Система управления социальной защиты детства в Российской Федерации.
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Система управления социальной защиты детства в Российской Федерации
1. Содержание и принципы современной системы управления социальной защиты детства.
Анализ истории и современной практики социальной защиты детства в России позволяют сформулировать следующее определение. Система социальной защиты детства — это интегрированная совокупность основных направлений и принципов, субъектов и объектов, форм, методов и материальной базы социальной защиты российских детей.
Основные направления современной российской системы социальной защиты детства определяются следующими факторами:
во-первых, уровнем материального обеспечения и социальных возможностей детей в современной России;
во-вторых, обязательствами России перед мировым сообществом и конкретно перед Организацией Объединенных Наций в области социальной защиты детства;
в-третьих, опытом социальной защиты детства в дореволюционной России, в Советской России и в ходе постсоветских реформ в современной России.
Рассмотрим эти факторы. Уровень материального обеспечения российского детства определяется общим уровнем жизни населения страны. По данным разных источников, часть населения России живет на грани или за чертой бедности. Дети из этих Семей, как правило, лишены не только каких-либо предметов первой необходимости, но и социальных перспектив: дополнительного образования — гуманитарного, спортивного, музыкального, творческого и других, качественного медицинского обеспечения и, как следствие, крепкого здоровья, профессионального, научного, творческого роста.
Международный аспект системы социальной защиты детства проявляется в том, что социальной защитой детства занимаются многие международные организации: Организация Объединенных Наций, детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Всемирный Совет по вопросам одаренных и талантливых детей, Международный Союз по защите детей, Международная Федерация детских содружеств, Международный комитет движения детей и юношей, Европейское бюро по вопросам детей и молодежи, Международная организация судей по делам несовершеннолетних и другие. Функционирование международных организаций способствует развитию институционного сотрудничества государств и общественных организаций в области социальной защиты детей, обмену опытом строительства и функционирования национальных систем социальной защиты детства и ко многому обязывает подписавшие международные соглашения государства и общественные организации, в том числе, естественно, Российскую Федерацию и ее общественные структуры. Серьезное влияние на формирование современной российской системы социальной защиты детства оказывает исторический отечественный опыт социального обеспечения и социальной защиты детей.
В постсоветский период —период всеобщего реформирования — реформировалась и система социальной защиты детства. Испытывались новые приемы, формы и методы социальной работы с детьми. Четко прослеживалась тенденция перехода от всеобщего социального обеспечения к адресной социальной защите детей.
Сейчас, социальная защита детства — это система осуществляемых обществом и его официальными структурами организационных, правовых, финансово-экономических, социально-психолого-педагогических мероприятий по обеспечению гарантированных условий жизни, поддержания жизнеобеспечения и гармоничного развития ребенка с целью удовлетворения его потребностей и интересов.
Защита прав детей представляет собой целостный комплекс социально-правовой, социально-медицинской, социально-психологической, социально-педагогической помощи ребенку, членам его семьи, нацеленной на решение триединой задачи:
1) полидисциплинарную профилактическую поддержку и коррекционно-реабилитационную помощь;
2) контроль за соблюдением прав детей;
3) собственно защиту детей.
