Социальная политика государства
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pptx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема 16. Социальная политика государства
Лекция № 30.
Сущность, цели и задачи социальной политики.
В свою очередь, на выполнение целей и задач социальной политики
ориентирован весь сложный механизм ее реализации, который структурно
представлен следующим образом:
- субъект
социальной
совокупностью всех
политики
-
государство,
его органов, ориентированных
представленное
на регулирование
социальных отношений;
- политические партии, общественно-политические движения и другие
институты гражданского общества;
- объект социальной политики - социальные процессы в обществе во всем
их содержательном многообразии и разнообразных формах проявления;
- система нормативно-правовых актов, регулирующих взаимодействие
между субъектами и объектами социальной политики;
- предметно-политическая деятельность по решению задач социальной
политики на различных стадиях, включая и оценку эффективности реализации
социальных программ.
Существует несколько технологических фаз механизма реализации:
1. Научный анализ и изучение реально существующей социальной
ситуации, ее всесторонний и углубленный анализ, выявление главных проблем
и основных противоречий, доминирующих перспектив развития конкретных
социальных отношений.
2.
Определение
конкретных
стратегических
и
тактических
целей
социальной политики, методов и средств их достижения, исходя из наличных
материально-финансовых, организационных и иных возможностей.
3. Нормативно-правовое оформление избранного варианта решения той
или иной социальной проблемы - принятие федеральных законов, законов
субъектов
Российской
Федерации,
иных
нормативно-правовых
актов
законодательной и исполнительной власти.
4.
Административно
-
организационное
и
мотивационно-
пропагандистское обеспечение мер по реализации социальной политики на
уровне федерального центра, регионов и на местах.
5.
Контроль
политики
и
за
ходом
внесение
технологические фазы.
и
эффективностью
соответствующих
проведения
коррективов
в
социальной
предыдущие
Основные направления и формы социальной защиты :
- защита трудовых прав и охрана труда
- социальная поддержка безработных
- пенсионное обеспечение
- развитие социального обслуживания
- социальная поддержка граждан, уволенных в запас
- социальная поддержка женщин, детей и молодежи и др.
- социальное обеспечение нетрудоспособного населения
- пенсии и пособия
- натуральные выдачи
- услуги, носящие характер общественного обслуживания и др
- оптимизация структуры денежной формы обеспечения пенсионеров и
инвалидов
- укрепление страховых начал в практике социального обеспечения
- формы и методы социальной поддержки безработных
-
регулирование
занятости
в
направлении
обеспечения
сбалансированности спроса и предложения рабочей силы и предупреждения
массовой безработицы
- государственная служба занятости
Принципы
- поощрительности – властными структурами с целью общественнополитического резонанса на те, или иные социально значимые события,
получившие общественную оценку, либо для поддержания государственных
важных деяний принимаются решения, ориентированные на социальную
поддержку отдельных социальных групп, слоев населения;
- заявительности – социальная помощь предоставляется нуждающемуся
гражданину по мере письменного обращения заявителя или лица,
представляющего его интересы;
- патернализма, обозначающего государственную опеку («отеческую
заботу») по отношению к менее социально и экономически защищенным
слоям и группам населения.
Главная функция социальной защиты
- поддержания реального сохранения денежной единицы в условиях
инфляции,
- оперативный механизм защиты отдельных слоев населения от
нововведений, приводящих к снижению их жизненного уровня.
Правовые способы поддержки
- пенсии на детей в случае потери кормильца;
- отпуск по беременности и родам с выплатой пособия, которое
возмещает в полном объеме утраченный заработок;
- содержание и обслуживание детей дошкольного возраста в яслях и
детских садах за небольшую плату или бесплатно;
- бесплатная лекарственная помощь детям младшего возраста;
- дополнительные меры социальной защиты многодетных семей;
- предоставление семьям с детьми иных социальных услуг.
Независимо от источника денежных средств, государственное социальное
обеспечение может осуществляться в следующих видах
- денежные выплаты (пенсии, пособия, компенсации, материальная
помощь и т.д.);
- натуральная помощь (медикаменты, продукты питания, технические
приспособления для инвалидов);
- льготы и услуги (содержание в домах-интернатах для престарелых и
инвалидов, в детских домах, социальное обслуживание на дому и т.д.);
- компенсация дополнительных расходов, связанных с лечением,
реабилитацией и оздоровлением инвалидов (в стационаре, амбулаторно, в
санаториях, домах-интернатах для престарелых и инвалидов), проездом к
месту лечения и обратно, переобучение (переподготовка) безработных;
- единовременные денежные и неденежные виды поддержки отдельных
категорий граждан;
Предметом права социального обеспечения являются общественные
отношения по поводу обеспечения граждан пенсиями, пособиями,
компенсациями, а также оказанием услуг процедурного и правозащитного
характера. Они включают в себя:
- общественные отношения по обеспечению граждан пенсиями,
пособиями, компенсациями;
- общественные отношения по предоставлению помощи в натуральной
форме, т.е. обеспечение конкретными товарами, услугами, предоставляемыми
бесплатно или по льготным ценам;
- общественные отношения процедурного или процессуального характера.
