографического кризиса, меры по стимулированию рождаемости;
б) изменения в социальной сфере (тенденции с начала 2000-х):
- спад напряженности на рынке труда;
- сокращение задолженности по оплате труда, рост реальных доходов (в
первую очередь) зарплаты;
- снижение уровня бедности;
- увеличение объемов финансирования социальных отраслей;
- положительные сдвиги в потребительском поведении населения и др.
Это результаты:
1) положительной макроэкономической динамики;
2) активизации социальной политики.
Проблемы современной и будущей социальной политики:
1) частичный, фрагментарный характер многих преобразований;
2) институциональные ловушки в функционировании социальной
сферы, социальных отраслей:
- любой, оправданный с социальной и экономической точек зрения
пересмотр социальных обязательств связан с высокими затратами бюджетных,
административных ресурсов (Пр. – монетизация социальных льгот: движение
реформы вспять);
3) укоренились неформальные отношения, практики – причина низкой
эффективности многих реформ;
4) отсутствие консенсуса в отношении целей и сути многих реформ:
приоритет эффективности центра и требования справедливости в оценках
населения, отраслевых сообществ, региональных властей;
5) проблемы выбора форм и методов социального управления:
- новация с 2005 г. – проектный подход, что в будущем?;
6) выбор приоритетных социальных групп:
а) по возрасту:
- фокус социального управления – социальные обязательства в
отношении пожилых (пенсионная реформа),
- в последнее время больше внимания и проблемам детей (достижения
пока малы),
- наиболее уязвимая группа – население среднего трудоспособного
возраста (сокращение «хороших» и рост «плохих» рабочих мест, основное
бремя социальных расходов по поддержке детей и пожилых);
- отсюда новая парадигма: не поддержка демографических полюсов, а
формирование социального баланса демографических поколений;
б) по доходам и материально-имущественному положению:
- в последние годы – приоритет борьбе с бедностью: сокращение зоны
бедности;
- в новой парадигме: содействие восходящей социальной мобильности и
формирование социального лифта для всех групп населения.
В будущем необходимы не просто отдельные проекты и программы,
системные институциональные преобразования в социальной сфере по
обеспечению
общего
баланса
(демографического,
социального,
экономического, территориального).
5. Цели и функции социальной политики
Цели социальной политики:
1) базовые и современные,
2) стратегические и тактические;
3) декларируемые и реально реализуемые цели.
Базовая цель – достижение равновесия, стабильности, целостности и
динамизма социальной сферы.
Базовые задачи:
1) создать условия для лучшего удовлетворения всей системы
потребностей человека, социальной группы и всего общества;
2)
обеспечить
справедливое
распределение
социальных
благ,
реализовать принцип социальной справедливости.
Современные
цели
социальной
политики
учитывают
комплекс
сложившихся условий развития общества, различаются по характеру и форме в
различных регионах, государствах.
Социальный приоритет – социальная задача, которая признается
обществом на данном этапе его развития в качестве наиболее настоятельной и
неотложной, требующей первоочередного решения.
Приоритеты социальной политики призваны разрешать противоречия:
1) между текущими и перспективными интересами общества.
Например: социальная защита детей и пенсионеров;
2) между несовпадающими или расходящимися интересами групп.
Например: интересы наемных работников и работодателей;
3) связанные с неизбежностью «платы» за социальный прогресс.
Например:
- высокие налоги для организации развитой системы социальной защиты населения,
для восстановления природной среды в результате ее загрязнения;
- снижение оплаты за неквалифицированный, физический труд в условиях НТП.
Главная особенность трансформации социальной политики в годы
реформ – в изменении целевой установки:
- основная задача до реформ: обеспечение государством достойных
условий существования всех групп населения, повышения их уровня жизни;
- основная задача сегодня: создание государством условий для
реализации населением (отдельными группами, личностью) собственных
возможностей в обеспечении достойных условий своего существования.
Целевые установки социальной политики на I этапе реформ –
адаптационные:
-
смягчение
предотвращение
негативных
социального
последствий
взрыва,
переходного
минимизация
периода:
социальной
напряженности;
- поддержание процесса позитивной адаптации россиян к новым
условиям;
- обеспечение социальной защиты на новой ресурсной базе (рыночной
экономики).