Таким образом, содержание современной системы социальной защиты детства определяется следующими основными направлениями:
• интегрирование российской системы социальной защиты детства в международную путем включения положений, подписанных Россией международных соглашений в Конституцию; законы, другие нормативно-правовые акты Российской Федерации и, естественно, реализация этих положений;
• изучение и внедрение отечественного опыта социального обеспечения и социальной защиты детства в практику;
• изучение зарубежного опыта социальной защиты детства и внедрение его в практику с учетом российских реалий;
• повышение роли государства в развитии теории и практики социальной защиты детства;
• активизация действующих, создание новых и воссоздание проверенных временем ранее действовавших общественных организаций, также с учетом современных реалий;
• вовлечение в социальную защиту детства церкви, религиозных организаций, монастырей;
• вовлечение в социальную защиту детей граждан, имеющих высокий социальный статус или свободные денежные средства, которые они могли бы затратить на защиту детства;
• обеспечение достойной роли семьи в создании благоприятного климата для разностороннего развития детей в защите их законных прав и интересов;
• повышение роли всех форм детских учреждений в формировании у воспитанников гражданских качеств, в пропаганде прав и обязанностей детей перед обществом, в их профессиональной ориентации и социальной защите при вступлении в самостоятельную жизнь;
• повышение доступности дополнительного образования;
• развитие многообразной системы денежных пособий семьям, поощряющей рождение и разностороннее воспитание детей, помогающей малообеспеченным семьям и детям, попавшим в трудную ситуацию;
• активная социальная работа с детьми из группы социального риска —из неблагополучных семей, склонных к девиантному поведению, находящихся в исправительных учреждениях и вышедших из них;
•совершенствование и реализация научно обоснованных норм питания, материально-технического, медицинского и других видов обеспечения детских учреждений;
•развитие нормативно-правовой базы российской Системы социальной защиты детства.
Содержательная сторона социальной защиты детства характеризуется также определенными принципами, соблюдение которых обязательно для субъектов социальной защиты:
1. Всеобщность и доступность основных форм социальной защиты детства. Право детей на социальную защиту является всеобщим, оно распространяется на всех нуждающихся в защите детей без всякой Дискриминации по признакам пола, расы, национальности, языка, места жительства и другим основаниям. Социальная защита должна быть обеспечена каждому ребенку при наличии социально значимых признаков.
2. Многообразие форм и видов социальной защиты детства. Социальная защита детства осуществляется в денежной, натуральной и юридической формах, в виде пенсий, пособий, льгот и услуг, установленных законодательно и дополняемых местными Органами власти, учреждениями и предприятиями.
3. Единство и дифференциация социальной защиты детства. Все дети имеют право на социальную защиту, но нуждаются в ней в разной степени, в разных формах и размерах. Дифференциация форм, видов, условий и уровня социальной защиты детей определяется социально значимыми обстоятельствами: наличие или отсутствие родителей, социальное сиротство, уровень материальной обеспеченности семьи, наличие чрезвычайных обстоятельств: стихийного бедствия, вынужденного выезда из родных мест и других.
4. Осуществление социального обеспечения нуждающихся детей в объеме не ниже признанного государством социального стандарта.
5. Охрана права каждого ребенка на социальную защиту. Осуществление и восстановление нарушенных социальных прав ребенка призваны защищать государство, общественные организации и родители или лица, их замещающие, руководители детских и других учреждений. Каждому ребенку гарантируется судебная защита его законных прав и интересов.
2. Формы и методы управления системой социальной защиты детства
Важными составляющими системы социальной защиты детства являются формы и методы ее реализации. В числе форм социальной защиты детства отметим следующие:
1. Постановления и решения компетентных органов. В области социальной защиты детства такими органами являются:
-Федеральное собрание Российской Федерации, принимающее законы по конкретным аспектам социальной защиты детства и по системе в целом;
- Президент Российской Федерации, подписывающий принятые Федеральным собранием Российской Федерации РФ законы и издающий указы;
- Правительство Российской Федерации, принимающее постановления по социальной защите детства;
-суды Российской Федерации — Конституционный, Верховный, Высший Арбитражный и народные Суды всех инстанций, рассматривающие спорные и проблемные ситуации социальной защиты детства;
- министерства и ведомства Российской Федерации, рассматривающие конкретные аспекты социальной защиты детства;
- органы власти и управления субъектов Российской Федерации и местного самоуправления;
- руководители учреждений и предприятий, издающие нормативные акты по вопросам социальной защиты детей — воспитанников, обучащихся, несовершеннолетних сотрудников, детей сотрудников своих учреждений и предприятий.
