Социальная политика государства
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ЛЕКЦИЯ
«Социальная политика государства»
(составил Русов В.В.)
(слайд 1)
Добрый день, уважаемые присутствующие. Тема сегодняшнего лекционного занятия – «Социальная политика государства». На данном занятии мы рассмотрим ключевые понятия социальной политики государства, ее влияние на социальную сферу, экономические и общественные функции социальной политики.
Нужно сразу обратить ваше внимание на то, что в рамках данной лекции будет рассматриваться социальная политика в том понимании, в котором она реализуется в Российской Федерации. Во-первых, концепции социальной политики, которые реализуются в различных странах, существенно различаются. Более того, и отношение общества к такой политике также может быть очень разным. В рамках этой лекции будет анализироваться именно тот подход к социальной политике государства, который можно наблюдать в РФ.
(слайд 2)
Социальная политика – важнейшая функция социального государств и широком смысле является одним из направлений государственной политики, которая определяется характером государственного устройства, формируется в контексте социальной структуры общества, представляет собой государственную социальную доктрину или концепцию социального развития страны, связана с проводимой экономической политикой и зависит от нее.
Кроме того, в данном контексте социальная политика состоит из системы мер распределения ресурсов общества в интересах общества в целом и разделяется на декларируемую (провозглашает своей целью защиту интересов слабозащищенных групп) и реальную (выражает интересы групп, правящих обществом).
В узком смысле социальная политика рассматривается в связи с обеспечением развития социальной сферы общества, условий, уровня и качества жизни граждан, удовлетворением жизненных потребностей, с социальной защиты населения
Сущностью социальной политики является деятельность государства, политических и социальных институтов, направленная на эффективное развитие социальной сферы, совершенствование условий и качества жизни человека через систему социальной поддержки и социальной защиты населения.
(слайд 3)
Под социальной сферой понимаются:
1) все направления, обеспечивающие жизнедеятельность человека, семьи, общества, государства, где происходит реализация социальной политики государства;
2) условия труда и отдыха людей, их быта и досуга, уровень материального благосостояния, образования, воспитания и здраво- охранения;
3) система социальных, социально-экономических, национальных отношений, связи между обществом, государством и личностью.
Стратегическими целями социальной политики современной России являются:
(слайд 4)
1) создание условий для реализации гражданами своих прав на образование, по своей структуре и качеству соответствующее потребностям развития экономики и гражданского общества;
2) улучшение состояния здоровья населения на основе реально доступной широким слоям населения медицинской помощи и повышения качества лечебных услуг, развития массовой физической культуры и спорта;
3) развитие культурного потенциала и сохранение культурного наследия страны, обеспечение единства культурного пространства и доступности культурных ценностей широким слоям населения;
4) создание эффективного цивилизованного рынка труда;
5) усиление адресности социальной поддержки населения;
6) усиление адресности социальной поддержки населения;
7) создание условий для осуществления права граждан на жилище с учетом их платежеспособного спроса и в соответствии с социальными стандартами жилищных условий
К целям социальной политики можно отнести:
1) создание в обществе благоприятного социального климата и социального согласия, условий, обеспечивающих удовлетворение основных жизненных потребностей населения;
2) максимальное сохранение физического, интеллектуального, духовно-этического потенциала страны;
3) формирование отношений трудовой мотивации, соответствующих требованиям легального рынка, ориентированного на позитивное расширенное воспроизводство «человеческого капитала» России, ибо без этого не обеспечить устойчивый экономический рост, эффективную экономику, полноценный рынок;
4) создание институциональных, социально-экономических предпосылок для реализации гражданами, различными общественными слоями и группами населения своих потребностей и интересов, проявления своей активности и раскрытия личности;
5) гармонизация общественных отношений, обеспечение политической стабильности и гражданского согласия путем выработки и осуществления организационно-экономических, научно-технических и нормативно-правовых мер
Задачами социальной политики являются:
(слайд 5)
1) организация адресной помощи наиболее нуждающимся группам населения (престарелым, инвалидам, одиноким, многодетным семьям);
2) борьба с безработицей – уменьшение нежелательных, обусловленных рынком различий между богатыми и бедными при возникновении доходов и капитала;
3) сбалансированное сочетание денежных и не денежных видов помощи;
4) предупреждение негативных последствий в поведении, в жизнедеятельности отдельных личностей, групп, слоев, проведение профилактической работы;
5) обеспечение равных возможностей при реализации права на образование и долю в общественном благосостоянии путем справедливого распределения доходов и имущества (капитала);
6) обеспечение большей свободы, справедливости, уважения достоинства человека, обеспечение развития личности, активного участия в общественной жизни и права на долю ответственности перед обществом;
7) дальнейшее совершенствование общественно-политического инструментария и положений, регулирующих существующее устройство, в целях обеспечения основных социальных прав и расширения сети социального обеспечения.