Современные
социальные
приоритеты
(«Стратегия
социально-
экономического развития России до 2010 г.»):
- создание условий для реализации гражданами своих прав на
образование, по структуре и качеству соответствующее потребностям развития
экономики и гражданского общества;
- улучшение состояния здоровья населения на основе реально
допустимой широким слоям медицинской помощи и повышение качества
медицинских услуг, развития массовой физкультуры и спорта;
- развитие культурного потенциала и сохранение культурного
наследия страны, обеспечение доступности культурных ценностей широким
слоям населения;
- создание эффективного цивилизованного рынка труда, повышение
мобильности, конкурентоспособности рабочей силы, обеспечение устойчивого
баланса интересов работников, работодателей и государства;
- усиление адресности социальной поддержки населения;
-
обеспечение
финансовой
устойчивости
пенсионной
системы,
повышение реального размера пенсий;
- создание условий для осуществления права граждан на жилище в
соответствии социальными стандартами жилищных условий.
Приоритеты – в национальных проектах:
1) здоровье населения, развитие здравоохранения;
2) качество образования;
3) доступное и комфортное жилье;
4) развитие АПК, социальное развитие села;
5)
демографическое
повышение рождаемости.
воспроизводство,
борьба
со
смертностью
и
Социальные приоритеты «Стратегии социальноэкономического развития России до 2020 года»:
Развитие человека – абсолютный национальный приоритет:
- переход на инновационный путь развития: масштабные инвестиции в
человеческий капитал, развитие национальных систем образования;
- задействовать налоговые механизмы для стимулирования инвестиций в
развитие человеческого капитала: освободить от налогов расходы компаний и
граждан на образование и медицинское страхование, софинансирование
пенсионных накоплений;
- активное содействие людям в трудоустройстве, повышение
эффективности системы непрерывного обучения и переподготовки кадров,
комфортности условий для занятия малым бизнесом;
- сокращение уровня смертности более чем в 1,5 раза, увеличение
средней продолжительности жизни к 2020 году до 75 лет;
- увеличение доли среднего класса в общей структуре населения до уровня не
менее 60%; сокращение дифференциации доходов семей с пятнадцатикратного
разрыва до более умеренного.
ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ
ПОЛИТИКИ
По воспроизводству
социальной сферы
По развитию
социальной сферы
Интеграционная
Стимулирующая
Распределительная
Стабилизирующая
Защитная, компенсаторная
Инновационная
Социализирующая
Рис. 3. Функции социальной политики
Современные
особенности
реализации
функций
социальной
политики (в сравнении с дореформенным периодом):
- больше внимания: защитной, компенсационной и стабилизационной
функциям;
- меньше – инновационной, стимулирующей, интеграционной функциям.
6. Субъекты, уровни и компоненты социальной политики
СУБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ
ПОЛИТИКИ
Первичные
(первородные)
Вторичные
соц. группы, классы
Гос. органы
управления
Органы
местного
самоуправления
Учреждения и
предприятия
социальной
сферы
Работодатели
Общественные
организации
профсоюзы и др.
объединения наемных
работников
законодательные
исполнительные
Религиозные
организации
Организации посредники
политические партии и
движения
международные
другие формальные
обществ. организации
временные неформальные
организации граждан
Рис. 4. Субъекты (акторы) социальной политики
УРОВНИ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦ. ПОЛИТИКИ
Социально-структурные
Общество
Социальная группа,
класс
Организация
Семья
Индивид
Территориальные
Глобальный
Наднациональный,
межгосударственный
Национальный,
федеральный
Региональный
(субъекты Федерации)
Муниципальный (местного самоуправления)
Рис. 5. Уровни реализации соц. политики
Критерии значимости акторов социальной политики в развитии
социальной сферы:
– институциональные и инструментальные возможности регулирования
социальной сферы.
Особенности изменения значимости субъектов политики и уровней
реализации социальной политики в годы реформ:
1) сохранение ведущей роли государства в процессах развития
социальной сферы;
2) повышение значимости международного уровня (глобализация) и
общества в целом (российского социума);
3) усиление регионализации в России в 1990-х гг. и повышение роли
Центра с конца 1990-х;
4) декларирование усиления муниципализации (закон №131-ФЗ);
5)
рост
значимости
работодателей
(бизнес-структур)
как
самостоятельного субъекта социальной политики (в сфере формирования
условий и оплаты труда, политике занятости);
6) неоднозначность в оценке изменения роли общественного сектора
(профсоюзов, политических партий и других общественных организаций)
вследствие кардинального изменения их состава и функций;
7) сокращение значимости трудовых коллективов как объектов и
субъектов социальной политики;
8) декларирование укрепления социальной политики в отношении
отдельного человека и семьи.
