Социальная педагогика
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Термин «социальная педагогика» был предложен немецким педагогом Фридрихом
Адольфом Вильгельмом Дистервегом в середине XIX в., но стал активно употребляться в
начале XX в.
Социальная педагогика – это отрасль педагогического знания, исследующая
явления и закономерности целесообразно организованного педагогического влияния
(социального воспитания, социального обучения, социально-педагогической помощи и др.)
на социальное развитие, становление, формирование человека, независимо от того, протекает
ли оно в условиях «нормы» либо «отклонения от нормы».
Объектом изучения социальной педагогики являются процесс и возможности
педагогического влияния на социальное развитие, становление, формирование человека,
независимо от того, протекает ли оно в условиях «нормы» либо «отклонения от нормы».
Предмет социальной педагогики – педагогические аспекты социального
становления и развития человека (воспитательные силы общества и способы их
актуализации, пути интеграции возможностей общественных, государственных и частных
организаций в целях создания условий для развития, ценностной ориентации и позитивной
самореализации человека).
Социальная педагогика изучает социальное воспитание человека, реализуемое
фактически на всех этапах его жизни.
Развитие, воспитание, социализация
Развитие человека может быть условно разделено на «природное» – физическое,
физиологическое и «социальное» – усвоение и воспроизводство культурных ценностей и
социальных норм, саморазвитие и самореализацию.
Развитие человека – общий процесс становления человека.
Социализация – развитие, обусловленное конкретными социальными условиями:
- стихийное взаимодействие с обществом в различных жизненных
обстоятельствах;
- влияние государства на обстоятельства жизни тех или иных категорий людей;
- целенаправленное создание условий для развития человека (воспитание);
- саморазвитие и самовоспитание человека.
Воспитание – относительно социально контролируемый процесс развития человека в
ходе его социализации.
Семейное воспитание – объект семейной педагогики.
Религиозное воспитание – объект конфессиональной педагогики.
Воспитание государством и обществом в создаваемых для этого организациях –
социальное воспитание (общественное), которое и является объектом изучения социальной
педагогики.
Задача социальной педагогики – охарактеризовать картину социальнопедагогической действительности:
- понять, что неизбежно произойдет или может произойти в жизни человека
того или иного возраста в тех или иных обстоятельствах;
- научиться (уметь) создать благоприятные обстоятельства для развития
человека, для предотвращения «сбоев» в процессе его социализации;
1
- узнать, как можно уменьшить эффект влияния тех неблагоприятных
обстоятельств, в которые человек попадает, эффект того нежелательного, что
случается в процессе социализации человека.
Общая цель социальной педагогики – научно-педагогическое обеспечение
социальной работы и формирование регулируемых отношений в макро- и микросоциуме.
Категории социальной педагогики
Социальная среда – целостное психосоциальное пространство, образованное
определенным кругом лиц и многообразием факторов.
Микросоциум – ближайшее окружение
человека: семья,
школа; зона
непосредственного взаимодействия человека и среды, где осуществляется его повседневная
деятельность, отношения и общение.
Социальное воспитание – создание условий и стимулирование развития человека,
его социального становления с учетом и использованием всех социальных влияний и
воздействий.
Социальный педагог – специалист, который оказывает помощь детям и семье в
решении проблем в процессе социализации.
Социализация – процесс «вхождения» ребенка в общество, приобретение им
определенного социального опыта (в виде знаний, ценностей, правил поведения, установок,
качеств).
Социальная работа – специфический вид профессиональной деятельности, оказание
государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения
культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление
индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц.
Социальное конструирование – особая форма оказание социальной помощи путем
психологического воздействия на человека или малую группу в целях их социализации,
восстановления и оптимизации их социальных функций, ориентиров, выработки социальных
форм общения.
Социальная поддержка – это комплекс социальных мер, направленных на создание
и поддержание достойных условий жизни семьи, детей для удовлетворения их жизненных
потребностей и оказание помощи в профессиональном самоопределении.
Социальная помощь – это система гуманитарных услуг: правоохранительных,
образовательных, реабилитационных, консультационных, благотворительных, которые
оказываются социально незащищенным людям в целях улучшения их социального
положения.
Разделы социальной педагогики
Философия социального воспитания разрабатывает трактовку сущности
социального воспитания и его задач; подходы к соотношению развития, социализации и
воспитания; определяет ценности и принципы социального воспитания и т. д.
Социология социального воспитания исследует социализацию как контекст
социального воспитания и социальное воспитание как составную часть социализации.
2
Социально-педагогическая виктимология исследует те категории людей, которые
стали или могут стать жертвами неблагоприятных условий социализации, в ней
определяются направления социальной и педагогической помощи им.
Теория социального воспитания описывает, объясняет и прогнозирует
функционирование социального воспитания.
Связь социальной педагогики с другими науками
Психология социального воспитания на основе социально-психологических
характеристик групп и человека, их особенностей на различных возрастных этапах выявляет
психологические условия эффективности взаимодействия субъектов социального
воспитания.
Методика социального воспитания отбирает из практики и конструирует новые
способы целесообразной организации социального воспитания.
Экономика и менеджмент социального воспитания исследуют, с одной стороны,
потребности общества в определенном качестве «человеческого капитала», а с другой –
экономические ресурсы общества, которые могут быть использованы для организации
социального воспитания.
Разрабатывая свой круг проблем, социальной педагогике необходимо широко
опираться на историю педагогики (изучающую развитие педагогических идей и теорий),
историю воспитания (в ней идет речь о том, как складывалась практика воспитания на
различных этапах развития человечества в целом и в отдельных странах, обществах,
государствах в частности), сравнительную педагогику (изучающую теорию и практику
воспитания в зарубежных странах на современном этапе), дидактику.
Весьма важны и взаимополезны тесные теоретические и исследовательские
взаимосвязи социальной педагогики с семейной, конфессиональными и коррекционной
педагогиками.
Социальная педагогика очень тесно связана с теми отраслями педагогического
знания, сферой применения которых являются воспитательные и социализирующие человека
организации различного типа. Имеются в виду дошкольная педагогика, педагогика школы,
педагогика профессионального образования, педагогика закрытых учреждений различного
типа, педагогика детских и юношеских организаций, клубная педагогика, педагогика среды,
военная педагогика, производственная педагогика, педагогика временных объединений,
педагогика социальной работы и др.
Философия и социальная педагогика
Философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир и место в нем
человека.
Социальная педагогика, в частности ее раздел «Философия социального воспитания»,
исследуя свои проблемы, с большей или меньшей мерой осознанности исходит из
определенных взглядов на человека и его воспитание. В этих взглядах всегда можно
обнаружить те или иные философские основания.