Отношения в сфере социального обеспечения по своей экономической
сути являются отношениями распределительными. Принято выделять 5
способов распределения;
- бесплатный, на началах равного доступа для каждого гражданина к
распределяемым благам, но пропорционально разумным (рациональным)
потребностям
и
экономическим
возможностям
общества
в
пределах
установленного государством социального норматива (стандарта).
- безэквивалентно, но нормировано, с учетом затрат прошлого или
текущего труда, потребностей производства, материальной обеспеченности.
- на льготных условиях с частичной оплатой стоимости, т.е. возмезднонеэквивалентно.
- за плату;
- по труду в соответствии с его количеством и качеством. Как видим,
отношения эти очень разнородны и требуют различных методов правового
регулирования.
Дифференциация доходов населения - реально существующие различия в
уровне доходов населения, в значительной степени, предопределяющие
социальную дифференциацию в обществе, характер его социальной структуры.
В странах с развитой рыночной экономикой уровень дохода является одним из
важнейших конституирующих социальное положение признаков (наряду с
собственностью, отношением к власти и т. д.).
Неравенство доходов объясняется следующими причинами, напомним их:
1) разными интеллектуальными и физическими способностями;
2) разным уровнем образования и профессиональной подготовки;
3) профессиональными вкусами и способностями к риску;
4) неравенством владения собственностью;
5) монополизмом на рынке товаров и услуг;
6) удачей, связями, несчастьями и дискриминацией.
Коэффициенты дифференциации доходов населения устанавливают
размер превышения денежных доходов высокодоходных групп по сравнению с
низкодоходными.
Для
определения
децильного
коэффициента
дифференциации вычисляют крайние децили (первый и девятый):
и
где
– нижняя граница интервала, содержащего первый (девятый,)
дециль;
– величина интервала, содержащего первый (девятый) дециль;
– накопленная частота в интервале, предшествующем интервалу,
содержащему первый (девятый) дециль; - частота интервала, содержащего
первый (девятый) дециль.
Социальная защита — меры государства по обеспечению общественно
необходимого материального и социального положения всех членов общества.
Она означает:
воспроизводство квалифицированной рабочей силы:
наличие условий для реализации способностей трудоспособных
членов общества к труду;
создание новых рабочих мест и поддержку работников, оказавшихся
безработными, и др.
Социальные гарантии — обязательства общества перед каждым его
членом по удовлетворению необходимых потребностей. Они означают:
общедоступность и бесплатность образования;
гарантии общества, связанные с реализацией способности к труду;
гарантии неприемлемости принудительного труда и др.
Основными показателями обоих подходов к реализации социальной
политики государства выступают показатели жизненного уровня населения, к
которым относятся:
удельный вес фонда потребления в валовом внутреннем продукте и
национальном доходе;
абсолютные объемы фонда потребления, валового внутреннего
продукта и национального дохода на душу населения;
уровень занятости трудоспособного населения;
условия труда и производства;
состояние здравоохранения, образования, культуры, воспроизводства
населения и продолжительности жизни;
уровень обеспечения благоустроенными жилищами и коммунальными
услугами;
состояние экологической среды обитания людей и др.
Особенности социальной политики государства в современной России:
в сокращении масштабов бедности населения России;
в сокращении массовой безработицы трудоспособного населения;
в создании основ для повышения уровня и качества жизни населения по
мере осуществления устойчивого развития экономики.
Прогрессивное налогообложение (англ. Progressive tax) — система
налогообложения, при которой происходит увеличение эффективной ставки
налога с ростом налогооблагаемой базы. Прогрессивное налогообложение
используется главным образом для налогообложения физических лиц
(подоходный налог).
Дилемма:
«социальная
справедливость
―
экономическая
эффективность».
Экономическая эффективность - это способ действий, обеспечивающий
получение
в
результате
осуществляемых
усилий
и
затрат
ресурсов
максимального (наилучшего) результата.
Социальная справедливость в сфере экономики - это соответствие
системы
экономических
отношений
(преимущественно
отношений
распределения) потребностям, интересам, которые господствуют в данном
обществе.
Экономическая эффективность, направленная на увеличение общественного
продукта, достигается наилучшим образом в рамках рыночной системы с
преобладанием частной собственности. Однако такая система неизбежно
порождает усиление социальной дифференциации, так как в ней преобладает
распределение по факторам производства, если государство устраняется от
перераспределения доходов граждан