Система мировых эпох. Часть 1
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
FRIEDRICH WILHELM JOSEPH SCHELLING
System der Weltalter
Münchener Vorlesung 1827/28 in einer Nachschrift von
Ernst von Lasaulx
Herausgegeben und eingeleitet von
Siegbert Peetz
VITTORIO KLOSTERMANN · FRANKFURT AM MAIN
Φ. Б. Й. Шеллинг
СИСТЕМА
МИРОВЫХ ЭПОХ
Мюнхенские лекции 1827-1828 гг.
в записи Эрнста Ласо
Издательство «БОДОПЕЙ»
ТОМСК — 1999
[Лекция 20]
18 января
XX. Проникнуть в чистое мышление легко, трудно
вновь выпутаться из него; мир состоит не из одних только
чистых понятий рассудка, или категории, равно как и не
из одних только конкретных понятий: мир состоит из / 8 0 /
конкретных случайных вещей, и речь идет об этих вещах,
которые не соответствуют или же лишь отчасти соответ
ствуют ПОНЯТИЮ, ΙΓ об ИХ ОТЛИЧИИ ОТ ПОНЯТИЯ, — ЭТО
единственная задача, ибо конкретные вещи составляют
противоположность (Gegentheil) понятий, и тем не менее
причастны (haben Theil) к ним. Всякая философия до
лжна прояснись это различие, и именно в этом пункте
следует ее встречать, hie Rhodus, hie salta! Кого еще
заботит голое мышление? Если философы представляют
этот переход с помощью голой дефиниции, как-то: «при
рода есть идея, перешедшая в конечное, в форму инобы
тия», — то мы желаем узнать, каким образом эта идея
переходит в эту форму. Кто настолько несведущ, чтобы
не чувствовать, что идея переходит и θάτερον, в отдель
ные вещи этой определенной формы? Кто настолько туп,
чтобы не понять, что природа существует
посредством
перехода понятия в форму иного? Но как она перешла в
эту форму? Приходится ли идее идти на это, к примеру,
для того, чтобы существовала природа и натурфилосо
фия? Не изменяет ли она при этом самой себе? Эти
вопросы остались без ответа. Гегель 1 называет природу
отпадением идеи от самой себя 2 . Но как происходит га-
1
2
МЛ: (Гегель)
ΓΙΡ: Ср.: G.W.F. Hegel. Encyklopädie der Philosophischen Wissenschaften im Grundrisse. Zum Gebrauch seiner Vorlesungen von
ü . Georg Wilhelm Friedrich Hegel. Heidelberg, 1817, § 193, 127
f., здесь 128: «Природа вообще правомерно была определена как
отпадение идеи от самой себя, потому что в стихии внешности
ей присуща несоразмерность самой себе». Ср. с измененной
редакцией во втором издании (§ 248, Heidelberg, 1827, 219 f.;
в русском пер.: Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук.
Т. "2. Философия природы. М., 1975. § 248. С. 3 0 ) : «Таким
образом, природа была объявлена также и отпадением идей от
самой себя, потому что идея в »той форме внешности не
адекватна самой себе». Бросается в глаза, что здесь устранено
слово «правомерно», что говорит о дистанцировании Гегеля от
этого концепта и отчетливо смягчает принижающий характер
понятия природы из первого издания. Шеллинг, указывая в
своем курсе 1830 г. «Введение в философию» на это изменение
текста, делает следующий вывод: «Поэтому следует допустить,
что он [Гегель] уже не считает правомерным описывать природу
прежним спосооом, по меньшей мере, здесь можно думать о его
колебаниях». (P.W.J. Schelling. Einleitung in die Philosophie, hg.
von W.E. Ehrhardt. Stuttgart, 1989, 6 3 ) . Пересматривая, как
здесь становится ясно, свое понятие природы, Гегель, с одной
стороны, отталкивается от размышлений в «Феноменологии
духа», в которых он счел понятие отпадения неподходящим для
описания соотношения идеи и природы: «Художественное про
изведение поэтому требует иной стихии своего наличного бытия,
божество — иного происхождения, чем го, в котором оно
ниспадает из глубины своего творческого ночного мрака [! —
S.P.J в противоположное ему, во внешнюю выраженность, в
определение вещи, лишенной самосознания*. (Werke 3 , 518; в
русском пер.: Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. СПб, 1992.
С. 379.) С другой стороны, уже сам контекст «Энциклопедии»
указывает на определенное возвышение природы: для Гегеля
природа — это «существующая идея» (Werke 8, 3 9 3 ) , «точный
образ» духа ( 9 , 230) и, как сказано в качестве резюме в § 247
(«Понятие природы») третьего издания 1830 г., «идея в форме
инобытия* ( 9 , 24; в русском пер.: Энциклопедия философских
кое отпадение? Как идея становится непохожей на себя?
Посредством собственного решения? Если это отпадение
понимается действительно как отпадение, то этим утвер
ждается некое действие, нечто происшедшее; если же оно
понимается иначе, то это слово не говорит ничего. Однако
есть и одно преимущество в том, что с природой управ
ляются таким манером, с помощью понятия, и тем самым
отрицают в ней какое бы то ни было реальное продуци
рование: так проходят (но только в мысли) через все
творение, определяют живые явления посредством поня
тий и переходят от одной дефиниции к другой, пока не
будут пройдены все понятия и не явится последняя идея,
благодаря чему эти понятия как дефиниции вновь распа
даются на единичности. Живительный ветер натурфило
софии пропал в пустыне сухих понятий; пышные плоды
живой природы сделались метаморфозами понятий; цве
тущий сад превратился в мертвый гербарий, в котором
можно по отдельности извлекать и рассматривать поня
тия. Здесь я должен упомянуть ту немецкую землю 1 ,
которая с благообразной миной игнорирует или подавляет
то, о чем мыслит или что открывает вся остальная Гер
мания, а потом со всем пылом хватается за это же самое.
Так было с животным магнетизмом. В 80-е годы прошлого
века опыты Месмера привлекли к себе всеобщее внимание
/ 8 1 / в Южной Германии, где к ним обратились самые
даровитые умы 2 . Между тем, «Berliner Monatsschrift»
объявил все это тайными происками иезуитов и взялся
наук. Т. 2. G. 2 5 ) . Наиболее отчетливо эта тенденция прояви
лась в его критике Ньютона, в которой он следовал за Гете и
Шеллингом (ср.: Darstellung meines Systems der Philosophie, §
93, прим. 4, в: 1/4, 163 f.): «Такая нищета опыта опровергается
природой; ибо природа благороднее, нежели ее явление в этом
нищем опыте [Ньютона], — она сама и продолженный опыт
опровергают это представление» (20, 232). По проблеме геге
левской натурфилософии в целом см.: Petry M.J. (Hg.) Hegels
Philosophie der Natur. Beziehungen zwischen empirischer und
spekulativer Naturerkenntnis (Veröffentlichungen der Internatio
nalen Hegel-Vereinigung Bd. 15). Stuttgart, 1986.
1 МЛ: (Пруссия)
2 ПР: Франц Антон Месмер (1734—1815) пропагандировал «жи
вотный магнетизм»·, целительное действие которого, по его
мнению, обеспечивал универсальный флюид, для перемещения
которого он использовал сначала магниты, а затем «магнетизи
рованные» предметы («baquets»).
печатать одно за другим все мыслимые опровержения;
наконец, в 1874 г. месмеризм дошел и до Берлина, где,
паче чаяния, был принят со всем возможным энтузиаз
мом, и вот уже оттуда исходит и свет, и жизнь этой науки;
и даже никчемные, а зачастую и тривиальные работы
Месмера были там напечатаны и повсюду распростране
ны, словно лохмотья нищего, перед смертью прослывшего
святым. Я говорю это не для того, чтобы принизить народ,
замечательный во многих отношениях, и прежде всего в
отношении литературы; но именно потому, что литерату
ра там более действенна, этот народ порождает и много
плоских умов, которые умеют стяжать влияние в других
землях, и прежде всего рассчитывают на южно-немецкое
благодушие. Но пусть же и южные немцы однажды с
надлежащей скромностью осознают собственное
достоя
ние, и пусть университет одной из их столиц исполнит
свое предназначение и откроет новую эпоху в философии,
пусть он оградит Германию от нового вольфиансгва, что
наступает на нас с севера. И хотя теперь вольфианство
выходит на сцену в более высокой потенции, оно все же
не способно освободиться от дефиниций, поскольку с.
самого начала заключен в дефшшторной сфере, а значит,
не может приблизиться к prius'y. Ведь его самодельные
понятия могут существовать лишь благодаря дефинициям,
и его так называемая внутренняя диалектика — это лишь
заимствованная, внедренная извне форма. Философия,
которая лишена позитивного и потому ничего не полагает
и не утверждает, может лишь давать дефиниции; такую
философию можно порекомендовать всем, кому ничего
позитивного не нужно. Когда появится позитивная фило
софия, нынешняя философия найдет еще много привер
женцев, ибо сейчас ее приверженцы даже не знают ис
тинной заслуги их философии, а именно ее негативного
характера.
Теперь представляется ясным утверждение о том, что
философия есть наука, начинающая с самого начала 1 , т.е.
не с какого-либо придуманного, но с позитивного prius'a,
и не просто с некоторого,
но с совершенно позитивного
prius'a, о котором я могу сказать, что он
существует
и, поскольку существует, может быть познан, а значит,
познается a posteriori. Мы должны различать между быть
1
МЛ: Истинный смысл априорного познания
prius'o.H и быть познаваемым
a priori. Последнее озна
чает «быть познаваемым на основе prius'a», следователь
но, это выражение относится к тому, чему присущ prins;
самому же prius'y / 8 2 / никакой prius не присущ, поэтому
то, что само есть peius, не может быть познаваемо а priori.
Таким образом, в философии познавать а priori, —• когда
все познается таким, как оно исходит из начала, —
означает познавать на основе принципа', но так, что сам
этот принцип познается а posteriori. Внутри самой фило
софии это познание априорно; философия отличается от
эмпирических наук тем, что познает все в полном разви
тии, тогда как эмпирические науки познают не генетиче
ское, но лишь случайное, не представляют организм зна
ния, но только соединяют друг с другом, безо всякого
внутреннего основания, отдельные члены. Так, в учебни
ке по физике за статикой следует механика, затем аку
стика, оптика, учение о горении, о тепле, об электричес
тве и, наконец, магнетизм, но при этом нет никакого
перехода от одного момента к другому, так что другой
учебник с тем же успехом мог бы начать, например, с
магнетизма. Философия же подобна произведению искус
ства. Никто, кроме художника 2 , не знает, что он должен
был испытать, увидеть и попробовать для того, чтобы
прийти к идее этого произведения. Но между философом
и художником есть и различие: художник сжигает за
собой мосты, он желает лишь ошеломить, вызвать удив
ление; философ же должен показать путь, которым он
пришел к этому высокому пункту познания, философ
должен учить. Но подвести к этому началу, конечно,
нелегко. Если вспомнить, как негативная философия под
водит к принципу негации: как она на пути абстракции в
конечном счете доходит до последнего понятия, которого
должен достичь всякий, кто абстрагируется от всего, —
то с началом в позитивной философии дело обстоит
совершенно иначе, ибо но своей природе эта система
может быть лишь предметом познания, опосредованного
опытом. Но что есть опыт? Должна ли философия поко
иться на фактах (Thatsachen) внешнего и внутреннего
опыта и быть системой, составленной из этих фактов? Но
эту область уже заняли эмпирические науки. Опыт, на
1
2
МЛ: Конец — это, собственно, и есть истинное начало.
МЛ: (Философ и художник)
котором покоится философия, может быть только резуль
татом философских стремлений. Все прежние фило
софские учения были лишь экспериментами, нацеленны
ми на этот результат; это опыт, исходящий из философии,
и все прежние философские учения служил» лишь объяс
нению истинного свершения (Thatsache). И есть лишь
одно свершение, которое требуется объяснить. — Быть
может, кто-то скажет: «Предмет философии
это свер
шение мира; но что в мире есть свершение?* Те, кто
просто узурпируют понятие «мир», не проникая в его суть,
кто еще пребывает в сфере абстракции, не способны его
объяснить: истинное свершение есть нечто /83/
внут
реннее; так, истинное свершение битвы составляют не
марши, атаки etc., сколь бы необходимы они ни были:
оно основано только на мысли полководца, — точно так
же истинное свершение подлинности или лживости книги
заключено не в буквах ее, но в духе. Если я ограничива
юсь внешним, то я не знаю свершения, т.е. не знаю,
подлинное ли это произведение. Отыскание ИСТИННОГО
свершения — самое важное, но и самое трудное дело.
Факты природы и истории имеют свои науки. Только
свершение мира является предметом философии, которая
поэтому зовется также мудростью мира. Дело философии
— отыскать то в мире, что является истинным свершени
ем, а вместе с тем и его внутренний смысл. Утверждение
о том, что все прежние философские учения были лишь
экспериментами, нацеленными на истинное свершение,
не принижает их, но наоборот, воздает им высшую честь,
поскольку представляет их в качестве необходимых мо
ментов истинной философии. А тем самым оправдан и ход
нашего изложения, и теперь Вы находитесь уже в центре
системы, тогда как до сих пор Вы думали, что еще не
вступили в нее. Правда, продвигаясь к этому результату,
мы испробовали и всевозможные окольные и ложные
нуги, которых, как видно теперь, из центра нашей систе
мы, могли избежать.