НАПРАВЛЕНИЯ
СОЦ. ПОЛИТИКИ
по регулированию
развития
Социальной структуры,
положения социальных групп
подструктур / групп
этно-демографической
Социальной инфраструктуры
(подсфер, отраслей соц. сферы)
демографич.
воспроизводства
Общие («сквозные»)
социально-доходной
социально-трудовой
оргацизац.-управленческой
проф.-квалификационной
соц. защита
занятости, рынка труда
соц. безопасность
семейно-хозяйственной
образования
здравоохранения
культуры и др.
социально-территориальной
классово-слоевой
Рис. 6. Компоненты социальной политики
Изменения направлений, компонентов социальной политики в годы
реформ:
- преобразования: от политики полной занятости к политике эффективной
занятости; от борьбы с нетрудовыми доходами к поддержке малого бизнеса и
др.;
- новые компоненты: политика регулирования рынка труда и рынков
социальных услуг (образования, медицинских услуг, культуры и др.); борьба с
бедностью; политика охраны социального здоровья (борьба с социальными
болезнями) и т.д.
7. Методы и средства социальной политики
Методы социальной политики – совокупность принципов (основных
идей, правил ее проведения) и способов достижения ее целей, направленных
на все общество, отдельные группы, организации, конкретного человека.
МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Способы, технологии
Принципы
Общеполитические,
управленческие
Координация и
субординация
Субсидиарность
Комплексность
Системность
Социальнополитические
Государств. и
муниципальн.
регулирование
Социальная
справедливость
Рыночное
самоуправление
Общ.-полит.
технологии
Директивное
планирование
Социальная
солидарность
Лоббирование
Индикативное
регулирование
Социальная
стандартизация
Социальный
контроль
Программирование,
прогнозирование и др.
Социальное
партнерство и др.
Социальное
страхование
Дифференцированный подход
Адресность
и др.
Приоритетность
и др.
Рис. 7. Методы социальной политики
Основной принцип социальной политики – принцип социальной
справедливости.
Изменение
принципов
социальной
политики
в
годы
реформ
проявилось в:
1) более системном подходе к управлению социальными процессами,
большей приоритетности
в решении социальных вопросов в отличие от
комплексного подхода;
2)
усилении
дифференцированного
подхода
к
регулированию
социальной сферы, формировании адресной социальной защиты;
3) приоритете экономических инициатив по сравнению с социальной
поддержкой;
4) смещении акцентов от преимущественно административных к
экономическим
методам
управления;
социальной
стандартизации
(определение перечня социальных гарантий, социальных услуг с указанием источников их
финансирования);
5) переходе от преимущественно социальной поддержки к развитию
страховых принципов социальной политики;
6) формировании многоканального финансирования социальной сферы,
развитии благотворительности и спонсорства;
7) новой идеологии социальной политики
(установление паритета всех видов доходов, полученных социально допустимыми
способами, снятие ограничений на рост доходов и др.)
Главный
способ
социальной
политики
–
государственное
регулирование.
Особенности трансформации способов социальной политики в годы
реформ:
1)
кардинальное
изменение
характера
государственного
регулирования социальных процессов:
- значительно сократилась роль директивного планирования;
- заметное развитие индикативного регулирования: налоговой политики,
рынка ссудного капитала и др.;
-
возрастание
роли
государственного
программирования
и
прогнозирования;
-
сокращение
роли
государственного
заказа
инвестиционной политики в развитии социальной сферы.
и
государственной
2) становление систем муниципального регулирования, рыночного
саморегулирования в социальной сфере и адекватных рынку общественных
технологий.
Социальное партнерство как социально-политическая технология – это:
1) в широком смысле: способ интеграции интересов различных
социальных слоев и групп, способ разрешения возникающих между ними
противоречий путем достижения согласия и взаимопонимания;
2) в узком смысле (в социально-трудовой сфере): как система отношений,
обеспечивающая достижение баланса социальных и экономических интересов
работодателей, работников, государства.
