Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 5.
Смутное время (1598-1613):причины, основные события, последствия.
Смута – глубочайший кризис, охвативший российское общество в начале XVII в. Его характерными чертами были экономический упадок, народные восстания, частая смена власти, правление самозванцев и интервенция (вооруженное вмешательство во внутренние дела государства). По сути, в этот период развернулась гражданская война, поставившая на грань катастрофы Российское государство.
Можно выделить две основные причины Смуты.
1) Социально-экономический кризис в стране, вызванный опричниной, Ливонской войной и жесткой политикой властей в отношении крестьян, покидавших центральные районы страны, где разруха и насилие опричников проявлялись сильнее. Еще в 1581 г. появляется указ Ивана Грозного о заповедных летах: в эти годы был запрещен переход зависимых крестьян в Юрьев день. По сути, в эти годы действовало крепостное право, то есть прикрепление крестьян к землям помещиков. В 1597 г. был совершен второй шаг к окончательному установлению крепостничества – в правление сына Ивана IV – Федора Блаженного (1584-1598) был издан указ об урочных летах: в эти годы помещики имели право на розыск своих беглых крестьян. Все эти меры, подававшиеся как временные, должны были остановить бегство крестьян – основных налогоплательщиков, которые, к тому же, отвечали за благосостояние слуг государевых – дворян. Государство было заинтересовано в сильном и обеспеченном дворянстве, задачей которого было не только прислуживание царю, но и защита государства. Однако такая политика вызывала крайнее недовольство основной массы населения, мечтавшей о возвращении Юрьева дня и ограничении помещичьей власти.
2) В 1598 г. в связи со смертью Федора Блаженного – последнего сына Ивана IV, случился династический кризис. Династия Рюриковичей прервалась, ведь Федор не оставил наследников, как и другие сыновья Ивана, погибшие к тому времени. Возникла проблема выбора нового царя, которая вызвала не только раскол в обществе, но и жесточайшую борьбу за власть в среде российской знати. Эта борьба провоцировала на волнения и без того доведенное до отчаяния население.
Еще в правление Федора Иоанновича произошло выдвижение на первые роли в государевом дворе Бориса Годунова. Царь Фёдор был физически нездоровым человеком и всё время проводил в чтении церковных книг, молитвах и поездках по монастырям. Управление страной он доверил брату своей жены Борису Годунову. Б. Годунов был талантливым и энергичным деятелем, проводил осторожную и разумную политику: возрождал экономику страны, укреплял границы. Он отвоевал у Швеции устье Невы, утерянное после Ливонской войны. Но самым крупным успехом дипломатических способностей Б. Годунова было возведение московского митрополита Иова в сан патриарха (патриарх - высший духовный сан в Православной Церкви), окончательно ликвидировав зависимость русской церкви от византийской.
Пользуясь своим влиянием и хитростью, опираясь на Иова, Годунов в 1598 г. был избран царем. Тем самым он вызвал недовольство родовитых бояр, многие из которых и сами имели возможность возглавить Российское государство. Отношение населения к Годунову также было негативным. Его считали убийцей 9-летнего сына Ивана Грозного царевича Дмитрия, который в 1591 г. в Угличе погиб при невыясненных обстоятельствах. Кроме того, в начале его правления произошли невиданные бедствия: в 1601 г. три месяца весной шли проливные дожди, потом ударили морозы. Все посевы погибли. Сложным был 1602 год, а в 1603 стране возникла угроза голода. Б. Годунов предпринял самые энергичные меры: были установлены твёрдые цены на хлеб, в Москве была организована его бесплатная раздача. Но чиновники шли на различные махинации, в том числе и заранее посылали в дома, назначенные для раздачи хлеба, своих родственников, которые обкрадывали их, вызывая гнев у простых людей.
В результате в стране голод достиг чудовищных размеров. По некоторым данным в России вымерла 1/3 населения. Начались волнения, которые переросли в восстание холопов (1603 - 1604 гг.) под предводительством Хлопка Косолапа. Оно было жестоко подавлено. Всенародно избранный царь стал вызывать не только недоверие, но и ненависть у большинства народа.
