Система времен активного залога.
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 1. Active Voice. Система времен активного залога.
Изучив материал, студент должен знать:
Систему временных форм действительного залога английского языка,
Понятие «идея времени»,
Графические формы использование временных идей и систему
образования групп времен действительного залога.
Изучив материал, студент должен владеть:
Пониманием системы времен действительного залога английского
языка,
Способностью оперировать «временными идеями» действительного
залога,
Способностью читать графические формы времен действительного
залога английского языка.
План лекции:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Понятие глагола в английском языке,
Времена группы Simple,
Времена группы Continuous,
Времена группы Perfect,
Времена группы Perfect Continuous,
Сравнительная характеристика временных форм действительного
залога английского языка.
1. Понятие глагола в английском языке.
Так как времена действительного залога относятся к такой части речи,
как глагол, необходимо дать основные сведения именно о глаголе.
Английский глагол имеет три основные формы: первая форма –
инфинитив (the Infinitive), вторая форма – прошедшее неопределенное время
(Past Indefinite) и третья форма – причастие прошедшего времени (Past
Participle). Они служат для образования всех остальных глагольных форм,
как простых, так и сложных (в сочетании со вспомогательными глаголами).
По способу образования прошедшего неопределенного времени (Past
Indefinite) и причастия прошедшего времени (Past Participle) глаголы делятся
на две группы: правильные и неправильные.
Правильные глаголы образуют вторую и третью формы путем
прибавления к форме инфинитива окончания –ed. Таким образом, у
правильных глаголов вторая и третья глагольные формы не отличаются друг
от друга.
К неправильным глаголам принадлежат глаголы, которые образуют
Past Indefinite и Past Participle не путем прибавления окончания –ed к форме
инфинитива, а различными другими способами. Количество неправильных
глаголов не является большим, но к ним относятся многие наиболее часто
1
употребляемые глаголы.
Глагол так же можно охарактеризовать его наклонением и залогом.
Формы наклонения показывают, как говорящий рассматривает действие по
отношению к действительности. В английском языке имеются три
наклонения.
1. Изъявительное наклонение (the Indicative Mood) показывает, что
говорящий рассматривает действие как реальный факт в настоящем,
прошедшем или будущем.
Русское предложение
Предложение на английском языке
(перевод)
Он совершает прогресс каждый год.
He makes progress every year.
Наша компания провела исследование Our company did research last week.
на прошлой неделе.
Она будет работать в
графике в следующем году.
гибком She will work flexitime next year.
2. Сослагательное наклонение (the Subjunctive Mood) показывает, что
говорящий рассматривает действие не как реальный факт, а как
предполагаемое или желательное.
Русское предложение
Предложение на английском языке
(перевод)
Если бы вы работали в этой
компании, то вы бы получили
повышение.
Если он придет завтра, то мы
расскажем ему о нашем новом
проекте.
If you worked in this company you
would get a promotion.
If he comes tomorrow we will tell him
about our new project.
3. Повелительное наклонение (the Imperative Mood) выражает
побуждение к действию, т.е. приказание, просьбу, совет и т.д.
Русское предложение
Предложение на английском языке
(перевод)
Покажите мне письмо, пожалуйста. Show me the letter, please.
2
Глаголы можно разделить на , так называемые, статичные глаголы
(State Verbs) и динамичные глаголы (Action Verbs). К динамичным глаголам
относится большинство глаголов английского языка. Статичные – глаголы,
обозначающие умственное и физическое восприятие (to understand, to see, to
know, to hear и др.); желание и эмоции (to want, to wish, to like, to respect и
др.); отношения (to differ, to contain и др.).
Глаголы в английском языке, так же как и в русском, делятся на
переходные и непереходные. Переходные глаголы требуют после себя
прямого дополнения, например: to take, to give (something), to tell (a story), to
show (a picture), to buy (food). Непереходные глаголы дополнения не требуют
(to go, to live, to think).
Английский глагол так же характеризуется залогом, формы которого
показывают, является ли подлежащее лицом (или предметом), совершающим
действие, или лицом (или предметом), подвергающимся действию. В
английском языке имеются два залога: действительный залог (the Active
Voice) и страдательный залог (the Passive Voice).