Социальная политика современной России имеет субъектно- объектный характер. Субъекты социальной политики – это реально самостоятельные и фактически действующие социальные группы и представляющие их органы, организации, институты, структуры, к которым относятся:
(слайд 60
1) государство;
2) государственные ведомства и учреждения;
3) органы местного самоуправления;
4) внебюджетные фонды;
5) общественные, религиозные, благотворительные, иные негосударственные объединения;
6) коммерческие структуры и бизнес;
7) профессиональные работники, занимающиеся разработкой социальной политики;
8) граждане.
Объектами социальной политики являются все население страны, отдельные граждане, социальные общества, объединенные конкретными связями и отношениями.
Предмет социальной политики – свойства, закономерности, содержательные отношения общества, процессы и формы общественной практики, которые представляют собой взаимодействие социальных групп по поводу их общественного положения.
Социальная политика основывается на принципах:
1) принцип социальной справедливости – целостная нравственная оценка отношений в обществе, определяющая как сами эти отношения, так и особенности взаимодействий между людьми;
2) принцип гуманизма – признание человека высшей ценностью, защита его достоинства и гражданских прав, создание условий для всестороннего развития способностей личности (составной частью гуманизма является воспитание);
3) принцип доверия, который, одной стороны, определяется экономическим, материальным благосостоянием, а с другой, влияет на повышение эффективности деятельности властей;
4) принцип индивидуальной социальной ответственности – требует от человека, семьи, группы использовать максимум усилий для самопомощи, само обеспечения;
5) принцип социального партнерства – система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношении («трипартизм» – в урегулировании социально-трудовых отношений участвуют три стороны – организации, представляющие интересы наемных работников, объединения работодателей, государство);
6) принцип солидарности – взаимная поддержка, ответственность, основанные на этических принципах; сплоченность, единство социальных слоев общества, взаимосвязь между различными социальными группами (семья, община, страховое общество, государство), объединениями;
7) принцип много субъектности – учет интересов различных слоев, социальных групп, общности (государство, являясь главным субъектом социальной политики, призвано учитывать интересы всех социальных групп, страт общества, создавать оптимальные условия для участия всех заинтересованных субъектов общества в формировании национальной социальной политики, способствовать социальному компромиссу в общественных межсубъектных отношениях);
8) принцип социальных гарантий – предусматривает предоставление гражданам гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, профессиональной подготовке и рациональному трудоустройству, способных обеспечить необходимое развитие личности и жизнедеятельность человека (равные права и возможности всем гражданам в получении определенного законодательством минимума);
9) принцип субсидиарности – предусматривает оказание предпочтения общественным инициативам, по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий в области социальной политики; предусматривает законодательное регулирование взаимодействия государственных и негосударственных структур в социальной сфере и поддержку последних;
10) принцип личной ответственности – требует от индивида, семьи, малой группы приложения максимальных усилий для самопомощи и самообеспечения;
11) принцип социальной ответственности – политическая и экономическая деятельность, проводимая органами государственной власти на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, а также неправительственными организациями и другими субъектами социальной политики;
12) принцип социального самоуправления – коллективное управление, участие всех членов организации, населения в деятельности соответствующего органа управления (например, создание в 2005 г. Общественной палаты, которая призвана выражать интересы народа);
13) принцип социального конформизма – согласие, согласованность между социальными интересами работающих и неработающих (пенсионеры, инвалиды);
14) принцип общественного контроля – законодательное регулирование взаимодействия государственных и негосударственных структур в социальной сфере, приоритет отдан общественной инициативе.
Социальная политика выполняет следующие функции:
(слайд 8)
1) обеспечение социальной устойчивости общества, социальной безопасности общества и власти;
2) обеспечение такого распределения власти в хозяйстве (собственности), которое признавалось бы большинством справедливым, не требующим борьбы за передел;
3) налаживание такой системы распределения экономических ресурсов и экономического эффекта, которая более или менее устраивает подавляющее большинство населения
4) обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня социальной защищенности как населения в целом, так и каждой его социальной группы;
5) выражение, защита, согласование интересов социальных групп и слоев общества, отдельных его членов;
6) оптимальное разрешение общественных противоречий в социальной сфере, осуществление «диалога» между гражданами и государством;
7) интеграции различных слоев населения, гармонизация их интересов, поддержание целостной общественной системы, стабильности и порядка;
8) управление социальными процессами;
9) гармонизация общественных отношений, управление социальным развитием общества.
Направления социальной политики:
(слайд 9)
1) политика доходов населения – жизненный уровень, потребительская корзина, благосостояние;
2) политика в сфере труда и трудовых отношений (оплата труда и социальное страхование, занятость населения);
3) социальная защита нетрудоспособных и малоимущих слоев населения (пенсионное обеспечение, социальное обслуживание, социальные гарантии и др.);
4) основные направления развития отраслей социальной сферы (охрана здоровья, образование, наука, культура, физическая культура и спорт);
5) социоэкологическая политика;
6) политика в области современной инфраструктуры (жилье, транспорт, дороги, связь, торговое и бытовое обслуживание);
7) миграционная политика (вынужденная миграция, защита прав и интересов соотечественников за рубежом, внешняя трудовая миграция и др.);
8) политика в отношении отдельных категорий населения (молодежная, семейная, политика в отношении пожилых и инвалидов, молодежи, гендерная политика).
