Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Приложение 1
Перечень принятых сокращений
Сокращения
Расшифровка
АРМ
Автоматизированное рабочее место
АПК
Аппаратно-программный комплекс
БД
База данных
НПА
Нормативно-правовые акты
ИС
Информационная система
ПК
Персональный компьютер
СЗИ
Средства защиты информации
Автоматизированная информационная система
Система,
ГАС ОГФУ
«Аналитическая система оптимизации государственных
(муниципальных) функций и услуг как инструмента
совершенствования государственного управления и местного
самоуправления»
ОГФУ
Оптимизация государственных функций и услуг
ЛВС
Локальная вычислительная сеть
ЛПР
Лицо, принимающее решение
ОПО
Общее программное обеспечение
ОС
Операционная система
ПО
Программное обеспечение
ПТС
Программно-технические средства
ХД
Хранилище данных
СПО
Специальное программное обеспечение
СУБД
Система управления базами данных
ТЗ
Техническое задание
ФОИВ
Федеральные органы исполнительной власти
1
Сокращения
Расшифровка
ЦХД
Централизованное хранилище данных
Приложение 2
Систематизация отношений
Что же такое CIO? Директор по информационным технологиям (CIO)
или ИТ-директор — руководитель, относящийся к категории топменеджмента, высшего руководства предприятия (компании). Определяет
информационную стратегию компании, принимает решения на высшем
уровне, как правило, руководит работой департамента или службы по
информационным технологиям (АйТи или ИТ) компании. В типичной схеме
управления компанией часто занимает пост вице-президента и подотчётен
президенту компании или генеральному директору. Часто является членом
совета директоров.
Рис.1 Окружение, в котором работает компания.
2
Рис.2 Профессиональное окружение CIO
В менеджменте используются названия областей отношений от
терминологии на английском языке (и их сокращений):
•
Public Relations (PR) ;
•
Media Relations (MR);
•
Reputation Management (RM);
•
Investor Relations (IR);
•
Government Relations (GR);
•
Customer Relations Management (CRM);
•
Corporate Public Relations;
•
Marketing and Advertising;
•
Human Resources Management (HRM).
Кроме того, что CIO – это должность в корпоративной структуре с
соответствующими функциями, необходимо помнить, что должность
занимает человек, обладающий неотъемлемыми для человека личными
особенностями и отношениями. На практике очень важно понимать, что
движет людьми в той или иной ситуации, какие приоритеты и ценности
лежат в основе того или иного поступка. Поэтому с точки зрения основных
3
приоритетов
и
ценностей
предлагаем
следующую
систематизацию
отношений:
Профессиональные отношения:
•
корпоративные;
•
деловые;
•
проектные;
•
контрактные.
Личные отношения:
•
семейные;
•
дружеские;
•
бытовые.
Авторы Учебника не рекомендуют путать деловые и дружеские
отношения. На наш взгляд, стоит придерживаться принципа: «дружба
дружбой,
а
служба
службой».
Подмена
понятий
приводит
к
неестественности, последующей напряженности и может привести к
серьезным конфликтам. Безусловно, если взаимное проникновение деловых и
дружеских отношений не происходит естественным образом. В этом случае
создается очень комфортная среда для работы.
Наконец, третья «ось» для систематизации отношений – их качество.
В шкале «негатив-позитив» можно выделить такие типы отношений:
•
хорошие – плохие;
•
устойчивые – минутные, случайные;
•
доверительные, подозрительные, отстраненные.
Советы здесь простые – стройте отношения на позитивных основах.
Относитесь к окружающим так, как вы хотели бы, чтобы они относились к
вам. Всячески избегайте недоверия в отношениях – вам должны доверять.
При малейшем проявлении недоверия постарайтесь разобраться в его сути и
причинах и приложите усилия для его устранения.
4
Приложение 3
В целом, при построении взаимоотношений с ИТ-поставщиками
необходимо опираться на два общих принципа:
Принцип оптимизации политик взаимодействия
Разрабатывая или применяя общие политики взаимодействия с
поставщиками, желательно постараться избежать при этом типичной
ошибки: «стремления работать со всеми поставщиками одинаково». Степень
универсальности и регламентация корпоративных политик по работе с
поставщиками должны учитывать особенности ИТ-продуктов и услуг.
Совершенно необходимы различные политики для поставщиков типов 1 и 2.
Принцип взаимного баланса интересов заказчика и поставщика (в
наибольшей
степени
используется
для
ИТ-поставщиков
типа
2).
Взаимоотношения надо строить на принципе обоюдной заинтересованности
сторон. Важно помнить, что выгодные условия – это понятие, работающее в
обе стороны. При этом, баланс должен быть, достигнут не только и не
столько по деньгам, сколько по другим результатам сотрудничеств, а –
интересности и нарабатываемом опыте и компетенций, референса и т.д.