А в это время в Польше, с подачи московских бояр, объявился человек, который стал выдавать себя за чудом спасшегося царевича Дмитрия (последнего сына Ивана IV). Он вошел в историю как Лжедмитрий I. Самозванца поддержала польская шляхта (дворянство) и польская католическая церковь. Шляхта хотела вернуть те земли, которые до этого 100 лет входили в состав Польши, католическая церковь распространения католичества в России.
В 1604 г., снаряжённый на польские деньги, самозванец двинулся к Москве. О том, как сработали слухи говорит тот факт, что на всём пути следования все слои населения встречали его хлебом - солью. Народ считал, что с воцарением на престоле сына Ивана Грозного прекратится гнев Божий на Россию.
В свою очередь, царь Борис к этому времени сильно переменился. Обычно активный, он отошел от государевых дел, стал мнительным, окружил себя колдунами. В апреле 1605 г. внезапно умер. Самозванец торжественно въехал в Москву, был венчан на престол и стал новым царем.
Следует заметить, что он показал хорошие способности к управлению страной. Конечно, Дмитрий был авантюристом. Его главная беда заключалась в том, что он не оправдал как ожиданий польских, так и московских бояр. Он не хотел быть орудием в руках бояр, действовал слишком самостоятельно, развивал свои особые политические планы, во внешней политике даже очень смелые и широкие, хлопотал поднять против турок и татар все католические державы с православной Русью во главе. Всего досаднее было для великородных бояр приближение к престолу незнатной родни царя (имеются ввиду Нагие, Мария Нагая признала в самозванце собственного сына и говорила об этом народу и знати) и его слабость к иноземцам, особенно к католикам...Еще более возмущали не одних бояр, но и всех москвичей своевольные и разгульные поляки, которыми новый царь наводнил Москву...
Однако главная причина его падения была другая. Бояре пустили Лжедмитрия в Москву, чтобы открыть дорогу к престолу одному из своей среды. (Недаром Борис, как только услыхал о появлении Лжедмитрия, прямо сказал боярам, что это их дело, что они подставили самозванца.) Он им нужен был как противник Годунова, а не как царь. 17 мая 1606 г. в результате боярского заговора Лжедмитрий был убит.
Во время народного возмущения против Лжедмитрия I с Лобного места на Красной площади царём был «выкликнут» Василий Шуйский, стоявший во главе боярского заговора против самозванца, так 1 июня 1606 г. В. Шуйский торжественно венчался на царство. Он пришёл к власти при помощи бояр, поклялся, что будет править с их помощью и в их интересах. Это сразу вызвало раскол в обществе, поскольку в стране уже набрал силу и новый слой феодалов - дворянство, другие слои населения, что и вылилось в первую крестьянскую войну под предводительством И.И. Болотникова (1606-1607 гг.). В ней приняли участие дворяне, посадские люди, крестьяне. Страна раскололась на два лагеря. Восстание охватило центр, юг страны. Москва оказалась в осаде. Но в решающий момент дворяне пошли на сговор с В. Шуйским. У села Коломенское И.И. Болотников потерпел поражение в результате вынужден отступить к Калуге ,затем к Туле. В 1607 г. оно было разгромлено.
А в это время в Польше объявился новый самозванец, который также выдавал себя за сына Ивана Грозного. Он вошел в русскую историю под именем Лжедмитрий II. Снаряженный опять на польские деньги, в 1608 начал поход на Москву. Жители русских городов и его встречали хлебом - солью. Лжедмитрий II подошёл к Москве, но взять ее не смог и стал лагерем в 17 км. от Москвы у села Тушино. Здесь он стал создавать новые органы государственной власти: Боярскую думу, приказы. Назначил патриархом Филарета, в провинции стал направлять своих воевод. Раздавал поместья, платил жалованье тем, кто переходил к нему на службу. Бояре и дворяне толпами стали уходить от Василия Шуйского. Возникла новая угроза. Тогда царь обратился за военной помощью к Швеции. В 1609 г. русские войска под руководством племянника царя молодого воеводы М. В. Скопина - Шуйского, вместе со шведами разбили войска Тушинского вора. Лжедмитрий II бежал в Калугу, где и был убит.
Польский король использовал этот факт как повод для открытой интервенции в Россию. Поляки во главе с королем осадили форпост России на Западе – г. Смоленск, но взять его не смогли. Тогда по приказанию короля отряд поляков двинулся к Москве. В это время, в результате заговора, Василий Шуйский был низложен и пострижен в монахи. В Москве было образовано правительство из семя бояр, во главе с князем Ф.И.Мстиславским – т.н. «семибоярщина». Страна переживала наивысший момент разрушения. Поляки подошли к самой Москве, шведы грабили северо-западные русские земли. По стране свободно рыскали шайки своих и иностранных разбойников, грабили местное население. Россию охватила всеобщая война: все воевали против всех.
В этих условиях верхушка московского боярства решила обратиться к польскому королю с просьбой: отпустить на русский престол его сына – королевича Владислава и таким путем разрешить все проблемы и противоречия.
Москва присягнула на верность Владиславу. Ночью впустили поляков в «святая святых» русской земли – Кремль. Возникла прямая угроза потери независимости страны.
Спасение России пришло из провинции. Для изгнания поляков в 1611 г. Нижнем Новгороде по инициативе Земского старосты Козьмы Минина было создано народное войско - ополчение. Сборщиком средств был назначен К.М.Минин, воеводой выбран князь Д.М. Пожарский. Их поддержали другие города. Численность ополчения, состоявшего в начале из 2-3 тыс. чел., стало быстро увеличиваться. В Ярославле был создан «Совет всея земли» – временное правительство из представителей духовенства и Боярской думы, выборных дворян и посадских людей. Во главе его встали Д.М.Пожарский и К.М.Минин. Численность ополчения уже выросла до 10 тысяч человек.
В августе 1612г. основные силы второго ополчения подошли к Москве, разбили свой лагерь у реки Яузы и окружили укреплениями Кремль, в котором засели польско-литовские интервенты. В октябре с боем взяли Китай-город, а 22 октября (4 ноября по новому стилю), на день обретения иконы Казанской Богоматери, Москва была освобождена. В честь этого события в России отмечается День народного единства.
В январе 1613г. в Москве был созван Земский собор для избрания нового главы государства. Вокруг кандидатуры будущего царя разгорелась острая борьба. После долгих обсуждений Земский собор остановил свой выбор на кандидатуре 16-летинего Михаила из старинного боярского рода Романовых, сыне митрополита Филарета. Это был юноша с весьма посредственными способностями и слабым характером. Но его отец Филарет, сам некогда претендовавший на престол, ладил с казаками, бывшими тушинцами, вставшими в свое время, как и он сам, на сторону Лжедмитрия II. С другой стороны, Филарета уважали и во Втором ополчении — он не запятнал себя предательством русских интересов. Столичным боярам нравился юный возраст претендента. «Миша-де Романов молод, разумом еще не дошел и нам будет повален», — писали они В.В.Голицыну в Польшу.
Последним шагом к окончанию Смуты стало изгнание интервентов с территории всей России. Ценой этого стала потеря территорий. В 1617 г. в Столбове был заключен российско-шведский мирный договор. По нему Россия вернула себе Новгород, но утратила земли у Невы и Финского залива. Исконный выход Руси к Балтике оказался потерянным.
В селе Деулине было заключено перемирие с поляками (1618). Владислав покидал пределы России и обещал отпустить на родину русских пленных. Но королевич не отказывался от претензий на русский трон. За Речью Посполитой остались Чернигово-Северская земля и Смоленск.
Последствия Смуты были тяжелыми для России. Страна была истощена. После завершения внутренней войны и столкновений с иноземцами важнейшей задачей стало восстановление хозяйства. Невозможно сосчитать, сколько людей погибло. Пашни зарастали лесом. Множество владельческих крестьян сбежали или, разорившись, сидели бобылями, не имевшими своего хозяйства и кормящимися случайной работой и милостью господина. Служилый человек беднел. Пустая казна не в силах была серьезно ему помочь. В целом, Россия представляла собой печальное зрелище. Путешественник, решившийся проехать по русским дорогам в ту пору, мог наткнуться на страшные пустые деревни, в которых белели кости непогребенных покойников. Никто из проезжих не решался искать в таких селениях приют, хоть и боялись шаек лихих людей, гуляющих по всей Руси, но предпочитали ночевать в открытом поле.