Лоббирование – это:
1) процесс деятельности в органах власти с целью выявления и
представления в этих органах интересов определенных общественных групп;
2) форма
представительства на политическом уровне интересов
различных социальных групп через социальные организации (трудовые,
общественные и др.), а также формa взаимодействия социальных организаций
различного уровня, неотъемлемым элементом среди которых выступают
органы власти и другие акторы политики.
Основные направления совершенствования лоббирования:
- разграничение процессов лоббирования, протекционизма и коррупции;
- формирование законодательной базы по вопросам лоббирования;
- развитие институтов профессиональной подготовки к лоббистской
деятельности.
СРЕДСТВА СОЦИАЛЬНОЙ
ПОЛИТИКИ
Общественные
внеполитические
Политические
Культурные нормы,
традиции
Социального
происхождения
Общественное настроение
Политические знания,
язык, символика
Идеологические течения,
вера и др.
Порожденные
властью, политикой
Законы и другие
нормативно-правовые
документы
СМИ, средства
искусства
Административные
решения (приказы,
распоряжения и др.)
и др.
Пропаганда
Обществ. организации,
движения и др.
Рис. 8. Средства социальной политики
Специальные средства социальной политики:
-
государственные
нормативно-правовые
документы
(законы,
постановления, распоряжения и др.) и административные решения по
регулированию социальной сферы;
- социальные программы и мероприятия;
- учреждения и предприятия социальной сферы;
- государственные социальные нормативы (ГМСС);
-
экономические
нормативы,
регулирующие
социальную
сферу
(налоговые рычаги и стимулы, тарифы и др.);
- финансово-кредитные средства развития социальной сферы.
Источники финансирования социальной сферы:
- значительно изменилось соотношение финансовых средств социальной
политики при сохранении главной роли государственного бюджета;
- сформированы новые источники финансирования социальной сферы
(Стабилизационный
фонд,
государственные
внебюджетные
фонды,
благотворительные и спонсорские средства предприятий, российских общественных
и международных организаций и населения.
8. Формы социальной политики
Форма социальной политики – способ его существования и выражения
содержания.
Основные формы социальной политики:
1) целевые, политико-идеологические модели;
2) субъектно-технологические формы;
3) инструментальные;
4) конечные материальные;
5) территориальные и другие формы.
Особенности патерналистской модели социальной политики в
России «дотрансформационного» периода:
1) иждивенческий
подход,
без
стимулирования
экономической
инициативы, ответственности за обеспечение своего благополучия;
2) этатический подход, уравнительное распределение заработной платы
и других доходов;
3) замалчивание происходящих изменений в социальной сфере либо их
частичная идеологически выгодная пассивная регистрация.
1. Модели социальной политики (по Г. Эспринг-Андерсену):
1) (нео)либерализм (США, Великобритания, Канада):
- минимальное вмешательство государства;
- создание для всех классов, групп, слоев номинально равных стартовых
условий;
- опора на собственные силы, самоорганизация своей жизни;
- социальная база – адаптированные средне- и высокодоходные слои
общества;
2) (нео)консерватизм (Германия, большинство стран Европы):
- акцент на социальное страхование;
- ориентация на адаптирующиеся слои и группы, социальную динамику;
-
сохранение
институтов
в
значимых
отличие
от
для
населения
сохранения
ценностей,
отмирающих
социальных
институтов,
не
поддерживаемых реальной жизнью;
3) социально-демократическая модель (Швеция, Норвегия и др. –
скандинавские страны):
- всеобщая социальная поддержка;
- борьба с бедностью и политика полной занятости;
- высокий уровень перераспределения доходов (через налоговую
систему).
Неопатернализм
–
политика
государственного
покровительства,
сжатого до адресной системы решения проблем социально уязвимых групп (в
отличие от всеобщей поддержки).
Социальная база неопатернализма:
- слои и группы, которые по объективным причинам не способны
адаптироваться к новым условиям («аутсайдеры»).
В развитых странах – государственная политика благополучия (Welfare
state policy).
Policy pluralism (Франция)
2.
Субъектно-технологические
формы
социальной
политики
–
технологические формы участия и взаимодействия субъектов в системе
социальной политики:
- социальное партнерство, социальный контроль, благотворительность,
спонсорство, лоббирование и др.
3. Инструментальные формы:
- нормативно-правовые документы (законы, постановления, инструкции);
- социальные программы;
- социальные мероприятия.
4. Конечные материальные формы:
- объекты социальной инфраструктуры;
- денежные выплаты (заработная плата, пенсия, стипендия, социальное
пособие);
- натуральные блага и услуги (транспорт, одежда, проезд на общественном
транспорте и др.).