Отношения
с
ИТ-поставщиком
типа
1
носят,
как
правило,
краткосрочный характер и должны строиться на принципе четкой
формализации
правил
совместной
работы.
Здесь
взаимодействие
с
поставщиком короткое, и не нужно выстраивать каких-то специальных
отношений.
Отношения с ИТ-поставщиком типа 2 сложнее. Здесь четкая
формализация правил совместной работы также очень важна, однако надо
понимать, что в случае сложной поставки или предоставления ИТ-услуг
формализовать удастся далеко не все.
5
Приложение 4
Чем более сложные задачи решаются, тем с большим уровнем
неопределенности и количеством случайных факторов придется столкнуться
ИТ-директору. Поэтому, в случае таких взаимоотношений, помимо более
серьезных проверок поставщик, а на надежность, компетентность и т.д.,
необходимо опираться на 2 дополнительных принципа:
Принцип партнерства
В случае построения взаимоотношений с поставщиками типа 2 важно
выстроить партнерские отношения, взаимное понимание и доверие, которое
позволит минимизировать риски при возникновении непредвиденных
проблем. Прочность и эффективность отношений, как между компаниями,
так и между людьми, определяется степенью совпадения их ожиданий
относительно друг друга. У каждого руководителя, как на стороне
потребителя, так и на стороне поставщика ИТ продуктов и/или ИТ-услуг,
могут быть по-своему сформулированные ожидания и свое понимание ролей,
которые могут играть поставщики и потребители на рынке информационных
технологий.
Принцип соответствия размеров
Простые закупки (ПК или нижних серверных линеек) можно
осуществлять и у поставщиков типа 1. Однако при работе над сложными
проектами с поставщиками типа 2 важное значение имеет соотношение
размеров заказчика и ИТ-поставщика. Не стоит выбирать самого большого
поставщика, равно как не стоит работать и с маленьким. Опыт показывает,
что нужно стремиться к тому, чтобы в обороте поставщика пакет заказов от
вас составлял от 5%. Говоря о соответствии размеров поставщика и заказчика
при поставке сложных продуктов или услуг, можно дать несколько советов:
6
•
заказчик должен быть более крупной компанией, чем поставщик,
с поставщиком нельзя разговаривать «снизу вверх»;
•
необходимо адекватно оценивать ресурсы поставщика, его
способность вести проекты необходимого для заказчика масштаба (именно
оценивать, а не полагаться на его заявления);
•
необходимо
адекватно
оценивать
финансовую
надежность
поставщика.
Следует особо отметить риски привлечения малых компаний и
фрилансеров. С одной стороны, эти поставщики быстро и оперативно
решают текущие и частные задачи и дают достаточно явный результат для
отдельных задач бизнеса. С другой, если фрилансер или несколько ключевых
сотрудников небольшого ИТ-поставщика прекращают работу в компании,
это грозит полной потерей экспертизы в той или иной ИТ-области, так как
небольшой поставщик не сможет адекватно заместить выбывшие ресурсы.
7
Приложение 5
Стандарт качества ISO-9000
Система обеспечения качества, соответствующая стандарту ISO,
гарантирует следующее, это видно в таблице 1.
Таблица 1 - Критерии разделения поставщиков на типы
Критерий
Что?
От кого?
Сколько?
Время?
•
Скорее, поставщик типа 1
Скорее, поставщик типа 2
Простые и средней
Сложные продукты и
сложности продукты
большинство услуг
Поставка от производителя
Поставка производителем ПО или
оборудования
поставщиком услуг
Поставка на небольшие
суммы
Поставка на значительные суммы
Срок поставки несколько
Срок поставки от полугода и
месяцев
более
поставщик предпринимает меры по обеспечению качества,
согласованного с заказчиками;
•
руководство регулярно оценивает работу системы обеспечения
качества и, по мере необходимости, использует результаты внутреннего
аудита для улучшения ее функционирования;
•
процедуры работы поставщика задокументированы и переданы
тем лицам, кто зависит от них;
•
претензии заказчика регистрируются, рассматриваются в течение
разумного срока и, по мере возможности, принимаются во внимание при
усовершенствовании услуг;
8
поставщик контролирует производственные процессы и может их
•
совершенствовать.
Сертификат
соответствия
требованиям
ISO
9001
необходим
предприятиям:
работающим на таких рынках или с такими заказчиками, которые
•
требуют наличия такого сертификата;
работающим
•
в
секторах
экономики,
государственно
или
корпоративно регулируемых таким образом, что наличие сертификата
соответствия ISO 9001 является обязательным;
для членства в партнерствах, организациях (например, СРО), где
•
сертификат ISO - необходимое условие для вступления;
для
•
расширения
конкурентных
преимуществ
компании
в
условиях современных рынков;
желающим подтвердить внедренную систему менеджмента,
•
направленную на непрерывную оптимизацию товаров и услуг предприятия;
•
для экспорта на рынки Европы и других стран;
•
независимая оценка соответствия стандартам качества, принятым
в мире.
Сертификат ISO не является абсолютной гарантией качества
предоставляемых услуг, тем не менее, он служит показателем серьезного
отношения поставщика к вопросам обеспечения качества и его готовности
обсуждать эти вопросы».
9
Приложение 6
Выбор поставщика не на конкурсной основе
Как мы уже писали выше, успешное партнерство строится на
глубинном понимании обоими сторонами приоритетов, правил и принципов
работы друг друга. Добиться выгодных условий от поставщика можно только
в том случае, если CIO хорошо понимает его бизнес. Аналогично и от
поставщика требуется хорошо понимать задачи, стоящие перед заказчиком,
тенденции в его отрасли и т.д. Для CIO проблема понимания охватывает
целый спектр вопросов:
какой реальный интерес у поставщика к работе с компанией?
•
Начиная с какой суммы контракта, работа с вами, как с потенциальным
партнером, становится интересной для данного ИТ-поставщика;
кто и за что отвечает внутри компании-поставщика? Кто у
•
поставщика принимает ключевые решения, и кто из этих людей участвует в
переговорах;
каковы ожидания поставщика от работы с нами? Насколько
•
точно мы донесли поставщику наши требования, и как он нас понял;
каково в общих чертах ценообразование у поставщика и каков
•
уровень цен на рынке;
готов ли ИТ-поставщик к регулярному пересмотру требований и
•
условий, связанных с изменяющимися рыночными условиями и бизнеса
компании? Проблеме понимания всегда сопутствуют проблема доверия,
которую можно резюмировать такой фразой: «никогда не доверяйте тем, кого
вы не понимаете».
Вопрос «насколько поставщик сможет и будет готов предоставить
необходимые ресурсы» является ключевым. Острота проблемы ресурсов
может зависеть от многих факторов, на которые CIO повлиять не сможет,
например:
10
•
наличия большого количества других проектов у потенциальных
поставщиков, в то время как вы пытаетесь
привлечь
их
для
решения
ваших задач;
•
недоступности
высококвалифицированных
аналитиков
и
архитекторов, в то время как простаивают менее квалифицированные
специалисты;
•
наличия поставщиков/специалистов нужной квалификации в
регионах, особенно если необходимо обеспечит единый стандарт услуг
разных городах страны.
Для максимальной нейтрализации приведенных выше рисков можно
дать такой совет - взаимодействовать лучше с теми компаниями, с
руководителями которых у CIO наилучшие отношения, где больше всего
ваше влияние на принятие решения внутри поставщика. Еще лучше, если это
взаимодействие строится на уровне акционера или собственника компании. В
этом случае вы имеете реальные шансы быстро закрыть появившуюся
проблему дополнительными ресурсами. Еще один важный совет –
тестирование поставщиков услуг на небольших задачах.
11
Приложение 7
Когда заканчивается срок действия договора с существующим
поставщиком у CIO есть три альтернативы: пролонгировать договор,
пересмотреть условия существующего договора или выбрать нового
поставщика.
Для пересмотра договора с ИТ-поставщиком нужно иметь достаточно
вескую аргументацию в виде оформленного в письменном виде перечня
вопросов по цене, качеству и срокам поставки ИТ оборудования, материалов
или предоставления услуг. Прежде чем пересматривать договор, необходимо
провести оценку рисков, определить ключевые изменения, которые CIO
хочет увидеть в вашем новом договоре, и заручиться поддержкой юристов
компании. Нужно иметь в виду, что в случае пересмотра договора у CIO
меньше рычагов воздействия на поставщика, чем при проведении конкурса.
Таблица 3 - Образец матрицы оценки поставщиков
Критерий
Вес
Поставщик
критерия/Максимальный
1
балл
Характеристики компании-поставщика
Инвестиции в
технологии
Финансовое
положение
Опыт работы и
внедрения проектов
в России
Функциональные
возможности
системы
Технологические
возможности
Возможность
интеграции в среду
компании
Потенциал развития
Поставщик 2
3
2
1
Характеристики продукта
10
3
4
3
12
Информационная
безопасность
Надежность
системы
Общая стоимость
решения
Стоимость миграции
Эффект внедрения
Риски проекта
Гарантии
поставщика
Ответственность
поставщика
ИТОГО
2
2
Экономические показатели
9
3
20
5
Гарантии и ответственность
4
4
100
13