После приведенной выше общей информации о глаголе в английском
языке, подробнее рассмотрим систему временных форм действительного
залога. Действительный залог представлен системой временных форм, общее
количество которых – 12, а именно: Past Simple, Present Simple, Future Simple,
Past Continuous, Present Continuous, Future Continuous, Past Perfect, Present
Perfect, Future Perfect, Past Perfect Continuous, Present Perfect Continuous и
Future Perfect Continuous.
Однако если внимательнее посмотреть на сами названия времен
действительного залога, то можно увидеть, что все 12 временных форм могут
быть классифицированы и систематизированы по групповому признаку, что
можно схематично выразить в виде таблицы:
Таблица 1 - Группировка временных форм действительного залога.
Группы
времен Временные формы каждой группы
действительного залога
Группа времен Simple
Past Simple, Present Simple, Future Simple
Группа времен Continuous
Past Continuous, Present Continuous, Future
Continuous
Группа времен Perfect
Past Perfect, Present Perfect, Future Perfect
Группа времен
Past Perfect Continuous, Present Perfect
Continuous, Future Perfect Continuous
Perfect Continuous
Таким образом, мы можем говорить уже о групповой классификации
времен действительного залога английского языка. Логично сделать вывод,
что внутри каждой группы есть что-то, какие-то признаки, которые
объединяют все, входящие в нее временные формы и именно это общее мы
будем называть «идеей времени». Рассмотрим теперь группы времен
отдельно и попытаемся изобразить на схемах идею времени, которая
характерна для каждой такой группы.
3
2. Времена группы Simple
Времена группы Simple выражают разовое действие (разовый факт),
происходящий в определенное время или набор таких разовых часто
повторяющихся действий.
Таким образом, говоря о действиях, которые выражаются временами
группы Simple, мы должны четко знать, какое именно это действие (что
конкретно происходит), когда оно произошло, или как часто, если имеется в
виду набор таких разовых действий.
Схематично это можно представить следующим образом:
Флажок в центре рисунка, находящийся между двумя вертикальными
линиями, обозначает действие, которое рассматривается как разовый факт, а
так как он имеет точку пересечения с временной осью, то мы можем задать
вопрос о том, когда произошло данное действие (When?). В случае, когда
действий несколько, то мы можем спросить не только о том, когда они
произошли, но и с какой периодичностью (How often?).
Данная схема идеи времени для времен группы Simple может
обозначать разовое действие (или набор разовых часто повторяющихся
действий) как в прошлом, так в настоящем и в будущем.
Однако следует отметить, что во времени Present Simple действие не
может носить разовый характер, оно выражает лишь часто повторяющееся,
обычное действие.
Каждая временная группа имеет свойственный для нее набор
специальных слов или словосочетаний (выражений), так называемых
маркеров времени. Для группы Simple такими маркерами служат следующие
лексические единицы: yesterday, ago, last, when I came home (как придаточное
предложение), usually, always, never, sometimes, rare, seldom, often, from time
to time, every, tomorrow, next year, in two days и т.д.
4
Таблица 2 - Образование временных форм группы Simple.
Временная Способ образования временной формы
(+), (-), (?) – утвердительное, отрицательное, вопросительное предложения; Pns – все
форма
местоимения английского языка (от слова the Pronoun – местоимение); V –
обозначение глагола (от слова the Verb – глагол), индекс внизу данного обозначения
показывает форму неправильного глагола.
Past Simple
Present
Simple
Future
Simple
(+) Pns
(+)
V2(ed)
I, you, we, V1
they
he, she, it
V1(-s, -es)
(+),
(-), Pns
(?)
will
||
did
||
do
V1
(-), (?)
V1
(-), (?)
does
V1
Следует понимать, что в качестве подлежащего в предложении могут
быть использованы не только местоимения, но и части речи, которые
заменяют их и при этом выполняют функцию подлежащего (чаще всего это
существительные). Поэтому при описании образования временных форм,
говоря о местоимениях, мы также имеем в виду и все остальные части речи,
которые могут в этом случае выступать в роли подлежащего.
При образовании временной формы Past Simple, как видно из таблицы,
в утвердительных предложениях в сочетании со всеми местоимениями
используется вторая форма смыслового глагола, если он относится к
неправильным глаголам английского языка. Если же смысловой глагол
правильный, то к нему добавляется окончание (-ed). В отрицательных и
вопросительных предложениях необходимо использовать вспомогательный
глагол did, а смысловой глагол уже используется в первой форме.
При образовании временной формы Present Simple, как видно из
таблицы, в утвердительных предложениях в сочетании с местоимениями I,
you, we, they используется первая форма смыслового глагола, а в сочетании с
местоимениями he, she, it к первой форме смыслового глагола прибавляется
окончание (-s) или (-es). В отрицательных и вопросительных предложениях
для местоимений I, you, we, they необходимо использовать вспомогательный
глагол do, а для местоимений he, she, it – does, при этом смысловой глагол
используется уже в первой форме без каких-либо окончаний.
При образовании временной формы Future Simple, как видно из
таблицы, во всех видах предложений и со всеми местоимениями
используется вспомогательный глагол will, смысловой глагол используется в
первой форме.
5
3. Времена группы Continuous
Времена группы Continuous выражают длительное действие
(процесс), которое началось и не закончилось к определенному моменту
времени или же действие (процесс), происходящее в определенный временной
отрезок.
Схематично это можно представить следующим образом:
Флажок в центре рисунка указывает на момент времени, относительно
которого происходит действие, обозначенное на рисунке горизонтальной
стрелкой над флажком. Так как данная стрелка не пересекает временную ось,
это говорит о длительности происходящего действия, которое не
заканчивается относительно выделенного момента. Также на рисунке виден
временной промежуток, обозначенный словами from ... – to… в течение
которого совершается длительный процесс.
Данная схема идеи времени для времен группы Continuous может
обозначать длительное действие как в прошлом, так в настоящем и в
будущем.
Однако следует отметить, что действие (процесс) не обязательно будет
протекать в момент времени, который указан флажком, главный смысл его в
том, что оно не закончилось к этому моменту и все еще продолжается.
Маркеры времени для группы Continuous: yesterday at 5, yesterday from
5 to 6, when you came home (как придаточное предложение), yesterday (как
временной отрезок в прошлом), now, at the moment, today (как незаконченный
временной промежуток в настоящем), tomorrow at 7, tomorrow from 7 to 9,
tomorrow (как временной промежуток в будущем) и т.д.
6
Таблица 3 - Образование временных форм группы Continuous.
Временная Способ образования временной формы
(+), (-), (?) – утвердительное, отрицательное, вопросительное предложения; Pns – все
форма
местоимения английского языка (от слова the Pronoun – местоимение); V –
обозначение глагола (от слова the Verb – глагол).
Past
Continuous
Present
Continuous
Future
Continuous
(+),
(-),
(?)
(+),
(-),
(?)
(+),
(-),
(?)
I, he, she, it
was
you, we, they
were
I
am
you, we, they
are
he, she, it
is
Pns
will be
V1(-ing)
При образовании временной формы Past Continuous, как видно из
таблицы, во всех видах предложений в сочетании с местоимениями I, he, she,
it используется вспомогательный глагол was, с местоимениями you, we, they
используется вспомогательный глагол were. Смысловой глагол всегда
используется в первой форме с окончанием (-ing).
При образовании временной формы Present Continuous, во всех видах
предложений в сочетании с местоимением I используется вспомогательный
глагол am, с местоимениями he, she, it вспомогательный глагол is, с
местоимениями you, we, they вспомогательный глагол are. Смысловой глагол
всегда используется в первой форме с окончанием (-ing).
При образовании временной формы Future Continuous, во всех видах
предложений в сочетании с любыми местоимениями используется два
вспомогательных глагола will be. Смысловой глагол всегда используется в
первой форме с окончанием (-ing).
Следует обратить внимание на то, что если вспомогательных глаголов
несколько, то основную нагрузку несет первый из них и, поэтому, в
отрицательных предложениях именно после него используется частица not, а
в вопросительных только первый вспомогательный глагол выносится вперед
подлежащего.
7
4. Времена группы Perfect
Времена группы Perfect обозначают завершенное к определенному
моменту времени действие, которое имеет четкий результат, при этом
время совершения действия не известно или просто не важно.
Схематично это можно представить следующим образом:
Флажок в центре рисунка указывает на момент времени, к которому
действие уже завершилось. Само действие показано на рисунке в виде дуги,
берущей свое начало на временной оси, при этом данная точка полая, что
указывает на неопределенность момента и времени совершения данного
действия. Заканчивается дуга (действие) прямо непосредственно перед
временным моментом, обозначенным флажком, что выводит нас на
результат, который напрямую связан с самим действием.
Данная схема идеи времени для времен группы Perfect может быть
применена как в прошлом, так в настоящем и в будущем.
Маркеры времени для группы Perfect: before, after, yesterday by 5,
already – yet, just, never, ever, by now, recently, tomorrow by 5, by the time when
you come… (как придаточное предложение) и т.д.
Понимание именной данной группы времен очень важно в изучении
английского языка, так как в русском отсутствует аналог перфектного
времени.
8
Таблица 4 - Детальный разбор использования группы Perfect на примере
конкретной жизненной ситуации.
Описание ситуации
Русское предложение
Используемая временная
форма
Пояснения
использованию
временной формы
по
Вы стоите на кассе в магазине, вам пробили все взятые вами товары и тут вы
обнаруживаете, что оставили свой кошелек в машине.
Извините, я не могу заплатить потому, что оставила кошелек в машине.
Present Perfect
(завершенное к настоящему моменту действие, неизвестно когда
произошедшее, имеющее результат к этому моменту)
Завершенное действие – оставила кошелек в машине, как результат этого
завершенного действия к настоящему моменту – не могу заплатить.
Просматривается достаточно явная логическая связь между самим
завершенным действием и его результатом. Для большей наглядности
подставим в предложение слово поэтому (значит), которое не изменит его
смысла, но четко даст понять логику обозначения результата. Тогда
предложение выглядело бы следующим образом: Я оставила кошелек в
машине и поэтому не могу заплатить. Теперь поставим себя на место
кассира и представим, что именно он (она) услышит в ваших словах. Для
кассира это будет означать только одно – у вас нет с собой денег (результат).
То есть, ему (ей) совершенно не важно, когда вы оставили свой кошелек, где
это произошло, потеряли ли вы его или действительно забыли… Главное – это
отсутствие денег к настоящему моменту, как результат завершенного
действия.
Таким образом, идея перфектного времени заключается в том, что
говорящему совершенно не важно, что именно произошло, когда, где, как и
т.д., а важно лишь то, что осталось от этого действия, как результат к
определенному моменту времени.
Таблица 5 - Образование временных форм группы Perfect.
Временная Способ образования временной формы
(+), (-), (?) – утвердительное, отрицательное, вопросительное предложения; Pns – все
форма
местоимения английского языка (от слова the Pronoun – местоимение); V –
обозначение глагола (от слова the Verb – глагол), индекс внизу данного обозначения
показывает форму неправильного глагола.
Past Perfect
Present
Perfect
Future
Perfect
(+),
(-),
(?)
(+),
(-),
(?)
(+),
(-),
(?)
Pns
had
I, you, we, they have
he, she, it
has
Pns
will have
V3 (-ed)
9
При образовании временной формы Past Perfect, как видно из таблицы,
во всех видах предложений в сочетании со всеми местоимениями
используется вспомогательный глагол had, смысловой глагол, если он
неправильный, используется в третьей форме, если же смысловой глагол
правильный, то к нему прибавляется окончание (-ed).
При образовании временной формы Present Perfect, во всех видах
предложений в сочетании с местоимениями I, you, we, they используется
вспомогательный глагол have, а с местоимениями he, she, it вспомогательный
глагол has. Смысловой глагол, если он неправильный, используется в третьей
форме, если же смысловой глагол правильный, то к нему прибавляется
окончание (-ed).
При образовании временной формы Future Perfect, во всех видах
предложений в сочетании с любыми местоимениями используется два
вспомогательных глагола will have, а смысловой глагол, если он
неправильный, используется в третьей форме, если же смысловой глагол
правильный, то к нему прибавляется окончание (-ed).
5. Времена группы Perfect Continuous
Времена группы Perfect Continuous обозначают длительное действие
(процесс), которое началось и не закончилось к определенному моменту
времени, но при этом известно как долго оно протекает.
Это наиболее часто используемая идея времени для группы Perfect
Continuous, однако, существует и еще одна идея времени, которая
рассматривает
длительное действие (процесс), которое началось и
закончилось непосредственно перед определенным моментом времени и
имеет свой результат.
Схематично это можно представить следующим образом:
10
Флажок в центре рисунка обозначает момент времени, относительно
которого рассматривается действие. Как видно из рисунка, на нем
изображено сразу два вида действия, то есть две идеи времени, для группы
Perfect Continuous.
Действие под римской цифрой (I) показывает длительный процесс,
который начался и все еще продолжается к определенному моменту времени,
обозначенному флажком, при этом самое главное это то, что мы можем
сказать, как долго длится данное действие.
Действие под римской цифрой (II) показывает длительный процесс,
который продолжался до непосредственного момента времени, выделенного
флажком, и от которого остался какой-то результат. При этом мы можем, как
упомянуть продолжительность совершения данного действия, а можем и
опустить эту информацию.
Данная схема идеи времени для времен группы Perfect может быть
применена как в прошлом, так в настоящем и в будущем.
Маркеры времени для группы Perfect Continuous: for two hours, for
several days, for many years, for ages, since one a.m., since last Monday и т.д.
Момент времени, относительно которого рассматривается действие, может
быть выражен напрямую (yesterday at 5) или при помощи придаточного
предложения (when you came home …).
Однако следует отметить, что и времена группы Perfect отвечают за
завершенное действие, которое обуславливает наличие определенного
результата к конкретному моменту времени. В чем же тогда их
принципиальная разница и когда надо использовать Perfect, а когда Perfect
Continuous? Для того, что бы разобраться в этом вопросе, рассмотрим
примеры, приведенные ниже.
Таблица 6 - Отличие в использовании группы Perfect и Perfect Continuous
(при наличии результата от завершенного действия) на примере конкретной
жизненной ситуации.
Русское предложение
Пояснения
Я очень устал, так как пробежал
10 километров.
В обоих этих предложениях результат один и
тот же – я устал, и причины по которым это
произошло, вроде бы, тоже одинаковые,
однако стоит обратить внимание на то, что в
первом случае действие рассматривается как
разовый факт – пробежал 10 километров
(разовость действия – что сделал?), а во
втором случае действие рассматривается как
длительный процесс – бегал 10 километров
(длительность – что делал?). Поэтому мы
можем говорить о двух результатах: 1 –
результат
от
разового
действия,
рассматриваемого как факт (в этом случае
необходимо использовать времена группы
Perfect); 2 – результат от длительного
действия, рассматриваемого как процесс (в
этом случае мы используем времена группы
Perfect Continuous).
Я очень устал, так как бегал 10
километров.
Используемая группа
времен
Perfect
Perfect Continuous
11
Таблица 7 - Образование временных форм группы Perfect Continuous.
Временная Способ образования временной формы
(+), (-), (?) – утвердительное, отрицательное, вопросительное предложения; Pns – все
форма
местоимения английского языка (от слова the Pronoun – местоимение); V –
обозначение глагола (от слова the Verb – глагол), индекс внизу данного обозначения
показывает форму неправильного глагола.
Past Perfect
Continuous (+),
(-),
(?)
Pns
Present
Perfect
Continuous
I, you, we, they have been
Future
Perfect
Continuous
(+),
(-),
(?)
(+),
(-),
(?)
had been
V1 (-ing)
he, she, it
has been
Pns
will
been
have
При образовании временной формы Past Perfect Continuous, как видно
из таблицы, во всех видах предложений в сочетании со всеми
местоимениями используется два вспомогательных глагола – had been,
смысловой глагол используется в первой форме с окончанием (-ing).
При образовании временной формы Present Perfect Continuous, во всех
видах предложений в сочетании с местоимениями I, you, we, they
используются вспомогательные глаголы have been, а с местоимениями he,
she, it вспомогательные глаголы has been. Смысловой глагол используется в
первой форме с окончанием (-ing).
При образовании временной формы Future Perfect Continuous, во всех
видах предложений в сочетании с любыми местоимениями используется три
вспомогательных глагола will have been. Смысловой глагол используется в
первой форме с окончанием (-ing).
6. Сравнительная характеристика временных форм действительного
залога английского языка.
Рассмотрев описание всех четырех групп времен английского языка,
стоит отметить тот факт, что наибольшая сложность возникает именно при
определении правильного времени, при переводе русского предложения на
английский язык. Для того, что бы устранить определенного рода сомнения в
этом аспекте, проведем анализ уже всех четырех групп между собой и
определим их основное сходство и различия.
12
Таблица 8 - Сравнительные характеристики временных групп английского
языка.
Группы времен, отвечающие за Группы времен, отвечающие за
разовые действия (факты)
длительные действия (процессы)
Simple
Continuous
Perfect
Perfect Continuous
В принципе, как видно из представленной выше таблицы, любое
действие можно рассматривать или как разовый факт (периодичность
повторения разовых фактов), или же, как длительный процесс.
Исходя из определения групп времен, можно говорить о их
классификации по характеристике выражаемого действия. Тогда, к временам,
обозначающим разовые факты, относятся две группы: Simple и Perfect, а к
временам, отвечающим за выражение длительных процессов – Continuous и
Perfect Continuous, соответственно. Это то, что объединяет эти указанные
пары времен, а что же тогда является между ними отличительным
признаком?
Главное отличие между группами времен Simple и Perfect заключается
в значении времени, когда совершается действие и в наличие результата к
определенному моменту.
13
Таблица 9 - Отличительные характеристики использования групп времен
Simple и Perfect (в сравнении).
Русское предложение
Я вчера в 5 подписал
контракт.
(Simple)
Время совершения действия
Известно, так как само действие
произошло в определенное время
- вчера в 5.
Наличие результата к моменту времени
Результат отсутствует, а предложение
передает лишь сам факт совершения
действие в определенное время.
Я вчера к 5 подписал
контракт.
(Perfect)
Не известно, так как действие
произошло до 5 часов, а когда
точно не указано.
Есть четкий результат от завершенного
действия к определенному моменту
времени. С этой точки зрения можно
продолжить данное предложение и тогда
оно будет выглядеть следующим образом:
Я вчера к 5 подписал контракт, значит, в
5 контракт уже был подписан.
В обоих примерах произошло одно и то же действие – я подписал
контракт, которое несет разовый характер, однако в первом случае мы
четко знаем, когда это действие совершено – вчера в 5, в то время как во
втором примере точное время совершения действия не указано – вчера к 5
(действие произошло до 5 часов), но зато есть результат этого действия к
моменту времени.
Вывод, который можно сделать из вышесказанного следующий: если
мы рассматриваем действие как разовый факт, то для того, чтобы определить
группу времен, с помощью которой необходимо перевести данное русское
предложение на английский язык мы должны ответить лишь на один вопрос:
- «Когда произошло действие?». Если мы знаем на него ответ, то это
предложение переводится временами группы Simple, если нет, то
используется временная группа Perfect. Определить является ли действие
прошедшим, настоящим или будущим помогут маркеры времени или
контекст предложения.
Главное отличие между группами времен Continuous и Perfect
Continuous заключается в обозначении продолжительности совершаемого
длительного действия, относительно конкретного момента времени.
Таблица 10 - Отличительные характеристики использования групп времен
Continuous и Perfect Continuous (в сравнении).
Русское предложение
Продолжительность действия
Я провожу исследование.
Продолжительность
(Continuous)
совершаемого
длительного
действия не указана.
Я провожу исследование 2 года.
Продолжительность
действия
(Perfect Continuous)
указана – 2 года.
14
В обоих примерах отражено одно и то же действие – я провожу
исследование, которое несет длительный характер, однако в первом случае
мы не знаем, как долго оно происходит, в то время как во втором примере
продолжительность действия указана – 2 года.
Таким образом, если мы рассматриваем действие как длительный
процесс, то для того, что бы определить группу времен, с помощью которой
необходимо перевести данное русское предложение на английский язык мы
должны ответить лишь на один вопрос: - «Как долго происходит действие?».
Если мы знаем на него ответ, то это предложение переводится временами
группы Perfect Continuous, если нет, то используется временная группа
Continuous. Определить является ли действие прошедшим, настоящим или
будущим помогут маркеры времени или контекст предложения.
Для еще большей наглядности, изобразим ход рассуждений, которые
необходимо проделать при определении группы времен в виде следующего
алгоритма:
Русское предложение с глаголом
Действие
Разовое
Когда?
(Как часто?)
Известно
Не известно
разовое или длительное?
Длительное
Как долго?
Известно
Не известно
Simple
Perfect
Perfect
Continuous
(проверить
Continuous
наличие
результата)
(определить прошедшее, настоящее или будущее действие можно по маркерам времени или по контексту)
Рекомендуемая литература
1. Барабаш, Т. А. Грамматика английского языка / Т. А. Барабаш. — М.:
Высш. шк., 1983. — 240 с.
2. Бархударов, Л. С. Грамматика английского языка / Л. С. Бархударов, Д. А.
Штелинг. — М.: Высш. шк., 1973. — 424 с.
3. Берман, И. М. Грамматика английского языка: курс для самообразо-вания /
И. М. Берман. — М.: Высш. шк., 1993. — 288 с.
4. Бонк, Н. А. Учебник английского языка / Н. А. Бонк, Г. А. Котий,
Н.А.Лукьянова. — М.: Деконт — ГИС, 1988. — Ч.1. — 640 с.; Ч.2. — 512 с.
5. Воронцова, Г. Н. Очерки по грамматике английского языка / Г. Н.
Воронцова. — М.:Изд-во лит. на ин. яз., 1960. — 400 с.
6. Гаваева, Н. Н. Практикум по грамматике английского языка / Н.Н.Гаваева.
— Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 1993. — 64 с.
7. Добронецкая, Э. Г. Грамматические трудности английского языка / Э. Г.
Добронецкая. — Казань : Изд-во Казан. ун-та, 1993. — 200 с.
15
8. Долинина, И. Б. Синтаксически значимые категории английского глагола /
И. Б. Долинина. — Л.:Наука, 1989. — 215 с.
9. Дородных, А. И. Варьирование глагольных форм в современном
английском языке / А. И. Дородных. — Харьков : Высш. шк.: Изд-во Харьков. ун-та, 1988. — 175 с.
10. Есперсен, О. Философия грамматики / О. Есперсен. — М.:Иностр. лит.,
1958. — 578 с.
11. Иванова, И. П. Вид и время в современном английском языке /
И.П.Иванова. — Л.:Изд-во Ленингр.ун-та, 1961. — 200 с.
12. Качалова, К. Н. Практическая грамматика английского языка с упражнениями и ключами / К. Н. Качалова, Е. Е. Израилевич. — М.:ЮНВЕС
ЛИИСТ, 1999. — 718 с.
13. Клементьева, Т. Б. Повторяем времена английского глагола /
Т.Б.Клементьева. — М.:СОРЕК, 1993. — 208 с.
14. Крылова, И. П. Английская грамматика для всех / И. П. Крылова,
Е.В.Крылова. — М.:Высш. шк., 1989. — 270 с.
15. Маркова, Л. С. Краткий грамматический справочник по английскому
языку / Л. С. Маркова. — Новосибирск : Изд-во Новосиб. ун-та, 1966. — 84 с.
16. Петрова, А. В. Самоучитель английского языка / А. В. Петрова. —
М.:ГИС, 1998. — 368 с.
17. Пузаков А. В. English Grammar: Tables and Comments = Английская
грамма-тика: таблицы и комментарии : учеб. пособие по англ. языку для
студентов вузов / А. В. Пузаков, В. С. Елизаров — Саранск, 2007. — 176 с.
18. Смирницкий, А. И. Очерки по сопоставительной грамматике русского и
английского зыков / А. И. Смирницкий. — М.:Высш. шк., 1970. — 396 с.
19. Ханова, О. С. Учебник английского языка / О. С. Ханова. —
М.:Просвещение, 1976. — 184 с.
20. Хлебникова, И. Б. Сослагательное наклонение в английском языке:
теория и практика / И. Б. Хлебникова. — Саранск : Красн. Окт., 1994. — 176
с.
16