Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ЛЕКЦИЯ 3. СИСТЕМА И ВИДЫ ЦЕН
Система цен, их взаимосвязь и взаимозависимость
Система цен — это совокупность различных цен, используемых всеми
отраслями народно-хозяйственного комплекса страны: промышленностью,
сельским хозяйством, строительством, транспортом, связью, торговлей,
здравоохранением, культурой, образованием и др. Все действующие в экономике
страны цены взаимосвязаны и образуют единую систему, которая находится в
постоянном движении под воздействием множества рыночных факторов и в
некоторой степени мер государственного регулирования цен. Данная система
состоит
из
отдельных
блоков
и
видов
взаимодействующих,
взаимообусловленных и взаимозависимых цен. Так, например, цены на
промышленную продукцию представлены блоками цен тяжелой, легкой и
пищевой промышленности, а в свою очередь цены тяжелой промышленности
включают блоки цен топливно-энергетического, машиностроительного, лесного
комплексов и производства строительных материалов.
Ведущую роль в рассматриваемой системе играют цены продукции базовых
отраслей промышленности (нефтяной, угольной, газовой, энергетической,
металлургической, машиностроительной). Поскольку цены взаимосвязаны, то
изменение цен, например, энергоносителей оказывает существенное влияние на
издержки в большинстве отраслей национальной экономики и соответственно
отражается на уровне цен производимой ими продукции. Динамика цен
продукции сельского хозяйства воздействует на цены в легкой и пищевой
промышленности.
Взаимозависимость цен объясняется тем, что цены формируется по единым
методологическим принципам с учетом законов стоимости, спроса и
предложения; все субъекты рынка — производители (предприятия, фирмы),
продавцы, поставщики, посредники (снабженческо-сбытовые, заготовительные,
оптовые организации), потребители (покупатели) взаимодействуют между собой
и образуют единый хозяйственный комплекс; существует взаимосвязь всех
элементов рыночного хозяйственного механизма.
В каждой из отраслей экономики цены формируются с учетом как общих
подходов определения стоимости затрат, произведенных предприятиями, так и
специфических особенностей расчета себестоимости продукции в той или иной
отрасли.
В практике товарного производства применяются следующие механизмы
формирования цен:
маркетинговый, при котором цены формируются с учетом спроса и
предложения. При маркетинговом подходе действует стихийно-рыночный
механизм формирования затрат. Его экономическое содержание
определяется необходимостью выживания в конкурентной борьбе
посредством увеличения массы прибыли, а также независимостью
товаропроизводителей в формировании «портфеля заказов» и стоимостных
показателей (цен) и полным отсутствием воздействий правительства на
принятие решений по ценам;
нормативный, при котором цены формируются в рамках нормативных
актов (методик, директив, законов, постановлений, распоряжений) и на
основе известных нормативов себестоимости и рентабельности (или
параметров цен). Формирование цен при таком механизме осуществляется
или
нормативным,
или
параметрическим,
или
нормативнопараметрическим методом. Нормативный механизм предполагает
преимущественно директивное регулирование, основу которого составляет
планирование с учетом достигнутых предприятием результатов, при этом
нормативно определяются не только издержки производства и реализации,
но и желаемые размеры их снижения;
механизм комбинированного (смешанного) типа с различной степенью
преобладания маркетингового или нормативного подхода:
- маркетингово-нормативный механизм, действующий на базе
маркетингового подхода с использованием нормативных элементов
(с применением методов расчета цен — полных, прямых или
предельных затрат; на базе стандартных или нормативных издержек
производства; на базе целевой или нормативной величины прибыли),
функционирует в условиях независимости товаропроизводителей в
формировании стоимостных и натуральных показателей, однако
предполагает вмешательство правительства в принятие решений по
ценам;
- нормативно-маркетинговый
механизм
формирования
цен,
возникающий на базе нормативного подхода с элементами
маркетингового,
предусматривает
ослабление
функции
правительственного регулирования цен и ориентацию на их
либерализацию.
Классификация цен
В зависимости от используемого механизма формирования цен
(маркетингового, нормативного, комбинированного) их классификация
учитывает различную степень влияния центральных и местных органов
управления, в соответствии с которой выделяются три основные группы цен:
1. свободные;
2. регулируемые;
3. фиксированные.
Свободные цены формируются исключительно под воздействием спроса и
предложения независимо от какого-либо прямого влияния государственных
органов управления. При их установлении соблюдается лишь формальная
процедура: поставщик (или продавец) обязан согласовать с получателем цены
поставляемой продукции, а также уведомить покупателей о стоимости своих
товаров и услуг. Государство в лице уполномоченных органов управления может
воздействовать на свободные цены (их уровень) только косвенно, т.е. путем
влияния на конъюнктуру рынка (например, установить «правила игры» с
помощью мер, ограничивающих недобросовестную конкуренцию и
монополизацию рынка), а также введения ряда запретов (на горизонтальное и
вертикальное фиксирование цен, ценовую дискриминацию, демпинг
(искусственно уменьшенные цены, возможно, ниже себестоимости продукции),
недобросовестную ценовую рекламу).
Свободные цены устанавливаются по согласованию сторон, исходя из
конъюнктуры рынка, качества и потребительских свойств продукции, степени
новизны товара и его полезности. Свободные оптовые (отпускные) цены и
тарифы фиксируются в протоколе согласования, который подписывается
руководителями предприятия-изготовителя и предприятия-потребителя, а также
в договорах или контрактах на поставку продукции (товара) и в других
документах (например, телеграммах, факсах и т.д.), подтверждающих согласие
покупателя с уровнем цен и тарифов. На предприятиях торговли, общественного
питания, бытового обслуживания населения на каждое наименование товара
(услуги) должен быть составлен реестр свободных розничных цен по
установленной форме.
В соответствии с Методическими рекомендациями по формированию и
применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары, услуги,
утвержденными 9 декабря 1995 г. Министерством экономики РФ, свободные
оптовые (отпускные) цены и тарифы на продукцию производственнотехнического назначения, товары народного потребления и услуги
устанавливаются предприятиями-изготовителями или другими поставщиками по
согласованию с потребителями, исходя из конъюнктуры рынка, качества и
потребительских свойств продукции. При этом в свободные отпускные цены
включаются налоги и сборы (налоги на добавленную стоимость и акцизный),
начисляемые
и
уплачиваемые
в
соответствии
с
действующим
законодательством.
Предприятия и организации оптовой торговли, снабженческо-сбытовые,
заготовительные, оптово-посреднические, торгово-закупочные, осуществляющие
функции по закупке, хранению и продаже продукции (кроме регулируемой
снабженческо-сбытовыми надбавками по законодательству), реализуют ее по
свободным ценам, устанавливаемым по согласованию с потребителем, исходя из
сложившегося спроса и предложения, а также качества и потребительских
свойств продукции. В свободной цене продукции учитываются свободная
отпускная цена предприятия-изготовителя или цена другого поставщика
(цена закупки), а также затраты указанных предприятий по ее закупке,
хранению, транспортированию и реализации и необходимая прибыль.
Органы исполнительной власти субъектов РФ, расположенных в районах
Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, могут устанавливать
размеры снабженческо-сбытовых надбавок на продукцию, реализуемую внутри
данного региона, а также методы расчета этих надбавок (к цене предприятияизготовителя или цене закупки).
Свободные розничные цены и тарифы на товары и услуги, реализуемые
населению,
определяются
самостоятельно
розничными
торговыми
предприятиями,
предприятиями
общественного
питания,
бытового
обслуживания населения и другими юридическими лицами, осуществляющими
продажу товаров (оказание услуг) населению, в соответствии с конъюнктурой
рынка, исходя из свободной оптовой (отпускной) цены предприятияизготовителя или цены другого поставщика (цены закупки) с учетом налога на
добавленную стоимость, акциза (по подакцизным товарам) и торговой надбавки.