5.
Территориальные
формы
(по
отношению
к
определенной
территориальной общности, региону).
Две
формы
регионального
(территориального)
развития
в
зависимости от воздействия внешних импульсов:
1) экзогенное
развитие:
при
сильном
внешнем
вмешательстве
государства в виде государственных инвестиций.
Территориальные формы управления:
- региональные политики поддержки отсталых, депрессивных и
кризисных регионов;
2) эндогенное развитие: при слабом государственном вмешательстве в
виде налоговых льгот, устранения административного контроля, сокращения
доли государственной собственности в регионе и др.
Цель – дать импульс внутренним факторам развития региона.
Формы территориального управления:
– классические: свободные экономические зоны, зоны свободной
торговли, предпринимательства.
– инновационные: технопарки и технополисы.
6. Другие виды политики как формы социальной политики:
- экономическое (кредитование населения, налогообложение физических
лиц и др.);
- экологическое (восстановление природной среды, мероприятия по
ликвидации последствий воздействия техногенных факторов на здоровье
населения),
внешняя,
-
международная
политика
(займы
МВФ,
погашение
государственных долгов);
- идеологическая политика (формирование положительного образа
предпринимателя в СМИ) и др.
8. Оценка эффективности социальной политики: основные
подходы, критерии и характеристики
Три подхода к оценке результативности, эффективности социальной
политики на основе:
1) экономической эффективности – соотношение затрат (финансовых,
кадровых, материальных, информационных ресурсов) и результатов:
- ограниченное применение;
- длительный временной лаг в получении конечного результата;
2) социальной эффективности – реализация принципа социальной
справедливости как соотношения социальной роли и социального положения
людей, групп, их прав и обязанностей, деятельности и оценки ее результатов:
-
создание
потенциала;
равных
возможностей
в
реализации
человеческого
- соблюдение социальных прав личности, группы, общества;
- справедливое распределение социальных благ (более равномерное, чем
то, что создает рыночная экономика).
3)
социально-политической
эффективности
–
возможности
реализации интересов, удовлетворения потребностей различных социальнополитических групп:
- соотношение целей, осуществляемых в государственном управлении, с
целями, которые объективно определены общественными запросами;
- реализация социально-политических функций;
- степень участия большого числа людей, групп, организаций в делах
устройства социальной сферы (в управлении).
Характеристики эффективности социальной политики:
1) объективные:
а) экономической эффективности:
- динамика ВВП, ВНП, производительности труда, цена рабочей силы;
б) социальной эффективности: уровень и качество жизни и их
динамика:
- демографические показатели: продолжительность жизни, уровень
смертности (в т.ч. младенческой и женской в период деторождения), сальдо
миграции;
- показатели доходов и расслоения: динамика реальных доходов и
покупательной способности, уровень бедности и нищеты, индекс Джини,
коэффициент фондов, доля среднего класса;
- показатели потребления: доля расходов на питание в общей структуре
потребительских расходов, уровень калорийности питания и содержания
белков,
динамика
потребления
отдельных
групп
продуктов
и
непродовольственных товаров;
-
показатели
занятости:
уровень
и
динамика
экономической
активности населения, занятости, безработицы зарегистрированной, общей,
скрытой;
-
показатели
нарушений
прав:
трудовых:
задержки
зарплаты,
установление низкой оплаты труда, отсутствие «социального пакета»,
невыплаты по больничным и др.;
- показатели социальной безопасности и благоустройства территории
и т.д.;
в) политической эффективности:
- показатели протестных действий: забастовок и других активных
форм протеста;
-
уровень
реализации
функций,
задач
организаций:
адресное
распределение социальных трансфертов тем, кто действительно в них
нуждается,
высокая доля трансфертов в руках конечного потребителя
структура и динамика жалоб населения и др.;
- показатели коррупции: динамика экономических преступлений среди
чиновников (взяточничество и др.).
2) субъективные:
а) на основе общественного мнения:
- показатели социального настроения: уверенность в будущем, чувство
социальной защищенности, степень удовлетворенности своим положением,
качеством жизненной среды;
а) на основе экспертных оценок.
Теоретические критерии эффективности социальной политики – на
основе теорий и концепций:
- теория социального риска;
- концепция жизненных сил;
- концепция устойчивого развития и др.