3
Этика и социальная педагогика
Этика анализирует общие законы развития моральных представлений и отношений, а
также регулируемые ими формы морального сознания людей и их
Социология и социальная педагогика. Социология – наука о закономерностях
становления, функционирования и развития общества в целом, социальных отношений и
социальных общностей.
Этнология, этнопсихология и социальная педагогика
Этнология изучает бытовые и культурные особенности народов. Этнопсихология –
отрасль знания, изучающая этнические особенности психики людей, закономерности
формирования и функции этнических самосознания, стереотипов и т. д. Социология и
психология социального воспитания используют данные об этнических особенностях
возрастной периодизации жизненного пути человека, о факторах, определяющих положение
людей того или иного возраста и пола в этносе; об этнической специфике и закономерностях
социализации и воспитания; о каноне человека в различных этносах и т. д.
Социальная и возрастная психология и социальная педагогика
Социальная психология изучает закономерности поведения и деятельности людей,
обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические
характеристики самих этих групп. Возрастная психология изучает возрастные особенности и
динамику психики человека, а также возрастные факторы развития личности. Социальная
педагогика использует данные социальной и возрастной психологии, исследуя проблемы
социализации и виктимологии, разрабатывая психологию и методику социального
воспитания.
Функции социальной педагогики
Теоретико-познавательная функция – накапливает знания, синтезирует их,
стремится составить полную картину изучаемых ею процессов и явлений в современном
обществе, описывает, объясняет их, вскрывает их глубинные основания.
Прикладная функция – поиском путей и способов, выявлением условий
эффективного совершенствования социально-педагогического влияния на процесс
социализации в организационно-педагогическом и психолого-педагогическом аспектах.
Гуманистическая функция выражается в разработке целей совершенствования
социально-педагогических процессов, создающих благоприятные условия для развития,
ценностной ориентации личности и ее самореализации.
Социальная политика – одно из направлений внутренней политики государства.
Содержательно она направлена на решение таких задач, как управление социальным
развитием общества; обеспечение удовлетворения материальных и культурных потребностей
его членов; воспроизводство социальных ресурсов; регулирование процессов социальной
дифференциации общества; поддержание стабильности общественной системы.
Социальная политика определяется законодательными актами и реализуется
многочисленными государственными службами: образования, здравоохранения, социальной
защиты, труда и занятости и др.
4
Социальная педагогика и социальная работа
Социальная работа – профессиональная деятельность, связанная с оказанием
помощи индивидам, группам, общинам в целях улучшения или восстановления их
способности к социальному функционированию; созданием условий для достижения этих
целей в социуме.
В нашей стране социальная педагогика и социальная работа были изначально
узаконены как две разные социальные профессии, относящиеся к разным ведомствам,
предполагающие содержательно различную профессиональную подготовку.
Исторически социальная работа выросла из филантропической (благотворительной)
деятельности, которой занимались различные религиозные, общественные, а позднее и
предпринимательские организации (монашеские братства, Армия спасения, женские союзы и
др.). Филантропия изначально была направлена на помощь бедным, больным, бездомным,
сиротам и другим категориям обездоленного и социально незащищенного населения.
Каждого педагога можно считать социальным работником, однако далеко не все
социальные работники являются педагогами. Например, патронажные сестры, ухаживающие
за престарелыми, вряд ли могут быть отнесены к педагогам.
Социальной педагогикой исследуются явления действительности, связанные с
условиями и обстоятельствами социального становления человека, т. е. вхождения его в
общество, приобщения и приспособления к его нормам и правилам; тогда как теория
социальной работы изучает явления, характеризующие социальное функционирование
людей в обществе, уровень их жизни и способы их социального регулирования.
Социальные педагоги в своей работе опираются, прежде всего, на теоретические и
методические основы педагогической деятельности.
Социальные работники используют, в первую очередь, социологические теории и
технологии и социологические методы исследования для решения проблем, мешающих
человеку быть успешным, благополучным членом общества, жить полноценной жизнью
(психологический, медицинский, правовой, материальный и иной характер, могут быть
связаны с внешними, не зависящими от человека факторами (экологические, социальные,
техногенные, межнациональные и другие катаклизмы), или внутренними личностными
проблемами (нездоровье, отклонения в физическом или психическом развитии и пр.).
В поле же зрения социальной педагогики попадает человек, который требует помощи
в процессе его активной социализации – превращения индивида в социального субъекта или
ресоциализации (у человека по разным причинам нарушены связи с обществом, не
сформированы принятые в обществе социальные нормы и правила).
Определение социализации
В гуманитарные науки термин «социализация» пришел из политэкономии, где его
первоначальным значением было «обобществление» земли, средств производства и т. п.
Автором термина «социализация» применительно к человеку, очевидно, является
американский социолог Ф. Г. Гиддингс, который в 1887 г. в книге «Теория социализации»
употребил его в значении, близком к современному, – «развитие социальной природы или
характера индивида», «подготовка человеческого материала к социальной жизни».
5
Сущность социализации:
- приспособление – это процесс и результат становления индивида социальным
существом;
- обособление – это процесс и результат становления человеческой
индивидуальности.
Составляющие процесса социализации
В целом процесс социализации человека условно можно представить как
совокупность трех составляющих:
- стихийной социализации в процессе стихийного взаимодействия человека с
обществом и стихийного влияния на него различных, обычно
разнонаправленных, обстоятельств жизни;
- относительно направляемой социализации в процессе и в результате влияния
со стороны государства на обстоятельства жизни тех или иных категорий
граждан;
- относительно социально контролируемой социализации в процессе
планомерного создания обществом и государством условий для воспитания
человека.
Стихийная социализация происходит на протяжении всей жизни человека в процессе
его стихийного взаимодействия с обществом.
Конкретный человек взаимодействует не с обществом в целом, а с различными его
сегментами.
В последние два десятилетия в процессе стихийной социализации все большее
значение приобретает Интернет как глобальная сеть и как сегмент конкретного общества
(сегодня его, видимо, уже вполне правомерно рассматривать как один из социальных
институтов).
Социализация человека в виртуальном пространстве Интернета происходит в
процессе использования его ресурсов, среди которых особенно существенными являются
возможности для коммуникации с «виртуальными агентами социализации» на форумах, в
чатах, в блогах, интернет-пейджерах, on-line играх и т. п.
В зависимости от возраста, пола, индивидуальных особенностей, места жительства,
этноконфессиональной и социокультурной принадлежности человека набор сегментов
общества, с которыми он взаимодействует, существенно различается по количеству и
специфическим характеристикам.
Но в любом случае взаимодействие имеет неорганизованный, нередко спонтанный
(самопроизвольный) характер. Оно регулируется набором ценностей, норм, обычаев, нравов,
неформальных санкций и тому подобных средств. Причем, даже когда речь идет о
взаимодействии в рамках каких-либо организаций, стихийная социализация в них все равно
происходит наряду с относительно социально контролируемой социализацией (об этом речь
будет идти в ряде последующих разделов).