Уровни социальной политики: - федеральный уровень, - региональный уровень, - муниципальный уровень, - корпоративный уровень
Основным субъектом реализации социальной политики в современном мире является государство, которое определяет цели социального развития общества, комплекс мер по их достижению; осуществляет регулирующие функции в отношении негосударственных субъектов социальной политики.
Государственные органы, органы местного самоуправления реализуют социальную политику по достижению социальных целей и результатов, связанных с повышением благосостояния населения, улучшением качества его жизни, обеспечением социально- политической стабильности, социального партнерства в обществе.
Государственная социальная политика – это, во-первых, действия государства в социальной сфере, преследующие цели, соотнесенные с конкретно-историческими обстоятельствами, подкрепленные необходимыми и пропагандистскими усилиями, финансовыми ресурсами и рассчитанные на определенные этапные результаты, а, во-вторых, совокупность общественных взаимоотношений власти и объектов социальной политики в целях обеспечения развития общества, его устойчивости и социальной безопасности.
Основными компонентами содержания государственной социальной политики являются: определение государственных приоритетов; выработка государственной стратегии социальной политики; реализация всего процесса социальной политики; политика доходов, цен, занятости; развитие социальной инфраструктуры (науки, культуры, образования, здравоохранения); развитие системы социальных гарантий и социальной защиты.
Государственная социальна политика направлена на смягчение социальной дифференциации, вызываемой действием рыночных механизмов; установление динамического равновесия между экономической эффективностью и социальной справедливостью; служит достижению баланса интересов, поддержанию социального консенсуса и призвана стимулировать экономическую активность различных групп, слоев населения.
Проблемы государственной социальной политики отражены в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, бюджетных посланиях Президента, Постановлениях Правительства, Постановлениях Федерального Собрания Российской Феде- рации, федеральных законах.
(слайд 10)
Основными видами деятельности по реализации социальной политики являются правотворческая деятельность законодательных органов; организационно-управленческая, финансово-экономическая, прогнозная, др. деятельность исполнительных органов; контролирующая, надзорная деятельность судебных органов; совместная деятельность каждой из ветвей власти с социально-профессиональными и другими объединениями граждан.
В демократическом обществе социальная политика представляет собой совместную функцию демократического государства и других субъектов гражданского общества (не сводится только к деятельности органов власти, занимающихся социальными вопросами).
В разработке и реализации социальной политики участвуют три стороны: власть – законодательная, исполнительная, судебная; общество – общественно-политические институты; население – социально-профессиональные, др. объединения граждан
Гарантом социальной политики является государство. Центральными проблемами социальной политики являются: социальная и экологическая ориентация экономики; - укрепление национальной и международной безопасности, - переход стран к моделям устойчивого развития, обеспечивающего равенство интересов настоящего и будущего поколений.
Сильной государственную социальную политику можно назвать при следующих условиях:
(слайд 11)
1) государство выполняет свои конституционные функции по обеспечению прав, гарантий и свобод граждан в социальной сфере;
2) государство совместно с другими субъектами гражданского общества вырабатывает стратегию и приоритеты социальной политики, организует их практическое воплощение в жизнь;
3) всем социальным группам обеспечивается реальные возможности удовлетворения своих интересов в рамках социального мира;
4) социальная политика реально обеспечивает гармонизацию общественных отношений, социальную устойчивость и социальную безопасность общества;
5) целенаправленное и интенсивное воздействие власти на объекты социальной политики с целью получения намеченных и реальных результатов;
6) получение конкретных результатов деятельности;
7) эффективность предполагает оценку достижения поставленных обществом перед социальной политикой целей и задач, оптимальное соотношение полученных результатов и издержек, связанных с этим процессом.
Таким образом, социальная политика является важнейшей функцией социального государства, относящейся к социальной сфере. Это целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе, предоставления ему социальных гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны. Стратегическими целями государственной социальной политики современной России являются:
1) создание условий для реализации гражданами своих прав на образование, по своей структуре и качеству соответствующее потребностям развития экономики и гражданского общества;
2) - улучшение состояния здоровья населения на основе реально доступной широким слоям населения медицинской помощи и повышения качества лечебных услуг, развития массовой физической культуры и спорта;
3) развитие культурного потенциала и сохранение культурного наследия страны, обеспечение единства культурного пространства и доступности культурных ценностей широким слоям населения;
4) создание эффективного цивилизованного рынка труда;
5) усиление адресности социальной поддержки населения;
6) обеспечение финансовой устойчивости пенсионной системы, повышение реального размера пенсий;
7) создание условий для осуществления права граждан на жилище с учетом их платежеспособного спроса и в соответствии с социальными стандартами жилищных условий
Достижение поставленных целей приходится осуществлять на фоне внешних и внутренних вызовов. К внешним вызовам можно отнести:
(слайд 12)
1) глобальный финансово-экономический кризис, связанный с нерешенностью фундаментальных проблем структурных дисбалансов потребления и накопления, неравномерности развития экономик разных регионов мира, регулирования финансовых рынков и потоков капитала;
2) международную политическую нестабильность – рост терроризма, с одной стороны, и усиление потока беженцев в развитые, социально ориентированные страны Европы, с другой;
3) введение санкций против России, что оголило ряд отраслей, ориентированных на импортозамещение, потребовало развития собственных (например, сельского хозяйства, пищевой промышленности и др.).
К внутренним вызовам можно отнести;
1) замедление роста экспорта энергоносителей, что составляет основу доходов государства, формирует бюджет;
2) замедленные темпы демографического развития, несмотря на наметившийся прирост населения в последние годы, что было отмечено в Послании Президента РФ, ведущие к серьезному тормозу экономического роста
3) неразвитость гражданского общества, отсутствие политической культуры у граждан РФ;
4) отсутствие осознания гражданами РФ необходимости социально-политической сплоченности, осознание ими своих культурно-духовных традиций, способствующих сохранению идентичности, национальной безопасности, суверенитету государства в современном глобальном мире.
Социальная политика направлена на защиту всех элементов структуры общества, а также отдельных личностей от деструктивных процессов, имеющих место в обществе на определенных этапах его развития. Социальная политика должна содержать стратегические установки, направленные на достижение крупномасштабных целей. Формирование социальной политики происходит на основе информации, получаемой в результате сбора статистических данных и проведения социологических исследований. Осмысление и анализ полученной информации позволяют выработать социальную стратегию по реализации социально значимых целей и решению социальных задач общества.
(слайд 14)
Социальная политика на территории Российской Федерации начала реализовываться начиная с момента утверждения советской власти с стране, то есть с 1917-го года. Несмотря на то, что в тот период в стране была разруха и зачастую фактическое наполнение государственных социальных гарантий было крайне скудным, именно начиная с 1917-го года на территории современной России действуют те институты государственной власти, к которым мы привыкли и которые считаем такими сами собой разумеющимися.
Так, на основании декрета СНК РСФСР от 31 октября 1918 г. «Положение о социальном обеспечении трудящихся» гарантировался переход от социального страхования к социальному обеспечению всех членов трудовой коммуны, источником существования которых являлся собственный труд. Были установлены следующие виды материального обеспечения и услуг: пособия по временной нетрудоспособности, безработице, беременности и родам, на рождение ребенка, погребение, пенсии по инвалидности, медицинскую помощь, протезирование и др.
Декрет СНК РСФСР от 3 октября 1921 г. «Об обеспечении безработных» предоставлял право на государственное социальное обеспечение при безработице лицам, зарегистрированным в Отделе Труда и не имеющих других средств существования: квалифицированным рабочим государственных предприятий, лишившихся заработка в связи с сокращением штатов, закрытием предприятия; неквалифицированным рабочим, служащим государственных предприятий, уволенных в связи с сокращением штатов, закрытием предприятия, которые проработали по найму не менее трех лет. Право на социальное обеспечение не предоставлялось безработным, оставившим работу самовольно, имеющим побочные заработки, доходы
Однако, следует отметить, что социальное обеспечение крестьян не вошло в государственную систему и осуществлялось за счет организаций крестьянской взаимопомощи. Декрет ВЦИК РСФСР и СНК РСФСР от 25 сентября 1924 «Положение о крестьянских обществах взаимопомощи» обязывал крестьян предоставлять обеспечение семьям военнослужащих, инвалидам и всем беднейшим гражданам дерев- ни, содействовать государственным органам в оборудовании, содержании и снабжении находящихся в районе действия общества инвалидных учреждений, больниц, школ, детских домов, очагов, яслей, бесплатных столовых. Не имели право на обеспечение за счет государственной системы и ремесленники.
(слайд 15)
Советская власть проводила политику ограничения прав в области социального обеспечения также по отношению к выходцам из дворянства, буржуазии, духовенства, бывших высших государственных чиновников проводилась. Декрет СНК РСФСР от 11 декабря 1917 г. «О прекращении выдачи из средств Государственного Казначейства пенсий, превышающих 300 руб. ежемесячной выдачи одному лицу или семейству» отменил выплату пенсий, превышавших 300 руб. в месяц
Однако, позднее Союзный Совет социального страхования при НКТ СССР принял Постановление от 21 февраля 1929 г. «О лишении права на пенсию - пособие по безработице бывших помещиков, фабрикантов, жандармов, полицейских, руководителей контрреволюционных банд и т.п.». Названные лица получили право на соответствующие виды социального обеспечения только после восстановления их в избирательных правах (после принятия Конституции 1936 г.)