Свободные оптовые (отпускные) цены на импортную продукцию
устанавливаются закупающими ее у иностранных поставщиков предприятиями в
соответствии с конъюнктурой рынка. В этих ценах учитываются импортная
стоимость (фактурная стоимость, указанная в счете поставщика и пересчитанная
на рубли по курсу Банка России на день платежа, плюс все расходы по закупке и
доставке до границы), а также налог на импорт в размере установленных ставок,
таможенная пошлина и возможное вознаграждение внешнеэкономическим и
другим организациям, осуществляющим закупки продукции товаров.
Регулируемые цены — это цены, складывающиеся под влиянием спроса и
предложения и устанавливаемые соответствующими государственными
органами управления (Президентом РФ, Правительством РФ, федеральными
органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов
РФ, органами местного самоуправления) посредством прямого ограничения
роста (снижения) их уровня или введения норм и нормативов (регламентация
уровня рентабельности, прибыли, установление предельных цен, выше которых
предприятия не могут устанавливать цену своей продукции). Регулируемые цены
в свою очередь могут быть гарантированными, рекомендуемыми, лимитными,
залоговыми, пороговыми (защитными).
Фиксированные цены — это цены, устанавливаемые на определенном уровне и
формируемые на базе нормативного подхода, который, как правило,
предполагает не только их блокирование, но и соответствующую фиксацию
слагаемых цены (себестоимости и прибыли), осуществляемую на отраслевом или
региональном уровне. Фиксированные цены устанавливаются государственными
органами управления на ограниченный круг товаров (услуг). При этом
изменение указанных цен возможно только по решению государственного
органа или субъекта рынка, утвердившего их.
В зависимости от методов взаимного согласования и определения уровня
цен продукции (товаров, услуг) между продавцом (производителем,
поставщиком) и покупателем (потребителем, заказчиком) при заключении
договора (контракта) в хозяйственной практике широко применяется
классификация объединяющая договорные цены. Они позволяют учитывать
влияние интересов сторон и цен друг на друга, но при этом обязательным
является соблюдение правил (положений), разрабатываемых органами
ценообразования по их согласованию, введению и применению. Договорные
цены устанавливаются как на уровне министерств (ведомств), так и отдельных
предприятий (объединений, концернов, ассоциаций, организаций, компаний,
фирм) и могут отличаться от цен свободного рынка. В зависимости от вида
выпускаемой продукции договорные цены определяются:
1. исходя из уровня цен базового (аналогичного) изделия и потребительских
свойств, а также эффективности применения новой продукции при
взаимном согласии сторон;
2. на основе расчета экономически обоснованных затрат на производство и
реализацию продукции и рентабельности по отношению к себестоимости в
размере не выше ее планового уровня на текущий год в целом по
предприятию;
3. согласно информации об уровне цен продукции (товаров, услуг),
публикуемой в официальной печати.
В настоящее время договорные цены устанавливаются на продукцию
производственно-технического назначения, изготовляемую по индивидуальным
(разовым) заказам, новую или впервые осваиваемую продукцию серийного
(массового) производства, услуги производственного характера, опытные
образцы (партии) новых товаров, особо модные изделия в отраслях легкой
промышленности, новые виды вторичного сырья, новые непродовольственные
товары народного потребления и отдельные виды продовольственных товаров,
реализуемые по согласованию с торгующими организациями, конечную
продукцию
научно-исследовательских
и
проектно-конструкторских
организаций, отдельные виды сельскохозяйственной продукции, закупаемые у
населения, товары, приобретенные и реализуемые кооперативными
организациями.
В зависимости от экономических признаков и особенностей выпускаемой
продукции все цены товаров (услуг, работ) классифицируются по видам и
разновидностям.
Наиболее важное значение придается классификации цен, в которой отражены
направления хозяйственной деятельности, отраслевые признаки и особенности
товарного обращения. При этом выделяют следующие виды цен и тарифов:
оптовые цены продукции промышленности;
закупочные цены;
розничные цены;
цены продукции строительства;
тарифы пассажирского и грузового транспорта;
тарифы на услуги, оказываемые населению;
цены, используемые во внешнеторговом обороте, а также используемые в
международной коммерческой деятельности.
Оптовые цены продукции промышленности — это цены, по которым
реализуется (закупается) продукция предприятий (компаний, фирм), оптовосбытовых организаций любых форм собственности крупными партиями в
порядке оптового оборота. По указанным ценам осуществляется реализация
продукции и оптовым покупателям (посредникам). Продукция покупается и
продается оптовыми партиями независимо от форм собственности предприятий
(фирм и организаций) по оптовым (отпускным) ценам, принципиально
отличающимся от цен, устанавливаемых в административном порядке
ценообразования.
Оптовые цены продукции промышленности в свою очередь подразделяются на
два подвида:
оптовые (отпускные) цены предприятия — цены изготовителя продукции;
оптовые (отпускные) цены промышленности — цены закупки продукции с
НДС посредников.
1. Оптовые (отпускные) цены предприятия — цены изготовителя
продукции — это цены, по которым предприятие-производитель реализует
произведенную продукцию потребителям — другим предприятиям и
организациям, оптово-сбытовым и снабженческо-сбытовым организациям,
заготовительным и торгово-закупочным предприятиям, оптово-посредническим
фирмам, оптовым базам, предприятиям оптовой торговли. При этом важно
отметить, что, как правило, оптовая цена устанавливается на товары
производственно-технического назначения, а отпускная — на товары народного
потребления.
Реализуя по указанным ценам свою продукцию, предприятие Должно возместить
издержки производства и реализации и получить прибыль, обеспечивающую
возможность осуществления Дальнейшей хозяйственной деятельности в
условиях рынка.
В состав оптовой (отпускной) цены предприятия входят издержки производства
(себестоимость продукции), прибыль предприятия (фирмы), надбавки (наценки,
скидки) к цене; акциз (по подакцизным товарам) и налог на добавленную
стоимость (косвенный налог, оплачиваемый потребителем по мере реализации
продукции).
Входящие в состав оптовой цены предприятия надбавки (наценки, скидки)
включают в себя дополнительные расходы (затраты), связанные с повышением
(снижением) цен сырья, материалов, дополнительной платой за изготовление
изделий с особыми свойствами по заказу, экспорт и сжатые сроки и другие
факторы, повлиявшие на изменение затрат при производстве и реализации
продукции, с учетом конъюнктуры рынка.
На основе оптовых цен предприятия осуществляются планирование, анализ и
расчет стоимостных показателей его работы. Цена изготовителя продукции
тесно связана непосредственно с производством. Разновидностью оптовой цены
предприятия является трансфертная цена (внутрифирменная заниженная цена),
используемая при взаимообмене товарами (услугами). Она обычно применяется
при коммерческих операциях между подразделениями одного и того же
предприятия, а также разными предприятиями, но входящими в одну
ассоциацию (концерн, компанию), в целях увеличения прибыли подразделений и
самого предприятия, повышения конкурентоспособности.
2. Оптовые (отпускные) цены промышленности — цены закупки продукции с
НДС посредников — это цены, по которым предприятия и организациипотребители оплачивают продукцию снабженческо-сбытовым или оптовосбытовым организациям.
В состав оптовой (отпускной) цены промышленности входят оптовая (отпускная)
цена предприятия, издержки и прибыль снабженческо-сбытовой или оптовой
организации, представляющие собой снабженческо-сбытовую надбавку, оптовосбытовую наценку (скидку) и налог на добавленную стоимость.
Снабженческо-сбытовая надбавка (наценка) включает расходы по закупке,
хранению, комплектации, подсортировке, фасовке, транспортированию и
реализации продукции, а также прибыль, необходимую для осуществления
нормальной деятельности снабженческо-сбытовых организаций.
Оптовые (отпускные) цены промышленности тесно связаны со сферой
обращения — оптовой торговлей.
