Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Социализация

  • 👀 766 просмотров
  • 📌 742 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Социализация» pdf
Оглавление 1. Сущность процесса социализации ........................................................................................... 1 2. Человек как объект, субъект и жертва социализации .............................................................. 2 3. Человек как жертва неблагоприятных условий социализации ............................................... 2 4. Возрастные этапы социализации .............................................................................................. 3 5. Факторы социализации и их типология ................................................................................... 4 6. Агенты и средства социализации ............................................................................................. 4 7. Механизмы социализации ........................................................................................................ 5 8. Подходы к проблеме социализированности человека ............................................................. 5 1. Сущность процесса социализации В рамках субъект-объектного подхода сущность социализации трактуется как адаптация человека в обществе, как процесс и результат становления индивида социальным существом. Процесс социализации условно определяют как совокупность четырех составляющих:  стихийной социализации человека во взаимодействии и под влиянием объективных обстоятельств жизни общества, содержание, характер и результаты которой определяются социально-экономическими и социокультурными реалиями;  относительно направляемой социализации, когда государство предпринимает определенные экономические, законодательные, организационные меры для решения своих задач, которые объективно влияют на изменение возможностей и характера развития, на жизненный путь тех или иных социально-профессиональных, этнокультурных и возрастных групп (определяя обязательный минимум образования, возраст его начала, сроки службы в армии и т. д.);  относительно социально контролируемой социализации (воспитания) – планомерного создания обществом и государством правовых, организационных, материальных и духовных условий для развития человека;  более или менее сознательного самоизменения человека, имеющего просоциальный, асоциальный или антисоциальный вектор (самостроительства, самосовершенствования, саморазрушения), в соответствии с индивидуальными ресурсами и в соответствии или вопреки объективным условиям жизни. 2. Человек как объект, субъект и жертва социализации Каждый человек, особенно в детстве, отрочестве и юности, является объектом социализации. Об этом свидетельствует то, что содержание этого процесса определяется заинтересованностью общества в том, чтобы человек успешно овладел ролями мужчины или женщины (полоролевая социализация), создал прочную семью (семейная социализация), мог бы и хотел компетентно участвовать в социальной и экономической жизни (профессиональная социализация), был законопослушным гражданином (политическая социализация) и т. д. Субъектом социализации человек становится объективно, ибо на протяжении всей жизни на каждом возрастном этапе перед ним встают задачи, для решения которых он более или менее осознанно, а чаще неосознанно, ставит перед собой соответствующие цели, т. е. проявляет свои субъектностъ и субъективность. Естественно-культурные задачи – это достижение определенного уровня физического и сексуального развития. Социально-культурные задачи – познавательные, морально-нравственные, ценностносмысловые. Социально-психологические задачи – это становление самосознания личности, ее самоопределение в актуальной жизни и на перспективу, самореализация и самоутверждение, которые в разное время имеют специфическое содержание и способы решения. Самосознание личности можно рассматривать как достижение ею в каждом возрасте определенной меры самопознания, наличие относительно целостной Я-концепции и определенного уровня самоуважения и меры самопринятия. Самореализация предполагает реализацию человеком активности в значимых для него сферах жизнедеятельности и (или) взаимоотношений. Самоутверждение – это достижение человеком субъективной удовлетворенности результатом и (или) процессом самореализации. Человек не только объект и субъект социализации. Он может стать ее жертвой. Это связано с тем, что процесс и результат социализации заключают в себе внутреннее противоречие. Эффективная социализация предполагает определенный баланс между приспособлением к обществу и обособлением в нем. В противном случае человек может рассматриваться как жертва социализации. П р и м е р . Стать жертвой социализации может как человек, полностью адаптированный в обществе и неспособный в какой-то мере противостоять ему (конформист), так и не адаптированный в обществе – человек становится диссидентом (инакомыслящим), правонарушителем, т. е. жертвой социализации. 3. Человек как жертва неблагоприятных условий социализации Социализация конкретных людей в любом обществе протекает в различных условиях, для которых характерно наличие тех или иных многочисленных опасностей, оказывающих влияние на развитие человека. Поэтому объективно появляются целые группы людей, становящихся или могущих стать жертвами неблагоприятных условий социализации. 