Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Оглавление
1. Сущность процесса социализации ........................................................................................... 1
2. Человек как объект, субъект и жертва социализации .............................................................. 2
3. Человек как жертва неблагоприятных условий социализации ............................................... 2
4. Возрастные этапы социализации .............................................................................................. 3
5. Факторы социализации и их типология ................................................................................... 4
6. Агенты и средства социализации ............................................................................................. 4
7. Механизмы социализации ........................................................................................................ 5
8. Подходы к проблеме социализированности человека ............................................................. 5
1. Сущность процесса социализации
В рамках субъект-объектного подхода сущность социализации трактуется как адаптация
человека в обществе, как процесс и результат становления индивида социальным существом.
Процесс социализации условно определяют как совокупность четырех составляющих:
стихийной социализации человека во взаимодействии и под влиянием объективных
обстоятельств жизни общества, содержание, характер и результаты которой определяются
социально-экономическими и социокультурными реалиями;
относительно направляемой социализации, когда государство предпринимает
определенные экономические, законодательные, организационные меры для решения своих
задач, которые объективно влияют на изменение возможностей и характера развития, на
жизненный путь тех или иных социально-профессиональных, этнокультурных и возрастных
групп (определяя обязательный минимум образования, возраст его начала, сроки службы в
армии и т. д.);
относительно социально контролируемой социализации (воспитания) – планомерного создания обществом и государством правовых, организационных, материальных и духовных условий для развития человека;
более или менее сознательного самоизменения человека, имеющего просоциальный, асоциальный или антисоциальный вектор (самостроительства, самосовершенствования,
саморазрушения), в соответствии с индивидуальными ресурсами и в соответствии или вопреки объективным условиям жизни.
2. Человек как объект, субъект и жертва социализации
Каждый человек, особенно в детстве, отрочестве и юности, является объектом социализации. Об этом свидетельствует то, что содержание этого процесса определяется заинтересованностью общества в том, чтобы человек успешно овладел ролями мужчины или женщины (полоролевая социализация), создал прочную семью (семейная социализация), мог бы и
хотел компетентно участвовать в социальной и экономической жизни (профессиональная
социализация), был законопослушным гражданином (политическая социализация) и т. д.
Субъектом социализации человек становится объективно, ибо на протяжении всей
жизни на каждом возрастном этапе перед ним встают задачи, для решения которых он более
или менее осознанно, а чаще неосознанно, ставит перед собой соответствующие цели, т. е.
проявляет свои субъектностъ и субъективность.
Естественно-культурные задачи – это достижение определенного уровня физического и сексуального развития.
Социально-культурные задачи – познавательные, морально-нравственные, ценностносмысловые.
Социально-психологические задачи – это становление самосознания личности, ее самоопределение в актуальной жизни и на перспективу, самореализация и самоутверждение,
которые в разное время имеют специфическое содержание и способы решения.
Самосознание личности можно рассматривать как достижение ею в каждом возрасте
определенной меры самопознания, наличие относительно целостной Я-концепции и определенного уровня самоуважения и меры самопринятия.
Самореализация предполагает реализацию человеком активности в значимых для него
сферах жизнедеятельности и (или) взаимоотношений.
Самоутверждение – это достижение человеком субъективной удовлетворенности результатом и (или) процессом самореализации.
Человек не только объект и субъект социализации. Он может стать ее жертвой. Это связано с тем, что процесс и результат социализации заключают в себе внутреннее противоречие.
Эффективная социализация предполагает определенный баланс между приспособлением к обществу и обособлением в нем. В противном случае человек может рассматриваться
как жертва социализации.
П р и м е р . Стать жертвой социализации может как человек, полностью адаптированный в обществе и неспособный в какой-то мере противостоять ему (конформист), так и не
адаптированный в обществе – человек становится диссидентом (инакомыслящим), правонарушителем, т. е. жертвой социализации.
3. Человек как жертва
неблагоприятных условий социализации
Социализация конкретных людей в любом обществе протекает в различных условиях,
для которых характерно наличие тех или иных многочисленных опасностей, оказывающих
влияние на развитие человека. Поэтому объективно появляются целые группы людей, становящихся или могущих стать жертвами неблагоприятных условий социализации.
2
Виды жертв неблагоприятных условий социализации условно можно обозначить
как реальные, потенциальные и латентные, которые представлены различными типамикатегориями людей.
Реальными жертвами неблагоприятных условий социализации могут стать:
‒ инвалиды;
‒ дети, подростки, юноши, девушки с психосоматическими дефектами и отклонениями;
‒ сироты и ряд категорий детей, находящихся на попечении государства или общественных организаций.
Потенциальными, но очень реальными жертвами можно считать:
‒ детей, подростков, юношей, девушек с пограничными психическими состояниями
и с акцентуациями характера;
‒ детей мигрантов из страны в страну, из региона в регион, из села в город и из города в село;
‒ детей, родившихся в семьях с низким экономическим, моральным, образовательным уровнями;
‒ метисов и представителей инонациональных групп в местах компактного проживания другого этноса.
Латентными жертвами неблагоприятных условий социализации можно считать тех,
кто не смог реализовать заложенные в них задатки в силу объективных обстоятельств их социализации.