Стихийная социализация протекает как в избирательном взаимодействии человека с
теми или иными сегментами общества, так и в обязательном взаимодействии с некоторыми
6
сегментами (например, в школе, в армии, в фирме и пр.), а также в ситуации
принудительного взаимодействия с некоторыми сегментами (например, в тюрьме).
Относительно направляемая социализация человека происходит в процессе и в
результате его взаимодействия с государством и государственными органами и
организациями, которые в совокупности осуществляют управление обществом.
Понятие «относительно направляемая социализация» отражаем деятельность
государства, нацеленную на реализацию им своих функций, которая объективно оказывает
или может оказывать влияние на жизненный путь граждан, принадлежащих к тем или иным
половозрастным, социокультурным, этноконфессиональным и иным слоям населения.
Относительно направляемая социализация происходит в рамках государства в целом
и в рамках составляющих его административных единиц – республик, краев, областей, а
также муниципальных образований (городов, городских и сельских административных
районов).
На каждом из этих уровней (федеральном, региональном и муниципальном) органы
законодательной и исполнительной власти в пределах своей компетенции решают
различного рода задачи, что так или иначе сказывается или может сказаться на социализации
жителей страны, области, города, села.
Например, на государственном (федеральном) уровне принимается решение о
повышении импортных пошлин на автомобили, что ведет к существенному росту цен как на
импортные, так и на отечественные машины. Это решение на первый взгляд не имеет
никакого отношения к процессу социализации граждан. Однако высокие цены фактически
лишают целые группы населения возможности иметь автомашины. Это ограничивает их
возможности и возможности их детей не только в свободе передвижения, но и в свободе
выбора видов занятий, сценариев рекреационного поведения, а в целом могут лишить их
некоторых
возможностей
для
развития,
самоопределения,
самореализации,
самосовершенствования.
Относительно направляемая социализация отличается от стихийной, как минимум,
двумя признаками.
Во-первых, стихийная социализация происходит во взаимодействии человека с
обществом в целом и с его отдельными сегментами (о чем шла речь выше), в том числе и с
государством и государственными организациями как сегментами общества, а относительно
направляемая социализация человека происходит в процессе взаимодействия с государством
и государственными организациями только как структурами, осуществляющими управление
обществом и его гражданами.
Во-вторых, стихийная социализация имеет непреднамеренный характер, а
относительно направляемая определяется государственной политикой и законодательством,
а также их реализацией в социальной практике государства, его административных
субъектов и муниципальных образований.
Воспитание – это относительно осмысленное и более или менее целенаправленное и
планомерное взращивание человека в соответствии со спецификой целей и ценностей
организаций и групп, в которых оно осуществляется.
Воспитание
осуществляется
во
взаимодействии
различных
субъектов:
индивидуальных (конкретные люди), групповых (семья).
7
Немецкий ученый Макс Вебер, который ввел понятие «социальное действие»,
определял его:
- как действие, направленное на разрешение проблем;
- как действие, специально ориентированное на ответное поведение партнеров;
- как действие, предполагающее субъективное осмысление возможных
вариантов поведения людей, с которыми человек вступает во
взаимодействие.
В соответствии с этой периодизацией человек проходит ряд стадий социализации,
каждая из которых включает в себя несколько этапов.
Стадия детства включает в себя следующие этапы: внутриутробное развитие,
младенчество (от рождения до 1 года), раннее детство (1–3 года), детство (3–6 лет),
предподростковый (6–10 лет).
Стадия отрочества – младший подростковый (10–12 лет) и старший подростковый
(12–14 лет) возраст.
Стадия молодости включает в себя этапы: ранний юношеский возраст (15–17 лет),
юношеский возраст (18–23 года), молодость (23–30 лет).
Стадия зрелости включает в себя раннюю зрелость (30–40 лет), позднюю зрелость
(40–55 лет), пожилой возраст (55–65 лет).
Стадия старости распадается на этапы: старость (65–70 лет), долгожительство (свыше
70 лет).
Факторы социализации
Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков, юношей, девушек,
взрослых с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно
влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия принято называть
факторами. Фактически не все они даже выявлены, а из известных далеко не все изучены. О
тех факторах, которые исследовались, знания весьма неравномерны: об одних известно
довольно много, о других – мало, о третьих – совсем чуть-чуть.
Изученные условия, или факторы социализации, условно можно объединить в четыре
группы.
Первая – мегафакторы (мега – очень большой, всеобщий) – космос, планета, мир,
Интернет, которые в той или иной мере прямо и через другие группы факторов влияют на
социализацию жителей Земли.
Вторая – макрофакторы (макро – большой) – страна, этнос, общество, государство,
которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах (это влияние
опосредствовано двумя другими группами факторов).
Третья – мезофакторы (мезо – средний, промежуточный) – условия социализации
больших групп людей, выделяемых: по местности и виду поселения, в которых они живут
(регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой
коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным
субкультурам.
Мезофакторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредствованно через
четвертую группу – микрофакторы. К ним относятся факторы, непосредственно влияющие
8
на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют – семья и домашний очаг,
соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные,
государственные, религиозные, частные и контркультурные организации, микросоциум.
Важнейшую роль в том, каким вырастает человек, как пройдет его становление,
играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их
принято называть агентами социализации. На разных возрастных этапах состав агентов
специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители,
братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или в молодости в
число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе и пр. По своей роли в
социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для
человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами
они оказывают свое влияние.
Средства социализации
Социализация человека осуществляется широким набором универсальных средств,
содержание которых специфично для того или иного общества, того или иного социального
слоя, того или иного возраста социализируемого. К ним можно от нести: способы
вскармливания младенца и ухода за ним; язык и речь агентов социализации; формируемые
бытовые и гигиенические умения; окружающие человека продукты материальной культуры;
элементы духовной культуры (от колыбельных песен и сказок до скульптур); стиль и
содержание общения, а также методы поощрения и наказания в семье, в группах
сверстников, в воспитательных и иных социализирующих организациях; последовательное
приобщение человека к многочисленным видам и типам отношений в основных сферах его
жизнедеятельности – общении, игре, познании, предметно-практической и духовнопрактической деятельностях, спорте, а также в семейной, профессиональной, общественной,
религиозной сферах.
Каждый этнос, каждое общество, каждое государство, каждая социальная группа
(большая и малая) вырабатывают в своей истории набор позитивных и негативных,
формальных и неформальных санкций – способов внушения и убеждения, предписаний и
запретов, мер принуждения и давления вплоть до применения физического насилия,
способов выражения признания, отличия, наград. С помощью этих способов и мер поведение
человека и целых групп людей приводится в соответствие с принятыми в данной культуре
образцами, нормами, ценностями.