Разновидностью оптовой (отпускной) цены промышленности является биржевая
цена (цена биржевого товара или биржевых сделок, торгов), которая
складывается из биржевой котировки (цены специально организованного и
постоянно действующего рынка товаров) и надбавок или скидок с нее в
зависимости от качества товара, удаленности от места поставки, что включается
в правила биржи и биржевой контракт, и других отклонений от биржевого
стандарта.
На товарных биржах торгуют примерно 60-ю основными видами сырьевых
товаров: цветными и драгоценными металлами, нефтепродуктами, зерновыми
культурами, хлопком, шерстью, шелком, джутом, пиломатериалами, фанерой и
т.д. Биржевые котировки являются ценами реальных контрактов, а также служат
ориентиром для определения цен товаров, реализуемых по обычным договорам,
контрактам и соглашениям.
Учитываемая в оптовых (отпускных) ценах и тарифах себестоимость
продукции (работ, услуг) представляет собой выраженные в денежной форме
затраты на производство и реализацию продукции, т.е. стоимостную оценку
используемых в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов,
топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов; затрат, обусловленных
непосредственно технологией и организацией производства, в том числе
материальных затрат и расходов на оплату труда работников, занятых
производством продукции, выполнением других работ и оказанием услуг; затрат
на подготовку и освоение производства; затрат, связанных с управлением
производством, подготовкой и переподготовкой кадров; налоговых отчислений
(страховых взносов) в Пенсионный фонд РФ и другие фонды, в том числе фонды
социального страхования, обязательного медицинского страхования и занятости
населения, от расходов на оплату труда работников; затрат, связанных со сбытом
продукции; других видов затрат, включаемых в себестоимость в соответствии с
установленными законодательством лимитами, нормами и нормативами. Данная
себестоимость продукции (работ, услуг) рассчитывается в соответствии с гл. 25
Налогового кодекса РФ и Методическими рекомендациями по применению
главы 25 «Налог на прибыль организации» части второй Налогового кодекса РФ,
утвержденными приказом Министерства РФ по налогам и сборам 26 февраля
2002 г. № БГ-3-02/98, а также отраслевыми инструкциями по вопросам
планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг)
и другими отраслевыми указаниями, касающимся особенностей затрат,
включаемых в себестоимость продукции с учетом характера и структуры
производства.
Затраты, образующие себестоимость продукции (работ, услуг), группируются в
соответствии с их экономическим содержанием:
материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);
затраты на оплату труда;
отчисления на социальные нужды;
амортизация основных фондов;
прочие затраты.
Методология формирования себестоимости продукции (работ, услуг) определена
нормами и нормативами действующего законодательства (федеральных законов,
положений, постановлений, приказов министерств и ведомств).
Регламентация состава затрат, входящего в себестоимость, во многом
определяется налоговой политикой государства на конкретном этапе развития
экономики страны. Некоторые виды затрат (например, представительские
расходы, расходы на рекламу, обучение и др.) включаются в себестоимость в
пределах норм, утвержденных в установленном порядке. В связи с этим в
настоящее время предприятия рассчитывают себестоимость выпускаемой
продукции по полным затратам. Она обычно служит для них нижней границей
цены предложения. Для налогообложения используют откорректированную
себестоимость продукции.
При обосновании конкретной цены на предприятии
калькуляция себестоимости единицы продукции.
разрабатывается
При этом перечень статей затрат, их состав и методы распределения по изделиям
и статьям затрат устанавливаются отраслевыми инструкциями по планированию,
учету и калькулированию себестоимости продукции. В перечень статей
калькуляции включаются:
1. сырье и материалы;
2. возвратные отходы (вычитаются);
3. покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера
сторонних предприятий и организаций;
4. топливо и энергия на технологические цели;
5. заработная плата производственных рабочих;
6. отчисления на социальные нужды;
7. общепроизводственные расходы;
8. общехозяйственные расходы;
9. потери от брака;
10.прочие производственные расходы;
11.коммерческие расходы.
В многономенклатурных производствах первые шесть статей обычно относятся
к прямым (технологическим) затратам, а остальные — к косвенным (накладным)
расходам, связанным с организацией производства и управлением. В простых
производствах все затраты рассматриваются как прямые.
Первые десять статей образуют производственную себестоимость. При
добавлении к ней коммерческих расходов, включающих в себя расходы по
реализации продукции, получают полную (коммерческую) себестоимость.
В состав коммерческих (или, как называли раньше, внепроизводственных)
расходов
входят
затраты,
связанные
с
упаковкой,
хранением,
транспортированием до пункта, обусловленного договором, погрузкой в
транспортные средства (кроме тех случаев, когда они возмещаются
покупателями сверх цены на продукцию), рекламой, включая участие в
выставках, ярмарках, и другие аналогичные затраты.
В настоящее время на практике большинство коммерческих организаций не
пользуется развернутой номенклатурой статей калькуляции, а самостоятельно
определяет их состав. При этом обычно выделяют прямые материальные
затраты, прямые трудовые затраты с отчислениями на социальные нужды,
прочие прямые затраты и накладные расходы. Данный перечень
калькуляционных статей в значительной степени приближен к принятой за
рубежом классификации затрат, согласно которой выделяют, как правило, три
составляющие: прямые материальные затраты, прямую заработную плату и
накладные расходы. При этом прямые материальные затраты и прямая
заработная плата представляют собой основные расходы.
Зарубежная практика учета затрат и себестоимости в значительной степени
базируется на теории разграничения затрат на постоянные и переменные в
зависимости от изменения объема производства. Объясняется это тем, что на
предприятиях, работающих в рыночных условиях, часто возникают ситуации,
связанные с колебаниями загрузки производственных мощностей. Подобные
колебания влекут за собой изменения в объемах продаж. Это в свою очередь
существенно влияет на уровень себестоимости продукции и, соответственно, на
финансовые результаты.
К переменным затратам относят такие, величина которых меняется с
изменением степени загрузки производственных мощностей (объема выпуска).
Сюда включают затраты на сырье, полуфабрикаты и основные материалы,
комплектующие изделия, топливо и энергию для технологических целей,
заработную плату основных производственных рабочих и др.
К постоянным затратам относят такие, величина которых не меняется с
изменением степени загрузки производственных мощностей (объема выпуска).
Сюда включают оплату труда административно-управленческого персонала,
амортизацию, арендную плату, проценты по кредитам и др. Следует отметить
важнейшую особенность постоянных затрат — с ростом объема производства
они уменьшаются в расчете на единицу продукции. Именно поэтому при
увеличении загрузки производственных мощностей и росте объемов продаж
себестоимость отдельного изделия снижается, что в итоге приводит к росту
массы прибыли предприятия.
Входящая в состав оптовых (отпускных) цен и тарифов прибыль предприятия
(фирмы, организации) от реализации продукции определяется как разность
между чистой выручкой от реализации продукции по оптовым ценам и тарифам,
т.е. без учета налогов, платежей, отчислений и сборов, не относящихся на
себестоимость, и затратами на их производство и реализацию.
При формировании цен прибыль должна определяться на единицу продукции.
Общая сумма прибыли на предприятии образуется от реализации товаров и
услуг. Прибыль бывает абсолютной (в стоимостном измерении) и относительной
(в процентах к себестоимости продукции, товарообороту, основным фондам).
Относительная прибыль более точно отражает финансовое положение
предприятия. Уровень прибыли зависит от уровня цен, себестоимости,
эффективности хозяйствования.
Для расширенного воспроизводства уровень рентабельности в промышленности
должен достигать 25—30%, в сельском хозяйстве — 30—40%, в розничной
торговле и общественном питании — 5—10% товарооборота.
После уплаты налогов предприятия (фирмы) получают чистую прибыль, которая
направляется в фонд накопления (для осуществления инвестиционных проектов,
подготовки кадров) и фонд потребления (для социальных выплат и проведения
мероприятий по социальному развитию).
