Системы посадки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pptx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ЛЕКЦИЯ 34 .
Тема 11. Системы посадки
11.1. Классификация радиотехнических систем посадки
Посадка - самый сложный этап полета ВС, т.к. в процессе посадки
происходят значительные изменения режимов полета, что обусловливает
существенное возрастание психологической и физической нагрузки на членов
экипажа.
В целях обеспечения предельных дальностей полета и эффективности
применения авиации посадка должна осуществляться с первого захода, что
требует применения точных и надежных систем посадки.
С помощью системы посадки ВС должно быть выведено с требуемой
вероятностью в некоторую область пространства, положение и размеры
которой зависят от посадочного метеоминимума. Эта область представляет
собой пространство допустимых отклонений ВС от заданной посадочной
траектории, попадание в которое гарантирует, при условии нахождения
скорости
в
установленных
пределах,
выполнение
необходимого
корректирующего маневра и приземление в заданной точке ВПП.
Для обеспечения посадки самолетов необходимо решать комплекс задач,
основными из которых являются:
- привод самолетов в район аэродрома посадки;
- организация четкого управления движением самолетов в районе аэродрома;
- обеспечение непосредственно самой посадки самолетов.
Система посадки задает в пространстве плоскость курса и плоскость
планирования (снижения), пересечение которых определяет линию планирования
самолета (глиссаду).
В основу классификации систем посадки можно положить возможность
обеспечения захода на посадку ВС в определенных метеоусловиях, которые
характеризуются дальностью визуальной видимости ВПП и высотой принятия
решения (ВПР) о посадке или уходе на повторный заход на посадку.
Указанные параметры есть такие минимальные дальность до ВПП и высота
полета, с которых обеспечивается визуальная видимость земли и необходимых
ориентиров на ВПП.
Главными критериями, определяющими дальность видимости с ВПР, при
которой гарантируется требуемая степень безопасности посадки, принято
считать высоту нижней границы облачности и дальность видимости вдоль ВПП,
которые и объединяются в понятие минимума погоды.
Различают минимум погоды:
- аэродрома;
- ВС;
- экипажа.
РСП - состоит из диспетчерского и посадочного РЛ, предназначена для контроля
воздушного пространства вокруг аэродрома и параметров посадки самолетов группой
управления полетами.
КНС (кодонеоновый световой маяк) - для визуальной отметки контрольной точки.
ДРЛГ (дальняя радиолокационная группа) - комплекс РЛС, предназначенных для контроля
воздушного движения в дальней зоне.
КП (огни конца полосы) ; РП (огни разрешения посадки) когда полоса свободна и посадка
разрешена огни горят зеленым светом, иначе красным; ОП (огни подхода); АГ (огни
авиагоризонта) определяют (визуально) курс на полосу, служат для контроля ориентации
По способу задания линии планирования различают:
инструментальные системы посадки - линия планирования задается с
помощью наземных РМ, а информация поступает на приборы летчика;
радиолокационные системы посадки - линия планирования задается летчику по
командам с земли.
Инструментальные системы посадки делятся на упрощенные (ОСП) и
радиомаячные (МВ, ДМВ и СМВ диапазонов).
По категории метеоминимума различают СП I, II и III (А, В, С) категорий.
системы I категории обеспечивают управление самолетом при заходе на посадку
до ВПР=60 м при визуальной видимости на ВПП не менее 800 м;
системы II категории обеспечивают управление самолетом при заходе на
посадку до ВПР=30 м при визуальной видимости на ВПП не менее 400 м;
системы III категории предназначены для посадки с приземлением при
значительном ограничении или отсутствии видимости земли, т.е. при ВПР=0.
Регламентированы три группы РМС III категории, обеспечивающие посадку
при визуальной видимости на ВПП:
РМС категории III А – 200 м;
РМС категории III В – 50 м;
РМС категории III С – при полном отсутствии видимости.
Таким образом, РМС I, II и III категорий обеспечивают данные для
управления самолетом от границ зоны действия до точки, расположенной на
глиссаде на высоте соответственно 60, 30 и 0 м над горизонтальной плоскостью,
включающей ВПП
RNP для операций захода на посадку, посадки и вылета
11.2. Общая характерист ика радиотехнических систем
посадки
11.2.1. Упрощенны е системы посадки (ОСП)
ОСП обеспечивают вывод ВС в район аэродрома, выполнение
предпосадочного маневра и определение места ВС в двух фиксированных
точках траектории посадки.
В состав упрощенной системы посадки входят:
- наземное оборудование: ПАР с МРМ (дальний и ближний радиомаркерные
пункты), АРП, светосигнальное оборудование аэродрома и УКВ радиостанция;
- бортовое оборудование: МРП, АРК, РВ, УКВ радиостанция.