Субъективными предпосылками того, станет ли человек жертвой неблагоприятных
условий социализации, являются в первую очередь и главным образом его индивидуальные
особенности как на индивидном, так и на личностном уровне. От этого зависит и субъективное восприятие человеком себя жертвой.
На индивидном уровне виктимизация человека в тех или иных обстоятельствах зависит, видимо, от темперамента и некоторых других характерологических свойств, от генетической предрасположенности к саморазрушительному или отклоняющемуся поведению.
На личностном уровне предрасположенность к тому, чтобы стать жертвой тех или
иных неблагоприятных условий социализации, зависит от многих личностных характеристик, которые в одних и тех же условиях могут способствовать или препятствовать виктимизации человека. К таким характеристикам, в частности, можно отнести степень устойчивости
и меру гибкости человека, развитость у него рефлексии и саморегуляции, его ценностные
ориентации и т. д.
4. Возрастные этапы социализации
В любом обществе социализация человека имеет особенности на различных этапах:
младенчество (от рождения до 1 года);
раннее детство (1–3 года);
дошкольное детство (3–6 лет);
младший школьный возраст (6–10 лет);
младший подростковый возраст (10–12 лет);
старший подростковый возраст (12–14 лет);
ранний юношеский возраст (15–17 лет);
3
юношеский возраст (18–23 года);
молодость (23–30 лет);
ранняя зрелость (30–40 лет);
поздняя зрелость (40–55 лет);
пожилой возраст (55–65 лет);
старость (65–70 лет);
долгожительство (свыше 70 лет).
5. Факторы социализации и их типология
Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков, юношей с огромным
количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие.
Изученные условия, или факторы, социализации условно можно объединить в четыре
группы.
Первая – мегафакторы (мега – очень большой, всеобщий) – космос, планета, мир, которые
в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.
Вторая – макрофакторы (макро – большой) – страна, этнос, общество, государство,
которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах.
Третья – мезофакторы (мезо – средний, промежуточный) – условия социализации
больших групп людей, выделяемых:
‒ по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок);
‒ принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио,
телевидение и др.);
‒ принадлежности к тем или иным субкультурам.
Четвертая группа – микрофакторы. К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, – семья и домашний очаг,
соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные,
государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум.
6. Агенты и средства социализации
Важнейшую роль в том, каким вырастает человек, как пройдет его становление, играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации.
На разных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям
и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники,
соседи, учителя. В юности или в молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе и пр.
Социализация человека осуществляется широким набором универсальных средств,
содержание которых специфично для того или иного общества, того или иного социального
слоя, того или иного возраста социализируемого. К ним можно отнести:
способы вскармливания младенца и ухода за ним;
формируемые бытовые и гигиенические умения;
окружающие человека продукты материальной культуры;
4
элементы духовной культуры (от колыбельных песен и сказок до скульптур);
стиль и содержание общения, а также методы поощрения и наказания в семье, в
группах сверстников, в воспитательных и иных социализирующих организациях;
последовательное приобщение человека к многочисленным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедеятельности – общении, игре, познании, предметнопрактической и духовно-практической деятельностях, спорте, а также в семейной, профессиональной, общественной, религиозной сферах.
7. Механизмы социализации
Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда механизмов.
К социально-педагогическим механизмам социализации относят следующие.
Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.).
Институциональный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально
созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации).
Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт
и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный
стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы.
Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т. д. Значимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, другсверстник своего или противоположного пола и др.
8. Подходы к проблеме социализированности человека
В русле субъект-объектного подхода к пониманию социализации социализированность – это:
«сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данным обществом»;
усвоение личностью не просто суммы различных ролевых ожиданий, а самой сущности этих требований;
усвоение личностью установок, ценностей, способов мышления и других личностных и социальных качеств, которые будут характеризовать ее на следующей стадии развития
(А. Инкельс);
соединение индивидом новых ожиданий других со своим «Я» и таким образом
приспособление к условиям в новой ситуации.
5
В русле субъект-субъектного подхода социализированный человек не только адаптирован в общество, но и в состоянии быть субъектом собственного развития и в какой-то
мере общества в целом. Это обеспечивается:
‒ способностью к изменению своих ценностных ориентаций;
‒ умением находить баланс между своими ценностями и требованиями роли;
‒ ориентацией не на конкретные требования, а на понимание универсальных моральных человеческих ценностей.
‒ наличием собственных взглядов, способности изменять их и вырабатывать новые
(ценностная автономия);
‒ наличием концепции самоуважения и самопринятия, чувства собственного достоинства (психологическая автономия);
‒ реализацией избирательности в эмоциональных привязанностях, их сбережение и
сменяемость (эмоциональная автономия);
‒ готовностью и способностью самостоятельно решать собственные проблемы, противостоять тем жизненным ситуациям, которые мешают самоизменению, самоопределению,
самореализации, самоутверждению;
‒ гибкостью и одновременно устойчивостью в меняющихся ситуациях, умением
творчески подходить к жизни – креативностью (поведенческой автономностью).
6