Советская власть оказывала социальную поддержку и политическим категориям получателей. Так, помощь оказывалась семьям красноармейцев, жертвам контрреволюций, бывшим политическим заключенным, политическим эмигрантам, беженцам, советским работникам и их семьям. Составной частью социальной работы стала борьба с нищенством, проституцией и бродяжничеством.
Необходимыми условиями социального обеспечения являлись:
(слайд 16)
1) потеря постоянной (инвалидность, старость) или временной (беременность, болезнь) трудоспособности;
2) отсутствие средств к существованию (смерть кормильца);
3) наличие социальных рисков (массовый голод, пожар, затраты на погребение и др.).
Важнейшим решением Советской власти стало уравнение прав мужчин и женщин. 10 июля 1918 г. V съезд Советов утвердил первую Конституцию РСФСР, на основании ст. 22 которой все граждане наделялись равными правами независимо от расовой и национальной принадлежности и пола.
Таким образом, уже в первые годы существования Советской власти государство взяло на себя следующие функции: нормирование заработной платы; учет и распределение рабочей силы; установление общих норм пенсии и пособий; охрану материнства и детства; обеспечение инвалидов; медицинское обеспечение; социальное страхование рабочих.
Немаловажное значение Советская власть придавала социальной защите детей, исходя из того, что при социализме забота о воспитании и содержании детей должна принадлежать обществу в целом, а не отдельным гражданам.
В ноябре 1922 г.был принят Трудовой кодекс, соответствующий провозглашенной в 1921 г. Новой экономической политике
Кодекс устанавливал: 8-часовой рабочий день, непрерывный отдых (не менее 42 часов); ежегодный очередной оплачиваемый 2-недельный отпуск; запрещал эксплуатация детского труда до 16 лет; предусматривал для женщин освобождение от работ на время до и после родов (6 недель до и 6 недель после - для работников умственного труда, 8 недель - для работников физического труда), дополни- тельные (кроме обеденных) перерывы для кормления грудных детей
Кодексом устанавливался список государственных праздников, вводилось понятие профессий «конторского и умственного труда», определялась обязанность коллективных соглашений об оплате и условиях труда и правилах внутреннего распорядка, вводилось обязательность минимальной заработной платы, тарифное регулирование оплаты труда. Однако, в Кодексе отсутствовало понятие «пенсия по старости», но декларировалось право на социальное обеспечение при инвалидности
В августе 1925 г. было принято «Положение об обеспечении в порядке социального страхования инвалидов труда и членов семейств, умерших или безвестно отсутствующих инвалидов труда», на основании которого человек получил право на получении пенсии в случае достижения 50 лет, потери трудоспособности и наличия 8-летнего трудового стажа (размер пенсии составил 40 % средней заработной платы)
Постановлением Наркомтруда СССР от 5 января 1928 года «О предоставлении пенсионного обеспечения престарелым рабочим предприятий текстильной промышленности» впервые были установлены пенсии по старости для рабочих текстильной промышленности. Был определен возраст для получения пенсии по старости: для мужчин – 60 лет, для женщин – 55 лет; установлен трудовой стаж – не менее 25 лет, необходимый для назначения пенсий одинаковый для мужчин и женщин.
(слайд 17)
Кроме того, были введены персональные пенсии, назначаемые деятелям партии, революции, науки.
Огромное внимание уделялось реабилитации инвалидов, которая осуществлялась через общественные организации – Всероссийский союз кооперации инвалидов (Всекоопинсоюз), Всероссийское общество слепых (ВОС), Всероссийское объединение глухонемых (ВОГ), находившиеся под контролем государства. Трудоустройство инвалидов было поручено собесам. В 1931 г. при Народном комиссариате социального обеспечения был создан Совет по трудоустройству инвалидов, на промышленных предприятиях введено обязательное бронирование 2% рабочих мест для инвалидов. Кроме того, была утверждена новая классификация инвалидности, основанная на критерии «возможности-невозможности» человека осуществлять трудовую деятельность и самообеспечение.
В 30-е годы в СССР был введен 7-часовой рабочий день и пятидневная рабочая неделя, часть рабочих имела 6-часовой рабочий день
Важным событием в развитии социального государства стало принятие 5 декабря 1936 г. VIII Всесоюзным чрезвычайным съездом Советов новой Конституции, в которой были закреплены права граждан на труд, социальное обеспечение, бесплатное медицинское обслуживание и образование. Впервые в Конституции декларировались равные без исключения права всех граждан. Так, были сняты ограничения для лиц, ранее лишенных избирательных прав, уравнены права рабочих и служащих в пенсионном обеспечении.
Таким образом, к середине 30-х гг. СССР приобрел характеристики первичного социального государства, особенностью которого являлись то, что государство взяло на себя все социальные функции и социальную ответственность, проводило жестко централизованную социальную политику, которая рассматривалась как важнейшая составляющая идеологического и организационного сплочения народа.