Дальний МРМ обеспечивает экипажу контроль высоты полета, расстояния
до точки приземления и готовности бортовых систем к обеспечению полета на
конечном этапе захода на посадку. Ближний МРМ предназначен для
информирования экипажа о близости визуального этапа посадки.
11.2.2. Радиолокационны е системы посадки (РСП)
РСП позволяют на земле определять положение ВС относительно
требуемой траектории снижения и удаление ВС от точки приземления.
Они используются для наземного контроля процесса захода на посадку и,
в случае необходимости, передачи на борт с помощью систем воздушной
радиосвязи указаний о коррекции траектории.
РСП предназначены для посадки самолетов, не имеющих
специального посадочного оборудования, снабженных обычными связными
радиостанциями и навигационными приборами. В состав системы входят
обзорны й, диспет черский и посадочны й радиолокаторы .
ОРЛ - непрерывное наблюдение за общей воздушной обстановкой в
районе аэродрома в радиусе 70…80 км и управления движением
самолетов на подходах к аэродрому и в процессе их захода в зоне
ожидания.
ДРЛ - наблюдение за воздушной обстановкой в радиусе 30…50 км от
аэродрома и контроль за летным полем.
ПРЛ - определение отклонения ВС от траектории посадки.
В систему РСП входят также АРП и средства радиосвязи. Основное
оборудование РСП устанавливается на расстоянии 150…200 м от оси
ВПП, не ближе 750 м от начала ВПП и не далее ±200м относительно
центра ВПП.
В настоящее время используются
РСП-7
11.2.3. Радиомаячны е (инст рументальны е) системы посадки
РМСП МВ позволяют задавать прямолинейную пространственную
траекторию захода на посадку и определять текущее положение ВС
относительно нее, а также моменты пролета двух или трех точек на
линии глиссады, расположенных на определенном удалении относительно
ВПП. PMCП обеспечивают
задание единственной глиссады
планирования, управление ВС в пределах заданных секторов вокруг нее.
На РМСП СМВ позволяют определить пространственные координаты
ВС в определенной области пространства (сектор ±40° относительно оси
ВПП в горизонтальной плоскости и сектор 1...150 в вертикальной) и
обеспечивают
полет
по любой
криволинейной
четырехмерной
пространственно-временной траектории посадки.
Информация об отклонениях от линии планирования поступает на
приборы летчиков. Наземные РМ формируют в пространстве плоскости
курса и планирования (глиссады), пересечение которых определяет линию
планирования (глиссаду).
По используемому частотному диапазону различают:
системы посадки сант имет рового диапазона (угломерный канал –
5030…5091 МГц, дальномерный канал – 960…1215 МГц);
системы посадки дециметрового диапазона (курсовой канал –
905,1…932,4 МГц, глиссадный канал – 939,6…966 МГц, дальномерный
канал: направление самолет-земля – 772…808 МГц, направление землясамолет – 939,6…966,9 МГц);
системы посадки мет рового диапазона (курсовой канал – 108…112
МГц, глиссадный канал – 329…335 МГц, маркерный канал – 75 МГц).
СП диапазона МВ обеспечивает непрерывное получение на борту ВС
следующей информации:
- о положении ВС относительно плоскости посадочного курса по
каналу курса;
- о положении ВС относительно плоскости планирования (глиссады)
по каналу глиссады;
- о расстоянии до начала ВПП по маркерному каналу.
В состав радиомаячного оборудования входят:
курсовой радиомаяк (КРМ);
глиссадный радиомаяк (ГРМ);
маркерные радиомаяки (МРМ).
Схема размещения оборудования РМСП МВ
Схема размещения оборудования РМСП МВ по стандартам
ICAO
Внешний радиомаркерный пункт располагается на удалении 7200 м от
порога ВПП, средний – на удалении 1050±150 м, а внутренний – на
удалении 75...150 м. Средний радиомаркерный пункт предназначен для
информирования экипажа о приближении к точке начала визуального
наведения, внутренний радиомаяк – для обозначения момента пролета
высоты принятия решения.
Вопросы для самоконтроля
1. Почему к системам посадки предъявляются высокие
требования по точности и надежности?
2. Сколько категорий систем посадки существует?
3. Что такое ВПР?
4. Какое бортовое и наземное оборудование входит в состав
упрощенной системы посадки?
5. Какое бортовое и наземное оборудование входит в состав
радиолокационной системы посадки?
6. Какое бортовое и наземное оборудование входит в состав
инструментальной системы посадки МВ диапазона?
7. Какие недостатки у упрощенной системы посадки?
8. Для чего в системах посадки используются МРМ?