Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Словообразование. Основные понятия. Способы словообразования

  • ⌛ 1980 год
  • 👀 437 просмотров
  • 📌 400 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Словообразование. Основные понятия. Способы словообразования» doc
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ. СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ (Русская грамматика. М.: Наука, 1980. Т.2). Объектом изучения в словообразовании являются словообразовательно мотивированные слова, т. е. слова, значение и звучание которых обусловлены другими однокоренными словами. Иначе они называются производными. Словообразовательная мотивация - это отношение между двумя однокоренными словами, значение одного из которых либо а) определяется через значение другого (дом - домик (маленький дом), победить - победитель (тот, кто победил), либо б) тождественно значению другого во всех своих компонентах, кроме грамматического значения части речи (бежать - бег, белый - белизна, быстрый - быстро). Однокоренные слова, лишенные названных свойств (например, домик и домище), не находятся между собой в отношениях мотивации. Одно из слов при этом является мотивирующим (производящим), а другое – мотивированным (производным). Мотивированное слово обладает следующими признаками: 1) его основа характеризуется большей формальной (фонетической) сложностью: горох - горошина, бежать – выбежать; 2) при равной формальной сложности мотивированным является слово, характеризующееся большей семантической сложностью, т. е. то, значение которого определяется через другое слово: химия - химик (тот, кто занимается химией), художник - художница (женщина-художник). В парах "глагол - существительное, обозначающее действие по этому глаголу" (абстрактное действие: косить - косьба, дуть - дутьё, выходить - выход, атаковать - атака), "прилагательное - существительное, обозначающее тот же признак" (абстрактный признак: красный - краснота, синий - синь), мотивированным признается существительное, поскольку значения действия и признака являются общими значениями соответственно глагола и прилагательного, но не существительного. В паре "прилагательное - наречие" мотивированным признается слово, характеризующееся большей формальной сложностью: смелый - смело, но вчера - вчерашний. 4) Слово, не являющееся стилистически нейтральным, не может быть мотивирующим для стилистически нейтрального слова. Поэтому, например, образования типа гуманитар, корабел (разг.) мотивированы прилагательными гуманитарный, корабельный, а не наоборот, несмотря на большую формальную сложность прилагательных. Мотивирующее слово может быть в свою очередь мотивированным по отношению к другому слову. Например, слово учитель по отношению к слову учительница - мотивирующее, а по отношению к слову учить - мотивированное. Такие слова составляют словообразовательную цепочку: учить – учитель – учительница. Словообразовательная цепочка - это ряд однокоренных слов, находящихся в отношениях последовательной мотивированности. Начальным, исходным звеном цепочки является немотивированное слово. Например, устарелость входит в цепочку: старый стареть устареть устарелый устарелость. Морфемный анализ является результатом слоовообразовательного анализа. Так, чтобы правильно выделить аффиксы в слове устарелость, нужно выстроить всю сл-обр. цепочку. Словообразовательное гнездо - совокупность словообразовательных цепочек, имеющих одно и то же исходное слово. Вершиной (исходным словом) гнезда является немотивированное слово. Пример словообразовательного гнезда: добрый доброта по-доброму добряк добреть добренький добрячок подобреть Мотивированное слово всегда включает в себя мотивирующую основу и словообразовательный формант. Мотивирующая основа - это та часть мотивированного слова, которая является общей с основой мотивирующего слова (с учетом преобразований последней - чередований, наращений, усечений), например: лес – лесок (мотивирующая основа лес-, формант -ок), партизан - партизанить (чередование |н-н'|, мотивирующая основа партиза|н'|-, формант -и-). Некоторые способы словообразования (сложение, сращение, аббревиация) характеризуются более чем одной мотивирующей основой. Например, в слове землепроходец - две мотивирующие основы: зем|л'|- и -прохо|д'|-. Словообразовательный формант - это словообразовательное средство (средства), которым мотивированное слово отличается от мотивирующего; средство, с помощью которого образовано слово. Например, глагол накрахмалить отличается от крахмалить префиксом на-, формантом слова накрахмалить является на-. Слово крахмалить отличается от слова крахмал суф. -и-; это и есть формант. В слове пилотаж формантом является суффикс -аж, указывающий на то, что данное слово означает отвлеченное действие, то же, что и мотивирующий глагол пилотировать, а в слове подхалимаж (разг.) тот же формант указывает, что данное слово означает действие, свойственное тому, кто назван мотивирующим словом (подхалим). Основной единицей классификации словообразовательной системы является словообразовательный тип (модель). Это схема построения слов определенной части речи, характеризующихся: а) общностью части речи мотивирующих слов, б) общностью форманта (тождественного по звучанию и по смыслу). То общее значение, которое отличает все мотивированные слова данного типа от их мотивирующих, является словообразовательным значением слов этого типа; носителем словообразовательного значения является