2. Программы. Эта форма характерна для органов социальной защиты детства государственной власти, в них подробно излагаются основные направления деятельности государства по разным аспектам социальной защиты детства. В регионах страны разработаны и реализуются региональные программы по социальной защите детства, учитывающие климатические, экологические, демографические, социально-экономические особенности, специфику проживания и потребностей определенных категорий детей.
3. Планы мероприятий по социальной защите детства. Например, утвержденный распоряжением Правительства РФ 06.07.2018 г. № 1375-р. План по 10-летию Детства.
4. Создание и развитие материальной базы для социальной защиты детства, мобилизация для этого государственных и негосударственных ресурсов, контроль за расходованием средств, направляемых государственными органами, общественными организациями, трудовыми коллективами и иными источниками на социальную защиту детства.
В арсенале государства, общественных организаций и других субъектов социальной защиты детства имеется целый набор методов, применение которых позволяет добиться нужного результата в социальной защите детей. В числе этих методов:
- убеждение действующих и потенциальных субъектов социальной защиты детства — руководителей, высокопоставленных должностных лиц, граждан, обладающих высоким социальным статусом и неформальным влиянием, религиозных и общественных деятелей, граждан, имеющих значительные финансовые возможности, в необходимости, престижности и реальных выгодах активного участия в социальной защите детства;
- использование авторитета известных и популярных государственных, общественных, религиозных деятелей, выдающихся деятелей науки и культуры, ветеранов войн и труда, победителей международных конкурсов, Олимпийских игр и других популярных мероприятий;
- опора на закон и общественное мнение, как обязательное условие всякой общественно полезной деятельности.
- стимулирование и поощрение социальной защиты детства, в том числе через конкурсы на получение грантов.
- метод принуждения также не чужд социальной защите детства, а иногда и просто необходим: при взыскании налогов и алиментов в пользу детей, при реализации права ребенка на наследство и жилплощадь, при защите его права на общение с находящимся в разводе супругом и с другими родственниками, в иных ситуациях;
- метод анализа и прогноза в развитии системы социальной защиты детства. Особенно актуален в процессе нормотворчества, регулирующего повседневную жизнь всех детей и категорий детей, особенно нуждающихся в социальной защите, порядок устройства детей, лишенных опеки родителей, содержание и формы работы с детьми, склонными к нарушению общественного порядка и законов.
Необходимым условием правильной организации и эффективного функционирования системы социальной защиты детства является четкое определение ее объекта. В первом приближении объект социальной защиты детства можно определить очень кратко — дети страны, то есть лица, не достигшие восемнадцати лет. Но для решения практических задач социальной защиты детства такого определения недостаточно: в социальной защите действительно нуждаются все дети, но в разной степени и в разных формах. Поэтому понятие объекта социальной защиты детства целесообразно рассматривать как минимум в трех ракурсах:
Во-первых, все дети страны без каких-либо исключений. Каждому ребенку принадлежат общепризнанные права на жизнь, неприкосновенность, на имя, гражданство, здравоохранение, образование, на собственность и другие. И их необходимо защищать.
Во-вторых, талантливые дети. В интересах любого общества — создавать необходимые условия для развития детских талантов в целях подготовки будущих общественных и государственных деятелей, ученых, изобретателей, музыкантов, спортсменов, шахматистов и других полезных обществу специалистов.
В-третьих, дети, находящиеся в неблагоприятных условиях: дети-инвалиды, дети-сироты, дети Севера, дети семей вынужденных переселенцев и беженцев, дети войны, дети малообеспеченных и многодетных семей, беспризорные дети и пр. Очевидно, что эти ракурсы должны просматриваться и в программных, и в планирующих, и нормативно-правовых документах государственных органов, политических партий, общественных объединений, образовательных учреждений.
3. Субъекты системы управления социальной защиты детства.
Определяющую роль в функционировании системы социальной защиты детства играют ее субъекты. Основными субъектами российской системы социальной защиты детства являются государство и создаваемые им институты, политические партии, общественные организации, церковь, средства массовой информации, предприятия и учреждения, семья, школа и другие детские учреждения, институт социальных педагогов, граждане с высоким социальным статусом, частные лица, имеющие высокие доходы. Именно эти субъекты определяют содержание, формы, методы функционирования социальной защиты детства и основные направления ее развития. Относительно молодым для нашего государства является такой субъект управления социальной защиты детства, как институт «Уполномоченного по правам ребенка», который создан Указом Президента РФ от 1 сентября 2009 г. N 986 в целях обеспечения эффективной защиты прав и интересов ребенка в Российской Федерации.
Ведущую роль в системе субъектов социальной защиты детства, несущей конструкцией всей системы, является государство. Оно располагает мощным административным аппаратом, структурами и кадрами социальной защиты детей, финансами и государственными средствами массовой информации.
Специфическая роль в системе социальной защиты детства принадлежит политическим партиям. В отличие от государства, они не располагают для этого административными, кадровыми, финансовыми и материальными ресурсами. И тем не менее положения о социальной защите детства в разных формах фигурируют в программных документах многих политических объединений. Это обусловлено следующими факторами. Во-первых, политические партии создаются для защиты интересов конкретных социальных групп и слоев населения, в том числе, естественно, их подрастающего поколения. Во-вторых, стремясь овладеть властью и удержать ее в руках, политические партии вынуждены привлекать на свою сторону максимально возможное количество избирателей, а одним из их требований, как правило, является социальная защита детства. В-третьих, всякая серьезная политическая партия заботится о создании своего кадрового резерва за счет молодежи и по возможности об организации молодежной организации, следующей в политическом фарватере партии. Эти и другие факторы создают объективные возможности и предпосылки для вовлечения партий, партийных организаций и отдельных членов партий в конкретную работу по социальной защите детства.
Заметную роль в современной системе социальной защиты детства играют общественные организации, в том числе различные общественные фонды: детские, культуры, спорта, молодых талантов и другие, а также профсоюзы. Такие общественные организации, в особенности детские, создаются на всех уровнях российского общества и государства: на федеральном (Российское движение школьников, Юнармия и пр.), региональном, муниципальном, уровне образовательной организации и др.
Практика свидетельствует, что в сочетании и взаимодополнении общественных и государственных структур легче находить приемлемые пути и средства осуществления социальной защиты детства. После длительного перерыва в число официальных субъектов социальной защиты детства в России вновь возвращается церковь. Она стремится довести до детского сознания основные церковные постулаты, призывающие людей к трудолюбию, добру и справедливости, призывает своих прихожан-родителей достойно выполнять родительский долг, оказывает непосредственную помощь детям, попавшим в неблагоприятную жизненную ситуацию. Церковнослужители вхожи в кабинеты руководителей органов государственной власти и местного самоуправления для постановки вопросов социальной защиты детства. Органы власти и образовательные учреждения, справедливо считая религию элементом общечеловеческой культуры, используют духовное влияние церкви и практическую деятельность ее служителей в воспитательной работе с детьми и в решении конкретных проблем социальной защиты детей.
В соответствии с положениями Конвенции ООН «О правах ребенка» школа вооружает учащегося знанием гражданских прав ребенка и знакомит со способами их защиты, непосредственно осуществляет реализацию и защиту его права на образование, на медицинское обслуживание, на разностороннее развитие личности, на уважение других его прав и личного достоинства. Поэтому в основе учебно-воспитательного процесса заложены субъект-субъектные отношения обучающего и обучаемого, гуманистическая направленность образовательного процесса, развитие творческого потенциала личности ребенка. Педагог зачастую первым узнает о социальной неустроенности ребенка и первым принимает меры к его социальной защите. Ведущим направлением социальной защиты школьника является фактическое обеспечение права его на получение полноценного современного образования, предотвращение неуспеваемости и отсева детей из школы.
Непременным субъектом современной российской системы социальной защиты детства становится социальный педагог. В наше время практически каждому педагогу в том или ином качестве, в той или иной мере приходится заниматься вопросами социальной защиты учащихся. При этом, социальный педагог, как профессионально подготовленный специалист, хорошо ориентирующегося в области социальной политики, педагогики, психологии, права и других дисциплин, знание которых необходимо для квалифицированной социальной защиты ребенка. Вместе с администрацией и педагогическим коллективом, но более профессионально, социальный педагог призван решать большой комплекс социально ориентированных задач, и прежде всего следующие. В сфере учебной деятельности — сделать обучаемого социально компетентным гражданином, знающим свои права и умеющим их защитить. В сфере общения — научить ребенка разумному и плодотворному общению со сверстниками, учителями, руководителями, новыми людьми. В сфере самопознания — помочь ребенку разобраться в своем внутреннем мире, выработать умения и навыки самоанализа и самокорректировки. В сфере непосредственной защиты ребенка от социальных невзгод — освоить основы конституционного, гражданского, семейного, образовательного, трудового, уголовного, процессуального права и в меру целесообразности, с учетом возраста разъяснять их обучаемым.
Многое для социальной защиты детства могут сделать граждане, обладающие высоким социальным статусом: лица, занимающие высокие административные, научные, общественные должности, супруги высокопоставленных должностных лиц и другие. Высокий социальный статус, как правило, сопровождается большим неформальным влиянием его носителя и зачастую помогает решать проблемы социальной защиты детей успешнее и оперативнее, чем по официальным каналам. Наиболее распространенный вариант использования высокого социального потенциала упомянутых лиц — это включение их в состав, назначение руководителем или заместителем руководителя общественного органа по социальной защите детства. Сейчас активно развивается программа наставничества, которая позволяет использовать ресурс данного субъекта социальной защиты детства для более эффективного его использования.
4. Семья, как субъект системы управления социальной защитой детсва.
Наибольшую защищенность от возможных негативных внешних воздействий ребенок ощущает в семье – элементарной частице человеческого общества, сложившейся и совершенствующейся в течение тысячелетий. Практика свидетельствует: ни один социальный институт, ни одна организация не способны в полной мере заменить семью в сфере социальной защиты ребенка. Наибольшими возможностями социальной защиты ребенка обладает полная семья, т.е. когда ребенок живет вместе с обоими родителями, а еще лучше, когда в семье имеются бабушка и дедушка, братья и сестры: практически каждый член семьи в той или иной степени участвует в социальной защите каждого ребенка, делая это бескорыстно, в силу семейной привязанности, и в том числе — биологического семейного инстинкта. Правовую основу семейных отношений составляет брак — юридически оформленный добровольный союз мужчины и женщины, порождающий для них и их детей взаимные права и обязанности.
В настоящее время сложилось несколько концепций брака: «гражданский» брак, «открытый» брак, однополый брак, церковный брак и другие. С точки зрения естественного продолжения человеческого рода и социальной защиты детства предпочтителен традиционный для большинства народов мира моногамный брак, т.е. брак одного мужчины и одной женщины. В России узаконен только моногамный брак. Брак в России заключается в государственных органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС). Гражданский брак, т.е. брак без государственной регистрации, практикуется, но юридической силы не имеет. Дети, рожденные в гражданском браке, никаких юридических прав по отношению к своим фактическим родителям не имеет. В целях предотвращения поспешности будущих родителей заключение брака производится по истечении месяца со дня подачи в органы ЗАГС заявления вступающих в брак. При наличии уважительных причин орган ЗАГС вправе зарегистрировать брак до истечения месяца или увеличить этот срок до двух месяцев. При наличии особых обстоятельств — беременности невесты, рождения ребенка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон — брак может быть заключен в день подачи заявления.
Главным обстоятельством при рассмотрении этого вопроса обычно признается судьба имеющегося или ожидаемого ребенка. Обязательными условиями заключения брака является взаимное добровольное согласие вступающих в брак мужчины и женщины и достижение ими брачного возраста, т.е. восемнадцати лет. При наличии уважительных причин, главной из которых обычно признается беременность невесты, органы местного самоуправления могут разрешить вступление в брак по достижении шестнадцати лет, а в отдельных случаях — и раньше.
В интересах нормального физического и психического развития детей не допускается заключение брака в следующих случаях: между родителями и детьми; между полнородными и неполнородными братьями и сестрами; между лицами, из которых хотя бы одно признано судом недееспособным вследствие психического расстройства; между усыновителями и усыновленными.
Тяжело отражается на судьбах детей распад семьи. Как и при заключении брака, супруги в этом вопросе равноправны, но муж не имеет права возбуждать дело о разводе без согласия жены во время ее беременности и в течение года после рождения ребенка. Расторжение брака производится либо в органах ЗАГС, либо в судебном порядке. В органах ЗАГС брак расторгается:
а) при взаимном согласии супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей;
б) по заявлению одного из супругов независимо от наличия общих несовершеннолетних детей, если другой супруг признан безвестно отсутствующим или недееспособным, или осужден к лишению свободы на срок свыше трех лет.
Расторжение брака и выдача свидетельства о расторжении брака производится органами ЗАГС по истечении месяца со дня подачи заявления. Если у супругов возникают споры о детях или о разделе общего имущества, то они рассматриваются в судебном порядке, независимо от расторжения брака органом ЗАГС.
Во всех остальных случаях при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей брак расторгается только в судебном порядке даже при взаимном согласии супругов, ибо главный вопрос судебного рассмотрения — судьба детей, расторжение брака производится не ранее истечения месяца со дня подачи супругами заявления о разводе — чтобы было время еще раз подумать о судьбе детей. При отсутствии согласия одного из супругов суд расторгает брак, если установит, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи невозможно. В этом случае суд вправе принять меры к примирению супругов и для этого отложить разбирательство дела в пределах трех месяцев. Если меры по примирению супругов оказались безрезультатными и один или оба супруга настаивают на расторжении брака, суд расторгает брак. При расторжении брака в судебном порядке супруги вправе представить суду соглашение: а) о том, с кем из них будут проживать дети; б) о размерах и порядке выплаты средств на содержание детей. Если соглашение по этим вопросам не достигнуто или представленное суду соглашение нарушает интересы детей, то суд в этом случае обязан определить, с кем из родителей будут проживать после развода несовершеннолетние дети и с кого из родителей в каких размерах взыскиваются алименты на детей. В случае явки супруга, объявленного судом умершим или признанным безвестно отсутствующим, брак может быть восстановлен, если другой супруг не вступил в новый брак. Важнейшим аргументом в разрешении сложившейся коллизии будут интересы ребенка. В случае заключения брака с нарушением семейного законодательства брак может быть признан недействительным со дня его заключения. Судебным решением ликвидируются все юридические последствия брака, за исключением одного: признание брака недействительным не влияет на права детей, родившихся в таком браке или в течение трехсот дней со дня признания брака недействительным.
5. Опека и попечительство, как форма социальной защиты детства
Распространенной формой социальной защиты детства является опека и попечительство. Опека устанавливается над малолетними детьми в возрасте менее 14 лет, а попечительство — для детей в возрасте от 14 до 18 лет. Эти два родственных института различаются объемом обязанностей и прав опекунов и попечителей, причем в качестве таковых могут выступать физические лица (например, близкие родственники), а также детские воспитательные и образовательные учреждения, органы и учреждения опеки и попечительства.
Законодательно определены права детей, находящихся под опекой или попечительством, обязанности опекунов и попечителей, условия защиты материальных прав детей. Опекунская деятельность не оплачивается, опекун получает на содержание подопечного ежемесячные денежные средства в размере, установленном в конкретном регионе для содержания детей, оставшихся без попечения родителей.
В определенных случаях опекунство или попечительство может быть прервано в связи с объективными обстоятельствами (тяжелая болезнь опекуна или попечителя), ненадлежащий уход за ребенком или уклонение от обязанностей, в отдельных случаях — если биологические родители или близкие родственники опротестовали установление опекунства. Во всех этих случаях вопрос решается органами опеки в соответствии с законом и в интересах детей.
Передача осиротевшего ребенка под опеку позволяет обеспечить его право на жизнь и воспитание в семье, благодаря созданию для него условий, благоприятных для его семейного воспитания. Поэтому особую важность приобретает правовое регулирование отношений, связанных с подобного рода семейным устройством ребенка с учетом тех перемен, которые произошли и происходят в нашем обществе. От их правовой определенности, особенностей и целенаправленности зависит судьба осиротевших детей, что, безусловно, относится к актуальным проблемам современности. Следовательно, все нововведения и поправки, вносимые в законодательство, касающиеся участия государства в устройстве тех, кто лишился семьи и родителей, нуждаются в научном анализе с точки зрения соблюдения интересов не только ребенка, но и государства.
На сегодняшний день российским законодательством определены общие принципы организации опеки и попечительства, представленные в первой части Гражданского кодекса Российской Федерации, в которой данным вопросам прямо посвящены десять статей (31-41), и в Семейный кодексе Российской Федерации, в котором вопросам организации опеки и попечительства также уделено внимание (ст. 145-150), при этом положения об опеке Семейного кодекса Российской Федерации перекликаются с положениями статей Гражданского кодекса Российской Федерации. ФЗ N 131-ФЗ, определяя круг вопросов, входящих в компетенцию муниципальных образований, относит к их числу опеку и попечительство применительно к муниципальным районам и городским округам (п. 13 ч. 1 ст. 15 и п. 21 ч. 1 ст. 16) и оказание содействия в установлении опеки и попечительства — для поселений (п. 16 ч. 1 ст. 14). Таким образом, федеральный законодатель в качестве одного из вопросов местного значения определил опеку и попечительство (осуществляемые органами местного самоуправления) и установил лишь самые общие направления их осуществления, в остальном же предоставив органам государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно определять порядок осуществления опеки (попечительства) на каждой конкретной территории.
Опека и попечительство как вид социальной заботы представляет собой универсальную форму, которая:
1) регулируется нормами различной отраслевой принадлежности;
2) предназначена для восполнения недостающей дееспособности подопечного лица, а также, в необходимых случаях, и для обеспечения иных его интересов (например, дополнительная цель опеки над детьми — их воспитание);
3) состоит в выполнении опекуном (попечителем) юридических или (и) фактических действий в интересах подопечного;
4) осуществляется опекуном (попечителем) безвозмездно или на условиях встречного предоставления со стороны подопечного, государства (в широком смысле) или иных лиц;
5) решает общегосударственные задачи, поэтому ее установление и надлежащее осуществление должны обеспечиваться организационной и контрольной деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления.
Исследование опеки и попечительства как правового института, как системы правоотношений, как формы устройства граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой защите, и как вида социальной заботы дает основания утверждать, что термин «опека и попечительство» нельзя свести ни к одному из указанных понятий ввиду его многозначности.
Кроме того, он может обозначать также деятельность органов опеки и попечительства по устройству граждан, подлежащих опеке (попечительству), как деятельность самих опекунов и попечителей по осуществлению опеки и попечительства и как правовое состояние, в котором находится соответствующий подопечный после установления над ним опеки (попечительства).
Такое многоаспектное понимание опеки и попечительства в принципе нашло отражение в специальном по отношению к гражданскому и семейному законодательству законе: Федеральном законе Российской Федерации «Об опеке и попечительстве», что следует признать несомненно прогрессивным явлением в правовом регулировании опеки и попечительства. В современной России более чем когда-либо система норм об опеке и попечительстве может быть определена как комплексный правовой институт с ведущей ролью в нем норм гражданского права.
С принятием Федерального закона «Об опеке и попечительстве» появилась возможность провести классификацию по различным критериям видов и форм опеки и попечительства, необходимую и полезную для более эффективного практического применения соответствующих норм.