(слайд 18)
Однако, начавшаяся 22 июня 1941 г. Великая Отечественная война, прервала строительство социального государства. Многие постановления правительства были отменены, страна, все граждане работали только на победу. В годы войны приоритетное место в оказании социальной помощи отводилось участников войны их родственников, инвалидам войны, беременным женщинам, детям-сиротам. Кроме того, государство выделяло средства на пособия нуждающимся гражданам, эвакуировало детей
В 1953 г. был провозглашен курс на повышение благосостояния народа. К началу 1950-х гг. был восстановлен 8-часовой рабочий день, введены отпуска, отменены сверхурочные работы, карточная система на продовольственные и промышленные товары, введенная в годы войны
В середине 1950-х гг. сумма ассигнований на выплаты по социальному страхованию, пособия, пенсии, стипендии учащимся, на бесплатное медицинское обслуживание, народное образование стала равняться трети всех расходов государственного бюджета СССР.
В 1949 г. вместо НКСО было создано Министерство социального обеспечения, на которое возлагаются следующие функции: выплата пенсий; организация врачебно-трудовой экспертизы; трудовое устройство и профессиональное обучение инвалидов; материально- бытовое обслуживание пенсионеров, многодетных и одиноких материй; предоставление протезно-ортопедической помощи.
В январе 1961 г. изменяется положение о Министерстве социального обеспечения РСФСР, где его функции по сравнению с 1937 г. значительно расширяются 2 . На Министерство возлагались следующие задачи: всемерное развитие дела социального обеспечения в целях наиболее полного удовлетворения социальных потребностей престарелых и нетрудоспособных граждан; руководство работой по назначению и выплате пенсий и пособий; организация врачебно-трудовой экспертизы и руководство ею; трудовое устройство и профессиональное обучение инвалидов; материально-бытовое обслуживание пенсионеров, организация протезно-ортопедической помощи населению; материально-бытовое и культурное обслуживание граждан, находящихся в домах для престарелых и инвалидов, платных пансионатах для престарелых граждан; наблюдение и контроль над деятельностью Всероссийского общества слепых и Всероссийского общества глухих
В конце 50-х – начале 60-х гг. ХХ в. была изменена система оплаты труда:
(слайд 19)
1) вводится единая система ставок и окладов (ЕТС) с учетом отраслей, производств и категорий работающих;
2) упорядочивается оплата труда в промышленности, строительстве, на транспорте и в связи;
3) повышается заработная плата низкооплачиваемым категориям рабочих и служащих
4) вводится 7-часовой рабочий день (средняя продолжительность рабочей недели составила 40 ч.).
Особое значение для социальной направленности государства имело принятие 14 июля 1956 г. закона «О государственных пенсиях», который улучшал пенсионное обеспечение трудящихся. Так, был расширен круг лиц, имеющих право на пенсию, увеличен размер пенсии, были введены «льготные», досрочные пенсии для отдельных категорий работников особых производств и особо социально незащищенных – многодетных матерей и слепых. Закон устанавливал единый критерий для назначения пенсий: возраст (для мужчин 60 лет, для женщин – 55), трудовой стаж (для мужчин 25 лет, для женщин – 20), среднемесячный размер заработной платы. Был установил мини- мум и максимум пенсионных выплат, а для категории низкооплачиваемых работников повышались пенсионные ставки.
Особые льготы получили женщины. На основании ст. 10 Закона женщины, родившие пять и более детей и воспитавших их до восьми- летнего возраста, имели право на пенсию по старости по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 15 лет, если они не имели право на пенсию по старости в более раннем возрасте. Многодетные матери имели право пользоваться этой льготой независимо от того, проживали ли дети совместно с матерью или отдельно от нее
В 1964 г. был принят Закон «О пенсиях и пособиях членам колхозов», который в первые в истории Советского государства устанавливал пенсии по старости, инвалидности и потере кормильца для всех колхозников; пенсионный возраст для мужчин-колхозников с 65 лет, женщин с 60 лет
В 1968 г. колхозники получили право на пенсию по старости с такого же возраста, как рабочие и служащие. В результате к середине 60-х гг. в СССР сложилась государственная система всеобщего пенсионного обеспечения по старости для работающего населения, которая затем многократно модифицировалась
Важным для повышения благосостояния советских людей стали решения XXIV съезда КПСС, состоявшегося в 1971 г. Была поставлена задача значительного усиления социальной ориентации экономики.
(слайд 20)
Таким образом, в данный период система социальной защиты складывается в трех направлениях: государственное социальное обеспечение, осуществляемое за счет государственных, республиканских, местных бюджетов; государственное социальное страхование, обеспечиваемое за счет страховых взносов предприятий, дотаций государства; социальное обеспечение колхозников, осуществляемое за счет средств колхозов и дотаций государственного бюджета.