2 Виды жертв неблагоприятных условий социализации условно можно обозначить как реальные, потенциальные и латентные, которые представлены различными типамикатегориями людей. Реальными жертвами неблагоприятных условий социализации могут стать: ‒ инвалиды; ‒ дети, подростки, юноши, девушки с психосоматическими дефектами и отклонениями; ‒ сироты и ряд категорий детей, находящихся на попечении государства или общественных организаций. Потенциальными, но очень реальными жертвами можно считать: ‒ детей, подростков, юношей, девушек с пограничными психическими состояниями и с акцентуациями характера; ‒ детей мигрантов из страны в страну, из региона в регион, из села в город и из города в село; ‒ детей, родившихся в семьях с низким экономическим, моральным, образовательным уровнями; ‒ метисов и представителей инонациональных групп в местах компактного проживания другого этноса. Латентными жертвами неблагоприятных условий социализации можно считать тех, кто не смог реализовать заложенные в них задатки в силу объективных обстоятельств их социализации. Субъективными предпосылками того, станет ли человек жертвой неблагоприятных условий социализации, являются в первую очередь и главным образом его индивидуальные особенности как на индивидном, так и на личностном уровне. От этого зависит и субъективное восприятие человеком себя жертвой. На индивидном уровне виктимизация человека в тех или иных обстоятельствах зависит, видимо, от темперамента и некоторых других характерологических свойств, от генетической предрасположенности к саморазрушительному или отклоняющемуся поведению. На личностном уровне предрасположенность к тому, чтобы стать жертвой тех или иных неблагоприятных условий социализации, зависит от многих личностных характеристик, которые в одних и тех же условиях могут способствовать или препятствовать виктимизации человека. К таким характеристикам, в частности, можно отнести степень устойчивости и меру гибкости человека, развитость у него рефлексии и саморегуляции, его ценностные ориентации и т. д. 4. Возрастные этапы социализации В любом обществе социализация человека имеет особенности на различных этапах:  младенчество (от рождения до 1 года);  раннее детство (1–3 года);  дошкольное детство (3–6 лет);  младший школьный возраст (6–10 лет);  младший подростковый возраст (10–12 лет);  старший подростковый возраст (12–14 лет);  ранний юношеский возраст (15–17 лет); 3        юношеский возраст (18–23 года); молодость (23–30 лет); ранняя зрелость (30–40 лет); поздняя зрелость (40–55 лет); пожилой возраст (55–65 лет); старость (65–70 лет); долгожительство (свыше 70 лет). 5. Факторы социализации и их типология Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков, юношей с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие. Изученные условия, или факторы, социализации условно можно объединить в четыре группы. Первая – мегафакторы (мега – очень большой, всеобщий) – космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли. Вторая – макрофакторы (макро – большой) – страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах. Третья – мезофакторы (мезо – средний, промежуточный) – условия социализации больших групп людей, выделяемых: ‒ по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); ‒ принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение и др.); ‒ принадлежности к тем или иным субкультурам. Четвертая группа – микрофакторы. К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, – семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум. 6. Агенты и средства социализации Важнейшую роль в том, каким вырастает человек, как пройдет его становление, играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации. На разных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или в молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе и пр. Социализация человека осуществляется широким набором универсальных средств, содержание которых специфично для того или иного общества, того или иного социального слоя, того или иного возраста социализируемого. К ним можно отнести:  способы вскармливания младенца и ухода за ним;  формируемые бытовые и гигиенические умения;  окружающие человека продукты материальной культуры; 4  элементы духовной культуры (от колыбельных песен и сказок до скульптур);  стиль и содержание общения, а также методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в воспитательных и иных социализирующих организациях;  последовательное приобщение человека к многочисленным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедеятельности – общении, игре, познании, предметнопрактической и духовно-практической деятельностях, спорте, а также в семейной, профессиональной, общественной, религиозной сферах. 7. Механизмы социализации Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда механизмов. К социально-педагогическим механизмам социализации относят следующие. Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Институциональный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации). Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы. Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т. д. Значимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, другсверстник своего или противоположного пола и др. 8. Подходы к проблеме социализированности человека В русле субъект-объектного подхода к пониманию социализации социализированность – это:  «сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данным обществом»;  усвоение личностью не просто суммы различных ролевых ожиданий, а самой сущности этих требований;  усвоение личностью установок, ценностей, способов мышления и других личностных и социальных качеств, которые будут характеризовать ее на следующей стадии развития (А. Инкельс);  соединение индивидом новых ожиданий других со своим «Я» и таким образом приспособление к условиям в новой ситуации. 5 В русле субъект-субъектного подхода социализированный человек не только адаптирован в общество, но и в состоянии быть субъектом собственного развития и в какой-то мере общества в целом. Это обеспечивается: ‒ способностью к изменению своих ценностных ориентаций; ‒ умением находить баланс между своими ценностями и требованиями роли; ‒ ориентацией не на конкретные требования, а на понимание универсальных моральных человеческих ценностей. ‒ наличием собственных взглядов, способности изменять их и вырабатывать новые (ценностная автономия); ‒ наличием концепции самоуважения и самопринятия, чувства собственного достоинства (психологическая автономия); ‒ реализацией избирательности в эмоциональных привязанностях, их сбережение и сменяемость (эмоциональная автономия); ‒ готовностью и способностью самостоятельно решать собственные проблемы, противостоять тем жизненным ситуациям, которые мешают самоизменению, самоопределению, самореализации, самоутверждению; ‒ гибкостью и одновременно устойчивостью в меняющихся ситуациях, умением творчески подходить к жизни – креативностью (поведенческой автономностью). 6
«Социализация» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot