Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Система воспитания в армии США
9 июля 1776 года генерал Дж.Вашингтон приказал командирам своих частей читать войскам Декларацию Независимости. Эта дата символизирует собой начало становления системы воспитания в американской армии, прошедшей в своем развитии сложный и противоречивый путь.
Анализ теории и практики подготовки американских военнослужащих показывает, что термин "воспитание" в вооруженных силах США, как правило, не употребляется. Более того, в американской армии нет четких граней в разделении понятий "воспитание" и "обучение".
То, что мы понимаем под "воспитанием", военные теоретики США чаще всего обозначают такими категориями, как "политическое образование", "формирование морального духа". Это связано с традиционным для армии США подходом к самой проблеме подготовки человека к воинской службе и ведению боевых действий.
Воспитание в армии США, рассматривается как целенаправленная, преднамеренная деятельность государственных и общественных организаций, институтов вооруженных сил, командиров (начальников) , их помощников по работе с личным составом по формированию и развитию личности военнослужащего как гражданина-патриота своей страны, воина-профессионала и побуждению его к самосовершенствованию (в том числе и через деятельность по созданию условий для оптимального функционирования личности военнослужащего).
Управление воспитанием военнослужащих США начинается с момента их укомплектования, так как на военную службу принимаются годные по состоянию здоровья и умственному развитию, получившие официальное разрешение на постоянное проживание в стране.
В роли субъекта воспитания личного состава американской армии выступает весь комплекс государственных и общественных структур США:
органы законодательной и исполнительной власти страны;
широкая сеть радио- и телевизионных компаний;
редакции газет и журналов;
информационные агентства;
центры киноискусства и досуга.
Однако непосредственным субъектом воспитания военнослужащих является военное командование, которое опирается в своей работе с личным составом на специальный аппарат министерства обороны США.
В качестве объекта системы воспитания выступают как отдельные органы, учреждения и заведения, так и отдельные люди (рядовые, сержанты, уоррент-офицеры, офицеры, гражданский персонал, члены семей военнослужащих).
К основным формам
воспитательной работы
в вооруженных силах США относятся:
еженедельные групповые
занятия по программам:
"Командной информации",
"Морального наследства и
человеческого
самосовершенствования",
"Равных возможностей"
занятия по
"Курсу выживания"
религиозные мероприятия
("Час капеллана",
богослужения,
индивидуальные
пасторские
беседы)
встречи с
представителями НАТО,
"Вечера боевой дружбы"
встречи с
представителями НАТО,
"Вечера боевой дружбы"
соревнования за право
называться
"Лучшим солдатом"
месяца (квартала, года
Важнейшей формой воспитания американских военнослужащих являются занятия по программе "Командная информация". Характерная особенность: их предписано проводить лично командиру подразделения. Кроме того, на этих занятиях обязательно присутствие всего личного состава, включая офицеров. Они проводятся со всеми категориями военнослужащих в форме свободного обмена мнениями не реже 1 раза в неделю по 1 часу. Их основные темы: "Долг, честь, страна", "Вооруженные силы на службе нации" и др.
К занятиям по программе "Моральное наследство и человеческое самоусовершенствование", помимо командиров частей и подразделений, привлекаются военные капелланы. В месяц выделяется 7 часов, в том числе одно занятие в течение часа, на котором разбираются модели поведения военнослужащих в различных ситуациях, а 6 часов - для собеседований по основным вопросам.
Целью программы "Равные возможности" является ослабление противоречий в вооруженных силах на национальной, расовой почве, а также по признаку пола и происхождения. Руководителям занятий по этой программе рекомендуется "осуждать открытую дискриминацию тех или иных категорий военнослужащих, пренебрежительные клички, оскорбительные анекдоты на расовые и национальные темы; воспитывать у командиров всех степеней чувство справедливого отношения к своим подчиненным независимо от расы, вероисповедания, цвета кожи, пола или национальности; популяризировать вклад представителей различных национальных меньшинств в вооруженные силы США.
В процессе воспитания в ВС США
используются разнообразные методы
Метод
убеждения
Метод
внушения
Метод
примера
Метод
морального и
материального
стимулирования
Метод
принуждения
Главным субъектом воспитания военнослужащих в американских вооруженных силах выступает командир.
Как отмечается в наставлении 360-81, в своей повседневной деятельности он обязан организовать и проводить работу по выработке у подчиненных следующих качеств: "Ответственности как гражданина США, личной преданности и решимости сражаться за американские ценности и идеалы, верности воинскому долгу, пониманию каждым военнослужащим принципов американской демократии и свободы, сущности военной политики государства, роли и предназначения вооруженных сил как защитника американского образа жизни, а также свободы и демократии в странах свободного мира".
В американских вооруженных силах у командиров нет "заместительского корпуса" по работе с личным составом. Более того, в их структуре традиционно отсутствует единый орган, отвечающий за воспитание военнослужащих. Эта прерогатива полностью принадлежит командиру, который в работе с личным составом опирается на специальный аппарат, состоящий из трех основных служб:
• по связи с общественностью,
• по личному составу и тылу,
• военных священников.
Служба по связи с общественностью возглавляется помощником министра обороны. Ему подчинены три управления: организационно-административное, информации и цензуры.
Основными задачами организационно-административного управления являются: разработка специальных планов и программ по вопросам "политического образования" военнослужащих; организация подготовки специалистов по работе с личным составом; руководство общеобразовательной подготовкой и заочным обучением в гражданских вузах специально отобранных лиц из числа рядового и сержантского состава в целях пополнения ими офицерского корпуса США.
К функциям управления информации относятся: издание методических пособий для офицерского состава по вопросам воспитания личного состава, а также плакатов, тематических кинофильмов и диапозитивов; изучение действенности воспитательной работы с военнослужащими и выработка рекомендаций по ее совершенствованию; осуществление общего руководства всеми периодическими изданиями вооруженных сил.
Под контролем управления цензуры находятся все печатные издания министерства обороны, а также материалы пресс-конференций, докладов и выступлений его представителей в различных ассоциациях, на встречах ветеранов с молодежью.
В целом же основная функция службы по связи с общественностью заключается в тесном взаимодействии с общественными организациями, частным бизнесом, молодежью в целях создания позитивного отношения к вооруженным силам и службе в них.
Служба военных священников насчитывает около 2,5 тысячи офицеров и несколько тысяч специально подготовленных сержантов. Ее высшим органом является Совет капелланов. Он состоит из начальников служб военных священников вида вооруженных сил, которые поочередно (через год) выполняют функции главного капеллана вооруженных сил США.
Капелланы традиционно играют исключительно важную роль в системе воспитания военнослужащих, хотя в уставах отсутствует четкое определение их обязанностей.
Практически в обязанности капелланов входит:
• оказание помощи военнослужащим в удовлетворении их духовных потребностей;
• проведение регулярных богослужений;
• поддержание сплоченности и морального духа среди личного состава;
• разрешение конфликтных ситуаций;
• информирование командира о настроениях его подчиненных;
• предотвращение самоубийств, профилактика алкоголизма и
• наркомании;
• посещение больных и раненых;
• забота о семьях военнослужащих.
Важно отметить, что в видах вооруженных сил и войсках в целом сохраняются идентичные органы и службы, но они более ограничены по решаемым ими задачам и организационно-штатной структуре.
В войсках при штабах объединений и соединений имеются соответствующие отделы и отделения по связи с общественностью и по программе "Равные возможности", а также службы военных священников.
В частях и подразделениях эти органы представлены офицерами связи с общественностью (в ВМС - офицер информации) и капелланами с их помощниками.
Отделения капелланов в штабах корпусов и дивизий, как правило, состоят из 3-4 священников. В частях два капеллана (один капеллан на 700 солдат).
Число капелланов в дивизии колеблется от 16 до 29, в зависимости от задач, стоящих перед соединением, уровня боевой готовности и воинской дисциплины.
Как свидетельствует практика, командирами всех степеней в работе с личным составом широко используются рекомендации социально-психологической службы.
Она имеется во всех видах вооруженных сил США (в каждой американской медицинской роте есть психолог, психиатр и социолог, а также 6-8 их помощников). В общей сложности в ней занято около 8000 дипломированных военных и гражданских психологов и социологов.