К 70-м гг. XX в. в СССР сложился этап предоставления государством социальных услуг. Основными принципами социального обеспечения в СССР являлись: всеобщность социального обеспечения, многообразие видов обслуживания, обеспечение граждан различными видами социальной помощи.
В истории России был такой примечательный этап, как построение социализма в отдельно взятой стране: этот этап продлился с 1970-х гг. до самого конца существования советского государства. Данный период характеризуется развитием социальной защиты населения; здравоохранения, доступностью медицинского обслуживания (обеспеченность больницами, поликлиниками, санаторно- курортным лечением, медикаментами); образования; обеспечением населения социальным жильем. Дети обеспечивались детскими садами, яслями, лагерями летнего отдыха, пенсионеры получали, не- обходимое им социальное обслуживание. Показателем достойного социального положения граждан является самая низкая в мире детская смертность (6-7 человек на 1000) и средняя продолжительность жизни (70 лет).
Социальная политика этого времени была ориентирована на поддержание стабильного, однородного, но невысокого уровня жизни, что достигалось с помощью регулированием заработной платы (примерно одинаковая у всех), фиксированием цен на товары народного потребления
Достижения Советского государства были зафиксированы в Конституции СССР 1977 г., в которой декларировалось, что в СССР по- строено развитое социалистическое общество как закономерный этап на пути к коммунизму. Целью государства явилось расширение реальных возможностей для применения гражданами своих творческих сил, способностей и дарований, всестороннего развития личности; повышение оплаты труда, реальных доходов трудящихся на основе роста производительности труда; дальнейшее развитие системы здравоохранения, социального обеспечения, торговли и общественно- го питания, бытового обслуживания и коммунального хозяйства, образования и науки.
Конституция констатировала, что в стране созданы и развиваются государственные системы здравоохранения и социального обеспечения, которые гарантируют равенство прав женщин и мужчин; право граждан на охрану здоровья; право на материальное обеспечение (ст. 43) и осуществление заботы государства о семье.
(слайд 21)
Однако, многое так и осталось декламацией. Командно-административные методы управления противоречили свободному экономическому развитию, сдерживали индивидуальные экономические инициативы, т.к. социально-политической задачей Советского государства являлось обеспечение реального социального равенства людей, усиление социальной однородности общества
Возникшие еще в 60-е гг. XX в. экономические трудности в 80-е привели к упадку сельскохозяйственного и промышленного производства, увеличению дефицита потребительских товаров, что порождало негативные явления – спекуляцию, воровство.
Все это способствовало снижению роста благосостояния народа, доходов на душу населения, развитию неквалифицированного труда.
Провозглашенный по инициативе Горбачева М.С. в апреле 1985г. на Пленуме ЦК КПСС курс на ускорение социально-экономического развития страны, предполагающий ускорение социально-экономического развития страны за счет перераспределения финансовых потоков и новой структурной политики, не только не оправдал ожидаемых надежд, а ускорил деструктивные явления, которые привели к краху могущественного государства.
(слайд 22)
Советский тип социального государства является примером государства социальных услуг, особенностью которого было, с одной стороны, развитие социального государства при существовании командно-административной системы управления, идеологической основы, охватывающей все сферы, а, с другой - отсутствие гражданского общества, экономических и социальных стимулов развития.
После краха советского государства последовал период реформирования социальной сферы, который продлился с 1991 г. до 2004 г. После распада СССР приоритетной задачей нового государства стала социальная защита населения, ставшего заложником реформирования новой России. Вот почему еще до принятия Конституции 1993 г. были приняты законы, обеспечивающие социальную защиту населения. Прежде всего, были приняты меры по защите материнства и детства. В законе «О дополнительных мерах по охране материнства и детства» были определены продолжительность, порядок исчисления отпуска по беременности и родам, установлено единовременное пособие женщинам, ставшим на учет в женской консультации в ранние сроки беременности, дополнительно к пособию по беременности и родам
С целью социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, были приняты неотложные меры по обеспечению их продуктами питания, одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием.
(слайд 23)
Были приняты меры по защите инвалидов. Так, в целях улучшения обеспечения инвалидов специальными транспортными средствами в условиях либерализации цен в 1992 г. были приняты Указ Президента РФ «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» Постановление Правительства РФ «О мерах по социальной защите инвалидов, нуждающихся в специальных транспортных средствах», а также ряд других документов 1 . Особое значение в условиях политической изоляции России, стремления антироссийских сил пересмотреть историю (прежде всего Великой Отечественной войны), имела забота о ветеранах. С этой целью был принято Постановление Президиума Верховного Совета РФ «О проекте Закона Российской Федерации «О ветеранах войны и Вооруженных Сил».