Механизмы социализации
Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами
происходит с помощью ряда, условно говоря, механизмов. Существуют различные подходы
к рассмотрению механизмов социализации. Так, французский социальный психолог
Габриэль Тард считал основным подражание. Американский ученый Ури Бронфенбренер
механизмом
социализации
считает
прогрессивную
взаимную
аккомодацию
(приспособляемость) между активным растущим человеческим существом и
изменяющимися условиями, в которых оно живет. А. В. Петровский – закономерную смену
фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности. Обобщая
имеющиеся данные с точки зрения социальной педагогики, можно выделить несколько
9
универсальных механизмов социализации, которые необходимо учитывать и частично
использовать в процессе воспитания человека на различных возрастных этапах.
К психологическим и социально-психологическим механизмам можно отнести
следующие:
Импринтинг (запечатление – впечатывание) – фиксирование человеком на
рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно
важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте.
Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов,
ощущений и т. п.
Так, травматический опыт, полученный в раннем детстве (до 6 лет), – унижения,
жестокое обращение и пр., – оставляя свой отпечаток в эмоциональной сфере личности,
может сказаться в «отсроченном эффекте», породив жестокое или агрессивное поведение,
эмоциональную холодность и т. п. Другой пример – запечатленный в подростковом или
юношеском возрасте (а иногда и раньше) образ «прекрасной дамы» может помешать
нормальным отношениям с женщинами и отрицательно сказаться в супружестве, ибо задает
завышенный уровень требований к партнерше.
Экзистенциальный нажим (от лат. ex(s)istentia – существование) – влияние условий
бытия человека, определяющее неосознаваемое усвоение норм социального поведения,
непреложных в его социуме и необходимых для выживания в нем; овладение им родным
языком (в раннем детстве) и неродными языками на других возрастных этапах (в ситуации
изменения языковой среды).
Подражание – произвольное и непроизвольное следование каким-либо примерам и
образцам поведения, с которыми человек сталкивается во взаимодействии с окружающими
его людьми (в первую очередь со значимыми лицами), а также с теми, которые предлагаются
средствами массовой коммуникации.
Идентификация (отождествление) – эмоционально-когнитивный процесс усвоения
человеком норм, установок, ценностей, моделей поведения как своих собственных во
взаимодействии со значимыми лицами и референтными группами.
Рефлексия – внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает,
принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам
общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. д. Рефлексия может
представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различными Я человека, с
реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может
формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в
которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.
К социально-педагогическим механизмам социализации можно отнести следующие:
Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение
человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его
семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение происходит,
как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия
господствующих стереотипов. Эффективность традиционного механизма весьма рельефно
проявляется тогда, когда человек знает, «как надо», «что надо», но это его знание
противоречит традициям ближайшего окружения. В таком случае оказывается прав
10
французский мыслитель XVI в. Мишель Монтень, который писал: «...Мы можем сколько
угодно твердить свое, а обычай и общепринятые житейские правила тащат нас за собой».
Кроме того, эффективность традиционного механизма проявляется в том, что те или иные
элементы социального опыта, усвоенные, например, в детстве, но впоследствии
невостребованные или блокированные в силу изменившихся условий жизни (например,
переезд из села в большой город), могут «всплыть» в поведении человека при очередном
изменении жизненных условий или на последующих возрастных этапах.
Институциональный механизм социализации, как следует уже из самого названия,
функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными
организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими
социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями
(производственные, общественные и другие структуры, а также средства массовой
коммуникации). В процессе взаимодействия человека с различными институтами и
организациями происходит нарастающее накопление им знаний и опыта социально
одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и опыта
конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм.
Надо иметь в виду, что средства массовой коммуникации как социальный институт
(печать, радио, кино, телевидение) влияют на социализацию человека не только с помощью
трансляции определенной информации, но и через представление определенных образцов
поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Эффективность этого влияния
определяется тем, что, как тонко подметил еще в XVIII в. реформатор западноевропейского
балета французский балетмейстер Жан Жорж Новер, «поскольку страсти, испытываемые
героями, отличаются большей силой и определенностью, нежели страсти людей
обыкновенных, им легче и подражать». Люди в соответствии с возрастными и
индивидуальными особенностями склонны идентифицировать себя с теми или иными
героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль жизни и т. д.
Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной
субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс моральнопсихологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного
возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом
создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной,
профессиональной или социальной группы. Но субкультура влияет на социализацию
человека постольку и в той мере, поскольку и в какой мере являющиеся ее носителями
группы людей (сверстники, коллеги и пр.) референтны (значимы) для него.
Межличностный
механизм
социализации
функционирует
в
процессе
взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит
психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и
т. д. Значимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый
взрослый, старший, друг-сверстник своего или противоположного пола и др. Естественно,
что значимые лица могут быть членами тех или иных организаций и групп, с которыми
человек взаимодействует. Но нередки случаи, когда общение со значимыми лицами в
группах и организациях может оказывать на человека влияние, не идентичное тому, какое
11
оказывает на него сама группа или организация. Поэтому целесообразно выделять
межличностный механизм социализации как специфический.
Социализация человека, а особенно детей, подростков, юношей, девушек, происходит
с помощью всех названных выше механизмов. Однако у различных половозрастных и
социально-культурных групп, у конкретных людей соотношение роли механизмов
социализации различно, и порой это различие весьма существенно. Так, в условиях села,
малого города, поселка, а также в малообразованных семьях в больших городах наиболее
существенную роль может играть традиционный механизм. В условиях крупного города
особо явно действуют институциональный и стилизованный механизмы. Для людей явно
интровертированного типа (т. е. обращенных внутрь себя, повышено тревожных,
самокритичных) важнейшим может стать рефлексивный механизм. Те или иные механизмы
играют различную роль в тех или иных аспектах социализации. Так, если речь идет о сфере
досуга, о следовании моде, то ведущим часто является стилизованный механизм, а стиль
жизни нередко формируется с помощью традиционного механизма.
Социокультурная воспитательная среда семьи
Семья – это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством
и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью.
Чем выше культура общества, тем выше культура семьи.
Современная семья признана быть своеобразным психологическим укрытием для
человека. Семья обеспечивает своим членам экономическую, социальную, психологическую
и физическую безопасность и защищенность.
Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, так как
объединяет не только супругов, но и детей, других родственников.
Виды отношений в семье:
а) психофизиологические – отношение биологического родства и половые
отношения;
б) психологические – отношения открытости, доверия, заботы друг о друге,
взаимной моральной и эмоциональной поддержки;
в) социальные – распределение ролей, материальная зависимость в семье, а также
статусные отношения (авторитет, руководство, подчинение и др.);
г) культурные – особого рода внутрисемейные связи и отношения,
обусловленные традициями, обычаями, сложившимися в условиях
определенной культуры (национальной, религиозной и т. п.), внутри которой
данная семья возникла и существует.
Важнейшие функции семьи:
- репродуктивная (рождение детей);
- экзистенциальная (функция социальной и эмоциональной защиты своих
членов);
- хозяйственно-потребительская (соблюдение домашнего бюджета, управление
семьей, ведение домашнего хозяйства);
- воспитательная (семейная социализация, воспитание детей);
12
- социально-статусная (воспроизводство социальной структуры общества через
предоставление определенного социального статуса членам семьи);
- восстановительная (поддержание здоровья, жизненного тонуса, организации
досуга и отдыха);
- коммуникативная (общение, обмен информацией).
Под структурой семьи понимается совокупность отношений между ее членами.
На основе различных критериев выделяют следующие типы семей:
По составу семьи: нуклеарная (наиболее распространенный ныне тип семьи) и
расширенная. Нуклеарная семья состоит из одной пары супругов с детьми или без детей; она
может быть полной или неполной. Расширенная семья состоит из проживающих совместно
либо поблизости друг от друга нескольких, чаще всего трех, поколений людей, находящихся
в кровном родстве (бабушек и дедушек, мужей и жен, внуков и внучек, братьев и сестер,
племянников и племянниц и т. д.).
По количеству детей: однодетная, малодетная, многодетная.
По типу главенства в семье: эгалитарная (равноправная), патриархальная,
матриархальная.
По качеству отношений: благополучная, неблагополучная (конфликтная,
проблемная, кризисная).
Выделяют также семьи социального риска, в которых по объективным или
субъективным причинам затруднено социальное функционирование в связи с
неблагополучными условиями воспитания.
Формально на семье лежит основная доля ответственности за развитие личности
ребенка, однако фактически в современных условиях семья не всегда доминирует в
воспитательном воздействии. Влияние оказывают: школы, средств массовой культуры и
информации, друзей, сверстников, внешкольных и внесемейных организаций.
Семья имеет наибольшую длительность воздействия. Здесь закладываются основы
личности ребенка. Семья может выступать в качестве как положительного, так и
отрицательного фактора воспитания.
Тем не менее, воспитательное воздействие семьи ограничено.
В семье тесно сплетены супружеские, родительские и детские взаимоотношения.
Например, у тревожных матерей часто вырастают тревожные дети. Честолюбивые родители
так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса
неполноценности.
Как развить положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на
воспитание ребенка. Для этого сначала необходимо точно определить внутрисемейные
социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение:
- взаимной удовлетворенности супругов, их соответствии друг другу во всех
видах внутрисемейных отношений; соответствие семейным ролям: супруга,
супруги, отца, матери и т. п.;
- этика внутрисемейных отношений;
- доверие, внимание и забота, уважение, психологическая поддержка и защиты;
13
- совместимость нравственных позиций супругов, точек зрения на честь,
мораль, совесть, долг, обязанности перед семьей, меру ответственности за
состояние дел в семье.
В семье родители обращаются к разнообразным средствам воздействия: поощряют и
наказывают ребенка, стремятся стать для него образцом.
Семейное воспитание – система воспитания и образования, складывающаяся в
условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.
Воспитательный потенциал семьи составляет совокупность материальных,
национальных, психологических, педагогических, духовных, эмоциональных возможностей
семьи в воспитании детей, определяемых ее особенностями (типом, структурой, традициями
и др.).
Наиболее общими принципами семейного воспитания являются:
- гуманность и милосердие к растущему человеку;
- вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как равноправных участников;
- открытость и доверительность отношений в семье;
- оптимальность взаимоотношений в семье;
- последовательность старших в своих требованиях;
- оказание посильной помощи ребенку, готовность отвечать на его вопросы.
Различают четыре типа семейного воспитания:
а) авторитетный (теплые отношения, высокий уровень контроля);
б) авторитарный (холодные отношения, высокий уровень контроля);
в) либеральный (теплые отношения, низкий уровень контроля);
г) индифферентный (холодные отношения, низкий уровень контроля).
Стили семейного воспитания определены на основе следующих критериев:
- степень протекции и контроля;
- удовлетворенность потребностей ребенка;
- предъявляемые требования и способы общения с ребенком;
- применяемые санкции по отношению к ребенку;
- степень эмоциональной отзывчивости и воспитательной умеренности
родителей.
Демократический стиль семейного воспитания определяется высоким уровнем
вербального (речевого) общения между детьми и родителями; включенностью детей в
обсуждение семейных проблем, учетом их мнения; готовностью родителей прийти на
помощь, если это потребуется, и одновременно верой в успех самостоятельной деятельности
ребенка; ограничением собственной субъективности в видении ребенка. Как правило, в
семьях с демократическим стилем семейного воспитания дети имеют умеренно выраженную
способность к лидерству, умеренную агрессивность, стремление контролировать других
детей, но сами с трудом поддаются внешнему контролю. Они физически развиты, социально
активны, легко вступают в контакт со сверстниками, однако им не слишком присущи
альтруизм, сензитивность и эмпатия.
Контролирующий стиль семейного воспитания включает значительные
ограничения поведения детей, четкое и ясное разъяснение ребенку смысла ограничений,
отсутствие разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер. Дети
14
родителей с контролирующим типом семейного воспитания послушны, внушаемы,
боязливы, не слишком настойчивы в достижении собственных целей, неагрессивны.
При смешанном типе воспитания детям присущи внушаемость, эмоциональная
чувствительность, неагрессивность, отсутствие любознательности, оригинальности
мышления, бедность фантазии.
Исследователи выделили несколько аномальных стилей семейного воспитания
(А. Е. Личко, Э. Г. Эйдемиллер):
Гипопротекция – недостаток опеки и контроля за повелением ребенка, иногда
доходящий до полной безнадзорности; чаще проявляется недостаток внимания и заботы к
физическому и духовному благополучию ребенка, его делам, интересам, тревогам. Этот
стиль способствует формированию различных форм безнадзорности.
Доминирующая гиперпротекция –обостренное внимание и забота о подростке
сочетаются с мелочным контролем, обилием ограничений и запретов. Данный стиль
способствует формированию либо несамостоятельности, конформного поведения (при
слабом типе высшей нервной деятельности), либо (при сильном типе высшей нервной
деятельности) поведения, связанного со стремлением выйти из-под контроля взрослого
(протестное поведение, уходы из дома и т. п.).
Потворствующая гиперпротекция – воспитание по типу «кумир семьи», потакание
всем желаниям ребенка, чрезмерное покровительство и обожание, результирующее
непомерно высокий уровень притязаний подростка, безудержное стремление к лидерству и
превосходству, сочетающееся с недостаточным упорством и опорой на собственные
ресурсы.
Эмоциональное отвержение – игнорирование потребностей подростка, нередко
жестокое обращение с ним. Скрываемое эмоциональное отвержение проявляется в
глобальном недовольстве ребенком, постоянном ощущении родителей, что он не «тот», не
«такой».
Повышенная моральная ответственность – не соответствующие возрасту и
реальным возможностям ребенка требования бескомпромиссной честности, чувства долга,
порядочности, возложение на подростка ответственности за жизнь и благополучие близких,
настойчивые ожидания больших успехов в жизни в сочетании с игнорированием реальных
потребностей ребенка, его собственных интересов, недостаточным вниманием к его
психофизическим особенностям.
Функции социального педагога в работе с семьей
В работе с семьей социальный педагог выполняет следующие функции:
- диагностическую (изучение особенностей семьи, выявление ее потенциала);
- охранно-защитную (правовая помощь семье, обеспечение социальных
гарантий, создание условий для реализации ее прав и свобод);
- организационно-коммуникативную (организация общения, инициирование
совместной деятельности, совместного досуга, творчества);
- социально-психолого-педагогическую
(психолого-педагогическое
просвещение членов семьи, оказание неотложной психологической помощи,
профилактическая поддержка и патронаж);
15
- прогностическую (моделирование ситуаций и разработка определенных
программ адресной помощи);
- координационную (установление и поддержание объединение усилий
департаментов помощи семье и детству, социальной помощи населению,
отделов семейного неблагополучия органов внутренних дел, социальных
педагогов образовательных учреждений, реабилитационных центров и
служб).
Принципы работы социально-психологических служб с семьей:
- принцип конгруэнтности – соответствие выдвигаемых целей, задач и
направлений деятельности возможностям и потребностям семьи;
- принцип конфиденциальности – корректное использование сведений
социально-психологического характера;
- принцип компетентности – сотрудничество психологов, педагогов и
социальных работников на заинтересованной и компетентной основе, научно
обоснованная профессиональная деятельность, опора на результаты
новейших социально-психологических исследований;
- принцип активности – целенаправленное влияние службы на весь комплекс
социально-психологических составляющих жизнедеятельности семьи.
Социально-психологическая работа в области укрепления и совершенствования
семейных отношений предполагает:
- содействие адаптации семьи к изменяющимся социально-экономическим
условиям; улучшение экономического и социально-бытового положения
семьи;
- оказание помощи в решении проблемы трудовой занятости;
- адресную поддержку малообеспеченных и социально уязвимых категорий
семей;
- материальную помощь многодетным семьям, детям- инвалидам,
выпускникам детских домов и т. п.;
- выявление семей с медико-социальными отклонениями и обеспечение их
необходимой медицинской помощью;
- содействие в осуществлении социальной реабилитации и адаптации семей,
где имеются лица с физическими или психическими отклонениями;
- разработку и реализацию мероприятий, связанных с экологической
безопасностью семьи;
- социально-правовую защиту семьи и социальную реабилитацию детей и
подростков с отклоняющимся поведением;
- реабилитацию детей из групп социального риска;
- предупреждение
безнадзорности
и
правонарушений
среди
несовершеннолетних;
- профилактику негативных явлений;
- диагностирование, анализ и прогнозирование интегральных социальнопсихологических характеристик развития семьи и ее влияния на процессы
16
обучения и воспитания детей (психологический климат, общественное
мнение, социометрическая структура, лидерство);
- содействие интеграции и согласованности в социально-психологическом
режиме работы членов семьи;
- помощь в реализации основных гуманистических подходов к развитию и
воспитанию личности в семье – возрастного (учет возрастных особенностей),
индивидуального
(учет
индивидуальных
особенностей),
дифференцированного (учет значимых критериев жизнедеятельности),
личностного (опора на проявление субъектности, самосознания);
- информирование семьи об актуальных социально-психологических
проблемах через работу лекториев, социально-психологических служб
различных организаций и учреждений;
- педагогическую и социально-психологическую профилактику возникновения
и развития отклоняющегося поведения и личностной деструктивности членов
семьи;
- помощь в проведении семейного досуга (организация праздничных
мероприятий, конкурсов, соревнований, распространение льготных билетов в
театр, на выставки) и др.
Предупреждение социального сиротства:
- поддержка гражданских прав семьи на заботу о ребенке, его физическом,
психологическом и духовном здоровье;
- утверждение высокой ценности родительства, материнства, повышение
престижа отцовства;
- разработка качественно новой социальной модели личностной подготовки
молодежи к семейной жизни;
- формирование ценностных ориентаций индивида на семейную жизнь;
- возрождение лучших российских семейных традиций и обычаев,
утверждение духовной ценности семьи в обществе;
- организация педагогического консультирования Родителей с оказанием
практической помощь в семейном воспитании, преодолении конфликтов
между взрослыми и детьми в семье;
- государственная поддержка талантливых детей и подростков;
- реабилитация детей-сирот и подростков с девиациями;
- организация семейного досуга, особенно в создании условий для физического
развития детей в экологически неблагоприятных районах.
В систему учреждений социального обслуживания семей и детей входят Центры
психолого-педагогической помощи населению. Основными задачами деятельности центров
являются:
- повышение психологической культуры населения, особенно в форме
межличностного, семейного, родительского общения;
- помощь гражданам в создании в семье атмосферы взаимопонимания и
взаимного уважения, преодоления конфликтов и иных нарушений
супружеских и семейных отношений;
17
- повышение потенциала формирующего воздействия семьи на детей, их
психическое и духовное развитие;
- помощь семьям, испытывающим различного рода трудности в воспитании
детей, овладении знаниями возрастных психологических особенностей детей,
предотвращении возможного эмоционального и психологического кризиса у
детей и подростков;
- психологическая помощь семьям в социальной адаптации к изменяющимся
социально-экономическим условиям жизни;
- регулярный анализ обращений граждан и разработка рекомендаций для
местных органов государственной власти по профилактике кризисных
проявлений в семье.
Алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьей:
Изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений
семьи за помощью; жалоб жителей (соседей).
Первичное обследование жилищно-бытовых условий неблагополучной (проблемной)
семьи.
Знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с родителями, оценка условий
их жизни.
Знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их
действий, выводов. Исследование причин неблагополучия семьи, ее особенностей, целей,
ценностных ориентаций.
Изучение личностных особенностей членов семьи.
Составление карты семьи.
Понятие и сущность принципов в социальной педагогике
Принципы:
- отражают основные закономерности, выводятся из них,
- имеют объективную природу своего существования и действия,
- предъявляют обязательные правила и требования к деятельности социального
педагога,
- выполняют нормативно-регулятивную функцию.
Принцип является отражением определенной закономерности, условий ее
проявления или результата повседневных наблюдений практической деятельности и
вытекающих из них выводов, которые оформлены в виде определенных правил, требований.
Правило – норма, отражающая обязательный характер деятельности специалиста.
Принципы подразделяются на:
- принципы
социальной
педагогики
как
науки
отражают
общеметодологический характер научной дисциплины вообще. Научность,
объективность, историзм, связь с практикой;
- принципы социальной педагогики как практики отражают исходные, базовые
положения, выполнение требований которых способствует высокой
организации и обеспечению эффективности социально-педагогической
деятельности;
18
- принципы образовательной деятельности по подготовке специалистов
социальной сферы – обеспечивает качество подготовки специалистов.
Принципы социальной педагогики как практики подразделяются по влияющим
факторам на деятельность, ее процесс и результат.
Чем больше принципов учитывается в социально-педагогической деятельности, тем
более высокий результат в ней можно получить.
Взаимосвязь принципов представляет определенную систему в социальной
педагогике. Упущения, недооценка, пренебрежение к тем или иным принципам неизбежно
ведут к снижению или непрогнозированности результата деятельности.
Общая характеристика основных принципов социальной педагогики
и их требования
Принцип природосообразности
В педагогику принцип привнесен Яном Амосом Коменским (1592–1670).
Человек является природным существом и развивается по законам природы, в том
числе и социальной природы.
Требования:
- знать закономерности развития и воспитания человека и умение строить в
соответствии с ними всю социально-педагогическую деятельность;
- изучать, знать и учитывать не только возрастные и половые индивидуальные
особенности, но и ближайшие, и перспективные возможности человека –
объекта социально-педагогической работы;
- соотносить выбираемые цели социально-педагогической работы с объектом,
средства их достижения с его адаптивностью, индивидуальными
особенностями и возможностями, а также динамикой изменения;
- изучать при работе с детьми, имеющими особые нужды, особенности
индивидуального,
индивидуально-коррекционного
и
коррекционнокомпенсаторного развития, создавая для каждого наиболее оптимальные
условия индивидуального самосовершенствования;
- учитывать в процессе социально-педагогической работы не только
природосообразность развития и воспитания человека, но и возможности
самой природы в реализации целей.
Принцип индивидуальной обусловленности (индивидуального подхода)
Дмитрий Андреевич Дриль (1846–1910).
Принятие человека таким, каков он есть, со всеми его индивидуальными
особенностями, возможностями, достоинствами и недостатками. Социально-педагогическая
деятельность строится и реализуется с учетом индивидуальности объекта, его социальной
обусловленности и интересов.
Требования:
- Началу работы с человеком (группой) предшествует познание его (ее). Этому
способствует начальная (первичная) диагностика, стремление социального
педагога наиболее полно познать индивидуальные особенности объекта.
19
Особое значение имеет личный опыт специалиста, его способность при
первой встрече максимально полно оценить своеобразие человека и строить
свою деятельность с ним на основе познаваемой индивидуальности.
- Необходимо предусматривать особенности начального этапа работы с
человеком, когда происходит адаптация и его, и самого социального педагога
к процессу социально-педагогической деятельности и друг к другу.
- Нужно учитывать состояние объекта и динамику его изменения в процессе
работы с ним. Уметь проявлять возможную гибкость в этой работе с учетом
изменяющегося состояния объекта и потребностей реализационной
деятельности.
- Необходимо стремиться создавать наиболее «комфортные» условия для этого
человека в процессе социально-педагогической работы с ним, направляя его
целесообразное самопроявление и самореализацию.
Принцип гуманизма
Эпоха Возрождения (в Италии XIV–XVI вв., в других странах Европы конец XV–
XVI вв.).
Приоритет социальной ценности человека, создание условий для защиты и
обеспечения его прав, развития и воспитания, оказания ему помощи в жизненном
самоопределении, интеграции в общество.
Требования:
- развитие и воспитание направляется в интересах человека и должны
способствовать его самосовершенствованию;
- воспитание должно ставить человека в определенные условия, которые
наиболее соответствуют его индивидуальным возможностям и не допускают
саморазрушения личности;
- гуманизм не должен подменяться гиперопекой, вседозволенностью;
- в процессе взаимодействия с ребенком обеспечивается признание его права
быть самим собой, уважать его личное достоинство.
Принцип личностной обусловленности социально-педагогической деятельности
Личность формирует личность. Учебное заведение для подготовки учителей.
Требования:
- объект социально-педагогической деятельности, среда, решаемые задачи
требуют учета особенностей личности педагога, его способность обеспечить
результативность;
- в работе с человеком (группой) педагогу важно уметь настраивать себя на
работу с ним (ней) и на прогнозируемый результат;
- в ситуации, когда социальный педагог оказывается не соответствующим
возможностям достижения прогнозируемого результата, необходимо либо
помогать ему, либо его заменить;
-в
педагогической
деятельности
важно
оценивать
особенности
индивидуального стиля воспитательной деятельности социального педагога,
20
его достоинства и недостатки, что является основой стимулирования его
самосовершенствования;
- при овладении педагогическим опытом другого лица необходимо учитывать
своеобразие его личности, то, в какой степени можно усвоить предлагаемые
более эффективные методы, методики, средства и приемы социальнопедагогической деятельности.
Принцип личностного роста и авторитетности социального педагога
Влияние педагога определяется привлекательностью и авторитетностью его личности
для воспитанника.
Статус и назначение социального педагога (воспитателя, родителя) требует от него
постоянного творческого самосовершенствования, достижений.
Требования:
- необходимость постоянной целенаправленной работы над собой –
самосовершенствование. Это качество у социального педагога воспитывается
в образовательном учреждении, со временем это стремление становится
естественной потребностью личности;
- нельзя допускать отставания от реальной жизни, достижений в сфере
профессиональной деятельности и интересов воспитанников, тех, с кем
работает социальный педагог. Отстать от реальной жизни можно легко;
- необходимость постоянной заботы об авторитете социального педагога.
Последний складывается на протяжении всей его жизнью и
профессиональной деятельностью, а утрачивается в один миг.
Принцип взаимосвязи профессионализма и результативности деятельности
социального педагога
Действенность воспитательной деятельности зависит от мастерства воспитателя.
Необходимость учитывать профессиональную подготовленность и накопленный опыт
профессиональной деятельности социального педагога при:
- профессиональном отборе (в какой степени из претендента можно
сформировать специалиста);
- организации работы с молодым специалистом;
- обеспечении прогнозируемого результата;
- повышении
ответственности
специалистов
в
профессиональной
деятельности.