Социально-психологическая служба призвана способствовать решению следующих задач:
• обучению командиров и всего личного состава методам своевременного распознавания психических нарушений;
• созданию в подразделениях и частях оптимального морально-психологического климата;
• укреплению воинской дисциплины.
Приоритетным направлением воспитания в вооруженных силах США выступает формирование и развитие у военнослужащих высоких военно-профессиональных качеств.
Под профессионализмом в американских вооруженных силах, как правило, понимают совокупность трех элементов:
а) специальные знания - "в краеугольных областях человеческой деятельности и непосредственно по своей специальности";
б) ответственность - "работа в контексте общества, признание его ценностей и неуклонное следование им в службе";
в) корпоративность - "членство в профессиональной организации, наряду с обладанием специальными знаниями и принятием особых обязательств, становится критерием профессионального статуса, который отличает профессионала от любителя".
Приоритетным направлением воспитания в вооруженных силах США выступает формирование и развитие у военнослужащих высоких военно-профессиональных качеств.
Под профессионализмом в американских вооруженных силах, как правило, понимают совокупность трех элементов:
а) специальные знания - "в краеугольных областях человеческой деятельности и непосредственно по своей специальности";
б) ответственность - "работа в контексте общества, признание его ценностей и неуклонное следование им в службе";
в) корпоративность - "членство в профессиональной организации, наряду с обладанием специальными знаниями и принятием особых обязательств, становится критерием профессионального статуса, который отличает профессионала от любителя".
Важнейшим направлением формирования морального духа американских военнослужащих является воспитание у них патриотизма.
Оно включает в себя следующие элементы:
• воспитание у личного состава чувства гордости за свою страну и ее вооруженные силы;
• формирование у военнослужащих приверженности в справедливости и исключительности социально-экономических устоев в США;
• воспитание личного состава на истории и традициях вооруженных сил;
• формирование у солдат и офицеров корпоративного духа;
• широкое рекламирование воинской службы.
Особое значение в вооруженных силах США придается воспитанию у военнослужащих "полкового духа". Каждое объединение и соединение американской армии имеет условный знак. Он носится на рукаве повседневного обмундирования. В ряде частей и соединений заведены различные талисманы (животные, птицы, отдельные предметы). Вокруг них распространяется поверье, будто бы таким талисманом считается живой орел. Его вынос перед строем является самым торжественным моментом любого парада. Все это свидетельствует о хорошо продуманной системе воспитания патриотизма в вооруженных силах США.
Особое внимание в армии США уделяется формированию и развитию у военнослужащих положительной мотивации к воинской службе.
Это достигается главным образом умелым использованием материальных стимулов, предоставлением им разнообразных льгот (бесплатное медицинское обслуживание, возможность получить высшее образование за счет министерства обороны США).
Как известно, оклады американских военнослужащих зависят от звания и выслуги лет. Однако прибавка к ним увязывается с повышением профессионального мастерства.
В армии США рядовые и сержанты разбиваются на девять категорий, которые обозначаются Е-1, Е-2 и т.д. Увеличение оклада для Е-2, например, после двух лет прекращается. Если солдат хочет получать больше, то он должен сдать на Е-3.
Таким образом стимулируется его профессиональный рост. При этом военнослужащий с более высоким рейтингом отвечает за обучение и воспитание менее опытного.
Одним из ведущих направлений воспитательной работы в американских вооруженных силах является морально-этическое воспитание военнослужащих, которое характеризуется следующими особенностями.
Во-первых, оно носит ярко выраженную религиозную направленность.
Морально-этическое воспитание личного состава осуществляется на таких всеобщих принципах религии, как:
• а) не причиняй людям боли тем, от чего тебе больно самому;
• б) не делай для других того, что ты сам ненавидишь;
• в) делай для людей то, что сделал бы для самого себя.
• Во-вторых, морально-этическое воспитание военнослужащих основывается на фундаментальных общечеловеческих морально-этических ценностях с учетом специфики военной профессии, таких, как честь, честность, мужество, самоотверженность, верность воинскому долгу и др.
Эти ценности закреплены в военной присяге, Этическом кодексе вооруженных сил США и других нормативных документах.
Одним из ведущих направлений воспитательной работы в американских вооруженных силах является морально-этическое воспитание военнослужащих, которое характеризуется следующими особенностями.
Во-первых, оно носит ярко выраженную религиозную направленность.
Морально-этическое воспитание личного состава осуществляется на таких всеобщих принципах религии, как:
• а) не причиняй людям боли тем, от чего тебе больно самому;
• б) не делай для других того, что ты сам ненавидишь;
• в) делай для людей то, что сделал бы для самого себя.
• Во-вторых, морально-этическое воспитание военнослужащих основывается на фундаментальных общечеловеческих морально-этических ценностях с учетом специфики военной профессии, таких, как честь, честность, мужество, самоотверженность, верность воинскому долгу и др.
Эти ценности закреплены в военной присяге, Этическом кодексе вооруженных сил США и других нормативных документах.
Одним из основных направлений воспитательной работы в американских вооруженных силах выступает организация здорового образа жизни военнослужащих.
С этой целью особое внимание уделяется реализации программы профилактики алкоголизма и наркомании.
Она состоит из четырех частей:
1) медицинский контроль (проведение медосмотров раз в три месяца, выборочных урологических тестов на кокаин, марихуану, опиум, анфитамин, транквилизаторы типа РСР, ЛСД, алкоголь;
2) образовательная часть (военнослужащие посещают занятия, где им разъясняют вред алкоголя и наркотиков, возможные последствия их употребления для здоровья, работоспособности организма);
3) реабилитация тех военнослужащих, у которых есть проблемы, связанные с алкоголизмом и наркоманией (в каждом соединении существуют консультационные центры, в которых работают гражданские психологи с учеными степенями и званиями);
4) увольнение военнослужащих из вооруженных сил (как правило, увольнению из армии подлежат те военнослужащие, которые были замечены на службе в употреблении наркотиков и алкоголя более двух раз).
Важное место в системе подготовки военнослужащих США отводится физическому воспитанию личного состава.
В этих целях с середины 80-х годов в американских вооруженных силах осуществляется Программа обеспечения соответствия физического развития военнослужащих предъявляемым к ним требованиям.
Физическое состояние военнослужащих определяется их способностью выполнить определенный комплекс физических упражнений по нормативам.
Проверки физической подготовки военнослужащих проводятся, как правило, раз в 6 месяцев.
Большое внимание в американских вооруженных силах уделяется контролю веса личного состава. Так, в наставлении министерства армии США 600-9 "Программа контроля веса личного состава" говорится, что количество жира в теле для мужчин не должно превышать 24%, а для женщин 32%.
Все это свидетельствует о том, что воспитательная работа в вооруженных силах США носит ярко выраженный конкретный, практический характер и нацелена прежде всего на подготовку военнослужащих к ведению боевых действий.
2. Система воспитания в армии ФРГ.
После объединения двух германских государств принцип комплектования бундесвера не изменился. Оно проводится путем призыва на действительную службу военнообязанных на основе закона о всеобщей воинской повинности, а также за счет служащих по контракту и кадровых военных.
Аппарат идеологической работы с личным составом бундесвера непосредственно подчинен министру обороны ФРГ.
При нем на правах совещательного органа имеется совет по вопросам идеологической работы, куда входят 25 человек, представляющих различные партии, монополистические круги, профсоюзы, молодежные организации, радио и телевидение, католическую и евангелическую церковь.
В совет, являющийся консультативным органом, входят четыре секции:
• воспитания личного состава,
• политического образования,
• внутренней службы,
• организации досуга.
Он разрабатывает рекомендации и предложения по вопросам усиления идеологической обработки и представляет их на рассмотрение министра обороны.
В тесном контакте с руководством министерства обороны действует уполномоченный бундестага по делам вооруженных сил.
Он занимается анализом воспитательной работы с военнослужащими и действенности мер, принимаемых министром обороны по ее улучшению.
Руководство войсковым аппаратом воспитательной работы осуществляют первые управления личного состава, идеологической обработки и боевой подготовки главного штаба вооруженных сил и главных штабов видов вооруженных сил, а также первые отделы штабов армейских корпусов, дивизий, первые отделения бригад.
При этом первое управление главного штаба вооруженных сил наделено правом инспектирования. В нем разрабатываются уставные положения, директивы и наставления по идеологической работе и воспитанию.