Разновидностями опеки (попечительства) являются: временная опека, в том числе предварительная опека и опека по совместному заявлению родителей ребенка, опека, назначаемая по заявлению единственного родителя ребенка в случае его смерти, а также попечительство, назначаемое по заявлению несовершеннолетнего, достигшего возраста четырнадцати лет. Можно говорить и о различных формах опеки и попечительства: о договорной и внедоговорной форме, об опеке и попечительстве в форме приемной семьи, патронатной семьи (патроната, патронатного воспитания) и в иных формах, которые могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации.
Необходимо констатировать существенное повышение уровня и улучшение качества регламентации правового положения органов опеки и попечительства как субъекта права. Органы опеки и попечительства выступают в правоотношении по опеке и попечительству не только как органы, осуществляющие контроль и надзор за деятельностью опекунов и попечителей, но и как участники гражданско-правовых договоров.
Региональное законодательство в последние время стремительными темпами вводит новые формы устройства детей, смежные с опекой. Внедряется не только приѐмная семья, предусматриваются и иные, также неизвестные действующему федеральному законодательству формы устройства — социальные гостиницы, семейная группа, семейно-воспитательные группы; шефские, гостевые семьи, детские дома патронатного воспитания.
Разнообразие предусматриваемых субъектами Российской Федерации форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также разнообразие возможных видов опеки вполне допустимо с позиции учета специфики традиций, национально-культурных особенностей, а также экономического положения конкретного региона. Известно, что многие народности вообще не допускают призрение детей или стариков вне семьи и в современной сложной экономической ситуации продолжают свои вековые традиции.
Региональное правовое регулирование возможно лишь применительно к отношениям "орган опеки и попечительства - опекун (попечитель)". На распределении функций по опеке в некоторых случаях сказалась уже сложившаяся система местного самоуправления.
На муниципальном уровне координацию всех субъектов управления попечения уполномочены выполнять органы опеки и попечительства, являясь органами местного самоуправления, включая в себя: 1) организацию опеки и попечительства; 2) формирование элементов самоуправления (институт Уполномоченного по правам ребенка, Попечительские Советы, общественные, церковные организации по вопросам благотворительности); 3) развитие специализированной социальной инфраструктуры местного сообщества.
Успешное управление процессами опеки и попечительства в условиях трансформации несовершеннолетних возможно на основе принципов:
1) единства социальной и экономической политики государства;
2) баланса экономической эффективности и социальной защиты населения;
3) разработки социальных стандартов попечения несовершеннолетних;
4) организации дифференцированного подхода к семье и личности ребенка «групп риска», применяя вариативность, назначения форм попечения (усыновление, опека близкими родственниками, договор с приемными родителями, направление в профильное учреждение на полное государственное обеспечение);
5) обеспечения адресной социальной поддержки (предоставление жилой площади, выплата пособия, субсидий физическому лицу, выполняющему обязанности опекуна над конкретным несовершеннолетним по распорядительному документу руководителя администрации органов местного самоуправления);
6) выравнивания социальной инфраструктуры города по территориальному принципу (федеральная, городская, муниципальная собственность);
7) рационального использования ресурсов государства и общества;
8) использования обратной связи и информационного обеспечения;
9) социального партнерства;
10) научно-методического и программно-целевого обеспечения.
Защита прав ребенка, утратившего родительское попечение, состоит в совершении ряда последовательных действий, предпринимаемых органами опеки и попечительства. Эти действия отличает определенная закономерность, взаимосвязь и взаимозависимость, что позволяет определить их как систему способов защиты прав несовершеннолетних, утративших родительское попечение. Структурная упорядоченность всех необходимых элементов этой системы определяет качество опеки (попечительства) над несовершеннолетними.
Таким образом, целостность системы действий органов опеки и попечительства по устройству детей под опеку (попечительство) обеспечивает достижение единой, главной цели: реализации права ребенка на жизнь и воспитание в семье. Одним из способов обеспечения связи всех элементов системы между собой является централизация деятельности органов исполнительной власти, уполномоченных государством на защиту прав и интересов детей.