В связи с ухудшением социально-экономического положения населения РФ и ростом безработицы особое значение имело решение проблемы занятости населения. С этой целью были внесены поправки в Закон РСФСР «О занятости населения в РСФСР». На основании Закона занятыми считались граждане, являющиеся трудоспособными, обучающиеся в общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах, проходящие очный курс обучения в высших, средних специальных и др. учебных заведениях. Безработными признавались трудоспособные граждане, которые не имеют работы, заработка, зарегистрированы в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовы приступить к ней.
В целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования, повышения контроля за правильным, эффективным расходованием средств социального страхования был создан Фонд социального страхования
Позднее был принят Закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации», который регулировал отношения в области страхования между страховыми организациями и гражданами, пред- приятиями, учреждениями, организациями, отношения страховых организаций между собой, устанавливал основные принципы государственного регулирования страховой деятельности.
Ключевую роль в развитии социального государства сыграла Конституция РФ 1993 г., в которой было провозглашено, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Приоритетными направлениями социального государства является охрана труда и здоровья людей, обеспечение гарантированного минимального размера оплаты труда, государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов, пожилых граждан, развитие системы социальных служб, выплата государственных пенсий, пособий и др. Конституция РФ разграничила полномочия в проведении социальной политики между федеральными и региональными органами власти.
(слайд 24)
За федеральными органами власти были закреплены: принятие парламентских актов, регулирующих общие принципы социальной политики; определение единых федеральных минимальных социальных гарантий в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, социальных пособий, медицинского обслуживания, образования, культуры; разработка и финансирование целевых социальных программ; формирование и управление внебюджетных государственных социальных фондов, определение условий и порядка компенсации денежных доходов и сбережений населения в связи с инфляцией; финансирование объектов социальной инфраструктуры, находящихся в федеральном ведении
К компетенции региональных органов власти были отнесены: обеспечение функционирования учреждений социальной инфраструктуры, находящихся в их ведении; принятие нормативных актов, регламентирующих порядок организации и предоставления социальной помощи населению регионов; определение и реализация обеспечения слабо защищенных слоев населения товарами, продуктами и услугами; разработка и реализация региональных социальных программ (с 2015 г. в их компетенцию было отнесено финансирование льгот ряда категорий – ветераны труда, труженики тыла и др.)
(слайд 25)
Огромное значение имела защита прав и законных интересов детей и их семей. На основании принятого Семейного кодекса РФ были установлены права детей в семье, ребенком было признано лицо, не достигшее 18 лет. Кодекс устанавливает: основные права детей в семье, реализация которых обеспечивает ребенку возможности для нормального развития и получения надлежащего воспитания (право жить и воспитываться в семье); ответственность за воспитание детей на его родителей; гарантирует ребенку право жить вместе со своими родителями; определяет судьбу детей, оставшихся по каким- либо причинам без родительского попечения
Цели государственной политики в интересах детей были определены ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», предусматривающего осуществление прав детей, недопущение их дискриминации, восстановление их прав в случаях нарушений, формирование правовых основ гарантий прав ребенка. К таким целям были отнесены – содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности. Кроме того, Закон определяет круг полномочий органов государственной власти РФ на осуществление гарантий прав ребенка, устанавливает основные направления обеспечения прав ребенка, организационные основы гарантий прав ребенка
Особое значение имело создание системы профилактики безнадзорности, создание гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Этому содействовали принятые законы.
ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» определяет категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, основания проведения такой работы; устанавливает полномочия, обязанности, основные направления деятельности в области профилактики безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних для комиссии по делам несовершеннолетних, органов управления социальной защитой населения, учреждений социального обслуживания, образования, здравоохранения, внутренних дел, работающих с детьми; определяет принципы производства по материалам о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа; устанавливает гарантии соблюдения прав несовершеннолетних
ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением, обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Позднее был принят ФЗ «Об опеке и попечительстве», определивший полномочия органов опеки и попечительства. Закон закрепляет правовой статус опекунов и попечителей; конкретизирует процедуры установления и прекращения опеки и попечительства; устанавливает ответственность опекунов (попечителей) и органов опеки и попечительства за нарушение прав и законных интересов подопечных граждан.
(слайд 26)
В целом же можно сказать, что социальная политика стала основной составляющей внутренней политики государства: именно защиты и поддержки со стороны государства общество ожидает в первую очередь. С другой стороны, реализация политики по социальной защите населения в полном объеме сталкивается с рядом существенных препятствий, - как объективных, так и субъективных. К первым следует отнести ограниченные возможности федерального и региональных бюджетов, постоянное увеличение количества людей, которые рассчитывают на социальную защиту. К субъективным же препятствиям следует отнести нерациональное распределение благ в обществе, проблемы с методическим обеспечением системы социальной защиты населения.
В Российской Федерации социальная защита населения важна еще и потому, что именно с данной системой население ассоциирует эффективность государственного управления и государственной политики как таковых. Действенное социальное обеспечение ассоциируется с действенной и успешной государственной политикой.
Собственно, это все, что мне хотелось сказать сегодня. На этом лекция окончена, спасибо за внимание!