В батальонах штатные офицеры по идеологической работе выступают в роли „советников" и „помощников" командиров частей и подразделений, на которых возложена непосредственная ответственность за организацию воспитательной работы в войсках.
В ротах и отдельных взводах имеются доверенные лица, также способствующие формированию настроений своих сослуживцев в духе, угодном командованию.
С личным составом проводятся так называемые занятия „по гражданскому воспитанию" (50 часов за время срочной службы).
Непосредственными руководителями учебных групп выступают, как правило, командиры подразделений, в помощь которым министерство обороны ФРГ и его идеологические учреждения направляют тематические разработки, ежемесячный сборник «Информация для войск», учебные кинофильмы, видеофильмы, магнитофонные записи, диапозитивы, наглядные пособия.
Изданием военных журналов и другой военной периодики, а также производством учебных фильмов, видеофильмов, магнитофонных записей непосредственно занимается по заданию штаба информации и прессы центр средств массовой информации.
Важная роль отводится центру идеологической работы, который является ведущим учебным заведением, где офицеры и унтер-офицеры бундесвера проходят обучение и переподготовку в области идеологической работы с личным составом.
В его работе участвуют институт социальных наук бундесвера, управление военно-исторических исследований, школа психологической войны бундесвера, управление военных исследований и разработок учений бундесвера, академия бундесвера, медицинская академия бундесвера.
Основными задачами центра являются методические исследования и координационная деятельность, разработка предложений и рекомендаций по воспитанию и идеологической работе.
Не последнюю роль в воспитании личного состава играет военно-церковная служба.
Руководство этой службой возложено на евангелического и католического военных епископов.
Исполнительными религиозными органами в вооруженных силах ФРГ являются управление евангелической церкви по делам бундесвера и управление католического военного епископа.
Евангелический военный епископ, назначаемый Советом евангелической церкви по согласованию с федеральным правительством, представляет совету ежегодный письменный отчет о деятельности военно-церковной службы.
Он назначает на должности всех евангелических священников бундесвера и контролирует их деятельность. В обязанности евангелического военного епископа входит постоянное посещение воинских частей, а также контроль за изданием церковной литературы, в первую очередь «Солдатского евангелического молитвенника», который выдается всем военнослужащим бесплатно.
Католический военный епископ назначается папской курией, и его основные обязанности в целом такие же, как и у евангелического епископа.
В ее составе около 300 штатных священников, т. е. на 1500 — 2000 военнослужащих — 1 священник.
Её главной задачей является выявление и устранение „духовных конфликтов", возникающих у военнослужащих, а в военное время — устранение противоречий, возникающих между религиозным сознанием солдат и характером задач, выполняемых войсками.
Эта работа направлена на усиление у солдат чувства долга, укрепление дисциплины, развитие в воинских коллективах товарищества и взаимопомощи
В соответствии с требованиями уставов армии ФРГ 10/1 „Идеологическая подготовка в бундесвере" и 12/1 „Политическое образование в бундесвере" наибольшее значение придается „политическому образованию" военнослужащих.
„Политическое образование" является обязательным для всех категорий военнослужащих. Оно является составной частью занятий по боевой подготовке. В период срочной службы для солдат на него отводится 50 часов учебного времени (3% от всего учебного времени).
На занятиях в системе „политического образования" изучаются права и обязанности солдат, сущность общественного строя ФРГ, место бундесвера в государстве и обществе, роль бундесвера в НАТО, характеристика общественных систем других европейских государств.
Также раз в неделю предусматриваются 30-минутные информации, на которых до личного состава доводятся текущие события из жизни страны и деятельности войск.
Ежемесячно во всех подразделениях проходят просмотры киножурнала Бундесвер".
К проведению занятий привлекаются все офицеры и подготовленные унтер - офицеры а также гражданские специалисты. Руководители занятий обучены основам педагогики, методам и приемам организации семинаров, дискуссий.
Большое внимание уделяется политической подготовке командного состава.
Уставы, наставления, директивы МО ФРГ прямо обязывают весь состав офицерского корпуса постоянно и систематически повышать свои политические знания, развивать педагогические и дидактические навыки. Офицеры обязаны самостоятельно повышать политические знания, а также посещать курсы, семинары, диспуты и другие мероприятия, проводимые различными государственными и общественными организациями проправительственной ориентации. От политической благонадежности и активности офицера в воспитательной работе с подчиненными во многом зависит его служебная карьера.
Существующая система продвижения офицеров по службе предусматривает, что при каждом назначении на вышестоящую должность офицеры проходят переподготовку или усовершенствование, где наряду с военными дисциплинами они обязательно изучают вопросы практики идеологического воспитания.
Существующая система политической учебы командного состава, по мнению 80% офицеров, обеспечивает им достаточные социально-политические знания и уверенность при проведении занятий с подчиненными.
Национально-патриотическое воспитание является неотъемлемой частью воспитательного процесса в бундесвере.
Оно направлено на выработку у военнослужащих чувства любви к родине, уважения к ее истории, в том числе и военной. Воспитание уважения к историческому прошлому Германии достигается путем сохранения и использования исторических военных символов и церемоний.
К традиционным ритуалам относятся:
• принятие присяги,
• подъем государственного флага,
• торжественная вечерняя заря,
• вынос знамени воинской части.
В бундесвере ведется работа по созданию собственных традиций.
К ним можно отнести празднование «Дней воинской части", принятие на вооружение новых образцов боевой техники и вооружения, публичное чествование военнослужащих, добившихся хороших результатов в боевой подготовке. Создание традиций способствует воспитанию у военнослужащих гордости за свою воинскую часть, за принадлежность к определенному виду ВС и к бундесверу в целом.
Чувство патриотизма воспитывается и посредством привития особого отношения к населенным пунктам, где военнослужащие проходят службу: на эмблемах и вымпелах частей бундесвера часто имеются элементы, символизирующие места их дислокации.
Активное участие в пропаганде традиций принимают различные общественные организации: союзы, фонды, землячества.
Всего в ФРГ имеется около 600 солдатских объединений и обществ участников второй мировой войны. Ведущей среди них является профессиональная организация военнослужащих — „Союз бундесвера", объединяющий почти 250 тыс. человек. Он имеет свыше 375 гарнизонных организаций и свыше 1100 товариществ в частях и подразделениях.
В ФРГ издается большое количество мемуарной и военно-исторической литературы.
В частях бундесвера созданы „ комнаты традиций", в которых собраны и выставлены для обозрения знамена, ордена, знаки различия, фотографии боевых эпизодов. Регулярно и торжественно отмечаются важные даты из истории вермахта и рейхсвера.
Занятия по религиозному воспитанию проводятся в служебное время раз в месяц продолжительностью два часа.
Важной формой религиозного воздействия на военнослужащих являются богослужения, которые проводятся в гарнизонных церквях, в специально оборудованных помещениях на территории военных городков и даже во время учений в полевых условиях.
Они организуются в дни церковных праздников, в воскресные дни, а также накануне учений или после них.
Очевидно, что круг деятельности военных священников не ограничивается только решением религиозных вопросов.
Они участвуют в обсуждении и решении всех проблем воспитания личного состава бундесвера. „Положение о религиозной службе в бундесвере" закрепляет за ними это право
Концепция внутреннего руководства включает в себя комплекс мероприятий учебно-методического, морально-политического, духовно-нравственного характера, который направлен на формирование соответствующих профессиональных, политических и морально-психологических качеств личного состава.
Внутреннее руководство стремится к выглаживанию или хотя бы к смягчению напряженностей, которые существуют между требованиями, необходимыми для эффективной деятельности вооруженных сил, и демократическими правами.
Центральное место в концепции внутреннего руководства занимает образ гражданина в военной форме. Воин-гражданин -это заложенный в конституции, обязательный для всех образ военнослужащего и идеал образованного военнослужащего.
В образе этом совмещены всестороннее развитие свободной личности с чувством ответственности гражданина и с готовностью военнослужащего служить из-за убеждения.
Внутреннее руководство в практике повседневной службы, в боевой подготовке и в бою:
• заключается в активных действиях;
• проникает во все сферы воинской службы;
• влияет на обращение друг с другом, на культуру вооруженных сил;
• воздействует на отдельного военнослужащего и на его отношения с другими;
• включает также заботу о семьях военнослужащих.
Внутреннее руководство — это концепция и принципы, по которым надо жить и которые должны восприниматься как постоянно прожитый опыт будней воинской жизни.