формант. Так, глаголы прыгнуть, свистнуть, толкнуть принадлежат к одному и тому же словообразовательному типу, так как они: а) мотивируются глаголами (прыгать, свистеть, толкать); б) имеют общий формант - суф. -ну- со словообразовательным значением однократности. Слова домик (маленький дом), столик (маленький стол) образуют тип уменьшительных существительных с суф. -ик; слова седеть (становиться седым или более седым), прочнеть (становиться прочным или прочнее), влажнеть образуют словообразовательный тип глаголов со знач. становления признака. Словообразовательные значения бывает общими и частными. Например, среди существительных с суф. –лк-) с общим словообразовательным значением "предмет, производящий действие или предназначенный для его выполнения" есть семантические подтипы: 1) "предмет, предназначенный для выполнения действия" (молотилка); 2) "предмет, приспособление, являющееся субъектом действия" (коптилка); 3) "помещение, предназначенное для выполнения действия" (читалка); 4) "лицо - субъект действия" (сиделка); 5) "животное (возможно и лицо) - субъект действия" (жужжалка). Продуктивность словообразовательного типа - это его способность служить образцом для производства слов. Тип, по которому в современном литературном языке образуются новые слова, является продуктивным, а ряд слов, к нему относящихся, незамкнутым. Тип, по которому не образуются новые слова, является непродуктивным, а ряд слов, к нему относящихся, замкнутым. Например, у существительных с суф. -ин(а), мотивированных прилагательными и имеющих общее значение "носитель признака", продуктивны подтипы со значениями "вещество или совокупность чего-л." (пушнина, равнина), "место, пространство" и "неодушевленный предмет" (рогатина) и непродуктивны подтипы со значениями "лицо" (жадина) и "часть целого" (четвертина). Словообразовательные типы могут быть синонимичными. Полностью синонимичными являются словообразовательные типы, имеющие тождественное значение, например, типы прилагательных с суф. -оват- (суковатый) и -ист- (ухабистый), мотивированных существительными. Способ словообразования - более крупная, чем словообразовательный тип, единица классификации, объединяющая ряд типов, характеризующихся одним и тем же видом форманта (например, префикс, суффикс, постфикс), независимо от того, как именно выражен формант. В современном русском литературном языке существуют следующие способы словообразования. I. Морфологический – с использованием сл-обр. морфем.. 1. Суффиксация: учитель; водный; трижды. Суффикс может быть не только материально выраженным, но и нулевым. При нулевой суффиксации (выход, стук, перестук, синь, задира, лис) в состав форманта входит нулевой словообразовательный суффикс. 2. Префиксация: прадед, преогромный, переписать, послезавтра. 3. Постфиксация: мыться, бодаться. 4. Префиксально-суффиксальный способ (префиксация в сочетании с суффиксацией, материально выраженной или нулевой): приморье, застольный, безрукий, пересилить, постукивать, по-новому. 5. Префиксально-постфиксальный способ: разбежаться, нагуляться, выспаться, докопаться, вслушаться, всмотреться. 6. Суффиксально-постфиксальный способ: гордиться, нуждаться, скупиться. 7. Префиксально-суффиксально-постфиксальный: изловчиться, посчастливиться, переговариваться, перешучиваться (редкий способ). 8. Сложение основ. Чистое сложение: первоисточник, лесостепь, износостойкий, слепоглухонемой, полуобернуться. Интерфикс может быть нулевым: царь-пушка. Смешанный способ словообразования - суффиксально-сложный, или сложение в сочетании с суффиксацией (материально выраженной или нулевой): землепроходец, мимоездом, разноязычный, хлеборез, однорукий. II. Лексико-синтаксический способ: сращение (слияние) – путем объединения нескольких словоформ в одно слово: умалишенный, долгоиграющий, вечнозеленый. III. Морфолого-синтаксический. Субстантивация прилагательных и причастий. Существительные больной, заведующий, операционная, новое, суточные. IV. Аббревиация - способ словообразования, объединяющий все типы сложносокращенных и сокращенных образований. V. Лексико-семантический – распад многозначности. Незначительное место занимают следующие смешанные способы: префиксально-сложный (умиротворить), префиксально-суффиксально-сложный (вполоборота, втридорога), сращение в сочетании с суффиксацией (потусторонний, немогузнайка - разг. устар., христарадничать - устар.). Существуют также явления, промежуточные между аббревиацией и сложением (пионерлагерь, Днепрогэс, Союзшелк). Дополнительный, вспомогательный характер носят различия мотивирующего и мотивированного слов - различие места ударения, чередование, усечение и наращение основы мотивирующего слова в структуре мотивированного слова, совмещение морфов. Различие места ударения: лечить - вылечить и красить - выкрасить. Чередование: вода - водица, книга - книжица. Усечение: перебежать - перебежчик. Наращение: драм-а - драмат-ический, драмат-ург. Особым случаем наращения является восстановление конечной согласной корня, утраченной на одной из предшествующих ступеней словообразования: дёргать - дёрнуть - выдернуть - выдёргивать. Совмещение морфов: Курск - кур|ск|ий, депо - деп|овск|ий, лиловый - лил|оват|ый, лермонт|о|вед.
«Словообразование. Основные понятия. Способы словообразования» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Автор(ы) Евсеева И. В., Лузгина Т. А., Славкина И.А., Степанова Ф.В.
Смотреть все 138 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot