Система государственной гражданской службы: основные принципы, виды
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Система государственной гражданской службы: основные принципы, виды (лекция)
Принципы государственной гражданской службы
Система государственной службы, определённая законодателем в ст. 2 ФЗ-58, деление её по видам и уровням имеет основополагающее значение, так как в соответствии с ним применяется федеральное законодательство, касающееся видов государственной службы, а также законодательство субъектов РФ о государственной службе.
При этом современная система государственной службы с её видовой классификацией учитывает не только федеративное устройство страны, но и различия в функционально-целевой направленности служебной деятельности государственных служащих, военнослужащих и сотрудников правоохранительной службы.
Федеральными законами «О системе государственной службы РФ» и « О государственной гражданской службе РФ» установлены следующие основные принципы:
1. ПРИНЦИП ФЕДЕРАЛИЗМА – он обеспечивает единство системы государственной службы и разграничение предметов ведения между федерацией и её субъектами (ст. 71, ст. 72 Конституции РФ).
2. ПРИНЦИП ЗАКОННОСТИ – государственные службы должны соблюдать законы и нормативно-правовые акты о государственной службе. Этот принцип отображает требование ст. 4 Конституции РФ о том, что Конституция страны, Федеральные законы – имеют верховенство на всей территории РФ, а все остальные правовые акты должны соответствовать, не должны противоречить Федеральным законам. Законам субъектов РФ необходимо обеспечить единообразие с федеральным законодательством в данной сфере.
3. ПРИНЦИП ПРИОРИТЕТА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА – их непосредственное действие, обязанность их признания, соблюдения и защита – новое явление в условиях построения демократического, правового государства. Права человека должны быть надёжно защищены. Положения эти содержатся в Конвенции Содружества Независимых Государств «о правах и основных свобод человека» (СЗ РФ. 1999. № 13. ст. 1489) и Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней для членов Совета Европы (СЗ РФ. 2001. № 2. ст.163).
4. ПРИНЦИП РАВНОГО ДОСТУПА ГРАЖДАН К ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ закреплён в ст. 32 Конституции. Это со- ответствует ст. 25 (п. «е») Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. Сущность принципа – чтобы не было ограничений при приёме на государственную службу в зависимости от расы, пола, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства и т.д. Обусловленность владения государственным языком РФ.
5. ПРИНЦИП ЕДИНСТВА ПРАВОВЫХ И ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ОСНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ предполагает единый подход к организации государственной службы, как на федеральном уровне, так и уровне субъекта РФ. Субъекты сами определяют организацию, должности, но всё должно соответствовать классным чинам Федерации.
6. ПРИНЦИП ВЗАИМОСВЯЗИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ – нашёл своё закрепление в Федеральных законах (государственная служба, муниципальная служба) - единство основных квалификационных требований для замещения должностей государственной службы и муниципальной службы, требования к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации государственной службы и муниципальной службы.
7. ПРИНЦИП ОТКРЫТОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ:
• доступность общественному контролю;
• объективное информирование общества о деятельности государственной службы;
• согласно п. 3 ст. 15 Конституции РФ – законы подлежат обязательному опубликованию. Не опубликованные законы не применяются.
В целях обеспечения реализации прав граждан и организаций на доступ к информации о деятельности Правительства РФ и федеративных органов исполнительной власти, Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 2003 г. (СЗ РФ. 2003. № 7. ст. 658) утверждён перечень сведений о деятельности этих органов, обязательных для размещения в информационных системах общего пользования. Такие сведения отнесены и о государственной службе.
Открытость – это не только право человека на достоверную информацию, но и право на участие в решении вопросов, касающихся его законных интересов. Ни один государственный служащий не может остаться без контроля и критики.
9. ПРИНЦИП ПРОФЕССИОНАЛИЗМА И КОМПЕТЕНЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ имеет первостепенное значение при отборе кандидатур на замещение должностей государственной службы. Это основа эффективного выполнения поставленных задач.
10. 10 ЗАЩИТА государственной службы от неправомерного вмешательства в их профессиональную (службу), деятельность, как государственных органов, так и должностных лиц. Это обеспечивается федеральным законодательством. Например, в военной и правоохранительной службе характерны единогласие и субординация.
Система государственной гражданской службы: основные принципы, виды (лекция)
Функциональная направленность деятельности государственных служащих
Деятельность государственных служащих проявляется в следующих функциях:
1. ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ – реализация полномочий регулятивного и распределительного характера; осуществление государственных полномочий от имени государства.
2. ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ – разработка и принятие нормативно-правовых актов; выдача юридически властных предписаний в системе государственно-управленческой иерархии; законопроектная деятельность, издание приказов и распоряжений; их подготовка, принятие и исполнение долга, указаний.
3. РЕГУЛИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ – разработка и реализация государственной политики во всех сферах общества; применение мер государственного принуждения к юридическому и физическому лицам; обеспечение согласования различных интересов.
4. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ – обеспечение практической реализации компетенций государственных органов; совершение организационных действий и материально-технических операций (проведение совещаний, оперативок, конференций, заседаний, проверок и т.п.).
5. ПРАВОЗАЩИТНАЯ ФУНКЦИЯ – осуществление мер по обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, соблюдение ими обязанностей перед государством; государственные органы перед гражданами.
Как видим, у государственных служащих большой объём государственных административно-управленческих функций: государственное управление; государственный контроль, надзор; государственное планирование и прогнозирование, государственный учёт; государственное руководство и координация.
Таким образом, государственная служба в практическо-функциональном смысле представляет собой основанную на законе деятельность персонала государственных органов, исполнительной и судебной власти, состоящую в реализации государственной власти в различных сферах общественной жизни в целях выполнения задач и функций государства.
Система государственной гражданской службы: основные принципы, виды (лекция)
Виды государственной гражданской службы
Ранее, в соответствии с ФЗ от 31 августа 1995 г. «Об основах государственной службе РФ», было установлено разделение государственной службы Российской Федерации с учётом принципа федеративного устройства России на два вида:
1. Федеральную государственную службу, находящуюся в ведении РФ;
2. Государственную службу субъектов Федерации, находящихся в их ведении.
С принятием и вступлением в силу Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58 – ФЗ «О системе государственной службы РФ» законодательно закреплено, что система государственной службы включала в себя три вида федеральной государственной службы:
- Военная служба;
- Правоохранительная служба;
- Федеральная государственная гражданская служба.
Изменения в ФЗ «О системе государственной службы» от 13.07.2015 г. зафиксировали новую систему видов государственной гражданской службы. Система государственной службы включает в себя:
- государственную гражданскую службу;
- военную службу;
- государственную службу иных видов.
Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.
Военная служба и государственная служба иных видов, которые устанавливаются федеральными законами, являются видами федеральной государственной службы.