Система воспитания в армии Франции
Проблемами воспитания личного
состава французской армии
занимаются три
специализированные организации
Служба информации и общественных отношений
ВС Франции (СИРПА)
Служба социального действия
Служба военных священников
В войсках воспитательной работой военнослужащих ведают офицеры общественных отношений, которые не находятся в прямом подчинении у СИРПА, но работают в тесном взаимодействии с этой службой. Им помогают офицеры-советники, официально занимающиеся главным образом вопросами общеобразовательной, профессиональной подготовки и трудоустройства военнослужащих срочной службы.
Офицеры общественных отношений и офицеры-советники подбираются командирами соединений и частей из числа наиболее подготовленных строевых офицеров, имеющих склонность к работе с личным составом.
Они могут быть освобождены или выполнять свои обязанности по совместительству.
Система воспитания личного состава отличается разнообразием форм и методов.
Основной формой является проведение занятий по курсу гражданского воспитания (1 час в неделю). Программа включает изучение внутренней и внешней политики Франции, международного положения, вопросов военного строительства, истории вооруженных сил, боевых традиций соединений и частей. В процессе занятий широко используются материалы, подготовленные СИРПА, различные технические средства пропаганды. Занятия проводятся командирами взводов по специально разработанным планам.
Усилена работа так называемых консультативных комиссий частей. В каждом полку действуют четыре такого рода постоянные комиссии, в которые входят представители командного и рядового состава. Это комиссии по вопросам информирования и условий службы, гигиены и профилактики несчастных случаев, по текущим вопросам, организации быта и отдыха.
Служба военных священников
Метод примера
Метод убеждения
Метод внушения
Метод принуждения
Метод морального и
материального
стимулирования
Активно ведется пропаганда военных традиций.
Широко отмечаются годовщины частей, широко освещается их боевой путь. В армии строго соблюдаются воинские ритуалы: принятие присяги, возложение венков, построение с оружием в знаменательные дни.
Участие воинских частей в ежегодном параде 14 июля в честь национального праздника Франции — Дня взятия Бастилии, который принимает президент страны, является одним из главных мероприятий, призванных воздействовать на патриотические чувства французских военнослужащих.
Особое место в воспитании личного состава занимают средства массовой информации: печать, радио, телевидение.
Органы пропаганды издают массовым тиражом газеты, журналы, книги, плакаты, листовки. Наряду с печатными материалами, которые выпускает СИРПА, штаб каждого соединения и части, все военные школы издают собственные газеты или информационные бюллетени различной периодичности.
Основными изданиями видов вооруженных сил являются „Тер энформасьон" — сухопутные войска, „Коль бле" — ВМС, „Эр актюа-лите" — ВВС.
Кроме этого, имеются издания, рассчитанные на все вооруженные силы: офицерский журнал „Арме д'ожурдюп", солдатский журнал „ТАМ", военно-теоретический журнал „Дефанс насьональ" и ряд других изданий.
Для третьей программы национального телевидения при участии СИРПА готовится передача „Горизонт", рассчитанная на широкий круг военнослужащих и гражданских лиц.
Заключение:
Исходя из вышеизложенного материала можно отметить, что основными тенденциями развития систем воспитания и обучения в армиях зарубежных государств являются: системный подход к организации и осуществлению воспитания военнослужащих; воспитание на собственных исторических традициях; оперативное реагирование на изменения форм и способов ведения современных боевых действий; совершенствование форм и методики обучения и воспитания на базе новых технологий; формирование навыков индивидуального обучения; научно - исследовательский характер учебно-воспитательного процесса; ориентированность систем воспитания и обучения на формирование у военнослужащих способности успешно выполнять профессиональные задачи в ближайшем и неопределённом будущем.
В процессе изложения материала мы видим, что каждая иностранная система воспитания и обучения представляет собой совокупность обучающих, воспитывающих, социокультурных и обеспечивающих составляющих, функционирующих в целях формирования всесторонне развитых, социально активных, творчески мыслящих военнослужащих, способных достичь успеха в своей профессиональной деятельности как в современных военных и вооружённых конфликтах, так и в обстановке неопределенного будущего на рубеже второго десятилетия XXI века.