Включенный в оптовые (отпускные) цены налог на добавленную стоимость
(НДС) является косвенным и представляет собой форму изъятия в бюджет части
прироста стоимости, которая создается на всех стадиях процессов производства
продукции (товаров, услуг) и вносится в бюджет по мере их реализации. В
соответствии с законодательством ставки НДС с 2000 г. установлены в размере
10% к свободным оптовым ценам отдельных продовольственных товаров и
товаров для детей по перечням, утверждаемым постановлениями Правительства
РФ, и в размере 20% к свободным оптовым ценам и тарифам на остальные
товары и услуги.
Входящий в оптовые (отпускные) цены акциз является косвенным налогом,
включаемым в цену товара и взимаемым с потребителя (введен в действие с 1
января 1992 г.). Акциз устанавливается в первую очередь на деликатесные и
ювелирные изделия, предметы роскоши, спирт этиловый, спиртосодержащую и
алкогольную продукцию (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия,
коньяки, вино натуральное и специальное, пиво), табачные изделия, нефть,
газовый конденсат, автомобильный бензин, легковые автомобили, а также на
отдельные виды минерального сырья. Ставки акцизов по подакцизным товарам
являются едиными на всей территории РФ и устанавливаются в процентах или
абсолютной величине на каждую единицу названной продукции (товара).
Закупочные (оптовые) цены — это цены, по которым реализуется
сельскохозяйственная продукция сельскими товаропроизводителями: совхозами,
госхозами, фермерскими хозяйствами и населением (продукция личных
подсобных хозяйств) государственным и коммерческим организациям для
потребления и переработки.
В состав закупочной (оптовой) цены входят издержки производства
(себестоимость продукции), прибыль сельскохозяйственной организации,
надбавки (скидки) к цене. В свободные закупочные отпускные цены
посреднической
организации
дополнительно
включаются
издержки
снабженческо-сбытовой
(заготовительной,
торгово-закупочной,
оптовопосреднической) организации и ее прибыль.
При закупке зерна, картофеля, овощей, мяса, молока и других
сельскохозяйственных
продуктов
у
сельских
товаропроизводителей
заготовительные, перерабатывающие, торговые и другие предприятия
рассчитываются по закупочным ценам.
На основе закупочных цен для хозяйств определяются средние цены
фактической продажи, в которых учитываются цены и количество продукции,
реализованной по различным направлениям (заготовительным и торговозакупочным организациям, по прямым связям с торговлей, на
сельскохозяйственном оптовом рынке (ярмарке)). По закупочным ценам
государство приобретает сельскохозяйственные продукты и другие виды товаров
у производителей для государственных нужд и для поддержания
сельскохозяйственного
производства.
Реализация
сельскохозяйственной
продукции негосударственным (коммерческим, хозрасчетным) структурам, как
правило, осуществляется по договорным закупочным ценам, устанавливаемым
на основе соглашения сторон в зависимости от конъюнктуры рынка. Отличие
закупочной цены от других видов цен (оптовых и розничных) заключается в том,
что в ее состав не включаются налог на добавленную стоимость и акциз.
Уровень закупочных цен зависит от уровня оптовых (отпускных) цен
промышленной продукции, поставляемой сельскому хозяйству, тарифов на
услуги, налогов, эффективности работы самих сельских товаропроизводителей,
спроса и предложения.
Сельское хозяйство нуждается в постоянной экономической и социальной
поддержке со стороны государства (льготных кредитах, дотации, обеспечении
материально-техническими ресурсами (техникой, транспортом, топливом,
удобрениями),
осуществлении
закупок
определенного
количества
сельскохозяйственной продукции по гарантированным закупочным ценам,
соблюдении паритета цен промышленной и сельскохозяйственной продукции,
чтобы реализация последней была выгодна сельским товаропроизводителям).
В экономически развитых зарубежных странах государство постоянно оказывает
помощь сельскому хозяйству в виде закупок по гарантированным ценам урожая
зерновых культур, молочных, мясных продуктов и другой сельскохозяйственной
продукции, выделения фермерским хозяйствам субвенций (финансовой
поддержки).
Розничные цены — это цены продажи, по которым товары реализуются в
розничной торговой сети индивидуальному или мелкооптовому потребителю,
отдельным предприятиям (фирмам, организациям). При этом товар продается
поштучно (единично), в развес, мелкими упаковками (партиями).
В состав розничной цены входят оптовая (отпускная) цена промышленности,
торговые надбавки (наценки и скидки), представляющие собой издержки
обращения торговых, заготовительно-сбытовых организаций и их прибыль,
акциз (по подакцизным товарам), налог на добавленную стоимость.
Торговые надбавки (наценки) и скидки предназначены для покрытия
расходов (возмещения издержек обращения торговых организаций) и
образования необходимой прибыли.
Торговые надбавки (наценки) дифференцированы по отдельным товарным
группам, географическим районам и устанавливаются (от 20 до 50% и более)
самостоятельно торговыми предприятиями с учетом спроса и предложения, но
не выше предельных величин, утверждаемых правительством республики, края,
области, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Указанные торговые надбавки и скидки одновременно являются источником
получения валового дохода в торговле. Ее прибыль равна разности между
валовым доходом и издержками обращения.
Входящий в состав розничной цены акциз (по подакцизным товарам)
представляет собой косвенный налог на потребителя. В перечень товаров,
облагаемых акцизным налогом, включены в первую очередь престижные товары
и предметы роскоши (ювелирные изделия, легковые автомобили), спирт и винноводочные напитки, пиво, табачная продукция, нефть, включая газовый
конденсат, бензин (автомобильный).
Налог на добавленную стоимость представляет собой косвенный налог на
сумму стоимости, добавленной на каждом этапе производства, обмена и
продажи товаров (услуг), которая вносится в бюджет. Процентная ставка НДС,
как уже отмечалось, с 2000 г. устанавливалась от 10% на отдельные
продовольственные продукты и товары для детей и до 20% — на остальные
товары (услуги). С 2004 г. ставка НДС была в размере 18%.
Любая цена складывается из определенных элементов. При этом в зависимости
от вида цены состав этих элементов может изменяться. Соотношение отдельных
элементов цены, выраженное в процентах или долях единицы, представляет
собой структуру цены. Составы оптовой (отпускной) цены предприятия,
оптовой (отпускной) цены промышленности и розничной Цены приведены на
рис. 9. Из представленной схемы следует, что в составах указанных цен имеется
большое количество однотипных элементов — издержки и прибыль, косвенные
налоги, снабженческо-сбытовые и торговые надбавки (наценки) и скидки, в
результате чего структура цены любого товара усложняется. Анализируя
структуру цены выпускаемой предприятием продукции, можно определить,
какую долю в цене занимают затраты, прибыль и косвенные налоги. Это
позволит выявить резервы снижения себестоимости продукции, выработать
ценовую стратегию, выбрать метод ценообразования, соответствующий цели
предприятия.
Цены продукции строительства определяются по сметной, прейскурантной и
договорной ценам.
1.Сметная цена (сметная стоимость) — это цена, которая определяет
предельный размер затрат на строительство каждого конкретного объекта
(жилого дома, заводского корпуса, гаража, фабрики), рассчитанных
(расцененных) по полному перечню всех работ на основе сметы и калькуляции
по известным нормам и нормативам (СНиПам, ЕРЕРам, ЕНиРам). Используемые
цены, тарифы, расценки определяют сметную стоимость нового строительства,
реконструкции, технического перевооружения и расширения действующих
предприятий, зданий, сооружений и других объектов строительства.
Строительные организации при разработке проектов и смет применяют
расчетные нормы и расценки для определения сметной стоимости строящегося
объекта, которые по производственной необходимости в процессе строительства
или при его завершении могут корректироваться.
2.Прейскурантная цена — это усредненная сметная стоимость единицы
конечной продукции типового строительного объекта (1м2 полезной или жилой
площади, 1 м2 кирпичной кладки, 1 м штукатурных работ или окрашиваемой
поверхности и т.п.).
3.Договорная цена — это цена, которая устанавливается на основе договора
(соглашения) между заказчиками и подрядчиками в целях возведения
конкретного строительного объекта и вносится в заключаемый договор.
Фактические расчеты между заказчиками и строительными организациями
осуществляются по свободным (договорным) ценам.
4.Тарифы пассажирского и грузового транспорта — это цены (совокупность
ставок оплаты) за перевозки (проезд, перемещение) пассажиров, багажа, грузов,
которые взимаются транспортными организациями с населения и отправителей
грузов (с учетом погрузочно-разгрузочных работ).
Рис. 9. Составы различных видов цен
Тарифы на услуги, оказываемые населению, — это цены (совокупность
ставок оплаты), по которым предприятия (организации, фирмы) реализуют
различные услуги, оказываемые населению. По своей сущности эти тарифы
являются розничными ценами и формируются в установленном порядке. На
большинство видов услуг (бытовые, пошив одежды, по техническому
обслуживанию и ремонту товаров культурно-бытового и хозяйственного
назначения и т.п.) применяются свободные (рыночные) тарифы,
компенсирующие издержки производства и включающие в себя прибыль с
учетом спроса, а также налог на добавленную стоимость. Материалы, запасные
части, сопутствующие изделия для оказания услуг населению отпускаются
бытовым предприятиям по розничным ценам. Жилищно-коммунальные и
отдельные услуги транспорта и связи (почтовой, телефонной, телеграфной и
радиосвязи) оплачиваются по тарифам, регулируемым государственными
органами исполнительной власти субъектов РФ.
Цены, используемые во внешнеторговом обороте, а также в международной
коммерческой деятельности представляют собой совокупность цен,
действующих на международных рынках и во внешнеторговом обороте
отдельных стран. Они являются ценами мирового рынка, т.е. отражают условия
производства и реализации продукции в зависимости от места, времени, условий
поставки и особенностей договора или контракта и используются при экспорте и
импорте, соответственно, вывозимых и ввозимых товаров. По ним
осуществляются крупные экспортно-импортные сделки, носящие регулярный
характер и предусматривающие платежи в свободно конвертируемой валюте.
Внешнеторговые операции проводятся, как правило, на базе цен основных
мировых товарных рынков (например, функционируют следующие всемирно
известные центры торговли: по зерну — в Чикаго, цветным металлам — в
Лондоне, хлопку — в Александрии, и т.д.).
Мировые цены складываются под воздействием многих ценообразующих
факторов мирового рынка: колебаний валютных курсов, инфляции, изменений
соотношения сил на мировом рынке, военных и экономических столкновений,
неурожаев, катастроф, конъюнктуры рынка с учетом спроса и предложения.
На практике мировые цены определяются на основе информации о
международной торговле, включающей счета-контракты и справочные цены. В
качестве цен мирового рынка часто используются экспортные цены крупных
компаний, ведущих в мире производителей, известных стран-экспортеров,
общепризнанных бирж, аукционов, торгов соответствующей продукцией, а
также цены на рынках отдельных стран — основных производителей
специализированных товаров. Так, на мировом рынке стали и проката
определяющую роль в формировании его цен играют экспортные цены стран ЕС
(ФРГ, Франции, Бельгии), для некоторых видов сырьевой продукции (медь,
олово) — биржевые котировки, для других товаров (кофе, какао-бобы, чай)
учитывается сочетание цен основных производителей и экспортеров с
биржевыми котировками. Показатели, характеризующие динамику цен мирового
рынка промышленных и сырьевых товаров, регулярно публикуются
Статистическим бюро ООН. О ценах также сообщается в специальных и
фирменных источниках информации, в которых приводятся справочные и
прейскурантные цены, биржевые котировки, цены аукционов и торгов.
Установление цен экспортной и импортной продукции является одной из
важнейших частей любого контракта на ее поставку. При определении цены в
контракте в первую очередь необходимо оговорить базисные условия поставок
товара, которые существенным образом влияют на ее уровень.
Базисные условия поставок товара — это комплекс специальных условий,
которые четко определяют обязанности обеих сторон по доставке товара и
устанавливают момент перехода риска его случайной порчи или гибели с
продавца на покупателя. В базисных условиях определена сторона, несущая
расходы по транспортировке, доставке, складированию и страхованию товара. В
его цену включаются все расходы продавца, связанные с доставкой товара и
сопутствующим ей операциям. Таким образом, цена в контракте зависит от вида
базисных условий и обязанностей продавца в соответствии с ними. Поэтому в
контракте обязательно должна быть ссылка на перечень международных правил,
объясняющих базисные условия согласно внешнеторговой терминологии, т.е. на
сборник «Инкотермс» (в настоящее время применяется издание 1990 г.).
Следует отметить, что совокупность базисных условий в «Инкотермс»
ранжирована по сумме обязанностей сторон по доставке товара и расположена
от минимальных обязанностей продавца (франко-завод или франко-склад
отправителя) до максимальных обязанностей покупателя.
В контракте четко определяются следующие положения: единица измерения, за
которую устанавливается цена; базис цены; валюта цены (или валюта одной из
стран, участвующих в конкретном контракте, или валюта третьей страны).
В условиях перехода России к рыночным отношениям и возрастания объемов
экспортно-импортных операций предприниматель должен особое внимание
уделять тому виду цен, который будет зафиксирован в контракте. Поэтому
важным обстоятельством, от которого в значительной степени зависит величина
дохода фирмы от сделки, является правильная фиксация цены в контракте.
В международной практике торговли различают несколько видов цен,
фиксируемых в контракте: твердую (постоянную), подвижную (текущую),
скользящую.
Твердая (постоянная) цена не меняется в течение всего срока поставки товара
по данному соглашению.
Подвижная (текущая) цена предусматривает возможное изменение цены,
зафиксированной в контракте в соответствии с изменениями, происходящими на
рынке в данный период времени. Однако в целях стабилизации торговли
мировая практика установила, что предел отклонения контрактной цены от
рыночной не должен превышать 2 — 5%. Эта цена обычно используется в
долгосрочных торговых соглашениях на поставку сырья, промышленных и
продовольственных товаров.
Скользящая цена — это цена, исчисляемая в момент исполнения контракта
путем пересмотра первоначальной договорной цены с учетом изменений в
издержках производства за период времени, необходимый для изготовления
продукции (например, когда имеет место инфляция, устойчивое изменение цен
ресурсов и т.д.). Она устанавливается в торговых сделках на продукцию с
длительным сроком изготовления (например, сложное промышленное
оборудование, суда), в течение которого могут существенно измениться цены
(биржевые котировки) сырья, материалов и заработной платы. При подписании
договора в этом случае фиксируется исходная (базисная) цена, являющаяся
базовой для расчета, оговаривается ее структура — переменные и постоянные
расходы, прибыль, а также приводится метод расчета скользящей цены, которым
стороны будут пользоваться. Скользящие цены рассчитываются на основе
принципа скольжения, который специально оговаривается в контракте на
определенную дату. Европейская экономическая комиссия рекомендовала
следующую схему расчета скользящей цены:
С = Сб (К + ХМ / Мб + УЗ / Зб + ...),
где С — окончательная скользящая цена;
Cб — базисная цена, установленная на день заключения контракта или дату
выдвижения коммерческих предложений;
К — коэффициент торможения (постоянная величина), принимаемый обычно в
пределах 0,1— 0,2 и отражающий переносимую на готовое изделие часть
стоимости основных фондов, планируемую прибыль, накладные расходы и пр.; X
и У — доли расходов соответственно на материалы и заработную плату;
М и Mб — индексы цен материалов (для производства продукции) на период их
закупки и установления базисной цены; З и З б — индексы заработной платы в
отрасли, производящей данную продукцию, на периоды пересчета цены и
установления базисной цены.
Составляющая формулы, заключенная в круглые скобки, называется переменной
частью цены, определяемой на период изготовления или поставки товара.
Многоточие в переменной части означает, что она может быть расширена за счет
включения других расходов, например затрат на электроэнергию или покупку
полуфабрикатов и т.д. Индексы изменения цен и ставок заработной платы в
большинстве развитых стран мира публикуются в экономических сборниках
(справочниках), поэтому в контракте обязательно должно быть указано
используемое издание.
На дату составления коммерческого предложения цена определяется по
следующей формуле:
С = С6К+СбХ+СбУ+ ...
Предлагаемая формула расчета исходной цены должна быть использована
продавцом товара на стадии выставления ориентировочного счета, обязательно
сопровождающего коммерческие предложения. Этот счет часто необходим для
правительства страны-покупателя, которое выдает импортные лицензии или
выделяет иностранную валюту для приобретения товара. В полной мере это
относится и к импортным операциям в России, когда под закупку товара берется
кредит в коммерческом банке. Во всех случаях для детального рассмотрения
поступившего предложения потребуется дополнительное время, поэтому
продавец Должен указать в коммерческом предложении срок, в течение которого
оно остается действительным. Поэтому при работе фирмы по экспортноимпортным операциям большое значение имеет быстрота и эффективность
обработки запросов, предложений заказов, что непосредственно связано с
принятием решения по ценам. При этом надо знать несколько основных правил.
1. Если производитель желает получить заказ на свою продукцию, то ответ
на запрос покупателя должен даваться быстро, так как последний
направляет аналогичные запросы и другим фирмам. В связи с этим, если
отправка коммерческих предложений покупателю по каким-то причинам
задерживается, экспортер должен немедленно по получении запроса
направить покупателю подтверждение о его получении.
2. Предложение должно содержать ответ на все вопросы, поставленные
покупателем в запросе. В него также необходимо включать все виды цен
по всем расходам, которые может понести производитель, включая
упаковку, лицензию и т.п. После отправки коммерческого предложения и
его предварительного принятия сделка проходит следующие этапы:
переговоры, подписание контракта, производство продукции (если это
делает сама фирма), отгрузка, поставка товара покупателю.
1. Расчет экспортной цены товара. Это сложная задача, так как цена состоит из
множества переменных составляющих, имеющих различную величину для
разных рынков. Следует также иметь в виду, что некоторые расходы в издержках
производства существенно увеличиваются, например, из-за дополнительного
контроля за качеством товара. В цену не должны включаться затраты на рекламу
или стимулирование сбыта продукции, поскольку они возникают лишь при его
продаже на внутреннем рынке. Как только товар «покидает» предприятие,
количество переменных составляющих, включаемых в цену, резко возрастает
(например, из-за необходимости перегрузки товара в промежуточных пунктах,
услуг местных транспортных агентств и т.д.). Поэтому при анализе
составляющих экспортной цены необходимо иметь в виду следующее:
если импортная (таможенная) пошлина и сбытовые скидки определяются в
процентном отношении, а не в абсолютных величинах, то даже небольшое
изменение себестоимости товара оказывает значительное влияние на
уровень цены, т.е. действует мультипликационный эффект изменения
затрат;
если себестоимость товара для продавца возрастает, ему не следует
излишне увеличивать розничную цену и менять величину сбытовых
скидок;
если розничная цена товара увеличивается, продавец должен
противостоять попыткам посредников или покупателей получить
повышенную прибыль;
в случае снижения себестоимости товара для экспортера, ему не следует
менять розничную цену, а нужно регулировать величину скидок,
предоставляемых различным покупателям, и максимально использовать
все возможности, которые даются старой ценой.
На практике реализация всех названных рекомендаций в значительной степени
зависит от отношений, сложившихся у экспортера с контрагентами. Иногда
максимальное, что он может сделать, — это поделить выгоду от изменения цен и
скидок со своими контрагентами.
Конкретную цену определяют методом сравнения новейшей информации о
ценах аналогичных товаров фирм-конкурентов. Для этого в специально
разработанную таблицу вносят все основные технико-экономические параметры
предлагаемого товара и аналогичного, цены которого известны. Необходимо
учесть отличительные особенности товара (дополнительные потребительские
свойства, высокое качество, оригинальный дизайн и т.п.) и специфику
реализации на выбранном рынке. После проведенного анализа устанавливается
цена предлагаемого экспортером товара. Однако аналогичных товаров может
быть несколько, поэтому выводится усредненная цена. Она и является базовой
для ведения переговоров о продаже товара.
2. Расчет импортной цены товара. Она также определяется методом сравнения.
Для этого фирма-импортер запрашивает у основных фирм-производителей их
предложения о поставке товара, указывая необходимые технико-экономические
требования на него и интересующие условия поставки. Полученные
коммерческие предложения (оферты) заносятся в специальную таблицу по всем
предлагаемым технико-экономическим параметрам, условиям поставки, ценам.
Затем с учетом специальных поправок все указанные сведения приводятся к
единому базису, в результате получается приведенная цена товара каждой
фирмы. Наиболее приемлемой для импортера является минимальная из всех
имеющихся в таблице цена. Она служит основой для уторговывания.
Все привлекаемые для расчета цены конкурентных предложений приводятся к
единым коммерческим условиям приобретения товара посредством внесения
коммерческих поправок. С этой целью одно из конкурентных предложений
принимается за эталон, а остальные приводятся к сопоставимому уровню с
учетом поправок. К наиболее важным из них относятся поправки на
уторговывание, сроки поставки, серийность (количество), условия платежа,
скольжение, пересчет импортных цен на валюту предстоящей сделки.
Поправки на уторговывание — это скидки с первоначальной цены
предложения, как правило, завышенной продавцом. Размер завышения
колеблется в большом диапазоне и зависит от таких факторов, как оценка
производителем величины расходов, связанных с выпуском данного товара,
степень монополизации его производства и цены конкурентов, конъюнктура
рынка товара, финансовое положение фирмы-производителя, ее имидж на
мировом рынке, общеполитическая и экономическая обстановка в стране
продавца и т.д. Скидка с цены на уторговывание носит субъективный характер и
определяется исходя из практики торговли данной фирмы. На ее величину
влияют наличие информации о фирме, конъюнктура рынка товара, степень
освоенности производства, а, следовательно, возможности ошибки в
калькуляции его издержек, предъявленной продавцом. Размер скидки может
составлять от 10 до 50% и реально зависит от технико-экономических
параметров сопоставляемых товаров, оценки их конкурентоспособности, тактики
ведения переговоров и правильного подхода к расчетам всех поправок.
Поправки на сроки поставки позволяют учитывать в издержках производства
динамику ставок номинальной заработной платы и цен материалов за период
изготовления продукции, если ее производство имеет длительные сроки, и темпы
инфляции в стране.
Поправки на серийность (количество) связаны со снижением издержек
производства и обращения (на единицу выпускаемой продукции) при
увеличении объема производства и реализации товара. Особенно эти скидки
важны при заказах не массовой, а нестандартной уникальной продукции.
Поправки на условия платежа зависят от того, кто кого кредитует: покупатель
продавца, давая аванс, или продавец покупателя, предоставляя фирменный
кредит в виде рассрочки платежа. Например, при платеже наличными деньгами
цены, как правило, ниже на величину банковского процента. Очевидно, что
условия платежа (авансовые платежи, наличными, в рассрочку, кредит, платежи
в смешанной форме и т.п.) наряду с ценой характеризуют коммерческую
конкурентоспособность товара. Различные формы расчетов (инкассо,
аккредитив, перевод, чек) также оказывают влияние на цену, так как в той или
иной степени являются элементом кредитования.
Поправки на скольжение применяются при расчете рассмотренных выше
скользящих цен.
Пересчет импортных цен на валюту предстоящей сделки необходим в том
случае, если цены указаны в различных валютах. Он осуществляется по
рыночному курсу или курсу Банка России на дату продажи.
Следовательно, цены, используемые во внешнеторговом обороте, отражают
внешнеэкономические связи государства с другими странами и зависят от цен
мировых рынков, которые формируются под воздействием спроса и
предложения товаров на них, колебаний валютных курсов, инфляции,
воздействия государственных органов. В цены импортных товаров включаются
импортная стоимость, расходы по закупке и доставке товаров до границы в
валюте страны экспортера, налог на импорт, таможенные пошлины, акцизы,
налог на добавленную стоимость и другие платежи. Аналогично в цены
экспортных товаров включаются соответствующие затраты (расходы) по закупке
и доставке товаров до границы, налоги, пошлины, сборы (платежи). Для
экспортных товаров характерны следующие основные цены: франко-станция
отправления (порт отгрузки); франко-станция назначения (порт поставки) и
другие с учетом базисных условий поставки (отправки) товаров.
3. Цены, используемые в международной коммерческой деятельности. Их
появление было связано с тем, что очень часто стороны, заключающие контракт,
не были знакомы с различными особенностями, существующими в торговой
практике своих партнеров по сделке, не знали о специфике коммерческой
деятельности в различных странах, из-за чего возникали непонимание, споры и
судебные разбирательства.
В связи с этим Международная торговая палата в 1936 г. опубликовала свод
международных правил — «Инкотермс — 1936 г.», объясняющих торговую
терминологию, а также обязанности продавца и покупателя. В области
ценообразования это означало установление «линии водораздела» между
затратами продавца и затратами покупателя. В результате цены, возникшие на
основе международных коммерческих терминов, получили название инвойсных
цен (от англ. invoice — накладная, фактура), т.е. указываемых в счетах-фактурах.
«Инкотермс — 1936 г.» просуществовал в неизменном виде до 1953 г.; затем
появлялись новые варианты правил в 1967 г., 1976 г., 1980 г. и последний
действует с 1990 г.
Классификация цен в зависимости от территории действия играет важную
роль на практике. По указанному признаку различают единые, или поясные, и
региональные, или зональные, цены.
Единые, или поясные, цены могут устанавливаться и регулироваться
Правительством РФ и федеральными органами исполнительной власти на такие
виды товаров и услуг, как газ, нефть и нефтепродукты, электроэнергия и
теплоэнергия, перевозки пассажиров, услуги почтовой и электрической связи и
другая продукция производственно-технического назначения, товары народного
потребления и коммунальные услуги.
Региональные, или зональные, цены включают издержки производства,
обращения и реализации, характерные для конкретного региона. Они могут
регулироваться органами исполнительной власти субъектов РФ на
определенную продукцию производственно-технического назначения, товары
народного потребления и услуги, например на электро- и теплоэнергию, газ
сжиженный и природный, реализуемый населению, лекарственные средства и
изделия медицинского назначения, перевозки пассажиров, оплату жилья и
коммунальных услуг населения, продукты детского питания и другую
промышленную продукцию, товары и услуги транспортных, снабженческосбытовых и торговых организаций.
Поскольку затраты на электроэнергию, транспортные перевозки, коммунальные
услуги входят в стоимость практически всех товаров, государство имеет
реальную возможность влиять на ценовую ситуацию.
Существует классификация цен в зависимости от порядка возмещения
потребителем (поставщиком) транспортных расходов по доставке грузов.
Цена, кроме издержек производства, включает издержки обращения, в частности
расходы на транспортирование товаров до покупателя. В связи с этим
географический фактор (удаленность покупателя от места поставки товара)
играет существенную роль в формировании цены. В зависимости от порядка
возмещения потребителем (поставщиком) транспортных расходов существуют
различные виды цен.
Единые цены с включением расходов по доставке отражают единую цену,
установленную фирмой для всех покупателей независимо от их местоположения,
с включением в нее одинаковой суммы всех транспортных расходов, которая
рассчитывается как средняя стоимость всех перевозок.
Зональная цена представляет собой единую цену для всех клиентов,
расположенных в границах одной зоны. При этом выделяют несколько
географических зон, по мере их удаленности цена товара увеличивается.
Цены, определенные на основе базисного пункта, отражает базисные цены
одной и той же продукции, которые устанавливают предприятия в нескольких
географических пунктах, фактические же цены продажи рассчитываются путем
добавления к цене товара, принятой для ближайшего от заказчика базисного
пункта, транспортных расходов по его доставке к месту назначения.
Цена франко (свободный) — это оптовая цена, отражающая условие поставки
(продажи) товара, согласно которому продавец обязуется доставить товар в
определенное место за свой счет с учетом риска, причем в цену включаются
транспортные, страховые и таможенные расходы.
Применение коммерческого термина «франко» в сочетании с указанием
конечного пункта (географического или физического) доставки продукции
означает, что покупатель свободен от расходов по транспортированию до этого
пункта. Их несет продавец (поставщик). Пунктом может быть вагон, склад, борт
судна, железнодорожная станция, государственная граница, конкретный
населенный пункт. Например, цена франко-станция отправления означает, что
транспортные расходы по доставке продукции до станции отправления несет
поставщик, а цена франко-вагон уже предусматривает оплату им расходов и по
погрузке в вагон.
В маркетинге используют классификацию цен в зависимости от новизны
товара. В соответствии с указанным признаком различают цены новых товаров
и товаров, реализуемых на рынке относительно долгое время. При выпуске
нового товара предприятие выбирает ряд методов образования цен.
Метод «снятия сливок». На товар устанавливается максимальная цена в расчете
на потребителя, готового купить его по данной цене. Последняя снижается
только после того, как спадает первая волна спроса, что позволяет расширить
зону продажи, привлечь новых покупателей.
Метод проникновения на рынок. Предприятие устанавливает цену товара,
значительно ниже цен аналогичных товаров конкурентов. Это делается для
привлечения максимального числа покупателей и с целью занять большую долю
рынка. Такая стратегия возможна при значительных объемах производства,
которые позволяют возмещать потери за счет общей массы прибыли.
Метод установления «психологической» цены. В этом случае продавцу нужно
учитывать психологию восприятия цены покупателем. Она должна быть ниже
круглой суммы, тогда у покупателя создается впечатление очень точного
определения затрат на производство и невозможности обмана, а также
применения более низкой цены, уступки покупателю, но в результате
выигрывает продавец за счет увеличения объема продажи и, следовательно,
суммы полученной прибыли.
Метод «следование за лидером». Цена товара устанавливается фирмой в
зависимости от цены, предложенной компанией — лидером в данной сфере.
Фирменная цена не должна ее превышать. На взаимозаменяемую продукцию
(например, бензин) устанавливается единая цена.
Метод установления цены с возмещением издержек производства. Эта цена
определяется с учетом фактических издержек производства и средней нормы
прибыли:
Ц = И + АР + Н (И + АР),
где И — издержки производства;
АР — административные расходы и расходы по реализации;
Н — средняя норма прибыли.
Метод установления «престижной» цены. Такая цена характерна для
высококачественных товаров известной фирмы, обладающих уникальными
свойствами и являющихся высокорентабельными и долговременными, так как
эти товары служат поддержанию имиджа исключительности их владельцев.
Поскольку различные маркетинговые цели (увеличение объема продаж,
получение большей прибыли, укрепление позиции на рынке) преследуются, как
правило, одновременно, то и цена согласно рассмотренной классификации
одновременно может быть и ценой «снятия сливок», и ценой «следования за
лидером», и «психологической» ценой.
Скользящая или падающая цена устанавливается в зависимости от
соотношения спроса и предложения и снижается по мере насыщения рынка.
Долговременная цена устанавливается на товары массового спроса. Она не
подвержена изменению на протяжении длительного времени.
Цены потребительского сегмента рынка устанавливаются на одни и те же
товары и услуги, реализуемые группам населения с разным уровнем доходов по
различным ценам.
Гибкая цена меняется в зависимости от соотношения спроса и предложения на
рынке. Ее применение оправдано тогда, когда возможно сильное колебание
спроса и предложения в относительно короткие сроки.
Преимущественная
цена
предусматривает
определенное
снижение
предприятием, занимающим доминирующее положение на рынке, цен своих
товаров.
Цены на изделия, снятые с производства, устанавливаются выше, чем на
обычные товары, так как последние предназначены для потребителей, которые в
них нуждаются (например, запасные части к легковым автомобилям и
грузовикам старых образцов).
Особое место занимает классификация цен по способу их фиксации.
Контрактные цены устанавливаются по соглашению сторон и регистрируются
в контракте.
Трансфертные (внутрифирменные) цены применяются при реализации
продукции между филиалами и подразделениями внутри одного предприятия
(фирмы) или одной ассоциации.
Биржевые цены (биржевые котировки) используются при продаже товаров
через биржи.
Цены торгов применяются при особой форме торговли, когда несколько
подрядчиков, конкурирующих между собой, предлагают заказчику свои проекты
на выполнение определенных работ, из которых он на конкурсной основе
выбирает наиболее эффективный.
Монопольные цены формируются монополиями и принимаются выше или
ниже издержек производства. Обычно монопольные структуры устанавливают
как можно более высокие цены реализации своей продукции и более низкие на
приобретаемые у других предприятий товары.
Можно классифицировать цены по степени обоснованности.
Базисные цены применяются в качестве исходных при установлении цены
аналогичных изделий. Они представляют собой фиксированные в соглашениях
или прейскурантах цены товаров с определенными качественными
характеристиками.
Справочные цены используются специалистами в качестве ориентировочной
информации при установлении цен аналогичной продукции или при анализе
уровней и соотношений цен. Они публикуются в каталогах, прейскурантах,
журналах, газетах, справочниках и экономических обзорах.
Прейскурантные цены представляют собой вид справочной
публикуются в прейскурантах фирм-производителей или продавцов.
цены
и
Фактические цены сделок учитывают применение различных надбавок или
скидок к базисной цене.
Цены потребления определяют все затраты покупателя, связанные с
приобретением товара, его доставкой и расходами по эксплуатации.
По времени действия цены классифицируют следующим образом.
Постоянные (твердые) цены не меняются в течение всего срока поставки
продукции по данному контракту или договору.
Текущие цены применяются при поставке продукции в данный период времени.
Они могут меняться в течение выполнения одного контракта и зависят от
конъюнктуры рынка.
Скользящие цены устанавливаются при торговых сделках на продукцию с
длительным сроком изготовления. Они учитывают изменения в издержках
производства, происходящих в период создания изделия.
Сезонные цены действуют в течение определенного периода времени.
Ступенчатые цены отражают последовательное снижение цен продукции по
предварительно принятой шкале.
Скидки используют фирмы — производители товаров и розничная торговля,
уменьшая первоначальную цену с целью привлечения новых покупателей,
сокращения больших товарных запасов, ответных действий на снижение цен
конкурентами.
Всем предпринимателям, «болеющим» за эффективное развитие своего бизнеса,
следует обратить особое внимание на систему скидок, так как:
скидка создает у покупателя представление о том, что фирма-продавец
делает уступку именно ему, и у покупателя появляется стимул к
приобретению данного товара;
снижение цен создает у покупателя впечатление о фирме-продавце как о
солидной и устойчивой организации, которая может себе это позволить.
Реальную выгоду от использования скидок получает фирма-продавец, так
как она ускоряет товародвижение и увеличивает объем продаж.
Существуют следующие виды скидок:
за оплату товара наличными (общая или простая скидка) — форма
платежа, улучшающая финансовое положение производителя, так как он
получает непосредственно наличные деньги. Обычно же в практике
рыночных отношений сроки оплаты счетов за отгруженные товары
колеблются от 30 до 60 и даже 90 дней. В зависимости от суммы сделки
такие скидки могут составлять от 3 до 6%;
количественная скидка — снижение цены за покупку крупных партий
товара. Продажа и транспортирование товара такими партиями снижают
сбытовые расходы производителя. Последнему такие скидки выгодны,
поскольку уменьшается себестоимость продукции по мере увеличения
объема изготавливаемой партии;
дилерская скидка — это скидка, предоставляемая производителем дилеру
или посреднику за услуги, связанные с продвижением товаров к конечному
потребителю;
специальная скидка (персонифицированная) — это скидка,
предоставляемая
избранным
покупателям,
в
которых
очень
заинтересованы продавцы. Эти скидки распространяются и на пробные
партии товаров с целью заинтересовать покупателя;
сезонная скидка — это скидка, предоставляемая покупателю за покупку
несезонных товаров или в период их сезонной распродажи. Величина
такой скидки иногда доходит до 50 — 70%;
бонусная скидка — это скидка, предоставляемая постоянным
покупателям, если они за определенный период приобретают заранее
обусловленное количество товара. Она может составлять 7 — 8%
стоимости оборота;
закрытая скидка — это скидка на продукцию, реализуемую в замкнутых
экономических формированиях (например, при внутрифирменных
поставках, внутренней торговле экономических группировок), а также на
товары,
поставляемые
по
специальным
межправительственным
соглашениям;
скидка скрытая — форма дополнительных бесплатных услуг продавца
покупателю
(например,
предоставление
льготных
кредитов,
стимулирующих покупку оптовых партий товаров).
Классификация цен, используемых в статистике и учете, имеет важное
практическое значение, поскольку с помощью информации о ценах можно
сопоставлять
результаты,
аналитические
исследования,
показатели
статистического наблюдения, изучать сложные явления ценообразования и
функционирования цен. К ценам, используемым в учете и статистике, относят
индексы цен (индексы потребительских цен), действующие (текущие),
средние, сопоставимые и неизменные цены. Они позволяют выявлять и
анализировать тенденции в динамике цен, измерять изменения физических
объемов производства и реализации товаров и услуг, осуществлять контроль и
анализ выполнения стоимостных показателей финансово-хозяйственной
деятельности предприятий (компаний, ассоциаций, организаций, объединений,
фирм).
Таким образом, формирование и установление оптовых, закупочных, розничных,
свободных, договорных, регулируемых, фиксированных, обслуживающих
внешнеторговый оборот и других видов цен осуществляется на основе ценовой
политики государства и предприятия (фирмы, организации), законодательных и
нормативных актов, ценовых факторов, принципов и методов ценообразования,
состояния финансово-кредитной сферы, исходя из конъюнктуры рынка,
сложившегося спроса и предложения, возможностей производителя (продавца) и
потребителя (покупателя), качества и потребительских свойств товаров (услуг),
места производства и реализации продукции, на базе анализа себестоимости
(издержек) производства, допустимых надбавок, наценок и скидок в пользу
продавца (посредника, поставщика, покупателя), размеров налогов, отчислений и
сборов, изучения цен и качества товаров (услуг) конкурентов.
Контрольные вопросы
1. Что представляет собой система цен и какая существует зависимость
между ценами при их формировании?
2. Какие применяются механизмы формирования цен в практике товарного
производства?
3. Какие основные группы цен объединяет классификация цен?
4. Какой существует порядок разработки калькуляции себестоимости
единицы продукции при обосновании конкретной цены и какие при этом
применяются статьи затрат?
5. Какая существует классификация инвойсных цен согласно перечню
«Инкотермс»?
6. Какие классификации цен используются в маркетинге?
7. Какие виды скидок с установленных цен используются в ценообразовании?
8. Как производится оценка уровня цен?