Основные требования принципа:
- в зависимости от прогнозируемой цели социально-педагогической
деятельности, условий ее осуществления, своеобразия объекта определяется
субъект. На практике это требование далеко не всегда выполнимо;
- дифференцированный подход к определению субъекта социальнопедагогической деятельности;
- специалист, не имеющий опыта работы, нуждается в корректной помощи и
поддержке в процессе его приобретения и профессиональной
самореализации;
21
- в работе со специалистами, имеющими опыт социально-педагогической
деятельности, необходим индивидуальный подход, стимулирующий
ответственное отношение к профессиональной деятельности.
Принцип культуросообразности
Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег.
Человек как социальное существо развивается и формируется для жизни и
самореализации в конкретных условиях среды жизнедеятельности и соответствующей ей
культуре. С культурой усваивается менталитет, который характерен для среды
жизнедеятельности, и происходит реализация в ней.
Основные требования принципа:
- приобщать ребенка с самого раннего детства к национальной (народной)
культуре;
- наполнять всю воспитательную деятельность своеобразием народного
воспитания, используя возможности народной мудрости (языка, традиций,
обычаев и проч.);
- начинать социальное воспитание с родного языка, активно используя
народные песни, сказания, литературу и искусство. Культуры и языки других
народов изучаются на фоне родного языка и культуры;
- активно использовать в воспитании культурное наследие прошлого,
культурные достижения и возможности региона, достижения мировой
культуры.
Принцип социальной обусловленности
Еще Платон отмечал, что характер правления в государстве способствует
установлению определенных взаимоотношений между людьми, а они, в свою очередь,
формируют и соответствующий тип человека.
Социальный фактор обусловливает макрофактор социально-педагогического влияния
на человека.
Каждая социокультурная среда имеет собственные идеалы, ценности, традиции и
обычаи, нравственные нормы и принципы, опыт профессиональной деятельности,
определяющие менталитет людей, составляющих ее.
Принцип социальной обусловленности особенно важно учитывать при:
- организации социально-педагогической деятельности (любая деятельность)
осуществляется на определенном фоне;
- социально-педагогической экспертизе деятельности учреждения (в каждом
государстве воспитание определяется и реализовывается в соответствии с его
социально-педагогической политикой);
- социально-педагогической экспертизе технологии, ее соответствия
требованиям учреждения;
- социально-педагогической оценке деятельности специалиста с учетом его
должностного назначения в соответствующем учреждении;
- экспертизе социально-педагогической деятельности партии, движения.
22
Принцип средовой обусловленности
Обосновал И.-Г. Песталоцци.
Среда рассматривается как место, где человек реализует себя (это среда
жизнедеятельности, одобрения, сомнения, поддержки или другая); либо место, где
осуществляют консультационную работу с ним (специально оборудованная комната в
центре, домашняя обстановка, школа).
Средовой фактор может стимулировать воспитательное воздействие, наполнять его
определенным содержанием, нейтрализовать и даже противодействовать ему.
Основные требования принципа:
- Для каждого воспитательного мероприятия существует наиболее
благоприятная (недостаточно благоприятная, неблагоприятная) среда, что
диктует необходимость ее учета в подготовке и реализации мер воздействия.
- С учетом целей (замысла) социально-педагогической деятельности,
особенностей субъекта и объекта определяются и средовые факторы, которые
могли бы стимулировать процесс, обеспечивать их наиболее полное
достижение.
- Социальному педагогу необходимо уметь прогнозировать влияние среды и
стремиться наиболее полно использовать положительные возможности,
одновременно максимально снижать или нейтрализовать влияние
негативных.
- Факторы среды влияют на любого человека, но особенно сильно на
растущего, впечатлительного, что требует более пристального внимания к
ним в процессе профессиональной деятельности.
- Факторы среды нередко выступают средством воспитания ребенка. Это
требует в работе с детьми умения прогнозировать характер ее влияния и
целенаправленно использовать в процессе социально-педагогической работы
с ними.
Принцип педагогизации среды
Обоснован С. Т. Шацким и его последователями.
Необходимость изучения педагогической среды воспитательной деятельности,
целенаправленного создания условий, требующихся в воспитательной ситуации, и
управления средой жизнедеятельности ребенка в интересах его наиболее благоприятного
развития и воспитания.
Требования принципа:
- среда представляет собой определенную субкультуру, что требует ее учета, а
также умения влиять (создавать) наиболее целесообразную для воспитания
конкретного ребенка культурную обстановку;
- знать цель, технологию и средовые условия воспитательной деятельности;
- направленно создавать условия (культурно-воспитательную среду),
стимулирующие достижение воспитательной цели;
- целенаправленно использовать многообразие форм и методов включения
воспитанника в воспитательную среду самореализации;
23
- предусматривать возможность нейтрализации и преодоления негативных
факторов среды в воспитании;
- создавать
условия,
стимулирующие
мотивацию
и
активизацию
самопроявления воспитанника в воспитательной среде.
Принцип единства жизни и воспитания
Доказан в социально-педагогической системе А. С. Макаренко.
Жизнь определяет цели, содержание и способы осуществления воспитательного
процесса. Реальная практика является главным критерием успешности и результативности
воспитательного процесса.
Основные требования принципа:
- цели воспитания определяются потребностями самой жизни;
- жизнь помогает определить способы достижения целей воспитания
(организационные формы и методы воспитания);
- критерии оценки воспитанности определяются из жизненного опыта и
потребностей жизни;
- результат воспитания оценивается самой жизнью.
Принцип открытости воспитательной среды
Обоснован В. Н. Сопкой-Росинским и А. С. Макаренко.
Естественная открытая среда развития и воспитания наиболее полно отражает
социокультурное своеобразие общества, в котором живет растущий ребенок.
Требования принципа:
- воспитание осуществляется в среде, носящей открытый, доступной для
общества и лиц, заинтересованных во взаимодействии с ней, характер;
- обеспечение единства жизни воспитателей и воспитанников;
- создание наиболее благоприятных возможностей для взаимодействия
воспитанника с естественной средой жизнедеятельности, усвоения и
проявления социального опыта;
- обеспечение доступа воспитанника к источникам национальной и
региональной культуры;
- предоставление возможности каждому ребенку получения образования;
- защита прав и личного достоинства и ребенка, и воспитателя.
Принципы социальной педагогики, обусловленные технологическим фактором
Технологический фактор – это фактор, определяющий учет закономерностей
собственно социально-педагогической деятельности. По своей сущности его принципы – это
принципы воспитания общей педагогики:
- принцип целенаправленности;
- принцип систематичности, последовательности, комплексности;
- принцип опоры на положительное в личности;
- принцип сознательности и активности в воспитании.
24